0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выучить стихи бунина

Как быстро выучить стих наизусть: 7 легких способов от учителя литературы

Один из самых элементарных методов выучить стих – это читать его вслух. Причем делать это нужно не один раз, а два, три, четыре. Сначала просто прочитайте текст стихотворения, потом добавьте интонацию и паузы, дальше уловите его ритм и тональность. Особенно этот метод хорошо работает с теми, у кого очень развита аудиальная память.

— Перед тем как приступить к заучиванию стихотворения, необходимо его прочувствовать, – комментирует Наталья Чистякова, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы университета «Синергия», эксперт ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе. – Для этого выразительно несколько раз прочитайте текст вслух, найдите нужную интонацию, поймайте ритм, тон, настроение. Если есть сложности с приданием стихотворению выразительности, попросите другого человека прочитать стихотворение или найдите его в записи, а потом уже несколько раз повторите самостоятельно.

Для людей, у которых больше всего развита механическая память, лучший способ запомнить стихотворение – переписать его. Переписывание активизирует сразу несколько участков головного мозга, ведь во время написания текста вы сначала его читаете и проговариваете, а затем подключаете мелкую моторику рук. Переписать стих можно также и после того, как вы его запомните: так вы закрепите выученный материал. Еще один вариант – написать шпаргалку только с первыми словами каждой строки. Этого будет вполне достаточно, чтобы справиться с довольно объемными произведениями.

— Процесс переписывания текста, активизирует участки головного мозга, отвечающие за чтение, мелкую моторику и визуальное восприятие слов, – рассказывает Наталья Чистякова. – Причем важно писать аккуратно, красиво. Можно добавить графическое оформление. Визуалам запомнить текст таким способом будет значительно проще. Что касается шпаргалки, то она придает уверенность: вы ей, скорее всего, не воспользуетесь, но будете чувствовать себя спокойнее. Можно сделать две шпаргалки: одну с полным текстом стихотворения (для ответа), другую с первым словом каждой строки (для тренировки и запоминания).

Отличный способ быстро выучить стихотворение наизусть – это превратить процесс в игру. Особенно этот метод хорошо работает с детьми, ведь играя, ребенок сам не замечает, как быстро запоминает стих. Например, можно сопровождать рутинные действия и дела стишками, повторять их, просто гуляя по улице или играя в мяч.

Наш эксперт советует игру в ассоциации:

— Придумайте для каждой строчки ассоциацию и визуализируйте ее: вы можете вспомнить случай из своей жизни, литературного персонажа, сон, картинку из книги, которая сопровождала стихотворение и прочее. Ассоциации – явление сугубо личностное, благодаря этому строки стихотворения, отражающего чужие переживания, хорошо запоминаются.

А еще стих можно нарисовать! Причем для этого вовсе не обязательно иметь художественный талант. В этом случае будет вполне достаточно схематично изобразить то, о чем говорится в стихотворении. Один рисунок может содержать одну строку или одно четверостишье. Тут главное, чтобы изображения были забавными и понятными, если это допускает произведение, конечно. Этот метод хорош тем, что к процессу заучивания подключается зрительная память.

— Для запоминания стихотворения нужно включить различные виды памяти и чувств, – говорит Ирина Зезюкова, консультант по обучению, преподаватель с 25-летнем стажем. — Мой личный метод, проверенный на детях 6-9 лет, по просьбам родителей которых необходимо было выучить с ребенком стихотворение за 2 часа до урока по чтению. Методика состоит в том, что каждую строчку стихотворения вместе с ребенком рисуем в виде образов, которые ему навевает строка. Получается стихотворение с картинками построчно. Ребенку после прочтения стихотворения предлагается по шпаргалке из рисунков воспроизвести текст стихотворения выразительно. Буквально за 10-20 минут ребенок начинает рассказывать стихотворение без ошибок и без шпаргалки.

Один из лучших способов выучить стих с ребенком – это поиграть в театр. Каждую строчку стихотворения нужно не просто прочитать, а еще и показать. Сценку может показывать только ребенок или ее можно разыграть всей семьей. Так, процесс запоминания стихов может превратиться в веселый семейный досуг.

Подробнее об этом методе мы попросили рассказать Наталью Туровскую, директора театральной студии «Дети райка»:

«Актеры и театральные педагоги рекомендуют делать следующее (проверено на моих собственных детях). Во-первых, старайтесь выбирать стихи, которые интересны и понятны самому ребенку. Во-вторых, важно, чтобы в стихотворении был сюжет и событие (что-то случилось, произошло, и из-за этого все остальное поменялось). Постарайтесь определить это событие и пересказать историю своими словами, не в рифму – это поможет создать ассоциативную цепочку для памяти, по которой потом проще будет идти от начала к концу. Также обязательно надо разобрать сложные и непонятные слова, узнать их значения и объяснить их ребенку. Тогда прочтение стихотворения будет более осмысленным и включенным.

У актеров есть две классных и очень действенных техники для запоминания. Первая построена на визуальных образах: мы представляем в голове картинки и как бы рассказываем историю картинками. Этот прием называется «кинолента видения». То есть надо детально представить все то, что изложено словами, в виде образов. Если это «белая береза под моим окном», то какая она (высокая, низкая, молодая или старая, развесистая или тонкая). Если это деревенский дом, то из какого материала он сделан и на каком этаже находится.

Вторая техника построена на действии. Мы читаем стихотворение, руками и телом показывая то, что там происходит. Так мы помогаем себе этими движениями, как дирижеры оркестру, пока текст не «уляжется». Это хорошо работает, когда в стихах нет явно выраженного сюжета, действия, события, например в описательных стихах о природе».

“Листопад” Бунина- ваши дети способны выучить наизусть?

Вот задумалась. Мой ребенок просто боится такого объема, память не самая плохая, но такой объем и сложность вряд ли осилит.
Ваши дети могут выучить? Если да, то за какое время и сколько лет ребенку?

И как улучшить память, посоветуйте, пожалуйста. Про стихи и иностранные слова знаю, может что-то есть волшебное и более эффективное?)
Если только учить, то какие объемы и по какой схеме?
Но думаю, что память больше данное при рождении и улучшить можно очень незначительно.

Задумалась, что за олимпиада “листопад”, для которой надо выучить много материала, и в каком предмете есть известный олимпиадник Бунин ))) Ради ответа на эти вопросы в тему и зашла ))

По существу: это же поэма, а не стих. Длинная.. Выучить можно, но долго и зачем? и в каком классе?

Я классе в 7-8 выучила наизусть несколько глав Евгения Онегина. Мне захотелось. Потом много где хвасталась.
Может даже всего выучила, да потом часть забылась. Память достаточно хорошая. Но учила не день и не два.
А мой ребенок 3 четверостишься учит весь вечер.

Для улучшения памяти подобным надо заниматься регулярно, а не выучить один раз. Вот когда учителя задают каждую неделю учить по небольшому стиху, это хорошо для памяти. Языки развивают, но опять же если учить слова.

Вот именно за этим.. я оказывается почти Мураками.. тоже не так давно высказала мысль что память заменяет мозги.причем даже мощной памяти не нужно, просто хорошую.
пока человек с мозгом изобретет один новый метод, человек с памятью запомнит этот метод и у этого человека и у десятка других и пойдет применять и рассказывать. Кроме того, для того чтобы объяснять другим и вообще хорошо говорить, надо не “знать”, а “помнить”.
Это я как человек с высоким интеллектом и плохой памятью говорю.

Ну значит я лучше, чем Мураками )))

По моим наблюдениям на работе, хорошая память + средний интеллект (ок, пусть будет “чуть выше среднего” ) в большинстве сфер жизни способны дать фору высокому интеллекту с памятью похуже.
Хорошая память срабатывает же и на запоминание действий. Один придумает, какие кнопки нажимать. А другой запомнит, какие кнопки нажимал первый, и второй, и третий. и главное, сможет это объяснить четвертому и пятому, потому что его памяти достаточно чтобы помнить их названия и легко озвучить их в нужный момент.
Человек с невысоким интеллектом не сможет стать ученым или аналитиком. Но какой процент людей работают учеными?
И кто руководит учеными и аналитиками? Зачастую люди с хорошей памятью, у которых IQ пониже.

. в смысле “если считать средним не 100, а 120”. людей с IQ 120-130 около 6% населения.

Улучшить можно все, вопрос в том, сколько времени на это готов потратить. Я вот живу со своей средне-плохой памятью. У меня в голове почему-то не задерживаются термины. Хотя телефонные номера я запоминаю легко.
А исторические факты из головы вылетают несколько лет спустя. А названия лекарств помню всю жизнь.
Странная такая память.

На мой взгляд, есть два направления развития.
1. Тренировать память определенными упражнениями. Разными в зависимости от необходимого типа памяти. В детстве проще стихи и языки, потому что эта память важна для обучения, ну и заодно стихи и языки все равно надо учить. Но зрительную память тренируют другими упражнениями. Зрительную можно пытаться тренировать игрой в шахматы вслепую, например.

2. Использовать методы для обеспечения хорошего результата запоминания.
Например я была поражена, насколько улучшается запоминание цепочки слов, если предложить человеку между каждой парой слов сделать визуальную картинку–ассоциацию. Без этого люди запоминают слов 5 из 20, а используя ассоциативную цепочку запоминают все 20.
Аналогичные разные методы применяются для других запоминаний. Те же карты в свое время мой брат запоминал как-то раскладывая их на шахматном поле )) (мысленно).
А операции сбора кубика-рубика мой папа зашифровал в стишки, которые хорошо запоминались. Типа “ла-фа-па-ва-пу-ву-фу”. А – поворот по часовой стрелке, У – против часовой. П – правая грань, Л – левая грань.
Тут надо к каждому случаю свои методы искать.

Вот оригинал ))
166 строчек.

ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу.
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.
Теперь уж тишина другая:
Прислушайся — она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
О, мертвый сон осенней ночи!
О, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой.
Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят, —
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив.
Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.
Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар —
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.

Читать еще:  Ты как отзвук забытого гимна стих

Как быстро выучить стих наизусть: эффективные советы

Как быстро выучить стих: Unsplash

Необходимость выучить стих наизусть многих приводит в ужас. Но есть способ это исправить. Как сделать процесс разучивания менее стрессовым? Ознакомимся с мнением психологов и расскажем, какие техники позволят быстро осилить любое стихотворение.

Что поможет быстрее выучить стихотворение наизусть

Большинство школьников не любят заучивать стихи или другую информацию наизусть. Это занятие монотонное, скучное и не всегда приводит к ожидаемому результату. Может, это и вовсе бесполезно?

На самом деле польза колоссальная. Психолог Анастасия Клепинина отмечает, что заучивание стихотворений развивает качественную речь, увеличивает объем памяти, улучшает восприимчивость к новой информации.

Важно, чтобы каждый ребенок с детства формировал свои техники запоминания. Кто-то использует ассоциации, другие лучше воспринимают читая или на слух. Поэтому первое главное правило — определить, какая техника запоминания лучше вам дается.

Как быстро выучить стих: Unsplash

С чего же начать? Вооружитесь этими нехитрыми советами:

  • Обеспечьте себе комфортную обстановку. В комнате должно быть тихо, чтобы ничто не отвлекало от сути текста. Родителям не стоит навязывать детям помощь, не всем она будет кстати. Спросите у ребенка, нужна ли ему ваша поддержка. Если нет — дайте ему выучить стих самостоятельно.
  • Не пытайтесь вызубрить то, что не понимаете. Видите незнакомое слово — загуглите его значение, посмотрите в словаре. Попросите помощи, если не понимаете смысл предложения. Только так сможете создать ассоциативный ряд.
  • Если ваш конек — визуальная память, попробуйте переписать стихотворение, прежде чем приступать к заучиванию. Если будете проговаривать вслух то, что пишете, эффект усилится.
  • Если объем информации большой, делайте паузы, не пытайтесь вызубрить все и сразу. Устройте перерыв, отвлекитесь, а затем попробуйте по памяти рассказать то, что запомнили. Психолог Ирина Гладких уверена, что лишь таким образом можно переместить информацию из краткосрочной памяти в долгосрочную.

Идеально, если до сдачи стихотворения есть несколько дней. Тогда можно разучивать его ежедневно и понемногу. В первый день ознакомьтесь с текстом и попробуйте рассказать с подглядываниями. С каждым днем стих будет освежаться в памяти, и в день икс сможете рассказать его без запинки.

Обеспечьте тихую обстановку: Pexels

Эффективный способ быстро выучить стихотворение

Запомнить сразу большой кусок текста — задача невыполнимая. Поэтому школьникам рекомендуется использовать метод снежного кома, который позволяет пройти путь от заучивания пары строк до полноценного текста:

  1. Для начала прочтите стихотворение вслух несколько раз. Не спешите, читайте с интонацией, расставляйте логические паузы. Параллельно воспроизводите воображением все, о чем рассказывает текст.
  2. Начните разучивание с небольшого отрезка — одной, двух или четырех строк. В зависимости от их сложности и длины, комфортный для заучивания отрезок может быть разным. Прочитайте его, а затем повторите вслух несколько раз без подглядываний.
  3. Прочтите второй отрезок и снова воспроизведите его вслух несколько раз.
  4. Теперь объедините два отрезка в один и расскажите его целиком. Повторите столько раз, сколько понадобится, чтобы озвучить текст без запинок и подглядываний.
  5. Точно так же разучите третий отрезок, четвертый и так далее. Каждый раз добавляйте его к уже выученной части.
  6. Когда выучите стихотворение целиком, сделайте паузу на полчаса или более. После этого попробуйте рассказать стих наизусть целиком. Не переживайте, если будете забывать какие-то слова, подглядывайте и запоминайте проблемные участки.
  7. Свяжите эти участки устойчивыми ассоциациями. Подумайте, как можно логично привязать следующую строфу к предыдущей. Пусть эта ассоциация будет понятна только вам, зато в нужный момент она сработает.

Вникайте в суть текста: Pexels

Если разучивали стих накануне, попробуйте рассказать его утром. Возможно, первый раз это будет сделать непросто, зато, единожды освежив его в памяти, сможете рассказать его без проблем.

Помните: просто вызубрить информацию — это медленный и неэффективный способ. Вникайте в смысл текста, который рассказываете, представляйте его сюжет в своем воображении. Найдите в нем что-то интересное, попробуйте привязать его к личному опыту. Так текст обретет эмоциональную окраску и запомнится гораздо проще.

Выучите несколько стихотворений, придерживаясь этих рекомендаций. Тогда поймете, что процесс запоминания наизусть не такой уж неприятный.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Как быстро выучить стихотворение?

Лирика в школьной программе по литературе – обязательное явление. Красота языка, его поэтичность и музыкальность проступают через стихотворные строки особенно ярко. Но что делать, если «музыка» никак не хочет запоминаться, слова кажутся непонятными, а любое задание выучить стихотворение превращается в кошмар?

Облегчить любому школьнику задачу по запоминанию стихов помогут следующие советы:

1. Выбирайте эмоционально близкое стихотворение

При выборе стихотворения сразу нужно думать о том, что вам с ним придется провести немало времени вместе. Так зачем же хватать первое попавшееся? Осознанный выбор, эмоциональная близость, понимание сюжета – все это сильно упростит процесс заучивания. Бывает, что стихотворение цепляет с первых строк или своим неожиданным завершением заставляет мурашки побежать по телу, – смело выбирайте!

2. Выбирайте доступную структуру стихотворения

Если подойти с технической стороны вопроса, то важным параметром станет структура стиха. Предсказуемый рисунок рифм или выбор поэтом простой стопы – ямба или хорея, точно облегчит процесс запоминания. Выучить белый стих куда сложнее, чем ровные и ритмичные строки Пушкина. Маяковский же, хоть и не отличается «классикой» структуры, запоминается на одном дыхании благодаря ритму.

3. Читайте стихотворение вслух

Старый и проверенный способ выучить стихотворение – читать его вслух, громко и с выражением. Или тихо, под нос, но внятно проговаривая все фразы. В любом случае – вашей памяти будет легче сосредоточиться на запоминаемой информации.

Если очень уж неловко читать, когда бабушка сидит на соседнем диване и слушает (а смущение здесь будет нормальным явлением, так как запоминание превращается в публичное выступление), то можно попробовать заучивать необходимые строки во время прогулки или по пути в школу.

4. Запишите свое прочтение на аудио или видео

Запись на аудио или даже на видео с помощью смартфона может очень помочь как при заучивании, так и при творческой тренировке. Ведь нам нужно не просто выучить стихотворение и рассказать его на одном дыхании, выпаливая фразы друг за другом? Большое значение имеет прочтение именно с выражением.

Читать еще:  Гаспаров как читать трудные стихи

К тому же, аудиозапись можно будет прослушивать по пути в школу, а переключение между различными форматами информации – текстом и звуком – улучшит ваши шансы на скорый успех.

Кстати, тем, у кого уже получилось все выучить, предлагаем принять участие в нашем конкурсе видео-прочтений классики школьной программы. Скорее заходите на Страну читающую!

5. Начинайте учить заранее, чтобы не травмировать память

У мозга, по мнению ученых, нет пределов в объеме запоминаемой информации. Зато существуют ограничения рабочей памяти: вы можете выучить ограниченное количество строк за определенный промежуток времени. При всем желании запомнить всего «Евгения Онегина» за 7 часов будет невозможно.

Разделите стихотворение на части, чтобы вызов был реальным, составьте план. Данная система также позволит вам отслеживать прогресс и даже поощрять себя за выполнение.

6. Тренируйте терпение

«Оно не запоминается, мам! Я больше не буду!» и книга, летящая в стену, – это не лучший выход из ситуации. Способность человека запоминать информацию, как и навык выполнения физических упражнений, приходит с практикой. Нельзя стать спортсменом за вечер. Если вы будете последовательно и терпеливо работать, то с каждым днем количество строк, доступных памяти без труда, будет расти.

7. Запишите стихотворение на бумаге

Процесс записи информации от руки способствует ее запоминанию. Об этом знают мудрые студенты, пишущие шпаргалки от руки, приговаривая: “не сможешь воспользоваться, так вспомнишь, как писал”.
Запишите первое четверостишие несколько раз, каждый раз подглядывая в книгу. Потом проделайте то же самое, но уже пытаясь вспомнить последующую строчку самостоятельно.

8. Держите стихотворение в голове, повторяйте его

9. Используйте мнемонику

Мнемотехника – это совокупность специальных приемов и правил, облегчающих запоминание нужной информации. Основным методом мнемоники является путь ассоциаций.

В случае с запоминанием стихотворения лучшим выходом будет визуализировать строки, а на каждое четверостишие сформировать свой собственный образ. Запомнив очередность образов, ребенок без труда сможет вспомнить порядок частей стихотворения.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

К.Д. Ушинский русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России

10. Начинайте заранее, а если на это уже нет времени – разбивайте на части

Если до «дня Х» есть хотя бы неделя, то распределите работу над запоминанием на 5 дней – равное количество строк на день, а еще 2 дня оставьте на повторение, проговаривание и репетиции, чтобы усвоить не только сам текст, но и найти необходимые эмоции.

Стихи Бунина, которые легко учатся

На поднебесном утесе, где бури…

На поднебесном утесе, где бури
Свищут в слепящей лазури,-
Дикий, зловонный орлиный приют.

Пью, как студеную воду,
Горную бурю, свободу,
Вечность, летящую тут.

Зачем пленяет старая могила

Зачем пленяет старая могила
Блаженными мечтами о былом?
Зачем зеленым клонится челом
Та ива, что могилу осенила,
Так горестно, так нежно и светло,
Как будто все, что было и прошло,
Уже познало радость воскресенья
И в лоне всепрощения, забвенья
Небесными цветами поросло?

Полночный звон степной пустыни…

Полночный звон степной пустыни,
Покой небес, тепло земли,
И горький мед сухой полыни,
И бледность звездная вдали.

Что слушает моя собака?
Вне жизни мы и вне времен.
Звенящий сон степного мрака
Самим собой заворожен.

Как все вокруг сурово, снежно…

Как все вокруг сурово, снежно,
Как этот вечер сиз и хмур!
В морозной мгле краснеют окна нежно
Из деревенских нищенских конур.

Ночь северная медленно и грозно
Возносит косное величие свое.
Как сладко мне во мгле морозной
Мое звериное жилье!

Ночь идет — и темнеет…

Ночь идет — и темнеет
Бледно-синий восток…
От одежд ее веет
По полям ветерок.

День был долог и зноен…
Ночь идет и поет
Колыбельную песню
И к покою зовет.

Грустен взор ее темный,
Одинок ее путь…
Спи-усни, мое сердце!
Отдохни… Позабудь.

Ту звезду, что качалася в темной воде…

Ту звезду, что качалася в темной воде
Под кривою ракитой в заглохшем саду,-
Огонек, до рассвета мерцавшей в пруде,-
Я теперь в небесах никогда не найду.

В то селенье, где шли молодые года,
В старый дом, где я первые песни слагал,
Где я счастья и радости в юности ждал,
Я теперь не вернусь никогда, никогда.

Безнадежность

На севере есть розовые мхи,
Есть серебристо-шелковые дюны…
Но темных сосен звонкие верхи
Поют, поют над морем, точно струны.

Послушай их. Стань, прислонись к сосне:
Сквозь грозный шум ты слышишь ли их нежность?
Но и она — в певучем полусне.
На севере отрадна безнадежность.

В пустом, сквозном чертоге сада…

В пустом, сквозном чертоге сада
Иду, шумя сухой листвой:
Какая странная отрада
Былое попирать ногой!
Какая сладость все, что прежде
Ценил так мало, вспоминать!
Какая боль и грусть — в надежде
Еще одну весну узнать!

Чашу с темным вином подала мне богиня печали…

Чашу с темным вином подала мне богиня печали.
Тихо выпив вино, я в смертельной истоме поник.
И сказала бесстрастно, с холодной улыбкой богиня:
«Сладок яд мой хмельной. Это лозы с могилы любви».

Сатурн

Рассеянные огненные зерна
Произрастают в мире без конца.
При виде звезд душа на миг покорна:
Непостижим и вечен труд творца.

Но к полночи восходит на востоке
Мертвец Сатурн — и блещет, как свинец.
Воистину зловещи и жестоки
Твои дела, творец!

Мечты любви моей весенней…

Мечты любви моей весенней,
Мечты на утре дней моих
Толпились — как стада оленей
У заповедных вод речных:

Малейший звук в зеленой чаще —
И вся их чуткая краса,
Весь сон блаженный и дрожащий
Уж мчался молнией в леса!

Все лес и лес

Всё лес и лес. А день темнеет;
Низы синеют, и трава
Седой росой в лугах белеет…
Проснулась серая сова.

На запад сосны вереницей
Идут, как рать сторожевых,
И солнце мутное Жар-Птицей
Горит в их дебрях вековых.

Канарейка
_На родине она зеленая….

Канарейку из-за моря
Привезли, и вот она
Золотая стала с горя,
Тесной клеткой пленена.

Птицей вольной, изумрудной
Уж не будешь,- как ни пой
Про далекий остров чудный
Над трактирную толпой!

Я к ней вошел в полночный час…

Я к ней вошел в полночный час.
Она спала,- луна сияла
В ее окно,- и одеяла
Светился спущенный атлас.

Она лежала на спине,
Нагие раздвоивши груди,-
И тихо, как вода в сосуде,
Стояла жизнь ее во сне.

Седое небо надо мной…

Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья…
Вся молодость моя — скитанья
Да радость одиноких дум!

Ночь

Ледяная ночь, мистраль,
(Он еще не стих).
Вижу в окна блеск и даль
Гор, холмов нагих.
Золотой недвижный свет
До постели лег.
Никого в подлунной нет,
Только я да Бог.
Знает только Он мою
Мертвую печаль,
Ту, что я от всех таю…
Холод, блеск, мистраль.

Шире, грудь, распахнись для принятия

Шире, грудь, распахнись для принятия
Чувств весенних — минутных гостей!
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!

Ты, высокое небо, далекое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зеленое поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой!

Октябрьский рассвет

Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Черный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом.

Тишь на деревне. В часовне лампада
Меркнет, устало горя.
В трепетный сумрак озябшего сада
Льется со степи волнами прохлада…
Медленно рдеет заря.

Родине

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей —
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

Снова сон, пленительный и сладкий…

Снова сон, пленительный и сладкий,
Снится мне и радостью пьянит,-
Милый взор зовет меня украдкой,
Ласковой улыбкою манит.

Знаю я — опять меня обманет
Этот сон при первом блеске дня,
Но пока печальный день настанет,
Улыбнись мне — обмани меня!

Зачем и о чем говорить.

… Зачем и о чем говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Все сердце стараться раскрыть —
И чем же? — одними словами!

И хоть бы в словах-то людских
Не так уж все было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!

Да и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!

Родина

Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

В темнеющих полях, как в безграничном море

В темнеющих полях, как в безграничном море,
Померк и потонул зари печальный свет —
И мягко мрак ночной плывет в ночном просторе
Немой заре вослед.

Лишь суслики во ржи скликаются свистками,
Иль по меже тушкан, таинственно, как дух,
Несется быстрыми, неслышными прыжками
И пропадает вдруг…

В туче, солнце заступающей

В туче, солнце заступающей,
Прокатился первый гром,
Ангел, радугой сияющий,
Золотым взмахнул крестом —
И сорвался бурей, холодом,
Унося в пыли бурьян,
И помчался шумно, молодо,
Дымным ливнем ураган.

Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.

Читать еще:  Партитура стиха что это

Еще от дома на дворе

Еще от дома на дворе
Синеют утренние тени,
И под навесами строений
Трава в холодном серебре;
Но уж сияет яркий зной,
Давно топор стучит в сарае,
И голубей пугливых стаи
Сверкают снежной белизной.

С зари кукушка за рекою
Кукует звучно вдалеке,
И в молодом березняке
Грибами пахнет и листвою.
На солнце светлая река
Трепещет радостно, смеется,
И гулко в роще отдается
Над нею ладный стук валька.

Зацвела на воле

Зацвела на воле
В поле бирюза.
Да не смотрят в душу
Милые глаза.

Помню, помню нежный,
Безмятежный лен.
Да далеко где-то
Зацветает он.

Помню, помню чистый
И лучистый взгляд.
Да поднять ресницы
Люди не велят.

Звезды ночью весенней нежнее

Звезды ночью весенней нежнее,
Соловьи осторожней поют…
Я люблю эти темные ночи,
Эти звезды, и клены, и пруд.

Ты, как звезды, чиста и прекрасна…
Радость жизни во всем я ловлю —
В звездном небе, в цветах, в ароматах…
Но тебя я нежнее люблю.

Лишь с тобою одною я счастлив,
И тебя не заменит никто:
Ты одна меня знаешь и любишь,
И одна понимаешь — за что!

Как светла, как нарядна весна

Как светла, как нарядна весна!
Погляди мне в глаза, как бывало,
И скажи: отчего ты грустна?
Отчего ты так ласкова стала?

Но молчишь ты, слаба, как цветок…
О молчи! Мне не надо признанья:
Я узнал эту ласку прощанья, —
Я опять одинок!

На рейде

Люблю сухой, горячий блеск червонца,
Когда его уронят с корабля
И он, скользнув лучистой каплей солнца,
Прорежет волны у руля.

Склонясь с бортов, с невольною улыбкой
Все смотрят вниз. А он уже исчез.
Вверх по корме струится глянец зыбкий
От волн, от солнца и небес.

Как жар горят червонной медью гайки
Под серебристым тентом корабля.
И плавают на снежных крыльях чайки,
Косясь на волны у руля.

Ночь печальна, как мечты мои

Ночь печальна, как мечты мои.
Далеко в глухой степи широкой
Огонек мерцает одинокий…
В сердце много грусти и любви.

Но кому и как расскажешь ты,
Что зовет тебя, чем сердце полно! —
Путь далек, глухая степь безмолвна,
Ночь печальна, как мои мечты.

Печаль ресниц, сияющих и черных

Печаль ресниц, сияющих и черных,
Алмазы слез, обильных, непокорных,
И вновь огонь небесных глаз,
Счастливых, радостных, смиренных, —
Все помню я… Но нет уж в мире нас,
Когда-то юных и блаженных!
Откуда же являешься ты мне?
Зачем же воскресаешь ты во сне,
Несрочной прелестью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча, краткая, земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг?

При свече

Голубое основанье,
Золотое острие…
Вспоминаю зимний вечер,
Детство раннее мое.

Заслонив свечу рукою,
Снова вижу, как во мне
Жизнь рубиновою кровью
Нежно светит на огне.

Голубое основанье,
Золотое острие…
Сердцем помню только детство:
Все другое — не мое.

Прошли дожди, апрель теплеет

Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь — туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далеких просеках в бору.

И тихо дремлет бор зеленый.
И в серебре лесных озер —
Еще стройней его колонны,
Еще свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!

Родник

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.

Я не люблю, о Русь

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!

Молодость

В сухом лесу стреляет длинный кнут,
В кустарнике трещат коровы,
И синие подснежники цветут,
И под ногами лист шуршит дубовый.

И ходят дождевые облака,
И свежим ветром в сером поле дует,
И сердце в тайной радости тоскует,
Что жизнь, как степь, пуста и велика.

Стой, солнце

Летят, блестят мелькающие спицы,
Тоскую и дрожу,
А все вперед с летящей колесницы,
А все вперед гляжу.
Что впереди? Обрыв, провал, пучина,
Кровавый свет зари…
О, если б власть и властный крик Навина:
«Стой, солнце! Стой, замри!»

Порыжели холмы

Порыжели холмы. Зноем выжжены,
И так близко обрывы хребтов,
Поднебесных скалистых хребтов.
На стене нашей глинистой хижины
Уж не пахнет венок из цветов,
Из заветных засохших цветов.
Море все еще в блеске теряется,
Тонет в солнечной светлой пыли:
Что ж так горестно парус склоняется.
Белый парус в далекой дали?
Ты меня позабудешь вдали.

Она лежала на спине

Я к ней вошел в полночный час.
Она спала,- луна сияла
В ее окно,- и одеяла
Светился спущенный атлас.

Она лежала на спине,
Нагие раздвоивши груди,-
И тихо, как вода в сосуде,
Стояла жизнь ее во сне.

Как быстро выучить стих: пошаговая инструкция

  • Зачем мы вообще учим стихотворения наизусть?
  • Как выучить стих за 5 минут?
  • Как легко выучить стихотворение дома?

Каждый, кто учился в школе, получал ненавистное домашнее задание “выучить стихотворение наизусть”. Многие до сих пор не могут вспомнить без содрогания вечер за зазубриванием очередной строчки из произведения какого-нибудь поэта, когда в голове уже смешались все слова и предложения. А бывает ситуация и пострашнее: узнаешь, что надо наизусть рассказать стих, уже перед самым уроком, когда остается каких-то 5 минут. Сейчас мы расскажем, как научиться легко запоминать любую информацию в самые сжатые сроки.

Зачем мы вообще учим стихотворения наизусть?

Этот вопрос задавал родителям, учителям и самому себя, пожалуй, каждый школьник, если не детсадовец. Глупое зазубривание того, что всегда можно открыть в интернете или книге и прочитать кажется пустой тратой времени. Однако это совсем не так, и сейчас мы попытаемся доказать, что заучивание стихотворений – важная и необходимая часть школьной программы.

  • заучивание какой-либо информации является бесплатным, но весьма эффективным тренажером для мозга, который улучшает нашу память, вырабатывает усидчивость и вырабатывает ассоциативные связи
  • способствует расширению кругозора, получению и закреплению новых знаний и умений, повышению общего культурного уровня. Человек, который с легкостью и к месту процитировал какого-либо поэта, однозначно вызовет восхищение и будет пользоваться уважением в компании товарищей
  • заучивание может способствовать и предотвращению атрофии клеток головного мозга, что является профилактикой болезни Альцгеймера
  • расширяет словарный запас и знакомит с лексиконом классиков, что помогает развивать собственное умение говорить красиво и литературно
  • развивает актерское мастерство, что однозначно пригодится во взрослой жизни

Как выучить стих за 5 минут?

Когда надо выучить прозаическое произведение в очень сжатые сроки, многие люди впадают в панику и пытаются заменить правильное заучивание простым и монотонным зазубриванием. Этого делать не надо. Как бы ни было ограничено время, для эффективного результата необходимо четко следовать нижеприведенной инструкции и ничего не пропускать. И еще необходимо учитывать, что выученный за 5 минут и рассказанный даже на очень хорошую оценку стих попадет лишь в кратковременную память и в течение короткого времени совсем забудется. Чтобы этого не произошло, периодически повторяйте произведение еще несколько дней, тогда оно попадет в долговременную память.

Шаг 1

Для начала следует понять смысл всего произведения. Для этого вдумчиво и не торопясь прочтите весь текст, постарайтесь понять, о чем говорит автор, какие картины рисует, каков сюжет стихотворения.

Шаг 2

Заучивание следует производить по одному четверостишию. Выучили четыре строки – можете приступать к следующим. Еще раз прочтите первое четверостишие и уловите его смысл. Для вас не должно остаться ни одного незнакомого слова, значение которого вы не понимали бы вообще или в контексте. Очень тяжело запомнить то, что вы не понимаете.

Шаг 3

Здесь есть несколько вариантов дальнейших действий, выбор одного из которых зависит от конкретного человека.

Если вы хорошо воспринимаете информацию, когда слышите ее много раз, то отойдите в тихое и спокойное место и начните читать строки произведения вслух. Для лучшего запоминания можете попробовать представить себя гениальным поэтом, который выступает перед ценителями прекрасного в гостиной богатого дома. Не стесняйтесь добавлять побольше актерского мастерства, ведь одни и те же жесты, которые вы показываете, выстраиваются в четкую ассоциативную цепочку и помогают запоминать текст. Еще можно попросить другого человека прочитать стихотворение вслух, что тоже поможет выучить произведение. Или же запишите стих на диктофон и несколько раз прослушайте запись.

Если вы обладаете зрительной памятью, то вооружитесь листком бумаги и карандашом. Перепишите первую строку стихотворения от руки, теперь рядом с ней нарисуйте небольшую и несложную картинку, которая бы ассоциировалась у вас с написанным. Так проделайте с оставшимся прозаическим текстом. При заучивании можете подглядывать в листок с текстом и рисунками. Когда почувствуете себя более уверенным, то закройте половину страницы с текстом и расскажите произведение, глядя только на иллюстрации. Через какое-то время вы сможете читать стих наизусть без подсказок. Можно иллюстрировать не целую строку, а лишь конкретные слова, которые у вас забываются.

Если вы привыкли запоминать информацию с помощью ассоциаций, то попробуйте соотносить фразы и предложения из стихотворения с какой-то абсурдной ситуацией. Абсурдные и откровенно глупые ассоциации очень хорошо запоминаются, что помогает выучить и само произведение.

Если же вы не знаете, какая память работает у вас лучше, слуховая, зрительная или ассоциативная, то вы можете комбинировать предложенные способы и выработать свою собственную методику заучивания.

Как легко выучить стихотворение дома?

Бывает такая ситуация, когда и обстановка спокойная, и времени достаточно, и стихотворение не очень сложное, но оно совсем не учится. В таком случае сделайте небольшой перерыв, попейте чай или займитесь каким-нибудь домашним делом, а затем приступите к запоминанию произведения, учитывая следующие советы (советы применимы к заучиванию любой информации, а не только стихотворения):

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: