0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие чувства вызывает стих к морю

Анализ стихотворения «К морю» (А.С. Пушкин)

Стихотворения для поэтов не просто рифмованные друг с другом строки. Это собрание образов и символов, настроений и глубоких проблем. Каждый творческий человек вкладывает в свои произведения частичку своей души, мыслей и внутренних переживаний. Стихотворение «К морю» не стало исключением. Его автором является величайший русский поэт, драматург и прозаик, который также стал основателем русского реалистического направления – Александр Сергеевич Пушкин. Чтобы оценить смысл стихотворения «К морю», обратимся к его разбору. Постарайтесь вместе с Многомудрым Литреконом осознать важность каждого слова, ощутить настроение Пушкина и почувствовать тонкую натуру поэта.

История создания

Пребывая в южном изгнании (1820-1824), Пушкин создает ряд произведений, к которым относится и стихотворение «К морю». В то время Александр Сергеевич неосторожно обращается с провокационными высказываниями в сторону правительства, в поэтических строках читаются выступления против крепостного права и несправедливых законов, за что его хотели сослать в Сибирь, но, благодаря его друзьям, он оказывается в Одессе.

Поэт испытывал противоречивые чувства: ему не нравилась мелкая канцелярская должность, но ему нравилось Черное море, и он не хотел его покидать. Он видел в нем своего друга, который вдохновлял его, успокаивал и давал новых сил. Расставаясь с югом, А.С. Пушкин начал работу над прощальным произведением. Стихотворение было закончено только в Михайловском в 1824 году. Из одной ссылки поэта перебросили в другую.

Есть интересные факты о южной ссылке поэта. Оказывается, Пушкин, удрученный несправедливым отношением к себе, готовил побег за границу по Черному морю. Он, несмотря ни на что, не желал покориться воле царя и отбывать свой срок на юге. Кроме того, жизнь в России была ему противна из-за враждебности света и тирании власть имущих. Но идея с побегом не увенчалась успехом, и поэт был вынужден от нее отказаться. Его романтическая натура была склонна к переменчивости. Поэтому данное стихотворение хранит чувства неудавшегося эмигранта, который расставался с мечтами о свободе, прощаясь с Черным морем. На это есть прямые указания в тексте: «Не удалось навек оставить мне скучный, неподвижный брег». Его задержала страсть к Елизавете Воронцовой, о чем он тоже намекнул к тексте.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения – элегия. Это лирическое произведение, в котором поэт передает глубокие личные переживания, пропитанные настроением грусти и тоски. Покинув море, он печалится, ведь для него «мир опустел». Поэт вспоминает: «Как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас…».

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифма перекрестная.

Направление, к которому следует отнести произведение — романтизм. В тексте поднимаются типичные для данного концепта темы: одиночество, томление, тоска и грусть. Герой — одинокий странник, противопоставляющий себя обществу — это тоже типичная черта. Даже жанр элегии характерен для романтизма.

Композиция

Композиционно можно поделить стихотворение на несколько частей. Это можно объяснить тем, что поэт начинал его писать, еще находясь в Одессе, а закончил уже вдали от Черного моря.

  1. В первой части герой восхваляет и восхищается морем: «Ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой».
  2. Далее отметим ностальгические настроения героя, который с грустью вспоминает, как он бродил по берегу и наслаждался каждой минутой, проведенной с морем. Поэт упоминает и образ Наполеона, также и образ Байрона, но уже не называет его.
  3. Закончив с теплыми воспоминаниями, Пушкин переходит к прощанию: «Прощай же, море! Не забуду твоей торжественной красы…».

Образы и символы

Произведение наполнено различными образами.

  • Образ моря. Главным лирическим героем стихотворения становится море — гордое и свободное, как подчеркивает автор. Это верный друг того, кто его воспевает. Оно своенравно, его краса «торжественна», но в то же время вечерний гул волн успокаивает и умиротворяет. Оно может быть и спокойным, оберегая моряков, а может разрушить и «стаю кораблей». Александр Сергеевич подчеркивает могущество и независимость своего «приятеля», расставание с которым кажется ему трагедией. Море стало настолько близко герою, что он наделяет себя его признаками («брожу я тихий и туманный»). Гул волн кажется ему шепотом друга. Сам образ является отражением настроения героя.
  • Наполеон (французский император, завоевавший всю Европу) становится еще одним романтическим образом в произведении. Его пожизненное заключение на затерянном одиноком острове считалось реальным воплощением трагической судьбы непонятого толпой гения. Наравне с Наполеоном появляется и «другой властитель наших дум» — Байрон (английский поэт, родоначальник романтизма). Это тоже романтический образ гонимого и непонятого странника, который погиб, защищая народ Греции в братоубийственной войне. Его автор упомянул, чтобы показать свое внутреннее состояние, ведь из одной ссылки он поехал в другую. Он, как и Наполеон, является невольником страстей при дворе, пленником режима, а сходства с Байроном можно найти в характере поэта: он решителен, горяч, но одинок и не понят толпой. Он называет Байрона «могучим, глубоким и мрачным». Эти же черты можно отнести к самому поэту.
  • Лирический герой. Перед нами вольнолюбивый и пылкий поэт, который планировал побег из России по морю. Его задержала страсть к женщине, но жалеть ему не о чем, ведь в море есть только один пункт, который мог бы его заинтересовать — остров изгнания Наполеона. Но в остальных странах, куда он хотел бежать, цивилизация стерла границы между свободой и рабством, поэтому та или иная тирания ждет его везде. Такие взгляды свойственны поэтам-романтикам: они пропагандировали возврат к естественной жизни вне цивилизации. Переживания и думы лирического героя говорят читателю о том, какая система мировоззрения сформировалась у него за годы гонений. Ему близка идея о порочности всех государственных институтов, зато стихию он превозносит и противопоставляет ее гордость и независимость диктатуре. Спасение людей и себя самого он видит в естественности — в природе, любви и гармонии. Само море отражает его характер: свободный, сильный и своенравный.
  • Просвещение и тиран — это две стороны одной медали: Европейская и Российская система правления. Если в странах Европы была эпоха Просвещения (научный и промышленный прогресс, разветвленная система правления из реально работающих государственных институтов, которые не работают по указке одного человека), то в России была абсолютная монархия (один царь, застой во всех сферах, кроме военной, более жесткие законы и порядки). Но обе крайности не устраивают поэта, ведь во всем реальном есть недостатки, а он мысленно устремился за идеалом свободы в просторы соленых вод.

Темы, настроение, проблемы

  1. Основная тема стихотворения — свобода. В поисках независимости герой хотел отправиться в Европу по морю, но понял, что и там он не найдет своего идеала. В пример он приводит судьбы Наполеона и Байрона: оба они и в свободной Европе оказались невольниками. Значит, «судьба земли везде одна и та же»: всюду верх берет господство сильных, а остальные остаются ни с чем. Поэт не видит в окружающем мире ни политических, ни социальных, ни творческих свобод, поэтому решает остаться на своем берегу.
  2. Еще одна важная тема — одиночество. Герой видит друга только в стихии, а также описывает удел известных людей: и Наполеон, и Байрон умерли в одиночестве и непонимании. Поэт также далек от общества, ведь он всегда один. Очередная ссылка вновь принуждает его уехать, и на этот раз он прощается с единственным товарищем — морем.
  3. Поэт и поэзия. Пушкин описывает судьбу и характер Байрона, чтобы показать типичный для творца жизненный путь: «Исчез, оплаканный свободой, оставя миру свой венец». Неукротимый и гордый поэт погиб в цвете лет, но оставил за собой яркий след, необходимый потомкам. Даже море волнуется о его кончине.
  4. Оставила свой отпечаток и тема любви. «Могучей статью очарован, на берегу остался я» — пишет поэт о том, почему он не уехал. Именно любовь удержала его на родном берегу.
  5. Основная проблема стихотворения «К морю» — тирания. Везде человек закован в рамки, всюду его неволят обстоятельства. Власть приговорила и самого героя к изгнанию и несвободе. Ее сила довлеет надо всей землей: бежать некуда. Она настигла и раздавила Байрона, бежавшего в Грецию, и Наполеона, заточенного на острове.
  6. Другая проблема — расставание. Стихотворение пронизывает печаль, ведь герой должен разлучиться с любимым другом — морем. Он искренне сожалеет об этом и прощается с грустью и болью в душе.

Основная идея

Смысл стихотворения «К морю» заключается в подведении итогов долгих размышлений и томительного ожидания изгнанника в ссылке. Поэт хотел бежать, но осознал, что бежать некуда, если «мир опустел». Величайшие люди своего времени — Байрон и Наполеон — не смогли уйти от вездесущей тирании, они пали ее жертвами, хотя нашли едва ли не самые укромные места на планете. Значит, и ему, лирическому герою, не стоит покидать родные берега. Жалеть ему не о чем, разве что о разлуке с морем, которое подарило ему надежду.

Главная мысль стихотворения — протест против любой цивилизации. Человек может быть счастлив только на лоне природы, слыша ее голос. Естественные чувства и блага — все, что нужно для радости. Свобода, любовь, окружающий мир, полный «торжественной красоты» — вот, что действительно важно. К этим идеалам стремится поэт, отметая славу Наполеона, ушедшую в гробницу, и бунт Байрона, окончившийся ничем.

Средства выразительности

В соответствии с отношением к морю поэт подбирает тропы.

  • Эпитеты. У Пушкина много эпитетов, которые описывают величавое море: «торжественная краса», «гордая краса», «свободная стихия», «грустный шум», «шум призывный», «я тихий и туманный», «заветным умыслом», «смиренный парус» и т.д.;
  • Метафоры. Основным средством, конечно же, являются метафоры: гул волн автор называет «гласом бездны», море — «пустыней», поэта — «властителем дум».
  • Сравнения. Александр Сергеевич использует также сравнение: «Как друга ропот заунывный…», «как бури шум».
  • Олицетворение. Все стихотворение постоянно на этом тропе, ведь поэт обращается к морю как к живому существу. «Стая тонет кораблей» — тоже олицетворение, ведь в стаю собираются только живые существа.
  • Инверсия тоже часто употребляется в тексте: «Ты катишь волны голубые»; «Как друга ропот заунывный».
  • Также автор использует в тексте архаизмы: «вотще», «глас» и т.д. Это необходимо для придания стихотворению высокого штиля.

Произведение «К морю» Александра Сергеевича Пушкина поистине богато по настроению и идейному содержанию. В произведении описания моря открывают перед читателем возможность поговорить о душевных переживаниях человека, о свободе и зависимости, грусти и радости существования.

Полный анализ стихотворения «К морю» (А. С. Пушкин)

Полный анализ стихотворения «К морю», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, позволяет проникнуться теми чувствами, которые автор старался нам донести. Он восхищается морской мощью и свободой. Полный анализ от команды Литеровед.ру поможет понять и прочувствовать эмоции, переполнявшие автора в момент написания данного произведения.

  1. История создания
  2. Жанр стихотворения и размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы и проблемы
  6. Средства выразительности
  7. Основная мысль произведения

История создания

Отбывая наказание в ссылке на Юге, Александр Сергеевич и написал это стихотворение. Он старался меньше комментировать власть, указывая на её недостатки, поскольку за свои свободные высказывания в адрес правительства он должен был отбывать наказание в Сибири. Спасибо большое друзьям Александра Сергеевича, они добились того, чтобы поэта отправили в Одессу. Здесь настроение Пушкина было двояким. С одной стороны ему очень не нравилась и его должность, и место, а с другой – он безумно любил море. Оно стало для него своеобразной музой, которая вдохновляет творцов на шедевры.

Написал автор это стихотворение в 1824 году, уже перебравшись в Михайловское, где так же находился в изгнании.

Пребывая на Юге, Пушкин собирался совершить побег за границу, что можно увидеть в строках произведения.

Мне скучный, неподвижный брег

Тебя восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Его не устраивала нынешняя власть, с которой он не собирался мириться. Да и вообще он не видел смысла оставаться жить в России, поскольку презирал тиранию. Но его замыслам так и не удалось исполниться, поскольку Александр Сергеевич был очень влюбчивой натурой с переменчивым характером. Причиной изменения планов поэта стала Елизавета Воронцова, к которой творец воспылал любовью.

Жанр стихотворения и размер

Это стихотворение смело можно отнести к элегии. Он разговаривает с морем, которому рассказывает о всех своих личных переживаниях и планах. В каждой строчке чувствуется настроение автора, его переживания и размышления. Так же чувствуется его любовь к морю, привязанность к бескрайним берегам и волнам. Ему он посвящает прекрасные слова, которые пропитаны грустью разлуки.

Читать еще:  Мы так нелепо разошлись чьи стихи

Размер стихотворения – это четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Направление – романтизм, потому что в тексте остро поднята тема одиночества, грусти и тоски. Герой одинок, ему больно и грустно.

Композиция

В данном стихотворении ярко прослеживается то, что писалось оно в разных местах. Первая часть была написана в Одессе на берегу Чёрного моря. О нём Пушкин говорит прекрасные слова, восхищается им.

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

Дальше мы видим воспоминания поэта, который грустит о былых временах, когда он жил рядом с морем и мог наслаждаться его видом. Бродить по берегу и просто любоваться. Он очень привязался к морю, поэтому разлука давалась ему тяжело.

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И в завершении, Александр Сергеевич прощается с морем. Ему сложно это сделать, но он понимает, что другого выхода у него нет. Да, он будет скучать, и грустить, но обстоятельства вынуждают сделать этот шаг.

Не забуду Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Образы и символы

В стихотворении «К морю» автор использует большое количество образов.

Первым образом, безусловно, можно выделить образ моря. Оно выступает в роли лирического героя и предстает перед нами в своем прекрасном и гордом обличии. Оно становится верным другом поэту, что чувствуется на протяжении всего стихотворения. Плеск морских волн успокаивает поэта. Так же Пушкин показал и переменчивость моря, которое может быть словно колыбелью для моряков, а может потопить «стаю кораблей». Этим самым подчеркивается могущество морской пучины, передается характер. Море стало для Александра Сергеевича настоящим товарищем в этот непростой период его жизни.

Образ Наполеона, в свое время пожизненно заключенного на острове, проводит параллель с автором – таким же непонятым и гонимым гением.

В образе Бродского автор так же показывает свое состояние, ведь он тоже был не понят и погиб, защищая народ. Пушкин вспоминает его по той причине, что его самого из одной ссылки сразу же направляли в другую.

С двумя этими героями автор сравнивает себя, в каждом из них – он видит свое отражение. Он так же был не понят толпой, так же гоним, решителен, но очень одинок.

И, наконец, образ лирического героя в данном произведении. Это молодой поэт, который больше всего любит и ценит свободу. Он планирует побег по морю, поскольку разочарован в существующем режиме и не видит для себя дальнейшей жизни в Росси. Но его замыслам не удается исполниться, и всему виной любовь! Это прекрасное чувство, которое с головой захлестнуло поэта.

Благодаря размышлениям лирического героя, мы можем понять мысли самого Пушкина. Всё больше и больше разочаровываясь во власти, он начинал восхищаться природой. Её свободой и независимостью, величием и гордостью. Та любовь и гармония, которою так ценит поэт, существует только лишь в природе. Поэтому он настолько и привязался к морю, потому что именно в нем он находил самые ценные черты – свободу, силу и могущество.

Что же касается образа просвещения и тирана – то с их помощью автор показывает систему правления в Европе и России. Системы правления абсолютно разные, но ни один из них не близок поэту. Ему близка только лишь свобода и независимость морских пучин.

Темы и проблемы

Основных тем в произведении можно выделить две.

Первая – это тема свободы. Герой хочет убежать от окружающего его устоя, но вспомнив Наполеона и Байрона, понимает, что не добьется желаемого. Он считает, что в Европе, как и в России, нет свободы. Поэтому, какой смысл куда-то бежать? Везде его ждет одно и то же.

Второй проблемой Александр Сергеевич поднимает тему одиночества. Он видит, что такие известные люди, как Наполеон и Байрон умерли одинокими, так и не понятыми другими. Он разделяет их судьбу, так как тоже является своего рода одиночкой. Его не понимает толпа, он не понимает власть и не собирается с ней мириться. Единственным близким другом ему становится море, но и его он вынужден покинуть из-за очередной ссылки.

Не обошлось и без темы любви. О ней автор говорит вскользь, но именно она стала причиной его решения остаться.

Проблемой же этого стихотворения автор видит всемирную тиранию. Отсутствие возможности жить свободной жизнью, ущемление взглядов, и невозможность прямо выражать свои мысли – это то, с чем не может смириться автор.

Проблема разлуки появляется на фоне все той же тирании. Автор вынужден уезжать от своего товарища в ссылку, а ведь он так полюбил море. Эму безумно грустно и больно расставаться, но жизнь не оставляет ему выбора.

Средства выразительности

В этом стихотворении Александр Сергеевич использует все средства выразительности: эпитеты (чтобы подчеркнуть величие и могущество моря), метафоры, сравнения, олицетворения (на протяжении всего стихотворения автор общается с морем и наделяет его качествами живого человека), инверсии и архаизмы.

Основная мысль произведения

В стихотворении «К морю» автор показывает все величие природы. Он считает, что это единственное, что может сделать человека счастливым. Он разочарован не только во власти России, но и во всем мире. Поэтому, решившись на побег, он передумал, поскольку понимал что во всем мире происходит одно и тоже.

Величайшие люди эпохи так и не смогли убежать от властвующей тирании, поэтому и ему нет смысла покидать свою родную землю.

Весь стих пронизан нежными чувствами к морю, которые автор передает, не скупясь на эпитеты. Он очень стал к нему привязан, поэтому разлука ему дается очень тяжело.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К морю»

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К морю.
История создания – произведение было написано в 1824 г., поэт начал работать над ним накануне отъезда из Одессы, а дописал в Михайловском.

Тема стихотворения – тема свободы, восхищение морем, водной стихией.

Композиция – По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает своё восхищение, рассказ о том, что было пережито у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. Произведение состоит из четырёх- и пятистиший.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, в некоторых пятистишиях – кольцевая АВВА.

Метафоры – «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой».

Эпитеты – «свободная стихия», «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса».

Сравнения – «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений».

Жанр, направление, размер

Произведение «К морю» вбирает черты, характерные для жанра элегии. Историческая, биографическая и философская лирика переплетаются, наделяя произведение глубоким смыслом. В стихотворении очевидна тесная взаимосвязь пейзажной и личностной тем, их специфика говорит нам о том, что данный текст написан в соответствии с канонами романтизма – глобального направления в мировом искусстве. Оно характеризуется особым вниманием творца к природе, ведь в ней, как правило, отражается его эмоциональное состояние. На языке стихий и явлений из окружающего мира поэт выражает настроение и скрытый посыл.

Размер стихотворения «К морю» — четырехстопный ямб. Александр Сергеевич специально берет его за основу, потому что так читателям гораздо легче услышать приятный шум волн.

История создания

С 1820 г. А. Пушкин пребывал в Южной ссылке. Сначала поэта отправили в Кишинев, но пыльная провинция угнетала его. Александр Сергеевич добился перевода в Одессу, где впервые увидел море. «Свободная стихия» сразу же пленила поэта свободой и величием. Морское побережье стало любимым местом, куда поэт отправлялся, чтобы предаться сокровенным мыслям.

В 1824 г. Пушкин получил разрешение возвратиться в родные края. Перед отъездом он начал писать стихотворение, в котором прощался с морем. Он понимал, что из-за строгого режима вряд ли получит возможность ещё раз побывать у моря. Анализируемое произведение было закончено в Михайловском.

Можно сделать несколько предположений, кому посвящено стихотворение: Байрону, Наполеону или Елизавете Воронцовой. Образы этих людей скрываются за метафорическими стихами.

Стихотворение Пушкина «К морю»: художественные средства

Описывая море, поэт использует метафоры и метафорические эпитеты, которые всенепременно связаны с темами свободы и заточения. Яркими тому примерами могут послужить встречающиеся в стихотворении словосочетания: «свободная стихия», «блещешь гордою красой», «мой поэтический побег», «я был окован» и другие.

Помимо этого, Пушкин пользуется таким приемом, как перифраз – любимое средство поэтов-романтиков. Море он описывает как «свободную стихию» и «моей души предел желаний». Об острове Святой Елены говорит, что это «одна скала, гробница славы». Байрона описывает словами «другой властитель наших дум».

Само произведение создано при помощи излюбленного поэтом размера – четырехстопного ямба. Также в стихотворении прослеживается присутствие ассонанса, литературного приема, основанного на чередовании открытых и закрытых звуков, что имитируют шум морского прибоя. К тому же присутствуют аллитерация и анафора.

Главная тема стихотворения – красота и могущество морской стихии. В контексте нее развиваются проблемы свободы, любви, поэтического творчества. Каждая из дополнительных проблем воплощается в образах реальных людей: Наполеона, Байрона, Воронцовой.

В центре произведения – лирический герой и море. В первой строфе наблюдаем за лирическим героем, который обращается к водной стихии с прощальными словами. Далее Пушкин создает пейзажные зарисовки, наполненные не только зрительные, но и слуховые образы. Морские картины сливаются с мыслями лирического героя. Он признается, что часто приходил на побережье, «заветным умыслом томим». В такие минуты море превращалось в чуткого друга, отзывалось поэту. В водной стихии лирического героя привлекают свобода, своенравие и властность.

У моря лирический герой привык быть откровенным с самим собой. Он не утаивает, что пытался сбежать с берега, но не смог, так как был «могучей страстью очарован». В этих строках автор намекает на нежные чувства к Елизавете Воронцовой. Берег в стихотворении противопоставляется морю, герою он кажется скучным и неподвижным.

Постепенно монолог лирического «я» наполняется образами людей, которые стали значимыми в истории, литературе и жизни Пушкина. Сначала душа героя поражается воспоминанием о скале, куда отправили Наполеона. Несколько строф посвящено Байрону. Его поэт называет гением, «властителем дум», певцом моря. Лирический герой восхищается могуществом, неукротимостью Байрона, считая, что этого человека создало само море.

В последних строфах повторяются слова прощания. Лирический герой обещает, что никогда не забудет море, частичку его духа заберёт с собой.

Основные темы

В стихотворении «К морю» поэт рассуждает о многом: судьбе, жизни и смерти, свободе и неволе. Естественно, центральный образ – это море, тема прощания с ним звучит особенно пронзительно и отчетливо. Море превращается в единственного друга, именно ему адресуются строки стихотворения.

Вся картина морской стихии построена на образах свободы и заточения. Противопоставляя свободную природу несвободному человеку, поэт рассказывает морю о своих мыслях. О том, как думал о бегстве, о неспособности выжить в чужих странах, о том, как мир покидают великие люди, и о своем ожидании. Тему стихотворения Пушкина «К морю» можно обозначить как разговор человека и природы.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой»; эпитеты «свободная стихия», – «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса»; сравнения – «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений». При помощи метафор поэт создаёт оригинальные образы всемирно известных людей.

Шум морских волн передается посредством аллитерации «з», «с», «ш»: «Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз».

Читать еще:  11 чохонелидзе н учим стихи по картинкам 2006 кто издательство

Композиция

В данном стихотворении ярко прослеживается то, что писалось оно в разных местах. Первая часть была написана в Одессе на берегу Чёрного моря. О нём Пушкин говорит прекрасные слова, восхищается им.

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Дальше мы видим воспоминания поэта, который грустит о былых временах, когда он жил рядом с морем и мог наслаждаться его видом. Бродить по берегу и просто любоваться. Он очень привязался к морю, поэтому разлука давалась ему тяжело.

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

И в завершении, Александр Сергеевич прощается с морем. Ему сложно это сделать, но он понимает, что другого выхода у него нет. Да, он будет скучать, и грустить, но обстоятельства вынуждают сделать этот шаг.

Не забуду Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

ШколеNET

Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен петербургским начальством в псковское село Михайловское. Еще в Одессе поэтом овладевали мрачные настроения. «Скучно … вот припев моей жизни» — писал он своему другу Дельвигу, при этом называя себя «ссылочным невольником». А тут еще предстояла разлука с морем, поддерживающим в Пушкине творческие силы на протяжении всей южной ссылки. Так появилось стихотворение «К морю». Прощание Пушкина с морем — это прощание двух стихий: поэтической стихии и стихии самой природы. Поэт восхищается «гордою красой» моря, в последний раз слышит его «грустный» и «призывный шум». Четвертая строфа — признание в любви к морю. Что же так любил Александр Сергеевич в «свободной стихии»? «Глухие звуки», «глас бездны», «тишину», «своенравные порывы» — все это было близко и самому Пушкину. Но желание слиться со стихией, «навек оставить скучный, неподвижный брег» осталось неосуществленным. «Вотще рвалась душа моя» — восклицает Пушкин, очарованный «могучей страстью» моря. Как с другом, как с братом ведет Пушкин свой прощальный разговор с морем. К «неукротимой» стихии он смело обращается на «ты»: «Ты ждал, ты звал …» И море отвечает ему, рождая в воображении образы и судьбы двух знаменитейших исторических личностей: французского полководца и английского поэта. Пушкин вспоминает о бесславной кончине «среди мучений» на острове Святой Елены великого Наполеона и о смерти лорда Байрона, участвовавшего в Греции в борьбе за освободительное движение. Смерть последнего поэт сравнивает с «шумом бури» и призывает море, чьим духом был создан Байрон, «взволноваться непогодой». «Оплаканного свободой» гения английской поэзии Пушкин называет «властителем дум» и певцом моря. С его гибелью мир становится пуст. Тринадцатая строфа вполне закономерно привносит в стихотворение политический мотив. Где бы ни встречал поэт благо, «на страже» всегда стоит тиран. И в этом судьба не только Пушкина, но и всех людей на свете. Вновь и вновь возвращаясь к прощанию с морем, поэт так и не смог с ним расстаться. Связано это было с тем, что «свободная стихия» жила в его сердце. Наполненный ею, уезжая в ссылку, Александр Сергеевич унес в себе — в своих мыслях и в своей душе — «скалы», «заливы», «блеск», «тень» и «говор волн». Разлука не состоялась, ведь на Пушкине, так же как и на Байроне, «был означен образ» моря. Стихотворение «К морю» — яркое и сильное по своей поэтической глубине — волновало умы и сердца не только современников Пушкина, но и его последователей. Марина Цветаева — поэт серебряного века — в очерке «Мой Пушкин» как никто другой описала свое впечатление от этого стихотворения. Будучи еще маленькой девочкой, никогда не видевшей моря, она полюбила море всем своим трепетным сердцем, прочитав однажды «К морю» Пушкина. Только море ее навсегда стало морем прощания. Вместе с поэтом XIX в. она «переносила» море в «леса» и «молчаливые пустыни», и никогда не давала «свободной стихии» остыть в своей душе.
более месяца назад

Литературное направление

Время написания элегии относится к периоду перехода Пушкина от романтизма к реализму.

В 1824 году умирает кумир пушкинской юности, великий английский романтик Дж. Г. Байрон. В стихотворении «К морю» поэт упоминает об этом.

Вместе с уходом лучшего из романтиков завершается эпоха романтизма. Чувствуя это, Пушкин прощается с прежней манерой письма и обретает новые образы, мотивы, поэтические интонации.

От романтизма стихотворению «достаётся» жанровое обозначение – элегия, общий лирический настрой, тема дружбы, любви и одиночества и разлуки, эмоциональная полярность, переживание, доведённое до предела.

От реализма Пушкин заимствует привязанность к современным, действительно происходящим событиям (смерть Байрона, изгнание и смерть Наполеона), ретроспективность, тяготение к конкретным, чётко прорисованным метафорам.

Жанр стихотворения «К морю»

Данное произведение носит личностный характер для самого Пушкина. Это разговор с морем, в котором великий поэт восхищается непокорной стихией и проводит некую аналогию с собой. Он такой же непокорный, за что и расплачивается своей южной ссылкой.

Краткий анализ стихотворения А.С. Пушкина «К морю» сможет позволить нам понять, что жанр данного творения – это философическая элегия.

Прощальный монолог с морем открывает для нас душу великого поэта, его намерения и грусть. Пушкин не раз в своем творчестве пользовался данным приемом. В изгнании только в море он видит своего единственного друга.

Анализ стихотворения «К морю» (А. С. Пушкин)

Автор: Guru · 01.11.2017

Тема природы занимает далеко не последнее место в лирике А.С. Пушкина. Поэт всегда невероятно красиво и чувственно описывает окружающую среду. Говоря о его мастерстве, нельзя пройти мимо стихотворения «К морю», ведь оно включает всё самое прекрасное из творчества автора: сильное смысловое содержание, художественный слог, грустное душевное состояние, повышенную чувствительность.

История создания

Уже из названия видно, чему посвящено стихотворение. Автор как будто проводит параллель между водной стихией и своей тягой к свободе, нашедшей воплощение в просторе вод. И это не удивительно, ведь данное произведение поэт написал в 1824 году. Тогда, в 20-х годах 19 столетия, его отправили в южную ссылку, ведь независимость и протест его творчества сильно не нравились цензорам. Времена были неспокойные: преддверие декабристского восстания 1825 года! Творец был тесно связан с оппозиционным движением и разделял его идеалы, воплощая их в лирике. Это и стало предпосылкой для его изгнания из столицы, которое, кстати, спасло его от непосредственного участия в восстании на Сенатской площади и ареста.

После перевода в Одессу он впервые встретился с морем, вследствие чего и родилось такое живописное стихотворение, завершающее возвышенный цикл романтических элегий. Лирический герой тоскует по свободе, находя ее в могучей стихии, но теряя среди людей. Упоминая тиранию и просвещение, что сплелись воедино и оплели народ, он сетует на деспотичный политический режим в Российской Империи. Данная ссылка сменилась заточением в Михайловском, поэтому Пушкин именно прощается с морем, которое, по милости властей, может не увидеть больше.

Интересен вопрос, кому посвящено это произведение. Во-первых, в 1823 году трагически погиб поэт Байрон, один из любимых творцов Пушкина. К этому событию относятся строки: «Другой от нас умчался гений». Во-вторых, Пушкин вскользь упомянул Наполеона, когда писал о гробнице среди морей – острове св. Елены, где умер величайший полководец. В-третьих, Александр Сергеевич во время написания этого теста был пленен красотой Елизаветы Воронцовой, и свое чувство излил в словах: «Могучей страстью очарован».

Жанр, направление, размер

Произведение «К морю» вбирает черты, характерные для жанра элегии. Историческая, биографическая и философская лирика переплетаются, наделяя произведение глубоким смыслом. В стихотворении очевидна тесная взаимосвязь пейзажной и личностной тем, их специфика говорит нам о том, что данный текст написан в соответствии с канонами романтизма – глобального направления в мировом искусстве. Оно характеризуется особым вниманием творца к природе, ведь в ней, как правило, отражается его эмоциональное состояние. На языке стихий и явлений из окружающего мира поэт выражает настроение и скрытый посыл.

Размер стихотворения «К морю» — четырехстопный ямб. Александр Сергеевич специально берет его за основу, потому что так читателям гораздо легче услышать приятный шум волн.

Композиция

Анализируя композицию произведения, можно выявить 3 части, тональность которых постепенно нарастает.

  1. В 1-ом четверостишие лирический герой с тоской в сердце расстается с водной гладью моря, вспоминая дни, когда он «бродил тихий и туманный» по берегу.
  2. Во втором смысловом отрывке Пушкин сравнивает личность, которая привыкла к свободе, с непокоренной стихией вод. Здесь также представлены такие лица, как Наполеон и Байрон, являющиеся символами мятежного духа.
  3. Если говорить о третьей части, то нужно отметить, что здесь писатель серьезно размышляет о предназначении личности, окунаясь в глубь философии, а потом снова обращается к образу моря.

Лирический герой и образ моря

  • Образ лирического героя во время всего стихотворения остается неизменным. Он хочет освоить необъятные просторы моря, но в то же время не может покинуть «скучный, неподвижный брег», потому что очарован окружающей красотой. Здесь же упоминается о попытке Пушкина сбежать в Европу, ведь невыносимость заточения в одном городе его тяготила. Видно, как манит его водная гладь, как дорога к желанной свободе. Мятежность своего духа он сравнивает с переменчивым и взрывным характером морских волн. Ему свойственна рассудительность, например, он анализирует историческую фигуру французского императора. Также мы можем сказать о его чувствительности и эстетическом чутье, ведь ему действительно жаль расставаться с пронзительно прекрасными южными пейзажами.
  • Необходимо проанализировать и образ моря, т.к. эта стихия сравнивается с волей, которая не зависит от человека, власти или же рока. Автор говорит нам о том, что его невозможно укротить даже правителю или определенной техникой. Оно является аллегорическим символом независимости и своенравия, поэтому изгнанник чувствует его солидарность и поддержку. Глубины вод таят в себе опасную и непредсказуемую силу, как и личность, которая тянется к свободе даже тогда, когда «берега» давят со всех сторон.

Анализ произведения помогает определить печальный мотив изгнания, пронизывающий строки. Это можно заметить еще с самых первых строк, в то время как главный герой скорбит о разлуке с природной стихией. После этого герой думает о смерти Наполеона и гибели Байрона, и затем уже переходит к философским размышлениям, во главе которых по-прежнему символ моря. Автор считает, что куда бы ни направился человек, его подстерегает участь, имя которой «власть», а счастливые волны избежали подобного давления, и в этом их сила. Из-за этих рассуждений настроение приобретает оттенок безнадежности.

  • Главная тема красота природы — задает тон во всем содержании стихотворения «К морю». Автор нежно описывает дивные богатства южного края, как облик прекрасной женщины. В пейзаже он видит идеал свободы от гнета городской цивилизации и власти тиранов, говоря о полезном влиянии мира естественного на натуру человека.
  • Однако основная тема стихотворения «К морю» переплетается и с рядом других тематик, таких как политика и философия. Кроме того, здесь можно отследить взаимодействие личности и общества, индивида и власти. Осознав, что народ не сможет переустроить государство, поэт начинает рассуждать о личной свободе отдельно взятых людей, отсюда и вытекает главная мысль поэта о собственном выборе внутренней свободы и ее превосходстве над попытками его заточить. Пушкин осуждает не только авторитарную власть, но и саму систему общественной иерархии, где ценность людей определяется по рангам, а не по поступкам или уму. Ей он противопоставляет силу и гармонию природы, где царят извечные закономерности мироздания, а не придуманные человеком аналоги.

Текст прост и ясен лишь на первый взгляд. Но принимая во внимание смысловые тонкости работы, мы можем понять, каковая главная мысль стихотворения «К морю». Пушкин, говоря о желании побега, приводит к выводу, что не жалеет об упущенной возможности покинуть родину. Он анализирует участь Байрона, который погиб в войне греков за свободу, смерть Наполеона, который хотел освободить народ от монархического и дворянского владычества, но добился лишь того, что умер в безвестности на острове св. Елены. В финале лирический герой приходит к выводу, что повсюду, где есть цивилизация, независимость попирается и преследуется, поэтому океану некуда его забросить: везде тирания. Свободны лишь волны вдали от городов и государей, а люди вынуждены жить в опустевшем мире, где настоящие вольнодумцы принимают на себя тяжелейшее бремя борьбы и в одно мгновение просто не выдерживают его. Поэтому основная мысль Пушкина заключается в том, что истинная независимость сохраняется только внутри, зато против нее бессильны правители и жандармы всех стран.

Читать еще:  Стихи которые учат жизни

Художественные средства выразительности

Ни одно стихотворение не может обойтись без тропов. Эпитеты, характерные романтическому направлению, помогают передать всю красоту окружающей местности: свободная стихия, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки и многие другие. Стихотворение наряду с эпитетами сопровождается еще и сравнением:

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный…

Также автор использует риторические вопросы и восклицания для того, чтобы заострить внимание на важных философских аспектах: «Моей души предел желанный!», «О чем жалеть? Куда бы ныне// Я путь беспечный устремил?», «Меня б ты вынес, океан?»

Умолчание направлено на то, чтобы люди самостоятельно поразмышляли о проблемах, затронутых автором: «Ты ждал, ты звал…», «Одна скала, гробница славы…», «Мир опустел…»

Разбор стихотворения показал, что можно выделить в произведении «К морю» черты романтического и реалистического. Именно после этой работы наступает новый этап в творчестве Пушкина.

Анализ стихотворения «К морю» Пушкина

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 161.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 161.

А. Пушкин восхищался морем, ведь в свободной, могущественной стихии чувствовал родную душу. Этой стихии было посвящено стихотворение «К морю», которое поэт написал, будучи в южной ссылке: произведение отражает его тоску по свободе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «К морю» по плану, который пригодится для урока литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К морю.

История создания – произведение было написано в 1824 г., поэт начал работать над ним накануне отъезда из Одессы, а дописал в Михайловском.

Тема стихотворения – тема свободы, восхищение морем, водной стихией.

Композиция – По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает своё восхищение, рассказ о том, что было пережито у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. Произведение состоит из четырёх- и пятистиший.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, в некоторых пятистишиях – кольцевая АВВА.

Метафоры«катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой».

Эпитеты«свободная стихия», «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса».

Сравнения«Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений».

История создания

С 1820 г. А. Пушкин пребывал в Южной ссылке. Сначала поэта отправили в Кишинев, но пыльная провинция угнетала его. Александр Сергеевич добился перевода в Одессу, где впервые увидел море. «Свободная стихия» сразу же пленила поэта свободой и величием. Морское побережье стало любимым местом, куда поэт отправлялся, чтобы предаться сокровенным мыслям.

В 1824 г. Пушкин получил разрешение возвратиться в родные края. Перед отъездом он начал писать стихотворение, в котором прощался с морем. Он понимал, что из-за строгого режима вряд ли получит возможность ещё раз побывать у моря. Анализируемое произведение было закончено в Михайловском.

Можно сделать несколько предположений, кому посвящено стихотворение: Байрону, Наполеону или Елизавете Воронцовой. Образы этих людей скрываются за метафорическими стихами.

Главная тема стихотворения – красота и могущество морской стихии. В контексте нее развиваются проблемы свободы, любви, поэтического творчества. Каждая из дополнительных проблем воплощается в образах реальных людей: Наполеона, Байрона, Воронцовой.

В центре произведения – лирический герой и море. В первой строфе наблюдаем за лирическим героем, который обращается к водной стихии с прощальными словами. Далее Пушкин создает пейзажные зарисовки, наполненные не только зрительные, но и слуховые образы. Морские картины сливаются с мыслями лирического героя. Он признается, что часто приходил на побережье, «заветным умыслом томим» . В такие минуты море превращалось в чуткого друга, отзывалось поэту. В водной стихии лирического героя привлекают свобода, своенравие и властность.

У моря лирический герой привык быть откровенным с самим собой. Он не утаивает, что пытался сбежать с берега, но не смог, так как был «могучей страстью очарован» . В этих строках автор намекает на нежные чувства к Елизавете Воронцовой. Берег в стихотворении противопоставляется морю, герою он кажется скучным и неподвижным.

Постепенно монолог лирического «я» наполняется образами людей, которые стали значимыми в истории, литературе и жизни Пушкина. Сначала душа героя поражается воспоминанием о скале, куда отправили Наполеона. Несколько строф посвящено Байрону. Его поэт называет гением, « властителем дум» , певцом моря. Лирический герой восхищается могуществом, неукротимостью Байрона, считая, что этого человека создало само море.

В последних строфах повторяются слова прощания. Лирический герой обещает, что никогда не забудет море, частичку его духа заберёт с собой.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог-обращение лирического героя. По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает своё восхищение, откровения лирического героя о пережитом у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. В произведении чередуются четырёх- и пятистишия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.

Жанр – элегия, так как лирический герой грустит из-за скорого расставания с морем. Есть в стихотворении и элементы послания: обращения к морским просторам.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой»; эпитеты «свободная стихия», – «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса»; сравнения – «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений» . При помощи метафор поэт создаёт оригинальные образы всемирно известных людей.

Шум морских волн передается посредством аллитерации «з», «с», «ш»: «Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз».

«К морю» — анализ стихотворения А.С. Пушкина

Детальный разбор произведения

Прежде чем провести анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К морю», необходимо отметить, что анализируемое произведение не что иное, как монолог в форме обращения лирического героя.

История создания

С самого раннего детства поселилась в душе будущего поэта Пушкина любовь к природе. Это чувство крепло с годами и нашло своё художественное выражение в творчестве автора. Но к реалистическому изображению природы в своих произведениях Пушкин пришёл не сразу. Стихотворение «К морю» является одним из его последних творений в духе романтизма. Поэтому можно смело сказать о том, что эта работа стала завершающей в эпохе романтических идеалов автора.

История создания стихотворения «К морю» началась ещё в 1820 году, когда Александр Сергеевич пребывал в Южной ссылке. По настоянию поэта из Кишинёва его перевели в Одессу, где и произошло его знакомство с морем. «Необузданная стихия» сразу же пленила молодого мужчину своей свободой и величием, оставив самые яркие впечатления. С того момента набережная стала излюбленным местом Пушкина. Уже в 1824 году поэт получил разрешение на возвращение в родные края. Накануне отъезда он начал работу над стихотворением «К морю». Закончил же свою работу над ним он уже будучи в Михайловском.

Поэтический жанр

Жанр стихотворения «К морю» являет собой философическую элегию. В произведении весьма ярко выражены элегические черты. Причём они объединяют три жизненные сферы — философскую, историческую и биографическую.

Основная тема

Главная тема стихотворения «К морю» являет собой великолепие и мощь морской стихии. В контексте этого автор поднимает проблемы мятежного свободолюбия, нежной любви и пылкой страсти. Художественное изображение моря сочетается в кратких рифмованных строках с размышлениями поэта обо всех сложностях судьбы ссыльного. Мятежная стихия пленила Александра Сергеевича Пушкина потому, что очень уж была близка ему по духу.

Смысл стиха можно условно разделить на следующие части:

  • Восхищённое обращение к морю.
  • Повествование о том, какие чувства были пережиты у моря.
  • Воспоминания об известных исторических событиях и людях, ассоциирующихся с морем.

Оставшись один на один с морем, лирический герой проявляет предельную честность с самим собой, без пафоса и лицемерия. Он не скрывает того, что пытался покинуть берег, но не решился, в силу того, что был очарован страстью. Эти строки в какой-то степени указывают на трепет чувств к Лизе Воронцовой.

Далее в монологе кратко фигурируют образы известных в истории людей. Сначала в сознании героя всплывает мысль о Наполеоне. Есть в стихотворении и строки, посвящённые Байрону, которого поэт называет не иначе как гением.

В последних строчках вновь фигурируют слова прощания. Герой даёт обещание хранить в памяти частичку того настроения, которое подарило ему море.

Пушкин как бы связывает с морем людей, которые отличались любовью к свободе. Свободная стихия и свободный человек сильно отличаются друг от друга. При всём своём желании человек не может быть таким же свободным, как море.

В начале стихотворения доминирует личностный, в какой-то степени даже биографический смысл. Элегический мотив печали возникает у поэта при расставании с морем. Далее в тексте преобладают философские размышления Пушкина. В них море выступает в роли «свободной стихии», сравнимой с душой человека. Автор проводит параллель между своенравием человека и океана. Это отчасти верно, ведь оно может быть и тихим, и бушующим, как и человек со своими душевными порывами.

Кроме этого, в произведении образ моря отождествляется не только с человеческой душой, но и с судьбой, ведь она так же играет людьми, привнося горе и радость. С непредсказуемой водной стихией Александр Сергеевич сравнивает любовь и страсть.

Свободная стихия не зависит от внешних обстоятельств, никогда и никому не подчиняется, в отличие от человека, который зависит от многих факторов. Пушкин в написании стихотворения противопоставил себя, зависимого и несвободного человека, «свободной стихии». Он печалился, потому что в дальнейшем ему не предвиделось увидеть красоту моря.

Художественные средства выразительности

Средства выразительности, используемые автором, привлекают слушателя буквально с первых строк. Большое количество эпитетов, метафор, анафор и сравнений в тексте произведения делает его смысл более глубоким, а риторические вопросы и обращения создают эффект реального разговора. Игра слов и сочетание шипящих звуков создают ощущение присутствия на берегу океана.

В произведении использованы женская, мужская и перекрёстная рифмы.

Чтобы более красочно описать душевное состояние героя и детальнее передать великолепие, Пушкин использовал средства художественной выразительности. В тексте произведения автор применил:

  • Метафоры — «свободная стихия», «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован».
  • Эпитеты — «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег».
  • Сравнения — «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений».

Композиция поэтических строк

Говоря о композиции стихотворения «К морю», следует отметить, что она включает три постепенно нарастающих части. Каждая из них имеет сильное смысловое содержание:

  • Начало представлено обращением лирического героя к водной стихии с прощальной речью.
  • Во второй отрывке автор создаёт пейзажные зарисовки, сравнивает свободолюбивую личность с непокорённой морской стихией. Также он упоминает Наполеона и Байрона как личностей с мятежным духом.
  • Третья часть включает в себя философские размышления о предназначении личности и завершается обращением к морским глубинам.

Размер и рифма

Стихотворение написано при помощи четырёхстопного ямба и включает в себя два вида рифмовки, а именно — перекрёстную и кольцевую.

Идея стихотворения «К морю» носит личный характер. Это обращение к морю, в котором Александр Сергеевич восхищается непокорной стихией и проводит параллель с самим собой. Волновавшие его настроения Пушкин передал в художественных образах, которые способны сближать читателя с духом русского человека. А романтичность стихотворения он подчеркнул приподнятостью тона, насыщенностью восклицаний и риторическими вопросами.

Лирический образ героя, чувственное описание его переживаний делает произведение весьма популярным среди абитуриентов театральных вузов. Несмотря на то, что стих не включён в школьный план обучения, его часто рекомендуют к прочтению литературоведы в старших классах общеобразовательных учреждений.

Стихотворение является великолепным образцом лирики Александра Сергеевича Пушкина. В нём гармонично сочетается неповторимость пушкинского слова, объёмный сюжет, мелодичность, уникальная стилистика и чувственность.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector