0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие чувства вызывают стихи о войне

Вера, любовь, ненависть в лирике военных лет (Литература XX века)

Годы Великой Отечественной Войны вызвали сильнейший всплеск патриотизма в сердцах граждан, особенно людей, близких к творчеству. В поэзии появляются небывалые образы Родины, семьи, национального единства и самосознания.

Для многих писателей тема гражданской лирики военных лет становится новой главой творческой жизни. В первые дни войны было создано огромное количество произведений, главной целью которых был призыв всех сплотиться ради спасения самого дорогого. Но поэзия — это произведения о чувствах. Солдаты на фронте изливали свою тоску по родному дому, матерям, возлюбленным, семьям. Матери и жены в тылу оплакивали погибших, но тихо надеялись, что злая участь минует их. Как бы страшно это не звучало, но происходящее вокруг породило множество гениальных произведений, обнаживших человеческие сердца, наполненных болью и скорбью о тех, кто никогда больше не вернётся, страхом перед неизвестностью, ненавистью к врагу, надеждой на скорый конец, непреодолимой жаждой жизни.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Горе целого народа для многих стало личным, нашло отражение в произведениях таких великих мастеров слова, как Анна Ахматова, Твардовский, Сурков, Симонов и других. Стихотворения Исаковского пронизаны сожалением о сломанных судьбах и жизнях, так рано и трагически оборвавшихся.

Многие фронтовые писатели описали войну такой, какой она была на самом деле: без пафосного героизма и навеянной романтики. Война и всё, что с этим событием связано, всегда наполнено страданиями, ужасом и кровью. Человеческая жизнь теряет свою ценность, но обретает смысл. Люди гибли тысячами, их фамилии превращались в бесконечные списки, становились статистикой для начальства, но те, кто пережил страшные дни военных действий и нашел в себе силы вновь об этом заговорить, показали читателям истинное лицо войны.

Люди, оторванные от родных мест во время эвакуации, по-новому ощутили привязанность и любовь к дому. Мысль о воссоединении дарила многим силы вновь подниматься и идти вперед, приближая Великий День Победы. Множество хвалебных песен, стихотворений, прозаических текстов посвящено этому дню. Советский народ одержал победу в кровопролитной войне. Человечество восторжествовало!

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id82338

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Художественная литература стала неиссякаемым хранилищем знаний о нашей истории, в том числе и о Великой Отечественной войне, которая оставила за собой произведения разных родов, видов и жанров, объединённых темой памяти о героическом времени, осмыслением нравственных истоков подвига простых и скромных людей, больше жизни любивших Отчизну.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Она соединила высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя и выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Стихотворения военной тематики являются предметом данного исследования.

Стихотворения о войне – особый род поэзии не только по тематике, но и по своему внутреннему настроению, по тому человеческому состоянию, которое она передает. По словам В. Ю. Даренского 1 «для современной цивилизации опыт войны и, в частности, опыт военной поэзии приобрел специфическое значение» [4].

О Великой Отечественной войне писали стихотворения в военное и в послевоенное время, пишут и сейчас. Их объединяет одна тема, но есть в них, безусловно, отличия. Выявить их – одна из основных задач, поставленных в работе.

В результате анализа имеющихся материалов мы пришли к выводу: в научной литературе исследовались в основном стихотворения поэтов-фронтовиков и поэтов первых послевоенных лет [1, 2, 3]. Стихотворениям о войне поэтов второй половины XX и XXI веков уделяется меньше внимание.

В связи с этим целью работы было:исследовать военную тематику в лирике русских поэтов, выявить её особенности; найти сходные и отличительные черты в стихотворениях о войне, написанных в разные периоды.

Первыми на события военных лет откликнулись начинающие поэты – студенты Литературного института имени Горького, ИФЛИ, Московского университета – М. Кульчицкий, П. Коган, Н. Майоров, В. Багрицкий и другие.

Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте, как бы подтверждая мотив жертвенности в их творчестве.

Нам лечь, где лечь,

И там не встать, где лечь.

Поэзия фронтовиков – трагическая поэзия. Это своеобразная летопись Великой Отечественной войны, правдиво повествующая о конкретных событиях. Ее создавали люди, пережившие войну на собственном опыте, – это обостряет восприятие мира. Ужасы войны, кровь и грязь, раны, лишения, гибель товарищей – таков образ войны в стихотворениях К. Симонова, М. Дудина, А.Твардовского.

К.М. Симонов всегда был верен теме мужества и героического служения Родине. Образ войны постоянно присутствует в его произведениях как нечто реальное, чудовищное, что необходимо изучать, с чем нужно бороться, чтобы победить. Знаменитое его стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» (1941) обращено не только к товарищу, поэту-фронтовику А. Суркову, но и к сердцу каждого русского человека.

Вместе с образом русской женщины в стихотворении встаёт образ дороги, как жизненного пути, который должен достойно пройти каждый. Вечной ценностью предстает и образ дома, который понимается как Родина в целом, и простому солдату её нужно защитить. К.Симонов обращается ко всему русскому народу с призывом в другом стихотворении «Убей его!» («Если дорог тебе твой дом», 1942г.). Написанное на следующий день после начала Сталинградской битвы, оно не могло оставить равнодушным ни одного читателя. Фраза «Убей немца!» стала одним из самых известных военных пропагандистских лозунгов в тяжёлые дни отступления:

Так убей же немца, чтоб он,А не ты на земле лежал,Не в твоем дому, чтобы стон,А в его по мертвым стоял…[8].

Поэт Михаил Львов рассказывал: «В 1944 году на Сандомирском плацдарме, за Вислой, говорил мне мой друг-танкист о стихотворении Симонова «Убей его!»: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза. Оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер»[5].

Особый интерес многие проявляют к проникновенным стихотворениям Э.А. Асадова, поэта-фронтовика, потерявшего зрение в боях за освобождение Севастополя. Асадов – лирик. И в стихотворениях о войне он остаётся им, создавая при этом реальный облик очень жестокой, разрушительной и истребительной войны. Идеей его стихотворения «Солдат» является мысль о том, что судьба любого человека непредсказуема, особенно на войне.

В своем стихотворении Асадов поднял проблему памяти о погибших солдатах, проблему разлуки с родными на войне, проблему несчастного случая и совпадения:

Меж стиснутых пальцев желтела солома,

Поодаль валялся пустой автомат.

Лежал на задворках отцовского дома

Осколком гранаты убитый солдат.

Бойцы говорили, не то совпаденье,

Не то человеку уж так повезло,

Что ранней зарей в полосе наступления

Увидел гвардеец родное село.

Стихотворение наполняют образы: Родины, дома, мужества, чести. Ближе к концу тусклые краски печали сменяются броским призывом не забывать заслуги павших солдат.

Пускай он в Берлин и ногой не ступил,

Но в списках победных его помяните –

Солдат эту почесть в боях заслужил! [8].

Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь, усеянным розами даже в дни побед, но и не чернила его. Она говорила о нём правду. Правда – это ещё один образ поэзии военных лет. Можно привести лишь несколько примеров, чтобы убедиться в этом.

В стихотворении Владислава Занадворова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, – образ неприкрашенной войны:

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок;

Это – юность моя, что в окопах истлела;

Это – грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звёзды окопных ночёвок;

Это – кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это – в жизни короткой последний рассвет

Над разрытой землёй. И лишь как завершенье –

Читать еще:  Стихи как самочувствие

Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –

Беззаветная гибель на поле сраженья.

(«Ты не знаешь, мой сын, что такое война!», 1942г.) [8].

Писатели на фронте были не только военными корреспондентами, но и солдатами: артиллеристами, танкистами, лётчиками, моряками, пехотинцами, поэтому война стала решающим событием, повлиявшим на становление художественного мира поэтов: Б. Ю. Друниной, Б. Слуцкого, Д. Самойлова, М. Луконина, С. Гудзенко и многих других.

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. Желание сберечь родную землю объединяло людей, даже детей. Иные дети войны стали поэтами. Неудивительно, что война оставалась одной из главных тем их творчества. Поэты: В. Высоцкий (1938-1980), Р.Рождественский (1932-1994) изображают войну просто как жизнь, неимоверно тяжёлую. Проверка на человечность молодого лейтенанта, лицом к лицу встретившегося с войной, – главный мотив небольшого отрывка из поэмы «210 шагов» Р.И. Рождественского:

Сочинение на тему: ПОЭЗИЯ ВОЕННЫХ ЛЕТ.

ПОЭЗИЯ ВОЕННЫХ ЛЕТ.

Годы Великой Отечественной войны вызвали небы­валый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера. Чувство Родины обострилось. Появляются про­никновенные стихи, в которых образ Родины, России наполняется исторической глубиной («Дума о России» Д. Кед­рина, «Поле русской славы» С. Васильева, «Слово о Рос­сии» М. Исаковского). Особое значение приобретает чув­ство национального самосознания (К. Симонов «Ты помнишь, Алеша…»).

Для многих поэтов годы войны явились новой стра­ницей творчества, переломным рубежом, перестроившим их стиль (Пастернак, Ахматова).

В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывный, агитационный ха­рактер. Особое значение в поэзии военного периода имела пес­ня. В первый же день войны появилась песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая стала поэтической эмблемой Вели­кой Отечественной войны. В «Священной войне» гнев против захватчиков, ненависть к ним были выражены с такой силой, которая позже стала стержнем военной поэзии.

Призывный характер имела «Песня смелых» А. Суркова. Очень важно было дойти до души, до сердца защитника Родины. В песнях соединились интимное лирическое чувство и гражданский пафос. Самые сокровенные движения души приобретали характер типи­ческих, общих, любовь к далекой девушке, тоска по ней слива­лись с любовью к родной земле. Написанные в годы войны «В приф­ронтовом лесу», «Огонек», «Лучше нету того цвету…» М. Исаков­ского, «В землянке», «Лирическая песня» А. Суркова, «Темная ночь» В. Агатова, «Соловьи» А. Фатьянова, «Заветный камень» А. Жарова раскрывали душу народа. В песнях находили место любовь и ненависть, свободолюбие, «благородная ярость».

В начале войны в поэзии существовали две контрастные крас­ки — черная и белая, два чувства — ненависть и любовь. Посте­пенно «плакатная» поэзия обогащалась оттенками чувств, при­обретала более сложный характер. Усиливалась ее реалистичность и одновременно индивидуальная, личная интонация. Война выступала не только в своей общей, нерасчлененной сути, но и в конкретных подробностях военного быта.

Одной из самых глубоко лирических книг военного времени была «Фронтовая тетрадь» А. Суркова. Стихи, написанные во вре­мя отступлений, передают прерывистое, тяжелое дыхание боев, отхода советских войск вместе с жителями оставляемых районов:

Толпы людей без конца и числа Шли им навстречу в утренней рани.

Помню: старуха козленка вела,

Девочка в тонких ручонках несла Маленький кустик чахлой герани.

Гнал их из города ужас ночной,

Пламя ревело за их спиной.

Главная идея сборника — ненависть к захватчикам и чувство мести. Располагая стихи по циклам, Сурков неизменно откры­вает их рубрикой: «Я пою ненависть». Своеобразие лирики Сур­кова заключается в сочетании камерности голоса с высокой па­тетикой содержания, в изображении великих событий через тра­гические подробности войны.

Сурков считал себя солдатским, «окопным» поэтом, смысл творчества которого — дойти до сердца солдата, поддержать его простым задушевным словом. Поэтому он отрицал «красивую» поэзию, отвлеченную от страшных будней войны:

Привычной меркой без толку не мерьте Все, что грозой войны потрясено.

Тому, кто ходит близко возле смерти,

На свете видеть многое дано. …

Когда снега багрились кровью ало,

С души солдатской, что таить греха,

Как мертвый лист по осени, опала Красивых слов сухая шелуха.

Близким по восприятию войны к Суркову был К. Симонов. Одно из первых военных стихотворений его посвящено А. Сур­кову — «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Это ли­рическая поэма, в центре которой — образ Родины. Поэт пони­мает, что Родина — это прежде всего народ, та «седая старушка в солопчике плисовом, весь в белом, как на смерть одетый ста­рик». Родина постигается душевно, эмоционально. Симонов гор­дится тем, что он — русский,

Что русская мать нас на свет родила,

Что в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.

Стихотворение построено на двух потоках — уходящая на вос­ток, отступающая армия и уплывающая из виду, остающаяся врагу родная земля.

В стихотворении «Родина» Симонов вновь обращается к теме земли, нации, народа. «Большая» Родина, вся страна отражает­ся в конкретной «малой» родине, в том кусочке земли,

…где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Нежное лирическое чувство любви перерастает в патетиче­ское ораторское заключение:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно холодать и голодать,

Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.

Любимым лирическим стихотворением Симонова среди сол­дат стало «Жди меня», написанное как заклинание бойца своей любимой.

Во время войны очень распространенным жанром была бал­лада, которая давала возможность изображения героического поступка в развернутом виде. В основе баллады Симонова «Сын артиллериста» лежит один эпизод — героический поступок Лень­ки, вызвавшего на себя огонь батареи. Драматизм события уг­лублялся тем, что огонь корректирует отец Леньки.

Баллады, как правило, посвящались конкретным эпизодам или конкретным людям: «Баллада о трех коммунистах» Н. Тихо­нова, «Баллада о боевом знамени» И. Сельвинского, «Баллада о красноармейце Демине» А. Прокофьева.

Любовью к человеку-соотечественнику, болью за трагические судьбы, изломанные жизни пронизаны стихи М. Исаковского. Поэт писал не только песенные стихи, но и глубокие психоло­гические размышления о судьбе солдата, у которого «враги со­жгли родную хату, сгубили всю его семью». Одой русской жен­щине звучат строки одноименного стихотворения. Поэт восхи­щается силой, выносливостью, мужеством женщины, которая «со своею судьбою осталась один на один». В стихотворении соз­дан образ верной, чистой подруги, жены, сестры, чьими труда­ми и молитвами поддерживался воинский дух:

Да разве об этом расскажешь,

В какие ты годы жила,

Такая безмерная тяжесть На женские плечи легла

Большое развитие в годы войны получила поэма, которая мог­ла вместить и эпическое, эпохальное, и личное, лирическое. Наибо­лее известными были «Сын» П. Антокольского, «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Василий Теркин» А. Твар­довского.

В период Великой Отечественной войны вся поэзия была объ­единена единым чувством — любви к Родине. Характерной осо­бенностью поэзии были сочетание драматизма и лиризма, про­стота и народность языка.

Дополнительная литература.

Бялик Б. Подвиг советской литературы. М., 1970.

Глинкин П. Страницы подвига. М., 1978.

Павловский А. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л., 1967.

Зачем мы читаем стихи о войне?

Когда в начале весны мы, сотрудники делового издания «Инвест-Форсайт», решили встретить 75-летие Победы чтением стихов о войне, никто не ожидал, что эта инициатива найдет такую широкую поддержку.

Фото: depositphotos.com

К акции #ГолосПамяти начали присоединяться не только наши родственники, друзья, партнеры, но и совершенно незнакомые люди — те, кому дорога память о Великой Отечественной войне, кто верит, что мир должен и будет меняться к лучшему, кому не все равно.

Сегодня на сайте www.golospamyati.ru звучат голоса почти семи тысяч человек. И число участников акции постоянно растет. Расширяется и география — стихи о войне читают жители России, Швеции и Швейцарии, Украины и Казахстана, Киргизии и Молдовы.

«Я рад, что в это непростое время мы можем вместе вспомнить тех, кто приближал Победу на фронтах и в тылу, героически боролся с врагами нашей Родины, растил детей, несмотря на голод, обстрелы, бомбежки, мечтал, что будущие поколения — мы с вами — станут жить под мирным небом. Для того чтобы память о войне и ее героях не потускнела, чтобы потомки на забыли, как хрупок этот мир, мы и читаем стихи о войне», — поделился мнением учредитель делового журнала «Инвест-Форсайт» Артем Генкин.

Отгремели праздничные салюты, страна в непривычных условиях отметила День Победы, но юбилейный год 75-летия со дня Победы продолжается, впереди парад Победы и историческая дата 3 сентября — День окончания Второй мировой войны (1945 год), завершение которой стало возможным благодаря подвигу нашего советского народа.

Читать еще:  Какие стихи написал пришвин

Мы продолжаем размещать в разделе #НашиГолоса на сайте www.golospamyati.ru не только записи наших партнеров, но и наиболее интересные видеоролики (по мнению редакции «Инвест-Форсайт») — голоса участников акции.

Послушайте, как читает стихотворение Алексея Шамарина «Никто не забыт» Александр Вячеславович Бугаев — руководитель Федерального агентства по делам молодежи; а ректор Курского государственного университета, профессор, д-р пед. наук Александр Николаевич Худин читает Евгения Евтушенко «Хотят ли русские войны?».

Очень необычное прочтение «Жди меня» Константина Симонова — от коллектива мастерской управления «Сенеж». Историк, краевед, лауреат премии Нижнего Новгорода, руководитель проекта «Высшей славы солдаты» Ольга Викторовна Букова, отмечая ответственность ученых-историков за то, как надо писать о войне (чтобы на сердце нашем закипали имена солдат, прошедших фронтовыми дорогами и совершивших подвиг), читает стихотворение своего земляка, горьковского поэта — фронтовика Михаила Шестерикова «Выветривает время имена…». И особый эмоциональный отклик вызывают стихи о войне в исполнении участников акции из Донецкой и Луганской народных республик — более 350 голосов. Вот, например, Владимир Фоменко читает «Мужество» Анны Ахматовой.

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы», «Жди меня, и я вернусь, только очень жди», «Война — совсем не фейерверк, а просто — трудная работа, когда, черна от пота, вверх скользит по пахоте пехота», «Нас двадцать миллионов незабытых, убитых, не вернувшихся с войны»… Проникновенные строки — живые свидетельства великих дней Великой Отечественной войны — читают дети и старики, жители мегаполисов и маленьких горных аулов, домохозяйки и сотрудники крупных международных компаний, фермеры и преподаватели.

«Возможно, профессиональные актеры прочитали бы стихи более четко или выразительно, но вряд ли — более искренне, чем участники #ГолосПамяти. Многие стихи о войне являются не только нашим поэтическим, но и историческим наследием, благодаря которому мы можем лучше понять, что творилось в страшные военные годы, что пережили наши дедушки и бабушки, какой ценой они отстояли мир», — сказал главный редактор «Инвест-Форсайт» Константин Фрумкин.

Среди стихов, которые выбирают участники акции, много тех, что давно стали классикой; вновь слушать их — все равно что перечитывать любимые в детстве книги. «Победа» Анны Ахматовой, «Блокадная ласточка» Ольги Берггольц, «Он не вернулся из боя» Владимира Высоцкого, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Константина Симонова — эти стихи не стареют и не приедаются и, сколько бы раз мы их ни перечитывали, ни слушали, трогают до слез.

Кстати, легендарное стихотворение «Жди меня» Константина Симонова звучит почти в 160 различных голосах участников акции; также в числе самых популярных стихов на сайте golospamyati.ru — «Чулочки» и «Варварство» Муссы Джалиль и, конечно, «Реквием» Роберта Рождественского.

Как откровение звучит «Реквием» Роберта Рождественского в исполнении известной российской телеведущей и руководителя каналов молодёжного и музыкального вещания холдинга Viacom Яны Чуриковой.

Но есть среди стихов, выбранных участниками #ГолосаПамяти, и произведения не слишком известные. Так, москвичка Людмила Бахтина читает стихотворение «Ей приснилось, что она Россия» Людмилы Татьяничевой — советской писательницы, произведения которой сегодня вспомнят немногие. А ведь песни на ее стихи исполняли Людмила Зыкина, Валентина Толкунова, Александр Розум.

Школьницы Алина Казилова и Жанна Белова из Находки читают стихи ветерана 92-й Краковской стрелковой дивизии В. Л. Алексеева. Он не поэт, он солдат, но как трогательно звучат простые строки: «Мне снился шепот при луне и крики журавлиной стаи — все то, о чем мы на войне еще мечтать не перестали».

«Разбирая архивные документы в нашей комнате Боевой Славы, мы обратили внимание на небольшую школьную тетрадь в твердой обложке. Это были стихи, записанные и подаренные нашей школе ветераном В. Л. Алексеевым», — пишут девочки.

Некоторые из участников #ГолосаПамяти читают стихи собственного сочинения. И это тоже очень здорово. «Мечтала мама побывать в Берлине и у Рейхстага вспомнить об отце», — так начинается стихотворение, которое написала и читает Татьяна Шубина из г. Богородска.

«Стихотворение написано после поездки в Берлин в 2017 году. Моя мама действительно всегда хотела побывать у Рейхстага, в том месте, где закончилась война, которая отняла у нее отца», — рассказывает Татьяна.

Дед Татьяны в 17 лет стал курсантом военного училища, женился, успел взять на руки единственную дочь. Но ее первую улыбку, первые шаги уже не увидел — ушел на фронт, с которого домой больше не вернулся… Таких пронзительных личных историй много. За каждой — судьба, иногда счастливая, чаще трагичная. И нам надо помнить наших героев. Помнить тех, кто не вернулся из боя, и тех, кто пережил все ужасы войны.

«В нынешнее турбулентное время марафон чтения стихов приобретает своеобразный символический смысл и значимость. Стихи, написанные советскими поэтами — участниками и очевидцами событий военного времени 40-х годов, и в целом гражданская лирика послевоенных лет имеют особую мощную энергетику и вызывают сильное эмоциональное потрясение. Все, кто работал в команде проекта, просматривая перед публикацией на сайте присланные участниками видео-, аудиоролики, — мы плакали… Считается, что поэзия более всего близка к молитве. Это очищение и прозрение души, осознание необходимости самому меняться и менять мир к лучшему — во имя героев, которые спасли мир и подарили нам жизнь. В этих стихах — наша сила и правда», считает руководитель проекта #ГолосПамяти Татьяна Каткова.

Сайт www.golospamyati.ru — это виртуальный памятник победителям из живых голосов людей, читающих стихи и передающих свои искренние эмоции; все они останутся в истории 75-го юбилейного года Великой Победы. Пока звучат эти голоса, «никто не забыт и ничто не забыто».

Мы не хотим, чтобы наши воспоминания потускнели и стерлись со временем. Наверное, поэтому мы продолжаем читать стихи о войне…

Проект #ГолосПамяти поддержали президентская платформа АНО «Россия — страна возможностей», Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), Комиссия по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, Курский государственный университет, студенты Института кино и телевидения (ГИТР).

Редакция «Инвест-Форсайт» благодарит партнеров и всех участников акции #ГолосПамяти за поддержку инициативы #ЧитаемСтихиОвойне. Акция #ГолосПамяти продолжается!

Автор: Наталья Сысоева

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

День Победы — десять самых пронзительных стихотворений о войне

Девятого мая в России и во многих других странах отмечается один из самых главных праздников – День Победы в Великой Отечественной войне. В этой самой страшной за всю историю человечества войне советский народ потерял более 27 миллионов человек.

В память об этой трагедии, о подвиге и героизме народа, победившего фашизм, Федеральное агентство новостей решило напомнить читателям с детства знакомые строки самых пронзительных стихотворений, написанных о войне. Все поэты, стихи которых мы приводим, за исключением Владимира Высоцкого, сами прошли фронт, воевали, работали военными корреспондентами. Поэт Михаил Кульчицкий с войны не вернулся…

«Жди меня», – просили любимых солдаты, уходя на войну

Знаменитое стихотворение Константина Симонова, которое получило название по первой строчке, является одним из самых высоких образцов русской лирики. Слова «жди меня» мог бы сказать каждый, кто уходил навстречу смерти и неизвестности и мечтал о прочном тыле, о любви и верности.

Константин Симонов

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Читать еще:  Какие стихи относятся к вольнолюбивой лирике пушкина

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души.
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

/июль-август 1941 года/

«Упадническая» песня

Знаменитую песню «В землянке» на стихи Алексея Суркова одно время даже пытались запретить, слова «а до смерти четыре шага» кто-то из начальства посчитал упадническими. Но на фронте ее всё равно пели, а гвардейцы-танкисты писали поэту: «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, — мы-то ведь знаем, сколько шагов до неё, до смерти». «Землянка» прозвучала и в поверженном Берлине у стен Рейхстага.

Алексей Сурков

В землянке

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.

Самый страшный час в бою

Это одно из самых страшных стихотворений о войне, написанное Семеном Гудзенко, который студентом в 1941 году добровольцем ушел на фронт, был пулеметчиком, а после тяжелейшего ранения – военкором. Война догнала его – он умер от последствий ранений в 30 лет.

Семен Гудзенко

Перед атакой

Когда на смерть идут — поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою —
Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв — и умирает друг.
И значит — смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
Будь проклят сорок первый год,
И вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв — и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
Окоченевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий. А потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
Из-под ногтей я кровь чужую.

Не до ордена – была бы Родина

Поэт Михаил Кульчицкий ушел на фронт в 1941 году, воевал в истребительном батальоне. В декабре 1942 года окончил пулеметно-минометное училище, получил звание младшего лейтенанта. 19 января 1943 года командир минометного взвода младший лейтенант Михаил Кульчицкий погиб в бою под селом Трембачево Луганской области при наступлении от Сталинграда в район Харькова. Самые знаменитые свои стихи он написал за три недели до гибели.

Михаил Кульчицкий

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
вертящихся пропеллерами сабель.
Я раньше думал: «лейтенант»
звучит вот так: «Налейте нам!»
И, зная топографию,
он топает по гравию.

Война — совсем не фейерверк,
а просто — трудная работа,
когда,
черна от пота,
вверх
скользит по пахоте пехота.
Марш!
И глина в чавкающем топоте
до мозга костей промерзших ног
наворачивается на чеботы
весом хлеба в месячный паек.
На бойцах и пуговицы вроде
чешуи тяжелых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино.

/26 декабря 1942, Хлебниково-Москва/

Недолет. Перелет. Недолет

Поэт-фронтовик Александр Межиров воевал в составе парашютно-десантного корпуса, потом в стрелковом батальоне, был несколько раз ранен, выходил из окружения в Синявинских болотах. Самые известные стихи Межирова «Коммунисты, вперед!», а жаль…

Александр Межиров

Мы под Колпином скопом стоим,
Артиллерия бьет по своим.
Это наша разведка, наверно,
Ориентир указала неверно.

Недолет. Перелет. Недолет.
По своим артиллерия бьет.

Мы недаром присягу давали.
За собою мосты подрывали, —
Из окопов никто не уйдет.
Недолет. Перелет. Недолет.

Мы под Колпином скопом лежим
И дрожим, прокопченные дымом.
Надо все-таки бить по чужим,
А она — по своим, по родимым.

Нас комбаты утешить хотят,
Нас, десантников, армия любит.
По своим артиллерия лупит, —
Лес не рубят, а щепки летят.

Памяти поэта Михаила Кульчицкого

Стихи памяти своего погибшего друга посвятил один из самых крупных русских поэтов 20 века Борис Слуцкий, прошедший всю войну, несколько раз раненный, всю жизнь мучившийся от последствий фронтовой контузии. Одно из самых знаменитых стихотворений Слуцкого «Лошади в океане» было настолько популярным, что ходило в рукописях без указания имени автора, став почти народным.

Борис Слуцкий

Голос друга

Памяти поэта Михаила Кульчицкого

Давайте после драки
Помашем кулаками,
Не только пиво-раки
Мы ели и лакали,
Нет, назначались сроки,
Готовились бои,
Готовились в пророки
Товарищи мои.

Сейчас все это странно,
Звучит все это глупо.
В пяти соседних странах
Зарыты наши трупы.
И мрамор лейтенантов —
Фанерный монумент —
Венчанье тех талантов,
Развязка тех легенд.

За наши судьбы (личные),
За нашу славу (общую),
За ту строку отличную,
Что мы искали ощупью,
За то, что не испортили
Ни песню мы, ни стих,
Давайте выпьем, мертвые,
За здравие живых!

Но все же, все же, все же…

Многие считают, что лучшие стихи о войне написал Александр Твардовский, автор поистине народной поэмы «Василий Теркин».

Александр Твардовский

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Ах, война!

Булат Окуджава, день рождения которого приходится на 9 мая, почти мальчишкой попал на фронт, воевал, но осмыслил этот свой опыт уже после войны – в стихах, ставших песнями, и в прозе – замечательной повести «Будь здоров, школяр!»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите вы. И все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги. Ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон.

Вы наплюйте на сплетников, девочки!
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад.

До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад!

Но разве от этого легче?

Владимиру Высоцкому в 1941 году было всего три года, но его стихи и песни, написанные о войне, настолько пронзительны, что многие ветераны долго не верили, что их мог написать человек, «не нюхавший пороха».

Владимир Высоцкий

Братские могилы

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector