3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выучить стих пушкина унылая пора

Заучивание стихотворения»Унылая пора! Очей очарованье!» А. С. Пушкин с использованием мнемотаблиц.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия составлен для подготовительной группы.Преднаначен для формирования у детей навыка выразительного чтения стихов, для заучивания наизусть при помощи мнемотаблиц.Развивает эстетические чуства,память,воображение.В конспекте представлено много наглядного материала, который помогает детям запоминать текст и воспроизводить его в правильной последовательности.Дети учатся словообразованию.Развивающие схемы и таблицы обеспечивают дифференцированный подход и всестороннее развитие личности каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект с использованием мнемотаблиц.123.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в подготовительной

Область: Развитие речи.

Тема: «Унылая пора! Очей чарованье!» А.С. Пушкин.

Цель: Совершенствование навыка заучивания стихотворения с опорой на наглядность.

Программные задачи: Формировать у детей навыки выразительного чтения стихов, учить их наизусть при помощи мнемотаблиц. Продолжать работу над предложением, словесным его составом, анализировать, записывать схематично. Развивать эстетические чувства, память, воображение. Воспитывать любовь к поэтическим произведениям.

Предварительная работа: Чтение и заучивание стихов об осени и осенних явлениях. Рассматривание репродукций картин И. Левитан «Золотая осень», И.С. Остроухов «Золотая осень». Подвижные игры с осенними листьями на прогулке, экскурсия в осенний парк.

Продуктивная деятельность: рисование «Листопад, листопад лес осенний конопат», аппликация (обрывание) «Осенний ковер».

Воспитатель вносит букет осенних веток.

Вос-ль: Ребята, посмотрите какой букет я принесла. Давайте придумаем ему название?

Вос-ль: Рассмотрите его. Какого цвета листья, ягоды, с чем их можно сравнить по цвету? Для кого осень на зиму оставляет свои дары? Когда и кому они могут пригодиться?

Вос-ль: Посмотрите какие листья в нашем букете?

— Яркие: желтые, красные, багровые и т.д.

Вос-ль: Глядя на наш букет, как бы вы назвали этот период осени?

Дети: Золотая осень.

Воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье»:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Вос-ль: Понравились стихи? Мы знаем сказки и стихи этого поэта, кто он-А.С. Пушкин- да, это его стихи.

— Ребята, а «унылая», это какая пора?

Вос-ль: Почему Александр Сергеевич говорит: «Очей очарованье», значит ему нравится эта пора, он любит осень?

— Что ему нравится в этом периоде осени?

— Ответьте строчками из стихотворения. (Если дети затрудняются, педагог подсказывает)

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увядание.

В багрец и золото одетые и леса.

Вос-ль: Назовите с чем сравнивает поэт цвет осенних деревьев. С золотом и яко-красным цветом- багрянцем.

Читает стихотворение еще раз.

Вос-ль: Вы хотите выучить это стихотворение наизусть?

— Чтобы нам было легче его запомнить, давайте с вами нарисуем его в таблицу и с помощью нее быстрее запомним все слова.

Рисуют мнемотаблицу. Дети сами предлагают символы, с помощью которых обозначаются слова-подсказки в стихотворении.

«Унылая пора» для школьников, или Как выучить стихотворение А.С.Пушкина

Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень». Сегодня задали — а завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим. Но с «Осенью» все сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» — тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, её яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье». Помучились, но все же выучили и вторую, и третью строчку. Даже четвертую одолели, хотя «багрец» тоже долго не поддавался пониманию.

Я удивилась: Пушкина мы читаем, слова эти не самые «страшные», это ведь не «Песнь о вещем Олеге». И что здесь такого невероятного? Вот говорю, Дима, пол-Ламанша мы переплыли. Давай доплывем до финиша. Осталась вторая строфа.

Но второе четверостишье оказалось более сложным. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдаленные седой зимы угрозы» не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник, Пушкина. В итоге легли спать на два часа позже обычного. Спали тревожно.

На следующий день вернулся из школы с «пятеркой». Взахлеб рассказывал про то, что пятерок мало, много троек и двоек. Некоторые дети вообще это стихотворение выучить не смогли. Вечером было родительское собрание — плановое, в начале учебного года. Обычно во время него родительский комитет со всех деньги собирает.

Но собрание почти полностью было посвящено «Осени». Родители кричали: «Как можно такое детям задавать! Это же нереально выучить! Да ещё всего лишь за один вечер!» Крики дополнялись подробными рассказами о том, как дети плакали, не спали ночь, учили, но так и не смогли разделить с Пушкиным очарованье болдинской осенью.

Интересно, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем втором «А». Пока я сидела на собрании, погуглила «тренд». И правда, вот и в блогах то же самое пишут — дети не могут запомнить «Осень», потому что им слова непонятны. А ведь дальше по школьной программе — стихотворения Фета, Тютчева, Есенина…

Учительница как могла объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают — так это не Пушкин виноват. И не департамент образования, и не школа. Родители продолжали возмущаться. Даже забыли о том, что сами когда-то эту же «Осень» учили и у доски на оценку рассказывали.

«Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! — говорила учительница. — Вот в четвертом классе разбирали предложение «пастух трубит в рожок». У детей спросили: «Знаете, что такое рожок?» Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил, что это такое мороженое. Ещё один ребенок сказал, что слышал это слово, «когда по телику шла реклама какого-то твоРОЖКА». И всё».

Возможно, ещё через пол-ста лет в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока ещё можно любоваться осенним лесом и декламировать: «Унылая пора!»

Унылая пора, очей очарованье

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Читать полное произведение

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Стихи Пушкина, которые легко учатся

Легче всего выучить те стихи, где рифму даже запоминать не надо – она сама идет на ум. У Пушкина много таких стихотворений, посвященных описаниям природы, беседам с приятелями. Много отрывков из поэм и сказок, которые обладают самостоятельным смыслом, и их тоже можно выучить и рассказать на уроке.

Лучшие произведения:

Уж небо осенью дышало.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Отрывок из поэмы Евгений Онегин

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной.

Красавица

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Царское Село

Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,
О ты, певцу дубрав давно знакомый гений,
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой,
Леса, где я любил, где чувство развивалось,
Где с первой юностью младенчество сливалось
И где, взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию, веселость и покой.

Веди, веди меня под липовые сени,
Всегда любезные моей свободной лени,
На берег озера, на тихий скат холмов.
Да вновь увижу я ковры густых лугов,
И дряхлый пук дерев, и светлую долину,
И злачных берегов знакомую картину,
И в тихом озере, средь блещущих зыбей,
Станицу гордую спокойных лебедей.

Сожженное письмо

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои.
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет.
Минуту. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит. О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют. Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди.

Если жизнь тебя обманет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

Ангел

В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.

Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.

«Прости, — он рек, — тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не всё я в небе ненавидел,
Не всё я в мире презирал».

Цветок

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе.

Дар напрасный, дар случайный.

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью
Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Предчувствие

Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне.
Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?

Бурной жизнью утомленный,
Равнодушно бури жду:
Может быть, еще спасенный,
Снова пристань я найду.
Но, предчувствуя разлуку,
Неизбежный, грозный час,
Сжать твою, мой ангел, руку
Я спешу в последний раз.

Ангел кроткий, безмятежный,
Тихо молви мне: прости,
Опечалься: взор свой нежный
Подыми иль опусти;
И твое воспоминанье
Заменит душе моей
Силу, гордость, упованье
И отвагу юных дней.

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый.

Стихи А.С. Пушкина, которые быстро и легко учатся

Стихи Пушкина знает каждый. Мы начинаем их учить со школьной скамьи и до окончания школы. У Пушкина есть стихотворения которые легко учатся, а есть произведения, более сложные для запоминания.

Ниже Вы сможете прочесть короткие и легкие стихотворения А.С, Пушкина для заучивания наизусть.

Узник

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы, пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

Я вас любил, любовь еще, быть может

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим,
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Унылая пора, очей очарованье

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Пущину

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Если жизнь тебя обманет

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет,
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет,
Что пройдет, то будет мило.

Вот муза, резвая болтунья

Вот муза, резвая болтунья,
Которую ты столь любил.
Раскаялась моя шалунья,
Придворный тон ее пленил,
Ее всевышний осенил
Своей небесной благодатью —
Она духовному занятью
Опасной жертвует игрой.
Не удивляйся, милый мой,
Ее израильскому платью, —
Прости ей прежние грехи
И под заветною печатью
Прими опасные стихи.

Младенцу

Дитя, не смею над тобой
Произносить благословенья.
Ты взором, мирною душой,
Небесный ангел утешенья.

Да будут ясны дни твои,
Как милый взор твой ныне ясен.
Меж лучших жребиев земли
Да будет жребий твой прекрасен.

Зима, Крестьянин, торжествуя

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь,
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь,

Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая,
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив,
Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

Голицыной

Давно об ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине,
Ее минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих, унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замечанный ее душой.
Вновь лире слез и тайной муки
Она с участием вняла —
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки…
Довольно! в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем:
Я славой был обязан ей —
А может быть и вдохновеньем.

Я пережил свои желанья

Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты,
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.

Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец —
Живу печальный, одинокой,
И жду: придет ли мой конец?

Так, поздним хладом пораженный,
Как бури слышен зимний свист,
Один — на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист.

Приятелю

Не притворяйся, милый друг,
Соперник мой широкоплечий!
Тебе не страшен лиры звук,
Ни элегические речи.
Дай руку мне: ты не ревнив,
Я слишком ветрен и ленив,
Твоя красавица не дура,
Я вижу все и не сержусь:
Она прелестная Лаура,
Да я в Петрарки не гожусь.

Именины

Умножайте шум и радость,
Пойте песни в добрый час:
Дружба, грация и младость
Именинницы у нас.

Между тем дитя крылато,
Вас приветствуя, друзья,
Втайне думает: когда-то
Именинник буду я!

Я помню чудное мгновенье

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Дорида

В Дориде нравятся и локоны златые,
И бледное лицо, и очи голубые…
Вчера, друзей моих оставя пир ночной,
В ее объятиях я негу пил душой,
Восторги быстрые восторгами сменялись,
Желанья гасли вдруг и снова разгорались,
Я таял, но среди неверной темноты
Другие милые мне виделись черты,
И весь я полон был таинственной печали,
И имя чуждое уста мои шептали.

Зимнее утро

Мороз и солнце, день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Если с нежной красотой

Если с нежной красотой
Вы чувствительны душою,
Если горести чужой
Вам ужасно быть виною,

Если тяжко помнить вам
Жертву тайного страданья —
Не оставлю сим листам
Моего воспоминанья.

Предчувствие

Снова тучи надо мною
Собралися в тишине,
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне
Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?

Бурной жизнью утомленный,
Равнодушно бури жду:
Может быть, еще спасенный,
Снова пристань я найду
Но, предчувствуя разлуку,
Неизбежный, грозный час,
Сжать твою, мой ангел, руку
Я спешу в последний раз.

Ангел кроткий, безмятежный,
Тихо молви мне: прости,
Опечалься: взор свой нежный
Подыми иль опусти,
И твое воспоминанье
Заменит душе моей
Силу, гордость, упованье
И отвагу юных дней.

Дар напрасный, дар случайный

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью
Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе

Ангел

В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.

Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.

«Прости, — он рек, — тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не всё я в небе ненавидел,
Не всё я в мире презирал».

Если жизнь тебя обманет

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.Сердце в будущем живет,
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет,
Что пройдет, то будет мило.

Царское Село

Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,
О ты, певцу дубрав давно знакомый гений,
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой,

Леса, где я любил, где чувство развивалось,
Где с первой юностью младенчество сливалось
И где, взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию, веселость и покой

Веди, веди меня под липовые сени,
Всегда любезные моей свободной лени,
На берег озера, на тихий скат холмов.
Да вновь увижу я ковры густых лугов,

И дряхлый пук дерев, и светлую долину,
И злачных берегов знакомую картину,
И в тихом озере, средь блещущих зыбей,
Станицу гордую спокойных лебедей.

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала,
И ты издавала таинственный гром

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Красавица

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей,
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей,

Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье,

Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

Уж небо осенью дышало

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.

О вы, которые любили

О вы, которые любили
Парнаса тайные цветы
И своевольные мечты
Вниманьем слабым наградили,

Спасите труд небрежный мой
Под сенью покрова —
От рук невежества слепого,
От взоров зависти косой.

Картины, думы и рассказы
Для вас я вновь перемешал,
Смешное с важным сочетал
И бешеной любви проказы
В архивах ада отыскал…

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4класс

Урок 10А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование. »

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» и его анализ.

Глоссарий по теме

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»)

Багрец — Красная краска темного оттенка, багровая (Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 20120)

Очи — ОКО, -а, мн. очи, очей (устар. и высок.) и (стар.) очеса, очес, ср. (устар. и высок.). То же, что глаз (С. И. Ожегов. Толковый словарь)

Ключевые слова

Стихотворение; литературный прием; олицетворение; лирический герой; эпитет; метафора.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 — 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

На фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь» сменяются картины осени.

Продолжает звучать музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь». Под музыку диктор читает стихотворение. На экране демонстрируется текст.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Наверняка вам понравилось это стихотворение. Оно очень красивое. Согласны? Всего восемь строк, а сколько чувств.

— Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение?

В стихотворении преобладает настроение.

— Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души?

Произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души – это лирическое произведение.

— Давайте ещё раз выясним, какова основная задача лирического произведения?

Основная задача лирического произведения – передать чувства.

— Какие чувства передаёт автор?

Автор передаёт чувство восхищения, чувство грусти, так как осень уходит.

Давайте зачитаем строки, где автор выражает свои чувства, то есть что он любит.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы

Нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства Александр Сергеевич выразил одним словом «Люблю». А дальше следует перечисление с повторяющимся союзом И — ветра шум, и свежее дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы. Соответственно, нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения. Всё предложение должно быть прочитано на одном дыхании.

Прочитайте про себя одно предложение, состоящее из шести строк с интонацией перечисления.

— А теперь прочитайте вслух. Обратите внимание, что автор больше всего любит в осени?

— Итак, что же поэт любит?

Пышное природы увяданье.

— Что вы понимаете под этими словами?

Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это слово со словом пышное, автор получает совершенно другой образ.

— Что значит пышное? Красивое, яркое, торжественное.

Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание.

Найдите и прочитайте эти строки.

В багрец и в золото одетые леса

Здесь, возможно, вам незнакомо слово багрец. Что же оно означает?

1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.

2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.

Слово багрец имеет два значения. Какое значение А. С. Пушкин берёт для своего стихотворения?

Первое значение – красная краска тёмного оттенка, багровая.

Изменится ли картина осени, если слова «багрец», «золото» заменить на «тёмно-красный» и «жёлтый»?

Золото — это признак богатства и украшение, Автор сравнивает с ним, чтобы показать богатство природы

Багрец и золото — эти слова придают картине возвышенность, торжественность, величавость. Пушкин восхищён этой увядающей красотой осени, он наслаждается последними, исчезающими бликами прекрасного.

Значит, и читать эту строчку следует, выделяя эти слова, придавая им величие.

Ещё нам встретилось слово очи.

Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово, используемое в поэтической речи.

— А что придают устаревшие слова данному произведению?

Они придают таинственность, сказочность, торжественность – очей очарованье

Унылая пора! Очей очарованье!

Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “Очей очарованье!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.

Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию.

Пушкин называет осень унылой порой?

Потому что это пора увяданья природы, листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.

— А почему же это все-таки и пора очей очарованье?

Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным ковром.

Приятна мне твоя прощальная краса. Почему краса прощальная? Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях? Вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не увидим такой игры красок.

Пушкин использует разнообразные средства художественной выразительности, которые делают текст стихотворения очень ярким и красочным.

Прежде всего это эпитеты, например Унылая, Прощальное, Пышное.

Можно легко отыскать в тексте и метафоры, то есть некое сравнение одного предмета с другим, например, слова Багрец и Золото, с которыми поэт сравнивает цвета осеннего леса.

Далее находим в тексте Олицетворение, то есть придание неживой природе черт живого существа. Пушкин говорит об угрозах, которые оказывается способна делать Зима, о Дыхании Ветра, а Леса оказываются Одетыми.

Давайте рассмотрим картины русских художников, которые так же, как и Пушкин, восхищаются осенью.

В. Поленов на картине «Золотая осень» изобразил пору золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе ещё кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета.

Осень на ней ещё только-только просыпается, она ещё не дохнула на деревья, и многие из них ещё в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии природы.

Глядя на картину знаменитого художника И. Левитана «Вечерний звон», нельзя оторвать глаз. Он чётко и ярко передал всю красоту осени и великолепного заката. На картине изображена холодная река, от которой бросает в дрожь. В небеса он возвёл теплыми красками золотые купола, при этом согревая душу. Деревья ещё не успели пожелтеть, но под ногами чувствуется холодная земля. Чудное небо, словно зовет улететь с птицами куда то в даль, а рыбак приглашает прокатиться на своей маленькой, дряхлой лодке и посмотреть закат. Природа, словно дышит свежим воздухом. Всматриваясь в картину, безумно хочется улететь за тот поворот реки. Возможно, именно там исполняются все мечты.

Нам тоже, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на эти с каждым днём меняющиеся картины.

– Вы замечаете, как быстро желтеют листья на деревьях у нас за окном? Вот она прощальная краса. Ещё немного времени и мы уже не увидим такого буйства красок.

Таким образом, мы выяснили, что главная тема повествования — красота природы и восхищение ею. Человек, по мнению Пушкина, должен чувствовать единение с окружающим миром, уметь ценить и различать его многообразие. Поэт неравнодушен к временам года, он анализирует их и сравнивает, находя для себя самый любимый период.

Поэт пытается донести до читателя главную идею стихотворения, своё видение этого волшебного и своеобразного времени. Пушкин открывает перед читателем свою душу и признаётся в том, что с каждой осенью он расцветает вновь и призывает нас разглядеть в ней не только “унылую пору”, а еще время, когда можно поймать вдохновение, лишь взглянув на то, как стоят «в багрец и в золото одетые леса».

Главная мысль автора – заразить читателя красотой увядания, когда природа на прощание ликует и кружится в карнавале ярких красок, но всё же в глубине тенистых садов уже слышится дыхание холода, предвестника зимы. Уметь разглядеть эту ни на что не похожую красоту

Разбор типового тренировочного задания

Установите соответствие между словом и его значением.

Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные)

Читать еще:  Как назывался дебютный сборник стихов некрасова
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector