2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выучить стих в синем небе плывут над полями

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 21. И.С.Никитин «В синем небе …»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Знакомство со стихотворением И.С.Никитина «В синем небе …» и его анализ.

Грезит – мечтает.

Межа – граница земельных участков.

Зарево – огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений.

Храм – здание для совершения богослужения и религиозных обрядов.

Ключевые слова

Стихотворение; литературный прием; стихотворение; эпитет; метафора; олицетворение; сравнение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 — 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

Речевая разминка.

Тихо ночь ложится

И луна глядится

Над глухою степью

В неизвестный путь

Над рекой широкой,

В тишине глубокой

Лес густой стоит;

— Ребята, как вы думаете, почему на разминку я выбрала это стихотворение?

— Прочитайте имя поэта, чьё стихотворение мы будем читать.

— Что вы уже знаете о И.С.Никитине?

-Какие его стихи мы читали? («Полно степь моя спать беспробудно…», «Утро», «Встреча зимы»).

-О чём очень любил писать поэт? (О родной природе.)

— Сегодня мы познакомимся со стихотворением И.С. Никитина

«В синем небе плывут над полями…»

Послушайте стихотворение (под мелодию П.Л.Чайковского «Времена года» диктор читает стихотворение.)

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.

Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме, стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

Вопрос (В)-Скажите, какие картины возникли в вашем воображении при слушании?

Ответ – О-Синее небо, облака, простор и т.д.

В-Какие ассоциации возникли у вас после прочтения этого стихотворения?

О- Летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт.

В — Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?

О- Радостное, спокойное, умиротворённое.

— Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно.

В -Вы подумали с какой интонацией будете читать?

О-Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение.

-Попытайтесь создать картины, которые увидели в этом стихотворении.

( летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт)

В- С помощью чего создаются эти картины?

О-С помощью художественных средств.

В- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении?

О- эпитетами, сравнением.

В- Назовите эпитеты.

О- Золотые края, красное зарево, прозрачно- румяный вечер.

В- Сколько картин вам удалось нарисовать? Какие?

О- На синем небе видны облака, освещённые заходящим солнцем, и края этих облаков отражают солнце и они кажутся золотыми; на небе появляется луна и освещает лес своим огненным сиянием.

-Как вы знаете, в произведениях литературы, особенно в стихотворениях, образы раскрываются с помощью средств выразительности.

В- Кто мне скажет, какие средства выразительности вы уже знаете?

О- Сравнение, эпитет, олицетворение.

В- Что такое сравнение?

О-Это характеристика одного предмета, которая даётся через сопоставление его с другим предметом по их сходству, которое может быть явным или отдалённым и неожиданным, например: голубые глаза, как небо;

— Кроме природы, есть ещё одна картина.

В- Кто может её назвать?

О- Мы видим, что в природе тишина, как в храме, и Никитин восхищается этой тишиной.

В- С чем сравнивает автор природу?

В- Какое слово помогает в сравнении?

В- Сколько строф в этом стихотворении?

В- Что такое рифма?

О- Это созвучие стихотворных строк.

В-Какие рифмы в этом стихотворении?

О- О- четыре (полями-краями, туман-румян, встаёт-обдаёт, сиянье-молчанье).

Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно.

В- Какими художественными средствами пользуется Никитин в своём стихотворении?

О — Никитин использует эпитеты и сравнения.

В- Вспомните, что такое эпитет.

О- Эпитет – это яркое художественное определение, чаще всего эпитеты – это имена прилагательные.

Не всякое прилагательное эпитет. Только то, которое употребляется в переносном значении.

Эпитет рисует выразительную картину, а также помогает передать мысли и чувства автора.

В-Какие эпитеты встречаются в этом стихотворении?

О-«облака с золотыми краями», «тёплый вечер», «огненный шар».

В- Какие мысли передал автор?

О- Он выразил красоту родной природы. Никитин очень любил природу и восхищался ею, видел красоту в самых обычных вещах и помог нам её увидеть .В- Помогают ли последние строчки понять мысли и чувства поэта, его отношение к природе.

О- В стихотворении видим не только изображение поэтом картины, но и самого поэта.

В стихотворении описывается вечер, когда вся природа уходит на покой. Он очень красиво говорит об этом переходе, от света к тьме. Настроение, которым заканчивается стихотворение, позволяет нам почувствовать божественное присутствие.

Его любовь к природе огромна. Хотя бы, потому что он видит в ней божественное участие. Из этой строки («точно в храме, стою я в тиши») мы видим, что он сравнивает природу с храмом. Храм означает для людей место поклонения, тишины, покоя и защиты. Всё это он чувствует, находясь на свежем воздухе, близ родного леса.

Читать еще:  Лучше хреновый конец чем бесконечная хрень стих

Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой.

Разбор типового тренировочного задания:

Подчеркните эпитеты в этой строфе.

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.

Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме, стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.

Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме, стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

Разбор типового контрольного задания

Распределите в столбцы таблицы примеры средств выразительности.

Облака с золотыми краями, месяц встаёт, колос грезит тёплый вечер, огненный шар.

облака с золотыми краями, тёплый вечер, огненный шар

Урок литературы И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

Департамент образования города Москвы

ГБОУ СПО Педагогический колледж №15

Информационная карта урока литературного чтения,

проведенного студенткой группы Ш-42

Дзюбенко Анной Анатольевной

в 4 «А» классе ГБОУ СОШ №508

Дата проведения урока: 13.11.2014

Отметка за проведение:

Место урока в программе

Раздел «Поэтическая тетрадь»

Познавательные

построение речевых высказываний в устной и письменной формах; анализ объектов с целью выделения признаков;

Регулятивные

Планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения

понятия, термины

понятия, термины

Стихотворение, эпитет, сравнение

Межпредметные связи

Формы работы

Окружающий мир

Русский язык

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Учебник Литературное чтение 4 класс, часть 1, Л.Ф.Климанова Школа России. ИКТ ресурсы. Интернет ресурсы.

II . Основная часть

1) Введение в тему

Ребята, посмотрите на картины на слайде. Что у них общего?

А как вы думаете, какое время года изображено? Как вы догадались?

А кто из вас любит наблюдать летом закат, поднимите ручки.

Иван Саввич Никитин тоже очень любил наблюдать это время суток и этому он посвятил многие свои произведения.

Лето, т.к. трава, цветы, солнце яркое

Иллюстрации вечернего времени суток на слайде

2) Пейзажная лирика И. С. Никитина

Иван Саввич Никитин также в своих стихотворениях любил описывать «Лес»:

Шу ми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

«Встречу зимы»:

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

Степь в стихотворении «Полно, степь моя, спать беспробудно»:

Полно, степь моя, спать беспробудно,

Зимы-матушки царство прошло,

Сохнет скатерть дорожки безлюдной,

Снег пропал — и тепло, и светло.

Ребята, как вы думаете, почему именно эти стихотворения я взяла для нашего урока? Может что-то какие-то стихотворения вам показались знакомыми?

Так что же любил еще описывать в своих стихотворениях Никитин? Как мы назовем все это одним словом?

Правильно, Иван Саввич очень любил описывать в своих произведениях родную природу.

Мы изучали стихотворения «Встреча зимы» и «Полно, степь моя, спать беспробудно»

К каждому произведению иллюстрация на слайде.

3) Первичное восприятие

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из произведений Иван Саввича Никитина, которое называется «В синем небе плывут над полями».

Внимательно послушайте стихотворение, посмотрите на экран.

В синем небе плывут над полями/
Облака с золотыми краями;/

Чуть заметен над лесом туман ,/

Тёплый вечер прозрачно-румян.//
Вот уж веет
прохладой ночною;/

Грезит колос над узкой межою;/

Месяц огненным шаром встаёт,/

Красным заревом лес обдаёт.//


Кротко
звёзд золотое сиянье,/

В чистом поле покой и молчанье ;/

Точно в храме , стою я в тиши/
И
в восторге/ молюсь/ от души.//

Какие картины вы увидели?

Какие ассоциации возникли у вас после прослушивания этого стихотворения?

Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?

Поле, лес, вечер, закат

Конец лета, прощание с летом

4) Чтение стихотворения

Хорошо. А теперь приступим к чтению стихотворения. Откройте учебники на странице 146.

Прочитай первое четверостишие.

Прочитай второе четверостишие.

Все ли тебе было понятно? Какие слова тебе были непонятны?

Ребята, как вы думаете, что значит слово грезит? Грезить – это значит мечтать.

А как вы думаете, что значит слово межа? Межа – узкая полоса земли, границы земельных участков.

А что такое зарево? Зарево – это отблеск в небе красного, жёлтого или оранжевого цветов.

Прочитай третье четверостишие. Все ли слова тебе были понятны? Что значит кротко? Кротко – значит спокойно, мирно.

А что такое храм? Храм – это здание, в котором проходят религиозные обряды; место для молитв.

А теперь давайте прочитаем его еще раз, но более выразительно.

Читать еще:  Стих пришла зима развесив белоснежные ковры деревья приоделись в алмазные шатры кто написал

Прочитай первое четверостишие.

Прочитай второе четверостишие.

Прочитай третье четверостишие.

А теперь найдите и прочитайте строчку:

Где плывут облака?

Какие облака плывут?

Что чуть заметно над лесом?

Какой вечер в этот момент?

Чем вдруг повеяло?

Что говорится о колосе?

Что говорится о месяце?

Как месяц освещает лес?

Что говорится о звездах?

Как поэт описывает поле?

С каким местом автор сравнивает тишину поля?

Что испытывает автор в этот момент?

Нет, грезит, межа, зарево

Дети отвечают на вопросы строчками стихотворения

Иллюстрации словарных слов

Сейчас я проверю, насколько вы внимательные. Когда я хлопну 1 раз вы должны начать читать вслух стихотворение, когда я хлопну 2 раза, вы должны продолжить читать его мысленно.

Мы немного отдохнули и теперь продолжим работу с нашим стихотворением. Как вы знаете, в произведениях литературы, особенно в стихотворениях, образы раскрываются с помощью средств выразительности. Кто мне скажет, какие средства выразительности вы уже знаете?

Что такое сравнение ? Это характеристика одного предмета, которая дается через сопоставление его с другим предметом по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным, например: голубые глаза, как небо;

Что такое олицетворение ? Это перенесение свойств человека на неодушевленные предметы, например: природа уснула;

Что такое эпитет ? Это определение, которое характеризует предмет, т.е. красочное описание слова, например: золотая осень;

Итак, прочитай, пожалуйста, первые две строчки первого четверостишия. Почему «облака с золотыми краями»? Какое средство выразительности здесь использует автор?

А что значит строчка «Тёплый вечер прозрачно-румян»?

Как вы думаете, какое это время суток?

Прочитай первую строчку второго четверостишия. Посмотрите, ребята, как интересно получается. Только что был «теплый вечер», а через некоторое время уже «веет прохладой ночною»? Почему такое происходит?

А как вы понимаете вторую строчку этого стихотворения? Какое средство выразительности использовал здесь автор? Какие еще средства выразительности вы видите в первых двух строчках второго четверостишия?

Прочитай третью и четвертую строчку второго четверостишия. Почему автор сравнивает месяц с огненным шаром? Все дело в том, что при смене погоды луна окрашивается в красный цвет и этим красным светом заливает лес.

Какое еще средство выразительности здесь есть?

А какое время суток описано во втором четверостишии?

Прочитай первую строчку третьего четверостишия. Какое средство выразительности здесь использовал автор?

А теперь посмотрите на третью строчку. Какое там есть сравнение?

Теперь найдите эпитет во второй строчке.

Ребята, кто из вас когда-нибудь был в храме, церкви? Какие чувства вы испытывали, какие звуки слышали?

Так почему автор сравнил свое состояние, когда он находился в поле ночью с состоянием, когда он находился в храме?

Найдите в этом четверостишии слова, которые описывают состояние природы.

Почему автор в восторге молится?

Какое же время суток описано в этом четверостишии?

В синем небе плывут над полями

В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно-румян.
Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт.
Кротко звёзд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье;
Точно в храме, стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Читать еще:  Кто я такая стихи

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

19.11.2019

Никитин И. «В синем небе плывут над полями»

Главные герои стихотворения «В синем небе плывут над полями» и их характеристика

  1. Поэт. Романтик. Любитель природы, чуткий ценитель прекрасного.

План пересказа стихотворения «В синем небе плывут над полями»

  1. Облака и туман.
  2. Вечер
  3. Ночная прохлада
  4. Спящий колос
  5. Золотая луна
  6. Тишина
  7. Восторг и молитва

Главная мысль стихотворения «В синем небе плывут над полями»
Нет ничего чудесней тихого летнего вечера.

Чему учит стихотворение «В синем небе плывут над полями»
Стихотворение учит любить прекрасное, любить природу, восторгаться ее красотой.

Отзыв на стихотворение «В синем небе плывут над полями»
Это очень мелодичное и восторженное стихотворение, которое заставляет читателя пожалеть о невозможности каждый день, каждый час радоваться летнему вечеру, его тихой и возвышенной красоте

Анализ стихотворения «В синем небе плывут над полями»
Стихотворение было написано Иваном Никитиным в 1858 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Поэт с восторгом описывает вечер, описывает окружающую природу. Он рассказывает о том, какие чувства в его душе пробудила природа. Поэт сравнивает природу с храмом, а свои чувства к ней с молитвой.
Стихотворение состоит из 12 строк, трех четверостиший.
Стихотворный размер — анапест, рифмовка парная.

Средства художественной выразительности в стихотворении «В синем небе плывут над полями»
Эпитеты: синем небе, золотыми краями, вечер прозрачно-румян, красным заревом, золотое сиянье, чистом поле.
Метафоры: вечер прозрачно-румян, огненным шаром,.
Сравнения: точно в храме.
Олицетворения: колос грезит, кротко звезд сиянье.

Пословицы к стихотворению «В синем небе плывут над полями»
Не видав вечера и хвалиться нечего.
Солнца нет, так и месяц светит.
Закат солнца молитвой провожают.
Каковы глаза, такова и природа.
Красота не от моды, а от природы.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «В синем небе плывут над полями»
Над полями плывут золотые облака. Чуть заметен туман. Стоит румяный вечер.
Вокруг уже веет ночной прохладой и над межой засыпает колос. Над лесом встает золотым шаром месяц и заливает все вокруг золотым светом.
Кротко в небе сверкают звезды, вокруг тишина. И поэт в восторге стоит словно в храме, и молится на эту красоту.

Как выучить стих в синем небе плывут над полями

Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить детей понимать глубину произведения; развивать мышление учащихся, речь; воспитывать любовь к своей Родине.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выразительно читают по ролям стихотворение А. Н. Плещеева «Дети и птичка», отмечают лучшего исполнителя каждой роли, исправляют ошибки.

III. Изучение нового материала.

– Сегодня мы познакомимся с творчеством поэта, многие стихи которого вам хорошо знакомы.

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

– Кому они принадлежат?

– Знаете ли вы другие стихи И. С. Никитина?

– Иван Саввич Никитин родился в зажиточной семье. Отец его владел свечным заводом и лавкой и слыл не только предприимчивым торговцем, но и первым кулачным бойцом. Был он суров и деспотичен в отличие от жены, имевшей кроткий нрав.

С 9 лет Иван Никитин учится в духовном училище, а затем в духовной семинарии. Именно семинарская литературная среда оказала благотворное влияние на поэтическое развитие будущего поэта. Уже в семинарии он начал писать стихи, подражая думам и песням Алексея Кольцова. В ту пору он много читал, мечтал поступить в университет, но этому помешали жизненные обстоятельства.

Долгое время И. С. Никитин скрывал написанное им от окружающих, боясь стать предметом насмешек. Неуверенность в своих силах мешала ему сразу опубликовать свои стихи. Лишь в 1853 году, почти в 30-летнем возрасте, поэт решился послать их в редакцию местной газеты «Воронежские губернские ведомости».

Через год (1854 г.) стихи Никитина появляются на страницах крупных журналов того времени. А ещё через 2 года, в 1856 году, граф Толстой оказывает Никитину покровительство и издаёт отдельной книгой его стихи с собственным предисловием.

Кроме стихов о природе, которую поэт считал единственным утешением в своей жизни, говоря о ней: «Она моя мать, утешающая меня в минуты тоски и сомнений. Изумляя меня своею тишиною и величием, она заставляет меня слагать задумчивую песнь и проливать сладкие слёзы», многие стихи И. Никитина пронизаны высоким чувством родины. Он говорит о приметах родного края, близких его душе народных песнях, о силе, красоте трудового народа.

И. А. Бунин относил Никитина к числу «тех, великих, кем создан весь своеобразный склад русской литературы, её свежесть, её великая в простоте художественность, её сильный простой язык…».

– Послушайте стихотворение И. С. Никитина.

Учитель читает стихотворение «В синем небе плывут над полями…».

– Какие картины представили, слушая стихотворение?

– Какое настроение вызвало в вас стихотворение?

– О чём думали, вспоминали, слушая стихотворение?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»; сделать рисунок к стихотворению, по желанию выучить наизусть.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector