1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выучить стих тютчева зима недаром злится

Стихи Тютчева, которые легко учатся

Стихи Федора Ивановича Тютчева удается быстро выучить, потому что они поражают глубиной мысли. Хороших стихов у него много, их хочется сохранить в памяти надолго. Легкие для запоминания стихи Тютчева в краткой и лаконичной форме повествуют обо всем на свете: о жизни и любви, разлуке и встрече, Боге и Родине. Поэт писал о том, что волновало в жизни его, но это же продолжает волновать и нашего современника. Небольшая художественная форма произведений получила название «фрагмент».

Лучшие произведения:

Вечер

Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шум от стаи журавлиной, —
И в звучных листьях замер он.

Как море вешнее в разливе,
Светлея, не колыхнет день, —
И торопливей, молчаливей
Ложится по долине тень.

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный-
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

; начало 1850-х гг.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Зима недаром злится

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

ПРОРОЧЕСТВО

Не гул молвы прошел в народе,
Весть родилась не в нашем роде-
То древний глас, то свыше глас:
«Четвертый век уж на исходе, —
Свершится он — и грянет час!

И своды древние Софии,
В возобновленной Византии,
Вновь осенят Христов алтарь».
Пади пред ним, о царь России, —
И встань как всеславянский царь!

Под дыханьем непогоды

Под дыханьем непогоды,
Вздувшись, потемнели воды
И подернулись свинцом-
И сквозь глянец их суровый
Вечер пасмурно-багровый
Светит радужным лучом,

Сыплет искры золотые,
Сеет розы огневые
И — уносит их поток…
Над волной темно-лазурной
Вечер пламенный и бурный
Обрывает свой венок…

12 августа 1850

Предопределение

Любовь, любовь — гласит преданье-
Союз души с душой родной-
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…

Сияет солнце, воды блещут

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

Чародейкою Зимою

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой-
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

ДЕКАБРЬСКОЕ УТРО

На небе месяц — и ночная
Еще не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день, —

Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной…

Умом Россию не понять

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить.

Природа — сфинкс. И тем она верней

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

С поляны коршун поднялся…

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Все выше, дале вьется он –
И вот ушел за небосклон.

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла –
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли.

Ф. И. Тютчев. Зима недаром злится.

Анализ стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева » Зима недаром злится. »
В помощь учителям-словесникам и учащимся средней школы.

1.
Фёдор Тютчев
Зима недаром злится (1836)

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

2.
Немного о поэте

Тютчев Федор Иванович (1803 — 1873)

Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно-напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия.

Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать — в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском «Современнике» появились его 16 стихотворений.

В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

Дарование Тютчева, столь охотно обращавшегося к стихийным основам бытия, само имело нечто стихийное; в высшей степени характерно, что поэт, по его собственному признанию выражавший свою мысль тверже по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писавший только на французском языке и всю свою жизнь говоривший почти исключительно по-французски, самым сокровенным порывам своей творческой мысли мог давать выражение только в русском стихе; несколько французских стихотворений его совершенно незначительны. Автор «Silentium», он творил почти исключительно «для себя», под давлением необходимости высказаться пред собой. Бесспорным, однако, остается указание на «соответственность таланта Тютчева с жизнью автора», сделанное еще Тургеневым: «. от его стихов не веет сочинением; они все кажутся написанными на известный случай, как того хотел Гете, т. е. они не придуманы, а выросли сами, как плод на дереве».

3.
В стихотворении Ф.И. Тютчева » Зима недаром злится. » пять строф по четыре строки каждая — итого двадцать строк. Рифма — перекрёстная: » злится — стучится» — рифмуются первая и третья строки; «пора — со двора» — вторая и четвёртая. Размер — трёхстопный ямб.

Художественный эффект стихотворения достигается с помощью разнообразных тропов: олицетворения, метафор, эпитетов, сравнений, противопоставлений ( антитезы ).
Зима олицетворяется со злой ведьмой, Весна — с прекрасным ребёнком.
Слова «Зима» и «Весна» написаны, как имена собственные, с большой буквы, что делает эти времена года живыми героинями стиха, самостоятельно и по-разному действующими, имеющими свой характер.
Зима злится на Весну, которая стучится к ней в окно и гонит её со двора. Поэтому Зима вынуждена ворчать на Весну и хлопотать о своём пребывании на дворе.
А в чём могут выразиться ворчание и хлопоты Зимы? Ранней весной и снежные метели возможны, и ночные морозцы.
Зима не выносит смеха Весны, её действий и убегает в бешенстве, напоследок запустив в Весну то ли увесистым снежком, то ли обрушив на неё целую лавину снега.
Весна — месяц, не только следующий за Зимой, но и словно бы выходящий из Зимы, поэтому он не так противопоставлен Зиме, как. скажем, лето, и в связи с этим в двух этих понятиях нет ещё глубокой антитезы.

Противопоставлением ( антинтезой ) в этом тексте могут являться такие понятия, как » ведьма злая» ( Зима ) и » прекрасное дитя» ( Весна ) и две эмоции — злость Зимы и смех ( радость ) Весны.
Помимо » злой ведьмы» в стихах дан и ещё один синоним к этому понятию — «враг» Весны.
Однако эти синонимы не явные, а контекстуальные, поскольку два несинонимичных понятия метафорически сближены именно в данном контексте.
Врагом Весну воспринимает Зима и обращается с Весной, как с врагом. Весна же не враждует, а утверждает своё законное право на смену времён года, так как полна молодых сил, влекущих её к стремительному развитию.

Как бы ни любили мы Зиму, автор склоняет симпатии читателя на сторону Весны, тем более, что Зима пытается обидеть прекрасное дитя, а это не в её пользу.
Несомненно, дети бывают шаловливыми и озорными — такой и дана Весна в этом произведении — но это не бессмысленные шалости, это — природная необходимость.
На стороне Весны буквально «всё» — ведь » всё засуетилось, всё нудит Зиму вон». » Всё» — это природа, пробуждающаяся от зимнего сна, выходящая из зимнего оцепенения. Все процессы, происходящие в этот момент в недрах земли, в стволах деревьев, в жизни птиц, — активны и стремительны. Жаворонки сообщают об этом » поднятым трезвоном».

По-своему Весна деликатна: она предупреждает о своём приходе » стуком в окно», то есть она к Зиме постучалась, прежде чем войти в уже не принадлежащие той пределы. » Гонит со двора». — глагол «гонит» дан здесь как синоним к глаголу «нудит», то есть направляет, торопит, понуждает идти в определённом направлении». Очевидно, что грубостей Весна себе по отношению к Зиме не позволяет.

Читать еще:  Как не забыть стихи

Никакими препонами Зиме не удержать Весну: смелая Весна (» в глаза хохочет») принесла с собой пение птиц, звон капели, шум ручьёв, и этот шум становится всё «пуще». Таким образом текст стихотворения наполнен разнообразнейшими звуками ранней весны.
Орудие битвы Зимы, снег, Весна, как истиный философ-мудрец, несмотря на свою молодость, берёт на пользу себе: » умылася в снегу и лишь румяней стала. «

С помощью картины неравной битвы ( исход которой предопределён ) старой ведьмы и удивительного румяного младенца Тютчев даёт картину смены времён года в духе метафорических представлений наших предков, исповедовавших язычество, — картину яркую, динамичную, ведь на наших глазах происходит столько превращений:И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Интересно, что метафора » И всё засуетилось» может отнести нас к старинному славянскому празднику Жаворонки, действительно приходящемусяся на 22 марта – день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы. В этот день дети с пряничными жаворонками в руках шли с родителями в поле и припевали:

«Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»

Зрительный ряд стиха наряду со звуковым увлекает читателя во всю эту весеннюю кутерьму. Последнее противостояние Зимы выражены с помощью богатейших метафор: «Зима недаром злится», » прошла её пора», Весна в окно стучится и гонит со двора».
Попробуем указать все метафоры в этом удивительном стихотворении, и мы убедимся, что они присутствуют в каждой строке. То есть метафорой весны является как каждый катрен в отдельности, так и всё произведение в целом. Всё стихотворение от начала до конца — одна развёрнутая метафора, что делает его необыкновенно богатым и по форме, и по содержанию.

Отличительным приёмом данного стиха является обилие глаголов активного действия: «злится», «прошла», «стучится», «гонит» — в первой строфе; «засуетилось», «нудит», «подняли» — во второй строфе; «хлопочет», «ворчит», «хохочет», «»шумит — в третьей; «взбесилась», деепричастие «захватя, «пустила», деепричастие «убегая» — в четвёртом катрене; «умылася», глагол-связка «стала» — в пятом. Нетрудно подсчитать, что количество глаголов и глагольных форм ( два деепричастия при наличии пятнадцати глаголов ) по строфам распределилось в следующем порядке: 4,3,4,4,2. В последнем катрене всего два глагола, характеризующие только Весну, так как Весна победила и Зимы на дворе уже нет.
Все эти семнадцать глаглов и глагольных форм и сформировали метафоры данного стиха в таком обилии.

А эпитетов автору уже не понадобилось в большом количестве — их всего три: «злая» ( «ведьма злая» — инверсия, обратный порядок слов, ещё глубже характеризующий Зиму, при том, что логическое ударение также выделяет эпитет » злая» ), «прекрасное» ( «прекрасное дитя» — прямой порядок слов ) и сравнительная степень прилагательного «румяней» в составном именном сказуемом ( «румяней стала» — обратный порядок слов ).

4.
Присутствие авторского отношения к происходящему в стихотворении » Зима недаром злится» очевидно, но выражено оно не с помощью первого лица ( автора, как лирического героя, как бы и не видать ), а с помощью иных, уже указанных, средств. Автору нравится, как «прекрасное дитя» «хохочет», какое оно жизнерадостное ( «Весне и горя мало» — фразеологизм, образующий в контексте стиха метафору ), не боящееся холода ( «умылася в снегу» ), каким здоровьем и оптимизмом оно пышет (» И лишь румяней стала наперекор врагу» ). Все симпатии автора — на стороне Весны.

Таким образом прославление Весны стало прославлением кипучей энергии, молодости, смелости, свежести, и энергия трёхстопного ямба подошла здесь как нельзя лучше.

5.
В русской пейзажной лирике вряд ли ещё встретится подобное описание Зимы: зима, как правило, в русских народных песнях, в литературных обработках фольклора — герой, хотя порой и суровый, но положительный, а не отрицательный. Её ждут, её приветствуют, её любовно поэтизируют:

«…Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.»
( И.Никитин )

«Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.»
( Сергей Есенин )

В 1852 году, через шестнадцать лет после » злящейся Зимы», Ф.И. Тютчев написал стихи о зиме несколько в ином ключе, без отрицательной коннотации:

«Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит. «

Однако если прежде Зима характеризовалась Тютчевым как » ведьма», то затем она превратилась в » чародейку», «колдунью». Собственно все эти три слова — ведьма, чародейка, колдунья — синонимы. Правда, в нашем сознании слово » чары» связано с какими-то волшебными, чарующими явлениями. Зима, чародейка в начале своего появления, перерождается по мере своего истощения в ведьму, чьи чары ослабевают.
Подолгу находящийся в отрыве от родины, читающий литературу на немецком и французском языках и пишущий статьи по-французски ( напомним, что только при создании лирических произведений поэт отдавал предпочтение русскому языку ) Тютчев ввёл в зимнюю тематику представления скорее западно-европейской, а не российской поэтики, но тем и обогатил русскую поэзию, внёс в стихи о природе свой, тютчевский, оттенок.

6.
Объяснение непонятных учащимся слов.

НУДИТ — принуждает, заставляет.

ХЛОПОЧЕТ — Хлопотать — 1. без доп. Заниматься чем-нибудь с усердием, работать, суетиться.

ПУЩЕ — нареч. (простореч. ). Больше, сильнее, крепче.

«Заучивание произведения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Татьяна Флигерт
«Заучивание произведения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Ф. И. ТЮТЧЕВА «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ»

Цель: формировать интерес и потребность к заучиванию художественных произведений

— Систематизировать и углубить знания детей о сезонных изменениях в природе, учить называть самостоятельно характерные признаки зимы и весны.

— Познакомить детей со стихотворением Ф. И. Тютчева» Зима недаром злится» и помочь детям запомнить его.

-Продолжать учить понимать содержание стихотворений, обратить внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения)

-Развивать память, внимание, восприятие, умение анализировать, делать выводы, выражать их в речи.

-Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова и умение согласовывать существительные с прилагательными; правильно строить сложноподчиненные предложения, используя языковые средства для соединения их частей;

-Воспитывать читателя способного чувствовать музыкальность поэтического слова.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация» — отгадывание загадок, ответы на вопросы, лексика – грамматические упражнения

«Здоровье» — физминутка;

«Музыка» — слушанье произведения Чайковского;

«Чтение художественной литературы» — знакомство со стихотворением, заучивание.

Ход занятия:

Мозговой штурм (Игра «Ответь быстро»)

-Дедушка который раздает подарки? (Дед Мороз)

-Плохая отметка в школе?

-Польза от коровы?

-Сколько времен года?

-Время суток, когда солнце освещает Землю?

— Осадки, но не дождь и не снег?

-Кто первый летал в космос? (Собаки-Белка и Стрелка)

-Что получается, когда заплетают волосы.

-Сколько дней в неделе?

Молодцы, хорошо отвечали на все вопросы. Я думаю что и с остальными задачами мы с вами справимся.

2) Игра «Сложи картинку»

Чтобы отгадать, о чем мы сегодня будем разговаривать вам нужно собрать разрезные картинки.

Как одним словом назвать то, о чем мы будем сегодня говорить? (о временах года)

3) Музыкальные загадки.

А о каких временах года мы будем говорить нам помогут узнать музыкальные загадки.

Сейчас я предлагаю вам послушать произведение замечательного русского композитора П. И. Чайковского «Времена года»

Прослушивание произведения Чайковского «Времена года»

— Какое время года отображает это музыкальное произведение?

Что вы услышали в музыке, какие картины возникли в вашем воображении нам поможет узнать «Волшебная палочка»

4) Игра «Волшебная палочка»:

Давайте встанем в круг и, начиная с меня, будем передавать эту волшебную палочку, у кого в руках она окажется, тот и назовет звуки природы услышанные в музыке.

Зима — слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы ручей застыл подо льдом, дует злой ветер, природа оцепенела.

Весна- поют птицы, бегут ручейки, звонко капает, пригрело весеннее солнышко, и природа пробудилась, все оживилось.)

Да, действительно слышно как-будто робко побежал первый ручеек, пригретый весенним солнышком. Потом музыка становится светлой, приветливой. Ее звуки похожи на щебет птиц, их гомон и перекличку. Природа оживает, пробуждается. А вот и весенняя капель! Слышатся птичьи голоса. Весенней свежестью, светом веет от этой музыки.

Вот как музыка звуками может изобразить картины природы!

5) Знакомство с Ф. И. Тютчевым

Многие поэты, писатели и композиторы с любовью и нежностью изображали природу.

Посмотрите, вот портрет Ф. И. Тютчева. (Слайды о поэте)

— Ф. И. Тютчев горячо любил русскую природу, восхищался её красотой. Все эти чувства нашли своё отражение в поэзии. В произведениях Ф. И. Тютчева мы можем встретить стихотворения о всех четырёх временах года, и о том, как меняется природа с приходом каждого времени года, какие явления происходят в её жизни.

— Сегодня я хочу познакомить вас с одним из стихотворений Ф. И. Тютчева.

Но сначала я хочу узнать

— Наблюдали ли вы когда-нибудь, как наступает весна?

— Сразу ли зимняя погода с её морозами, метелями сменяется тёплой, солнечной весенней погодой? (Нет)

— А как же это происходит? (Погода становится непостоянной: ясную и тёплую погоду неожиданно сменяет холодная, даже морозная. Иногда в один день можно наблюдать и признаки весны и признаки зимы)

— Какие признаки весны можно наблюдать в такое время? (Прилетают птицы, начинает таять снег, становится теплее и т. д.)

— А зимы? (Выпадает снег, морозно)

Вы знаете,что в природе часто бывает так: перед приходом тепла вдруг заметут метели, забушует вьюга.

— Ф. И. Тютчев тоже наблюдал за тем, как зима долгое время «не сдаётся», и за тем, как весна сменяет зиму.

Такую борьбу зимы с весной изобразил поэт в своём стихотворении, которое называется «Зима недаром злится…»

Прослушайте это стихотворение.

6) Презентация стихотворения.

Проверка первых впечатлений

— Понравилось вам стихотворение?

— О чём это стихотворение? (Идет борьба, спор между Зимой и Весной.)

— Ребята, поэт показал два образа – два настроения.

Кому вы желали победы в «схватке» весны и зимы?

— А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить

Весна — это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Ранней весной зима еще дает о себе знать — напускает ветры, снежные метели, но, в конце концов,весна все-таки побеждает:

Давайте вместе с вами поможем Весне.

7) Физкультурная минутка.

8) Повторное чтение (презентация) и анализ стихотворения.

В русском языке много самых разных слов, а поет выбирает самые нужные и выстраивает музыку из слов Когда слушаешь это стихотворение кажется будто музыка слышится.

Читать еще:  Как я понимаю стих умом россию не понять

— А сейчас поразмышляем над текстом. Кого в этом стихотворении описал автор? (Зиму и Весну)

— Вначале поговорим о Зиме, как Ф. И. описывает настроение Зимы? (Злится)

— Подберите близкие слова к слову «злится». (Обижается, сердится, ругается, бранится, возмущается)

— Почему поэт из всех этих слов выбрал именно слово «злится»? Что это за слово по сравнению с другими словами? (Это слово самое сердитое из всех)

— Почему же Зима злится? Что её рассердило? (Прошла её пора)

— Послушайте следующий отрывок, где описывается Зима. (Зима еще хлопочет и на весну ворчит).

— Какое слово употребил Ф. И., описывая действие Зимы? (Хлопочет)

— Как вы понимаете значение этого слова? (Чем-нибудь усердно заниматься, суетиться)

— Что же предпринимает Зима, чтобы прогнать Весну? (Напускает на неё метели, морозы, вьюги, насыпает снега)

— С кем сравнивает Автор Зиму? (С ведьмой злой).

— Что значит «взбесилась»? (Пришла в бешенство, разъярилась)

— А что делает Зима на последок — и снегу захватя пустила убегая.

— Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Зимы? (Седая старуха, злое выражение лица, одежда серая, волосы распущены и спутаны)

— И так, мы с вами поговорили о Зиме.

А теперь побеседуем об молодой и прекрасной «сопернице» — Весне

— Что делает Весна первым делом? (Гонит со двора Зиму)

— Как она это может делать? (Растопляет снег солнышком, согревает землю)

— Найдите в стихотворении следующее место, где говорится о Весне (второе четверостишье)

«И всё засуетилось». Кто это «всё»? (Животные, растения, люди)

— А что значит «засуетилось»? (все движется, всё тает.)

— Кто помогает Весне прийти? (птицы, солнышко, ручейки)

— Как вы понимаете значение выражения «Всё нудит Зиму вон»? (Всё вынуждает Зиму уйти вон, выгоняет)

— Кто первыми приветствуют Весну? (Жаворонки)

— Кто это? (Птицы)

— Как они приветствуют? -подняли трезвон

— Что такое «трезвон»? (Шум, переполох)

— Как ведёт себя Весна в ответ на все попытки Зимы прогнать её? Зима еще хлопочет -весна хохочет

— Почему она так себя ведёт? (Не боится Зимы. Она знает, что победит её)

— Почему автор употребил именно слово»хохочет», а не «улыбается», «смеётся»?

— Что означает слово «пуще»? Ещё сильнее)

— Как, чем может Весна шуметь? (Песнями птиц, звоном ручейков, шелестами молодых листьев на деревьях)

— С кем сравнивает автор Весну? (С прекрасным «дитя»)

Чем закончилась «схватка» Весны и Зимы? («Схватка» закончилась победой Весны)

— Как вы понимаете слова «и лишь румяней стала «?

— Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Весны?

— Почему же Весне удалось победить Зиму? (Потому что Весну все любят, её ждут, помогают. А Зима уже всем надоела. Всем хочется, чтобы она поскорее ушла)

— Весна – слово очень древнее, буквально, «веселое время года».

9) Игра «Доскажи словечко»

Установка на запоминание +работа с презентацией

Я приготовила вам картинки, которые помогут вам запомнить и рассказать это стихотворение.

10) Самостоятельное чтение произведения по опорным картинкам.

11) Дидактические игры «Весеннее солнышко»

«Всему свое время» — так говорят в народе так уж устроено в природе, что одно время сменяет другое.

Понравилось вам наше занятие?

С каким произведением мы познакомились?

Как зовут автора?

12) Домашнее задание

У меня к вам домашнее задание — нарисовать портреты зимы или весны.

— Давайте нарисуем их мимикой и жестами.

13) В конце занятия я хочу загадать загадку

— Есть у радости подруга,

В виде полукруга.

На лице она живет,

То куда -то вдруг уйдет,

То внезапно возвратиться.

Грусть тоска ее боится.

Что это? – Улыбка.

Подарим улыбку гостям и предложим им выбрать символ нашего занятия солнышко или тучку (– понравилось;- не понравилось)

Оформление группы к весне В конце февраля мы с ребятами проводили итоговую беседу о зиме (вспоминали названия зимних месяцев, признаки, характерные для этого времени.

Презентация комплексно-тематического проекта «Весна идет» Овладение связной монологической речью является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном.

Федор Тютчев — Зима недаром злится: Стих

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Анализ стихотворения «Зима недаром злится, прошла ее пора» Тютчева

Ф. Тютчев долгое время не публиковал своих стихотворений. Находясь на дипломатической службе и являясь уважаемым и обеспеченным человеком, он считал свои литературные творения забавой и способом отвлечься от серьезных государственных дел. К публикации своих стихов его вынудили настойчивые просьбы друзей, которые высоко оценили талант начинающего поэта. Среди таких «легких» набросков оказалось стихотворение «Зима недаром злится…» (1836 г.), которое Тютчев включил в послание своему товарищу. Оно так и не было опубликовано при жизни поэта.

Отличительная особенность произведения – его непосредственность и легкий разговорный стиль. Поэт совершенно не думал о том, как воспримет его читающая публика. Он и не собирался никому, кроме друга, показывать стихотворение. Впоследствии в творчестве поэта появились и техника, и сложные образы, и философские размышления. А пока что он не был ничем связан. Его вдохновение не знало границ и изливалось свободным потоком.

Стихотворение напоминает русскую народную сказку. По крайней мере, налицо противостояние добра и зла в образах Весны и Зимы. Тютчев не случайно именует времена года с прописных букв. Перед нами живые волшебные персонажи, проявляющие обычные человеческие чувства и испытывающие человеческие ощущения. Автор «оживляет» окружающий мир с помощью многочисленных олицетворений («злится», «хохочет», «хлопочет»).

Сказка вплетается в жизнь благодаря появлению жаворонков, которые на полном основании вступают в борьбу Весны с Зимою. Эта борьба олицетворяет первые признаки пробуждения природы, хлопоты зимы – ночные заморозки и холодный ветер, а хохот весны – весеннее журчание ручьев и пение птиц. Очень образно Тютчев описывает финальный снегопад. Побежденная Зима кидает в «прекрасное дитя» горсть снега. Но эта безнадежная последняя попытка ни к чему не приводит. Последний снег быстро тает, позволяя Весне умыться и стать еще прекраснее.

«Зима недаром злится…» — прекрасный образец пейзажной лирики Тютчева, еще не скованный критическими замечаниями поэтического мира. Оно не несет никакой смысловой нагрузки, поэтому воспринимается удивительно легко и свободно. Немногие поэты не только XIX века, но и в наше время, могут похвастаться таким простым, но в то же время художественно выверенным слогом.

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Заучивание стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится. «

по образовательной области

«Заучивание стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…»

Цель: формировать интерес и потребность к заучиванию художественных произведений

— познакомить детей со стихотворением Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится»

— вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,

— помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов,

— активизировать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами: «нудит», «засуетилось», «вон», «трезвон», «хлопочет», «пуще», «взбесилась», «наперекор», «дитя».

— обеспечить запоминание стихотворения,

— научить выразительно читать перед слушателями,

— дать определение слова «пантомима».

— продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

— развивать память, внимание, восприятие;

— развивать умение анализировать, делать выводы, выражать их в речи;

— развивать речь через использование в ней чистоговорок и рифмовок;

— способствовать развитию коммуникативных навыков через театральную деятельность.

— воспитывать любовь к природе и поэзии;

— воспитывать читателя способного чувствовать музыкальность поэтического слова.

Методы: игровой, словесно-логический, деятельностный.

Приемы : беседа, пояснения, поощрение, физкультминутка, образец выразительного чтения, подсказ нужной интонации, заучивание стихотворения с помощью схемы.

1. Проектор, ноутбук;

2. Аудиозапись «Пение птиц в лесу»;

3.Разрезная картинка на тему «Весна»;

4. Схема для заучивания стихотворения.

5. Шапочки для показа стихотворения в виде пантомимы.

7. Памятки по обращению с книгой.

8. Красные карандаши и подставки для них.

Ход образовательной деятельности:

1. Орг.момент

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Скажем….

В круг широкий вижу я стали все мои друзья

Мы сейчас пойдем налево,

А потом пойдем направо.

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Заниматься мы начнем.

В: Дети, а вы знаете, где хранятся книги и литературные произведения разных писателей и авторов.

В: Совершенно верно. Там огромное количество самых разных книг.

(на экране появляется слайд с изображением библиотеки им. Салтыкова – Щедрина)

В: Посмотрите на экран. Так в библиотеке хранятся книги – на полках, в алфавитном порядке.

(На экране появляется слайд с полками и книгами в алфавитном порядке)

В: А в нашей группе где живут книги?

Д: В уголке книг, на полочке интересных книг.

В: Давайте подойдем к нашей полочке с книгами. А кто пишет книги?

Д: Автор. Писатели.

В: Верно. А как можно узнать, о чем книга?

Д: По ее иллюстрациям.

В: Правильно. Посмотрите внимательно на полочку с нашими книгами. Что на ней нового?

Д: Появилась новая книга. Там лежит неизвестная нам книга. Ещё одна книга появилась.

2. Основная часть

В: Да, вы правы. Это сборник стихотворений Ф. Тютчева. С некоторыми его стихотворениями мы уже знакомы. Например, «Чародейкою зимою околдован лес стоит….», «Весенние воды». Сегодня я познакомлю вас с новым стихотворением.

В: А о чем будет это стихотворение, вы узнаете, сложив разрезную картинку и отгадав загадку. Готовы? Приступайте.

Игра «Сложи картинку» (Дети собирают на столе картинку «весна»)

Нам в подарок принесла,

То что всем понравится:

Вслед ей прилетели птицы

— Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

В: Что у вас получилось?

Д: Весна. На картинке весна.

В: А сейчас у нас какое время года?

В: Правильно. Давайте вспомним чистоговорки о весне и проговорим их.

ЧИСТОГОВОРКИ

К нам пришла весна.

Все растаяли снега.

В ручейке журчит вода.

Прилетели к нам скворцы.

Как весною хорошо!

В: Многие поэты, писатели с любовью и нежностью изображали природу. Сегодня я познакомлю вас с одним из них. Это Ф.И. Тютчев. Вот его портрет. Посмотрите на экран.

(На экране появляется слайд с портретом автора)

В: Тютчев горячо любил русскую природу, восхищался её красотой. Все эти чувства нашли отражение в поэзии. Однажды автор наблюдал за тем, как зима долгое время «не сдаётся», и за тем, как весна сменяет зиму.

Читать еще:  Михаил ефремов стихи что такое хорошо

Такую борьбу зимы с весной изобразил поэт в своём стихотворении, которое называется «Зима недаром злится… »

В: Я вам прочитаю это стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т.е. говорю громче, чем другие), с какой интонацией я читаю строки.

(Дети садятся на стульчики)

Чтение стихотворения «Зима недаром злится»

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит .

Взбесилась ведьма злая,

И, снегу захватя,

В прекрасное дитя .

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Беседа по стихотворению

В: Понравилось вам стихотворение?

В: Почему злится зима?

Д: Зима закончилась. Прошла её пора.

В: А как об этом говорит автор?

Д: Зима недаром злится, прошла её пора…

В: Какое время года идет на смену зиме?

В: Как говорит автор об этом?

Д: Весна в окно стучится и гонит со двора.

В: Повторим хором: «Зима недаром злится, прошла ее пора. Весна в окно стучится и гонит со двора»
В: Послушайте строчку: «И всё засуетилось, все нудит зиму вон». Что значит «всё засуетилось»?

Д: Значит, ручьи бегут и журчат. Снег тает. Солнце светит. Капель слышна.

В: Что значит нудит?

Д: Вынуждает уходить, прогоняет, выгоняет.

В: А что значит слово «вон»?

Д: Это значит прочь. Пусть совсем уходит.

В: Дети, кто ещё суетится весной?

Д: Птицы, они спешат прилететь с юга.

В: Верно. Автор говорит — «и жаворонки в небе уж подняли
трезвон».

В: Что такое «трезвон»?

Д: Звонкое пение. Значит, очень громко запели. Запели звонко.

В: Давайте повторим эти строки хором: «И всё засуетилось, всё нудит зиму вон. И жаворонки в небе уж подняли трезвон»
В: Что же предпринимает зима, чтобы прогнать весну?

Д: Хлопочет, ворчит.

В: А как она это делает?

Д: Напускает холодные ветры и снежные метели.

В: С кем сравнивает автор зиму?

Д: С ведьмой злой.

В: Какие слова вам непонятны в стихотворении?

В: Что означает слово «пуще»?

В: Что значит «взбесилась»?

Д: Сильно разозлилась. Рассердилась.

В: Ещё в стихотворении есть незнакомое вам слово «наперекор», это значит специально или назло.

В: А как вы думаете, кто это дитя в стихотворении?

Д: Это весна.
В: Верно. Поэт показал два образа — два настроения. Кому вы желали победы в схватке зимы и весны? (Ответы детей)
В: Почему?
В: А как вы думаете, на чьей стороне автор?

Д: На стороне весны.
В: Весна — особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна,
когда всё оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Ранней
весной зима даёт ещё о себе знать-напускает ветры, снежные метели,
но, в конце концов весна всё-таки побеждает.

В: Давайте с вами отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Пришла весна!

Весна, весна! Пришла весна! Хлопки в ладоши.

Тепло на крыльях принесла. Короткие взмахи руками-крыльями

И вот на самом солнцепеке Ходьба.

С поднятой гордой головой Приподнять повыше подбородок.

Расцвел подснежник голубой. Руки в стороны.

Он весь пушистый, серебристый, Приседания.

На солнце маленький стоит. Прыжки.

Посланец он весны надежный, Наклоны туловища.

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие, Повороты влево-вправо.

Он первенец среди цветов.

В: Давайте присядем с вами на ковер.

(дети садятся на ковер)

В: Поиграем в игру «Рифмовки». Подберем рифмы к словам.

(Воспитатель называет слово и перекатывает снежок одному из детей. Ребенок перекатывает снежок обратно и называет рифму к слову)

В: Например, злится – стучится, пора – двора, вон – трезвон, хлопочет – хохочет, ворчит – шумит, мало – стало, снегу – врагу.

В: Молодцы, справились с заданием.

В: Сейчас я прочитаю стихотворение ещё раз, а потом мы его заучим наизусть. Чтобы вам легче было запоминать стихотворение, мы его покажем в виде пантомимы.

Пантомима – это театральное представление без слов, в котором смысл и содержание происходящего передается при помощи жестов, мимики, то есть выражения лица, и пластики.

В: Давайте потренируемся. Покажите мне радость, огорчение, удивление, грусть. А теперь злость.

(Дети показывают заданные эмоции)

В: Предлагаю вам стать артистами и передать эмоции, которые есть в этом стихотворении своей мимикой и жестами. Вам надо показать, как злится зима, как она хлопочет, какая она суровая, как хохочет весна, какая она милая и добрая, как трезвонят и суетятся птицы.

Пантомима «Разыграй стихотворение» (воспитатель читает стихотворение, а дети показывают его содержание)

(Дети берут себе шапочки на столе)

В: Молодцы, у вас замечательно все получилось. Вы настоящие артисты!

3. Заучивание стихотворения.

В: А теперь мы заучим это стихотворение. Вот схема, по которой мы будем его заучивать. Она вам поможет.

В: Аня начнет рассказывать стихотворение, опираясь на схему, а Даша продолжит рассказывать стихотворение.

В: А сейчас начнет стихотворение Катя, а Лиза его продолжит.

В: А теперь стихотворение полностью расскажет Арина.

В: Замечательно. Вот мы и выучили такое красивое стихотворение.

В: А теперь мы поставим нашу книгу на полку. Чтобы каждый мог ещё раз ее посмотреть и вспомнить стихотворения.

В: А как надо обращаться с книгой?

Д: Бережно. Аккуратно переворачивать страницы. Не мять страницы книги. Не рвать книги.

В: Правильно. Вы уже умеете хорошо обращаться с книгами. Давайте сделаем памятки о том, как надо обращаться с книгами и подарим их младшим детям.

В: Перед вами памятки. Вам надо зачеркнуть красным карандашом неправильные знаки, на которых нарисовано то, что нельзя делать с книгой.

4. Итог занятия.

В: С каким стихотворением мы сегодня познакомились?

Д: «Зима недаром злится…»

В: Кто его автор?

Д: Фёдор Иванович Тютчев.

В: Что понравилось на занятии тебе, Максим?

В: Что запомнилось тебе, Даша?

В: Дети, а вы хотели бы сходить в библиотеку?

В: Мы постараемся договориться с сотрудниками библиотеки и сходить туда на экскурсию. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Кальбова Кира АлексеевнаНаписать 749 04.04.2019

Номер материала: ДБ-539419

  • Дошкольное образование
  • Дошкольники
  • Конспекты

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    04.04.2019 717
    04.04.2019 132
    04.04.2019 87
    04.04.2019 471
    04.04.2019 229
    04.04.2019 114
    04.04.2019 199
    04.04.2019 108

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Зима недаром злится…

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector