Как выучить стих майор привёз мальчишку на лафете
Литература. 5 класс
Конспект урока
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете. »
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- рассказ о жизни и творчестве К. М. Симонова;
- выявить отношение поэта к войне;
- определить роль выразительных средств языка;
- определить стихотворный размер, рифму.
Амфибрахий – трёхсложный размер с ударением на втором слоге.
Анапест – трёхсложный размер с ударением на третьем слоге.
Баллада – это лиро-эпический жанр литературы, повествовательная песня с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычный случай.
Дактиль – трёхсложный размер с ударением на первом слоге.
Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.
Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
Псевдоним – подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя.
Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге.
Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. Литература. Учебник 5 класс. Часть 1, 2. 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019, стр. 307
Дополнительная литература:
1. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. 5 класс. – Москва: ВАКО, 2016, стр. 392
Открытые электронные ресурсы:
1. Симонов Константин Михайлович: https://goo-gl.ru/5vBE (Дата обращения: 01.07 – 03.07.2019);
2. Централизованная система детских библиотек города Рязани: http://csdb62.ru/ (Дата обращения: 01.07 – 03.07.2019);
4. Вместе с Россией. Сайт общественных организаций российских соотечественников в республике Беларусь: http://ross-bel.ru/kultura/article_post/muzey-konstantina-simonova-unikalnaya-nakhodka-mogilevshchiny (Дата обращения: 01.07 – 03.07.2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Тема войны никогда не оставляла Симонова. Константин Михайлович был свидетелем тех страшных лет. Именно в первые месяцы войны, в 1941 году, было написано стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете…».
Автор рассказывает нам о встрече с мальчиком, которого везли из Бреста. Город-герой Брест. Именно он 22 июня 1941 года подвергся бомбардировке фашистских захватчиков. В это время находилось в Брестской крепости более 7 тысяч военнослужащих и членов их семей. Фашисты рассчитывали уничтожить крепость за несколько часов, но защитники крепости сумели продержаться месяц. Брестская крепость стала символом мужества, героической стойкости и доблести времён Великой Отечественной войны. В 1965 году крепость получила почётное и заслуженное звание «Крепость-герой».
Константин Симонов писал: «Когда говорят о мужестве, вспоминают Брест, когда говорят об испытаниях, вспоминают Брест, когда говорят о жизнях, отданных за нашу землю, вспоминают Брест. Это общее для нас начало войны, символ этого начала – трагического и героического. И когда мы говорим «Брест», ведь это мы думаем не только о защитниках Бреста, мы думаем вообще о том, как мы выстояли, как мы остановили врага, как мы разрушили его планы, как немцы не дошли за 6 недель до Москвы, как рухнул блицкриг, как они проигрывали войну».
Вы знаете о маленьких героях войны, о сынах полка, о маленьких тружениках тыла.
В первой части стихотворения поэт рассказывает нам о том, как из оккупированной Брестской крепости отец вывозит мальчика в тыл. Во время войны такие случаи были не редки, но мы видим, что ребёнок седой. Даже трудно представить, что пришлось пережить мальчику.
Майор привёз мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Во второй части стихотворения мы видим чувства поэта, который переживает увиденную картину. Он обращается мыслями к жене, которая просит его вернуться домой.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть ещё другие,
Что я там был и мне пора домой…
Образ мальчика собирательный. Он символизирует всех детей военного времени. Поэт говорит, что мальчишка обязательно вернётся в Брест, как только его освободят.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
И далее он говорит:
За всё, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
Финал стихотворения звучит как призыв, как надежда, как вера.
Если война затянется, то долг сына – вместо отца защищать родную землю от врагов.
Но если нет, когда наступит дата
Ему, как мне, идти в такие дни
Вслед за отцом, по праву, как солдата,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.
Военная лирика о детях пронизывала души и сердца всем, кто воевал, особенно тем из них, у кого были дети.
Сила поэзии Симонова военных лет заключается в сострадании, в его отношении к горю, постигшему советский народ.
Поэт переживает все испытания, выпавшие на долю людей в дни войны, как личные, это и позволяет ему создать стихи, получившие всенародное признание. Ни минуты Симонов не сомневался в победе, это ему помогало убеждать советских людей, защитников Родины, которые верили каждому его слову.
Теоретический материал для углублённого изучения
Сила и обаяние военных стихов Симонова заключается в их правдивости. Поэт вместе со своим народом искренне переживает все испытания, выпавшие на долю родной страны, как личные, это и позволяет ему создать стихи, получившие всенародное признание.
«Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, – поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков», – писал поэт.
Дополнительный материал
Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Его мать, урождённая княгиня Александра Оболенская, принадлежала к небогатой, хотя и одной из самых старинных аристократических семей. Когда Константину исполнилось 4 года в 1919 году, они с мамой переехали в Рязань. После смерти мужа она выходит замуж за Александра Григорьевича Иванищева, который и стал заниматься воспитанием мальчика. Александр Григорьевич преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. В Рязани Симонов учился в школе № 2 имени Крупской на рязанской улице Революции.
Рязанское детство нашло отражение в стихах и прозе Константина Михайловича. Он говорил: «Это, прежде всего, диктовалось моей глубокой симпатией к Рязани, где я рос и учился. Ведь детство и юность навсегда западают в память». В 1928 году семья уезжает из Рязани, но в течение всей жизни Симонов не один раз будет приезжать в город детства.
О Рязани поэт писал так: «Этот город для меня – очень многое в жизни. Десять лет детства, три года школы. А позже несколько месяцев в Солотче и кругом неё, рядом с таким чудесным знатоком родной нашей природы, как Константин Георгиевич Паустовский. А потом вышло так, что здесь, под Рязанью, кинематографисты «построили» Сталинград, и я был на съёмках фильма по роману «Солдатами не рождаются» в тех самых местах, где когда-то мальчишкой бегал по заливным лугам».
Рязанское детство и юность упомянуты в стихотворении «Родина». Симонов любуется заокскими лугами, русскими берёзками.
…Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
К нам это чувство, словно приказанье,
Не позовёшь – ворвётся всё равно.
В лесной глуши, на север, за Рязанью
Меня поймало первый раз оно…
Ещё одним городом детства и юности Симонова был Саратов. С теплотой он вспоминает о годах, проведённых в этом городе: «Саратов – город моей юности. Любил его и люблю». Здесь Симоновы-Иванищевы прожили с 1927 по 1931 годы. Здесь началась его самостоятельная жизнь. Он поступает в фабрично-заводское училище (ФЗУ), работает токарем по металлу. Отчим считал, что в шестнадцать лет юноша уже может принимать самостоятельные решения. Да и материальное положение семьи было не совсем благополучным.
«Мы жили туго, в обрез, и, когда я на второй год фабзавуча стал приносить 37 рублей в получку, это имело практическое значение для семейного бюджета», – вспоминал писатель.
После Саратова семья переезжает в 1931 году в Москву. Константин Симонов устраивается рабочим. Ему нужно было наработать трудовой стаж, поэтому он продолжает работать ещё два года после того, как в 1936 году поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького, который успешно заканчивает в 1938-м году. Будучи студентом, он публикует в газетах и журналах свои статьи и становится известным поэтом.
В 1939 году начинается война на Халхин-Голе против японских захватчиков. Симонов не раздумывая едет в район боевых действий. Результатами этой поездки стали цикл стихов «Монгольская тетрадь» и поэма «Далеко на Востоке». Здесь он становится сотрудником армейской газеты. До отъезда на фронт он окончательно меняет имя и вместо родного Кирилл берёт псевдоним Константин. Причина замены имени простая – не мог выговорить звуки «р» и «л». Произносить собственное имя ему было трудно. Псевдоним становится литературным именем, и вскоре поэт Константин Симонов приобретает всесоюзную популярность. С началом Великой Отечественной войны Симонов призван на фронт. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Работал в газете «Боевое знамя». В 1943 году ему присвоено звание подполковника, а после войны – полковника. Во время войны Константин Михайлович постоянно писал. В основном публиковался в газете «Красная звезда».
Знаменитое стихотворение «Жди меня» было написано в начале войны. В июне-июле Симонов как военный корреспондент был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилёвом, а в конце июля оказался в Москве, ночевал на даче у Льва Кассиля в Переделкине, написал стихотворение «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, читал только самым близким, но стихотворением зачитывались, переписывали его от руки. Симонов решается его сдать в печать. В декабре того же 1941 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноимённый фильм. Стихотворение было посвящено его будущей жене Валентине Серовой.
Константин Симонов вёл большую просветительскую и общественно–политическую работу.
Ушёл из жизни Константин Симонов 28 августа 1979 года в Москве.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выбор элемента из выпадающего списка
Вопрос «Кто воспитывал мальчика после смерти отца?» и несколько вариантов ответов в виде выпадающего списка.
Надо вспомнить изученный материал и из представленных ответов выбрать один верный ответ – отчим. Задание основывается на знании биографии поэта.
Выделение цветом
Формулировка задания предполагает знание размеров стиха.
– Какой стихотворный размер Константин Михайлович использует в стихотворении?
В случае затруднения можно обратиться к Тезаурусу.
Урок «погружения». «Дети и война . К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».
Урок литературы в 5-м классе.
Тема: Урок «погружения». «Дети и война . К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».
1) дать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах; познакомить со стихотворением К. М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»;
2) развивать навыки анализа поэтического произведения;
3) воспитывать патриотические чувства учеников.
Наглядность: слайды с документальными фотографиями и песней «Тишина»; слайды к уроку.
Заря вставала над землёй, заря вставала.
Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.
Фашизм без жалости шагал по всей планете.
Застыли люди от беды, притихли дети:
Ираида Мордовина
Организационный момент
— Ребята, проверьте готовность к уроку: учебники, тетради по литературе. Сегодня у нас с вами урок «погружения» в тему. Прошу вас настроиться, быть внимательными. Начинаем наш разговор.
2. Слово учителя
Просмотр слайдов. (Приложение 1.)
-Ребята, посмотрите кадры. . Ваша задача: просмотреть их и попробовать определить тему урока.
— Мы с вами просмотрели кадры, как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? ( детской судьбе во время ВОВ) ( 1мин.)
Варианты ответов: Великой Отечественной войне, подвигам героев, детям.
Да, ребята, сегодня мы вспомним страницы истории нашей Родины: Великую Отечественную войну, поговорим о судьбах не только взрослых, но и детей, которые принимали участие в этой войне.
Запись темы урока в тетрадь . (Приложение 2. Слайд1.)
Война — самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей.
Войны всегда приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической для советского народа была Великая Отечественная война 1941 — 1945 года. И, неслучайно, её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР.
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети.
Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, очерками и т.д. и давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов в годы войны был Константин Михайлович Симонов. В этом году мы отмечаем 100-летие с его дня рождения.
Презентация Симонов.Жизнь
(Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт им. А. М. Горького.
В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений — в 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.
В том же 1938 Симонов был принят в Союз писателей СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Института истории, философии, литературы), опубликовал поэму «Павел Черный».
Во время ВОВ он работает военным корреспондентом.
Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К.М.Симонова.
Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.)
3. Выразительное чтение наизусть стихотворения К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»(1мин 50 вместе с паузой после прочтения)(фоном звучит музыка).
(Приложение 2. Слайд 1.)
4. Анализ произведения
— Ребята, вы послушали стихотворение. Какое впечатление оно на вас произвело? (Дети делятся своими впечатлениями. Учитель не комментирует слова учеников.)
— Назовите тему этого произведения (о чём оно)?
— Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?
-Откуда везли мальчика? (Приложение 2. Слайд 2.)
Запись в тетрадь : Брест — крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.
— На какую картину обращает внимание рассказчик особенно?
— Что означает выражение: «. Седой мальчишка на лафете спал»?
(Выражение «. Седой мальчишка на лафете спал» обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.) (Приложение 2. Слайд 3)
Запись в тетрадь: лафет — станок артиллерийского орудия.
-Почему мальчик седой? (Приложение 2. Слайд 4)
(Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.)
— Сколько лет мальчику? Почему, по-вашему, «:За десять лет на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней»?
(Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал «на том свете», потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг.)
-Есть ли у мальчика имя? Почему?(Таких было много.)
— Как вы понимаете слова: «Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой. «
(Автор вспоминает, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки, говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других. )
— К кому обращается автор со словами: «Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца»?
(Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Солдатам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу.)
— «Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца». Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?
(Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут «домой прийти. до конца»: они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои.
Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и «поцелует горсть своей земли».)
— Почему автор пишет, что «твой» мальчик спит «за тридевять земель, в горах Урала»?
(Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь.)
— О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?
(Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.
Но если не вернется, если сын вырастет и ему «наступит дата», придет срок «идти в такие дни», т. е. на фронт, — поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг — защитить нашу страну от врагов.)
-Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?
4. Минутка релаксации
-Закройте глаза, вспомните всё стихотворение. Какой образ возникает в вашем воображении? Опишите его.
— А теперь перечитайте про себя стихотворение, последите внутренне за сменой интонаций: в середине четвертой строфы — повествовательная, многоточие указывает на долгую паузу; тон горьких размышлений в 5-6-й строфах и строгий пафос трех заключительных строф.
5. Заключительное слово учителя
Стихотворение Симонова -это монолог мужчины-воина. Оно состоит из двух частей — описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.
— Война затронула всех. Самое страшное, что в эти страшные годы страдали не только взрослые, но и дети. Детей лишили родителей, дома, детства. Но они стали маленькими героями большой войны. Но как вы думаете, чья заслуга была в том, что они не были оставлены в сожженных дотла городах? (В этом заслуга солдата).
И мы сегодня увидели «седого мальчишка», который призывал солдат не отступать назад, не возвращаться домой и отсиживаться, думая: «Пусть другие сталкиваются с этим горем!» А, напротив, отвоевывать каждый клочок земли, лишь бы сохранить дом ребенку.
В память о воевавшим, погибших попрошу вас написать письма благодарности воинам, сражавшимся в боях за мир на нашей земле, воинам, которые отдавали свои жизни ради спасения детей и нас, нашего будущего. Напишем мы эти письма так , как писали в то далекое военное время. Ведь, для солдата письмо из дома было важнее полевой кухни.В первые же недели войны почтовые работники столкнулась с проблемой нехватки конвертов. Именно тогда и появились письма-треугольники, когда лист с письмом просто складывали в несколько раз, а на верхней стороне писали адрес получателя. Поскольку тетради были на вес золота, послание писалось мельчайшим почерком, заполнялось все пригодное пространство. Подобные письма-треугольники складывали даже маленькие дети, которые сооружали послание папке из обычного куска газеты.
Дети пишут письма. (музыкальный фон)(10 мин).
Егор выходит к доске, показывает, как нужно складывать письмо. Затем каждый прикрепляет свое письмо на доску (на обожженные листы). (4 мин)
Рефлексия. (4 мин)На экране предложения, которые нужно продолжить.
«Майор привез мальчишку» — анализ стихотворения К.М. Симонова
Главная тема
Стихотворения Симонова солдаты переписывали друг у друга и учили наизусть. Сегодня детей с его творчеством знакомят на уроках русской литературы в 5 классе. Известное произведение «Майор привез мальчишку на лафете, седой мальчишка на лафете спал» очень быстро набрало популярность на фронте.
Основа стиха — проблемы маленьких детей, которые потеряли родителей и были лишены детства. Главными персонажами являются мальчишка и герой, который представлен читателям как солдат. Кроме этого, присутствуют и другие роли: отец мальчика, майор и адресат, к которому все время обращается лирический герой.
В первой части произведения рассказывается о судьбе мальчика. Его мать погибла, а отец был ранен. Из-за состояния здоровья он решил передать сына в руки солдатам своего полка. Папа мальчика был уверен в своих товарищах и понимал, что они не оставят сына одного.
Автор кратко представляет читателям портрет главного героя. Он описывает лишь, что ребенок спит на лафете, обнимая игрушку. Мальчик не понимает, что остался сиротой. В этом месте ощущается трагизм. Автор указывает, что мальчик седой. Эта мысль дает полностью понять, с какими трудностями ему пришлось столкнуться.
После такого описания поэт обращается к адресату. Есть предположения, в которых женщина просит солдата вернуться домой. Она утверждает, что невозможно всех спасти.
Герой описывает свои чувства и объясняет, почему не может уехать домой. Он намерен освободить родные земли от натиска врага.
Смысловая структура текста разделена на несколько основных разделов:
- Часть, где отец передал мальчика солдатам.
- Обращение лирического героя к собеседнику.
Жанр стихотворения — элегия. Это подтверждено тем, что главный персонаж с грустью рассказывает о происходящем на фронте и раздумывает о долге Родины.
Основы выразительности
Для передачи точного настроения и чувств лирического героя автор использует различные языковые средства выразительности. В произведении их встречается немного, так как это обращение простого солдата. В стихотворении имеются:
- Метафоры — «ты это горе знаешь понаслышке, а нам оборвало сердца».
- Эпитеты — «разбита пушка».
Константин Симонов, как и многие писатели, призывал всех бороться до конца, за своих детей, родителей и возлюбленных. Его сильно трогала тема того, что у детей забирают детство.
Каждый солдат, прочитав стихотворение, узнавал в главном герое реальных детей, страдающих от страшной войны. Это побуждало многих бороться до самого конца, не оставляя надежду на победу.
Стихотворение раскрывает главный мотив детства, загубленного войной. Мальчик, оставшийся сиротой, находился в Бресте. Это место, которое приняло на себя первый удар армии противника. Симонов, описывая мальчишку, указывает его возраст. Ему всего 10 лет, а он уже потерял мать, пережил обстрел родного города и эвакуацию.
Произведение Симонова было создано в самом начале войны. Это было тяжелое время для страны. Неподготовленность и неожиданность заставила бойцов отступать.
Лирические стихи были просто необходимы солдатам. Они наполняли духом и помогали в противостоянии.