6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая рифма стоит внутри стиха

Шпаргалка рифмоплёта

Примечание. По вышеуказанной сноске дано полное содержание статьи с пояснениями. Ниже приводится лишь основное содержание.

Стихи и проза
Чем стихи отличаются от прозы? Только и исключительно своеобразной формой. У прозы, конечно, тоже есть какие-то формы, стили… Но стихи…
Чем определяется форма? В русском стихосложении – размером, ритмом (метром) и рифмой. И ещё – «узором». Дело в том, что автор может комбинировать элементы формы по-разному. И результаты того сто̀ят. Замечу, что самой «элементарной частицей» стихов является слог. Слоги складываются в стопу, стопы – в строку (стих), стихи складываются в строфы. А уже из строф получается стихотворение. Впрочем, бывает и так, что стихи состоят из одной строфы. Ниже я продемонстрирую, что законченное стихотворное произведение может быть построено не просто из двух строк, но даже и из двух слогов.
В стихах не должно быть ничего произвольного! И стиль, и слог, и рифма, и стопа – всё должно быть подчинено единому замыслу.
Можно ли допускать сбои ритма? Разумеется! И размеры можно нарушать. Но при одном условии – отступления от канона должны иметь достаточные основания.
Надобно учесть и следующее: ни единого лишнего слова в строке писать нельзя. Некоторые поэты, пытаясь выдержать ритм и размер, «нашпиговывают» стих словами типа «ведь», «лишь» и тому подобными «украшениями». Не говорю о том, что от этих слов следует отказаться полностью – нет! Они должны быть уместными!

2. Поговорим о рифме
Разумеется, рифма в стихах обязательной и не является. Писать можно и белым стихом. К примеру, «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина. Или «Песня о Соколе» Горького. Или моё подражание Горькому – « Песня о Змее». Но рифма является украшением. И потому пренебрегать ею не следует.
Понятное дело, можно сделать и «полосатые» стихи: наличие рифмы чередовать в строфе с её отсутствием. Я как-то прежде об этом и не задумывался. И потому у меня таких стихов нет. Пока нет.
Но нельзя писать стихи «в крапинку», не преследуя какие-либо цели. К примеру, вот так.

Да, я – поэт: кропаю строки,
Пишу не складно пусть, но ладно.
Чего потеть? Не на у роке:
Пусть будет так, как полу чилось.

Добротной следует полагать такую рифму, когда созвучным является не просто последний слог, а последний ударный. Отличная рифма – созвучие и последнего ударного слога, и следующих за ним.
Для удобства я выделяю рифмующиеся слоги зелёным фоном, а ударные гласные – красным цветом.
Примеры.
Бритый – принтер. Это – вполне приличная рифма. Не станем обращать внимания на звонкий «Б» и глухой «П». Здесь различие явственно не ощутимо. Лишний гласный «Н» так же является незаметным.
Инквизитор – депозитор. Это – отличная рифма. Замечу: отличная рифма – украшение стихотворения, но необходимостью она не является.
Атропос – антропос. Здесь практически полное совпадение.
Кот – скот. Рифма вполне удачная.
Скот – скотч. Здесь рифма слабая – звонкий звук «Ч» слышен явственно.
Свысока – виска. Рифма вроде и правильная, но согласный «с» во втором слове несколько её портит…
Как Вы уже заметили, последний ударный слог может оказаться последним в строке, но это – вовсе и не обязательно.
Есть ещё некоторые тонкости. Современные критики полагают, что глагольные рифмы не украшают произведение. То же самое касается и однокоренных слов, к примеру: « спорный» и бесспорный». И сие – очевидно. Но поэзия – это искусство! Если однокоренные слова слишком отличаются по смыслу, если глаголы образуют чёткую рифму и не перегружают стихи, то употребление таковых рифм я полагаю вполне допустимым. Но рифмы глагольные с неглагольными всеми признаются вполне приемлемыми.

Нам некуда деваться
От жизненных новаций…

Принято считать, что омонимические и омофонные рифмы стихи не портят. К примеру « спора» (выяснения отношения) и «спора» (микроскопический зачаток растения). Не добавляет красоты и случайный повтор какой-либо рифмы в произведении. К примеру, в одной строфе есть рифма «доска» – «тоска», а в другой – «песка» – «виска». Почему я говорю именно о нежелательности именно случайного вхождения повторной рифмы? Потому что, повторяю, стихосложение – это искусство. И художник может нарушить любые каноны, если тем самым он решает какую-то определённую задачу.
Да, разумеется, надобно обращать внимание не на то, как пишутся рифмующиеся слова, а на то, как они звучат. К примеру, «папараци» – «постараться». Эта рифма является даже более, чем чёткой… То есть, поэт, конечно, должен знать и синтаксис, и грамматику. Но без знания фонетики поэту не обойтись. Да… И ещё надобно обращать внимание на ударение. Мой совет: при малейшем сомнении следует обращаться к словарям и справочникам.
Иногда автор задаёт всем строкам строфы один и тот же размер. Здесь криминала нет. Но в таких случаях возникает искушение рифмовать строки по-разному. Если вот такая форма подчиняется какому-то закону, получается красиво, если системы нет – безобразно…

3. Следующая тема, наверное, размер
Строка состоит из слогов. Количество последних и определяет размер. Обыкновенно рифмующиеся строки совпадают по размеру. Но это – не обязательно. Рассмотрим вот такой пример.

Рыбак рыбака (5)
Опекает слегка… (6)
Подлец подлеца (5)
Не сдаёт до конца! (6)

Как видите, здесь первая строка рифмуется со второй, а третья с четвёртой. А вот размеры… Да, размеры несколько не того. Значит ли сие, что стихи неправильны? Отнюдь! Ведь имеется некоторый «узор». Именно он и важен. Впрочем, экспериментировать на самых первых порах я бы и не советовал. Новации будут хороши только тогда, когда автор уже «чувствует строку».
Вполне понятно, что строка не может быть без слога. А каков минимальный размер строки? Конечно, слог. Вот пример самой короткой «поэмы».

То есть, это – вполне законченное произведение–диалог.
Здесь ещё надобно заметить, что автор волен выбирать тот размер, который ему нравится. Помнить нужно лишь об одном – форма является украшением стихотворения.

4. Ритм (метр)
Вы, конечно, знаете, что под марш идти легче, а под вальс – танцевать. Но то – музыка. А мы говорим о стихах. Есть ли какая-то связь между стихами и музыкой? Разумеется, она есть. В музыке есть целые ноты и дробные. И именно соотношение долгих и кратких звуков и пауз задаёт ритм произведению. В стихах таких возможностей нет. Впрочем, они вовсе и не нужны. «На вооружении» у поэта имеются лишь ударный и безударный слоги. И комбинацией этих слогов задаётся ритм!
Наверное, нет необходимости подчёркивать, что сбой ритма украшением стихотворения не является. Настоящие стихи должны «петься».

5. Стопа
Мы уже знаем, что есть размер, метр и стих. Теперь выучим новое понятие – стопа. Стопа – это то, что определяет форму строки. А по сути – минимальная конфигурация ударных и безударных слогов (сильных и слабых мест). Рассмотрим хорей (ударение на нечётных слогах).

Кошка завтрак свой умяла
И сказала: «Мяу, мяу»…
А щенок вскочил стремглав
И ответил кошке: «Гав»!

Здесь стопа состоит из двух слогов. Третий и четвёртый слоги – это уже вторая стопа. А всего стоп в каждой строке – четыре. Но стопы вовсе и не обязаны быть «полными». То есть, две первые строки содержат «полные» стопы. И последний ударный слог оказывается предпоследним в строке. Такая рифма называется женской. А вот в третьей и четвёртой строках стопы вроде как «урезаны». И рифмующиеся слоги завершают стихи. Такие рифмы называются мужскими. Что лучше? Человеку, задающему такой вопрос, стихов лучше не писать. Чем меньше ограничений, тем больше возможностей…
Да… кроме мужской и женской рифма может быть ещё и дактилической (последний ударный слог – третий от конца) и даже гипердактилической (последний ударный слог – четвёртый от конца). Но знание мудрёных слов таланта не добавляет. То есть, можно, конечно, выучить кучу мудрёных слов от ямба до амфибрахия, но это знание вовсе и не является необходимым для написания хороших стихов. Признаться, мне никак не удаётся запомнить, какое понятие скрывается за тем или иным именем… И потому – не расстраивайтесь!
Чуть не забыл! Редко, но применяются и четырёхсложные стопы. То есть, стопа состоит из четырёх слогов. А на каком слоге делать ударения, решает автор.

Гляди, летают в небе птички –
Кому не хочется летать?
Полёт – он образ поэтичный
Всегда зовёт в полёт мечта…

Вот такие стопы иной раз и заставляют прибегать к гипердактилическим рифмам. На первый взгляд, они кажутся очень сложными. Но это – только кажется…

6. Строфа
О строфе много говорит, наверное, и не следует. Строфа может состоять из двух и более строк. Единственным требованием является обязательное подобие строф. Впрочем, возможны и комбинации из двух и более строф, но для этого надобно уже иметь достаточный опыт. Примером может служить любая песня с припевом. В частности, у меня.
Если в первой строфе принято рифмовать строки по принципу чётности, то изменять это положение в иной строфе, «потому что так получилось», не следует. И размеры строк произвольно варьировать в строфах нельзя. Ну, и, разумеется, ритм…
Все отклонения от формы привлекают внимание читателя. Если эти отклонения не продиктованы необходимостью подчеркнуть смысл, то чтение становится неприятным…

7. Маленькие хитрости
Обыкновенно в критической и учебной литературе безударный слог обозначается знаком тире, а ударный – знаком косой черты (слэш). И получается наглядная схема. «Распишем» таким образом предпоследний пример.
/ — / — / — / —
/ — / — / — / —
/ — / — / — /
/ — / — / — /
Может быть, кто-то и пользуется для себя вот таким схематическим изображением для, так сказать, наглядной проверки строки «на вшивость». Мне это кажется очень неудобным. С одной стороны времени это занятие отнимает много, а с другой – кто же исключит ошибку при составлении схемы? Но ведь поэта интересует только результат…
И потому я использую в своей практике самый древний счётный инструмент. То есть, количество слогов посчитать с помощью пальцев вовсе и не сложно. Но при известном навыке можно получить и бо̀льшую отдачу. Я поступаю следующим образом: при произношении слога указательным пальцем правой руки касаюсь очередного пальца левой руки. И обязательно слежу за процессом глазами. То есть, при проверке ямба или хорея обращаю внимание на совпадение ударного слога с чётным или нечётным пальцем.
Если стопа трёхсложная (дактиль, анапест или амфибрахий), то процедура несколько усложняется. Но при определённом навыке проблем и не возникает. Самое главное – «считалочка» всегда с собой. А это – немаловажно. Кто-то может спросить, а что делать, если пальцы закончились? Можно продолжить счёт, вернувшись к «началу». Но я обыкновенно переношу счёт на правую руку. Мне так виднее. Если слогов более десятка, опять обращаюсь к левой руке.
Впрочем, если этот способ кому-то покажется не совсем удобным, возможно сделать более удобное наглядное пособие. Времени это займёт немного, а пользы принесёт немало.
Наверное, Вы заметили, что я ни слова не сказал о собственно языке, на коем Вы собираетесь писать стихи. Что ж, исправляюсь.
Разумеется, для того чтобы верно высказать мысль, надобно знать, понимать и чувствовать язык, коим Вы пользуетесь, знать, понимать и чувствовать логику этого языка, желательно знать, понимать и чувствовать логику.
Ну, да… Читатель может не заметить неверно написанное слово. Но этим злоупотреблять не следует. А вот неверно подобранное слово не заметить просто невозможно. И потому я настоятельно рекомендую Вам пользоваться словарями. Очевидно, основа основ – словарь толковый: использовать термины без осознания понятий, за ними стоящих, не следует. Словарь синонимов помогает подобрать слово, более всего отвечающее Вашим запросам. Ну, и… словарь рифм… Я «откопал» его в сети пару лет назад. И вовсе не считаю зазорным обращаться к нему. И Вам советую открывать его почаще… Желаете скачать? Зайдите на мой сайт.
А, установив, не забывайте переключать программу рифм в инверсионный порядок – в таком случае слова будут выстраиваться не в привычном порядке – по алфавиту с начала слова, а в обратном – с конца.
Нельзя не замолвить несколько слов и о пунктуации. Заходя в гости к постояльцам нашей Избы-читальни, я замечаю буквально поголовную экономию на знаках препинания. Обыкновенно в разговорной речи мы не можем не подчёркивать тоном собственное отношение к тому или иному предмету или действию. То же самое необходимо и в письменной речи. Для поэта самый выразительный знак – тире. Даже и не представляю себе, как можно без него обходиться! Но ведь обходятся же.
От поэта никто не требует придумывать новые слова. Но ведь поэтом создаётся новая фраза! И поэт должен передать читателю не только свои мысли (вербально), но и свои чувства (пунктуационно).
* * *
Разумеется, знания никогда лишними не бывают. Штудирование учебников вреда не принесло никому. Но – мне так кажется! – если некто захочет заняться стихотворчеством на более серьёзном уровне, нужда в книге даст себя знать. Я же предложил «шпаргалку» – то, без чего стихов и не написать…
* * *
[1] В русском стихосложении «приняты на вооружение» силлабо-тонические стихи. А вот Гомер, к примеру, писал гекзаметром. Правильно читать гекзаметр умеет далеко не каждый. И потому Илиаду и Одиссею я одолел с трудом…
[2] Есть и пятисложные стопы. Но я подчёркиваю особенно: поэт должен создавать такую стопу, с которой, во-первых, справится он сам. Ну, и читателю надобно создавать комфорт…
[3] Написано только что в качестве иллюстрации. Обращаю Ваше внимание вот на какой момент: в катрене в каждой строке имеется слово с корнем «лет». Обыкновенно сие не рекомендуется. Но здесь именно вот этим повтором я стараюсь подчеркнуть высказываемую мысль.
* * *
И в заключение — пожелание: не убивайте в себе ГЕНИЯ. Берите пример с меня.

Читать еще:  Кто поет песню стихи пушкина

Виды рифмовки в стихотворении

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 513.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 513.

Все мы знаем такие слова, как «рифма» и «рифмовка», но не всегда можем определить разницу между ними. А между тем это совершенно разные понятия. Рифма – это созвучие окончаний в словах, а рифмовка – порядок чередования рифм в стихе. В данной статье речь пойдет о рифмовке и видах рифмовки в стихотворении.

Виды рифм

Все рифмы можно разделить на несколько видов: по специфике ударения, по качеству и количеству совпадений слогов.

Если рассматривать рифмы по специфике ударения, то следует выделять:

  • мужскую рифму (такой вид, где ударение падает на последнюю гласную в словах); пример: пропал-умирал.
  • женскую рифму (такой вид, где ударение падает на предпоследнюю гласную в словах); пример: желанья – свиданья.
  • дактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 3 гласную с конца); пример: ухабинах – впадинах.
  • гипердактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 4 гласную с конца); пример: протягиваются – притрагиваются.

Выделяют также такой вид рифмовки, как холостая рифма, когда первая и третья строки не рифмуются, но при этом вторая строка рифмуется с четвертой строкой.

Выделяют три вида рифмовки:

  • смежная (парная) – рифмовка, при которой первая строчка рифмуется со второй, а третья – с четвертой. Схематически она выглядит так: аабб. Пример:

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, –
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!

    перекрестная (попеременная) рифмовка, при которой первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой. Схематически она выглядит так: абаб. Пример:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

  • кольцевая (опоясывающая) – рифмовка, при которой, первая строчка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей. Схематически она выглядит так: абба

Пример:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

Рис. 1. Схема перекрестной, смежной и кольцевых рифмовок

Выделяют также такой вид, как свободная рифмовка. Такой вид не имеет схематического рисунка, а представляет собой отсутствие закономерности в чередовании рифм.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам научиться различать такие понятия, как «рифма» и «рифмовка», разбираться в видах рифмовки. Здесь приведены существующие виды рифм, а также примеры и схемы их написания.

Как определить размер стихотворения: 3 простых способа

Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.

  • Text Link

Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.

«Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги».
А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.

«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747 год.

С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

Виды стихотворных размеров

В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.

Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.

По стопам размеры делятся на:

  • двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
  • трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).

От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.

Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».

Хорей

Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.

Дактиль

Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

Степью лазурною, цепью жемчужною. »
|—UU|—UU|—UU|—UU|

М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

Амфибрахий

Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

Анапест

Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

И.А. Бродский, 1962 г.

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.

Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня»

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

  • Ваня — хорей:
    «Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
    В
    аня-Ваня-Ваня-Ваня
  • Иван — ямб:
    «И буду век емуверна» (А.С. Пушкин)
    Ив
    ан-Иван-Иван-Иван
  • Ванечка — дактиль:
    «Ранними летними росами» (А.А. Блок)
    В
    анечка-Ванечка-Ванечка
  • Ванюша — амфибрахий:
    «Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
    Ван
    юша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
  • Иоанн — анапест:
    «Я тебепринесудва кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
    Ио
    анн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.

Читать еще:  Чем текст песни отличается от стиха

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:

Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.

Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Виды рифмовки в стихотворении

Рифма – это повторение более и менее похожих между собой сочетаний звуков, которые связывают окончания двух и более строк или же симметрично расположенных частей строк стихотворения. В классическом стихосложении основным признаком рифмы считается полное совпадение ударных гласных. Рифма отмечает окончание стиха звуковым повтором, а также подчеркивает междустрочную паузу, а значит, и ритм стихотворения. Рифма ощутимо помогает читателю прочувствовать интонационное членение речи и вынуждает соотнести по смыслу те стихи, которые она объединяет.

Другие интересные статьи:

Рифмы делятся по слоговому объему на:

  • женские – ударение направлено на предпоследний от конца слог;
  • мужские – ударение исключительно на последнем слоге;
  • дактилические – ударение падает на третий от конца слог;
  • гипердактилические – ударение на четвертом слоге от конца;
  • открытые – если рифма оканчивается гласным звуком;
  • закрытые – если она оканчивается согласным звуком.

Рифмы различаются по точности созвучий (характеру звучания):

  • богатые;
  • бедные;
  • приблизительные;
  • точные;
  • ассонансы;
  • тавтологические;
  • составные;
  • неравносложные;
  • диссонансы;
  • разноударные.

Рифмы делятся по положению в стихотворении:

  • внутренние;
  • начальные;
  • конечные.

Рифмы различаются по положению в строфе:

  • перекрестные;
  • смежные;
  • опоясанные или охватные.

В отношении кратности повторов рифмы делятся на:

  • тройные;
  • парные;
  • четверные;
  • многократные.

Знаете ли вы? Стихотворения без рифмы называются белыми, а с наличием неточных рифм – «рифмоидами».

Для рифмы существует несколько поэтических приемов и терминов:

  • Панторифма – это когда рифмуются между собой все слова в строке и в последующей за ней. К примеру: рифмуем первое, второе и третье слова двух строчек.
  • Сквозная рифма – это рифма, которая проходит через все стихотворение. К примеру: одна рифма в каждой строке.
  • Эхо-рифма – это вторая строчка, которая состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

Примеры некоторых рифм

Мужская рифма, которая подразумевает ударение на самом последнем слоге.
К примеру:
Зима весёлая пришла
И много снега принесла.
Женская рифма , способная охватить те слова, чье ударение падает на предпоследний слог.
К примеру:
Пусть счастье будет ярче света,
А радость станет жарче лета.
Дактилическая рифма, которая способна отвести нас еще дальше на один слог. Речь пойдет о третьем слоге с конца.
К примеру:
К малышу сегодня в садике
Приходили вновь солдатики.
Гипердактилическая – это самая сложная рифма, которая на практике встречается достаточно редко. Отсчитываем ровно три слога и подбираем слово с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.
К примеру:
Березу день расчесывает,
Березу день причесывает…
Точные и неточные рифмы.
Точную рифму сразу замечают и узнают, ею восхищаются и ее принимают. Звук точной рифмы стопроцентно совпадает и ничем не выделяются на слуху.
К примеру:
Я сегодня рано встала
И поэтому устала.
Все элементарно и предельно просто. Однако зачастую используются и неточные рифмы, в которых фонетическое созвучие лишь частично.
К примеру:
Мне сегодня вдруг не спится,
Я взяла тихонько спицы…
Казалось бы, улавливается что-то похожее, однако если составить транскрипцию, то можно увидеть, пусть и небольшое, но все же различие.
Однородная рифма относятся к одной и той же части речи. также это могут быть два имени существительных, два местоимения или два глагола. К сожалению, по непонятным причинам, подобное сочетание не особо жалуют и почему-то считают крайне примитивным.
К примеру:
Посмотри же на меня,
Хороша ль сегодня я?
Разнородная рифма подразумевает непосредственное сочетание глагола с именем существительным или же имени прилагательного с наречием и так далее. Подобных сочетаний можно изобрести очень много.
К примеру:
Ты принёс мне сегодня цветы,
Перейдем же с тобою на «ты»!
Составная рифма дополнительно задействует различные служебные части речи. Например, частицы и союзы.
К примеру:
Подойди-ка, подойди-ка,
Моя девица – гвоздика.
Тавтологическая рифма – это крайне примитивный прием, который, так или иначе, встречается в литературе. В таком случае полностью повторяется слово или же словоформа. Впрочем, если подобную рифму использовать с умом, то вполне возможно дойти и до степени шедевра.
К примеру:
Я тебя когда-то забыл,
Знаю я, что напрасно забыл…
Омонимическая рифма подразумевает под собой совпадение не только звучания, но и написания. При всем при этом слова имеют абсолютно различные значения.
К примеру:
Наш с тобою крепкий брак
Выявил сегодня брак.
Каламбурная рифма совершенно не случайно стоит рядом с омонимической. Они действительно довольно схожи. Данная рифма строится исключительно на созвучии слова со сходным сочетанием нескольких слов.
К примеру:
Не дойти никак до сада.
Вот такая вот досада!
Паронимическая рифма представляет собой сочетание слов, которые сходны по звучанию только частично. Их значения тоже различны, хотя и довольно близки.
К примеру:
«Скоро вышлет ответ адресат», –
Уверял всё себя адресант.
Богатая рифма – это сочетание, в котором совпадает предударный согласный.
К примеру:
Оторвался лепесток –
Стал печальнее цветок.
Бедная рифма – это рифма, в которой согласуются только гласные и обязательно ударные звуки.
К примеру:
Я выпил сегодня вино
И жить мне стало легко.
Банальные рифмы – это нечто такое: вечность-бесконечность, любовь-кровь.
Оригинальные рифмы частенько встречаются в наши дни, поскольку каждый поэт стремится превзойти не только других авторов, но и самого себя.
Макароническая рифма представляет собой сочетание слова русского языка с неким зарубежным.
К примеру:
Неважно сколько тебе лет,
Если красишься Palette.
Абсолютная рифма включает в себя союз полностью одинаковых слов. Исключением может быть лишь ударный звук.
К примеру:
Пусть бушуют в доме грозы,
Пусть смакует сердце грёзы.
Графическая рифма – это бесполезное в поэзии явление, поскольку в ней сочетаются не звуки, а буквы. К примеру: точно – нарочно.

Виды рифмовки

Смежная рифмовка

Это самый простой и распространенный способ. В нем рифмуются каждые две строчки.
К примеру:
Я тебя сегодня полюбила,
Я про горе прошлое забыла,
Я поверила сегодня в яркий свет,
Я нашла потерянный ответ.

Перекрёстная рифмовка

В данном случае первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с четвёртой.
К примеру:
Мне недалеко уйти пришлось:
Я забыла собственное сердце.
Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,
Жаль, что сломаны заветные все дверцы.

Кольцевая рифмовка

Сочетает в себе первую строчку с четвертой, а вторую с третьей.
К примеру:
Я обошла давно весь свет.
Тебя ли я в нём потеряла?
Себя ли я тогда искала?
Я не могу найти ответ.

Сплетенная рифмовка

Представляет собой самый сложный и запутанный случай. Сплетенная рифмовка встречается редко, но метко. В строфе, состоящей из шести строк, мы сочетаем их в следующем порядке: первую с четвёртой, вторую с пятой, а третью с шестой
К примеру:
Никто не заставлял тебя страдать,
Качаться, словно тонкая рябина
И плакать, будто всё прошло,
Ведь нам от жизни стоит брать,
То, что даётся прямо в спину,
И то, что нам с судьбой пришло.

Пожалуй, на этой рифмовке мы подошли к концу нашего теоретического и практического монолога. Не стоит забывать о том, что стихотворение – это все же произведение искусства, поэтому продумывайте его до мелочей. А рифма – это несомненно очень важная мелочь! Удачи!

Азы стихосложения: способы рифмовки и виды строф

Рифмовка – словно игра в кубики: ты можешь ставить рядом два жёлтых, потом – два красных или чередовать их… Комбинаций много.

Но есть «классические» способы рифмовки, о которых современные поэты (в кавычках и без) иногда забывают, а некоторые начинающие пииты, возможно, имеют об этих готовых формах весьма смутное представление.

Итак, РИФМОВКА – это порядок чередования рифм в стихе.

Раз уж зашла речь о рифмовке, не обойтись и без понятия «строфа».

СТРОФА – группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах. В большинстве случаев строфа представляет собой законченное синтаксическое целое.

Виды строф: двустишие (дистих), трехстишие (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие, шестистишие (секстина), семистишие (септима), восьмистишие (октава). Кроме того, различают устойчивые формы строфы, традиционно связанные с определенным жанром: балладная строфы, одическая строфа, лимерик и др. Особое место занимает изобретенная А.С. Пушкиным онегинская строфа, которой, помимо «Евгения Онегина», написана, например, поэма М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». В поэзии разных народов есть и другие виды устойчивых строф.

Читать еще:  Стихи прости что не оправдала твоих ожиданий

Одной из наиболее популярных в русской поэзии строф является катрен. В катрене могут использоваться следующие схемы рифмовки.

1.Смежная рифмовка «ААBB».

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, — (А)

Мы хлеба горбушку – и ту пополам! (А)

Коль ветер лавиной, и песня – лавиной, (В)

Тебе – половина, и мне – половина! (В)

2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».

О, есть неповторимые слова, (А)

Кто их сказал – истратил слишком много, (В)

Неистощима только синева (А)

Небесная и милосердье Бога. (В)

3. Кольцевая рифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА»

Уж подсыхает хмель на тыне. (А)

За хуторами, на бахчах, (В)

В нежарких солнечных лучах (В)

Краснеют бронзовые дыни… (А)

4. Холостая рифмовка – в строфе помимо рифмованных строк присутствуют незарифмованные.

Чаще всего первый и третий стих не рифмуются – «АВСВ». А можно, наоборот, второй и четвёртый стих оставлять без рифмовки – «АВАС».

NB . Холостую рифмовку русские поэты заимствовали из немецкой поэзии в XIX веке. Известно, что Г.Гейне часто использовал именно такой способ рифмовки (его стихи в то время в большом количестве переводились на русский язык). Например:

Бушуют кудри у ней по плечам, (А)

Как смоляные реки. (В)

От этих огромных ясных очей (С)

Займется дух в человеке. (В)

Так что холостая рифмовка – вовсе не недостаток стихотворения. Читайте классику, господа!

В поэзии XX века и современности такие схемы тоже не редкость.

5. Смешанная рифмовка (вольная) – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах.

Пример смешанной рифмовки (АААВАВ):

Ревёт ли зверь в лесу глухом, (А)

Трубит ли рог, гремит ли гром, (А)

Поёт ли дева за холмом – (А)

На всякий звук (В)

Свой отклик в воздухе пустом (А)

Родишь ты вдруг. (В)

Исторически сложился ряд «твёрдых строфических форм» – устойчивых строфических схем стихотворных текстов.

Твёрдая форма – промежуточное звено между стандартной строфой и жанром. Это особая строфа или совокупность строф определённого размера, иногда с установленным традицией порядком рифм или порядком стихов. Часто бывает связана с конкретной тематикой и тогда приближается к жанру. К примеру, сонетом могут называть и особый вид сложной строфы (состоящей из простых строф), и жанр. К числу подобных строфических схем относятся: терцины, октава, триолет, классическая баллада, различные виды рондо, лимерик (в Европе), рубаи, танка и хайку (в Азии) и др. В русской поэзии к ним относится онегинская строфа.

ТЕРЦИНА – ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC. («Божественная комедия» Данте).

Земную жизнь пройдя до половины, (А)

Я очутился в сумрачном лесу, (В)

Утратив правый путь во тьме долины. (А)

Каков он был, о, как произнесу, (В)

Тот дикий лес, дремучий и грозящий, (С)

Чей давний ужас в памяти несу! (В)

Так горек он, что смерть едва ль не слаще. (С)

Но, благо в нем обретши навсегда, ( D )

Скажу про все, что видел в этой чаще… (С)

РУБАИ – четверостишие с рифмовкой по схеме ААВА:

В колыбели – младенец, покойник в гробу: (А)

Вот и всё, что известно про нашу судьбу. (А)

Выпей чашу до дна и не спрашивай много: (В)

Господин не откроет секрета рабу. (А)

ЛИМЕРИК – пятистишие, написанное чаще всего анапестом (реже – амфибрахием или дактилем), с рифмовкой ААВВА. В лимериках 3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5.

Жил-был старичок у причала,

Которого жизнь удручала.

Ему дали салату

И сыграли сонату,

И немного ему полегчало.

ОКТАВА – строфа из 8 строк с рифмовкой ABABABCC :

Обол – Харону: сразу дань плачу (А)

Врагам моим. – В отваге безрассудной (В)

Писать роман октавами хочу. (А)

От стройности, от музыки их чудной (В)

Я без ума; поэму заключу (А)

В стесненные границы меры трудной. (В)

Попробуем, – хоть вольный наш язык (С)

К тройным цепям октавы не привык. (С)

ТРИОЛЕТ – восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.

Ты промелькнула, как виденье, (А)

О, юность, быстрая моя, (В)

Одно сплошное заблужденье! (А)

Ты промелькнула, как виденье, (А)

И мне осталось сожаленье, (А)

И поздней мудрости змея. (В)

Ты промелькнула, как виденье,— (А)

О, юность быстрая моя! (В)

СОНЕТ – стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на 2 рифмы и двух терцетов (трехстиший) на 3, реже – на 2 рифмы. Схемы рифмовки: во «французской» последовательности – ABBA ABBA CCD EED (или CCD EDE ) или в «итальянской» – ABAB ABAB CDC DCD (или CDE CDE ). «Шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой, строится по такой схеме: ABAB CDCD EFEF GG (три катрена и заключительное двустишие).

Например: «Прекрасный облик в зеркале ты видишь…» (У.Шекспир).

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА – твёрдая форма в русской лиро-эпической поэзии, впервые введённая в неё А.С.Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Строфа состоит из 14 стихов, объединённых постоянной рифмовкой A B A B CC DD E FF E GG .

Ещё несколько распространённых видов рифмовки.

МОНОРИМ – стих, построенный на одной рифме – монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…), редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард. Пример фарда:

Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,

Когда уверен ты, что будет толк.

ПАНТОРИФМА (панторим) – стих, в котором все слова рифмуются между собой.

Опьяняет смелый бег,

Овевает белый снег,

Режут шумы тишину,

Нежат думы про весну.

РИФМОВКА 4+4 («квадратная рифмовка») – рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD

А затем прощалось лето

С полустанком. Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий —

Ночью снял на память гром.

Мёрзла кисть сирени. В это

Время он, нарвав охапку

Молний, с поля ими трафил

Озарить управский дом.

РИФМОВКА 3+3 («треугольная рифмовка») – рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.

А потом мне снились горы – ( A )

В белоснежных одеяньях ( B )

Непокорные вершины, ( C )

И хрустальные озёра (А)

У подножий великаньих, (В)

И пустынные долины. (С)

Кроме рифмованного, существуют различные виды нерифмованного стиха. Но это уже другая тема.

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов// URL : http://www.gramma.ru.

Справочник по стихосложению// Портал «Русские рифмы». – URL : http://rifma.com.ru/AZ-STR.htm.

Строфика// Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия». – URL : http://tezaurus.oc3.ru/library.php#course4.

Сбор средств на развитие и поддержку нашего литературного портала

Рифмы и рифмовки

Рифма не является обязательным признаком поэзии. Поэтические строки могут быть как рифмованными, так и нерифмованными. Нерифмованная поэзия, соблюдающая правила того или иного стихотворного размера, называется белым стихом.

Шёл трамвай десятый номер
По Бульварному кольцу.
В нём сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
(С.В. Михалков)

Белый стих следует отличать от верлибра (свободного стиха), который не имеет ни рифмы, ни размера и отличается от прозы только наличием членения на стиховые отрезки. Яркий пример верлибра в русской поэзии – стихотворение А.А. Блока «Она пришла с мороза…».

Рифма (от греч. «соразмерность») – это звуковой повтор в заключительных слогах строки. Говоря о рифмах, следует иметь в виду их звучание, произношение, а не написание. В зависимости от того, насколько совпадают звуки в рифмующихся словах, рифмы делятся на точные и неточные.
Точная рифма – рифма, в которой все звуки (гласные и согласные) совпадают (куст – пуст, волн – полн).

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль
И вижу берег очарованный
И очарованную даль
(А. Блок)

Неточная – рифма, в которой не все звуки совпадают.

Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шёл
Со мною по всем путям.
Меня охранял – как шрам
(М. Цветаева)

По расположению ударения в рифмующихся словах или сочетаниях слов рифмы бывают мужские, женские и дактилические. В мужской рифме ударение падает на последний слог строки.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди…
(К. Симонов)

В женской рифме ударение падает на второй слог с конца строки.

Слова их скупы и случайны,
Но взоры ясны и упрямы,
Им древние открыты тайны,
Как строить каменные храмы.
(Н. Гумилёв)

Однако чаще всего в русской поэзии встречается чередование женских и мужских рифм.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.
(А. Блок)

Намного реже встречается дактилическая рифма (с ударением на третьем слоге с конца строки).

Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнём озарённые,
Осени мёртвой цветы запоздалые!
(А. Апухтин)

Ещё реже встречается гипердактилическая рифма (с ударением на четвёртом от конца строки слоге, т.е. следом за ударным слогом следуют три слога безударных):

Холод, тело тайно сковывающий,

Холод, душу очаровывающий…

Корней Чуковский вспоминал, как в 1924 году знаменитый оперный певец Леонид Собинов в споре о сложности дактилических рифм сочинил экспромт о самом себе, использовав и дактилическую и гипердактилическую рифму:

Ждали от Собúнова
Пенья соловьиного,
Услыхали Сóбинова –
Ничего особенного.

Если рифма оканчивается на гласный звук, она называется открытой, а если на согласный – закрытой.

По расположению рифм в строках стихотворения выделяют несколько видов рифмовок :
1. смежная, или парная – рифмуются соседние строки (аабб),

Не дождаться мне, видно, свободы,
А тюремные дни будто годы;
И окно высоко над землёй,
И у двери стоит часовой!
(М. Лермонтов)

2. перекрёстная – рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки (абаб),

Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более – когда в неё плюют
(В.Высоцкий)

3. кольцевая – рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки (абба)

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю
(М. Лермонтов)

Если при смежной рифмовке рифмуется более двух строк, то такие рифмы называются тройными, четверными и многократными.

В огромном городе моём – ночь.
Из дома сонного иду – прочь.
И люди думают: жена, дочь, —
А я запомнила одно: ночь
(М. Цветаева)

Если в стихотворении на всем протяжении употребляется только одна рифма, оно называется монорим (от фр. «одна рифма»).

Когда будете, дети, студентами,
Не ломайте голов над моментами,
Над Гамлетами, Лирами, Кентами,
Над царями и над президентами,
Над морями и континентами,
Не якшайтеся там с оппонентами,
Поступайте хитро с конкурентами.
А как кончите курс эмитентами
И на службу пойдете с патентами –
Не глядите на службе доцентами
И не брезгайте, дети, презентами!
Окружайте себя контрагентами,
Говорите всегда комплиментами,
У начальников будьте клиентами,
Утешайте их жен комплиментами,
Угощайте старух пеперментами –
Воздадут вам за это с процентами:
Обошьют ваш мундир позументами,
Грудь украсят звездами и лентами.
(А. Апухтин)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector