0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выучить стих в зимние сумерки нянины сказки

В зимние сумерки нянины сказки — Некрасов Н.

7 — Лисичка со скалочкой

Сказка про хитрую лису, которая нашла на дороге скалочку и попросилась к людям переночевать, а утром сожгла скалочку и потребовала за нее курочку. Лисичка со скалочкой читать Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и…

8 — Три поросенка

Сказка про трех братьев-поросят, которые построили себе домики. Один брат построил дом из соломы, второй из веток и прутьев, а третий — из кирпича. Три поросенка читать Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все…

9 — Про Ёжика и Кролика: Кусочек зимы

История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика: Кусочек…

Сказка про щенка, который был совсем маленький и не знал, кем он станет, когда вырастет: сторожевой или охотничьей собакой. Кошка Клаша подсказала ему, что он будет декоративной собачкой. А я кто? читать Бабушка купила щенка…

  • О проекте
  • Блогерам
  • Правообладателям
  • Политика конфиденциальности

Мы рады принять Ваши предложения и пожелания по работе сайта

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение 4 класс.

Урок 22. Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки…».

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Знакомство с произведением.
  2. Анализ произведения.

Глоссарий по теме:

Сумерки – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи.

Салазки – маленькие деревянные ручные санки.

Ельник – еловый лес.

Едва прикрыта грудь – человек не очень хорошо одет, на нём рваная, худая, дырявая одежда.

Поприще – область, мир, участок

Не бездарна – талантлива, способна

Ключевые слова:

Стихотворение; детство; крестьянские дети; тема произведения, идея.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.39-59

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово детство? Каким должно быть детство? Детство – это самое счастливое беззаботное время, самая весёлая пора. А как вы думаете, может ли быть детство несчастным? К сожалению, да. Долгое время в нашей стране дети, родившиеся в крестьянских семьях, были вынуждены работать с раннего детства, не имели возможности учиться.

Тема крестьянского детства была очень важной для Николая Алексеевича Некрасова. Несмотря на своё дворянское происхождение, он пережил лишения, голод, нищету.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнёво. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, наперекор всему, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям. Этот момент его жизни — близкое общение с крестьянскими детьми — оказал влияние на его творчество.

Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишён отцом денежных средств.

Некрасов тяжёлым трудом зарабатывал себе деньги на жизнь.

Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой. Конечно, это отразилось и в его творчестве. Сегодня мы с Вами познакомимся с двумя его произведениями, посвящённые детям.

Первое произведение, которое мы прочитаем, называется «Школьник». Прежде, чем приступить к чтению, послушайте небольшую историю. Однажды, проезжая по пустынной дороге, Некрасов встретил школьника, голодного ободранного, босого. Поэт вспомнил Михаила Васильевича Ломоносова – великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал, но всё же учился, прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским учёным, совершившим много научных открытий. После этой встречи, Некрасов написал стихотворение «Школьник».

В этом стихотворении поэт изображает крестьянского мальчика в лохмотьях, предвещая ему путь великого учёного и поэта Михаила Ломоносова. Прочитайте стихотворение.

– Ну, пошёл же, ради бога!

Небо, ельник и песок –

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай…

В — О чём это произведение?

О – О трудном детстве.

В – Как начинается стихотворение?

О – Стихотворение начинается с обращения к мальчику.

В – Кто обращается к мальчику?

— Это произведение написано в форме монолога. Монолог – это речь одного лица.

В – Перечитайте начало стихотворения. Как Вы думаете, какое значение, прямое или переносное, имеет слово дорога в данном произведении?

О – Слово дорога употреблено и в прямом, и в переносном значении, можно сказать, что это судьба, жизнь.

В – Почему автор называет дорогу невесёлой, подумайте.

О – Мальчику будет нелегко в жизни, его ждёт много преград.

В – Как автор относится к мальчику? Каким словом он выражает своё отношение к нему?

О – Автору мальчик нравится. Он его называет дружок.

— Да, автору мальчик очень нравится, но он понимает, что мальчику будет трудно и подбадривает его.

— Подумайте, относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто пошёл славным путем знаний.

Читать еще:  Стихи михалкова как у нашей любы

О – Это стихотворение е только о Ломоносове. В истории России много славных имён, вышедших из простого народа, прошедших нелёгкий путь и ставших гордостью страны. Добролюбов, Чернышевский, великие врачи Пирогов, Боткин и многие другие.

Не бездарна та природа, не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько знатных-то и знай…- в этих строчках и заключена главная мысль этого произведения.

Итак, мы можем сделать вывод: крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, не тот, который достался их родителям, и судьба Ломоносова — яркий тому пример. То есть у детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей.

Прочитаем ещё одно стихотворение Николая Алексеевича Некрасова.

Называется стихотворение «В зимние сумерки нянины сказки». Предположите, о чём будет это произведение.

Рассмотрите иллюстрации к произведению. Подумайте, кто буде героем, как могут развиваться события.

А сейчас приступим к чтению.

В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: «Не убейся, родная!»

Саша, салазки свои погоняя,

Весело мчится. На полном бегу

Набок салазки — и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка –

Снег отряхает, смеётся, голубка!

Не до ворчанья и няне седой:

Любит она её смех молодой…

В – Наши предположения оказались верными?

— Назовите героя произведения.

О – Девочка Саша.

В – Каким настроением проникнуто это произведение?

О – Стихотворение проникнуто радостью, светом, весельем, добром.

— Да, это стихотворение действительное доброе и светлое. В этом произведении автор показывает нам картину детства, сильно отличающуюся от картины в произведении «Школьник». В стихотворении «В зимние сумерки» мы слышим детских смех, веселье, и от этого нам становится легко и радостно на душе.

— Перечитайте текст. Найдите в тексте слова, которые передают нам настроение произведения.

О — Полная счастья. Весело мчится, смеётся, любит.

В – Что вы можете сказать о характере Саши?

О – Она весёлая, озорная девочка.

В – Какие слова помогли нам определить характер нашей героини?

О — Весело мчится. На полном бегу

Набок салазки — и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка –

Снег отряхает, смеётся, голубка!

В- Что вы можете сказать о няне? Как она относится к Саше?

О – Няня добрая и заботливая. Она любит девочку, заботится о ней.

В – А какие слова нам помогли это понять? Найдите и прочитайте их в тексте.

О – В зимние сумерки нянины сказки

Няня кричит: «Не убейся, родная!»

Не до ворчанья и няне седой:

Любит она её смех молодой…

В – Обратите внимание, как написано это произведение. Оно разделено на части и в каждой части по две строчки. Каждая часть стихотворных строк называется строфой.

Строфа – это части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и смысловой законченностью.

В зависимости от количества строк различают следующие строфы: двустишие, четверостишие, трехстишие и т. д.

В – Сколько строф в нашем стихотворении?

Вспомните средства художественной выразительности текста.

В – Перечитайте стихотворение, и подумайте, какие средства художественной выразительности текста применил автор?

О – В этом произведении есть сравнение, эпитеты и метафора.

Сегодня мы познакомились с двумя произведениями великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Оба произведения о детстве, о детях. Детство школьника, идущего по дороге, тяжёлое, в отличие от детства девочки Саши, которое наполнено весельем и любовью. Некрасов показал нам два разных мира детства. Оба стихотворения пронизаны любовью к детям. Поэт любуется девочкой Сашей, он радуется вместе с ней, счастлив и спокоен за неё. Судьба школьника его очень волнует, он переживает за мальчика, понимая, что в жизни ему придётся нелегко и надеется, что будущее этого замечательного маленького человека будет светлым.

Дети для Некрасова носители будущего.

Вот как он обращается к детям:

Играйте же, дети! — Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: О каком «архангельском мужике» говорится в стихотворении «Школьник»?

Правильный вариант ответа

Варианты ответов: Александр Пушкин; Михаил Кутузов;

Александр Радищев; Михаил Ломоносов.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Михаил Ломоносов.

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: Подчеркните рифмующиеся слова.

– Ну, пошёл же, ради бога!

Небо, ельник и песок –

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай…

Правильный вариант ответа:

– Ну, пошёл же, ради бога!

Небо, ельник и песок –

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай…

Подсказка: рифма – это созвучие окончания стихотворных строк.

В зимние сумерки (Отрывок из поэмы «Саша»)

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: «Не убейся, родная!»
Саша, салазки свои погоняя,
Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки — и Саша в снегу!

Читать еще:  Стих как жизнь сложна но как она прекрасна

Выбьются косы, растреплется шубка –
Снег отряхает, смеётся, голубка!
Не до ворчанья и няне седой:
Любит она её смех молодой…

Читать полное произведение

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Урок литературного чтения в 4 классе Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки. »
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Учащиеся работают с выставкой книг, вспоминают произведения Н.А. Некрасова. Рассказывают об одной из книг по плану: автор, название, тема, образы. Слушают историю создания стихотворения «Школьник». Учатся анализировать поэтический текст. Учитель помогает понять смысл некоторых эпитетов.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok43.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Н.А. НЕКРАСОВ «ШКОЛЬНИК», «В ЗИМНИЕ СУМЕРКИ НЯНИНЫ СКАЗКИ…»

Цели и задачи урока:

  1. Совершенствовать умение читать стихи выразительно, отражая чувства лирического героя.
  2. Развивать умение находить средства художественной выразительности, помогающие увидеть картины, созданные автором.
  1. Формировать умение анализировать художественный текст на основе ключевых слов.
  1. Создать условия для проявления интереса к поэзии.

Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, портрет М.В. Ломоносова, репродукция картины И. Крамского «Некрасов в период «Последних песен».

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Мотивация познавательной деятельности.

IV. Познавательная деятельность

VI. Домашнее задание

Доскажи словечко в рифму

Хорошо уметь читать:

Можно многое … (узнать)

Я стихи сейчас прочту

И пятёрку … (получу)

Какие стихотворения И.С. Никитина выучили наизусть?

Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, к какому произведению они выполнены?

Знаете ли вы автора этого произведения? Это Николай Алексеевич Некрасов. Что вы знаете о самом поэте?

О своём творчестве поэт сказал так:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил –

И сердцем я спокоен…

Что вас удивило, поразило?

Рассмотрите выставку книг Н.А. Некрасова и дайте ей название.

Расскажите об одной из книг по плану: автор, название, тема, мысли и образы.

Рассмотрите с.147-149 учебника и назовите произведения, с которыми познакомимся.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, эти стихи лучше поместить в один сборник или в разные?

1.Подготовка к восприятию стихотворения.

Послушайте историю создания стихотворения:

Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова – великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал, но всё же учился, прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским учёным, совершившим много научных открытий. (портрет Ломоносова)

2. Первичное восприятие.

Учитель выразительно читает стихотворение Н. А. Некрасова «Школьник».

Какое у вас возникло настроение? Что встревожило?

Как связана услышанная история с содержанием стихотворения?

3. Вторичное восприятие . (читают учащиеся)

-Как вы думаете, понятна ли речь рассказчика мальчику? А что непонятно вам?

4 . Повторное чтение стихотворения.

-Какие чувства испытывает автор к мальчику? Как догадались?

-Какое еще чувство выражает автор?

5 . Анализ стихотворения.

Прочитайте первое четверостишие.

Объясните смысл слова дорога. Можно ли эту дорогу назвать судьбой, жизнью ?

Какой эпитет характеризует дорогу? Почему автор называет её невесёлой ?

Найдите обращение в этом четверостишие. Какое отношение выражает автор к мальчику словом дружок ?

Прочитайте второе четверостишие.

Зачем автор говорит мальчику эти слова? Что ещё, кроме сочувствия, они выражают?

Прочитайте третье четверостишие.

Почему автор вспоминает М.В. Ломоносова?

О чём ещё рассказывает мальчику?

Найдите эпитеты, с помощью которых рассказывается о талантливых российских людях.

Какие подсказки для выразительного чтения дают нам знаки препинания?

6 . Выразительное чтение.

– Легко или трудно будет мальчику добиться своей цели? Почему?

– Что хотел сказать Н. А. Некрасов своим читателям?

7 . Работа над стихотворением «В зимние сумерки нянины сказки. «

Подберите эпитеты к настроению этого стихотворения.

Выполните анализ стихотворения по плану:

Чувства лирического героя

Образы и картины, созданные поэтом

Выразительные средства языка

Личное восприятие стихотворения

В один сборник или в разные вы бы поместили эти стихи? Почему?

Подготовить выразительное чтение стихотворений Н. А. Некрасова. Найти другие стихи поэта и записать в читательский дневник.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector