26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие чувства добрые пробуждает пушкин своими стихами

“Чувства добрые” в поэзии Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
sochinenie_o_pushkine.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Чувства добрые» в поэзии А.С. Пушкина.

Автор сочинения: Примаков Александр

Ученик ГБОУ лицея 1367

Цветет весна – и Пушкин отомщенный

Все также сладостно вольнолюбив.

Богато и разнообразно творчество великого поэта. И наверное, нет человека, прикоснувшегося к роднику пушкинской поэзии, который бы не знал этих слов: «Чувства добрые я лирой пробуждал». Они всплывают в сознании помимо воли, когда о них совсем не думаешь. Мы произносим их как афоризм. Они чаруют музыкой стиха. Они одухотворяют одним удивительным сочетанием каких-то высоких слов: чувство, лира, пробуждение.

А сейчас я думаю о том, что стоит за ними, за этими словами, и испытываю истинное счастье вновь и вновь прикоснуться к нерасторжимому «союзу волшебных звуков, чувств и дум».

Все мы прошли через прелестные сказки Пушкина. Это он будил в наших детских душах нежное чувство к доброму, бескорыстному старику, маявшемуся со своей старухой. И весело смеялись, слушая о том, как «подпрыгнул поп до потолка» от щелчков умного, хитрого и доброго Балды.

Но вот, углубившись в стихи юного Пушкина, мы читаем торжественно звучащее название «Воспоминания в Царском Селе». Там есть удивительные своей простотой слова: «Края Москвы, края родные». И уже не надо ничего другого. Душа переполняется безмерной любовью к родной русской земле. Пусть все остальное кажется нам еще несколько наивным в своей торжественной серьезности, в своем официально казенном патриотизме. Ведь он совсем юн, будущий поэт. И как прав оказался «российский мудрец», подметивший в примечании к стихотворению «молодого поэта, талант которого так много обещает».

Этот талант молодого поэта очень скоро стал приобретать бунтарский характер. «Я рабство ненавижу», – заявляет он в стихотворении «Лицинию», – кипит в груди свобода. Во мне не дремлет дуз великого народа».

И отдавая дань классицизму, он пишет еще одну оду; но посвящает ее свободе. Читая «Вольность», мы чувствуем, как порой противоречивы симпатии юного поэта, неустойчиво его мировоззрение. Но никакой аллегорией не завуалируешь слова:

Тебя, твой трон я ненавижу.

Это уже четкая гражданская позиция человека. А очень скоро, сбросив «с плеч долой обузу» классицизма, Пушкин формирует и свое поэтическое кредо:

Свободу лишь умея славить,

Стихами, жертвуя лишь ей,

Я не рожден царей забавить

Стыдливой лирою своей.

И зазвучали стихи, направленные против сильных мира сего и их певцов. Пушкин пишет ставшие знаменитыми «Сказки (noel)», разоблачившие лживое обещание царя. Не щадит он и Карамзина с его «Историей государства Российского», где «доказывают нам без всякого пристрастья, необходимость самовластья и прелести кнута».

На борьбу с окружающим злом Пушкин страстно призывает свое поколение:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Какие светлые слова, какой порыв самых прекрасных человеческих чувств. Вечные слова и вечный призыв, потому что нет у человека призвания выше, чем служение Отчизне.

И разве можно удивляться тому, что у многих декабристов был текст стихотворения «Деревня», где «друг человечества» ярчайшими красками описал ужас жизни народа под властью «барства дикого». Такие стихи не могли не взволновать благородных людей. На вооружение первых русских революционеров были и стихи Пушкина. А. Пушкин особенно глубоко чтил высокое стремление дум и помыслов этих прекрасных людей. Поэтому так искренне и пламенно звучит знаменитое желание «В Сибирь», где он стремится поддержать «гордое терпенье» и уверенность в торжестве свободолюбивых идей.

В тяжелую пору жизни Пушкина согревало сознание того, что «пловцам» он пел, остался им верен. «Я гимны прежние пою», – заявлял он.

Конечно же, самые святые, самые добрые чувства связаны с борьбой за свободу народа, за лучшее будущее всего человечества.

Но жизнь многогранна. И гамма добрых чувств человека богата своими красками. И не последнее место занимает в жизни человека доброе чувство любви, нежности, верности:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя

Жаль, что эти стихи звучат как-то не очень часто. И мы порой привыкаем к тому, что бабушки наши преданно и самоотверженно служат нам, а у нас для них

А им бы ничего другого и не надо от нас.

В поэзии Пушкина особенно светло и чисто звучит чувство дружбы. Сколько нежности вложено в обращение к Пущину: «Мой первый друг, мой друг бесценный». Дружбу с товарищами, озаренную «лучом лицейских ясных дней», поэт пронес через всю жизнь. Мне кажется, мы видим горящие восторги и подчеркнутые слезой глаза Пушкина, когда он восклицает:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен.

Или вечное чувство первой любви. Наверное, поэтому и зовется первой, что не единственная она в жизни человека. Но как порой оскверняется, опошляется минувшая дружба. А Пушкин учит нас по-доброму относиться к утрате первой любви, первого чувства:

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

В поэзии Пушкина восхищает еще одна особенность. Это удивительное внимание к каким-то преходящим эпизодам, казалось бы, незначительным событиям. Меня поразило стихотворение «Дон», где он передает тихому Дону привет от его «сынов» – храбрых донских казаков, возвращающихся домой после победоносной войны и уже дошедших до русской границы:

Блеща средь полей широких,

Вот он льется! Здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Вот какие и многие другие добрые чувства пробуждает в нас поэзия А.С. Пушкина. Великий русский поэт поистине воздвиг себе нерукотворный памятник, к которому по сей день не зарастет народная тропа. Поэт имел полное право сказать о себе:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил

И милость к падшим призывал.

Р.S. Композиция сочинения традиционна, но содержание нестандартное. Передано восхищение красотой и музыкальностью пушкинского стиха, раскрыто благотворное влияние на современников и потомков.

Какие чувства добрые пробуждает а с пушкин своими стихами.

Какие «чувства добрые» стремился пробудить А.С.Пушкин своей лирикой?

В стихотворении «Пророк», написанном на основе библейской легенды, А.С.Пушкин писал о великой и священной миссии настоящего поэта – нести людям божественную истину. И такую роль может выполнить только избранный человек. Создавая образ поэта-пророка, автор показывает, как непросто, мучительно рождается творческая личность. Будущий поэт уже в самом начале пути должен испытывать духовную жажду. Без жизненного опыта и наблюдательности, без стремления познавать мир не получится хорошего мастера в любой сфере деятельности. Поэт тем более не имеет права на «слепоту» и «глухоту», то есть он просто обязан видеть страдания, слёзы и горе, слышать мольбы о помощи, чтобы поэтическое слово становилось и мечом в борьбе за человека, и спасительным бальзамом для его души. В своих творениях поэт отражает гражданскую позицию такого человека, который способен произносить истину всем без исключения, не страшась царей или других «сильных мира сего». Ему необходимо стать мужественным и самоотверженным, чтобы «глаголом жечь сердца людей», то есть влиять на разум, волю, сердце человека и его дела.

По мнению Пушкина, божественный дар даётся тому, кто свободен в выборе: что писать, о чём и для кого. В стихотворении «Поэту» он советовал «братьям по музе»:

Иди, куда влечёт тебя свободный ум, …

Не требуя наград за подвиг благородный.

Подчиниться поэт может разве что «воле божией», то есть «ниспосланному вдохновению». «Веленью божию, о муза, будь послушна», – пишет Пушкин в стихотворении «Памятник». Слугой при государевом дворе, исполнителем чужой воли он быть не желает, поэтому советует и другим не дорожить «любовию народной», не искать похвал или покровительства власти.

Одним из «добрых чувств», по мнению А.С.Пушкина, было желание служить своему народу и Родине, стремясь к тому, чтоб «над Отечеством свободы просвещённой» взошла «прекрасная заря» новой жизни (эта мечта отражена в стихотворении «Деревня»). И поэтому всё творчество поэта соответствовало его собственным духовным потребностям, запросам общества, требованиям времени. Недаром Пушкин в некоторых произведениях говорит от лица своих друзей или обращается к ним с призывом (как в стихотворении «К Чаадаеву»):

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Во многих стихах Пушкина тема дружества соседствует с темой свободы. Возможно, потому, что лицеисты и современники поэта были воспитаны на стремлениях к прогрессу и к свободе. И это свободомыслие объединяло их:

Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой…

«Чувства добрые» вызывает и любовная лирика великого поэта. Для Пушкина любить значит жить. Это как восхищаться утренней зарёй, золотым нарядом берёзки или улыбкой девушки. Душа поэта настолько восприимчива к прекрасному, что она находится почти постоянно в том состоянии, которое подобно чувству влюблённости. Именно поэтому жизнь без любви представляется тусклой, унылой. Иногда поэту кажется, что сердце охладевает, разум смиряется с обыденностью или даже тяжестью бытия, но вдруг мелькнёт прекрасное виденье, и чувства «опять затрепетали пред мощной властью красоты». Возникает тот самый момент, когда хочется воспевать образ, подаривший вдохновение, как это отразилось в стихотворении «Я помню чудное мгновенье»,

рекомендовать

Страницы: Страница 1, Страница 2

«Чувства добрые» в поэзии А.С.Пушкина

“Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина”. В.Г.Белинский В.Г.Белинский точно определил назначение поэзии: “…развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека”. И сегодня в этом ее святое назначение. А.С.Пушкина по праву называют чудом русской литературы. Его поэзия — неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит “живой водою” всех, кто прикасается к нему. Весь мир ценит поэта за то, что он сам ценил в себе: …долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал… И до Пушкина поэзия служила народу, но у него эта потребность русской литературы приобрела невиданную силу. Первое, что привлекает нас при чтении произведений поэта, — поражающая сила чувств, блеск ума. Но его стихи надо читать внимательно, вдумываясь в каждое слово, потому что слово это важно для понимания целого, потому что, как говорил Н.В.Гоголь, в каждом слове Пушкина “бездна пространства”. Какие же “чувства добрые” пробуждает пушкинская лира? На заре своей поэтической деятельности, еще в лицейских стихах, поэт задумывается над ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе. Прекрасно понимая незавидную судьбу поэта, молодой Пушкин избрал для себя путь литературного творчества: Мой жребий пал: я лиру избираю! Он избирает “скромную, благородную лиру”, которая будет служить только свободе, а его “неподкупный голос” станет “эхом русского народа”. В стихотворениях “Пророк”, “Поэт”, “Поэту”, “Эхо” А.С.Пушкин развивает свой взгляд на задачи поэта. Поэт, по его мнению, должен находить в себе чувства, чтобы воспитывать читателя, вести его за собой, используя свой высокий дар. “Глаголом жги сердца людей” — вот его девиз. В “Пророке” — вся философия Пушкина. Десятки стихов А.С.Пушкина посвящены теме патриотизма. Поэт рано почувствовал живое дыхание истории родины и глубоко задумывался над судьбами страны. Его музой стала свобода. Он видел, что его народ стонет в цепях векового рабства и страстно ждет своего освобождения. Пушкин, друг и вдохновитель декабристов, еще в юности в оде “Вольность” с горячей убежденностью заявил: Хочу воспеть свободу миру, На троне поразить порок. Молодые люди знали стихи поэта, дышащие свободой, и увлекались ими. Декабрист М.Н.Паскевич, например, писал, что первые либеральные мысли он “заимствовал от чтения вольных стихов господина Пушкина”. До конца дней своих Александр Сергеевич Пушкин был непримиримым врагом самодержавия, защитником народной свободы. Недаром в стихотворении, подводящем итог всей его творческой жизни, поэт ставит себе в особую заслугу то, “что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал”. Невозможно без волнения читать удивительные стихи А.С.Пушкина о природе. Это настоящие живописные картины. Так и видишь, как “роняет бор осенний свой наряд”, как “ложится на поля туман”, как тянется “гусей крикливых караван”, и луну “как желтое пятно”, и множество других прекрасных картин, как будто нарисованных замечательным художником. Как глубока любовь поэта ко всему родному, национальному, близкому и дорогому сердцу русского человека! Эти стихи превосходным образом воспитывают любовь к родине. Прекрасным источником для пробуждения самых добрых чувств являются стихи о дружбе и любви. Сколько задушевных стихов написал поэт, чтобы прославить крепкую, неизменную дружбу. До глубины души его потрясла весть о разгроме восстания декабристов, в котором участвовали дорогие его сердцу Кюхельбекер, Пущин и многие другие друзья. Он беспокоится о дальнейшей их судьбе, подчеркивает свою духовную близость с ними и не страшится открыто признать ее перед лицом самого царя. С удивительной для тех лет смелостью поэт отправил в Сибирь свое послание декабристам: Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Да, А.С.Пушкин умел быть верным и преданным другом. А стихи о любви! “Я помню чудное мгновенье”, “На холмах Грузии…”, “Я вас любил…” Они, действительно, “гений чистой красоты”. Нежные и страстные, веселые и грустные, они учат любить по-настоящему. Уже не одно поколение людей с волнением читает вдохновенные строки поэта, согретые порывом горячего, искреннего и чистого чувства. Его стихи поют и сияют. Они вышли из предела своего времени и стали достоянием всех, кто способен пережить такую же самозабвенную, полную счастья любовь. У Пушкина даже самые простые, обыденные чувства описаны так, что, читая некоторые его стихи, поражаешься жизнелюбию, умению вселять в людей надежду, веру. Вот, например, это стихотворение: Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло; Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило. Стихотворение написано в 1825 году. А год этот для поэта был годом “унынья”. Да разве можно все перечислить. Строгие и глубоко нравственные, веселые, порой озорные и не очень скромные произведения поэта в большинстве своем не только удивительный памятник человеческого духа и неисчерпаемый источник наслаждения, но и “школа жизни”, в которой учат “чувствам добрым”. И пока “жив будет хоть один пиит”, не забудется творчество Пушкина. Ибо тем и отличается богатство духовное от материального богатства, что чем больше его расходуют, тем больше оно становится.

Какие «чувства добрые» пробуждает поэзия А. С. Пушкина?

Какие «чувства добрые» пробуждает поэзия А. С. Пушкина? В стихотворении «Памятник» Пушкин, осмысливая миссию поэта, подытоживая свою жизнь, пишет:

Какие «чувства добрые» стремился пробудить А.С.Пушкин своей лирикой?

Герои приключенческих книг

Почему судьба благоволит простосердечному Гриневу, а не расчетливому Швабрину? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

Трагизм любви в повести А.И.Куприна «Олеся»

В стихотворении А.С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” есть строки:

И долго тем любезен буду я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

В этом русский классик видел одну из своих заслуг перед поэзией. Какие же именно чувства стремился пробудить Пушкин у своих читателей? Перечитаем стихотворения поэта.

Любовь — лучшее из чувств — в полной мере воспета в стихотворениях Пушкина. Его интимная лирика — это настоящая исповедь сердца. Рождение любви подобно чуду:

Передо мной явилась ты…

Эти строки из стихотворения “К ***” — начало прекрасной истории, в ходе которой лирический герой переживает взлёты и падения, мечты и разочарования. Любимая женщина способна воодушевить, окрылить его, вернуть всё, что необходимо для вдохновения:

И жизнь, и слезы, и любовь.

Тема стихотворения “Я вас любил…” — уходящее чувство. Лирический герой благороден и бескорыстен. Он желает любимой женщине счастья — пусть уже не с ним, а с другим:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Именно такова настоящая любовь — чистая, не осквернённая ревностью и эгоизмом.

В лирике А.С.Пушкина достойное место занимает и тема дружбы. Поэт дорожил истинными друзьями, на которых можно положиться в трудную минуту, и, безусловно, испытывал по отношению к ним “чувства добрые”. “И.И.Пущину” — послание, адресованное именно такому человеку. Лицейский товарищ когда-то приехал в Михайловское, чтобы навестить и поддержать находящегося в ссылке Пушкина. Стихотворение исполнено благодарности. Для опального поэта встреча с другом была счастьем:

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

В произведении судьбы Пушкина и Пущина композиционно связаны. Первая строфа — воспоминание о радостной встрече друзей в Михайловском. Вторая — слова поддержки Пущину, который теперь отбывает наказание в Сибири:

Дарует то же утешенье…

К «чувствам добрым» в лирике Пушкина можно с уверенностью отнести и любовь к природе. Милые сердцу пейзажи вдохновляли и утешали поэта, давали силы жить и творить. Он умел разглядеть красоту даже там, где другие ее не замечают, — и не только разглядеть, но и, подобно художнику, запечатлеть в своих произведениях. Лирический герой стихотворения «Осень», например, наслаждается «унылой порой» — поздней осенью:

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье…

Прекрасный словесный пейзаж сменяется описанием душевного состояния: «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» Природа становится источником духовной гармонии и поэтического вдохновения:

Душа стесняется лирическим волненьем…

Итак, любовь в различных её проявлениях — к женщинам, к друзьям, к природе — стала для Пушкина жизненно необходимым источником «чувств добрых», которыми он так щедро поделился в своих стихотворениях. Эти чувства и породили тот потрясающий оптимизм, который отличает поэта.

Какие чувства добрые пробуждает пушкин своими стихами

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.1. Какие «чувства добрые» стремился пробудить А. С. Пушкин своей лирикой?

12.2. Как Л. H. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?»

12.3. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».)

12.4. Тема любви в поэзии серебряного века (на примере произведений двух-трёх авторов).

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).

В бланке ответов М2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Комментарий к темам сочинений

12.1. Какие «чувства добрые» стремился пробудить А. С. Пушкин своей лирикой?

О чем бы ни писал поэт: о дружбе или любви, об идеалах свободы или исторических событиях, о природе или философских проблемах, — всюду мы видим прежде всего гуманиста, человека, стремящегося пробудить в читателях «чувства добрые». В сочинении следует остановиться на основных мотивах лирики поэта: дружба, любовь, вольнолюбие, Родина и служение ей — и ответить на вопрос «Чему учит нас поэт, раскрывая эти темы в своем творчестве?» В своеобразном поэтическом завещании «Памятник», написанном Пушкиным за несколько месяцев до трагической гибели, поэт оглядывается на пройденный творческий путь и пытается определить, в чем истинное достоинство его поэзии. Не красота слова или глубина содержания видятся ему наиболее важными, а именно гуманность и вольнолюбие:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

12.2. Как Л. H. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?»

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» затронуты важные вопросы, интересовавшие в то время русское общество. Один из них — взгляд на историю. Кто управляет ей? Толстой стремился ответить на этот вопрос своим романом. Итак, какая же сила движет народами? Толстой спорит в «Войне и мире» с распространенной точкой зрения о значимости отдельной исторической личности. Он утверждает, что ход истории определяется свыше и зависит от совпадения. Каждый человек действует по какой-то внутренней силе, и никому не дано понять это. Более того; если кому-то и удается постичь тайну провидения, то это не исключительная личность, а народная жизнь в целом. Она оказывается наиболее чутким организмом, откликающимся на скрытый смысл исторического движения. Роль великих людей в истории – это умение прислушаться к мнению большинства, к народной жизни.

12.3. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».)

Характеры героев ранних рассказов М. Горького, к числу которых принадлежит и «Старуха Изергиль», возвращают читателя к романтической традиции. Это люди незаурядные, смелые, вольные, вырвавшиеся из−под власти своей среды, общепринятых идеалов и ценностей. В рассказе три истории: легенда о Ларре, легенда о Данко, рассказ о жизни самой Изергиль. Образ Изергиль привлекателен, несмотря на то, что «время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились», в голосе ее по−прежнему звучит стремление к вольной жизни, к безудержным страстям, любви. Но жизнь свою она прожила только для себя, ее свобода эгоистическая. «Гордый» Ларра — высшее проявление эгоизма. Поэтому им противопоставлен по−настоящему гордый и сильный Данко, для которого смыслом жизни является служение людям.

12.4. Тема любви в поэзии серебряного века (на примере произведений двух-трёх авторов).

Тема любви в русской литературе многогранна: любовь как смысл жизни, несчастная любовь, любовь как испытание — лишь несколько подходов к раскрытию темы. В стихотворении Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли» любовь для героини — это глоток свежего воздуха, без которого не мыслится сама жизнь. Подобные переживания раскрываются в стихотворениях М. Цветаевой: «Вчера еще в глаза глядел», «Вот опять окно», «Мне нравится, что вы больны не мной». В поэзии А. Блока тема любви звучит в стихотворениях: «О да, любовь вольна, как птица», «О доблестях, о подвигах, о славе» и других.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытиеСочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1Тема не раскрыта 2. Привлечение текста произведения для аргументацииДля аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

3. Опора на теоретико-литературные понятияТеоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют3Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2 4. Композиционная цельность и логичностьСочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Чувства добрые я лирой пробуждал. лирика А. С. П

Пушкин-великий поэт и прозаик 19 века.Его произведения всегда глубоки по смыслу, интересны и поучительны.Пушкин писал о том, что волновало обыкновенных русских людей того времени:о несправедливости, тирании, крепостном праве, о смысле жизни, о дружбе и о любви.Поэтому темы его произведений до сих пор остаются волнующими, животрепещущими и интересными читателю.Проживая различные жизненные ситуации, Пушкин старается отразить их в произведении и подвергает его героев различным испытаниям, расскрывая читателю разнообразие человеческих образов.Лирический герой Пушкина сложен и многогранен, его образ-это духовно богатая, патриотичная и свободолюбивая личность, протестующая против деспотизма и тирании, верящая в торжество справедливости, готовая бороться и отстаивать свои убеждения.Вместе с тем герою Пушкина не чуждо чувство прекрасного:дружба, любовь, рассуждения о смысле жизни, близость к природе.Лирический герой поэта-это совокупность положительных качеств самого Пушкина.
Лирика Пушкина-это отражение его собственных чувств и переживаний.С помощью героев своих произведений Пушкин раскрывает читателю частичку своей души, его призывы и признания всегда искренны.
Центральное место в лирике Пушкина занимает тема свободы и патриотизма.Во многом на творчество поэта оказало влияние его дружба с декабристами.Свободолюбивые порывы и жажда справедливости проявляются в знаменитой оде “Вольность”.Главная мысль оды в том, что страной должен управлять просвещенный правитель, то есть тот человек, который понимает, какую ответственность он несёт за каждый свой поступок, осознаёт значимость закона и прав человека.Пушкин предупреждает:
Тираны мира! трепещите!
и призывает угнетённый народ бороться за свободу:
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Поэт убежден в том, что ни тюрьмы, ни алтари не оградят тирана от мести народа:
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Поэтому Пушкин призывает царей перейти на сторону закона:
Склонитесь первые главой
Под сень надёжную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Но обращение Пушкина осталось без ответа.За столь дерзкое обличение пороков того времени поэта ждала ссылка.
Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям и единомышленникам.Таким является стихотворение “К Чаадаеву”.В его строках поэт призывает друга посвятить жизнь освобождению народа:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
В Пушкине живет глубокая надежда и вера в светлое будущее Родины:
Товарищ, верь:взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
В стихотворении “Деревня” поэт обличает главный порок России-крепостное право.Лирический герой видит “везде невежества убийственный позор”.Это стихотворение построено на противопоставлении:в первой части перед читателем предстает умиротворенная жизнь деревни, идилия окружающей природы.Эта красота близка и дорога каждому русскому человеку.Читая строки
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья,
проникаешься чувствами лирического героя, понимаешь, что именно единение с миром природы приносит ему покой и вдохновение, то, чего не может дать шумная и пустая жизнь столицы.Лирический герой стихотворения впервые чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым.
Во второй части Пушкин обличает “барство дикое” и “рабство тощее”.Даже здесь, в прелестном “пустынном уголке” процветает тирания и рабство:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Но несмотря на жизнеутверждающие призывы в стихотворении “К Чаадаеву”, в “Деревне” у Пушкина нет абсолютной уверенности, что страна будет освобождена от крепостничества.Поэт понимает, что его мечта еще очень далека от осуществления:
Увижу ль, о друзья!народ неугнетённый
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдёт ли наконец прекрасная заря?
Какую бы тему не затрагивал Пушкин, в его стихах торжествует разум.Поэт остаётся верен своему девизу:”Да здравствуют музы!Да здравствует разум!”В духе торжества разума написана знаменитая “Вакхическая песня”. Пушкин посвящает это стихотворение духовным человеческим радостям.”Вакхическая песня”-это позитивный, жизнеутверждающий гимн человеческому разуму:
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Но на смену юношескому задору приходят философские размышления о смысле жизни, ностальгия по ушедшим дням.Теме жизни и смерти посвящено прекрасное стихотверение поэта “Брожу ли я вдоль улиц шумных. “В стихотворении говорится о неизбежности смерти.Но, несмотря на грустную тему, стихотворение просветлено мудрым взглядом на мир, несмотря на тоску по юности, Пушкин уступает место новому, молодому поколению:
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
В стихотворении ощущается светлая грусть и смирение. Мысли Пушкина о смерти неотделимы от мыслей о вечности:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Еще одно стихотворение о размышлениях о жизни-“Вновь я посетил. “Это произведение Пушкина не просто филосовское и грустое, оно возвышенное и светлое.Пушкин понимает, что его время прошло, и он смиренно приветствует новое поколение:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего.Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
И в этом, и во многих других филосовских стихотворениях поэт открывает самые простые и вечные истины.Именно благодаря простоте философская лирика Пушкина стала бессмертной классикой.
Огромное место в творчестве Пушкина занимают стихотворения, посвященные дружбе.Дружба для поэта всегда была священна, из нее он черпал вдохновение.Друзьями поэта были близкие по духу люди, дружбу с которыми Пушкин пронес через всю жизнь.Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе,- “Пирующие студенты”.Стихотворение наполнено юмором, шутками над друзьями и весельем.После окончания лицея в стихотворении “К Чаадаеву” Пушкин с легкой грустью вспоминает об этой беззаботной поре:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Стихотворение “19 октября”-это размышление, грусть, полное одиночество:
Печален я:со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Но, несмотря на одиночество, воспоминания о друзьях помогают жить,поднимают поэту настроение, несмотря не ссылку, Пушкин мыслями и душой с друзьями.Дружба спасает его от “сетей судьбы суровой”, помогает поэту преодолеть трудный период жизни,дает надежду на скорую встречу с друзьями,веру в то, что их союз ничто не в силах разрушить:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа,неразделим и вечен,-
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б не повело,
Все те же мы:нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Особенно ярко талант дружбы в поэте расскрывается после поражения декабристского восстания.Пушкин поддерживал друзей во время ссылок и передавал через их жен свои жизнеутверждающие стихотворения.Пушкин не изменил своим убеждениям.Надежда поэта на торжество свободы отражается в ободряющем стихотворении “В Сибирь”, в котором он убеждает друзей в том, что все что они сделали для Родины не напрасно:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут-и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Друзьям-декабристам посвящено и стихотворение “Арион”, в котором Пушкин рассказывает об их трагической участи:
. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я – беспечной веры полн-
Пловцам я пел.
Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, идеалам и убеждениям.”Я гимны прежние пою”,-говорит герой.
Особое место в творчестве Пушкина занимают стихотворения, посвященные любви.Поэт первым с такой глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека.Мне кажется, самым изумительным стихотворением о любви является стихотворение “Я помню чудное мнгновенье. “, которое Пушкин посвятил А.П.Керн.Поэт умеет найти удивительные слова, чтобы описать действие любви на человека:
Душе настало пробуждение:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В этом стихотворении отразилось все: и грустные и нежные воспоминания, и горестное сознание утраты, и воодушевляющие сердце чувства.
Такой же глубиной мысли и чувства наполнено и стихотворение “На холмах Грузии. “:
Мне грустно и легко;печаль моя светла.
Унынья моего ничто не мучит, не тревожит.
Однако чувства, переполняющие автора уже иные:его сердце уже не может не любить.Перед читателем предстает чистое чувство, свойственное любому человеку.
Не менее высокое и нежное чувство открывается перед нами и в стихотворении “Я вас любил. “Здесь Пушкин показывает, что настоящая любовь не эгоистична.Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимому человеку:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
“Я вас любил. “- драматическое произведение о неразделённой любви.Любовь героя еще не остыла, она живет в нем и волнует его душу:
Я вас любил безмолвно,безнадежно,
То робостью, то ревностью томим.
Однако, несмотря на силу своей любви, герой не смеет беспокоить дорогую ему женщину.Он сознательно побеждает свои чувства, так как покой любимой для него важнее собственных терзаний:
Я не хочу печалить вас ничем.
Стихотворения о любви Пушкина поражают благородством, пылкостью и искренностью чувств героя.
Тема красоты русской природы всегда занимала значительное место в творчестве Пушкина.Родная природа дорога поэту, с помощью пейзажей Пушкин описывает внутреннее состояние души, настроение, переживания.Ближе всех остальных времен года для поэта была осень.”Из годовых времен я рад лишь ей одной”,-пишет автор.Осень полностью отражает внутренний мир поэта, его унынье и тоску.Осень предстает перед нами действительно очаровательной порой, достойной любования.Она-символ увядания, но за ее унылостью скрывается стремление к новой жизни:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Природа пробуждает все лучшее в сердце поэта, осенью его душа расцветает:
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят-я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн.
Также яркое отражение природа находит и в лирических отступлениях в романе “Евгений Онегин”.В отступлениях романа Пушкин дает чудесное описание пейзажей, его стихи полны радости,грусти о прошедших днях:
Как грустно мне твое явление.
Весна, весна
Пора любви?
Какое томное волнение
В моей душе, в моей крови.
Еще одно прекрасное произведение о природе-стихотворение “К морю”.Здесь Пушкин выражает свои самые сокровенные чувства, наполняя стихотворение глубокими философскими размышлениями о жизни и смерти, свободе и неволе, человеческой судьбе.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещещь гордою красой.
Море не просто олицетворяется в стихотворении, оно превращается в живое существо-друга, которому поэт расскрывает свою душу.Но и с этим единственным оставшимся у него в мире другом нужно проститься:
Прощай же, море!Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Природа в лирике Пушкина играет особенную роль.Наедине с природой поэт полностью расскрывается духовно, находит умиротворение и гармонию.
А.С.Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений поэт черпал из собственной жизни, личных переживаний.Его убеждения и призывы, чувства и ощущения всегда искренни, они исходят из глубины души.Стихи Пушкина учат быть неравнодушным к несправедливости, бесправию, тирании, делают человека духовно богаче, нравственно чище, человечнее, чувствительнее к переживаниям других людей, заставляют задуматься о ценностях и о смысле жизни, смерти и вечности. Благодаря лирическим произведениям поэта человек становится ближе к природе, учится видеть красоту вокруг себя, находить гармонию и умивотворение с окружающим миром.Поэзия Пушкина – целый мир добрых чувств, каждое из которых – “благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное”.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.05.2010. В мире все повториться!
  • 28.05.2010. Профессиональный праздник.
  • 24.05.2010. ***
  • 23.05.2010. Гаудеамус Gaudeamus – гимн студентов
  • 12.05.2010. МУЗЫ
  • 11.05.2010. Чувства добрые я лирой пробуждал. лирика А. С. П
  • 09.05.2010. Елена Благинина Посидим в тишине
  • 03.05.2010. Волга

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Открытый урок по литературе в 9 классе на тему “Чувства добрые в лирике А.С.Пушкина”

Открытый урок по литературе на тему: « Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина, проведенный 18.01.2021 году в МБОУ СОШ №1 г.Гусиноозерска

Тип урока – урок-концерт

Цели: вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина;

– ввести учащихся в художественный мир поэта;

– формировать читательскую культуру;

– пробуждать и воспитывать «чувства добрые».

– развивать навык выразительного чтения лирических произведений;

– развивать коммуникативные умения (информационный обмен, ролевое взаимодействие);

– развивать интеллектуальные умения и навыки;

– развивать творческие способности, речь обучающихся.

Его губы произносили те же слова, что произносим мы, но почему-то

Слова его звучали с томительной силой и прелестью…

В какой бы связи ты ни касался Пушкина, испытываешь такое волнение, как будто выступаешь в его присутствии…

Звучит вальс Г.Свиридова к фильму «Метель» по повести А.С.Пушкина.

1. Организационный момент. Создание настроя. Постановка темы, целей урока.

Учитель. Вот так, под удивительные звуки вальса Г.Свиридова к повести Пушкина «Метель» мы начнем наш урок, посвященный лирике великого русского поэта. « У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех», – сказал А.Твардовский. И сегодня каждый из нас будет говорить о своем Пушкине, о поэте, который «входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца».

Учитель читает на фоне музыки стихотворение «Что в имени тебе моем?» .

Тема сегодняшнего нашего урока «Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина».

2. Основная часть урока. «Чувства добрые»в лирике А.С.Пушкина.

Учитель: А какие чувства можно назвать добрыми?

(Ответы учеников – искренность, доброта, бескорыстие, благородство, любовь, дружеские взаимоотношения…)

Учитель: Итак, сегодня мы будем говорить о чувствах, которые пробуждает в нас поэзия Пушкина.

Учитель зачитывает высказывание Паустовского, записанное на доске .

Какие же пушкинские слова звучат для вас с «томительной силой и прелестью»?

Сейчас вы будете читать Пушкина, говорить о тех чувствах, которые они пробуждают в вас.

Учитель обращает внимание на эпиграф, записанный на доске. (Слова Твардовского.)

Я предлагаю отрешиться от суетных проблем и перенестись в чудесный мир, где только Пушкин и мы.

Когда мы вспоминаем детство, то буквально ощущаем прикосновение теплых, заботливых, нежных рук мамы, бабушки, няни. И хочется сказать им нечто особенное.

А как признался в любви своей няне А.С. Пушкин?

Звучит стихотворение «Няне» в исполнении учеников.

Учитель: Какие чувства пробуждает в вас это стихотворение?

Ответы учеников: (дружба, любовь к родному человеку, уважение, забота и т.д.)

Учитель: Друг, дружеское общение, дружба…Что может быть интересней, увлекательней и важнее? Я думаю, каждому знакомо это чувство, и каждый им дорожит.

А вы можете представит себе Пушкина, услышавшего звон колокольчика, выскочившего босиком ( январь 1825), в одной рубашке на крыльцо и увидевшего бегущего к нему из саней Ивана Пущина!

Поэта дом опальный. О Пущин мой,

Ты первый посетил…

Это ему, первому и бесценному другу, посвятил Пушкин вот эти проникновенные строки.

Звучит стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный…» в исполнении учеников.

Учитель: Есть в лирике Пушкина еще одно дружеское послание, адресованное конкретному человеку, но мне кажется, что оно адресовано и нам. Это стихотворение «К Чаадаеву».

Учитель зачитывает его.

Учитель: Какие чувства и желания пробуждает в вас это стихотворение?

ответы учеников: ( Когда читаешь стихотворение «К Чаадаеву», воспринимаешь его как послание Александра Сергеевича Пушкина к потомкам. Поэт призывает нас освободиться от «власти роковой» когда придет пора к действию. Пушкин призывает и заклинает нас верить в «звезду пленительного счастья», то есть в свободу, хорошие времена для Руси).

Учитель : Мы уже говорили с вами о том, что Пушкин любил свободу «искренне и жарко» и до конца дней своих оставался верен вольнолюбивой музе.

Какую нужно было иметь смелость, чтобы после поражения восстания декабристов послать в далекую Сибирь строки, призывающие не падать духом!

Звучит стихотворение « Во глубине сибирских руд…» в исполнении учеников.

Учитель: Что поражает в этом стихотворении?

Ответы учеников: ( удивительная пушкинская доброта, которая сметает все преграды: и ненависть, и неуверенность, и страх за собственную судьбу).

Учитель: Дружба и любовь – это два прекраснейших состояния человеческой души, которые никогда не будут разгаданы до конца и к которому на протяжении всей человеческой истории будут обращаться все поэты мира.

О любви можно сказать одним взглядом, можно выразить свои чувства тремя словами. Но этих слов, наверное, не всегда достаточно.

А как об этом чувстве сказано у Пушкина?

Учитель зачитывает стихотворение «Я вас любил…». Затем уч-ся прослушивают романс «Я вас любил».

Учитель: Ребята, какие эмоции вы получили от собственного прочтения

стихотворения, и как они может быть изменились после прослушивания музыкального произведения?

Ответ уч-ся: (Признание «я вас любил» повторяется три раза, каждый раз с новой интонацией, передающей и переживание лирического героя, и драматическую историю любви, и способность подняться над своей болью ради счастья любимой женщины. В романсе это тоже прослеживается: кое-где идет усиление и повышение тона голоса, что показывает нам искренность чувств героя, троекратное повторение строчки « Я вас любил…» акцентирует наше внимание на его внутреннем эмоциональном состоянии).

Затем учащиеся выразительно прочитывают стихотворения «Я помню чудное мгновенье…», «На холмах Грузии».

Учитель: Какие чувства пробуждает в вас эти стихотворения?

Ответы учеников: (Прежде всего восхищение поэтом, который находит в светлой и возвышенной любви источник необъятных творческих сил, величайшего вдохновения).

Учитель: Любое стихотворение Пушкина – это гимн красоте. Поэт воспевал русскую природу, ее несказанное величие и посвятил ей немало прекрасных строк.

Звучит стихотворение «Унылая пора. » в исполнении учеников.

Учитель: Пушкин очаровал нас золотой осенью. Именно вслед за Пушкиным мы начинаем любить осень не меньше весны и лета.

Какие чувства пробуждают в нас стихотворения о природе?

Ответы учеников: ( любовь к природе, которая пробуждает в нас любовь к родному краю, своей Родине).

Учитель: Да, А.С. Пушкина по праву называют «чудом русской литературы». Нет, наверное, ни одного крупного писателя, который бы не сказал свое особое слово о родоначальнике нашей классики, но все ценили его за то, что он ценил в себе.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Ученики читают стихотворение «Памятник».

Учитель: Но поэт не только пророк, ему знакомы самые простые, обыденные чувства.

Но как он их передает!

Читая некоторые стихи Пушкина, поражаешься его жизнелюбию, умению вселять в людей надежду и веру.

А особенно мне нравится это.

Учитель читает стихотворение «Если жизнь тебя обманет…»

Учитель: Пусть это стихотворение, прозвучавшее в финале урока, будет для вас всех гимном жизнелюбию, пусть оно вселяет в вас веру в лучшее!

3. Подведение итогов урока.

Учитель: В. Г. Белинский точно определил назначение поэзии: « …развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека».

И сегодня в этом ее святое назначение. И тем больше гордости чувствуешь за нашу национальную культуру, что эти слова сказаны именно о пушкинской поэзии.

Ребята, а сейчас в виде сочинения – миниатюры выскажите свое мнение по поводу того, чем обогащает нас поэзия Пушкина?

Отрывок из сочинения ученика : (« Его поэзия помогает воспитывать в себе искренность и глубину чувств, умение видеть прекрасное в жизни, учит нас быть неравнодушными к природе, и к людям. Стихи Пушкина заставляют задуматься о времени и о себе, делают нас лучше, нравственно чище, духовно богаче. Поэзия Пушкина учит понимать красоту и доброту, воспитывает глубокую и искреннюю любовь к отчизне, желание посвятить ей «души прекрасные порывы».)

4. Домашнее задание и выставление оценок за урок:

Учитель: На следующий урок я вас попрошу: подготовиться к практикуму на тему: « Лирика любви и дружбы А. С. Пушкина» (анализ стихотворений « Во глубине сибирских руд», « Я помню чудное мгновенье…»). Повторите план анализа стихотворений.

Попрошу подготовить индивидуальное задание : подобрать музыкальное сопровождение к уроку, обосновать свой выбор. (1 ученик)

Задание для коллективной работы: рассказ об истории создания стихотворений. (2 ученика)

Учитель: Спасибо за работу, можете быть свободны!

Список использованной литературы при подготовке к уроку:

1. Аркин, И. И. Уроки литературы в 9 классе. Практические методики: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.

2. Большой справочник литературы. – М., 1999.

3. Николаев, П. А. Русские писатели: библиографический словарь. – М.: Просвещение, 1990.

4. Ревякин, А. И. История русской литературы XIX века. – М.: Просвещение, 1985.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Какое состояние природы передано в стихе бесы
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: