Как выучить стих тютчева неохотно и несмело
Тема :Заучивание наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело».
учить обучающихся анализировать сихотворный текст.
Просмотр содержимого документа
«Тема :Заучивание наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело».»
Тема: Заучивание наизусть стихотворения «Неохотно и несмело».
Цели и задачи:
Познакомить обучающихся со стихотворением Ф.И.Тютчева;
Развивать культуру речи и культуру мышления; умение анализировать стихотворный текст, создать условия для раскрытия творческих способностей обучающихся,
Воспитывать любовь к музыке, поэзии, живописи.
Словарная работа: сопереживание, личность, художественный образ, антитеза…
Оборудование: портрет Ф.И.Тютчева, репродукции картин.
Чувство природы в нём
Необыкновенно полно, живо и верно.
I. Организационный момент.
II. Реализация домашнего задания.
III. Актуализация знаний.
— Что такое лирика?
— Чем поэзия отличается от лирики?
— Давайте настроимся на лирическую волну – послушаем музыку
— О чем она? Что вы себе представили , когда слушали музыку?
IV. Страницы биографии Ф. И. Тютчева.
1. Рассказывает подготовленный ученик.
2. Беседа.
— Человек и личность – это одно и то же?
— Как понимать такое признание: “Я читаю Ф.И.Тютчева. Не просто читаю хорошие стихи, а стараюсь уловить что-то таинственное, едва осязаемое. Что же я ищу? Может хочу понять силу души человечества? Человечество начинается с человека. Человек с личности. Може я поражен личностью Тютчева?”
V. Стихотворение “Неохотно и несмело. ”
1. Чтение стихотворения “Неохотно и несмело” учителем.
— Какие картины из жизни природы рисует поэт?
2. Чтение стихотворения “Неохотно и несмело” учениками.
3. Анализ стихотворения.
— Как Ф.И. Тютчев изображает приближение грозы в стихотворении “Неохотно и несмело. ”? Какими словами передаёт он изменения в природе?
Ф.И. Тютчев изображает постепенное приближение грозы с помощью олицетворения: солнце “смотрит” “неохотно и несмело”, земля “принахмурилась”. Затем поэт перечисляет явления, которые видит и чувствует: порывы тёплого ветра, гром, начинающийся дождь. Этим точным перечислением автор передаёт изменения в природе. Учитель подчеркнёт, что это перечисление явлений именно точное, описание соответствует тому, как приближается гроза в природе.
— Найдите олицетворения. Какова их роль?
Тютчев в этом стихотворении олицетворяет солнце, землю и громовые раскаты. О солнце поэт говорит: сначала оно “смотрит на поля” “неохотно и несмело”, в конце “взглянуло // Исподлобья на поля”. Земля сначала “принахмурилась” и после сердитых и смелых громовых раскатов “вся смятенная земля” потонула в сиянии.
Роль олицетворений заключается в том, чтобы изображать неживых существ и явления в роли живых существ, приблизить природу к чувствам человека, показать их единство.
— Какие эпитеты, сравнения передают одухотворенность природы?
— Определите размер, которым написано стихотворение, и способ рифмовки.
— В каких строках поэт использует аллитерацию для передачи своих впечатлений от наблюдения за грозой?
Отметим наиболее показательные в этом отношении строки.
Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой.
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Тютчев родился в 1803 году в имении Тютчевых селе Овстуге на Брянщине. После окончания Московского университета Ф.И. Тютчев почти двадцать лет служил в русской дипломатической миссии за границей, в Мюнхене и Турине. В Россию он вернулся только в 1844 году и поселился в Петербурге. Изредка он приезжал в Овстуг. После южной природы Германии и Италии он словно по-новому увидел свои родные места и постарался передать их красоту и прелесть. Стихотворение “Неохотно и несмело. ” написано поэтом 6 июня 1849 года по дороге в Овстуг.
4. Работа с репродукциями картин
VI. Стихотворение “Листья”: листья — символический образ яркой, но краткой жизни.
1. Чтение стихотворения “Листья” подготовленным учеником.
Это стихотворение дети уже учили наизусть в курсе начальной школы, поэтому остановимся на выявлении антитезы и озвучим главные чувства, которые переданы в этой поэтической пьесе: порыв, стремление, радость от воспоминаний, желание не расставаться с этой радостью.
2. Самостоятельная работа.
Задания для двух вариантов:
— выписать прилагательные с существительными, к которым они относятся (эпитеты), сделать вывод о том, какую роль играют эпитеты в стихотворении;
— выписать глаголы, сделать вывод о том, какую роль играют глаголы в этом стихотворении.
3. Словарная работа.
Зефuры – легкие, теплые ветры.
Буйные ветры – сильные, стремительные ветры.
С докyчных ветвей – с надоевших ветвей (от глагола докучaть – надоедать).
4. Выразительное чтение.
Завершая работу, предложим определить размер в этом стихотворении. Двустопный амфибрахий создает впечатление стремительного вальса, который танцуют падающие листья. Учитель при чтении “Листьев” постарается передать особый, как бы кружащийся ритм.
VII. Итог урока.
— Сейчас я предлагаю послушать 2 отрывка из музыкальных произведений. Определите, какой из отрывков похож на стихотворение “Листья”, а какой –на стихотворение “Неохотно и несмело”. Почему?
— Чем отличаются стихотворения Ф.И.Тютчева от стихотворений других поэтов?
VIII. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Ф. И. Тютчева “Неохотно и несмело”
Стихотворение и анализ «Неохотно и несмело…»
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Краткое содержание
А. Гине. Перед грозой. 1860
Автор восторгается тем, что видит вокруг. Одним из явлений, вызвавшим в нём бурю восторженных эмоций, является гроза. Тютчев описывает её, сравнивая с молодостью и свободой. Он сообщает о том, что грозовые раскаты могут принести человеку очищение. Поэтому чувствительный и эмоционально богатый человек видит в грозе нечто большее, чем природное явление. Наблюдая за её приближением, автор говорит нам, что природа замерла в ожидании.
Мы буквально ощущаем всё то, что описывает поэт: порывы тёплого ветерка, выглядывающее из-за туч солнце… Мы слышим раскаты грозы, которая вот-вот прольёт миллиарды капель воды на страждущую землю.
История создания
Поэт в июне месяце 1848 г. отправился в гости к друзьям. Путь его пролегал из Петербурга в село Овстуг. По дороге Тютчев попал в грозу. Это природное явление настолько впечатлило поэта, что он тут же выразил свои эмоции в стихотворении. Опубликовано произведение было под названием «Гроза дорогою» на страницах журнала «Киевлянин» в 1850 г.
Жанр, направление, размер
Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики – любимом жанровом направлении Тютчева. В нём слышны едва уловимые философские ноты: открывающийся пейзаж наталкивает путешествующего поэта к размышлениям о могуществе природной стихии, о беззащитности человека перед ней.
Произведение написано четырёхстопным хореем. Рифмовка перекрёстная.
Композиция
Стихотворение построено согласно кольцевой композиции. Оно состоит из пяти строф:
Первые две строфы изображают картину ожидания грозы, когда весь мир буквально притих. Тютчев наделяет природу человеческими чертами, одушевляя её: солнце «смотрит неохотно», земля «принахмурилась» и пр.
Третья и четвёртая строфы описывают саму грозу. Здесь автор использует множество глаголов, передавая стремительность смены событий.
Пятая строфа является заключительной. В ней автор демонстрирует выглянувшее из-за туч солнышко, в тёплых лучах которого тонет вся земля.
Таким образом, в начале стихотворения Тютчев описывает природу, замершую в ожидании грозы. Постепенно появляются порывы ветра, темнеет небосвод. Кульминация – это вспышка молнии. Вскоре гроза смолкает, и на небе вновь появляется солнечный диск.
Образы и символы
Тютчев, будучи непревзойдённым мастером пейзажно-философской лирики, описывает чувства и ощущения человека через яркие смысловые образы:
образ молнии – поэт представляет её, как царицу небес. Она способна напитать голодную землю водой. Молния символизирует свободу, обновление, перерождение. Своими огненными лучами она способна расколоть небо на две части. Этот образ обращает читателей в мир древности, когда люди преклонялись перед молнией;
образ земли и неба символизирует неразрывную связь между вселенной и человеком. Если мы будем рассматривать произведение с этого ракурса, то именно они станут главными героями сюжета;
образ стихии – кульминационным описанием данного образа является внезапная вспышка молнии. Поэт красочно описывает присутствующие при этом громовые раскаты, а также порыв ветра, поднимающего пыль. В какой-то момент стихия смолкает, заканчивается гроза и вновь появляется солнце;
образ лирического героя – за всем, что происходит в природе, наблюдает лирический герой. Он способен заметить даже незначительные перемены в окружающем мире. Герой является символом мирного созерцания.
Темы и настроение
Ключевая тема произведения – ожидание грозы. Поэт восторгается подобным явлением природы. Гроза ассоциируется у Тютчева с беспечностью, свободой, необузданной молодостью. В стихотворении передано состояние предвкушения грозы, когда весь мир замирает от восторга. В этот момент у человека обостряются все чувственные рецепторы.
Основная идея
Основная идея в том, чтобы продемонстрировать нам красоту грозы, а также красоту окружающего мира во время грозы. Поэт доносит до читателей идею о том, что во время любого катарсиса происходит очищение. Гроза – короткий миг волшебства, превращающий равнодушного человека в сочувствующего, злого – в доброго. Громовые раскаты учат нас понимать величие окружающей природы.
Средства выразительности
Для создания природного пейзажа, особая роль отводится средствам выразительности:
эпитеты – «ветер тёплый», «гром дальний», «смятённая земля», «синяя молния»;
метафоры – «принахмурилась земля», «раскаты громовые всё сердитей и сильней»;
аллитерация – частота нанизывания слов с согласным «р» в одной строке: «и раскаты громовые всё сердитей и сильней».
Неохотно и несмело — Тютчев Ф.И.
Это описание грозы уже не назовёшь светлым. Оно постепенно нагнетает напряжение, давая возможность почувствовать тревожное, гнетущее состояние души поэта.