0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие микротемы можно выделить в стихе сороковые

План – конспект урока по литературе в 6 классе по теме : « Война и молодость в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые»».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

План – конспект урока по литературе в 6 классе по теме : « Война и молодость в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые»».

Скачать:

ВложениеРазмер
2._samoylov.docx36.92 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по литературе в 6 классе по теме : « Война и молодость в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые»».

Тема урока : война и молодость в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые» .

Тип урока: изучение нового материала .

1. Показать мастерство Д.С. Самойлова на примере стихотворения «Сороковые» ;

2. Уметь анализировать поэтический текст ;

3. Уметь выразительно читать стихотворение;

1. Развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;

2. Развивать творческие способности учащихся;

3. Развивать навыки выразительного чтения.

1. Воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания;

2. Воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям Великой Отечественной войны .

Оборудование: аудиозапись актёрского чтения стихотворения «Сороковые», презентация, раздаточный материал.

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Литература 6 кл. учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. «Просвещение» Москва 2014 г.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.

Используемая методическая литература:

1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина .Москва «Просвещение» 2012

2. Литература в таблицах 5-11 класс.АСТ «Астрель» Москва

3. Читаем, думаем, спорим. 6 класс (дидактические материалы по литературе).Москва «Просвещение»2013

4. Уроки литературы в 5-6 классах. И. И. Аркин Москва «Просвещение» 2011

Предварительное домашнее задание:

  1. Выучить наизусть отрывок из стихотворения К.М. Симонова « Ты помнишь , Алёша , дороги Смоленщины..».
  2. Знакомство с биографией Д. М. Самойлова .
  3. Чтение стихотворения Д. С. Самойлова «Сороковые» .

И это наша слава,

Погибших и вернувшихся назад,

Мы сами рассказать должны по праву

О нашем поколении солдат.

I . Организационный момент

— Добрый день ,ребята ! Сегодня мы продолжаем знакомство с произведениями о Великой Отечественной войне . На этом уроке мы познакомимся с творчеством Давида Самуиловича Самойлова . (Слайд №1).

II . Проверка домашнего задания

— Прежде чем приступить к изучению нового материала , мы проверим ваше домашнее задание . Вы прочитаете наизусть отрывок из стихотворения К.М. Симонова « Ты помнишь , Алёша , дороги Смоленщины..».

Учащиеся по очереди читают наизусть отрывки из стихотворения .После почтения стихотворения одним из учащихся , одноклассники и учитель комментируют его выступление , решают какой отметки достоин выступающий .

III . Изучение нового материала

— Как вы понимаете смысл эпиграфа сегодняшнего урока? ( Война не должна быть забыта . Невозможно забыть страшных дней войны ,о людях ,защитивших нашу Родину, о том подвиге, который они совершили .) (Слайд №2).

— Итак , дома вы познакомились с биографией Д.С. Самойлова .Как жизнь поэта связана с войной? (В 1941 году Самойлов со студенческой скамьи добровольцем ушел на фронт.) (Слайд №3).

— О чем говорит этот факт? (Добровольцем – по внутреннему желанию , следовательно он – патриот.)

Воевал. Сначала был пулеметчиком, а затем командиром взвода разведки. Давид Самойлов прошел от Вязьмы до Берлина.

— Как вы думаете , какими чертами характера обладал Самойлов Д. С. ? (Поэт очень сильно любил свою родину, ему была невыносима мысль о том, что фашисты бесчинствуют на родной земле , он пожелал участвовать в освобождении своей страны и в первые же дни войны ушел сражаться на фронт. Давид Самойлов был мужественным и бесстрашным человеком , ведь только обладая этими качествами он смог стать командиром взвода разведки.

— Давид Самуилович был тяжело ранен. Награжден орденом Красной Звезды, медалями.

Стихотворение «Сороковые» было написано спустя много лет после окончания войны. Почему автор возвращается к этой тематике спустя годы?( Спустя почти два десятка лет Давид Самойлов по-прежнему не мог избавиться от того ужаса, который ему довелось пережить на фронте. Война для него – это «извещенья похоронные и перестуки эшелонные», толпы беженцев, которые пытаются прорваться в тыл. Однако именно на этот сложный период истории пришлась молодость поэта, который даже под свистом пуль не утратил способности остро чувствовать окружающий мир, увлекаться девчонками и хромать сильнее из-за ранения, чтобы произвести на них впечатление.)

2. Выразительное чтение учителем стихотворения «Сороковые» и прослушивание аудиозаписи актёрского чтения .

— Теперь я прочитаю вам стихотворение Д. С. Самойлова «Сороковые». Прошу вас внимательно следить за моей интонацией и задуматься над смыслом этого произведения . (Слайд №4).

Учитель выразительно читает стихотворение , а учащиеся внимательно слушают его .

— Теперь я прошу вас послушать аудиозапись актёрского прочтения данного стихотворения , исполнитель – Валентин Никулин.

Учащиеся слушают аудиозапись .

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

— Какова тема этого стихотворения?

— Какие микротемы можно выделить?

— Какими вы себе представляете себе годы ,если о них сказано : «роковые» , «свинцовые» , «пороховые» ?

— Что добавляют к этой картине слова «перестуки эшелонные», «извещенья похоронные», «погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку»? Как вы их понимаете?

— Прочитайте строки, где приведена антитеза (противопоставление образов). Какая мысль в ней выражена?

— Обратите внимание, как меняется настроение поэта. На основании ваших наблюдений мы построим эмоциональную кривую стихотворения . ( Учащиеся высказывают свои мнения .) (Слайд № 5).

  • Построение эмоциональной кривой стихотворения

Решимость, уверенность, нетерпение

Юношеский задор Надежда

Тревога, тоска, горечь, жалость

4. Анализ стихотворения

— Почему автор даёт длинный ряд определений: «сороковые, роковые, военные и фронтовые»? Что означает каждое из них? Какой оттенок вносит определение в стихотворение?

(Сороковые – речь идет о 40-х годах 20 века

Роковой – 1. Приносящий горе, как бы предопределённый роком. 2. Решающий, определяющий поворот к чему-нибудь плохому, к несчастью. 3. Имеющий тяжёлые или гибельные последствия.

Военный – свойственный войне, характерный для неё.

Фронтовой – свойственный находящимся на фронте.)

— О каких символах войны говорит поэт? (Похоронки, эшелоны, погорельцы)

— Почему эти слова ассоциировались с войной?

— О чём говорят строки «Да, это я на белом свете, худой, весёлый и задорный»? (Вопреки войне, герой утверждает своё право на жизнь: даже в такие тяжёлые годы человек должен уметь жить, радоваться, ведь у него одна молодость.)

— Для чего автор использовал приём повтора: начинает каждую строчку из 6 последующих с союза и?

— Какой вид комического использовал в этих строчках: «И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю? (Поэт иронично , подшучивая над собой – мальчишкой, с высоты прожитых лет рассказывает о своём желании понравиться девушке.)

— Какие две пары слов противопоставлены в стихотворении?

(Война, беда, мечта и юность)

— Что несёт в себе последняя строчка стихотворения?

(Жизнеутверждающее начало, веру в молодость, веру в будущее)

— Какие чувства зародило в вас это стихотворение?

— Обратите внимание на кривую эмоций стихотворения: резкая смена событий, неустойчивость. Неуверенность, жизнь одного дня, потому что завтра может и не наступить.

5 . «Творческая мастерская»

«Снимаем кино»: работа в парах

— Прочитайте стихотворение ещё раз. На какие картины можно его разделить, по-вашему, если снимать кино?

— Что бы вы снимали? Какой пейзаж составлял бы основной, главный план?

— На фоне чего вы бы снимали юношу? Как он выглядит?

— Как будут отсняты последние кадры?

Учащиеся приступают к выполнению задания

IV. Защита работ учащихся

Учащиеся представляют свои работы , оценивая работы друг друга .

V. Подведение итогов урока . Рефлексия

— Понравился ли вам сегодняшний урок ?

— Что нового и интересного вы открыли для себя на сегодняшнем уроке ?

— Что было для вас особенно интересным , а что трудным ?

— Как вы считаете , на какую оценку вы работали сегодня?

VI. Выставление оценок

VII. Домашнее задание

1.Подготовить выразительное чтение стихотворения «Сороковые» ;

2. Прочитать биографию В. П. Астафьева и его произведение «Конь с розовой гривой».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с элементами педмастерской.

План- конспект урока по литературе» Патриотизм в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Цель урока: применение и углубление знаний об Отечественной войне 1812 года, формирование у учащихся собственного представления о причинах, ходе и итогах Оте.

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме «Древнерусская литература и литература XVIII века» в форме литературной игры.

План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф., Трубиной Л.А., Ипполитовой Н.А., Мамоновой И.В. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».Основные виды деят.

План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Основные виды деятельности: прослушивание сообщений учащихся об истории создания с.

Анализ стихотворения «Сороковые» Самойлова

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 76.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 76.

На счету Давида Самойлова, известного советского поэта-фронтовика, немало стихотворений на военную тематику. Примечательно, что многие из них были положены на музыку и стали песнями, любимыми в народе. Одним из таких произведений является стихотворение «Сороковые», написанное поэтом к двадцатилетию начала Великой Отечественной войны. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Сороковые» по плану, который будет полезен ученикам 6 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано в 1961 и приурочено к двадцатилетней годовщине начала Великой Отечественной войны.

Тема стихотворения – Хроника военных лет.
Композиция – Композиция кольцевая, состоит из трёх условных частей. В первой части автор описывает ужасы войны, во второй – обращается к самому себе в дни молодости, а в третьей – обобщает судьбы лирического героя и всей страны.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб, с использованием парной и перекрёстной рифмовки.

Эпитеты – «роковые», «пороховые», «замурзанная».

Олицетворения – «война гуляет».

Инверсия – «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные».

История создания

Давид Самойлов – известный советский поэт, которому довелось пройти всю войну, от первого до последнего дня. Невзирая на все сложности фронтовой жизни, он умудрялся уделять время столь любимой им поэзии. Самойлов писал обо всём, чему был свидетелем на войне, описывал те чувства, которые ему довелось пережить. Именно поэтому его фронтовая лирика была так близка и понятна народу.

Однако долгожданная победа и мирная жизнь не в состоянии были заглушить ту боль, что пронёс в своем сердце Самойлов через всю войну. Невозможно было стереть из памяти гибель молодых ребят, которым уже не довелось любить, создавать семьи, радоваться чистому небу над головой. Не в силах сдерживать в себе саднящую боль, Давид Самойлов продолжал писать о войне и в мирное время.

Так, в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны, было написано его знаменитое стихотворение «Сороковые». Впервые оно было напечатано в журнале «Новый мир».

Центральная тема произведения – хроника военных лет. Автор раскрывает все ужасы военного лихолетья сквозь призму собственных воспоминаний. В страшные сороковые он был двадцатилетним юношей, полным надежд и больших планов на жизнь. Только благодаря своей молодости ему удалось не зачерстветь душой во время всех испытаний, что приготовила ему война.

Автор акцентирует внимание на основной мысли своего произведения: несмотря на все ужасы войны человек, прежде всего, должен оставаться человеком. Лирический герой не просто выжил под свистом пуль и взрывами гранат: он сохранил в себе способность чувствовать окружающий мир, наслаждаться теми минутами радости, что даровала ему судьба.

Спустя годы, превратившись в зрелого и мудрого мужчину, лирический герой удивляется, как могли смешаться в едином клубке такие понятия, как « война, беда, мечта и юность ». Война и молодость не должны соприкасаться, но, если это происходит, нужно постараться уберечь свою душу, не дать ей зачерстветь. Даже на фронте можно видеть прекрасное в мелочах, искренне радоваться им.

Композиция

Композиционная структура стихотворения имеет кольцевой тип построения. Первые и последние две строфы произведения представляют общую картину, в то время как три центральные строфы являются взглядом со стороны лирического героя, переступившего порог зрелости, на самого себя в юности.

Условно композицию «Сороковых» можно разделить на три части.

  • Первые два четверостишия раскрывают читателям картину военного времени. Тысячи погибших жизней, бесконечные эшелоны эвакуированных людей, повсюду смерть, боль и разруха.
  • Во второй части автор обращается к самому себе, только юному, оказавшемуся в самой гуще войны. Поэт с добротой и некоторой иронией вспоминает себя в молодости, ведь двадцать лет назад он был наивен, доверчив и при этом весьма самоуверен.
  • В третьей части в шестой строфе автор сводит повествование к обобщению, в котором сливаются воедино судьба героя и его большой родины. В седьмой строфе происходит повторение строк, благодаря чему композиция стиха замыкается в кольцо.

Произведение «Сороковые» по своей жанровой принадлежности является лирическим стихотворением: его можно назвать автобиографическим монологом лирического героя.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, с применением парной и перекрёстной рифмовки.

Средства выразительности

Поэт использует различные средства художественной выразительности. Среди них – эпитеты (« роковые», «пороховые», «замурзанная »), олицетворения (« война гуляет »), инверсия (« извещенья похоронные», «перестуки эшелонные») .

«Сороковые» анализ стихотворения Самойлова по плану кратко – история создания, жанр, идея

На счету Давида Самойлова, известного советского поэта-фронтовика, немало стихотворений на военную тематику. Примечательно, что многие из них были положены на музыку и стали песнями, любимыми в народе. Одним из таких произведений является стих «Сороковые», написанный поэтом к двадцатилетию начала Великой Отечественной войны. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Сороковые» по плану, который будет полезен ученикам 6 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1961, и приурочен к двадцатилетней годовщине начала Великой Отечественной войны.

Тема стихотворения – Хроника военных лет.

Композиция – Композиция кольцевая, состоит из трех условных частей. В первой части автор описывает ужасы войны, во второй – обращается к самому себе в дни молодости, а в третьей – обобщает судьбы лирического героя и всей страны.

Жанр – Лирическое стихотворение, автобиографический монолог.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб, с использованием смежной и перекрестной рифмовки.

Эпитеты – «роковые», «пороховые», «замурзанная».

Олицетворения – «война гуляет».

Инверсия – «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные».

История создания

Давид Самойлов – известный советский поэт, которому довелось пройти всю войну, от первого до последнего дня. Невзирая на все сложности фронтовой жизни, он умудрялся уделять время столь любимой им поэзии. Самойлов писал обо всем, чему был свидетелем на войне, описывал чувства и переживания, которые ему довелось пережить. Именно поэтому его фронтовая лирика была так близка и понятна народу.

Однако долгожданная победа и мирная жизнь не в состоянии были заглушить ту боль, что пронес в своем сердце Самойлов через всю войну. Невозможно было стереть из памяти гибель молодых ребят, которым уже не судилось любить, создавать семьи, радоваться чистому небу над головой. Не в силах сдерживать в себе саднящую боль, Давид Самойлов продолжил писать о войне и в мирное время.

Так в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны, было написано его знаменитое стихотворение «Сороковые». Впервые оно было напечатано в журнале «Новый мир».

Центральная тема произведения – хроника военных лет. Автор раскрывает все ужасы военного лихолетья сквозь призму собственных воспоминаний. В страшные сороковые он был двадцатилетним юношей, полным надежд и больших планов на жизнь. Только благодаря своей молодости ему удалось не зачерстветь душой во время всех испытаний, что приготовила ему война.

Автор акцентирует внимание на основной мысли своего произведения – несмотря на все ужасы войны человек, прежде всего, должен оставаться человеком. Лирический герой не просто выжил под свистом пуль и взрывами гранат: он сохранил в себе способность чувствовать окружающий мир, наслаждаться теми минутами радости, что даровала ему судьба.

Спустя годы, превратившись в зрелого и мудрого мужчину, лирический герой удивляется, как могли смешаться в едином клубке такие понятия как «война, беда, мечта и юность». Война и молодость не должны соприкасаться, но, если это происходит, нужно постараться уберечь свою душу, не дать ей зачерстветь. Даже на фронте можно видеть прекрасное в мелочах, искренне радоваться им.

Композиция

Композиционная структура стихотворения имеет кольцевой тип построения. Первые и последние две строфы произведения представляют общую картину, в то время как три центральные строфы являются описанием, отношением лирического героя, переступившего порог зрелости, к самому себе в юности.

Условно композицию «Сороковых» можно разделить на три части.

  • Первые два четверостишия раскрывают читателям картину военного времени. Тысячи погибших жизней, бесконечные эшелоны эвакуированных людей, повсюду смерть, боль и разруха.
  • Во второй части автор обращается к самому себе, только юному, оказавшемуся в самой гуще войны. Поэт с добротой и некоторой иронией вспоминает себя в молодости, ведь двадцать лет назад он был наивен, доверчив и при этом весьма самоуверен.
  • В третьей части в шестой строфе автор сводит повествование к обобщению, в котором сливаются воедино судьба героя и его большой родины. В седьмой строфе происходит повторение строк, благодаря чему композиция стихотворения замыкается в кольцо.

Произведение «Сороковые» по своей жанровой принадлежности является лирическим стихотворением, автобиографическим монологом лирического героя.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, с применением смежной и перекрестной рифмовки.

Средства выразительности

Поэт использует различные средства художественной выразительности. Среди них – эпитеты («роковые», «пороховые», «замурзанная»), олицетворения («война гуляет»), инверсия («извещенья похоронные», «перестуки эшелонные»).

Анализ стихотворения Д. Самойлова «Сороковые, роковые. «

Анализ стихотворения «Сороковые» — Самойлов Д.

Самойлов (Кауфман) — поэт-фронтовик. С первых дней войны он был направлен на трудовой фронт — рыть окопы под Вязьмой. Однако там заболел и был эвакуирован в Самарканд. В 1942 году служил пулеметчиком на Волховском фронте, был ранен. Затем был разведчиком на Белорусском фронте. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях под Варшавой и Берлином. Стал печататься с 1941 года.

История создания

Стихотворение «Сороковые» принадлежит перу поэта-фронтовика Д. Самойлова. Произведение написано в 1961 г.

Жанр – лирическое стихотворение, автобиографический монолог главного героя.

Основная тема – хроника военных лет. Война искалечила юность автора, показала все ужасы и страдания, которые она несет в себе. Вместе с тем лирический герой был еще очень молод, полон надежд на будущее. Это помогло ему не зачерстветь душой.
Большая часть стихотворения напоминает нам кадры кинохроники, записки из дневника. Подобные произведения были у К. Симонова (стихотворение «Из дневника»), у Б. Окуджавы (стихотворение «Проводы у военкомата»). Однако при всем том стихотворение Д. Самойлова разительно отличается от приведенных примеров. Поэт уходит от камерности изображения, картина мира становится здесь масштабной, глобальной уже в самом сознании лирического героя. Перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, размышления о военной юности, мысли о войне, о Родине.

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Две первые строфы и последняя выписаны крупным планом, дают широкую, масштабную картину. Это поэтическое обобщение, осмысление поэтом всего происходящего:

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

Мы видим здесь общую картину сурового военного времени, беды, горя, постигшего Россию. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные детали: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».

Слово «роковые» несет здесь большую смысловую нагрузку. Это означает «страшные годы», несущие смерть, страдания; годы, определяющие судьбы людей. Картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями : «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «погорельцы». Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды.

Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части — до и после войны. В мире — дисгармония, хаос, неопределенность. Все это несет с собой война. Поэт подчеркивает это с помощью синтаксиса.

Уже во второй строфе мы видим односоставные простые нераспространенные (безличные) предложения: «Просторно. Холодно. Высоко».

В финале строфы стоит многоточие: каждый человек, переживший войну, имеет свою собственную историю. Каков будет ее финал?

Центральные три строфы показывают самого главного героя, который не унывает и ведет себя как любой молодой человек в его возрасте. Он «балагурит» и «больше нужного хромает». Центральная часть стихотворения — это воспоминания лирического героя о своей юности, совпавшей с войной. Тут тоже представлены конкретные детали.

Мы видим юного мальчишку «в замурзанной ушанке», с вырезанной из банки звездочкой. Он «худой, веселый и задорный», старается казаться сильным, мужественным. У него — «табак в кисете», «мундштук наборный», он балагурит с девушками, старается хромать «сильнее» из-за ранения.

Здесь есть и позерство, и бравада, и самоуверенность, и мальчишечье озорство, и лихачество, и вместе с тем наивность, чистота юности. Рассказ здесь идет от первого лица. Лирический герой, нынешний, словно всматривается в себя со стороны. Взгляд его немного ироничен, но правдив, реалистичен.

Мы понимаем, что война еще не коснулась его по-настоящему, в душе его еще нет осознания всего трагизма происходящего. Оно придет лишь потом, вместе с жизненным опытом, пережитыми трагедиями:

Как это было! Как совпало —

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось.

Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и прекрасной поры жизни — юности.

Вместе с тем эти строфы — уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которого слилась с судьбой страны .

Финальные строчки произведения возвращают нас к его началу. Стихотворение начинается с описания общей обстановки военного времени. Завершает стихотворение философское размышление о прожитых годах.

Таким образом, с точки зрения композиции в стихотворении мы можем выделить три части.

Произведение написано четырехстопным ямбом с перекрестной и смежной рифмой.

Выразительные средства

Произведение написано простым солдатским языком.

Эпитеты подчеркивают атмосферу войны: «сороковые», «роковые», свинцовые, «фронтовые», «в замурзанной ушанке»,

метафору («Война гуляет по России…»),

анафору (4, 5, 6 строфы),

лексический повтор («И погорельцы, погорельцы…»),

риторическое восклицание («Как это было! Как совпало — Война, беда, мечта и юность!»).
Автор создает картину хроники, употребляя подряд одни и те же части речи : «Просторно. Холодно. Высоко», «Война, беда, мечта и юность!». В финальном размышлении часто повторяется восклицание, что придает воспоминанию личную эмоциональную окраску.

Главная мысль

Главная мысль – даже на войне человек не должен превращаться в зверя. Искалеченная юность не должна исчезнуть бесследно. Сохранить в себе человека был обязан каждый, кто пережил эти страшные годы.

«Сороковые» — анализ стихотворения советского поэта Давида Самойлова

Об авторе стихотворения

Советскому поэту Давиду Самойлову выпала судьба жить и творить в военное время. Не просто жить, а быть активным участником боевых действий. Ему шел 22-й год, когда началась многолетняя Великая Отечественная война. В расцвете сил и молодости юноша со студенческой скамьи ушел сражаться за Родину, не зная, суждено ли ему вернуться назад или погибнуть. По состоянию здоровья он не смог участвовать в военных операциях и был направлен на трудовой фронт.

В первые дни войны Давид рыл окопы под Вязьмой. После участвовал в операции по спасению Ленинграда на Волховском фронте, где служил пулеметчиком и не раз сражался с врагом врукопашную. Когда блокада была снята, участвовал в наступательных операциях Красной Армии, воевал под Варшавой, Берлином.

Юноша перенес все тяготы войны и неоднократно был ранен, но судьба берегла его от гибели. Он не только воевал, но и много писал, стал поэтом-фронтовиком. Стихи Самойлова вдохновляли его однополчан, давали им силы в бою, вселяли надежду на победу. Однако печататься Давид стал только в 1958 году.

Война завершилась, но боль от потери товарищей и близких людей не утихала. Пронеся ее в глубине души через всю жизнь, Давид писал песни и стихи на военную, лирическую тематику. Наиболее известные издания поэта:

  • 1958 г. — «Ближние страны» (первый сборник);
  • 1962 г. — «Второй перевал»;
  • 1974 г. — «Волна и камень»;
  • 1978 г. — «Весть»;
  • 1980 г. — «Залив».

Поэт признавался, что ему повезло иметь в товарищах и учителях Михаила Кульчицкого, Бориса Слуцкого. Его произведения вызывали интерес Анны Ахматовой, Николая Заболоцкого, Самуила Маршака. В творчестве поэта кроется стремление к справедливости, свободе и гармонии. Например, анализ стихотворения Давида Самойлова «Слова» о начале осени позволяет судить о том, что оно написано в лирическом настроении, а его «Элегия» пронизана ностальгией.

История создания

Стихотворение написано поэтом в 1961 году, в эпоху активного восстановления страны, первого удачного полета в космос в стремлении человечества подняться выше, увидеть больше. Боль о пережитом двадцать лет назад жгла душу поэта, искала выход. Из памяти невозможно стереть то, как молодые парни взяли в руки оружие и пошли против врагов. Каждый бой для них мог стать последним.

Стихотворение стало отражением переживаний поэта. В возрасте более сорока лет, когда «жизнь переступила за второй перевал», автор предается воспоминаниям, отдает листу бумаги часть своей боли. Произведение было опубликовано в популярном журнале «Новый мир» и сразу стало хрестоматийным:

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке,

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю.

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось.

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Краткий анализ

Большая часть произведения напоминает сухие кадры кинохроники, личные записи. Подобный стиль наблюдается в стихотворении К. Симонова «Из дневника» и Б. Окуджавы «Проводы у военкомата». Однако представленная Самойловым картина мира является более масштабной. В ней о военной юности размышляет зрелый человек, переживший боль потерь и личные трагедии.

Композиционную структуру произведения можно разделить на три условных части:

  • Первые два четверостишия. В них раскрыта картина военного времени. Дороги, выезды, погорельцы, похоронные извещения — все это в один миг стало страшной реальностью, с которой столкнулись граждане Советского Союза. Тысячи погибших, грязь, боль, разруха… Читатель представляет себе тяжесть, которая легла на плечи людей. Большая смысловая нагрузка отведена здесь слову «роковые». Военные годы определяли судьбы всех людей страны, раскололи человеческие жизни на этапы «до» и «после». Никто не остался в стороне от общей беды. В финальной части стоит многоточие, которым автор старается подчеркнуть, что у каждого человека той эпохи была своя история, свои счеты с войной.
  • Вторая часть содержания. Здесь автор вспоминает годы молодости, когда он был худым, задорным, полным планов и надежд. Он настолько хорошо прописывает детали, что читателю несложно представить юношу в старенькой ушанке с самодельной звездочкой. Он балагурит с девушками, носит кисет для табака в кармане, старается сильнее хромать, делится едой с боевым товарищем. В этом позерстве и лихачестве лирический герой сохранил чистоту юности. Война уже коснулась его, но жалеть еще не о чем, поскольку ощущение трагизма происходящего осознано не до конца. Оно придет позже, когда будут подведены итоги и дана оценка прошедшим событиям.
  • Третья часть. В финале автор делает выводы относительно последствий войны для Родины и его судьбы. В седьмой строфе строки «сороковые, роковые» повторяются, и композиция замыкается в кольцо. Война гуляла по стране в пороховые и свинцовые годы. Однако и в то страшное время люди радовались жизни, кокетничали с противоположным полом. Никто не знал, что произойдет завтра, поэтому учились находить смысл в сегодняшнем дне. Дух русских людей нельзя было сломить, как и зарыть в сырую землю веру в победу.

Обобщенная характеристика и главная мысль

Произведение написано простым для понимания языком. Используя эпитеты «роковые», «замурзанная», «пороховые», автор подчеркивает драматизм происходящего, воспроизводит картину войны. В конце приведены риторические восклицания, что придает стихотворению эмоциональную окраску.

Краткая обобщенная характеристика стихотворения «Сороковые»:

  • тема — хроника голодных военных лет;
  • жанр — автобиографический монолог, лирический стих;
  • размер — четырехстопный ямб (рифмовка смежная и перекрестная);
  • композиция — кольцевая (три условные части);
  • метафора — «война гуляет»;
  • анафора — 4,5,6 строфы;
  • лексический повтор — «…и погорельцы, погорельцы»;
  • инверсия — «перестуки эшелонные», «извещенья похоронные».

Поэт описал судьбу своего поколения — молодых, озорных и наивных советских девушек и ребят. Не многие из них пережили страшную войну, поскольку им пришлось жертвовать собой во имя светлого будущего. Их молодость, мечты и надежды перечеркнули порох и гарь, чья-то чужая воля. Но и оставаться в стороне от военных событий было нельзя.

Автор говорит о несовместимости войны и прекрасной, полной надежд и планов юной жизни. Однако искалеченное детство и молодость не должны пройти бесследно.

В кровавую эпоху, когда по земному шару гуляет война, важно сберечь достоинство и честь, во что бы то ни стало сохранить любовь к Родине и волю к жизни.

Давид Самойлов — Сороковые: Стих

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Анализ стихотворения «Сороковые» Самойлова

Фронтовик Давид Самойлов написал стихотворение «Сороковые» в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны. Произведение было положено на музыку, как и многие стихи этого автора.

Тема стихотворения

Главной темой стихотворения является человек, переживающий ужасы военного времени. Лирический герой смотрит на себя молодого через призму времени и рассуждает о том, каким застала его война. В 20 лет он был наивен, полон надежд. Впереди была вся жизнь. Именно молодость и помогает душе героя не «зачерстветь» даже во время военных испытаний. В этом главная мысль автора — несмотря ни на что человек не должен превращаться в зверя. Лирический герой не просто выжил на передовой под свистом пуль, он, к тому же, сохранил лёгкость, чуткость, способность радоваться мелочам и замечать прекрасное. В один клубок смешались полярные понятия: мечта с бедой, война с юностью.

Мы видим «сороковые» как на кадрах фильма — с конкретными деталями, на которых заостряет внимание автор. Например, что он «больше нужного хромает», «балагурит». Ведёт себя так, как любой юноша его возраста в мирное время, но не забывает, что повсюду война и беда.

Композиция и жанр

Условно всё стихотворение можно разделить на три части. Сначала читатель погружается в атмосферу войны — смерть, боль, бесконечные эшелоны.

Во второй части мы види молодого человека, оказавшегося на войне, со своими мечтами и надеждами. Несмотря на ужасы реальной жизни, он видит свет впереди, даже может шутить и замечать чудесное в простом.

В третьей части обобщается судьба лирического героя и страны. Строки повторяются, благодаря этому композиция стиха замыкается. Произведение написано в жанре автобиографического монолога.

Средства выразительности, размер

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, смежной и перекрёстной рифмой. Поэт использует эпитеты: «роковые», «пороховые», «замурзанная», «свинцовая»; метафоры «война гуляет по России»); инверсии («извещенья похоронные», «перестуки эшелонные»).

Для передачи атмосферы рухнувшего с приходом войны мира, автор использует аллитерации: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки» и др. Ими передаётся тревога, непоправимая беда. Также поэт использует повторы («погорельцы, погорельцы»), риторические восклицания и другие художественные средства выразительности.

Читать еще:  Стихи которые могли бы стать песней
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector