2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как взаимодействуют духовные стихи с европейской литературой

Духовные стихи как жанр фольклора. Лекционный курс

Лекция первая. «Приидите, братие, послушайте…». или некоторые размышления о духовных стихах

Духовные стихи… Сейчас так иногда называют духовную поэзию вообще, всевозможные религиозные стихи и, в том числе, авторские стихотворения на «божественную» тематику. Между тем все это не совсем верно. В XIX веке в России духовными стихами были названы поэтические произведения устного народного творчества, осмысляющие и художественно перерабатывающие христианские идеи и образы.

Духовные стихи, как интереснейшая и богатейшая сокровищница для изучения взаимодействия устной и письменной традиций, светской и христианской культуры, «как собственно художественные произведения, и как материал для познания народного мышления», были объектом обсуждения и исследования в науке с середины ХIХ – по начало ХХ века. Затем, вследствие их тематики, в советское время стихи были практически забыты, и единственный серьезный труд, посвященный проблемам «народного православия» по русским духовным стихам, вышел в 1935 году в Париже. Ныне ситуация изменилась, и духовные стихи вновь вошли в учебные курсы и привлекают внимание исследователей.

Источниками стихов являлись жития святых, творения святых отцов, апокрифические сочинения (в том числе на ветхозаветные и новозаветные сюжеты). На складывание стихов влияла и сама атмосфера православного храма – богослужебное пение и чтение, иконографические изображения.

Как возникли духовные стихи? На этот вопрос нет однозначного ответа. Некоторые ученые относили их к творчеству монахов, другие – монастырских нищих, третьи – странников-пилигримов (по-другому – калик перехожих, kaliga – обувь паломников), причем некоторые исследователи добавляли, что эти паломники по святым местам и вовсе не были русскими… Но в любом случае, распространились стихи очень широко и впоследствии стали известны не столько как монастырское пение за трапезой (первый найденный духовный стих – «Плач Адама» – обнаружился среди других монастырских записей XVI века с подзаголовком «Старина за пивом»), сколько как пение крестьян, преимущественно во время постов, особенно, Великого Поста.

Когда возникли стихи? И на этот вопрос нет единого ответа. Во всяком случае, нужно различать время возникновения сюжета стиха (это могут быть не только первые века христианства, но и даже дохристианские времена – например, сюжет о Голубиной книге) и время возникновения духовного стиха на этот сюжет. XIV – XVII века были расцветом этого жанра, временем возникновения большинства стихов.

Кто были основными героями духовных стихов? Христос, Богородица, мученики и праведники… Души грешные, предстающие перед Судом…

Пространством духовных стихов стал весь христианский мир, земной и небесный. Топонимика земного пространства – это места, связанные с жизнью Спасителя, реже – христианских святых, иногда – Святая Русь. В пространстве духовных стихов доминирующую роль играют оппозиции верха и низа, востока и запада, где каждая из категорий имеет свое духовное значение.

Время духовных стихов имеет свой особый хронотоп, позволяющий легко смешивать исторические эпохи. Оно как бы вбирает в себя подлинные исторические события, но не подчиняется им, допускает одновременное действие персонажей из разных веков земной истории. Время в духовных стихах преемственно в главном и мало соприкасается по движению отдельных сюжетов, как мы это можем наблюдать в былинах или исторических песнях. Начало времени в сотворении мира, преломление – на Страшном Суде…

Духовные стихи активно записывались в XIX веке. В ХХ веке (до 80-х годов), по понятным причинам, стихи почти не изучались исследователями и мало записывались в полевых экспедициях. Сейчас еще можно услышать классический духовный стих. Несколько чаще стих можно увидеть, увидеть в тщательно сберегаемых тетрадочках с заветным «божественным» чтением (письменная форма существования и распространения стиха появилась издревле).

Но что же такое «классический» духовный стих, чем отличается он от стихов иеромонаха Романа или поэзии подобной стиху «О чудный остров Валаам»? Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно. Прост, потому что духовный стих – это особый жанр фольклора со своими признаками, особым языком и складом… И сложен, потому что, сам фольклор – явление не такое ясное и однозначное, единое и четкое, как это может показаться с первого взгляда. Поэтому отвечать на вопрос о классическом духовном стихе, его месте в истории русской культуры, о том, как можно (и можно ли) по духовным стихам реконструировать народное мировосприятие или интерпретировать понимание народом основ православной веры, мы будем постепенно.

И первый этап знакомства – самостоятельное прочтение одного из образцов этого фольклорного жанра.

Духовные стихи — это исповедальный жанр, обращённый как бы внутрь себя

Полина Терентьева

Музыковед, исполнитель русских духовных стихов

Как мы уже сообщали, 6 сентября состоится презентация аудиодиска духовных стихов «О святых и праведниках», записанного трио Варвара-Котова — Таисия Краснопевцева — Полина Терентьева. К этой презентации Полина Терентьева подготовила статью — вступление к диску, в котором подробно и красочно рассказывает о духовных стихах, размещенных на диске.

Духовными стихами называют народные песнопения на религиозные сюжеты. Это исповедальный жанр, обращённый как бы внутрь себя, к своей душе и совести, это разговор с Создателем, размышление о вечной жизни, требующее отрешения от земной суеты.

Если большинство народных песен (например, плясовая, трудовая, обрядовая, колыбельная, плач) исполняются при определённых обстоятельствах, то духовный стих, не звучавший за богослужением и в то же время не связанный с обыденной жизнью, мог исполняться в совершенно различных ситуациях. И хотя в бытовании духовных стихов отсутствует строгая регламентация времени и места исполнения, можно выделить некоторые ситуации, в которых звучание их особенно уместно. Традиционно духовные стихи исполняли в продолжение Поста, заменяя ими мирские песни. На русском Севере, во время Четыредесятницы, женщины собирались вместе прясть и за работой пели духовные стихи. Так, вместе с умением прясть и ткать знание этих песнопений передавалось, как правило, по женской линии. Конечно, стихи звучали на церковной трапезе (не случайно в XVIII-XIX столетиях возникает целый круг стихов и кантов на Двунадесятые праздники), они пелись на поминках, особенно в ХХ веке, когда церковное отпевание было порой просто недоступно.

Духовные стихи пронизывали повседневную жизнь человека, поддерживая в ней Евангельский свет и христианское мироощущение. Эти песнопения как бы «переводили» подчас сложные церковнославянские богослужебные тексты, пересказывали содержание Писания более привычным языком, приобретая значение своеобразного народного катехизиса.

Духовные стихи исполнялись людьми различных сословий: крестьянами и горожанами, монашествующими. Но были люди, для которых исполнение духовных стихов было профессиональным занятием — это «калики перехожие». Название «калика» происходит от латинского слова caligae — так называлась прочная шипованная обувь, которую носили римские легионеры, а также и паломники. Калики известны с XI века, они были паломниками, часто людьми церковными, исполнявшими духовные песни. О них сообщается, что это были люди богатырской силы, грамотные и часто небедные. Лишь значительно позднее образ калики трансформировался в калеку-нищего, исполняющего былины и духовные стихи и зарабатывавшего таким образом себе на пропитание. Так калеки стали своеобразными преемниками традиции калик.

Содержание духовных стихов отличается большим разнообразием: это и стихи, посвящённые какому-либо празднику или событию, отражённому в Священном Писании, песнопения покаянного характера, стихи, в которых рассказывается о судьбе души после смерти. Духовным стихам о святых и праведных мы посвятили этот диск.

Читать еще:  Стих как здесь свежо под липою густою

Два сюжета на диске связаны с Божией Матерью. Один из них — традиционный стих «хождения Богоматери», а другой — довольно позднее повествование о Покрове Божией Матери («В древние-древние годы»).

Значительную часть диска занимают житийные духовные стихи, то есть песнопения, в которых излагается жизнеописание того или иного святого или какой-либо ключевой момент его жизни. Это стихи о Марии Египетской, св. Варваре, Алексии, человеке Божием, о св. Георгии (Егории), о Борисе и Глебе. Два стиха о св. Георгии Победоносце, записанные на диске, рассказывают о мучениях святого. А стих «Как пришёл к нам Егорий» связан с крестьянским календарём: на праздник Святого впервые выпасали коров, поэтому в народном сознании ему приписывается роль хранителя домашнего скота. Стихи о Василии Кесарийском и Николе чудотворце отличаются особым, не житийным содержанием.

Василий Великий, автор проповеди «На упивающихся» и слова «Како подобает воздержатися от пьянства», человек строгой жизни, представляется в стихе раскаявшимся пьяницей. Видимо, создатели стиха были твёрдо убеждены, что такие тексты могли быть написаны лишь на основании горького личного опыта. На диске записан лишь фрагмент стиха, который представлен в этнографической записи. Стихи о Николе чудотворце выделяются тем, что среди них нет ни одного житийного стиха — чудеса Святителя затмили собой его жизнеописание. На диске представлен интересный и очень редкий пример стиха нищей братии с обращением к святому. В песнопении содержится просьба к Николе найти им подаятеля и покормителя, а христианину-приютителю дать всяческие блага в этой жизни и в грядущей.

Целый ряд стихов посвящён праведным женам: девице, по молитве которой был побеждён Смут — род нечистой силы; Аллилуевой жене — благочестивой женщине, само имя которой происходит от слова «Аллилуия». В этом стихе причудливо сплетаются мотивы избиения младенцев при царе Ироде и образы старообрядческих «гарей» — массовых самосожжений во времена гонений. Стих подводит слушателя к мысли не бояться смерти ради Христа. Стих «У купца была девица» также проникнут идеями, поддерживаемыми частью безпоповских старообрядческих общин о грешности брака, поскольку нет священников, которые могли бы совершить таинство венчания.

О том, что переживает после смерти праведная душа, повествуется в стихе «На недельке пораненьку». Этот стих — один из редчайших примеров, когда душу утешают и «направляют» её в рай.

Подавляющее большинство стихов с подобным сюжетом имеют ярко выраженный «предупредительный» характер: в них рассказывается, как нерадивая душа попадает в ад, при этом перечисляются её согрешения. Таким образом, стихи эти должны побудить живых к праведной жизни.

Ряд песнопений на диске взят с этнографических записей. Однако текстов духовных стихов сохранилось гораздо больше, чем напевов. Поэтому мы обращаемся и к различным методикам реконструкции напева стиха. Стихи «Святитель ты же наш отче да Никола» и «Аллилуева жена» были записаны небольшим фрагментом, а продолжение мы находили в тексте подобного содержания и близкого по ритмике. Некоторые стихи распеты заново по изданному тексту, к которому не было записи, так что напев стиха не сохранился совсем. Такой метод мы применили к стихам о Марии Египетской и «Ты поитель-кормитель нищей братии».

Образ Алексия, человека Божия, отрёкшегося от богатства и избравшего путь странника-нищего, был очень близок носителям духовных стихов — каликам-перехожим. Для них святой был как бы образцом духовной жизни. Утешение и поддержку находили они в его жизнеописании, поскольку в своей непростой жизни они испытывали те же лишения и невзгоды, что и он. Поэтому стих об Алексии был одним из самых любимых в репертуаре калик-перехожих и сохранился во многих текстовых версиях с различными напевами. На нашем диске мы представляем триптих, в котором отражены основные фрагменты этого подробного повествования о жизни святого, сочетающий в себе три разных напева и три текстовых источника: мелодия казаков-некрасовцев и текст из собрания Киреевского (по: Бессонов П. А., «Калеки перехожие» вып. I, 1861 г., N29), мелодия духовного стиха дер. Лобынщина Усвятского р-на Псковской обл. с продолжением текста Бессонова, украинская псальма, последние два куплета взяты из сборника «Кому повем печаль мою» (Верхокамье) и спеты на мотив псальмы.

Хочется привести вдохновенные слова, сказанные о духовных стихах собирателем и исполнителем И.Н. Заволоко:

Деды и прадеды наши, презрев блага земные, все искали: как душу спасти от мирской суеты и прельщений. Все искали Град-Китеж взыскуемый, все стремились, как путники странные, в свой небесный отеческий дом. Исстари повелось, что народ свои думки душевные в стихи, в песню слагал. Себя радовал. А слагали эти песни калики убогие, что бродили по селам, в степях, по лесам, от цветущих степей докрай Севера, все бродили слепцы перехожие, правду Божию искали и тем людей поучали. (…) И любил же народ певунов перехожих! Соберутся вокруг, и все слушают. А певцы им поют про дела стародавние. Как начали калики во Иерусалим нарежатися, как Христос дал им имя святое, чтоб его каждый час прославляли. Вот запели про время минувшее, как святые Борис-князь и Глеб были братом своим убиенны. Как Егорий святой на Руси в деле проповеди веры Христовой трудился. (…) Отдыхает душа, мысли чище становятся, все мирское уносится прочь.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Как взаимодействуют духовные стихи с европейской литературой

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Лекция первая. «Приидите, братие, послушайте…»

или некоторые размышления о духовных стихах

Духовные стихи… Сейчас так иногда называют духовную поэзию вообще, всевозможные религиозные стихи и, в том числе, авторские стихотворения на «божественную» тематику. Между тем все это не совсем верно. В XIX веке в России духовными стихами1 были названы поэтические произведения устного народного творчества, осмысляющие и художественно перерабатывающие христианские идеи и образы.

Духовные стихи, как интереснейшая и богатейшая сокровищница для изучения взаимодействия устной и письменной традиций, светской и христианской культуры, «как собственно художественные произведения, и как материал для познания народного мышления»2, были объектом обсуждения и исследования в науке с середины ХIХ – по начало ХХ века3. Затем, вследствие их тематики, в советское время стихи были практически забыты, и единственный серьезный труд, посвященный проблемам «народного православия» по русским духовным стихам4, вышел в 1935 году в Париже. Ныне ситуация изменилась, и духовные стихи вновь вошли в учебные курсы и привлекают внимание исследователей5.

Источниками стихов являлись жития святых, творения святых отцов, апокрифические сочинения (в том числе на ветхозаветные и новозаветные сюжеты). На складывание стихов влияла и сама атмосфера православного храма – богослужебное пение и чтение, иконографические изображения.

Как возникли духовные стихи? На этот вопрос нет однозначного ответа. Некоторые ученые относили их к творчеству монахов, другие – монастырских нищих, третьи – странников-пилигримов (по-другому – калик перехожих, kaliga – обувь паломников), причем некоторые исследователи добавляли, что эти паломники по святым местам и вовсе не были русскими… Но в любом случае, распространились стихи очень широко и впоследствии стали известны не столько как монастырское пение за трапезой (первый найденный духовный стих – «Плач Адама» – обнаружился среди других монастырских записей XVI века с подзаголовком «Старина за пивом»), сколько как пение крестьян, преимущественно во время постов, особенно, Великого Поста.

Читать еще:  Стихи ни к чему недотепами нудным

Когда возникли стихи? И на этот вопрос нет единого ответа. Во всяком случае, нужно различать время возникновения сюжета стиха (это могут быть не только первые века христианства, но и даже дохристианские времена – например, сюжет о Голубиной книге) и время возникновения духовного стиха на этот сюжет. XIV – XVII века были расцветом этого жанра, временем возникновения большинства стихов.

Кто были основными героями духовных стихов? Христос, Богородица, мученики и праведники… Души грешные, предстающие перед Судом…

Пространством духовных стихов стал весь христианский мир, земной и небесный. Топонимика земного пространства – это места, связанные с жизнью Спасителя, реже – христианских святых, иногда – Святая Русь. В пространстве духовных стихов доминирующую роль играют оппозиции верха и низа, востока и запада, где каждая из категорий имеет свое духовное значение.

Время духовных стихов имеет свой особый хронотоп, позволяющий легко смешивать исторические эпохи. Оно как бы вбирает в себя подлинные исторические события, но не подчиняется им, допускает одновременное действие персонажей из разных веков земной истории. Время в духовных стихах преемственно в главном и мало соприкасается по движению отдельных сюжетов, как мы это можем наблюдать в былинах или исторических песнях. Начало времени в сотворении мира, преломление – на Страшном Суде…

Духовные стихи активно записывались в XIX веке. В ХХ веке (до 80-х годов), по понятным причинам, стихи почти не изучались исследователями и мало записывались в полевых экспедициях. Сейчас еще можно услышать классический духовный стих. Несколько чаще стих можно увидеть, увидеть в тщательно сберегаемых тетрадочках с заветным «божественным» чтением (письменная форма существования и распространения стиха появилась издревле).

Но что же такое «классический» духовный стих, чем отличается он от стихов иеромонаха Романа или поэзии подобной стиху «О чудный остров Валаам»? Ответ на этот вопрос прост и сложен одновременно. Прост, потому что духовный стих – это особый жанр фольклора со своими признаками, особым языком и складом… И сложен, потому что, сам фольклор – явление не такое ясное и однозначное, единое и четкое, как это может показаться с первого взгляда. Поэтому отвечать на вопрос о классическом духовном стихе, его месте в истории русской культуры, о том, как можно (и можно ли) по духовным стихам реконструировать народное мировосприятие или интерпретировать понимание народом основ православной веры, мы будем постепенно.

И первый этап знакомства – самостоятельное прочтение одного из образцов этого фольклорного жанра.

Духовные стихи как фольклорный жанр

Просмотр содержимого документа
«Духовные стихи как фольклорный жанр»

Духовные стихи как фольклорный жанр

Из истории изучения духовных стихов

Духовными стихами начали интересоваться во второй половине XIX века, после того, как вышли в свет сборники П. Киреевского, В. Варенцова и П. Бессонова, которые стали главными источниками материала для последующих исследований .

Киреевский Петр Васильевич

Русский фольклорист, собиратель памятников народной поэзии. Создал фольклорное собрание, насчитывающее тысячи текстов.

В 1848 году вышел в свет его труд «Русские народные песни, собранные Петром Киреевским. Часть 1-я. Русские народные стихи»

Бессонов Петр Алексеевич

Русский литературовед, славист, фольклорист и этнограф, историк литературы, издатель и собиратель народных песен.. Опубликовал памятники устного творчества русского, болгарского, сербского народов, снабдив их обширными комментариями и статьями: «Болгарские песни» (1855); «Лазарица. Народные песни, предания и рассказы сербов о падении их древнего царства» («Русская беседа», 1857, № 2), «Калики перехожие» (в. 1—6, 1861—64).

«Калеки перехожие»

Сборник стихов и исследование П. Бессонова

Варенцов Виктор Гаврилович

Педагог и собиратель произведений народного творчества. Ему принадлежат следующие труды: “Сборник песен Самарского края” (СПб., 1862); “Сборник русских духовных стихов” (СПб., 1860; в сборнике этом имеются и раскольничьи стихи).

Веселовский Александр Николаевич

Историк и теоретик литературы, крупнейший представитель российского академического литературоведения, виднейший деятель его сравнительно-исторической школы, разработавший основы исторической поэтики. Духовным стихам посвящена серия сборников А.Н. Веселовского “Разысканиях в области русских духовных стихов« (1879-1881)

«Разысканиях в области русских духовных стихов»

(1879-1881)

А. Н. Веселовский стремился установить древнейшие народные основы и ограничить роль христианства в фольклоре. Показавшие на широком историко-культурном фоне происхождение и судьбу различных сюжетов и мотивов духовных стихов.

В советское время изучение духовных стихов было приостановлено, в силу причин идеологического характера. Долгие годы этот жанр был предан забвению.

« В духовных стихах народ выражал некоторые свои религиозные представления, может быть, поэтому советская наука мало интересовалась этими произведениями»

В.Я. Пропп

Определение жанра

Духовные стихи – песни, имеющие религиозное содержание, заимствованное из Библии, житий святых и других церковных источников (Ф.И. Буслаев «Русские духовные стихи» Русская речь, 1861 ).

Духовные стихиэпические, лирико-эпические или чисто лирические песни религиозного содержания. (Литературная энциклопедия, 1930).

Духовные стихи – собирательное понятие, принятое для обозначения фольклорных и литературных музыкально-поэтических произведений различных жанров, объединённых общностью христианского религиозного содержания. (Литературный энциклопедический словарь, 1987)

Духовные стихи – песенный жанр русского фольклора. Песни на религиозные темы и сюжеты» ( Литературная энциклопедия терминов и понятий, 2001)

Недостаток определений

Многие источники называют духовные стихи песнями. Но это не значит, что их можно поставить в один ряд с исторической, семейно-бытовой, любовной песней. Не смотря на некоторые сходства эти жанры отличаются друг от друга.

В качестве определения жанра, наилучшим образом, подходит то, которое даёт Серафима Евгеньевна Никитина.

Духовные стихи эпические или лирические произведения религиозного характера или народные произведения на религиозные темы .

Функции духовных стихов

Нравственно-дидактическая : «духовный стих по своему религиозному содержанию стоит вне текущих мелочей действительности. Он – уже не забава, не досужее препровождение времени, не застарелый образец, сросшийся с ежедневными привычками. Как церковная книга, он поучает безграмотного в вере, в священных преданиях, в добре и правде».

Посредническая : духовный стих служит своеобразным посредником между книжной христианской и народной культурой: «Что касается до духовного стиха, то в нём наши предки могли найти примирение просвещенной христианской мысли с народным поэтическим творчеством» .

Из истории возникновения жанра

Появление духовных стихов было тесно связано скрещением Руси, событием, которое оказало сильнейшее влияние на русскую культуру, способствовало развитию литературы, архитектуры, иконописи.

Источником духовных стихов была христианская литература Из Византии, Болгарии, Сербии на Русь привозились богослужебные книги. Переводились с греческого языка византийские исторические сочинения, описания путешествий, жития святых.

Создатели и исполнители духовных стихов

Исполнителями и создателями многих духовных стихов были сначала «калики перехожие» – так назывались в старину паломники по святым местам. Само слово «калика» произошло от латинского caliga — обувь для путешествия. Изначально это слово не имело значения «убогий». Среди калик были представители высших классов, образованные и грамотные, знакомые с церковной литературой.

СОРОК КАЛИК СО КАЛИКОЮ

(отрывок)

А из пустыни было Ефимьевы, Из монастыря из Боголюбова, Начинали калики наряжатися Ко святому граду Иерусалиму. Сорок калик их со каликою Становилися во единой круг, Оне думали думушку единую, А едину думушку крепкую; Выбирали болыпева атамана Молоды Касьяна сына Михайлыча. А и молоды Касьян сын Михайлович Кладет он заповедь великую На всех тех дородных молодцов…

Читать еще:  Анализ стиха и мальчик что играет на волынке

После сокращения паломничества состав калик изменился, появились нищие певцы-профессионалы, большей частью слепцы. Позднее исполнителями духовным стихов стали не странники и нищие, а члены христианской общины, церковные певчие.

Формирование и развитие жанра.

Изменение стихотворного размера

  • Первые духовные стихи, известные в России с XV века, были сложены тоническим размером, как былины, но резко отличались от них языком и сюжетом.

  • Приблизительно в XVII веке жанр испытал на себе воздействие развивающейся русской литературы: появляются духовные стихи, сложенные равносложным силлабическим размером, пришедшим на русскую почву из Польши, который был свойствен книжной поэзии во второй половине XVII – начале XVIII вв.
  • Духовные стихи позднего происхождения испытывают на себе влияние русской литературы. Они сложены силлабо-тоническим размером, в них даже можно встретить цитаты из стихов русских поэтов (например, А.С. Пушкина)

Классификация духовных стихов

По стихотворному размеру:

  • старшие
  • младшие

По сюжету:

  • лирические
  • эпические

По тематике:

  • Ветхозаветные
  • Новозаветные

Наиболее устойчивые сюжеты духовных стихов

Духовные стихи о Егории Храбром

Георгий П обедоносец – наиболее почитаемый на Руси святойВ образе Георгия органично переплелись христианская вера и языческие представления. Этому святому народ придал некоторые черты Ярилы, славянского бога, связанного с весной и пробуждающейся от зимнего сна природой Но языческие отголоски, не самое главное. Георгия почитали, прежде всего, как святого мученика, погибшего за христианскую веру.

Духовные стихи о Егории Храбром

Святой Георгий выступает в духовных стихах в трёх ипостасях:

  • мученика;
  • змееборца .
  • устроителя христианской веры

Духовные стихи о Егории – мученике созданы на основе жития святого, но не являются его дословным пересказом. В духовных стихах святой Георгий не воин царя Деаклетиана, а сын Софьи Премудрой, которого языческий правитель увёз из родных мест, чтобы подвергнуть страшным пыткам, и принудить отказаться от православной веры.

В отличие от канонического жития святой не погибает, тридцать лет длится его заточение, а затем происходит чудесное освобождение. Егорий отправляется на Русь, для того утвердить там православную веру.

Духовные стихи о Егории змееборце отталкиваются от апокрифической легенды, повествующей о спасении царской дочери от змея. В стихах сюжет змееборства получает новую, неожиданную интерпретацию: внешняя борьба заменяется на внутреннею, главное не уничтожение чудовища и спасение царевны, а восстановление утраченной веры.

Духовный стих об Алексее, Божьем человеке

На Руси был распространён и любим духовный стих Об Алексее, Божьем человеке, который был создан на основе жития святого, рисующий добровольные страдания юноши, отрекшегося от сыновней и супружеской любви. Этот народный духовный стих Человеке близок и к устным легендам, и к книжным вариантам. Причём, своеобразие народной обработки заключается не в том, что первоисточник изменён до неузнаваемости. Наоборот, в нём почти полностью сохранена сюжетная канва.

Духовные стихи о Страшном Суде

Тексты духовных стихов о Страшном суде наиболее объёмны. В их основе лежали евангельские тексты, апокрифы, а также древнерусская живопись. Эти стихи выполняют дидактическую функцию, призывают людей к покаянию и к праведной жизни.

Значение духовных стихов

для русской культуры

Народные духовные стихи играют большую роль в русской культуре в народной поэзии по степени серьёзности наравне с ними стояли, пожалуй, только былины. Они интересны как материал познания духовного мышления русского народа. Духовные стихи актуальны и сегодня. Они способствуют воскрешению нравственного начала христианства.

Презентация: Исследование “Духовные стихи как источник мудрости и красоты . “

Описание презентации по отдельным слайдам:

Противоречие: С одной стороны духовные стихи имеют интересную содержательную основу, своеобразную красоту изложения, философию мудрости и чистоты, с другой стороны, мало используются как источник нравственных начал в воспитании юных представителей современного социума. Цель исследования: изучение духовных стихов как поэтического источника красоты и мудрости народа.

Задачи исследования: – изучить содержательную основу поэтики духовных стихов; – проанализировать степень сохранности духовных стихов круга сел Бондарского района.

Гипотеза исследования: духовные стихи могут выступать как инструмент воспитания духовных и нравственных начал подрастающего поколения.

Литературные источники: Статья Г.П. Федотова «Лицо России» Русская народная поэзия. Обрядовая поэзия [Текст]:сборник – Ленинград: Изд-во «Художественная литература», 1984. -527с. Г. Громов, Методика этнографических экспедиций [Текст]: учеб. – метод, пособие / Г. Громов, – М.: изд-во Московского университета, 1966. – 106с.) – интервью, беседа.

Автор философствовал о забытой области народной поэзии – духовных стихах, как о мощном пласте народной культуры, без которого невозможно понять ни русское народное сознание, ни многие шедевры русской литературы и музыки.

Нельзя сказать, что и сейчас духовные стихи приобрели статус популярного поэтического жанра, о них практически уже никто не вспоминает и не употребляет в повседневной жизни. Лишь узкий круг людей, как правило, это пожилые женщины, исполняют духовные стихи в ритуальном обряде, считывая их со стареньких потертых тетрадей.

Святой Чудотворец Николай выступает здесь не только как посредник между человеком и Богом, но и как защитник, покровитель и хранитель, заступник и наставник. Интересно в сюжет духовного стиха вплетаются странички жития святого – его детства. Цитирую: «Он со дня своего рожденья – родителей удивлял, Среду, пятницу постился, даже грудь не сосал»

Последние же строки, где явно обнаруживаются народные представления о мире высшем – Господе, Красном солнышке, Белом свете и Святом духе, просто поражают своим архаизмом и красотой.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Овчинникова Наталья ВалентиновнаНаписать 1124 16.04.2016

Номер материала: ДБ-035544

  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    16.04.2016 621
    16.04.2016 529
    16.04.2016 1326
    16.04.2016 2824
    16.04.2016 695
    16.04.2016 400
    16.04.2016 1257

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: