0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие чувства вызывают стихи есенина о животных

Какие чувства вызывают стихи есенина о животных

Автор: Ахмедова Дилара Магомедовна

Организация: МКОУ, «Басинская ООШ»

Населенный пункт: Астраханская область, с. Басы

Цели урока: формирование знаний о творчестве С. А. Есенина, развитие умений анализа поэтического текста, формирование собственного мировоззрения.

Оборудование: портрет поэта,рисунки учащихся,(на доске)аудиозапись песни ,,Песнь о собаке’’.

Карточки с заданиями для групповой работы учащихсяпо стихотворениям: «Корова», «Табун», «Собаке Качалове»,карточки с дополнительной информацией.

Класс разделён на 3 группы ( по 6 человек).

Методы и приемы: метод-эврестический, приемы – беседа и слово учителя, групповая работа учащихся, выразительное чтение стихотворений, анализ стихотворений.

Термин(на доске):оксюморон.

Ход урока

I.Оргмомент.

II. Формулировка темы и цели урока .

Беседа

1 .Ребята на прошлом уроке мы знакомились с биографией С.А.Есенина. Что вы узнали интересного о поэте?

2.На доске вы видите картинки с домашними животными, попробуйте сформулировать тему урока.

Ученик:Животный мир в лирике Есенина.

Запись темы урока на доске и в тетрадях.

Слово учителя о целях урока: Сегодня на уроке мы попробуем понять глубокую сопричастность лирики Есенина с живой природой, главным образом, с животным миром. Если мы проникнем в мир поэтических образов Есенина, то сможем ощущать себя братьями не только одинокой березы, старого клена, но и разного зверья. Именно это чувство, чувство братства к ,,братьям нашим меньшим,, должно помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.

2. Какие стихотворения о домашних животных вы нашли в сборнике поэта и выучили наизусть.(2-3 ученика выразительно читают стихи о животных).

III.Мотивационный этап.

Cлово учителя:

Животный мир у Есенина часть природы, живой, одушевленной, разумной.

Его звери не басенные аллегории не олицетворения человеческих пороков и добродетелей.

Это действительно ,,меньшие братья,,у которых свои думы и заботы, свои горести и радости.

В поэзии С. Есенина присутствует мотив ,,кровного родства,, с животным миром.

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверьё, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
(«Мы теперь уходим понемногу», 1924 г.)

С.Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемуючасть жизни русского мужика. С древних времён конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелёгком труде, делили с ним и радости, и беды.

IV. Групповая работа.

Ребята сейчас мы выполним работу по группам. На столе у учащихся текст одного из стихотворений, план анализа стихотворения и дополнительный материал(карточка)

Задача: прочитать эти стихотворения, а потом в группах проанализировать их.

1.Анализ стихотворений «Корова», «Табун», «Собаке Качалове». На выполнение задания отводится 5-6мин.)

  1. группа: Анализ стихотворения,,Корова’’.

1.Выразительно прочитать стихотворение.

2.Какому домашнему животному посвящено стихотворение?

3.Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

4.Охарактеризуйте образ коровы в стихотворение?

5.С помощью каких художественно — выразительных средств создается образ старой коровы?

2 группа: Анализ стихотворения,,Табун’’

  1. Выразительно прочитать стихотворение.
  2. Какому домашнему животному посвящено стихотворение?
  3. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
  4. Охарактеризуйте образ коня в стихотворение?
  5. С помощью каких художественно — выразительных средств создается образ коня?

3 группа: Анализ стихотворения «Собаке Качалове»

  1. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
  2. Какому домашнему животному посвящено стихотворение?
  3. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
  4. Охарактеризуйте образ собаки в стихотворение?
  5. С помощью каких художественно — выразительных средств создается образ собаки?

Выступление учащихся с анализом стихотворений.

2. Каждая группа читает дополнительный материал к своему стихотворению.

1группа: Бытовые значения образов животных. Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том , что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня,двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставится воссоздать образ того или иного животного. Животные ,являясь частьюбытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качествеисточника и средства художественно – философского осмысления окружающегомира , позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

2группа: Символическое значение образа коня.

В русском фольклоре животные наделяются символами.Укаждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа.Есенин также использует народные поверья о животных,но в то же время многие образы животных переосмысливаются и получают новую значимость.

Читать еще:  Живу как умею стихи

Конь – в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и хтоническое существо, связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводник на «тот свет».

  • наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть. А. Н. Афанасьев так объясняет значение коня в мифологии древних славян: «Как олицетворение порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифологическими птицами… огненный, огнедышащий… конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи…».

3группа: Собака в мифологии.

  • обратимся к тем произведениям, в которых встречается образсобаки, то например, в стихотворении «Песнь о собаке» (1915 г.). «Песнь» (подчеркнуто «высокий» жанр) это своего рода гимнография, ставшаявозможной благодаря тому, что предмет «воспевания» — святое чувствоматеринства , свойственное собаке в такой же степени, как и женщине –матери.
  • переживает о гибели своих детенышей , которых «хозяинхмурый» утопил в проруби.Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этогозверя с человеком.

Лирический герой С. Есенина тоже крестьянин попроисхождению, а в детстве и юности – сельский житель. Любя односельчан,он в то же время по внутренней сути совсем другой , чем они. В отношении кживотным это проявляется наиболее отчетливо. Его ласка и любовь к «сестрам- сукам» и «братьям — кобелям» — это чувства к равным. Именно поэтомусобака «была моей юности друг»

— Слово учителя о случае из жизни поэта, связанном с каждым из стихотворений , после работы каждой группы последовательно.

После 1группы. Отношение к корове у поэта порой доходило до курьеза.После возвращения с А.Дункан из заграничной поездки Есенин признавался тому же И.Грузинову. Как только мы приехали в Париж,я стал просить Изадорукупить мне корову.Я решил верхом на корове прокатиться по улицам Парижа.Вот был смех!Вот было бы публики!Но пока я собирался это сделать,какой-то негр опередил меня, всех удивил:прокатился на корове по улицам Парижа.Вот неудача!Плакать можно,Ваня!’’

После 2группы. Известен случай(воспоминание Всеволода Рождественского),когда группа московских писателей, вернувшись ночью из Ленинграда, потеряла из виду Есенина . А где же Есенин?’’ – спросил кто-то. И тут увидели, как несколько в стороне он стоял перед клячей уныло спящего на козлах извозчика и, стащив тугую перчатку, задумчиво трепал ее челку. Он говорил что-то шепотом, чуть наклоняясь к настороженно поднятому лошадиному уху”.

После 3 группы. Однаждыпридя в гости к великому артисту,поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. Прошёл год после этого знакомства. Есенин лежит в Бакинской больнице, ему очень плохо, и он говорит врачам:

— Вы знаете, что это за собака – Джим! Если Качалов приведёт его сюда, я моментально буду здоров, пожму ему лапу , и мы с ним отправимся купаться в море….

V.Работа со стихотворением ,,Песнь о собаке”.

Учитель:Какое самое грустное,трагическое стихотворение о животных вы знаете?

Ученик: Песнь о собаке

Учитель:А почему оно трагическое?

Ученик: У собаки – матери отняли и утопили её детей

Учитель: Это стихотворение было переложено на музыку,вы сейчас послушаете песню и попробуйте поделиться впечатлениями.(2-3 ученика комментируют свое чувственное восприятие)

VI.Работа с таблицей (на выполнение заданий 5 мин.)

Задание:

  1. Выписать в два столбика из стихотворения слова и словосочетания вызывающие положительные и отрицательные эмоции .(на столе листочки с таблицей)

( Положительные:златятся, рыжие щенята, ласкала, снежок, теплый, месяц над хатой.Отрицательные: хмурый, бежала, дрожала воды гладь,плелась,глядела звонко,скуля,подачки,бросякамень,смех)

  1. Найдите в стихотворении нарушение закона лексической сочетаемости слов, т.е. такое сочетание, которое со смысловой точки зрения неверно, невозможно.

(«В синюю высь звонко глядела она, скуля».Все сдвинуто: не звонко скулила, глядя в высь, а наоборот).

-Почему? Как это понять? Как можно звонко глядеть?

Учитель: Сочетание несочетаемых понятий — это оксюморон(слово на доске)

Ученики записывают понятие ,,оксюморон’’в тетрадях.

-А теперь попробуйте сами составить словосочетание, взяв одно слово из положительного и одно из отрицательного столбиков.

(ласкала скуля, месяц хмурый)

Учитель: Сочетание несочетаемых понятий помогают передать в стихотворение нарушение гармонии в жизни не только этой собаки,но и во всем мире.

VII . Рефлексия.

1)Открыли ли вы что-то новое на уроке?

2)Чем вы занимались, и какой этап урока вызвал у вас больше интереса?

Читать еще:  Что такое куплет в стихе

3)Насколько близко ваше отношение к животным и отношение к ним Есенина?

Обобщающее слово учителя: Есенин, будучи крестьянским поэтом посвятил много стихотворений домашним животным, которые сопровождали крестьян на протяжение всей жизни. Мир животных в поэзии Есенина подобен миру человека.

Они имеют душу, радуются и страдают, какчеловек.Очень часто в своих стихотворениях поэт обращается к образу звезд.Собака у которой отняли щенков смотрит в небо и скулит,словно просит у бога защиты от человека.

Человеческая жестокость здесь нарушает гармонию Мира.Поэтому в конце стихотворения,,Песнь о собаке ,,действие происходит одновременно в двух измерениях- конкретно-бытовом и ,,космическом”. Так подчеркнута глобальность частного факта:разрушить счастье одного живого существа — значит разрушить гармонию Мира:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

VI. Оценивание учащихся.

VII. Домашнее Задание.

-Выучить наизусть любое стихоторение о животном С.А.Есенина. И напишите комментарий к нему.

Братья наши меньшие в творчестве сергея есенина

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.

Сергей Есенин – это имя в лесах родной моей России.

В березах нежных и осинах, в сережках желтовато- синих,

В лучах из зелени весенней, в стихах твоих Сергей Есенин.

звучит музыка «Не жалею, не зову, не плачу» на ее фоне слова

Очень близок и дорог мне Есенин своей любовью к животным, к братьям нашим меньшим, с которыми он, дитя природы, сын крестьянина, рос бок о бок и которых пони-

мал и чувствовал как людей, хоть корову и телка, хоть лошадь, хоть собаку, и с которыми находил общий язык даже лучше, чем с людьми и с которыми «имел» дружбу и которых никогда не обижал.

Мы сейчас много говорим о любви к людям, о милосердии и жалости к ним, о том , что всего этого сейчас не хватает. А ведь этого не может быть без любви к животным. И она чувствуется у Есенина в стихах, как ни у кого их поэтов. И не только чувствуется, но главное передается читателям.

Я обманывать себя не стану, залегла забота в сердце мглистом.

Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом.

ПЕСНЯ:Я московский озорной гуляка.

По всему тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

Каждая задрипанная лошадь

Головой кивает мне навстречу.

Для зверей приятель я хороший,

Каждый стих мой душу зверя лечит.

Средь людей я дружбу не имею,

Я иному покорился царству.

Каждому здесь кобелю на шею

Я готов отдать мой лучший галстук.

И теперь уж я болеть не стану.

Прояснилась омуть в сердце мглистом.

Оттого прослыл я шарлатаном,

Оттого прослыл я скандалистом.

О животных поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило простодушие и незащищенность. Отражение своеобразных взглядов на мир можно найти во многих стихах «Песнь о собаке», «Лисица», «Лебедушка», «Я обманывать себя не стану».

В этих стихах Есенин признается «Для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит», «Звери, звери придите ко мне в чашки рук моих злобу выплакать»

Есть у Есенина стихотворение «Собаке Качалова» показ рисунка

Придя в гости к великому артисту, поэт сразу подружился с его собакой Джином.

Вот так об этом вспоминает сам Василий Иванович Качалов. «Я отыграл спектакль, прихожу домой…Поднимаюсь по лестнице, слышу радостный лай Джима. Я вошел, увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу.

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую бесшумную погоду.

Дай, Джим , на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Ты по- собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Читать еще:  Стихи о любви кому за 50

Да, особое место в лирике Есенина занимают образы животных. «Братья наши меньшие» наделены абсолютно всеми человеческими чувствами в том числе и человеческими образами, одним из которых является трагедия материнства.

Стихотворение, в котором наиболее ярко это описано- «Корова». С самых первых строк мы понимаем, что перед нами старое животное, прожившее очень тяжелую жизнь.

Дряхлая, выпали зубы, свисток годов на рогах.

И ее выгонщик грубый на перегонных полях.

Бедной корове осталось жить недолго. И вот в самом конце жизни ей выпало счастье: родился теленок. Но эта радость оказалась непродолжительной.

Не дали матери сына, первая радость не впрок.

Старая корова знает, что ее ожидает та же участь, что и сына.

Скоро на гречневом свее, с той же сыновьей судьбой

Свяжут ей петлю на шее и поведут на убой.

Но животное беспокоит не столько собственная смерть, сколько смерть своего дитя. Ведь вопреки всем мнениям, животные тоже очень тяжело переживают разлуку со своими детьми.

Но как и у человека, у животного есть надежда. Последние строки стихотворения помогают понять, о чем мечтает корова:

Снится ей белая роща и травяные луга.

Мечта о жизни без мук и огорчений, но этой мечте не суждено сбыться.

Есенин не просто верил в существование кровной связи человека с миром природы, он сам себя чувствовал частью природы, старшим братом разумного зверья.

Среди есенинских живых существ наиболее распространены домашние животные –лошади, коровы, собаки. показ рисунков

Собака- сторож в доме, помощник в труде и друг человека. Она бессловесна, но по силе чувств не уступает человеку.

Утром в ржаном закуте, где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука, рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала, причесывая языком,

И струился снежок подталый под теплым ее животом.

А вечером, когда куры обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый, семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала, поспевая за ним бежать…

И так долго, долго дрожала воды незамерзшей гладь.

В своих стихотворениях Есенин опирается на языческое одушевление природы и чувство слитности с нею, природа живет очеловеченной жизнью. Более того, природа кажется более живой и одухотворенной, чем сам человек. Не природа сопоставима с человеком, а человек- часть природы.

ПЕСНЯ: Не жалею, не зову , не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Я теперь скупее с тал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Поэт сопереживает маленьким птенцам:

Воробышки игривые, как детки сиротливые прижались у окна.

Озябли пташки малые, голодные, усталые, и жмутся поплотней.

На раздробленной ноге приковыляла, у норы свернулася в кольцо.

Тонко прошвой кровь отмежевала на снегу дремучее лицо.

С детства поэт был привязан к лошадям. Любил их за гордый нрав, преданность людям.

В холмах зеленых табуны коней

Сдувают ноздрями златой налет со дней.

С бугра высокого в синеющий залив

упала смоль качающихся грив.

Дрожат их головы над тихою водой,

И ловит месяц их серебряной уздой.

«Какой чистый и какой русский поэт»,- говорил о нем Горький-«не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения любви ко всему живому в мире и милосердия».

В произведениях Есенина ощущается единство человека с природой, со всем живым на земле. В одну из встреч с Есениным Горький сказал: «..что он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных»

«Да, я очень люблю всякое зверье»,- ответил Есенин.

С новой силой звучат сегодня есенинские строки: «Как прекрасна земля и на ней человек».Идут годы, сменяются поколения, но остается вечной поэзия Есенина, потому что в сегодняшнем трепетном, хрупком мире с его кризисами, голос поэта призывает к человечности, к благоразумию, к любви.

на фоне музыки «Не жалею, не зову, не плачу»

Еще не поросли тропинки, что слышали твои шаги,

И материнскою косынкой еще пестры березняки.

Ты нам оставил столько сини! А сам ушел, как под грозой,

Оставшись на лице России невысыхающей слезой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector