1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как записывать стихи в тетрадь

Новое в блогах

  • Как вывести сюда мое сообщество?

Сообщество «ПОЭЗИЯ И ЖИЗНЬ»

ОБ ОФОРМЛЕНИИ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ

1. В далёкие,незапамятные времена,когда возникло стихосложение и стали

записываться стихотворные тексты,довольно скоро оформилась традиция

начинать каждую стихотворную строку с заглавной буквы.В последнее время,

однако,традиция стала нарушаться:появились поэты,начинающие строку с

большой буквы только в том случае,если начало строки служит и началом

предложения.Это,безусловно,помогает читателю — особенно при чтении

незнакомых стихов(да ещё не на родном языке).Разумеется,читатель и при

традиционном оформлении стихотворения быстро разберётся в ситуации,но

всё же. Из крупных поэтов указанного новшества придерживается,например,

Евгений Евтушенко.Ещё раньше стал так оформлять свои тексты Владимир

Маяковский (для него это было естественно,поскольку он писал «лесенкой»,

отдельные строчки у него состояли всего из одного слова и начинать их с

большой буквы просто нелепо).

Тем не менее, большинство поэтов придерживается давно установившейся

традиции.И поскольку сам я от неё давно отказался,мне стало интересно,

почему она является такой устойчивой и ,вообще,почему она возникла.

Я не литературовед и точного ответа на эти вопросы дать не могу,но пред-

На заре стихосложения преобладало так называемое «высокое» искусство —

стихотворная трагедия,эпическая и героическая поэма(Илиада,Одиссея и т.д.),

ода.Эти произведения писались «высоким стилем»,и вполне естественно,что

в них каждая стихотворная строка начиналась с Высокой,то есть Заглавной

2. Давно подмечено,что в стихотворениях иногда используются неправиль-

ные ударения в отдельных словах,и это никого особенно не волнует:все понимают,

что это диктуется жёсткостью стихотворной конструкции.Ограничусь всего одним

примером — из Н.А.Некрасова:

Я посетил твоё кладбИще,

подруга трудных,трудных дней,

и образ твой светлей и чище

рисуется душе моей.

В прозе такое ударение режет слух,а в стихотворении — не коробит.И вот мне

кажется(опять же в интересах читателя),что ударения в таких случаях хорошо бы

обозначать (не боясь показаться чересчур педантичным).

3.И в заключение ещё одно замечание,касающееся любых текстов,а не только

стихотворных : необходимо,как мне кажется,обязательно ставить точки над «ё» —

опять же в интересах читателя ( к сожалению,это пока не считается обязательным).

Вот пример.Слово «афера» пришло к нам из французского языка ( affaire) Но если

читатель не знает об этом и встретил это слово в тексте,где «ё» отсутствует, то

он может прочитать неправильно — «афёра».

Было бы интересно познакомиться с мнением участников Сообщества — особенно

Как писать стихи

Как писать стихи? Многим кажется, что настоящий поэт не будет задавать такие вопросы. Бытует мнение, что слова должны приходить сами, вместе с вдохновением. Тот, кто интересуется «как писать стихи?» якобы никогда не достигнет мастерства. Спешим развеять этот миф. Конечно, без таланта и вдохновения не обойтись, но литературное мастерство недаром преподают в университетах. Учиться писать — важная часть работы каждого поэта и писателя. Умение посмотреть на свою работу со стороны, придумать строки, которые запомнятся и найти тему, интересную читателю — всё это требует терпения и определенных навыков, которым можно научиться.

Как писать стихи?

Начните читать стихи

Эта рекомендация может показаться необычной, но именно с этого стоит начать. Попробуйте почитать поэзию разных жанров и стилей. Обязательно изучите классику. Какие стихи вызывают у вас, как у читателя, горячий живой отклик? Попробуйте проанализировать, почему одни стихи близки нам и запоминаются, а другие не остаются в памяти и забываются сразу после прочтения?

Изучите стихотворные размеры

Вдохновение — это прекрасно, но помимо творческой составляющей, важна техника, в которой написано поэтическое произведение. Как писать стихи, если вы не отличаете ямб от хорея? Очевидно, что это невозможно. Да, в современной поэзии нет четких критериев, но искушенный читатель сразу поймет, что в ваших стихах нет ритма.

Подумайте, что хотите сказать читателю

Каждое стихотворение — это высказывание автора. Мысль, которую вы доносите разными художественными способами. У стихотворения есть определенная драматургия. Подумайте, как вы раскроете эту мысль? Какими художественными приемами воспользуетесь?

Избегайте банальностей

Существуют рифмы, которые уже стали символами плохих стихов «любовь-кровь», «розы-морозы». Так же плохо будут читаться «глагольные» рифмы — «любила-укрыла», «спросила-дарила». Лучше, если рифмующиеся слова — это разные части речи.

Единство

У стихотворения должен был единый стиль и дух. Если вы начинаете писать возвышенным слогом, заканчивать произведение обсценной лексикой явно не стоит. Старайтесь в целом не перебарщивать с неоднозначными художественными приемами в самом начале творческого пути.

Учитесь искать необычные метафоры

Голубые глаза всегда сравнивают с «цветом неба», каждый знает, что «весна — пора любви», а увядание природы осенью — символ печали. Постарайтесь подобрать более оригинальные метафоры для описаний.

Показывайте свои стихи читателям, которые оценят объективно

Друзья и родственники, вероятнее всего, будут снисходительны к вашему творчеству. Постарайтесь найти «поэтического наставника» из числа тех, чье творчество кажется вам достойным восхищения. Относитесь к критике терпеливо и внимательно. Не ошибается тот, кто ничего не делает, а настоящие профессионалы учатся на своих ошибках.

Читать еще:  Тютчев стихи блажен кто посетил сей мир

Пишите о том, что хорошо знаете

Старайтесь не браться за темы, в которых «плаваете». Ревность, доводящая до исступления, стихи о прозе жизни людей из восемнадцатого века… Всё это стоит использовать в сюжетах своих произведений, если вы хорошо разбираетесь в проблеме.

Выполняйте упражнения

Тренируйтесь и развивайте свои творческие способности.

  • Попробуйте подобрать максимальное количество рифм к слову «облако» или любому другому;
  • Напишите первую строчку, лишенную смысла и составьте четверостишие, которое уже расскажет читателю маленькую историю;
  • Возьмите известное стихотворение, уберите строки через одну и попробуйте написать свою версию.

Заинтересуйте читателя

Стихотворение должно «цеплять» и интриговать читателя с первой строчки, чтобы его хотелось продолжить читать. Вот удачные примеры:

Нам сразу хочется узнать, что же произошло с главной героиней? Если человек, о котором она говорит, не хотел зла, то, о каком событии идет речь?

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»…

Анна Ахматова

Почему на героине темная вуаль? И, действительно, отчего она бледна?

Необязательно начинать стихотворение с вопроса, но хорошо, если в сюжете есть интрига.

Не публикуйтесь за деньги

Всегда хочется увидеть свое творчество на бумаге. Старайтесь не поддаваться соблазну опубликовать свое произведение за деньги даже, если вам предлагают и гарантируют наплыв читателей. Подождите, пока ваше мастерство достигнет такого уровня, что гонорар за публикацию будут предлагать уже вам.

Пишите чаще

Количество написанных стихов не всегда переходит в качество, но, чем больше вы тренируетесь, тем больше шансов, что однажды у вас родится по-настоящему гениальное произведение. Старайтесь в стихотворной форме описывать все, что вы видите и все, что вас волнует. Ведь именно благодаря сильным переживаниям во все времена рождались лучшие стихи!

Стихосложение-17. Как графически оформить поэтический текст?

С тех пор, как стихотворения не только и не столько декламируют, сколько читают с листа или монитора, графическое оформление текста приобретает особую важность. Ведь напечатанный текст лишен голоса автора — и все паузы, акценты и ударения, задуманные поэтом, могут быть утеряны.

Хорошо, когда стихотворение написано традиционной формой с ясным, постоянным ритмом. А если ритм сложный или сбивчивый? А если пауза между двумя словами первой строки раз в пять длинней паузы между словами третьей строки?

Эта проблема постоянно стояла перед В. Маяковским, писавшим сложные тонические стихи с неравномерными интонационными паузами. Сначала он просто разбивал строки на более мелкие, выделяя те или иные отрезки текста. Однако текст все равно сливался и не всегда можно было сразу угадать рифмующиеся строки. А когда его еще и не разделяли на строфы, то прочесть стихотворение с первого раза правильно было почти невозможно. Как, например, это стихотворение Маяковского:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

У меня до сих пор есть сборник Маяковского, где я когда-то карандашом выделял строфы и полустрофы. Г. Г. Гамазин, «В. Маяковский», 1988 г.
Фото: artchive.ru

Чтобы избавиться от этих недостатков, поэт впоследствии стал использовать принцип «лесенки». Он не просто разбивал строки на части, но и постепенно сдвигал эти части в сторону. В результате и авторская ритмика сохранялась, и изначальные строки не терялись. Правда, злые языки утверждали, что таким образом он увеличивал свой гонорар, ведь поэту платили построчно.

Я недаром вздрогнул.
Не загробный вздор.
В порт,
горящий,
как расплавленное лето,
разворачивался
и входил
товарищ «Теодор
Нетте»…

Сам сдвиг строчек использовался, конечно, еще задолго до Маяковского, но тогда он употреблялся в основном для выделения рифмующихся строчек или тех частей стихотворения, где сменялся ритм.

Шумит под Кесарем заветный Рубикон,
Державный Рим упал, главой поник закон;
Но Брут восстал вольнолюбивый:
Кинжал, ты кровь излил, — и мертв объемлет он
Помпея мрамор горделивый…
А. Пушкин

Постепенно сдвигающимися строками в стихосложении можно передать также стремительность или движение.

Я зажгла заветные свечи,
Чтобы этот светился вечер,
И с тобой, ко мне не пришедшим,
Сорок первый встречаю год…
А. Ахматова

Бабочка в саду.
Подползет дитя — взлетает,
Подползет — взлетает.
Исса, пер. В. Марковой

Конечно, то, какие элементы стихотворения следует выделять графически и как это делать, решает сам поэт. Допустим, можно акцентировать внимание на внутристиховых паузах или внутренних рифмах.

Угрюмый дождь скосил глаза
А за
решеткой
четкой
железной мысли проводов —
перина.
И на
нее
встающих звезд
легко оперлись ноги.
Но ги-
бель фонарей…
В. Маяковский

А для того, чтобы придать частям текста особое значение и эмоциональную нагрузку, можно делать межстрочные пробелы, подобные межстрофным:

…Мария!
Звереют улиц выгоны.
На шее ссадиной пальцы давки.
Открой!
Больно!
Видишь — натыканы
в глаза из дамских шляп булавки!
Пустила…
В. Маяковский

Правильная разбивка текста стихотворения может предостеречь читателя и от непредвиденных смысловых ошибок при чтении. В своей работе «Как делать стихи?» Маяковский писал:

Размер и ритм вещи значительнее пунктуации, и они подчиняют себе пунктуацию, когда она берется по старому шаблону.
Все-таки все читают стих Алексея Толстого:
«Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
Кровь алым струилася током…»

Как
«Шибанов молчал из пронзенной ноги…»
Дальше:
«Довольно, стыдно мне
Перед гордою полячкой унижаться…»
читается как провинциальный разговорчик:
«Довольно стыдно мне…»

Читать еще:  Когда я тебя увидел стихи

Чтобы читалось так, как думал Пушкин, надо разделить строку так, как делаю я:
«Довольно,
стыдно мне…»

В общем, поэт должен всеми графическими средствами добиваться того, чтобы восприятие текста читателем было наиболее адекватно авторскому замыслу.
Очень сильную помощь в этом может оказать авторская пунктуация. Ведь разбивать можно не только строки, но и слова. Таким образом, вы можете придать слову нужную протяженность (го-о-оре) или чеканность (го-во-рю), указать на смысловую многозначность используемого слова.

Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав…
М. Цветаева

Э-то мух сбивает ветер
С развороченной земли
И… — страшней всего на свете —
Прилетели снегири…
С. Аксененко

Громче-громче!
Тише… Тише…
Даль-ше, даль-ше.
Ближе… Ближе…
Мозг мой бездною обижен,
Опрокинут, обездвижен.

…Бездна в небе, бездна в мошке.
Не собрать её в лукошке,
Не испить её до дна.
БЕЗ —
ДНА!
С. Курий

Слова можно разбивать также многоточиями и скобками — например, «(Из)вращения любви», «Не скажу тебе „да“ / ведь я так гор… да!», «он за п… п… п… п… пнулся»). Можно, напротив, с помощью косой черты соединять слова, представляющие как бы разные параллельные варианты словообраза, возникающие у поэта:

Я тебя люблю/ненавижу…,

Ты хотел это вытереть/вырезать/выскоблить…

У каждого поэта есть свои любимые пунктуационные знаки — например, мне нравятся многоточия, а М. Цветаева и Э. Дикинсон любили тире. Возможно, потому, что тире очень заметный и многофункциональный знак.

Нас родина не позовёт!
Езжай, мой сын, домой — вперед —
В свой край, в свой век, в свой час, — от нас —
В Россию — вас, в Россию — масс,
В наш — час — страну! в сей — час — страну!
В на — Марс — страну! в без — нас — страну!
М.Цветаева

Главное, чтобы не было элементарной непреднамеренной неграмотности. Вроде отсутствия запятой перед словом «но» или упущенной запятой в предложении «Казнить нельзя помиловать». Конечно, при условии, что такая «ошибка» не является сознательным приёмом.

Так некоторые оригиналы вообще печатают стихи безо всякой пунктуации — иногда с целью дать большую свободу для вариативности словосочетаний, а иногда, чтобы показать стремительное течение речи, некий безостановочный «поток сознания». И, наоборот, можно рассечь предложение знаками препинания, чтобы усилить вескость или отрывистость слов («Ты. Никуда. Не пойдешь»). В общем, на всё воля поэта, и не один филолог не имеет власти это изменить.
Фото: Depositphotos

Иногда филологи не в состоянии изменить даже орфографические неточности. Так А. Блок неизменно настаивал на написании слова «желтый» через «о»:

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

…Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Бывают и обратные случаи, когда официальные перемены в орфографии языка делают отдельные поэтические замыслы непонятными. Так название поэмы В. Маяковского «Война и Мiръ» обыгрывало название романа Л. Толстого «Война и Миръ». Это и так ясно — скажете вы. Ан, нет: в написании Толстого подразумевался «мир» — как мирное время, противоположность войне, а в написании Маяковского (с отмененной впоследствии буквой «i») имелся в виду «весь мир», мироздание, вселенная…

Что касается ударений и выделений, то они полностью во власти поэта. К примеру, заглавные буквы могут допускаться где угодно — в начале строк, в середине текста, в конце. А можно вообще напечатать всё стихотворение строчными буквами.

Для придания большей значимости заглавную букву можно использовать в любых словах — Любовь, Смерть, Мечта, но здесь желательно не переборщить. Если таких слов будет много, то их выделение потеряет всяческий смысл. Заглавными буквами и жирным шрифтом можно выделять и слово, зашифрованное в тексте стихотворения, как это мы видели выше. Или указывать на скрытые смыслы и игру слов («Тяжелый кРОКодил»).

Читать еще:  Как выучить стих гонимы вешними лучами

Лично я почти всегда изначально набираю свои тексты в простейших текстовых редакторах и для выделения пользуюсь только заглавными буквами. Причина проста: если вы отсылаете куда-то свой текст в электронном виде и не в состоянии контролировать его публикацию, то возникает большой риск, что ваш курсив, жирный шрифт, знаки ударения над буквами и прочие прикрасы, могут по недосмотру просто исчезнуть в программе верстки. Редактуру же текстового формата (.txt) изменить можно только сознательным оперативным вмешательством. Конечно, этот прием годится далеко не всегда, но он самый простой и эффективный.

Отдельно стоит коснуться так называемых «эмоциональных» знаков пунктуации. Давно, еще в начале 1990-х годов, читая рукописи своего друга С. Аксёненко, я обнаружил среди стихотворных строчек странный значок в виде «галочки». На мой вопрос, что это такое, Сергей ответил, что это «знак иронии». И действительно, классическая эмоциональная пунктуация чрезвычайно бедна — восклицательный да вопросительный знак, ну, может, еще многоточие… Что касается «иронии», «гнева», «сарказма», то для них знаков не было.

Кто бы мог подумать, что спустя несколько лет интернет- и SMS-послания, воплотят мечты Маяковского и идею моего друга в жизнь! Конечно, речь идет о «смайликах» — графических знаках для выражения той или иной эмоции. Почему бы ими не воспользоваться поэту в своих текстах (естественно, в пределах разумного — там, где они действительно необходимы)?

Уместны и употребления символов и прочие графические хитрости. Вроде зачеркнутых, но при этом умышленно оставленных, слов.

всех правил не сформулируешь, все тексты не прочтешь, всю правку не внесешь.

но к этому надо стремиться

Стихотворение: запись в строку

Подскажите, пожалуйста, существуют ли правила записи стихотворения в строку и как их найти.
У меня в тексте это выглядит следующим образом:
. знакомыми показались строчки «Как в первый раз/ С волненьем жду,/ Я в универ опять приду./ Всё те же стены,/ Тот же класс,/ Но только не хватает нас»

Правильно ли оформлены строки?
Заранее огромное спасибо!

Comments

Хм. Правил оформления стихов, написанных в строку не существует.
Кстати, это еще иногда называют «стих в формате А-4».

Если бы я попытался ответить на Ваш вопрос, получилось бы вот что:

Если стих рифмованный, с правильным и хорошим ритмом, то косой слэш кажется излишним.
Т.е. текст должен быть написан настолько качественно,
что «прозированное написание» (термин только что придумал) не будет мешать при чтении.
Ну и приведу несколько примеров со стихи.ру
______________________
Кот Басё http://www.stihi.ru/avtor/cotbace

== Учитель в гневе выходит из позы лотоса.

Учитель в гневе выходит из позы лотоса, хватает розги, бесится и орет: «Басё, ну когда ты уймешься уже с вопросами?! Ищи свое «я» и утихни, несносный кот!». А Кот сидит на циновке с луной и цаплями, и морда – славным кругленьким кирпичом, и на все крики Учителя проницательно Кот отвечает только одно: «А чё?» И дзен скоро рухнет, как пагода в наводнение, Учитель промухал истину – и не раз: Басё тренирует ангельское терпение, лукаво прикрыв турмалиновый третий глаз.

== Разболелся у Котика зубик мудрости.

Разболелся у Котика зубик мудрости, вот пошел он к дантисту, пустил слезу, а дантист заявил, бессердечный: «Глупости!», взял свои плоскогубцы и вырвал зуб. И сидит теперь Котик с щекой опухшею, в предвкушенье тортиков и конфет… А, вообще, по буддизму, все в жизни – к лучшему, без ума, как известно, и горя нет;))

. мой ангел спит. Два ангела. нет, три. считай крыла! – а что считать — смотри –хотя глазами –много ли увидишь. (точу ножи. на краешке стола. а тексты это пепел и зола. все сказано. Причем давно. на идиш. его не знаю. и не узнаЮ. поет точило. (я его пою, озвучивая острые амперы). и вольты на обмотках горячи, как будто из духовки куличи. отскакивают искры от фанеры, срываясь с камня, (чуть сильней нажать). но искоркам уже не убежать,- уже строки натянута тетИва. ах, да , не так –конечно- тетивА. ведь я точильщик – и точу слова. пытаюсь. оселком императива.

Темно совсем. Но свет в окне горит, зеленый свет. ….(насквозь промерзла рама). Подрагивает ниточка вольфрама –придет черед-она перегорит. всему свой срок. Она, увы –хрупка, что толку заворачиваться в вату? бесшумно выгорают киловатты….табачный дым висит у потолка… И млечный путь –ныряй, как в молоко,… не успевая толком помолиться –рванешься сквозь игольное ушко…надеясь, что зачтется…и простится.

Всем удачи и приятного чтения!
док

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector