5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как заставить ребенка рассказать стих на утреннике

Как учить стихи с ребенком

Что делать, если ребенок не хочет учить стихи? Как научить ребенка выразительно рассказывать стихотворения?

Елена Рахманова педагог-методист, специалист по раннему развитию

  • Помогаем ребенку учить стихи: маленькие хитрости
  • Какие игры помогут запоминать стихотворения лучше?

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе и т. д.), а ребенок не соглашается на это «ни за что на свете»?

Ребенок может отказываться под разными предлогами: «Я не смогу», «Я не хочу», или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.

Помогаем ребенку учить стихи: маленькие хитрости

В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). «Хорошо, — соглашаемся мы, — учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй». Обязательное условие, которое надо помнить: рассказывать можно только по одной строчке стихотворения. В таком случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.

Следующий шаг — выяснить, есть ли в стихотворение слова или фразы, которые непонятны ребенку. Выясняется это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Следовательно, надо объяснить ребенку, что значит это слово или фраза, и привести побольше примеров, где и как еще можно употребить это слово (фразу).

Когда все непонятные слова разъяснены, начинается сам процесс заучивания. Сначала повторяется первая строчка стихотворения. И до тех пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту строчку без запинки, ко второй приступать не следует. Когда одна строчка запомнилась, можно начинать учить вторую. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем сразу две строчки, опять же до тех пор, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки. Затем можно приступать к третьей и так далее. Таким образом, незаметно для себя, ребенок сможет выучить все стихотворение.

Ну а если и такой способ не помогает и ребенок продолжает противиться, то придется идти на крайнюю меру: надо взять ребенка так, как берет нас реклама — бесконечным повторением. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза (большее количество раз будет уже лишним), а затем начинайте бесконечно бубнить по одной-две строчки, в зависимости от их объема. Очень важно, чтобы вам самим это нравилось. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.

Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на «сцену» — пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов ребенок включится в игру. Многократное повторение — оружие мощное. Запомнишь, даже если совсем этого не желаешь. Поэтому для ребенка весь процесс запоминания пройдет незаметно для него самого.

Тут есть одна очень важная рекомендация. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день. Неделя — вполне нормальный срок, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.

Кстати, этот метод заучивания известен с древних времен. Называется он «система накопления». Именно его использовали индусы и другие народы при передаче своих священных и философских учений. Ключ к секрету этого метода состоит в начинании с самого малого, постепенном прибавлении и частом повторении.

Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно. Пользуясь этим методом, можно легко развить память ребенка, и он сможет запоминать сразу несколько строчек. Но индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе постепенно.

Cтеснительный ребенок: как раскрыть талант

Ребенок учил стихотворение целый месяц, а на утреннике отказался его рассказывать. Знакомо? Стеснительные дети боятся не только выступать публично, но и знакомиться с новыми людьми и находиться в группе. На первый взгляд стеснительный ребенок не создает никаких проблем — он не привлекает внимания и ведет себя очень спокойно. При этом внутри он испытывает сильные переживания — тревогу и стыд. Задача воспитателя — помочь ему справиться с этими чувствами.

Читать еще:  Что такое лабрадор стих

Как проявляется стеснительность

Стеснительность не стоит воспринимать только как негативное качество. У него есть и положительные. С одной стороны стеснительность защищает детей от общения с незнакомцами и от опасных ситуаций. С другой — препятствует свободному общению и социализации.

Психолог Филипп Зимбардо говорит, что застенчивость – это последствия зацикленности на себе и зависимости от чужого мнения. Стеснительность проявляется, когда ребенок неожиданно оказывается в центре внимания. Например, его пригласили поиграть, прилюдно похвалили или попросили выступить на публике. У него появляется страх ошибиться или не оправдать ожиданий других людей. Он робеет и чувствует сильное желание уйти или спрятаться.

Часто случается, что стеснительность впервые проявляется именно в детском саду. Ребенок себя свободно чувствовал в кругу семьи, а рядом с незнакомыми людьми зажался. В период адаптации и привыканию к детскому садику — это нормальное поведение. Но если ребенок уже год ходит в сад и до сих пор боится заговорить с другими детьми или не хочет участвовать в играх, воспитателю следует обратить на это внимание.

Почему дети начинают стесняться

Зачастую к повышенной стеснительности приводят ошибки в воспитании. Период детства до прихода в детский сад ребенок проводит в семье. И, конечно, семья оказывает большое влияние на формирование личности ребенка, на отношение к себе и на отношения с другими людьми. Но, даже если родители допустили описанные ниже ошибки в воспитании, воспитатель может помочь ребенку справиться со стеснительностью.

1 — Гиперопека и избалованность

Когда родители решают все вопросы и выполняют все действия за ребенка, они препятствуют развитию его самостоятельности. В непривычной ситуации, когда родителей нет рядом, ребенок теряется и чувствует себя беспомощным. Например, попадая в детский сад, такие дети становятся стеснительными.

2 — Тотальный родительский контроль

Это другая крайность. Ребенка заставляют бездумно следовать определенным нормам и требованиям. Полный контроль мешает развитию самостоятельности, творчеству и спонтанности. Контроль внушает страх ошибиться, нарушить правило. Когда в детском садике от ребенка нужна любая импровизация, он замыкается в себе. Диалог, игра, выступление — именно такие формы взаимодействия даются детям сложнее всего.

3 — Снижение самооценки

Если у родителей есть привычка сравнивать своего ребенка с другими детьми или принижать его способности и акцентировать внимание на недостатках, то ребенка появляется заниженная самооценка и робость. Такие ошибки могут допускать не только родители, но и воспитатели. Работая в группе, важно подчеркивать достоинства каждого ребенка и не сравнивать детей друг с другом.

Стеснительность может появиться у любого ребенка. Если малыш постоянно находится в напряжении, боится действовать самостоятельно и проявлять себя в группе, стоит говорить о стеснительности как о психологической проблеме. Ребенку не под силу справиться самостоятельно с этой проблемой, поэтому задача воспитателя помочь ему.

Как подготовить стеснительных детей к выступлению

Чтобы помочь дошкольнику справится со стеснительностью и спокойно выступить перед зрителями, рекомендуем выполнить 9 шагов. Но не рассчитывайте на моментальные результаты. Продолжительность борьбы со стеснительностью индивидуальна для каждого.

1. Не заставляйте ребенка выступать на публике против его воли
“Нет, ты будешь выступать, хочешь ты того или нет!”. Такой способ не поможет справиться ребенку с эмоциональным напряжением, а только усугубит его. Если ребенок отказывается выступать, примите его решение и предложите просто сходить на утренник и посмотреть на других деток. Особенно, если это первый утренник в его жизни. Присутствие в виде зрителя поможет малышу понять, что выступления – это не страшно, а наоборот интересно и весело.

2. Не давайте ему главную роль
Главная роль привлекает больше всего внимания. Не нужно использовать этот прием как средство борьбы со стеснительностью. Это только усилит страх ребенка перед сценой. Предложите ему скромную роль, в идеале без слов и в маске. А после выступления обязательно похвалите.

3. Поддерживайте и хвалите ребенка
Хвалите ребенка даже по мелочам. Это касается не только выступлений или подготовки к ним, но и ежедневной работы в группе. Искренняя объективная похвала помогает ребенку поверить в себя. То есть фразу “Ты самый лучший” вряд ли можно назвать объективной, ведь она ущемляет других детей. Хвалите умеренными фразами “Ты молодец”, “Ты хорошо справился”. Делайте это в присутствии родителей и других детей.

Читать еще:  Размер стиха весна весна как воздух чист

4. Научите ребенка хвалить самого себя
Это поможет ему повысить свою самооценку и справиться со стеснительностью. Как научить — когда ребенок сделал что-то хорошо, попросите его погладить себя по голове или просто похвалить себя. Поиграйте в игру «Имена». Задача ребенка — назвать свое имя ласковым голосом в нескольких вариациях. Например, Игорь, Игоречек, Игорюша.

5. Устраивайте репетиции в группе перед выступлением
Начните репетиции в небольших группах и постепенно увеличивайте количество детей на репетициях. Порекомендуйте родителям регулярно проводить дома мини-концерты. Самый простой пример, когда ребенок становится на стул и читает стихотворение. Тренировки в домашней обстановке помогут ребенку справиться со страхом и отработать свое выступление.

6. Находитесь рядом с ребенком во время выступления
Присутствие знакомых людей дает ощущение спокойствия и безопасности, поэтому оставайтесь в поле зрения ребенка во время его выступления. Если есть возможность, позовите родителей и родственников поддержать малыша. Ребенок должен быть уверен, что его поддержат в любой ситуации, даже если он забудет слова или не сможет рассказать стихотворение.

7. Помогите малышу прожить эмоции
Расскажите ему, что страх и волнение перед выступлением – это нормальные чувства, их испытывают все дети и даже взрослые. Просто кто-то может скрыть их и не подавать виду, а кто-то нет. Научите малыша справляться с волнением с помощью глубоких вдохов-выдохов или фокусируясь на приятных мыслях. Перед самим выступлением попробуйте провести практику “лист гнева”. Если ребенок боится или расстроен, позвольте ему выплеснуть свои эмоции на лист. Пусть он порвет лист или скомкает, чтобы вместе с листом избавиться от негативных эмоций.

Помните, что застенчивые дети часто подавляют свои желания. Из-за этого могут проявляться признаки агрессии. Поэтому с таким воспитанниками работайте аккуратно и постепенно повышайте нагрузку. Не требуйте мгновенного прогресса и избавления от стеснительности. Просто регулярно задействуйте застенчивых малышей в играх и мероприятиях группы. Со временем это поможет им раскрыть свои способности и справиться со страхами.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Не дают ребенку стихов на утренник

Сын ходит полгода в младшую группу, на носу утренник к 8 марта, на днях в раздевалке заметила, как воспитатель троим детям раздавала листочки со стихами, я спросила » а нам?», на что услышала » мы в этот раз решили давать стихи только тем, кто громко и четко говорит». Вот те раз, оказывается мой ребенок говорит нечетко, а где ж вы раньше были? Почему не сказали? К слову, дома и со мной он говорит вполне себе обычно и довольно громко, не выговаривает пару букв, но это не критично, ему 3 с половиной года еще, да и в группе есть дети, говорящие хуже моего. На новый год ему стихи давали, прочитал нормально, там вообще всем давали, я еще обрадовалась, думаю вот какие воспитатели молодцы, никого не обделили, дети хоть втроем, хоть вдвоем, но все выступили. Я конечно понимаю, что стихи в саду не самое главное в жизни, но сама ситуация просто поражает, выбрали с десяток любимчиков и щас носятся с ними, а все остальные курите бамбук на стульчиках, так что ли? Для кого вообще эти утренники? Для нас, для родителей же, так почему ребенку на дают выступить? Я вот даже щас идти на это недоутренник не хочу, но придется, сын обидится, если не приду. Это вообще нормальная практика для детсадов? Так везде? Солируют только дети членов родкома, а остальные в массовке толкутся?

Автор вам заняться нечем? Думаете вашему малому сильно хочется стихи зубрить и рассказывать?)) Радуйтесь что не трогают вас

Если вы не занимаетесь развитием своего ребенка, то воспитатели в детском саду в этом никак не виноваты.

Все ясно, у автора беды с башкой

Во-первых, раздача стихов/ролей в садах осуществляется музыкальным работником, а не воспитателями. Муз.работник составляет сценарий утренника и на занятиях выдаёт детям их роли. Во-вторых, ничего страшного нету в том, что стих не дали, Вы сами пишете, что стихи получили всего несколько человек. На утреннике в любом случае будут песни и танцы, в которых будут задействованы все дети.
В-третьих, все-таки надо объективно оценивать своего ребёнка. У меня дочка в главных ролях на всех утренниках, у неё отличная дикция, она раскрепощенная, обожает выступать. Сын более зажатый, с дикцией проблемы, мы над этим активно работаем у логопеда + отдала в театральную студию, чтобы помогли увереннее чувствовать себя перед публикой. Ему редко достаются какие-то отдельные роли, чаще он в массовке, но надеюсь, что благодаря его стараниям все изменится) А так у нас тоже есть мамочки, которые уверены, что их дети звездочки, с идеально-поставленной речью, хотя кроме этих мам их детей реально никто не понимает, говорят так, что ни слова не разобрать.
В любом случае, постарайтесь относиться к этому проще, это всего лишь утренник в детском саду. Придите и порадуйтесь вместе со своим ребёнком, похвалите его за выступление, скажите, что Вам понравилось, как он громко пел песню, или как активно двигался в танце. Это у вас трагедия из-за стиха, а ребёнку-то по большому счету на это вообще все равно. Если не придёте на утренник — всем, в том числе и воспитателям, на Ваше отсутствие будет абсолютно плевать. Только ребёнку своему праздник испортите.

Читать еще:  Размер стиха когда волнуется желтеющая нива

Так и есть.
Я тоже не состояла в родкоме и деньги сдавала через раз.
Колхоз дело добровольное.
И у нас в группе напрочь игнорили детей тех кто не в стаде.
Но я всегда посещала утренники, и каждый раз помимо подарка общаковского дарила ещё и от себя, в благодарность за выступление.
Неважно, что дочка от силы поводила хоровод и всё.
Важно что она видела мою реакцию на неё, моё восхищение.

Ха а у моего почти главная роль 😂

Во-первых, раздача стихов/ролей в садах осуществляется музыкальным работником, а не воспитателями. Муз.работник составляет сценарий утренника и на занятиях выдаёт детям их роли. Во-вторых, ничего страшного нету в том, что стих не дали, Вы сами пишете, что стихи получили всего несколько человек. На утреннике в любом случае будут песни и танцы, в которых будут задействованы все дети.
В-третьих, все-таки надо объективно оценивать своего ребёнка. У меня дочка в главных ролях на всех утренниках, у неё отличная дикция, она раскрепощенная, обожает выступать. Сын более зажатый, с дикцией проблемы, мы над этим активно работаем у логопеда + отдала в театральную студию, чтобы помогли увереннее чувствовать себя перед публикой. Ему редко достаются какие-то отдельные роли, чаще он в массовке, но надеюсь, что благодаря его стараниям все изменится) А так у нас тоже есть мамочки, которые уверены, что их дети звездочки, с идеально-поставленной речью, хотя кроме этих мам их детей реально никто не понимает, говорят так, что ни слова не разобрать.
В любом случае, постарайтесь относиться к этому проще, это всего лишь утренник в детском саду. Придите и порадуйтесь вместе со своим ребёнком, похвалите его за выступление, скажите, что Вам понравилось, как он громко пел песню, или как активно двигался в танце. Это у вас трагедия из-за стиха, а ребёнку-то по большому счету на это вообще все равно. Если не придёте на утренник — всем, в том числе и воспитателям, на Ваше отсутствие будет абсолютно плевать. Только ребёнку своему праздник испортите.

А в чем я не объективна? Вы сами пишете, что это всего лишь утренник, так в чем проблема дать стихи всем? Это же не мхат, нам, родителям, плевать на гладкость выступлений, на сценарий, мы идем смотреть на то, как наши дети выступают, а не сидят на лавочке и разве тот факт, когда вперед ставят «избранных» не говорит о профнепригодности педагога? О ее неумении задействовать всех, а не только удобных ей детей? Почему я вчера слышу, как она подходит к члену родкома и шепчет на ушко » ваша девочка стишок, данный ей, плоховато рассказывает, ничего не слышно и не понятно, вы уж отрепетируйте»? То есть кого то мы учим и подмечаем где нужно порепетировать, а кому то и так сойдет, просто не задействуем да и все? Я не считаю своего ребенка суперзвездой, но он и не настолько плох, что недостоин в саду стихи рассказывать, тем более, что на новогоднем утреннике он уже показал, что может это.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector