1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выучить стих о весна без конца и без края

Выучить стихотворения А.Блока.

«На поле Куликовом»

«О, весна без конца и без краю. «

«О доблестях, о подвигах, о славе. «

Критерий завершения

Могу свободно рассказать их)

Личные ресурсы

Экологичность цели

Классика бесценная вещь!

  • «>
  • Открыть фотогалерею

Хорошо знать «О доблестях, о подвигах, о славе»

О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем. Вино и страсть терзали жизнь мою. И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою.

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла. Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла.

Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.

30 декабря 1908

Наконец — то рассказать то ,что уже знаю

Александр Блок — стихи

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах.

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита.
Никогда не откроешь ты плечи.
Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!

Безупречно выучить «Река раскинулась.Течет, грустит лениво..»

НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о Русь!

И даже мглы — ночной и зарубежной —

Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь.

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль.

И нет конца! Мелькают версты, кручи.

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь.

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

Отлично знать «Незнакомка»Красивое Стихотворение!

НЕЗНАКОМКА

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

Читать еще:  Когда день стихов

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino Veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный,

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный

Стихотворение А.А.Блока «О, весна без конца и без краю…» (Урок литературы в 9 классе)

Содержимое публикации

Стихотворение А.А.Блока

«О, весна без конца и без краю…»

(Урок литературы в 9 классе)


Цел и урока: познакомить учащихся с художественными особенностями стихотворения А.А.Блока «О, весна без конца и без краю…»; помочь проанализировать поэтическое произведение.

Эпиграф урока:

Был Пушкин и был Блок.… Все остальное – между! В.Ходасевич

1. Проверка домашнего задания: чтение наизусть стихотворение «Ветер принёс издалёка».

2. Запишите число, тему и эпиграф урока.

«Был Пушкин и был Блок.… Все остальное – между» – эти слова Владислава Ходасевича как нельзя ярко отражают значение самого удивительного поэта, который своим творчеством завершил поэтические искания всего 19 века и открыл путь поэзии века нового, т.о. соединив в своем творчестве русскую классику и новое искусство. Это имя – Александр Блок.

2. Прочитайте статью учебника о стихотворном цикле А.А.Блока «Фаина» на стр. 54 – 58 («В стихотворном цикле А.А.Блока «Фаина» … – … представляется ему таинственной, загадочной и непостижимой»)

3. Прочитайте (или прослушайте) стихотворения А.А.Блока «О, весна без конца и без краю…» на стр.63 – 64.

4. Проанализируем стихотворение.

— Речь в стихотворении идёт о времени года?(Нет, это не календарное время года — это время, когда сбываются самые немыслимые мечты)

—Выстраиваем тематическую цепочку: весна–мечта.

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

(Весна–мечта–жизнь! Герой открыт жизни, принимает её, приветствует. “звоном щита”!)

— Какие ассоциации рождает слово “щит”? ( Защита.. Рыцарь в доспехах. )

— Да! Мотив рыцарства. У Блока, и не только периода «Прекрасной Дамы», — это основной мотив. Он ещё в доспехах рыцаря, но уже готов к новым подвигам.

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

— Что открывается поэту в новой жизни? (Неудача и удача, плач и смех. )

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

— Но они ему ещё не совсем открылись: плач и смех — “тайные области”, хотя и в них уже нет “позорного”, стыдного. Лирический герой ещё не знает, отчего плачут и смеются, но уже готов это постигнуть.

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах тёмных окна,

Чтоб мои воспалённые взоры

Раздражала, пьянила весна!

— Обратим внимание на качество прилагательных и причастия. (Бессонные — полные жизненной активности, неутомимые. Тёмные — здесь “тайные”, сокровенные, из глубины сознания. Воспалённые — палить (огнём!) — огненные — стихия огня! Тёмные — мрак, воспалённые — огонь: заклятие огнём и мраком! Смысловая антитеза, заключающая в себе некое таинство!)

Читать еще:  Как молоды мы были чьи стихи

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

— Откуда города могут казаться колодцами, а веси (сёла, деревни — общесл. — книжная, высокая лексика) — пустынными? (Сверху, если смотреть с неба. )

— Да! Лирический герой ещё в своей башне, где совершает обряд поклонения Прекрасной Даме, но уже готов спуститься и окунуться в земную стихию (стихию огня!).

Осветлённый простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

— Продолжите тематическую цепочку. (Небо (“простор поднебесий”) и землю с её “рабьим трудом” принимает поэт. Небо, символизирующее свободу, и земля — рабство, оказываются соединёнными в представлении лирического героя)

И встречаю тебя у порога —

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем Бога

На холодных и сжатых губах.

— Какой образ появляется?(Женский — на это указывает местоимение “тебя”, “змеиные кудри”. О ней (сравните: Прекрасная Дама, Она. ) уже с маленькой буквы — земная женщина)

— Почему у порога? (Порог, по мифологическим представлениям, мыслится как переходный момент: далее — чужой мир. Она у порога. Ситуация пороговая, то есть пограничная, далее — другой мир, где змеиные кудри оплетают, буйный ветер уносит. )

— Куда? (Проследим, как усиливается мотив враждебности другого мира.Её губы не знают имени Бога, они холодны, то есть порочны, враждебны (холод–враждебность).

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита.

Никогда не откроешь ты плечи.

Но над нами — хмельная мечта!

— Усиление мотива враждебности, оттого снова появляется тема щита. но и она никогда не откроет плечи (сжатые, холодные губы, закрытые плечи. ) — она недосягаема, закрыта для лирического героя! Остаётся только мечтать!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель — я знаю —

Всё равно: принимаю тебя!

— Это любовь — страсть к той, чьи уста не знают имени Бога! Впереди мученья и, может быть, смерть.

(Тематическая цепочка замкнулась.)

— Какой ответ даёт лирический герой всему этому, именуемому жизнью? (Утвердительный, жизнеутверждающий!)

— Как видим, в одном стихотворении прослеживается эволюция лирического героя: от рыцаря Прекрасной Дамы к страстно влюблённому в Снежную Маску — земную, грешную женщину, грозящую гибелью.

4. Перечитайте проанализированное стихотворение.Что нового вы в нём услышали?

🌹 О, весна! без конца и без краю

  • 🍁 Природа
  • 🍷 Блок

В расцвете творческих сил Александр Блок начинает отходить от символизма и находит в стихах отражение реальной жизни. Поэт, как созревший плод приобретает полный вкус и радует любителей поэзии новыми оттенками творчества. В стихотворении «О, весна без конца и без краю…» автор полон надежд и позитива, что объясняется и без анализа строк, ведь в это время он думает, что нашёл новую Музу – Н Волохову, которая должна заменить Любовь Менделееву (супруга). На этом фоне жизнь обретает новые краски, ведь надёжны лучший антибиотик от хандры души.

Основная тема стихотворения

Новая увлечённость Блока происходит на волне весны, поэтому этой поре года достаётся вся душевная радость поэта. Ключевым словом стихотворения идёт «Принимаю», ведь душевный восторг автора так велик, что он принимает не просто весну, как синоним любви, а и неудачи, бессонные споры и пустынные веси – всё, что даровано природой.

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!

Весь мир принадлежит Блоку, для него нет границ и барьеров. Даже зная, что такой порыв может привести к гибели, он не отходит в сторону. Для него равноценно дорого всё, что его окружает и поэт не разделяет белое и чёрное, делая из них микс своей жизни и благодаря за него.

Читать еще:  Стихи о том как девушка разлюбила

Виновницу этого торжества душу он готов встречать у порога, когда ветер развевает её змеиные волосы, а на сжатых и холодных от долгого отсутствия поцелуев устах застыло неразгаданное имя Бога. Эта встреча враждующая, потому что для него скрыты плечи, как часть сексуального начала женщины, но и это можно преодолеть, так как над ними его хмельная мечта – глаза и губы любимого человека. Зная об опасности такого свидания Блок держит наготове щит, а меч ему не нужен – он уже не завоеватель, а обладатель.

Использование выразительных средств

Для украшения стихотворения и лучшей передачи своих восторженных чувств Блок использует в стихе немало средств выразительности. Игра антонимами и эпитетами украшает строки и придаёт им большую глубину без потери лирического начала. Уже в самом начале идут антонимы «удача – неудача», в первой же строфе видим «смех – плачь», в концовке «ненависть и любовь». Струю живой воды строкам предают эпитеты воспалённые, бессонные, осветлённый.

Размер стихотворения – это трёхстопный анапест, где Блок использует перекрёстную рифмовку. Жанр «Весны» — элегия с признаками послания. Стих можно разделить на семь катренов, в которые передаётся послание-об ращение героя к весне.

Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

Эпилог

Последнее четверостишье – это эпилог стихотворения, где в четырёх строках поэт подвёл итог всеми вышенаписанному. В нём герой смотрит на предмет своего обожания, одновременно любя и ненавидя его. Любовь не имеет объяснения, как случайна встреча в тёмном переулке с убийцей, а вражда объясняется пониманием героя, что эти отношения приведёт к мучениям и гибели, ведь он женат (не путайте современный штамп в паспорте с венчанием).

За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!

Вместе с тем сила любви побеждает, и он вручает себя в её руки, принимая встречу, заранее зная, что идёт на погибель. Не так ли стоит принимать любовь, чтобы она накрывала с головой, и мы готовы были идти до конца, несмотря на неизбежную гибель? Что лучше, быть мотыльком-однодневкой и сгореть, летя на свет и попав в огонь или провести жизнь в спячке, ожидая лучшего из-под своего холодного панциря?

П. С. Роман с Волоховой не сжёг Блока, вскоре он восстановил отношения со своей Музой – Менделеевой, хотя солнечными их назвать было нельзя из-за различий темперамента.

Текст

О, весна! без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах.

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита.
Никогда не откроешь ты плечи.
Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Всё равно: принимаю тебя!

24 октября 1907

Мелодекламация строк

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector