0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая основная мысль в стихе пушкина

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)

Ниже приводится школьное сочинение «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.

1. История создания (год, биография, прототип).

3. Лирический герой, его чувства.

4. Композиция. Движение мысли, сюжета, деление на части.

5. Ключевые образы (предметный мир).

6. Художественные средства; размер.

7. Идея (основная мысль).

Стихотворение А. С. Пушкина «К***», более известное по первой строке – «Я помню чудное мгновенье», было написано в 1825 г. Считается, что оно посвящено Анне Керн – супруге коменданта Рижской крепости героя Отечественной войны 1812 года Ермолая Керна. С Анной Керн поэт познакомился в 1819 г. В Санкт-Петербурге, а в следующий раз встретил её в 1825 г., когда она гостила у своей тетки – соседки А. С. Пушкина. Эта встреча произвела на него сильное впечатление и вдохновила его на написание ставшего легендарным стихотворения.

Главной темой стихотворения стала неразделенная любовь, которая угасла несколько лет назад после расставания, но вспыхнула с новой силой.

Стихотворение, написанное в жанре любовного послания, раскрывает, как изменялась жизнь лирического героя в моменты появления его музы и в годы разлуки с ней. После первой герой очарован и влюблен, в годы разлуки чувства угасали, но новая встреча возрождает прежние эмоции, вдохновляет, наполняет жизнь смыслом и надеждой.

С точки зрения композиции стихотворение можно условно разделить на 3 части: в первой герой с тоской и нежностью вспоминает о первой встрече с возлюбленной, во второй описываются многолетние страдания героя из-за разлуки, в третьей героя возвращает к жизни и дает надежду новая встреча.

В стихотворении два ключевых образа: лирический герой и его возлюбленная. Предметный мир уходит на задний план, а внимание читателя поэт привлекает к чувствам лирического героя. Поэт намекает на некоторые обстоятельства, сопутствующие переживаниям героя: любовь появляется среди «шумной суеты», чувства угасают и пробуждаются «в глуши, во мраке заточенья».

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Для создания ярких образов поэт использует метафоры – «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты», эпитеты – «небесные черты», «безнадежная грусть», «чудное мгновенье», сравнения – «как мимолетное виденье, как гений чистой красоты».

Мне кажется, что основная идея стихотворения в том, что поэт хочет признаться в любви, искренне поделиться своими чувствами, переживаниями, своей радостью от того, что появившаяся надежда вновь вернула смысл его жизни.

Александр Сергеевич Пушкин
К*** («Я помню чудное мгновенье. »)

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Анализ стихотворения «Поэт» Пушкина

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 95.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 95.

Тема взаимоотношений поэта и окружающего мира всегда была важна для Пушкина, поскольку поэзия была его жизнью. Краткий анализ “Поэт” по плану расскажет ученикам 8 класса о ещё одном важном произведении, в котором поэт рассматривает тему поэта и поэзии. С его помощью на уроке литературы можно показать трансформацию взглядов Александра Сергеевича, переосмысление им многих своих взглядов.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт.

История создания – написанное в 1827 году, произведение было незамедлительно напечатано – в том же году его опубликовал журнал “Московский вестник”.

Тема стихотворения – роль поэта в общественной жизни.

Композиция – двухчастная: первая часть рассказывает о жизни поэта без вдохновения и творчества, а во второй он уже пробуждается благодаря звукам благословенной лиры.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Эпитеты“священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.

Метафоры“не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенётся”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.

Сравнение“как пробудившийся орел”.

История создания

Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве, где светская жизнь мешала ему сосредоточиться на творчестве. И лишь во второй половине года, когда он уединился в своём имении в Михайловском, к нему пришло вдохновение. Именно эти два события он символически запечатлел в стихотворении “Поэт”, которое прямо из Михайловского отослал в “Московский вестник”, где в том же году произведение напечатали.

Очевидно, что Александр Сергеевич не только стремился избавить поэзию от старых форм – содержание он ей тоже собирался придать новое. В поисках ответа на вопрос о том, в чём состоит суть поэтического дара, он провёл свою жизнь. И данное стихотворение является одним из моментов, когда он переосмысливает собственное предназначение и предназначение поэзии в целом.

Стихотворение посвящено “вечной” теме миссии поэта в обществе, но на этот раз она рассматривается с неожиданной стороны. Пушкин высказывает мысль о том, что поэтический дар – это и есть душа творческого человека. Без его зова, в вечной суете дней он не просто становится обычным человеком, по сути он превращается в пустой сосуд.

Композиция

Стих разделён на две части, то есть имеет двухчастную композицию. В первой Александр Сергеевич рисует образ поэта, который так занят светской суетой, что не выполняет своё основное предназначение – не пишет стихи. Скорее всего, это поэтическое обобщение того времени, которое он провёл в Москве.

Он говорит о том, что без вдохновения поэта ждёт тусклое существование, наполненное пустыми развлечениями, которые только выжигают его душу и не приносят пользу сердцу. Первая часть окрашена явно негативно.

Но во второй ситуация кардинально меняется, ведь поэт слышит божественный зов – он освобождается от правил светского общества и снова может парить, поддерживаемый вдохновением. Таким образом, Пушкин делает вывод, что без творчества, без возможности писать творческий человек ничтожен. Оно же, напротив, даёт ему крылья, освобождает. То есть именно творчество – не просто смысл жизни, но, можно сказать, самая суть поэта. Его предназначение – это сочинение стихотворений.
Для этого произведения Пушкин использовал свой любимый стихотворный размер – четырёхстопный ямб. При этом рифма в нём используется разная, как парная, так и кольцевая. При этом нельзя не заметить, что там, где использована кольцевая рифмовка, автор говорит о творчестве, а для части, касающейся взаимоотношений с обществом, он использует перекрёстные рифмы.

Это лирическое стихотворение (отражены мысли и чувства лирического героя).

Средства выразительности

В этом стихотворении поэт использовал для воплощения своей идеи самые разные тропы. Это такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова “.
  • Метафоры – “не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенется”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.
  • Сравнение – “как пробудившийся орёл”.
Читать еще:  Стихи про подругу которая предала

С их помощью Пушкин создаёт яркое противопоставление двух душевных состояний поэта, придает первой части негативную, а второй – светлую и яркую эмоциональную окраску.

Полный анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин)

Делая полный анализ стихотворения «Поэт», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, стоит вспомнить о том, что написал его автор в свой достаточно спокойный период жизни. Команда Литеровед.ру расскажет о истории написания данного произведения, а так же поможет полностью проанализировать данный текст.

  1. История создания
  2. Жанр, размер произведения
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы и проблемы произведения
  6. Средства выразительности
  7. Основная мысль произведения

История создания

Стихотворение «Поэт» было написано Александром Сергеевичем в 1827 году. Первое полугодие, из которого он жил в Москве, где полностью окунулся в светскую жизнь. Постоянные приглашения на мероприятия отвлекали Александра Сергеевича от работы, что негативно сказывалось на его творчестве. Он не мог сконцентрироваться, и собраться с мыслями. Второе же полугодие автор проводит в Михайловском, где не так давно отбывал ссылку. Находясь именно там, автор публикует данное произведение.

Жанр, размер произведения

Поскольку в то время на пике популярности был романтизм, то и Александр Сергеевич не стал исключением данного направления. Автору было очень близко это направление литературы, поэтому немалое количество произведений были написаны именно в этом русле.

Безусловно, это лирика, где все действие происходит вокруг лирического героя. Его чувствам и мыслям так же отводится большое внимание. Это стихотворение можно так же назвать философским, поскольку поэтом были подняты размышления на весьма глобальные темы. Не обошла стороной тема поэта в обществе, отношение общества к творческой личности.

Размер произведения – это любимый размер поэта – пятистопный ямб. Используется перекрестная рифмовка, но во второй строфе встречается кольцевая.

Композиция

Композиционно данное стихотворение можно разделить на две смысловые части.

Первая часть описывает жизнь обычного человека, который живет повседневностью. Он не творит, и мысли его не летают далеко в облаках в поисках новой музы.

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

Во второй же части перед нами предстает творец, который полностью растворяется в творчестве. Ему чужды человеческие проблемы, а миссия, которая стоит перед ним, очень высока. Творчество – это вся жизнь поэта, поэтому окунаясь в него, он перестает видеть все вокруг. Он полностью растворен в своих мыслях и написании шедевра.

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы;

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы…

Образы и символы

Конечно же все события происходят вокруг главного лирического героя. В его образе легко увидеть самого автора строк. Пушкин очень хорошо показывает то, что в обычной «мирской» жизни наш поэт ничем не выделяется среди толпы. Он такой же обычный человек, как и все вокруг. Ничего примечательного в нем нет.

Но это все только лишь на первый взгляд. Как только к нему приходит вдохновение и он начинает творить, то он превращается совершенно в другого человека. Ему становится безразличны все окружающие его проблемы, ему не интересно общество – он начинает его попросту избегать и сторониться.

Вторым образом показана природа – колыбель для творца. Уединившись от человеческой толпы, автор полностью растворяется в природе и занимается написанием шедевра. Природа действует на него умиротворяюще, успокаивает его самого и его мысли. Окунувшись с головой в природу – автор вдохновляется.

Темы и проблемы произведения

Главной темой произведения является поэт и его поэзия. Автор пытается донести до нас, насколько ценно в минуты вдохновения для творца уединение. Ему мешает общество, оно отвлекает его и не дает возможности сосредоточиться. То ли дело природа. В ней автор черпает вдохновение, успокаивается и готов творить.

Так же поднимается проблема непонимания, с которой сталкивался неоднократно каждый поэт. Не всегда творчество сразу же принимается толпой. Иногда приходится сталкиваться с негативом, непринятием произведения. Поэтому в минуты вдохновения автор старается уединиться и побыть наедине с собой.

Тема природы больше выступает в роли музы в данном произведении. Именно из неё автор черпает свое вдохновение и идеи.

Средства выразительности

В этом стихотворении Александр Сергеевич прибегает к помощи метафор, эпитетов и сравнений. С помощью них, произведение становится ярче и намного лучше доносит до нас мысли автора.

Основная мысль произведения

Одной из мыслей данного стихотворения, можно назвать роль природы в жизни творческой личности. Насколько общество может играть негативную роль на творчество. Находясь в нем, можно столкнуться с критикой, непониманием, что негативно влияет на творческую личность. Пропадает желание творить, появляется депрессивное состояние, выйти из которого не всегда легко. Находясь в толпе, творец практически ничем не выделяется из неё. Но это все происходит до той поры, пока к нему не приходит вдохновение. Это две абсолютно разные личности.

Когда поэта посещает муза, ему становится чуждо все то, что так увлекает толпу. Ему становятся не интересными проблемы окружающих, да и свои его начинают волновать не так уж и сильно. Он полностью растворяется в творчестве, в которое уходит с головой. Но для того, чтобы он смог творить и полностью отвлечься от суеты – ему необходимо полное уединение. Вот тут и приходит на помощь природа, которая всегда сможет помочь найти гармонию с самим собой.

Здесь показывается влияние природы на поэта. Её влияние всегда благотворно сказывается на написании произведений, поскольку природа всегда успокаивает, помогает сосредоточиться на творчестве и мыслях. Она вдохновляет на новые и новые свершения, за которые каждой творческой личности приходится платить одиночеством.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Анализ стихотворений Пушкина

Список стихотворений:

Отзывы: 0

Анализ стихотворений Пушкина: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты
Читать еще:  Я не тот кто тебе нужен стихи

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Какая основная мысль в стихе пушкина

Время написания

Стихотворение написано в 1825 году в период михайловской ссылки. К соседям Пушкина, в село Тригорское, приехала родственница хозяйки, Анна Петровна Керн, с которой Пушкин познакомился ещё в Петербурге в 1819 году. Между поэтом и этой женщиной возникли романтические отношения. Поэт преподнёс Керн это стихотворение перед разлукой.

Тема

Тема стихотворения – глубокое чувство восхищения и любви, которое вызвала в поэте женщина. Описываются две встречи лирического героя с возлюбленной и разлука между этими встречами.

Главная мысль (идея)

Образ возлюбленной в этом стихотворении предстаёт как высшая сила, которая пробуждает в человеке «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь».

Любовь поэта придаёт идеальные черты его возлюбленной, рисуя «неземной» её облик:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

Годы, проведённые лирическим героем вдали от любимой, описаны как время, лишённое смысла и жизненной энергии:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

Можно сказать, что это стихотворение Пушкина – гимн женщине, любви, её преображающей и животворящей силе.

Поэтика

Жанр – любовное послание. И в этом стихотворении Пушкин использует свой излюбленный метр: четырёх- и пятистопный ямб с перекрёстной системой рифмовки и чередованием женских и мужских рифм.

В стихотворении три части, которые находятся в драматическом единстве: появление возлюбленной в жизни лирического героя, которое он называет «чудным мгновеньем». Затем её исчезновение и наступающая за этим пустота в душе и мире поэта. В третьей части – новое появление возлюбленной, которое является ещё большим чудом, потому что душа героя уже утратила надежду на возвращение божества и вдохновенья в его жизнь.

Образ возлюбленной создаётся с помощью ярких метафор, сравнений, эпитетов: мимолётное виденье, гений чистой красоты, голос нежный, милые черты.

Контрастно по отношению к этому образу рисуется жизнь поэта без любви:

…В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои…

Глухота, мрак, несвобода, тишина, отсутствие энергии и силы жизни (дни тянутся) – так ощущает поэт жизнь, лишённую любви. Пушкин подчёркивает пустоту, употребляя анафору, пять раз в двух строчках повторяя «без», усилив это ощущение потери:

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

В последней строфе снова возникают «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь» – этот повтор очень важен: происходит обретение смысла и радости жизни. И мы совместно с лирическим героем чувствуем радость и тожественность возвращения в его душу животворящих сил.

Краткий анализ стихотворения Пушкина «К морю» по плану

1. История создания

Стихотворение «К морю» было написано в последний год пребывания Пушкина в южной ссылке — в 1824 году. Поэт начал его перед отправлением из Одессы в имение Михайловское и завершил уже по прибытии в родовое поместье.

Образ «свободной стихии», оставшейся в воспоминании, окутан очарованием ностальгии.

Пейзажи северной природы, как бы дороги они ни были Пушкину, не могут сравниться с живой и своенравной игрой морских валов. В ссылке море долго было для поэта главным и единственным другом, а теперь он навеки разлучён и с ним.

2. Литературное направление

Время написания элегии относится к периоду перехода Пушкина от романтизма к реализму.

В 1824 году умирает кумир пушкинской юности, великий английский романтик Дж. Г. Байрон. В стихотворении «К морю» поэт упоминает об этом.

Вместе с уходом лучшего из романтиков завершается эпоха романтизма. Чувствуя это, Пушкин прощается с прежней манерой письма и обретает новые образы, мотивы, поэтические интонации.

От романтизма стихотворению «достаётся» жанровое обозначение – элегия, общий лирический настрой, тема дружбы, любви и одиночества и разлуки, эмоциональная полярность, переживание, доведённое до предела.

От реализма Пушкин заимствует привязанность к современным, действительно происходящим событиям (смерть Байрона, изгнание и смерть Наполеона), ретроспективность, тяготение к конкретным, чётко прорисованным метафорам.

3. Род

Стихотворение является образцом лирики.

Элегия «К морю» может и должна восприниматься не только как пейзажная, но и как философская лирика.

4. Жанр

Жанр стихотворения – элегия.

Поэт прощается с морем, вспоминая события личной жизни и общественной истории, связанные с ним. Предстоит расстаться с прекрасной и торжественной морской стихией, и Пушкин сожалеет об этом.

Читать еще:  Когда я стану дряхлою старушкой стих

Сильные и мятежные впечатления, которые море оставило в его душе, будут долго питать его живыми воспоминаниями.

5. Проблематика

В стихотворении затронута проблема свободы. Ничто на свете не может быть таким же вольным, как море.

Наполеон и Байрон, которые были кумирами свободолюбивой молодёжи пушкинской эпохи, ушли из жизни. Самому поэту предстоит вернуться в Россию, но опять без права свободного перемещения:

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощаясь со свободной стихией, Пушкин понимает, что лишает себя мощного источника силы и вдохновения, как будто отрывает сердце от любимого друга.

6. Тематика

Тема вольности, раскрытая Пушкиным через образ моря, звучит в унисон с темами любви и дружбы, темой одиночества среди людей, темой пограничья и поиска новых жизненных ориентиров.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что расставание с дорогими сердцу местами всегда тяжело. Особенно трудно покидать края, в которых ты был счастлив.

Кажется, что «мир опустел» и впереди не ждёт ничего утешительного. Этот разрыв во сто крат тяжелее, если ты уезжаешь не по своей воле.

Образ свободы, явленный Пушкину морем, навсегда остался для поэта прекрасной и недостижимой мечтой.

8. Пафос

Стихотворение написано с пафосом расставания и сожаления. Чувствуется, с каким трудом покидает поэт морские берега.

Навсегда уходят в прошлое очарования юности, меняется историческая эпоха, но волнующие образы пережитого останутся в душе навсегда.

9. Система образов

Стихотворение организуют образы морской стихии (волны, буря, валы, гребни, пена, брызги, корабли, остров, грот).

Звуковые образы создают эффект живого диалога между морем и лирическим героем. Море звучит, как «зов» и «ропот друга», оно то жалуется, то доверяет поэту свои тайны и призывает свидеться в последний раз.

Безграничный простор открывает Пушкину не только новые горизонты творчества, но и мистический шум времени – «бездны глас». Море – чистая стихия, полная первородных таинственных смыслов.

Поэту будет нелегко жить вдали от неё, а свобода так и останется только мечтой, хрустальным воспоминанием.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – море и поэт. Они, как верные друзья, прощаются перед вечной разлукой.

Их многое объединяет: вольные, мятежные, сильные и гениальные, оба они – дети божьи, им легко понять и поддержать друг друга.

Словно тени, проплывают над морем образы дорогих сердцу Пушкина людей:

  • его возлюбленной Елизаветы Воронцовой,
  • кумира поколения Наполеона
  • и великого поэта Байрона.

Эти три величественные, сроднившиеся с образом моря воспоминания остаются для поэта в прошлом и наполняют его душу печалью.

11. Лирический герой

Лирический герой элегии не отделён от окружающего пейзажа. Он, напротив, тесно связан с морем узами кровного и духовного родства.

Как и море, его душа полна противоречивых чувств, желаний, озарений, страстей. Как море, велик его поэтический дар, способный на грандиозные чудеса. Как море, поэт никому не подвластен.

Сын, брат, друг, супруг «свободной стихии», лирический герой оставляет всё, покидая любимые места. Образы моря навсегда останутся частью его души.

12. Сюжет

Сюжет состоит из четырёх частей:

  1. обращения к морю,
  2. описанию чувств и событий, связанных с ним,
  3. описания фигур Наполеона и Байрона, сроднившихся для Пушкина с морской стихией,
  4. уверения в вечной верности морю и его красоте.

13. Композиция

Линейная композиция стихотворения последовательно описывает этапы расставания с морем.

Первые две строфы содержат обращение к морю.

Следующие 6 строф повествуют о счастье общения с морской стихией и заветной страсти, испытанной на его берегах.

Затем, в 5-ти строфах пересказаны финальные аккорды жизни Наполеона, упомянута кончина Байрона. Этими событиями подведён итог целой эпохи.

Наконец, последние 2 строфы посвящены прощанию и уверению в том, что море останется для поэта незабвенным.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Ритм напоминает мерное колебание волн.

Женские и мужские рифмы чередуются.

Перекрёстная рифмовка АБАБ встречается в четверостишиях.

Также в стихотворении есть 4 пятистишия, где схема рифм выглядит так: АББАБ.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения работает на расширение стихотворного пространства. Ассонансы с «о», «а», «э» распахивают горизонт, аллитерации с шипящими и звонкими согласными передают шум волн, блеск и торжество могучих вод.

Синтаксис элегии богат на обращения, риторические вопросы, ряды однородных членов. Его украшают инверсии, передающие задушевность авторской интонации, восторженные восклицательные предложения, напоминающие признания в любви и уверения в дружбе.

Лексика высокого стиля используется фрагментарно. Основная часть словарного состава представлена общелитературными выражениями, благодаря чему стихотворение легко воспринимается и сейчас.

16. Средства художественной выразительности

Стихотворение насыщено точными эпитетами: «смиренный парус», «своенравные порывы», «торжественной красы».

Метафоры поэтически углубляют прямой смысл выражений: «властитель дум» (о Байроне), «свободная стихия» (о море), «скала, гробница славы» (об острове св. Елены).

Главным средством выразительности предстаёт сравнение моря с близким другом, прямо озвученное во второй строфе. Поэт даже пишет о море в мужском роде (5 и 7 строфы)!

Вольный и счастливый товарищ лирического героя, море знает о нём нечто такое, чего не поймёт и не узнает никто. В его заветных глубинах есть какая-то вечная поэтическая тайна.

17. Значение произведения

Значение данного произведения в том, что оно подводит итог размышлениям Пушкина о свободе.

Отныне эта тема не будет звучать отдельно и полногласно. Она выльется в другое философское русло или станет некой константой (постоянной величиной) пушкинского творчества.

Полная и абсолютная свобода на земле не возможна, но море напоминает стихию творчества, и отныне поэт будет находить утешение в нём.

18. Актуальность

Мечта человечества о свободе не растворилась во времени, поэтому стихотворение Пушкина «К морю» продолжает быть актуальным.

Все мечтают о том, чтобы жизнь не ограничивалась внешними обстоятельствами, узкими заданными рамками, людьми, с которыми неприятно общаться.

Море символизирует абсолютную полноту душевной жизни, силу внутренних устремлений, тягу к совершенству.

Люди каждый год отправляются к морю не только для того, чтобы полежать на пляже, но и для того, чтобы наполниться древней силой моря, его энергией и мудростью. Эти свойства «свободной стихии» навсегда воспеты Пушкиным.

19. Моё отношение

Стихотворение Пушкина очаровывает меня. Полные гармонии строки великолепно передают величавую стать моря.

В элегии «К морю» чувствуется человеческая мудрость Пушкина, тонкое понимание природы, любовь поэта к жизни. На фоне моря он предстаёт таким живым и вдохновенным!

Сразу вспоминается картина, написанная Айвазовским и Репиным, где Пушкин стоит в окружении пенных валов. Стихотворение «Прощай, свободная стихия» — одно из моих любимых произведений поэта.

20. Чему учит

Эта элегия учит нас мудрому отношению ко всем явлениям жизни, помогает увидеть дивную красоту моря, величественность божественного замысла.

Человек должен быть внутренне свободным, тогда он сможет во всей полноте насладиться неизбывной прелестью природы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: