Какая бывает интонация в стихах
Интонация — это способ достучаться до собеседника
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о том, что такое ИНТОНАЦИЯ.
Уверены, большинство наших читателей понимают, о чем собственно идет речь.
Тем не менее есть масса нюансов, о которых мы и расскажем в этой статье.
Интонация – это.
Интересно, что до середины прошлого века не существовало единого определения термина ИНТОНАЦИЯ. И каждый из известных словарей давал свой вариант.
- Так, Даль в своем Толковом словаре говорил о сильном голосовом ударении.
- А в «Словаре русского языка» Ожегова речь шла сразу о нескольких характеристиках – точность звучания голоса, манера произношения и голосовые приемы для выделения отношения к тому или иному событию.
- И наконец, в Большом Энциклопедическом словаре понятие интонации сводилось к стихотворной форме, когда голос повышается в начале строки и понижается в конце.
Но сегодня лингвисты вроде договорились между собой, и пришли к единому определению.
Интонация – это изменение мелодики, ритма и громкости нашей речи, помогающие наиболее четко выразить свое отношение к конкретному вопросу или акцентировать внимание собеседника на отдельных деталях.
Сам термин ИНТОНАЦИЯ имеет латинские корни. И дословно «intonō» можно перевести как «громко произносить». Из этого вытекает одна маленькая, но очень важная деталь.
Интонация – это понятие, которое применимо только к разговорной речи, и не употребляется к литературным и прочим текстам.
Примеры
Ну, например, возьмем известное стихотворение Агнии Барто:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
В написанном варианте оно читается на едином дыхании и без интонационных ударений. Практически это просто констатация факта, что «некая девочка Таня громко плачет, потому что уронила мячик».
Но совсем другое дело, когда мы начнем рассказывать это стихотворение свои детям. Появится выражение, интонация. Чаще всего голос повысится на словах «плачет» и «уронила»:
Наша Таня громко ПЛАЧЕТ
УРОНИЛА в речку мячик.
А можно поменять ударное слово, например, во второй строчке и получится уже другой смысл:
Уронила в РЕЧКУ мячик (куда?) или Уронила в речку МЯЧИК (что?)
И так мы делаем ежедневно, общаясь с родными, друзьями или коллегами по работе. С помощью интонации мы придаем своим словам определенное ударение. И соответственно, помогаем окружающим лучше нас понять.
Виды интонаций
Все интонации делятся на три больших категории:
- Повествовательная;
- Восклицательная;
- Вопросительная.
Повествовательная интонация
Такая интонация применяется, когда нужно просто донести какую-то информацию до собеседника. Как правило, ударными делаются несколько слов, на которых говорящий хочет сделать акцент.
С утра была ХОРОШАЯ погода, и мы решили поехать в парк.
Мама на ужин приготовила нам ОТБИВНУЮ.
В холодильнике ПУСТО, поэтому надо идти в магазин.
В повествовательной речи также характерно понижение интонации в конце каждого предложения. Так, человек неосознанно отделяет одно предложение от другого.
Вопросительная интонация
Вопросительная интонация сопровождает любой вопрос, который адресован к собеседнику. И она определенно дает понять, что человек хочет получить ответ.
Почему ты не сделал домашнее задание?
В данном случае вопросительным словом является «почему». Именно на него идет голосовое ударение. Но интонацией можно выделить абсолютно любое слово в вопросительном предложении. И от этого изменится сам вопрос.
Вы СОБИРАЕТЕСЬ следующим летом ехать на море?
ВЫ собираетесь следующим летом ехать на море?
Вы собираетесь СЛЕДУЮЩИМ летом ехать на море? (или этим)
Вы собираетесь следующим ЛЕТОМ ехать на море? (или осенью, или весной)
Вы собираетесь следующим летом ЕХАТЬ на море? (или лететь)
Вы собираетесь следующим летом ехать НА МОРЕ? (или в горы, или в Европу)
Видите, предложение одно, а интонационно можно превратить его в шесть разных вопросов. И на каждый подразумевается свой, непохожий на другие ответ.
Восклицательная интонация
Восклицательная интонация – это способ выразить свои эмоции как положительные, так и негативные. Как правило, речь идет о повышении силы голоса. Громкая речь всегда обращает на себя внимание.
Как же КРАСИВО сегодня вечером!
Как же я УСТАЛ на этой работе.
Даю вам ПОСЛЕДНИЙ шанс!
Как можно заметить, очень часто восклицательные предложения заканчиваются восклицательным знаком.
Какие бывают предложения по интонации
По интонации предложения разделяют на:
- Восклицательные — наполнены эмоциями, они выражают чувства тех, кто пишет или говорит. И чаще всего это связано с восхищением, хотя и не обязательно.
Ты посмотри, какие яркие на небе звезды.
Мама, суп очень вкусный.
Невосклицательные — это простая констатация факта. Оно произносится спокойно, без особых эмоций.
Наступила ночь, за окном засияли звезды.
Мама приготовила очень вкусный суп.
Если вы вспомните, какие бывают предложений по цели высказываний, то сложив их с интонационными вариантами мы получим следующую картину:
Вместо заключения
Управляя интонацией можно легко удерживать внимание слушающих. Этим искусством хорошо владеют политики, актеры, другие публичные люди. Но при этом они не делают ничего особенного.
Профессиональные ораторы просто знают, где нужно повысить голос, а где, наоборот, понизить. Так, повышая голос, человек выделяет интонационно важные моменты своего выступления. А на менее важных — он голос понижает.
Интересно, что тихим голосом можно еще больше удержать внимание аудитории. Люди невольно начинают прислушиваться.
То же самое касается и скорости речи. Если говорить слова быстро, то это будет заставлять собеседника внимательно слушать, чтобы ничего не пропустить. Главное не перестараться, а то люди устанут от постоянного потока информации.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Без интонации даже самая умная речь будет казаться монотонной и скучной, да человек и не может говорить без интонаций, хотя читать с выражением стихи не каждому дано.
С помощью интонации можно передать даже больше информации, чем через слова. Но, важно чтоб собеседник был расположен воспринять посыл.
У родителей часто в общении с детьми и дома, и на улице одна интонация — крик. Это очень печально. Я вот вспоминаю, как повышала голос на сына, и мне стыдно(((
Чтобы интонация была, нужно точно понимать суть того о чем говоришь, ну и верить в то о чем говоришь.
Какие существуют основные типы стихотворных интонаций?
Интонация в переводе с латинского означает «громкое произношение». Интонация — не только смысловая мелодия речи, но и выразитель чувств, экспрессии речи, отношения говорящего к предмету высказывания.
При работе над стихами учитываются все составные интонации: мелодика, логика, паузы, темпо-ритм, тембр, характер произнесения. Однако поиск интонационного звучания стихов связан с определением основного типа интонации всего стихотворения.
Дело в том, что существуют типы интонаций, обусловленные объективным характером содержания текста стихотворения вне зависимости от индивидуальной, субъективной манеры его исполнения. Естественно, что заданный поэтом единый интонационный тип стихотворения интерпретируется индивидуальной манерой исполнения того или иного чтеца. Но можно ли одинаково «по-своему» читать два разных стихотворения, хотя бы и написанных одним размером, например:
«БУря мглОю нЕбо крОет» — А. Пушкина и «МУха, мУха-цОкотУха» — К. Чуковского? А если стихи написаны разными размерами? — «Осень» А. Пушкина и «Хорошее отношение к лошадям» В. Маяковского? Ясно, что нельзя. Ибо объективное содержание стихов не позволит этого сделать.
По своим интонационным различиям стихи целятся на два основных типа: напевный и говорной. К напевному типу относятся песенные и романсовые стихи, а к говорному — от ораторских до разговорных. Напевные стихи более поэтичны и приподняты; им чужды разговорные слова и обороты; они более симметричны как ритмически, так и интонационно. (41)
И произносятся они более мелодично, с подчеркиванием пауз между стихами и строфами.
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
В этой строфе, пушкинского «Певца» есть рефрен (от французского refrain — припев; повторение стиха или ряда стихов в, конце строфы или ряда строк) — повторяющаяся строка «Слыхали ль вы?» Рефрен тоже характерен для напевного стиха. Можно говорить еще о ряде признаков, таких, как интонационная завершенность строф, повторность в кольцевом строении строф и других. Все они создают удивительное разнообразие вариантов напевного стиха — от куплетов до романса.
Говорной стих, как и сама живая речь, чрезвычайно разнообразен, в оттенках интонаций: от бытового непринужденного разговора до высокой патетики ораторской речи. «Торжественная ода по интонационному строю полярна фамильярному посланию. Между этими двумя полюсами умещаются важный тон философской лирики, эмоциональная приподнятость элегического раздумья, язвительная речь сатиры с широкой амплитудой от патетического негодования до грубоватой насмешки. В отличие от напевного стиха с его мелодичностью все эти разновидности говорного стиха своеобразно воспроизводят интонацию живой речи». 15
Непринужденность — вот основная особенность разговорно-бытовой речи. Поэтому строй таких стихов свободен; длинные и короткие строки сменяют друг друга неожиданно; появляются слова-жесты:
А я ему—
Разговорный стих часто нестрофичен, что придает ему бо́льшую свободу. Мы говорили о «лесенке» Маяковского о современной графике стихов, когда поэты расчленяют стихи внутренними паузами, подсказывая нам его интонационное звучание. На создание разговорной интонации оказывают влияние и просторечная лексика и фразеология. Поэты часто прибегают к формам рассказа, повествования, беседы с конкретным или воображаемым собеседником.
В ораторском стихе высокое общественное содержание выражается особыми и словарем, и интонацией: приподнятой, торжественной, патетической. Ораторский стих более организован в отличие от разговорного, в нем много риторических фигур (восклицаний, вопросов, обращений, единоначатия строк и т. д.). (42)
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постели,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет, русская земля.
Интонация стиха определяется совокупностью ряда факторов: особенностью размера, наличием переносов, словоразделами, симметричностью или асимметричностью предложений, стилистическими особенностями словаря, риторическими фигурами и т. п. Разумеется, что в том или ином стихотворении одни из этих факторов проявляются сильнее, другие слабее. Поэтому и надо их изучать, чтобы разбираться, в том эффекте, который они создают в своем сложном взаимодействии.
В зависимости. от различных тем, изменений, характера эмоции изменяется стиль речи и интонирование. Как разнится стиль и интонации Пушкина во вступлении к поэме «Медный всадник» и самом повествовании о судьбе героя. Разнообразие стилей и интонацией нетрудно заметить, читая поэму Р. Рождественского «Двести десять шагов».
Когда же стихотворение небольшое оно чаще всего пронизано одним развивающимся чувством и написано в одном стиле. Единая интонационно-ритмическая структура, свойственная тому или иному стихотворению, должна быть определена. Какая же интонация свойственна стиху: ораторская, разговорно-бытовая, философская, раздумная, назидательная?
«Муха, муха-цокотуха. ». Ну, конечно же, интонация разговорно-бытовая. «Выхожу один я на дорогу. » — мы слышим философско-раздумную интонацию лирического героя. «Слушайте, товарищи, потомки. » — явно звучит ораторская интонация Маяковского.
Однако об основной стихотворной интонации нельзя говорить в отрыве от основного тона произведения. Ведь интонация всегда окрашивается определенным тоном. Основной тон К. С. Станиславский называл «душевным тоном», «доминирующим аккордом», «лейтмотивом», «целенаправленной страстью», «эмоциональным фоном». (43) На этом фоне и протекает, разворачиваясь, изменяясь, жизнь лирического героя поэтического произведения. Ведь и в жизни каждый человек живет в своем тоне, у каждого своя «страсть действия». А каждый поэт, – личность со своим дыханием, складом мысли, темпераментом, душевным миром, целенаправленным действием. Понять, в каком же основном тоне может протекать речевое действие (лирическом, драматическом, трагическом, героическом, сатирическим, буффонном, разговорном, патетическом, будничном, возвышенном, романтическом, лирико-романтическом, лирико-героическом. ), необходимо для того, чтобы вернее почувствовать замысел автора, страсть его мыслей и действия, динамику чувств. Найти верный тон исполнения и основную интонацию стиха — значит приблизиться к внутреннему ритму жизни поэта, задышать его дыханием, зазвучать его звучанием, а не «подмять» его под себя, что часто случается. В нахождении верного тона и интонации большая роль принадлежит жанру, виду стихотворного произведения.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
14. Интонация. Переносы. Напевный и говорной стих
В прошлый раз мы с вами начали разговор об астрофических стихах – стихах без четкого деления на строфы, и об их разновидности – строфоидах, где свободно чередуются разные формы рифмовки катрена (перекрестная, охватная) с включениями двустиший с парной рифмовкой. Именно так – в едином стихотворном размере, но без единообразия строф пишутся эпистолы – письма и монологи в стихах.
Между отдельными смысловыми фрагментами эпистол автор ставит пропуск строки – но этот фрагмент стихотворения не стоит считать строфой: это всего лишь смысловой фрагмент, который в этом случае должен заканчиваться концом предложения (точкой, многоточием, вопросительным или восклицательным знаком ) и заканчивать мысль автора.
Сегодня я хочу продолжить разговор об особенностях структур стихов и рассказать о некоторых приемах письма, которые характерны для эпистол и для астрофических стихов, но очень часто используются и в лирических стихах со сформированными строфами. Речь пойдет о ПЕРЕНОСЕ. Более подробно о Переносе можно почитать в работе В.Е. Холшевникова «Мысль, вооруженная рифмами».
Интонационная законченность стиха (при написании стих – это строка произведения) была абсолютным законом в фольклоре и древней литературе. В поэзии нового времени это также обычная норма – в конце каждой строки стихотворения мы при прочтении подсознательно ставим паузу и этим делаем определенный смысловой акцент. Замечу, что при записи того же самого стихотворения в формате А4 (мнимой прозы) мы эти паузы не делаем, а делаем их только на законченных частях предложений или в конце предложений – точно так же, как в прозе. То есть, стихи у нас рифмованные, с полностью сформированными строфами, но иначе записанные на бумаге (экране), они иначе прочитываются – прочитываются так, как этого захотел автор произведения!
Но вернемся к нашей теме – к стихотворениям, записанным строками. Стихи, по сравнению с прозаическим текстом, всегда несут музыку – по особому (благодаря ритмической основе) звучат, и их звучание зрительно передается разбивкой текста на строки. Эта разбивка – не просто случайная прихоть автора, у которого заканчивается бумага или место на экране, а его продуманная цель. И эта цель – не удивить читателя своей модной «продвинутостью», а передача содержания с помощью интонации прочтения. При метрической записи в стихотворной форме (по строкам) слово, оказавшееся в конце строки, независимо от того, закончилось ли в конце этой строки предложение или нет, по смыслу выделяется, приобретает особую значительность. На фоне такой привычной нормы заканчивать стихотворную строку концом предложения, сильно ощущаются ПЕРЕНОСЫ (иногда употребляют французский термин enjambement) — перенесение части предложения в следующий стих.
…Раз он спал
У невской пристани. Дни лета
Клонились к осени. Дышал
Ненастный ветер…
При переносах всегда возникают внутристиховые паузы. Если они стоят в середине стиха без наличия рифмующегося слова и возникли за счет обычного конца предложения («И жив ли тот? И та жива ли?»), то эти паузы делят стих на части, стих становится еще более мерным. Но чем ближе они к краю стиха, тем больше разрушается привычная связь слов в предложении.
Функции переносов и внутристиховых пауз многообразны. Они могут превращать стихотворение в прозу, передавать ощущение задумчивого размышления, живого диалога, подчеркнуть важные для поэта слова и строчки, обозначить место перелома в развитии лирической темы, выделить концовку. Отсюда видно, что внутристиховые паузы и переносы (или, наоборот, их отсутствие) — важное средство создания определенной интонации стихотворной речи.
В заключение нашего долгого разговора на тему «Все о строфе» я хочу сказать несколько слов о разновидностях стихов по их интонации.
Во множестве видов стихотворной интонации можно выделить два основных, между которыми, как обычно, располагаются формы переходные. Это — стих НАПЕВНЫЙ и стих ГОВОРНОЙ.
Что характеризует стихотворения НАПЕВНЫЕ, о которых говорят, что они так и просятся на музыку, и на которые сочинено множество песен и романсов? Кроме лирической темы — особая композиция. Прежде всего — тенденция к симметричности строфической композиции (примеры приведены выше), особенно в форме песни, в которой строфа замкнута (в конце стоит точка), каждый стих завершен, переносы отсутствуют, строфа делится на подобные ритмико-интонационные периоды или имеет припев или кольцевое строение. При этом тематическое членение совпадает со строфическим.
В более сложной композиции стихотворений романсного типа строфы обычно менее замкнуты, в этом типе часто используются АНАФОРЫ – повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Анафоры создают нарастание интонационного напряжения, разрешающегося в концовке; иногда даже на переломе, в концовке, может появиться перенос. Нередко все стихотворение состоит из одного сложного предложения. (Примеры в данную статью вставлю по мере их нахождения на сайте!)
ГОВОРНОЙ стих имеет много форм — от торжественного ораторского стиха до разговорного. Его характеризует прежде всего лексика: торжественно-патетическая в ораторском стихе, обычная литературная в повествовательном, фамильярная в разговорном. В последних двух нередки переносы. Говорной стих часто нестрофичен, в некоторых жанрах употребителен вольный стих. Для повествовательного и разговорного стиха драм, поэм, больших лирических стихотворений типичен 5-стопный ямб, белый, с переносами.
Как уже говорилось, основа стихотворной речи — ритмическая повторность в размере, рифмовке, строфе. Сильным средством выразительности в говорном стихе может быть нарушение повторности, ритмический перебой на всех уровнях стиха.
Рассмотрим строфические перебои. Если стихотворение состоит из строф одной модели, например 4-стишие абаб или абба, а последняя строфа неожиданно изменяется (абба или абаб), то два последних стиха выделяют концовку — композиционную вершину стихотворения, разрешение темы. Сильнее выделяет концовку неожиданное изменение длины последнего стиха.
Более подробно о сознательных (подчеркиваю – СОЗНАТЕЛЬНЫХ!) строфических сбоях, так же, как и о ПОЛИМЕТРИИ (многоразмерной композиции) я на страницах Ликбеза говорить не буду, дабы не вводить в искушение самоуверенных начинающих авторов, с самого начала уверенных, что им в поэзии дозволено все, и любое отступление от привычного – это экспериментальная поэзия и их шаг в будущее. Возможно, так оно и есть. Тема интересная, увлекательная, но, на мой взгляд, каждому поэту неплохо для начала уверенно встать на ноги классической техники стихосложения, а уже потом изобретать свои велосипеды. Хотя изобретать их обязательно нужно. Главное – чтобы результат – ваше новое творение – как бы оно ни называлось по стилю написания – оказался гармонично звучащим, осмысленным и интересным по содержанию. Больше всего я не люблю в поэзии игр с формами, когда сами формы – цель этой игры.
Стихи – это, прежде всего, душа автора, это поднятая им тема, особый, отличный от языка прозы, поэтический и авторский язык, это чистый стиль – для каждого жанра написания свой – с разной степенью допустимости использования редкой или разговорной лексики.
О лексике, если Бог даст, я постараюсь в будущем собрать на этих страницах еще один сборник «Все о лексике», но пока – это лишь планы. А сейчас –
Сборник «Все о строфе» считаю законченным. Хотелось бы, чтобы он оказался кому-то полезным.
С уважением и любовью, ваш Чайник по жизни, Алкора.
Какие существуют основные типы стихотворных интонаций?
Интонация в переводе с латинского означает «громкое произношение». Интонация — не только смысловая мелодия речи, но и выразитель чувств, экспрессии речи, отношения говорящего к предмету высказывания.
При работе над стихами учитываются все составные интонации: мелодика, логика, паузы, темпо-ритм, тембр, характер произнесения. Однако поиск интонационного звучания стихов связан с определением основного типа интонации всего стихотворения.
Дело в том, что существуют типы интонаций, обусловленные объективным характером содержания текста стихотворения вне зависимости от индивидуальной, субъективной манеры его исполнения. Естественно, что заданный поэтом единый интонационный тип стихотворения интерпретируется индивидуальной манерой исполнения того или иного чтеца. Но можно ли одинаково «по-своему» читать два разных стихотворения, хотя бы и написанных одним размером, например:
«БУря мглОю нЕбо крОет» — А. Пушкина и «МУха, мУха-цОкотУха» — К. Чуковского? А если стихи написаны разными размерами? — «Осень» А. Пушкина и «Хорошее отношение к лошадям» В. Маяковского? Ясно, что нельзя. Ибо объективное содержание стихов не позволит этого сделать.
По своим интонационным различиям стихи делятся на два основных типа: напевный и говорной. К напевному типу относятся песенные и романсовые стихи, а к говорному — от ораторских до разговорных. Напевные стихи более поэтичны и приподняты; им чужды разговорные слова и обороты; они более симметричны как ритмически, так и интонационно. (41)
И произносятся они более мелодично, с подчеркиванием пауз между стихами и строфами.
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
В этой строфе, пушкинского «Певца» есть рефрен (от французского refrain — припев; повторение стиха или ряда стихов в, конце строфы или ряда строк) — повторяющаяся строка «Слыхали ль вы?» Рефрен тоже характерен для напевного стиха. Можно говорить еще о ряде признаков, таких, как интонационная завершенность строф, повторность в кольцевом строении строф и других. Все они создают удивительное разнообразие вариантов напевного стиха — от куплетов до романса.
Говорной стих, как и сама живая речь, чрезвычайно разнообразен, в оттенках интонаций: от бытового непринужденного разговора до высокой патетики ораторской речи. «Торжественная ода по интонационному строю полярна фамильярному посланию. Между этими двумя полюсами умещаются важный тон философской лирики, эмоциональная приподнятость элегического раздумья, язвительная речь сатиры с широкой амплитудой от патетического негодования до грубоватой насмешки. В отличие от напевного стиха с его мелодичностью все эти разновидности говорного стиха своеобразно воспроизводят интонацию живой речи». 15
Непринужденность — вот основная особенность разговорно-бытовой речи. Поэтому строй таких стихов свободен; длинные и короткие строки сменяют друг друга неожиданно; появляются слова-жесты:
А я ему—
Разговорный стих часто нестрофичен, что придает ему бо́льшую свободу. Мы говорили о «лесенке» Маяковского о современной графике стихов, когда поэты расчленяют стихи внутренними паузами, подсказывая нам его интонационное звучание. На создание разговорной интонации оказывают влияние и просторечная лексика и фразеология. Поэты часто прибегают к формам рассказа, повествования, беседы с конкретным или воображаемым собеседником.
В ораторском стихе высокое общественное содержание выражается особыми и словарем, и интонацией: приподнятой, торжественной, патетической. Ораторский стих более организован в отличие от разговорного, в нем много риторических фигур (восклицаний, вопросов, обращений, единоначатия строк и т. д.). (42)
Вы грозны на словах — попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постели,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
Интонационные процессы в области стиха
№ 3. ИНТОНАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
В ОБЛАСТИ СТИХА.
Интонационность – это новое учение о природе и дисциплине интонаций.
Оно необыкновенно важно в новейшей теории стиха, являясь его животворящей кровью, питающее, то есть проникающее во все ткани современных поэтических сочинений.
Это открытие позволяет нам по – новому взглянуть на некоторые привычные положения теории стиховедения, пересмотреть роль и значение устоявшихся приемов и приспособлений.
Ведь в основе теории новейшего стихосложения лежит такое явление, как интонационные процессы в области стиха.
Интонация – это соотношения, в которых находятся минимальные части человеческой речи. Минимальными частями речи, напомню, являются слоги. К ним относятся также служебные части речи: союзы, междуметия, предлоги, частицы.
Интонации характеризуются подобиями между собой этих частей речи.
Множественность таких подобий образует интонационный процесс.
Взгляните сами:
Привлекательной
каплей
капелькой,
Привлекательной
такой
Тут
участницей,
Привлекающей:
примешь
каплю
лишь —
Привлекающей
лака
шалостью,
лака
алостью,
она
Видится,
Она
Значится,
она
Светится
В современности,
словно
Свечечка,
словно
весточка:
Веточка
человеч —
ности
Я приведу несколько опоэтизированную ассоциацию, чтоб вы живее представили себе всю эту механику.
Вспомните, как водная рябь играет на поверхности. Солнце приводит в движение всю эту массу трепещуще – плещущих бликов. Они переливаются и перекликаются бесконечной, бессчисленной чередой. Своей сетью словно опутывая тело реки, речной организм.
Эти интонации – соотношения располагаются на перекрестке двух направлений:
1) В виде горизонтального хода, то есть в плане последовательности синтагм.
Зрячий – горячий.
Актив – компаратив
Иногда первое слово в таких последовательностях словно поглощается вторым. Такова
динамика этого явления.
2) В виде звуковысотного соотношения. Например, в словах:
кипеть
копать
Отмечаем, в таком виде эти части речи словно поставлены одно на другое:
КиПеть
КоПать
Даже если мы запишем их привычно, в один ряд, это звуковысотное соотношение сохранится:
1) Кипеть – копать. Выглядит вот так: 1) ки – 2) петь 1) ко – 2) пать
Вот как эти интонационные процессы будут выглядеть в стихотворной ткани:
Лицо
Глициний,
в линий,
Этом вот
Цикле,
Гламуром
ценимом,
в этом
Наливе,
наплыве:
Лицо такое
и
цоколь
Стана –
становят
и
Составляют
все
её
Совершенство:
всего
По
капле, –
В компанию
к платью –
Приятному
такому,
Словно
Истома,
это
знакомо…
(привлекательности
эта
капелла
(эта
копилка!)
притягательности
эта
эгида,
эта
поэмка,
тут
перед
поэтом!)
Интонационность, как видим, существует в определенной среде. Эту территориальность обусловливают заданные фонические союзы – пары однородных согласных, в стиховедении взаимозаменяемые между собою.
Я их вам напомню:
Т – д, б – п, с – з, к – г, ч – ц.
Также триады:
М – л – н, в – х – ф, ш – ж – щ.
Отдельно находится вибрант: р.
Отдельно находится также: й.
Поэтому интонируемые слова располагаются своими семействами, или группами: например интонируемое слово “костёр” притягивает к себе идентичное, сильно проинтонированное слово “костёл”, вследствии 2 похожих интонаций. В эту же группу войдут некоторые другие слова: повтор, простор, простёр, остёр, также корсар, кассир, косил, курсор, скор, и так дальше. То есть, применяя одно слово, мы тут же в воображении вызываем, привлекаем к нему целый табун других, подобных по звуковому составу. Это результат, следствие тех интонационных тяготений, того интонационного магнетизма, которые заложены в эти слова. Необходимо помнить: подобные слова притягивают друг друга. Например: вы только прикоснулись к одному слову, только потрогали его, и тут же к вам явились слова другие, выскочили просто на «автомате». Вы только взялся за конец веревочки – и вот уже потянулась к вам – вся «вереница».
Это результат того взаимного притяжения, того магнетизма, вследствии которых слова составляют семейства, свои союзы, так называемые «интонационные группы». Нет, это не итог инноваций, наших нововведений, эти свойства были внедрены в сами слова с момента их становления. Это физиология слов, качество, когда слова тянутся друг к другу – оболочками, просто телами. Бороться с этим явлением нежелательно. В его основе – магнито – интонируемые тяготения самих слов. В прежней версификации это сказывалось в подборе так называемых “естественных рифм”, когда слова ненавязчиво приходили сами собою.
На интонационные союзы обратил внимание Гаспаров в одной из своих статей. Уже тогда теория подмечала такие явления.
Рассмотрим интонацию в положении звуковысотной категории.
Звуковысотное соотношение определяется прежде всего акустическим положением гласной, как опорного тона интонации.
Все гласные фонемы, согласно их звуко – акустической природе произношения, располагаются в следующем порядке:
Схема представлена от самого высокого частотного тона к самому низкому.
Как видим, всего десять опорных тонов речи – гласных фонем русского языка, вступающих в звуковысотные соотношения.
Частота этих звуков не является фиксированной величиной, и может колебаться в определенных границах. Главное – дистанция между тонами, а не их природная, натуральная частота звучания.
В музыке такая дистанция, как известно, именуется интервалом.
Она имеет фиксированную величину и постоянные наименования:
Прима,
Секунда,
Терция,
Кварта
Квинта
Секста
Септима
Октава
Нона
Децима
И так далее, в промежутке двух октав.
В нашей теории стихосложения, пока еще новаторской, эти наименования интервалов – дистанций пока не получили признания и не носят постоянных названий. На раннем этапе возможно, по взаимной договоренности, пользоваться теми же названиями, которые существуют
в музыке, в пределах ее десятибальной системы.
Те же примы, секунды, терции, кварты, квинты и другие.
Музыкальные интервалы, однако же заключают в себе такие понятия как консонантность и диссонантность, противопоставления благозвучия.
В стихотворной теории акустической речи эти градации благозвучия определяются только особенностями согласной фонемы или сочетаний фонем.
Это относится прежде всего к так называемым рифмам. Что такое рифма?
Это такое созвучие, такое сочетание слов, где эти особенности благозвучия проявляются предельно, особенно ярко и сильно. То есть рифма – это хорошо проинтонированное сочетание слогов, затрагивающее контуры слов. В таком виде интонации хорошо видятся и хорошо слышатся. Воспринимаются, одним словом.
Интервально – дистанционная категория интонаций сочетается с горизонтальными последовательностями – ходами синтагматической породы.
В купели!
В капелле
В компактном
комплексе
капель
В компании
платьев,
В комплекте:
В кантате
анкете
тел
В последовательности первых 2 слов присутствуют 3 интонации:
ку – ка, пе – пе, ли – ле
Их дальнейшую цепочку возможно отобразить следующим образом, начиная с самого начала.
Смотрим слова:
в купели!
в капелле!
1) ку – 2) пе – 3) ли
4) ка – 5) пе – 6) лле
Затем эти интонации взаимодействуют таким образом:
В этом случае, как видим, интонации сливаются воедино.
Первая часть этого предложения, составленная из 5 слов, имеет довольно однородную структуру. К перечисленным интонациям присоединяется
4) ном в слове « компактном »
В дальнейшем оно создает свою цепочку:
1) Ком 2) пакт 3) ном 4) ком 5) плек 6) се 7) ка 8) пель
9) В ком 10) па 11) нии 12) пла 13) тьев
Здесь интонируется следующий ряд: 1) ком … 3) ном – 4) ком
Интонации консонирующие, благодаря однотипному о
Также еще: 2) пакт 7) ка 9) па 11) пла Это все интонации благозвучные,
консонирующие.
Затем: 5) плек … 8) пель … 10) па 12) пла. Интонации консонирующие.
Следует отметить диссонанс 3) ном … 11) нии
Исходя из диалектической природы русского языка, постигаем диалектическую природу самих интонаций. Итак, интонации являются сложной категорией, сочетанием 2 разнонаправленных векторов: в плане горизонтальных – интонационных тяготений между собой, и в плане – интервально – дистанционных сочетаний. Слияние этих векторов образует интонацию, согласно общей диалектичности русского языка.
Множественность, богатство интонаций дает ощущение интонационности – пространства, насыщенного интонациями.
Интонационность – процессуальна, то есть это процесс, который разворачивается в определенном времени и пространстве.
Например, в таком тексте:
Прелестница,
с лицом
известным,
с лицом –
призывом:
Очаровательным
и
красивым,
Негой
игривой:
В разливе
Так
Ручья
очарование
Вьется,
льется
С упоительной
гривой, –
Умопомрачительной
и
Красивой, –
во
всю
Свою
силу,
Льется,
смеется
В стремлении
Милом, –
мелькает
В игривом –
таким вот
мотивом!
В собственной
силе –
это
Лицо,
винцо
Коллекционное
целиком,
и оно
Никогда
никому
из
Мужчин
Не
бывает
Постылым, –
Кстати,
как
и
Не бывает
оно
стыдливым …
В стихостроении интонации либо взаимодействуют сразу, с близкого расстояния, или же издалека, с некоторого расстояния. В некоторых случаях интонации могут начинать и заключать целый период.
Интонационность включает в себя элементы аннаграмического письма, аллитерации, тавтологии (повторы) слогов и опирается на звукомелодику. Все они утверждают гармоничность творения и дисциплину стихотворной ткани.
Помните: произведение искусства – это всегда сбалансированный, гармонизированный, дисциплинированный продукт.
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Обучение выразительному чтению: темп, ритм, интонация
Выразительное чтение (ВЧ) – один из эффективных методов раскрытия художественных достоинств текста. Оно развивает ум, вкус, чувство и воображение школьника, базируется на единстве эмоционального и логического начал. При чтении возникает эмоциональное переживание, которое углубляется при логическом осмыслении, постижении авторского замысла.
Словесное действие
Главная задача устной речи заключается в том, чтобы оказывать на слушающих определённое воздействие, убеждать в чём-то, заставить думать и чувствовать так, как этого хочет говорящий.
«Полное продуктивное целесообразное действие – самое главное в творчестве, стало быть, в речи! Говорить – значит действовать!» – писал К. С. Станиславский. Это очень важная мысль для эстетического воспитания.
Итак, первая задача читающего: поставить действенную исполнительную задачу, определив сквозное действие стихотворения или фрагмента текста.
Какие могут быть сквозные словесные действия?
- воздействовать на воображение слушателей (Ф. Тютчев «Люблю грозу…» – хочу нарисовать картину майской грозы не страшной, а радостной);
- воздействовать на чувства (хочу выразить чувство восхищения мужеством Остапа во время казни);
- воздействовать на сознание слушателей (хочу, чтобы поняли главную мысль текста или фрагмента (хочу показать, что Герасим из «Муму» возвращается домой не крепостным, во всём послушным рабом, а свободным человеком; недаром Тургенев сравнивает его походку со львом).
Ассоциации
Для реализации целенаправленного словесного действия решающее значение имеют яркие видения и ассоциации.
Увидеть за словами автора живой образ или картину непросто для ученика, учить этому – задача учителя. (Представьте узника в темнице; тучи «цепью жемчужною» мчащиеся по небу; гром, «как бы резвяся и играя , грохочет в небе голубом» и т. д.).
Задание к стихотворению А.С. Пушкина «Унылая пора»
- После выразительного чтения учителем можно дать задание ученикам: письменно ответьте на вопрос «Какую осень любит А.С. Пушкин?» (Как правило, все пишут о красоте ранней осени).
- Перед повторным чтением задать вопрос: “Какие картины осени вы представляете, видите внутренним зрением?” Эти зрительные образы будут тем конкретней, чем ярче рисует их в своём воображении читающий.
- После второго чтения стихотворения ученики ещё раз обращаются к заданному вопросу, редактируют написанное.
Этапы действенного анализа стихотворения или фрагмента текста
- Всестороннее ознакомление с содержанием текста, постижение авторского замысла:
– выразительное чтение учителем текста (никаких заданий перед первым чтением!);
– самостоятельное чтение учащихся, определение отдельных событий и частей текста (заглавие или цитатный план);
– создание цепи вИдений и ассоциаций, связанных с эстетическим восприятием содержания текста (работа с ключевыми понятиями, вопросы по анализу текста, работа с образными средствами языка);
– выяснение основной мысли, идеи произведения. - Формулирование главной цели чтения, сквозного действия для всего текста.
- Исполнительская задача для каждой части текста.
– Анализ текста, итог анализа: главная мысль – А.С. Пушкин любит и раннюю осень, пору прощальной красы, когда «в багрец и золото одетые леса», и позднюю осень, когда блеснёт «редкий солнца луч», когда в природе чувствуются «отдалённые седой зимы угрозы». (Можно записать этот текст как образец с частичным цитированием, которое используется при литературоведческом анализе произведений).
– Главная цель чтения, сквозное действие – передать любовь автора и к ранней, и к поздней осени.
– Исполнительская задача для каждой части: первая часть – восхищение ранней осенью, вторая часть – лёгкая грусть.
– Интонация (разметить).
Работа над интонацией
Надо учить читать сдержанно и просто.
Интонация в выразительном чтении – это одна из сторон речи, способствующая активному, действенному общению читающего со слушателями. Именно интонация способствует наиболее точной и ясной передаче авторской мысли.
Компоненты интонации:
- логическое ударение;
- мелодика речи, повышение и понижение голоса;
- пауза – короткая, длинная (/, //);
- темп – спокойный, замедленный, ускоренный(«Чуден Днепр …» – интонация замедленная, «Швед, русский колет, рубит, режет…» – интонация ускоренного чтения);
- тон – эмоциональная окраска речи.
«Пришла» – это неполное предложение можно произнести со многими оттенками: радостно, ласково, неуверенно, негодующе, заискивающе, удивлённо, тихо, громко, спокойно, быстро, медленно, с укоризной и т. д.
Задание: попросите ребят произнести это предложение с разной интонацией, чтобы они почувствовали богатство русской речи, в которой
интонация играет очень важную роль.
Упражнения:
1. Интонация конца предложения (.) – голос вниз; интонация вопросительного предложения (?) – голос вверх; интонация восклицательного предложения (!) – голос вверх.
2. Однородные члены предложения: на каждый член предложения падает логическое ударение, после каждого члена предложения – пауза. (Проказница Мартышка,/Осёл,/ Козёл/ да косолапый Мишка / затеяли сыграть квартет.)
3. Интонация выделения – / пауза, голос вверх, пауза /. (Море, / лениво вздыхающее
у берега, / уснуло и неподвижно вдали.) Используется при обособлении.
4. Интонация противопоставления. Первая часть предложения – голос вверх, долгая пауза, к концу второй части голос понижается. (Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.) Противопоставление двух частей достигается логическим ударением на антонимах. (Любишь кататься – люби и саночки возить.)
5. Вводные слова и предложения – ускоренное чтение всего предложения.
6. Обращение: 1) в начале предложения: логическое ударение и пауза (Друзья мои,/ прекрасен наш союз!); 2) в середине предложения – логическое ударение, пауза после обращения (Не шуми ты, рожь, / спелым колосом.); 3) в конце предложения – пауза перед обращением, логическое ударение (Чего тебе надобно, / старче?).
7. Интонация пояснения используется там, где есть знак «двоеточие»: в сложном бессоюзном предложении к концу первого предложения голос понижается, долгая пауза.
Интонацию можно графически изобразить на пунктуационных схемах. Например, интонационная схема при обращении; О, /….
Прежде чем изучать знаки препинания в предложениях, надо научить учащихся правильной интонации.
Речевые звенья, логическая пауза
Наша речь всегда разделена остановками (паузами) на группы слов, связанных между собой по мысли – это речевые звенья, а паузы между ними – это логические паузы.
Речевые звенья, как правило, определяют знаки препинания, но не всегда.
- Логические паузы отделяют группу подлежащего от сказуемого. (Кислая и очень полезная ягода клюква / растёт на болотах.)
- Логическая пауза – перед соединительными союзами и , или, да ( и) – даже если нет запятой. (Кислая / и очень полезная ягода клюква.)
- После точки – всегда длительная пауза.
- Логические паузы – при обратном порядке слов, инверсии. (Приятна мне / твоя прощальная краса. //)
Неправильно сделанная логическая пауза искажает смысл прочитанного и разрушает эстетическое впечатление. (Дети начальной школы могут так прочитать: «.. .Пришла, / рассыпалась, клоками /, повисла на суках дубов».) Логическая пауза вносит порядок в
речь читающего, приучает его владеть собой и, не торопясь, переходить от одного речевого звена к другому.
Логическое ударение
Темп и ритм
Темп и ритм – это скорость чтения. Они могут быть ускоренными и замедленными.
Это зависит от идейного замысла. («Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, крики, скрежет…» – динамика действия передаётся ускоренным чтением.
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь поля и горы полные воды свои…» – величественная красота природы передаётся замедленным чтением.) Темп рождается в результате правильной эстетической оценки текста. Темп и ритм связаны между собой и определяют музыкальность стиха.
Задание-практикум для учащихся
Изобразить графически интонацию и объяснить свой выбор:
Воля / и труд человека / дивные дива творят.
Истинное воспитание / состоит не столько в правилах, / сколько в упражнениях.
Глупость / и гордыня / растут на одном дереве.
Я выглянул в окно: // кругом был мрак / и вихорь.
Утомлённый ходьбой по болоту, / я присел на пень.