0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выучить стих редеет облаков летучая гряда во сне

Анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» Пушкина

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 21.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 21.

Стихотворение А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…» написано им во время южной ссылки. До сих пор оно остается загадкой для исследователей. Предлагаем краткий анализ «Редеет облаков летучая гряда…» по плану. Данный разбор можно использовать при изучении стихотворения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Редеет облаков летучая гряда.

История создания – стихотворение написано в ноябре 1820 года на Украине, в имении Каменка, куда поэт приехал по приглашению друзей.

Тема – мягкая южная осень напомнила герою таинственную природу горной местности и мимолётную, но сильную влюблённость. То, что окружает его в Каменке, похоже на страну, «где все для сердца мило, где стройны тополы в долинах вознеслись…».

Композиция – стихотворение из 16 строк, которое по смыслу можно разделить на три части: описание осенней природы, пейзаж-воспоминание и мечты лирического героя, намёк на личность возлюбленной.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – стихотворение написано шестистопным ямбом с пиррихиями, используются разные виды рифмы – точная и неточная, мужская и женская, рифмовка – парная ААВВ (рифмуются первая и вторая, третья и четвертая строки).

Метафоры«редеет облаков гряда», «сердечной думы полный», «увядшие равнины», «влачил лень».

Эпитеты«чёрных скал», «стройны тополы», «нежный мирт», «полуденные волны».

Олицетворение«…слабый свет… думы разбудил», «…дремлет мирт», «…луч осеребрил равнины…волны», «…на хижины сходила ночи тень».

История создания

В 1820 году А. С. Пушкин был отправлен на службу в южные губернии, этот период его жизни исследователи называют южной ссылкой. Поэт посещает Крымский полуостров, знакомится с красотой местной природы. В конце 1820 года по приглашению друзей он приезжает в имение Каменка под Киевом. Мягкая южная природа навевает воспоминания о посещении Гурзуфа, что выразилось в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда…». В нём поэт говорит о «юной деве» . Кого Пушкин имел в виду, для ученых – до сих пор загадка. Предполагается, что это могла быть дочь генерала Раевского, с семьёй которого поэт путешествовал по Крыму и Кавказу в начале своей ссылки.

Лирический герой обращается к звезде в начале произведения: «Звезда печальная, вечерняя звезда, твой луч осеребрил увядшие равнины» . И завершает также словами, обращёнными к ней: «И дева юная во мгле тебя искала и именем своим подругам называла» . Ночное светило – некий символ, который для романтического героя означает стремление достичь идеала.

Элегия была напечатана в альманахе “Полярная звезда” в 1824 году. Поэт просил при печати исключить три последние строки, чтобы не было упоминания о любви, таким образом оберегая от слухов и догадок свои чувства.

Тема стихотворения – красота юга, «Где дремлет нежный мирт и темный кипарис, и сладостно шумят полуденные волны» , и связь с античной историей этих мест. Главный герой вдохновлён этой красотой, его воображение рисует картины, но он не достигает полного единения с природой. Он – романтик, который ищет идеал, поэтому полного счастья не достигает. В стихотворении это непостижимое предстаёт в образе таинственной юной девушки: «И дева юная во мгле тебя искала» . Таким образом, тема любви обозначена лишь намёком.

Композиция

Условно стихотворение можно разделить на три смысловые части.

Начало – описание природы южной осени. Но лирический герой видит перед собой не Каменку, а Гурзуф: вечер, морской залив, тёмные горы. Он обращается к звезде, которая уже ярко светит на небе. «Звезда печальная, вечерняя звезда!» – обращается он к светилу.

Далее идет игра воображения героя, который представляет себе «мирную страну» , описывая её красоты.

Заканчиваются стихи упоминанием о загадочной юной деве.

Литературоведы относят это стихотворение к жанру романтической элегии. Стихотворение состоит из шестнадцати строк. Размер – шестистопный ямб с пиррихиями. Используется точная (равнины – вершины, светило – мило), неточная (вознеслись – кипарис, лень – тень), мужская (гряда – звезда) и женская (волны – полный) рифмы; рифмовка – парная ААВВ.

Средства выразительности

Автор рисует картины природы, используя такие средства выразительности, как эпитеты: «черных скал» , «стройны тополы» , «нежный мирт» , «полуденные волны» . Одухотворённость природы передают метафоры: «редеет облаков летучая гряда» , «задумчивую лень» , «увядшие равнины» , «дремлющий залив» , олицетворения: «…слабый свет…думы разбудил» , «…дремлет нежный мирт» , «…сладостно шумят…волны» , «…на хижины сходила ночи тень» .

В своей совокупности художественные средства, использованные поэтом в стихотворении, позволяют создать, с одной стороны, красочный пейзаж южной природы, а с другой – атмосферу античного мира и таинственность любовного чувства.

Анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» Пушкина

Пейзажная лирика помогает наглядно увидеть картину природы, но в то же время понять лирического героя, как, например, можно увидеть в одном из произведений А. С. Пушкина, если провести анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…». Настроение и состояние души гармонирует с окружающим миром, лирический герой находится в том состоянии, когда все вокруг цветет, радуется прекрасному времени года. Но бывает и так, что в стихотворении противопоставляются состояния души и природы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Редеет облаков летучая гряда.
История создания – стихотворение написано в 1820 году во время южной ссылки А. С. Пушкина, когда он, пребывая на Крымском полуострове познакомился с семьей Раевских.

Тема – таинственная природа горной страны, которая до сих пор хранит черты античной культуры, возбуждает воображение лирического героя, который представляет себе страну, «где все для сердца мило, где стройны тополы в долинах вознеслись…».

Композиция – состоит из двух условно выделяемых частей: описание природы и мечтаний лирического героя.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – стихотворение состоит из четырех строф, написанных ямбом (двусложный размер с ударением на второй слог), используются разные виды рифмы – точная и неточная, мужская и женская, способ рифмовки – парный ААВВ (рифмуются первая и вторая, третья и четвертая строки).

Метафоры – «редеет облаков летучая гряда», «задумчивую лень», «увядшие равнины», «дремлющий залив».

Эпитеты – «черных скал», «стройны тополы», «нежный мирт», «полуденные волны».

Олицетворение – «…слабый свет…думы разбудил», «…дремлет нежный мир», «…сладостно шумят…волны», «…на хижины сходила ночи тень».

«Редеет облаков летучая гряда», анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» написано в имении братьев Давыдовых Каменке (сегодня Черкасская область). Пушкин приехал туда в ноябре 1820 года по приглашению генерала Н.Н.Раевского, героя 1812 года и брата Давыдовых. На берегу реки Тясмин в Каменке Пушкин написал стихотворение — воспоминание о первом путешествии с Раевскими в период южной ссылки.

Когда в Екатеринославе поэт в начале лета 1820 г. сильно простудился, проезжавший на Кавказ Раевский уговорил Инзова (начальника Пушкина по службе) отпустить его для лечения на Кавказ.

На обратном пути на три недели остановились в Гурзуфе. О пребывании там Пушкин вскоре написал брату как о «счастливейших минутах жизни». Но 21-летний Пушкин утаил от брата свою влюблённость в 15-летнюю Марию Раевскую. По-видимому, сёстры Раевские рассказывали Пушкину о том, что на Украине, где они выросли, Венеру иногда называют «звездой Марии»…

Через несколько лет Александр Бестужев в письме к Пушкину спрашивает разрешения напечатать стихотворение в альманахе «Полярная звезда». Пушкин соглашается, но просит не печатать три последних стиха, в которых зашифровано имя той, кому посвящено его произведение!

Бестужев не выполнил воли поэта. Пушкин писал ему в 1824 г. «Вообрази моё отчаяние, когда я увидел их напечатанными – журнал может попасть в её руки. Что ж она подумает. Признаюсь, одной мыслию этой женщины дорожу я более, чем мнениями всех журналов на свете и всей нашей публики».

К тому времени юношеский роман Пушкина и Марии Раевской стал для них обоих лишь милым далёким воспоминанием. Мария была помолвлена с молодым генералом, князем Сергеем Волконским.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Редеет облаков летучая гряда» — романтическая элегия. Звезда, восходящая над «увядшими равнинами» и над обрывистыми берегами реки Каменки, навевает воспоминания о лучшем времени и месте, о мирной стране, «где всё для сердца мило». Романтический пейзаж вызывает в памяти образ «юной девы», которая стала причиной «сердечной думы» лирического героя.

В одном автографе стихотворение названо « Таврическая звезда ». в другом, вместе с несколькими другими стихотворениями — « Эпиграмма во вкусе древних ».

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 16 строчек и 3 почти равных по длине предложений. Каждое предложение – отдельная картинка и новая мысль. Все они объединены образом вечерней звезды, которую лирический герой наблюдает тогда и теперь — «знакомое светило». К ней обращается лирический герой.

Первая часть – унылый осенний пейзаж, в котором угадываются берега реки Тясмин. Вторая часть – это крымский пейзаж-воспоминание. Третья часть описывает состояние влюблённости лирического героя и намекает на личность возлюбленной.

Тема стихотворения – светлая печаль о прошедшей любви. Основная мысль: всё, что было в жизни, остаётся частью личности. Природа как божественное начало пробуждает воспоминания и возрождает к жизни.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом со множеством пиррихиев. Речь плавная, близка к разговорной. Мужская и женская рифмы чередуются. Первая рифма мужская, что встречается редко. Рифмовка парная. Всего в стихотворении 8 двустиший.

Читать еще:  Анализ стиха тютчева смотри как роща зеленеет

Тропы и образы

Стихотворение строится на развёрнутом олицетворении. Лирический герой обращается к вечерней звезде (Венере), которая становится свидетельницей его счастливых дней и его чувств. Звезда — посредник между лирическим героем и его возлюбленной, «девой юной». Венера, «звезда Марии» – тёзка возлюбленной. Глядя на звезду, лирический герой вспоминает деву.

Олицетворения делают природу живой и чувствующей: дремлющий залив, дремлет мирт, свет звезды разбудил думы. Одухотворяют природу метафорические эпитеты: звезда печальная, стройны тополы, нежный мирт .

В стихотворении есть метафоры летучаягряда облаков, луч осеребрил равнины, сладостно шумят волны. Эти образы делают пейзаж романтическим, как и эпитеты чёрных скал вершины, небесная вышина, мирная страна, полуденные волны, сердечная дума, дева юная .

Старославянизм в метафоре над морем я влачил задумчивую лень даёт возможность в высоком стиле сообщить об обычных занятиях лирического героя на юге: прогулках, размышлениях и праздности.

Метонимия увядшие равнины определяет время происходящего. Стихотворение описывает одно время суток, но разные места (Каменку и Гурзуф) и разные времена года (осень и лето). Время суток – вечер, момент восхода Венеры. Именно она пробуждает воспоминания о любви.

История создания

В 1820 году А. С. Пушкин находился с ссылке, которая исследователями названа южной. Поэт посещает Крымский полуостров, знакомится с красотой местной природы. Его впечатления от посещения Гурзуфа выразились в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда». В нем он говорит о «юной деве». Кого Пушкин имел ввиду, для ученых – до сих пор загадка. Возможно лишь сделать предположения: это могла быть Екатерина Раевская, с семьей которой поэту пришлось здесь повстречаться.

Лирический герой обращается к звезде в начале произведения: «Звезда печальная, вечерняя звезда, твой луч осеребрил увядшие равнины». И завершает также словами, обращенными к ней: «И дева юная во мгле тебя искала и именем своим подругам называла». Ночное светило – некий символ, который для романтического героя означает стремление достичь идеала.

Жанр и композиция

«Летучая гряда» — стихотворение не об описании облаков. В художественном произведении показан пример печальной и овеянной романтическим ореолом лирики поэта. Здесь образ героя точно совпадает с его мнением о себе. При анализе композиции важно выделить ее основные части:

  1. Краткая поэтическая зарисовка, в которой поэт передает унылый осенний пейзаж на берегу реки Тясмин. Луч вечерней звезды золотит увядшие равнины. Лирический герой обращается к Венере.
  2. Воспоминания о том, что поэту неоднократно приходилось наблюдать восход прекрасного светила в другом месте — на берегу Черного моря, в южном приморском поселке. Здесь все для сердца мило.
  3. Появление юной девы, которая во мгле искала вечернюю звезду на небе. Автор описывает свое состояние влюбленности и намекает на личность девушки, которая стала его музой.

Проанализировав содержание, можно увидеть, что в композиции стихотворения переплелись две тематики — пейзажная и любовная. С их помощью поэт создал удивительно проникновенное произведение. Оно относится к жанру любовной лирики, однако многие литературоведы причисляют его к романтической элегии.

Текст состоит из четырех строф, в каждой из которых по четыре строки. Передать свои чувства автору помогает стихотворный размер ямб. Им используются два вида рифмы: точная (равнины — вершины, светило — мило) и неточная (лень — тень, вознеслись — кипарис). Вариант рифмовки — парный (по схеме рифмуются 1-я и 2-я, 3-я и 4-я строки).

Тема стихотворения сочетает красоты юга, «Где дремлет нежный мирт и темный кипарис, и сладостно шумят полуденные волны», и античной историей этих мест. Главный герой вдохновлен этой красотой, его воображение рисует ему красивые картины, но он не достигает полного единения с природой. Он – романтик, который ищет идеал, поэтому полного счастья не достигает. В стихотворении это непостижимое предстает как таинственный образ юной девушки: «И дева юная во мгле тебя искала».

Таким образом, появляется тема любви, которая не описывается открыто, но делает намек, наталкивает читателя на мысль.

Тематика и проблематика

При проведении анализа поэтического текста очень важно правильно определить тему и основную мысль произведения. Тема — это то, о чем говорится в стихотворении. Чтобы ее выявить, бывает достаточно несколько раз послушать или прочитать текст. Идея — это авторские мысли, которые заключены в строчках. Для ее раскрытия простого знакомства недостаточно, следует провести анализ формы и содержания, рассмотреть особенности лирического героя и остальные образы.

Также для полного анализа необходимо определение жанрового своеобразия и использованных лириком изобразительно-выразительных средств.

Основной темой лирического произведения, напоминающего своим напевным звучанием классический романс, является описание красот южной природы, которое переплетается с рассказом об античной истории. Герой настолько поражен открывшимся его глазам великолепием, что готов словесно рисовать его образ, однако не испытывает единения с природной прелестью.

Звучит в строфах и тематика любовной лирики. В трех последних строчках поэт рисует легкими штрихами образ своей возлюбленной, юной девы, которая, как полагают исследователи, имела реальный прототип. Известный факт — когда Пушкин давал согласие на публикацию, то просил убрать три последние строчки, но это сделано не было. Поэт пришел в ужас от того, что тайна его сердца будет известна не только широкой публике, но и той самой «деве».

Основная мысль поэтического текста — сердце романтика всегда будет искать новых свершений и пытаться покорять очередные вершины. Даже великолепие природы и любовь к прекрасной девушке не в состоянии заставить его успокоиться. Таков лирический герой, сложный и противоречивый, он искренне наслаждается красотой и тишиной, но понимает, что покой недолог.

Средства выразительности

Автор рисует картины природы, используя такие средства выразительности, как эпитеты: «черных скал», «стройны тополы», «нежный мирт», «полуденные волны».

Кроме того, наблюдаются
метафоры: «редеет облаков летучая гряда», «задумчивую лень», «увядшие равнины», «дремлющий залив», олицетворения: «…слабый свет…думы разбудил», «…дремлет нежный мир», «…сладостно шумят…волны», «…на хижины сходила ночи тень».
В своей совокупности художественные средства, включенные поэтом в строки стихотворения, позволяют создать, с одной стороны, красочный пейзаж южной природы, гор, воды, растений, а с другой, атмосферу античного мира и таинственность любовной лирики.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания природы. Герой видит, как редеют облака в небе, и становится видна вечерняя звезда. Ее свет окутывает равнины, скалы, водную гладь. Именно звезда так нравится лирическому герою.

Ее свет напоминает ему о далекой мирной стране. С восходом солнца становятся видны высокие и тонкие тополя, мирт и кипарисы. Природную тишину разбавляет только шум волн, которые разбиваются о берег. Это умиротворяющий пейзаж, который приводит в состояние покоя.

Дальше герой вспоминает, как проводил время в прогулках и размышлениях. В это время ночь как раз спускалась на землю, только одна девушка все искала ту же звезду и называла ее имя. Через этот образ герой вспоминает о даме, которая очаровала его сердце. Он словно тоже пытается найти ее и снова встретиться.

А.С.Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…».

Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

А.С.Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…».

Элегия «Редеет облаков летучая гряда…» была написана в Каменке, Киевском имении братьев Давыдовых. В элегии нашли отражение гурзуфские впечатления поэта. Среди учёных-пушкинистов идёт спор о том, кому из двух дочерей генерала Раевского (Екатерине Николаевне или Марии Николаевне), с семьёй которого А.С.Пушкин путешествовал на юге, она посвящена. Е.Н.Раевская

Скала Пушкина в Каменке

Гурзуф в 1820-е года

Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 г. в селе Павловское Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая недалеко от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

Аврора (от лат. aura — «предрассветный ветерок», у греков Эос) — богиня зари. В римской мифологии она богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям.

И.Шишкин. «Зима в лесу (Иней)» 1877. И.Шишкин.»На севере диком. » 1891.

И.И.Шишкин. «Зима». 1890.

«Зима». 1871 – Ф.А.Васильев

А.Степанов. «Катанье в деревне»

Юон К.Ф. «Русская зима. Лигачево»

Выбранный для просмотра документ Урок 18.docx

Программа Г.С.Меркина

Тема. А.С.Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…».

закрепить знания учащихся об элегии как жанре лирики и двусложных размерах стиха; проанализировать содержание стихотворения А.С.Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…»; выявить контрастные образы в стихотворении «Зимнее утро»;

формировать навыки многоуровневого анализа поэтического текста, выразительного чтения, развивать речь учащихся;

формировать чувство прекрасного, умение видеть красоту и радость в окружающем.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний.

2.Двусложные размеры стиха.

3.Выполнение задания 2, стр.162.

III. Изучение нового материала.

1.Стихотворение А.С.Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…»

1.1.Сообщение подготовленного ученика «Гурзуф и Каменка в жизни А.С.Пушкина» (по материалам статьи учебника «Для вас, любознательные!», стр.153-155).

1.2.Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…».

— Кому посвящена элегия?

— Назовите имя композитора, написавшего романс на стихи А.С.Пушкина.

1.3. Прослушивание романса Н.А.Римского-Корсакова «Редеет облаков летучая гряда…» в исполнении С.Я.Лемешева.

1.4. Слово учителя.

Ранним образцом пушкинской пейзажной элегии может служить стихотворение «Редеет облаков летучая гряда…» (1820), в котором описание природы распадается на две половины с чётким обозначением рубежа в соответствии с темой-настроением.

Читать еще:  Стихи из фильма кто ты

В первой – картина сумерек написана в романтическом стиле:

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины…

Во второй части элегии пейзажу Каменки, расположенной на скалистых берегах реки Тясмина, противопоставляется морской пейзаж Гурзуфа.

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополы в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

1.5.Работа с заданием 2, стр.153.

— Может ли печаль быть светлой? Почему?

2.Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».

2.1. Слово учителя.

Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 г. в селе Павловское Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая недалеко от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

А.С.Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой – студентом Дерптского университета Алексеем Николаевичем и дочерьми Анной Николаевной и Евпраксией Николаевной – подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 гг.

2.2. Выразительное чтение стихотворения.

2.3. Лексическая работа.

Определите значение слов «аврора», «нега».

Аврора (от лат. aura — «предрассветный ветерок», у греков Эос) — богиня зари. В римской мифологии она богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям.

Обычно она изображалась крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или некрылатыми конями, в красно-желтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбом или венцом лучей вокруг чела, или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках.

Нега — состоянье полного довольства, услады по всем чувственным потребностям.

2.4. Анализ стихотворения.

— Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

— Попробуйте представить солнечное морозное утро. Опишите ваши впечатления.

2.5. Экскурсия по выставке репродукций зимних пейзажей И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, А.С.Степанова, К.Ф.Юона и др. художников.

2.4. Анализ стихотворения.

— Прочитайте выразительно начало стихотворения. Как звучат эти строки?

Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко-голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.

— А теперь послушайте фрагмент из первоначального варианта стихотворения:

Под голубыми небесами

Лежит, как саван, белый снег.

— Каково лексическое значение слова «саван»?

— Каким настроением проникнуто начало стихотворения в первоначальном варианте? Попробуйте устно нарисовать картину.

Мёртвая безжизненная снежная пустыня взывает чувство безысходности и одиночества.

— Как вы думаете, почему поэт изменил начало?

А.С.Пушкину была свойственна жизнерадостность. Он стремился найти красоту во всём. Зимний пейзаж прекрасен в ясный солнечный день. Поэт любуется красотой мира, ему непременно хочется поделиться своей радостью, разбудить спящую красавицу и рассказать ей о своём восторге.

— Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения?

— Какова интонация этих строк?

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. «Милый берег» далёк. Появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно.

— Почему так отличаются начало и финал стихотворения? На подобных контрастах построено всё произведение. В чём смысл противопоставлений?

— Проследим смену эмоционального состояния лирического героя по строфам.

— Как меняется время изображения событий? — Выявим контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы в каждой строфе. Каков смысл этих противопоставлений?

Оформление контрастов эмоционального состояния во внутреннем строении строф в виде таблицы.

— Почему отличается начало и финал стихотворения? В чём смысл такого противопоставления?

Чувство лирического героя диссонирует с неполнотой жизни, заметной и в сонной красавице, и в беззвучном покое зимы, и в милом, но замкнутом уюте комнаты. И оттого рождается грусть последних строк, где противопоставлены полнота лета и опустошение зимы.

2.5. Выразительное чтение учителем стихотворения «Зима. Что делать нам в деревне. » (1829).

Слугу, несущего мне утром чашку чаю,

Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?

Пороша есть иль нет? и можно ли постель

Покинуть для седла, иль лучше до обеда

Возиться с старыми журналами соседа?

Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,

И рысью по полю при первом свете дня;

Арапники в руках, собаки вслед за нами;

Глядим на бледный снег прилежными глазами;

Кружимся, рыскаем и поздней уж порой,

Двух зайцев протравив, являемся домой.

Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;

Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;

По капле, медленно глотаю скуки яд.

Читать хочу; глаза над буквами скользят,

А мысли далеко. Я книгу закрываю;

Беру перо, сижу; насильно вырываю

У музы дремлющей несвязные слова.

Ко звуку звук нейдет. Теряю все права

Над рифмой, над моей прислужницею странной:

Стих вяло тянется, холодный и туманный.

Усталый, с лирою я прекращаю спор,

Иду в гостиную; там слышу разговор

О близких выборах, о сахарном заводе;

Хозяйка хмурится в подобие погоде,

Стальными спицами проворно шевеля,

Иль про червонного гадает короля.

Тоска! Так день за днем идет в уединенье!

Но если под вечер в печальное селенье,

Когда за шашками сижу я в уголке,

Приедет издали в кибитке иль возке

Нежданная семья: старушка, две девицы

(Две белокурые, две стройные сестрицы), —

Как оживляется глухая сторона!

Как жизнь, о боже мой, становится полна!

Сначала косвенно-внимательные взоры,

Потом слов несколько, потом и разговоры,

А там и дружный смех, и песни вечерком,

И вальсы резвые, и шёпот за столом,

И взоры томные, и ветреные речи,

На узкой лестнице замедленные встречи;

И дева в сумерки выходит на крыльцо:

Открыты шея, грудь, и вьюга ей в лицо!

Но бури севера не вредны русской розе.

Как жарко поцелуй пылает на морозе!

Как дева русская свежа в пыли снегов!

— Что возвращает поэту ощущение полноты жизни?

«Бледный снег» останавливает поток жизни. Жизнь лишается поэзии: «Стих вяло тянется, холодный и туманный». И только любовь возвращает ощущение полноты жизни: «Как жизнь, о Боже мой, становится полна!»

IV. Подведение итогов урока.

— Что объединяет эти стихотворения?

V. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть стихотворения «Зимнее утро», «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…» (по выбору).

2.Перечитать роман А.С.Пушкина «Дубровский», ответить на вопросы:

Вы впервые встречаетесь с таким крупным произведением — романом. Понравился ли вам роман? Какова его основная идея? Какие герои вызывают ваши симпатии и антипатии? Почему?

Какой эпизод запомнился вам более всего?

Почему Маша отказалась бежать вместе с Дубровским?

-подготовить сообщение о генерале Я.П. Кульневе;

-подготовить сообщения об усадьбах Архангельское, Михайловское, Петровское, Кистенево, Болдино.

Стихотворение и анализ «Редеет облаков летучая гряда…»

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

Он думы разбудил, уснувшие во мне:

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где всё для сердца мило,

Где стройны тополы в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень —

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.

Краткое содержание

И. Айвазовский. Ночь в Крыму. 1850

Произведение начинается описанием красоты окружающего мира. Романтический герой любуется редеющими облаками: сквозь их пелену проступает очертание вечерней звезды. Её свет, словно нежная вуаль, покрывает землю. Красота вечерней звезды волнует воображение романтического героя. Свечение её навевает герою мысли о далёкой мирной стране. Мы вместе с лирическим героем «видим» восход солнца, красоту окружающей природы. Абсолютное безмолвие нарушается лишь шелестом волн. Этот умиротворяющий природный пейзаж погружает героя в состояние блаженства.

Он вспоминает, как проводил свои дни, гуляя и размышляя. Ночь уже совсем опускалась на Землю, и лишь одна юная особа всё пыталась отыскать ту самую вечернюю звезду, называя её по имени. Посредством этого образа герой вспоминает о женщине, покорившей его: он преисполнен желанием отыскать её, увидеть вновь.

История создания

В 1820 г. Пушкин пребывал в Южной ссылке. Он посетил Крымский полуостров, где ознакомился с прелестями самобытной природы. Свои эмоции от поездки в Гурзуф он выразил в данном произведении. В стихотворных строках повествуется о некой «юной деве»: кого именно поэт имел в виду – остаётся загадкой. Быть может, под этим образом скрыта Екатерина Раевская, с её семьёй Пушкин подружился, находясь в южной ссылке.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к лирическому жанру. Пушкиноведы относят данное произведение к романтической элегии. Поэтический размер – ямб. Рифмовка точная, мужская/женская. Способ рифмы парный.

Композиция

Произведение состоит из шестнадцати строчек и трёх, практически одинаковых по длине, предложений. Каждое из предложений представляет собой самостоятельную картинку и транслирует «свежую» мысль. Объединяются они образом вечерней звезды:

  1. Первая часть – мы наблюдаем унылую картину поздней осени.
  2. Вторая часть – представляет собой крымский пейзаж и воспоминания лирического героя.
  3. Третья часть – описывается состояние влюблённости лирического героя, делается прозрачный намёк на личность возлюбленной.

Образы и символы

В произведении представлены яркие образы, способствующие раскрытию основной идеи:

  • образ лирического героя отличается сложностью и противоречивостью. Он любуется прелестью окружающей природы, но при этом осознаёт: абсолютное спокойствие недолговечно;
  • образ возлюбленной – «юная дева» олицетворяет саму любовь. Пушкиноведы полагают, что этот образ имеет жизненный прототип. Известно следующее: Пушкин одобрил издание данного произведения, требуя от издателей вырезать три финальных строчки, но требование поэта не выполнили. Узнав об этом, он пришёл в смятение от мысли, что секрет его сердечной привязанности станет известен не только читателям, а также самой «деве»;
  • образ звезды – в начале произведения романтический герой произносит обращение к вечерней звезде. Завершается произведение также речью, обращённой к ночному светилу. Для героя звезда стала символом стремления к достижению идеала.
Читать еще:  Музыка под которую можно читать стихи о войне

Темы и настроение

Тема произведения – нежная грусть о прошлой любви. Природа, являясь божественным началом, способна пробудить в человеке приятные воспоминания, возродить к жизни.

Основная идея

Основная идея стихотворения заключается в следующем: романтическое сердце всегда будет находиться в поисках новых свершений, пытаться покорить очередные вершины. Великолепие окружающей природы и любовь к прелестной девушке не в силах заставить человека успокоиться.

Средства выразительности

Использованные Пушкиным средства выразительности позволяют создать с одной стороны – яркий пейзаж южной природы, а с другой – атмосферу античности мира, таинственности любовной лирики:

  • эпитеты – «нежный мирт», «стройны тополы», «чёрных скал»;
  • метафоры – «задумчивую лень», «дремлющий залив», «увядшие равнины»;
  • олицетворения – «…дремлет нежный мир», «…на хижины сходила ночи тень».

Конспект урока литературы в 6 классе «А.С.Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…»

Конспект урока литературы в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе «А.С.Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…»»

Программа Г.С.Меркина

Тема. А.С.Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…».

закрепить знания учащихся об элегии как жанре лирики и двусложных размерах стиха; проанализировать содержание стихотворения А.С.Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…»; выявить контрастные образы в стихотворении «Зимнее утро»;

формировать навыки многоуровневого анализа поэтического текста, выразительного чтения, развивать речь учащихся;

формировать чувство прекрасного, умение видеть красоту и радость в окружающем.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний.

2.Двусложные размеры стиха.

3.Выполнение задания 2, стр.162.

III. Изучение нового материала.

1.Стихотворение А.С.Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…»

1.1.Сообщение подготовленного ученика «Гурзуф и Каменка в жизни А.С.Пушкина» (по материалам статьи учебника «Для вас, любознательные!», стр.153-155).

1.2.Выразительное чтение подготовленным учеником стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…».

— Кому посвящена элегия?

— Назовите имя композитора, написавшего романс на стихи А.С.Пушкина.

1.3. Прослушивание романса Н.А.Римского-Корсакова «Редеет облаков летучая гряда…» в исполнении С.Я.Лемешева.

1.4. Слово учителя.

Ранним образцом пушкинской пейзажной элегии может служить стихотворение «Редеет облаков летучая гряда…» (1820), в котором описание природы распадается на две половины с чётким обозначением рубежа в соответствии с темой-настроением.

В первой – картина сумерек написана в романтическом стиле:

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины…

Во второй части элегии пейзажу Каменки, расположенной на скалистых берегах реки Тясмина, противопоставляется морской пейзаж Гурзуфа.

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополы в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

1.5.Работа с заданием 2, стр.153.

— Может ли печаль быть светлой? Почему?

2.Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».

2.1. Слово учителя.

Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 г. в селе Павловское Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая недалеко от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

А.С.Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой – студентом Дерптского университета Алексеем Николаевичем и дочерьми Анной Николаевной и Евпраксией Николаевной – подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское в 1824-1826 гг.

2.2. Выразительное чтение стихотворения.

2.3. Лексическая работа.

Определите значение слов «аврора», «нега».

Аврора (от лат. aura — «предрассветный ветерок», у греков Эос) — богиня зари. В римской мифологии она богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям.

Обычно она изображалась крылатой, часто на колеснице, запряженной крылатыми или некрылатыми конями, в красно-желтом одеянии, иногда с солнечным диском над головой, с нимбом или венцом лучей вокруг чела, или с факелом в правой руке, иногда также с сосудами (росы) в руках.

Нега — состоянье полного довольства, услады по всем чувственным потребностям.

2.4. Анализ стихотворения.

— Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

— Попробуйте представить солнечное морозное утро. Опишите ваши впечатления.

2.5. Экскурсия по выставке репродукций зимних пейзажей И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, А.С.Степанова, К.Ф.Юона и др. художников.

2.4. Анализ стихотворения.

— Прочитайте выразительно начало стихотворения. Как звучат эти строки?

Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко-голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.

— А теперь послушайте фрагмент из первоначального варианта стихотворения:

Под голубыми небесами

Лежит, как саван, белый снег.

— Каково лексическое значение слова «саван»?

— Каким настроением проникнуто начало стихотворения в первоначальном варианте? Попробуйте устно нарисовать картину.

Мёртвая безжизненная снежная пустыня взывает чувство безысходности и одиночества.

— Как вы думаете, почему поэт изменил начало?

А.С.Пушкину была свойственна жизнерадостность. Он стремился найти красоту во всём. Зимний пейзаж прекрасен в ясный солнечный день. Поэт любуется красотой мира, ему непременно хочется поделиться своей радостью, разбудить спящую красавицу и рассказать ей о своём восторге.

— Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения?

— Какова интонация этих строк?

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Некогда цветущие поля и густые леса теперь безжизненны. «Милый берег» далёк. Появляются грустные нотки, охватывает печаль о былом, ушедшем безвозвратно.

— Почему так отличаются начало и финал стихотворения? На подобных контрастах построено всё произведение. В чём смысл противопоставлений?

— Проследим смену эмоционального состояния лирического героя по строфам.

Эмоциональное состояние, нашедшее отражение в стихотворении

Анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» А. С. Пушкина

Пейзажная лирика помогает наглядно увидеть картину природы, но в то же время понять лирического героя, как, например, можно увидеть в одном из произведений А. С. Пушкина, если провести анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда. ». Настроение и состояние души гармонирует с окружающим миром, лирический герой находится в том состоянии, когда все вокруг цветет, радуется прекрасному времени года. Но бывает и так, что в стихотворении противопоставляются состояния души и природы.

История

Анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» необходимо начать с упоминания истории его создания. Когда Пушкин находился в имении братьев Давыдовых, в 1820 году, он написал данное произведение.

Написанию стихотворения предшествовало знакомство юного 21-летного поэта с 15-летней Марией Раевской. Он встретил ее, когда гостил у генерала Раевского в Гурзуфе.

Спустя годы юношеское увлечение казалось молодым, милым и далеким воспоминанием. Каждый пошел своей дорогой. Но когда Пушкину написал Александр Бестужев с просьбой о размещении стихотворения в журнале, поэт попросил не печатать последние строчки, ведь в них было зашифровано послание. Однако Бестужев не послушал и разместил произведение полностью, отчего Пушкин был в отчаянии, как написал в письме своему другу.

Основная мысль, жанр и композиция

Тема стихотворения спрятана в словах «печальный», «дремлющий», «нежный», «сердечной», что говорит о светлой печали прошедшей любви. Природа только помогает вспоминать эти нежные чувства, пробуждать их, вызывая лишь только положительные эмоции. На основе этих слов можно увидеть главную тему и заложенную мысль.

Анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» показывает, что произведение состоит из 16 строк, где каждое предложение — это новая картинка и мысль.

Стихотворение разделено на три части, на три состояния души:

  • первая часть — унылый пейзаж, когда герой находился в грустном состоянии и еще не встретил любовь;
  • вторая часть — воспоминания;
  • третья часть — состояние влюбленности и обращение к своей возлюбленной.

Находясь в юношеском возрасте, Пушкин написал «Редеет облаков летучая гряда». Анализ стихотворения позволяет определить жанр произведения как романтическую элегию, когда поэт смотрел на пейзаж, который вызывал у него в памяти образ юной особы, и то время и место, «где все для сердца мило», которое он провел на берегу реки Каменки.

Плавная речь, мужская и женская рифмы, восемь двустиший — и все это написано шестистопным ямбом.

Интересно, что стихотворение имело несколько названий: «Таврическая звезда», «Эпиграмма во вкусе древних» — но так и осталось без названия, за основу которого были взяты первые строчки.

«Редеет облаков летучая гряда»: анализ стихотворения, тропы

Гармония с природой — это состояние лирического героя, он смотрит на пейзаж и видит образ возлюбленной, а значит, поэт использовал в произведении олицетворение, сравнивая звезду с девушкой. Использование олицетворения делает природу живой и чувственной, она будто понимает героя и навевает прекрасные воспоминания прошедшего мгновения. Из-за использованного приема не создается ощущения какой-то потерянности, нет грусти, печали, а лишь светлое воспоминание, которое было у каждого, и, как лирический герой, он вспоминает это время с улыбкой.

Анализ стихотворения «Редеет облаков летучая гряда» помогает увидеть и другие тропы, такие как эпитеты (небесная вышина, печальная звезда, черных скал вершины), метафоры (луч осеребрил равнины), старославянизм (над морем я влачил) и метонимия (увядшие равнины).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector