0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие стихи лермонтов посвятил сушковой

К Сушковой (Лермонтов)

ТочностьВыборочно проверено
← Моя мольбаК Су‹шковой› [1]
автор Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841)
Гость («Как прошлец иноплеменный…») →
См. Стихотворения 1830 . Дата создания: 1830 [2] , опубл.: 1844 [3] .

Редакции [ править ]

  • Библиотека для чтения, 1844, т. LXIV (дореформенная орфография)
  • Сочинения Лермонтова: В 6 т., 1954—1957 (Т.1) (современная орфография)
  • Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т., 1989 (Т.1) (современная орфография)

Примечания [ править ]

  1. ↑Сушкова Екатерина Александровна (по мужу Хвостова, 1812—1868) — московская знакомая Лермонтова, предмет его увлечения в 1830—1831 гг., которой посвящен целый ряд стихотворений поэта. В кругу близких Сушковой было присвоено английское прозвище Miss Black eyes (англ.), т. е. Черноокая мисс. Летом 1830 года Лермонтов часто виделся с ней в Середникове, подмосковной усадьбе своих родственников Столыпиных, где он тогда гостил. В декабре — январе 1834—1835 годах Лермонтов встречался с Сушковой в Петербурге, добился от неё признания в любви, после чего по его инициативе их отношения были внезапно и навсегда разорваны. В своей последней фазе история отношений Лермонтова с Сушковой изображена в незаконченном романе «Княгиня Лиговская» (1835), где Сушкова выведена под именем Елизаветы Негуровой. Сама Сушкова, ничего не знавшая об этом романе, напечатала в 1857 году отрывок из «Записок», рассказывающий о Лермонтове. В их текст были включены и неопубликованные стихи поэта, адресованные Сушковой (в значительной своей части напечатанные ею ещё в 1844 году). Сведения, приводимые мемуаристкой, далеко не всегда достоверны.
  2. ↑ В Записках Сушковой (С. 113) стихотворение датировано 12 августа 1830 года, однако в тетради Лермонтова оно находится среди более ранних стихотворений.
  3. ↑ Впервые — в журнале «Библиотека для чтения», 1844, т. LXIV, май, с. 5 под заглавием «Черноокой» с датой: 1830. В автографе рядом с заглавием позднейшая приписка Лермонтова: «(При выезде из Середникова к Miss Black eyes . Шутка, предположения от m. Kord)». Мистер Корд — гувернер Аркадия Столыпина, двоюродного брата матери Лермонтова.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Общественное достояние Общественное достояние false false

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Пейзажная живопись (159)
  • РОССИЯ (РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ И ДР (144)
  • Жанровая фотграфия (128)
  • Портреты (106)
  • Современные художники (85)
  • Америка (57)
  • Авангардная живопись (53)
  • Литература писатели (51)
  • Французские художники (48)
  • YouTube (42)
  • Разное (41)
  • СЕРЕБРО, ФАРФОР, ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ (37)
  • Все (37)
  • Пейзажная фотография (32)
  • Пейзаж (31)
  • Итальянские хуложники (31)
  • Балет (30)
  • Цветы (29)
  • Фотографы (28)
  • Английские художники (25)
  • Пин — ап (24)
  • Посты Ada_Peters (23)
  • резерв (14)
  • Музеи (14)
  • ХУДОЖНИКИ МАКОВСКИЕ (13)
  • Серия сообщений «МОЙ КОМП» (12)
  • ХУДОЖНИКИ В ДНЕВНИКЕ LIRA_LARA (11)
  • Афоризмы (10)
  • Китай (9)
  • Немецкий художник (7)
  • Ирина Самарина-Лабиринт) (7)
  • художник-импрессионист, (6)
  • Австрийские художники (6)
  • Сюрреализм в живописи (5)
  • АНИМАЦИЯ (5)
  • Испанские художники (5)
  • Украина (4)
  • Паруса (3)
  • Питер Пауль Рубенс (3)
  • Цифровые художники (2)
  • Испанские художники (2)
  • Художник Голландии (2)
  • Петер Пауль Рубенс (2)
  • Индийские художники (2)
  • Японский художник и др. (1)
  • (1)
  • Аудио-книга (11)
  • 3D моделирование.. (26)
  • Акварели (106)
  • Архитектура (124)
  • Биографии (367)
  • Великие (208)
  • Видео (291)
  • География (56)
  • Гравюры (6)
  • Жанровая живопись (244)
  • Жанровая живопись (139)
  • Иллюстрации (340)
  • Интересные факты (353)
  • Искусство (719)
  • История (330)
  • Картины художников (913)
  • Кулинарные рецепты (6)
  • Медицина (22)
  • Мифы и легенды (134)
  • Музыка (219)
  • Плейкасты (62)
  • Природа (309)
  • Психология (82)
  • Религия (79)
  • Религия (52)
  • Скульптура (100)
  • Справочники (56)
  • Стихи (309)
  • Фотографии (368)
  • Фотосесии (48)
  • Это надо знать (115)
  • Юмор (16)

Музыка

  • Все (96)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (3)

Постоянные читатели

  • Все (60)

Сообщества

Статистика

Михаил Лермонтов «К Сушковой»

Михаил Лермонтов «К Сушковой»

Вблизи тебя до этих пор
Я не слыхал в груди огня.
Встречал ли твой прелестный взор
Не билось сердце у меня.

И что ж? — разлуки первый звук
Меня заставил трепетать;
Нет, нет, он не предвестник мук;
Я не люблю — зачем скрывать!

Однако же хоть день, хоть час
Еще желал бы здесь пробыть;
Чтоб блеском этих чудных глаз
Души тревоги усмирить.

Екатерина Александровна Сушкова (1812 — 1868)

московская знакомая гениального русского поэта М. Ю. Лермонтова, в которую тот был горячо, но, увы, безответно влюблен.

Этой милой даме Михаил Юрьевич посвятил не один десяток стихотворений (которые впоследствии получили название «Сушковский цикл»),

в которых воспевал, как красоту своей музы, так и умышленное ее равнодушие по отношению к нему (влюбленному поэту).

Вверху одна
Горит звезда,
Мой ум она
Манит всегда,
Мои мечты
Она влечет
И с высоты
Меня зовет.
Таков же был
Тот нежный взор,
Что я любил
Судьбе в укор;
Мук никогда
Он зреть не мог,
Как та звезда,
Он был далек;
Усталых вежд
Я не смыкал,
Я без надежд
К нему взирал.


«Благодарю!»

Благодарю. Вчера мое признанье
И стих мой ты без смеха приняла;
Хоть ты страстей моих не поняла,
Но за твое притворное вниманье
Благодарю!

В другом краю ты некогда пленяла,
Твой чудный взор и острота речей
Останутся навек в душе моей,
Но не хочу, чтобы ты мне сказала:
Благодарю!

Я б не желал умножить в цвете жизни
Печальную толпу твоих рабов
И от тебя услышать, вместо слов
Язвительной, жестокой укоризны:
Благодарю!

О, пусть холодность мне твой взор покажет,
Пусть он убьет надежды и мечты
И все, что в сердце возродила ты;
Душа моя тебе тогда лишь скажет:
Благодарю!


«Нищий»

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

«Я не люблю тебя; страстей»

Я не люблю тебя; страстей
И мук умчался прежний сон;
Но образ твой в душе моей
Все жив, хотя бессилен он;
Другим предавшися мечтам,
Я все забыть его не мог; —
Так храм оставленный — все храм,
Кумир поверженный — все бог!

Михаил Лермонтов — Сушковский цикл

Сушковский цикл, утвердившееся в лермонтоведении название группы стихотворений 1830 года, отразивших юношескую влюбленность Лермонтова в Екатерину Александрвну Сушкову. В отличие от ивановского цикла, Сушковский цикл обладает известной определенностью: о Сушковой, о встречах с нею Лермонтова и стихах, написанных по этому поводу, известно из разных источников, в том числе из воспоминаний самой Сушковой. К Сушковсокму циклу принято относить стихотворения:

Читать еще:  Стих зачем тебе мужчина с которым ты сильна

а также с большой степенью вероятности

Необходимо учитывать и возможность переадресовки Лермонтовым тех или иных стихотворений 1830—1831 гг.

Сушковский цикл — лирический дневник юноши Лермонтова; несмотря на традиционную романтическую стилистику, стихи цикла (особенно первые два) отличаются психологической точностью и конкретностью: зарождение чувства, которое сам поэт еще не решается назвать любовью:

«И что ж? — разлуки первый звук
Меня заставил трепетать;
Нет, нет, он не предвестник мук;
Я не люблю — зачем скрывать!»,

и дальнейшее его нарастание, вылившееся в горечь неразделенной любви. Биографическая конкретность проникает и в самую поэтическую стилистику — «притворное вниманье», «острота речей», насмешка и «презренье» — все это, вплоть до романтического клише, — «чудный взор», «блеск чудных глаз» (Сушкову называли черноокой красавицей), отражает реальную ситуацию отношений Лермонтова и Сушковой.

Хотя в стихах Сушковского цикла уже вырисовываются черты образа лирического героя (каким он сложится в дальнейшем в поэзии Лермонтова) с его разочарованностью, обманутыми надеждами, бессменными «тревогами души», в целом он не выходит за рамки любовной темы; однако сам образ любви-страдания как абсолютного и исключительного по силе чувства («Такой любви нельзя не верить») пройдет через всю лирику Лермонтова. Отвергнутая любовь несет герою разочарование во всех ценностях — и земных и небесных:

«Чем успокоишь жизнь мою,
Когда уж обратила в прах
Мои надежды в сем краю,
А может быть и в небесах. »

Но и к неразделенной любви Лермонтов предъявляет абсолютные критерии, предпочитая светской благосклонности определенность, «чистоту» безответности («Благодарю!»). Отсюда — из стремления исчерпать, дойти до конца в крушении своих надежд, своей «оставленности» всеми в мире — поражающее читателя парадоксальное желание увидеть «труп» возлюбленной, при том, что ее «взор» — единственное «блаженство» героя («Прости, мой друг. »).

Через многие стихи Сушковского цикла проходит мотив неистребимости первого чувства, не вытесняемого и новыми увлечениями: «Любя других, я лишь страдал любовью прежних дней» («У ног других не забывал»). Именно в Сушковском цикле поэт дает знаменательное для его творчества определение памяти как «демона-властелина».

По сравнению с непримиримо обвиняющим тоном стихов ивановского цикла в Сушковском цикле упреки в безответности возлюбленной и непонимании ею героя выражены в смягченной форме, что м. б. объяснено биографически (Сушкова была равнодушна — и не скрывала этого — к Лермонтову, когда создавались обращенные к ней стихи, но внимательно относилась к его поэтическим опытам). В стихотворение «Нищий» (написано после пребывания Лермонтова и Сушковой в Троице-Сергиевой лавре) на основе конкретных реалий поэт создал символически обобщенный образ душевного равнодушия, человеческой «глухоты».

Важная особенность стихов Сушковского цикла в том, что их написание совпало с открытием Лермонтова поэзии Дж. Байрона. Многие мотивы цикла — неразделенной любви, памяти, разлуки, смерти и др. — представляют собой поэтические реминисценции из его стихов. Однако связь с английским поэтом далеко превосходит сферу обычных литературных влияний. По убедительному предположению современных исследователей, «огромный Байрон», с которым Лермонтов, как свидетельствуют многие современники, не разлучался, был биографией Байрона, написанной Т. Муром. И свой собственный жизненный опыт Лермонтов интерпретировал в то время сквозь призму судьбы (а не только поэзии) Байрона, стремясь найти сходство в своей жизни с его жизнью и нередко формируя свое поведение и эмоциональное восприятие по образу и подобию английского поэта. Такого рода настроения, связанные с особой, оплаченной самой жизнью, «игрой под Байрона», лежат в основе многих лирических ситуаций и мотивов стихов Сушковского цикла.

Стихи к Екатерине Александровне Сушковой

Михаил Юрьевич Лермонтов

Екатерине Александровне Сушковой

Стихи Михаила Юрьевича Лермонтова посвящённые Екатерине Александровне Сушковой

Звезда

Вверху одна
Горит звезда,
Мой ум она
Мани́т всегда,
Мои мечты
Она влечёт
И с высоты
Мне радость льёт.
Таков же был
Тот нежный взор,
Что я любил
Судьбе в укор.
Мук никогда
Он зреть не мог,
Как та звезда,
Он был далёк.
Усталых вежд
Я не смыкал,
Я без надежд
К нему взирал!

Стансы

Взгляни, как мой спокоен взор,
Хотя звезда судьбы моей
Померкнула с давнишних пор
И с нею думы светлых дней.
Слеза, которая не раз
Рвалась блеснуть перед тобой,
Уж не придёт, как этот час,
На смех подосланный судьбой.

Смеялась надо мною ты,
И я презреньем отвечал, —
С тех пор сердечной пустоты
Я уж ничем не заменял.
Ничто не сблизит больше нас,
Ничто мне не отдаст покой…
Хоть в сердце шепчет чудный глас:
Я не могу любить другой.

Я жертвовал другим страстям,
Но если первые мечты
Служить не могут снова нам —
То чем же их заменишь ты.

Чем успокоишь жизнь мою,
Когда уж обратила в прах
Мои надежды в сем краю,
А может быть, и в небесах.

Нет смерти здесь, и сердце вторит: «нет».
Для смерти слишком весел этот свет.
И не твоим глазам творец судил
Гореть, играть для тленья и могил…
Хоть всё возьмет могильная доска,
Их пожалеет смерти злой рука.
Их луч — с небес, и, как в родных краях,
Они блеснут звездами в небесах!

Чёрны очи

Много звёзд у летней ночи,
Отчего же только две у вас,
Очи юга! чёрны очи!
Нашей встречи был недобрый час.

Кто ни спросит, звёзды ночи
Лишь о райском счастье говорят.
В ваших звёздах, чёрны очи,
Я нашёл для сердца рай и ад.

Очи юга, чёрны очи!
В вас любви прочел я приговор,
Звёзды дня и звёзды ночи
Для меня вы стали с этих пор!

Вблизи тебя до этих пор
Я не слыхал в груди огня.
Встречал ли твой прелестный взор —
Не билось сердце у меня.

И что ж? — разлуки первый звук
Меня заставил трепетать, —
Нет, нет, он не предвестник мук:
Я не люблю — зачем скрывать!

Однако же хоть день, хоть час
Ещё желал бы здесь пробыть,
Чтоб блеском этих чудных глаз
Души тревоги усмирить.

Михаил Лермонтов — К Сушковой: Стих

Вблизи тебя до этих пор
Я не слыхал в груди огня.
Встречал ли твой прелестный взор —
Не билось сердце у меня.

И что ж? — разлуки первый звук
Меня заставил трепетать;
Нет, нет, он не предвестник мук;
Я не люблю — зачем скрывать!

Однако же хоть день, хоть час
Еще желал бы здесь пробыть,
Чтоб блеском этих чудных глаз
Души тревоги усмирить.

  • Следующий стих → Михаил Лермонтов — Поцелуями прежде считал
  • Предыдущий стих → Михаил Лермонтов — Итак, прощай

Читать похожие стихи:

  1. Михаил Лермонтов — Прощанье
  2. Михаил Лермонтов — Поцелуями прежде считал
  3. Михаил Лермонтов — Нет, не тебя так пылко я люблю
  4. Михаил Лермонтов — Итак, прощай
  5. Михаил Лермонтов — Отчего
Читать еще:  Как хорошо что есть на свете мама стих

Отзывы к стихотворению:

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Какие стихи лермонтов посвятил сушковой

Любовь – всепроникающая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова. И, прежде всего, любовь к женщине, от бескорыстно-идеального “небесного” чувства до всепоглощающей любви-страсти. “Я не могу любовь определить. Но это страсть сильнейшая! Любить необходимость мне; и я любил всем напряжением душевных сил” (1831 июня 11 дня).

У всех поэтов есть стихи о любви и женщинах. И М. Ю. Лермонтов не исключение. В его жизни было много женщин, которых он любил и кому посвящал стихи. Эти женщины любили и предавали его, они были прекрасны и жестоки, они не умели понять глубину чувств поэта и даже насмехались над ним, некоторые пронесли любовь Лермонтова через всю свою жизнь, но так и не воссоединились с ним. Кто же они – вдохновительницы и мучительницы поэта? Это Лопухина В.А., Сушкова Е.А., Иванова Н.Ф., Щербатова М.А. и Быховец Е.Г.

ВАРВАРА АЛЕКСАНДРОВНА ЛОПУХИНА. Одна из самых глубоких привязанностей Лермонтова. Встреча с Варенькой — младшей сестрой друга Алексея произошла в 1828 г. Обоим было по 14 лет. Бабушка поэта Елизавета Арсеньева привезла своего ненаглядного внука Мишеля, подающего большие надежды, в Москву, чтобы подготовить к поступлению в университетский пансионат. Они поселились на Малой Молчановке. Поблизости жила семья Лопухиных: отец с сыном Алексеем и тремя миловидными дочерьми – Марией, Варварой и Елизаветой. Все вместе они дружили и виделись практически каждый день. Особенно дружен был Лермонтов с Машей и Варенькой. Первая навсегда останется его хорошим другом, а вторая станет впоследствии объектом пылкой любви. В воспоминаниях современников Варенька была “натура пылкая, восторженная, поэтическая в высшей степени симпатичная”. Она нравилась многим: тонкие черты лица, большие задумчивые глаза, в омуте которых можно было утонуть, и взгляд, ничего общего не имевший с томным, но такой манящий. Этот образ стал для Лермонтова эталоном красоты. И во многих произведениях он вольно или невольно описывает его.

Даже родинка над бровью, по поводу которой некорректно подшучивали сверстники, казалась Лермонтову лучшей в мире. У Вареньки было немало поклонников среди молодёжи, которая собиралась в доме “всеобщей бабушки” Арсеньевой, общительной и любящей веселье. По сравнению с объектом своей любви юный Лермонтов считал себя некрасивым, недостойным, блеклым и неинтересным. Ко всему прочему, Варенька была доброй, мягкой и отзывчивой. Её спокойный характер являлся полной противоположностью пылкому, порывистому и временами несдержанному Лермонтову, который иногда считал, что у него нет и не может быть шансов. Поначалу ни Лермонтов, ни Лопухина не отдавали себе отчёт в своих чувствах и не подавали виду, что начинают безудержно увлекаться друг другом. Страдал Лермонтов от этой любви немало. Впрочем, Вареньке эта любовь приносила не меньше страданий. Она жила как будто в темноте, ведь Лермонтов не давал ей никаких чётких ориентиров, то и дело ставя в тупик. То он становился холоден к ней, то относился как к другу, то вновь был охвачен страстью. Их любовь крепла постепенно, пока не переросла в зрелое чувство, в котором они друг другу так и не успели признаться. Лопухина отдала свою судьбу другому человеку, штабс-капитану Бахметеву, став госпожой Бахметевой. Она стояла у алтаря в подвенечном платье, бледная и красивая, необычайно грустная. Рука об руку с другим, которому она сказала “да”. Потому что Лермонтов не расслышал и не разгадал её “да”. Но их любовь не исчезла, она выдержала испытание временем и расстоянием. Лермонтов и Лопухина продолжали любить друг друга всю дальнейшую жизнь, не видя друг друга и почти не общаясь. Это была самая сильная любовь поэта.

ЕКАТЕРИНА СУШКОВА. В 1830 году Сушкова приехала из Петербурга в Москву. В ту пору ей было 18 лет, и она уже была ослеплена своими успехами в “свете”. На одном из блистательных балов у генерал-адъютанта Депрерадовича её заметил великий князь Михаил Павлович — родной брат императора. Он сказал в её адрес: “Она очаровательна, у неё такие изысканные манеры”. Её называли “Miss Black eyes” (“черноокой”) за жгучие, угольного цвета глаза, которые она кокетливо прятала под пушистые ресницы. Сушкова находилась в возрасте невесты и ей, конечно, хотелось устроить свою судьбу. Она намеревалась выйти замуж, не иначе, как по расчёту. Лермонтов посвящал Сушковой стихи, где выражал подлинные, искренние чувства. Она же насмехалась над ним, видела в нём неуклюжего, косолапого мальчика, с красными глазами, с вздёрнутым носом и язвительно- насмешливой улыбкой. Она прозвала его своим чиновником по особым поручениям, отдавала ему приказания подержать свою шляпу, зонтик, перчатки. Сушкова писала в воспоминаниях: “Перчатки он часто затеривал, и я грозила отрешить его от вверенной должности”. Она знала его имя Мишель, но не знала его фамилии Лермонтов. Да и к чему было ей замечать юношу, безвестного стихотворца? В 1832 году Лермонтов, покинув Московский университет, уехал в Петербург. С поступлением в местный университет у него не сложилось, и Михаил пошёл по военной стезе, став гусаром. Там же в Петербурге спустя 4 года он снова встретился с Сушковой. Страсть вспыхнула с новой силой, но она была уже другой — мстительной и разрушительной. Сушкова всё ещё оставалась невестой на выданье, по понятиям того времени невестой перезрелой. Лермонтов не претендовал на её руку, от былой любви не осталось и следа. Он начинает ухаживать за Сушковой, ведя расчётливую игру, и впоследствии расстраивает замужество Сушковой со своим приятелем Алексеем Лопухиным. Затем пишет анонимное письмо в её адрес, что приводит к их окончательному разрыву. Екатерина не раскусила намерений поэта и по собственному признанию искренне полюбила Михаила. Она объяснилась в любви к Лермонтову, а он отомстил ей за насмешливость в ту пору, когда он так любил её. Лермонтов писал: “Я хорошо отомстил за слёзы, которые кокетство mille S заставило меня пролить 5 лет тому назад! Но мы всё-таки ещё не рассчитались, она заставила страдать сердце ребёнка, а я только помучил самолюбие старой кокетки”.

Читать еще:  Мы старались как могли стих

НАТАЛЬЯ ИВАНОВА. Когда Лермонтов и Сушкова расстались, сердце поэта стало склоняться к другому чувству. В 1930 году поэт познакомился с Натальей Федоровной Ивановой, которая стала его печальной любовью. Она была дочерью писателя Фёдора Фёдоровича Иванова. Всё случилось так внезапно и так же завершилось. Он встретил её, когда гостил у родных. Как только поэт увидел Наташеньку, его сердце стало биться быстрее: она была хороша и удивительна. Но друзьям Лермонтов не признавался в своих чувствах к ней, говоря о том, что с первого взгляда Иванова ему не понравилась – якобы она предвещала нечто плохое. А предчувствиям поэт доверял и не ошибся. Ободрённый в начале знакомства её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. В Наташеньку был влюблён Николай Обресков. Он отличался от Михаила тем, что точно знал о своих желаниях и старался их выполнить. Его решительность покорила Наталью – и девушка выбрала его. Поэт посвятил Наталье много стихотворений, пронизанных чувством горечи и обиды. Лермонтов страдал, отношения закончились разрывом. Расставание с Ивановой вызвало у Лермонтова мстительное чувство, ощущение оскорблённой гордости. Он писал в стихотворении “Я не унижусь пред тобой…”:

Любовь к Ивановой уходила, приходило столь нужное для успокоения разочарование. Но любовь не покинула оскорблённого поэта. После разрыва с Ивановой Лермонтов понял, что настоящая его любовь – это Варенька Лопухина.

МАРИЯ ЩЕРБАТОВА. Новой возлюбленной Лермонтова стала Мария Щербатова. Мария Алексеевна Щербатова была дочерью украинского помещика Алексея Петровича Штерича. В 1837 году она вышла замуж за князя Щербатова, а в 1838-м овдовела. Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован Щербатовой. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах, красивая и образованная. В Петербурге вела светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, и познакомилась с Лермонтовым. Любила ли она его, поэт не знал, но готов был подарить ей всю землю. Он говорил с теплотой: “Мне грустно, что я вас люблю и знаю, что за этот лёгкий день нам придётся дорого рассчитаться”. В 1840 г. на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом, который, по словам современников, “волочился” за вдовой Щербатовой. Состоялась дуэль Лермонтова с Дебарантом, окончившаяся примирением. Однако великий князь Михаил подписал приказ об аресте Лермонтова за дуэль с Дебарантом, а в апреле 1840 г. был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказе. Между Марией Щербатовой и Лермонтовым было много общего. Как и Мария Алексеевна, Лермонтов переносит и насмешки, и зло “в гордом покое”. променяв уединённую жизнь на светские развлечения. По свидетельству А.И.Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство. “Сквозь слёзы смеётся. Любит Лермонтова”. Чувство самого Лермонтова к Машеньке Штерич (Щербатовой) отражено в стихотворении “Отчего”.

ЕВДОКИЯ ПЕТРОВНА РОСТОПЧИНА. Графиня, русская писательница. Её знакомство с Лермонтовым относится к началу 30-х годов. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова пансионских лет С.П.Сушкова. Юный Лермонтов увлекался Ростопчиной и посвятил ей стихотворения «Крест на скале» (1830) и новогодний мадригал «Додо». Однако взаимное дружеское сближение произошло лишь в начале 1841 года. Графиня была участницей прощального вечера 12 апреля 1841 г. перед отъездом Лермонтова на Кавказ, когда поэт, по её воспоминаниям, настойчиво говорил об ожидавшей его смерти; уезжая, Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который вписал посвящённое ей стихотворение «Я верю: под одной звездою».

ЕКАТЕРИНА БЫХОВЕЦ. Летом 1841 года в Пятигорске Лермонтов встретил свою кузину Екатерину Григорьевну Быховец. У неё был бронзовый цвет лица и чёрные очи. По свидетельству близких поэту людей, она была очень похожа на Лопухину. Обращаясь к кузине перед самой гибелью, он искренне сказал:

Они встретились после разлуки, прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. Утром она беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник в Каррас (Шотландку). Она же принимала участие в похоронах.

Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и любовь, любовь истинную и взаимную. Но его чувство остается без ответа. М.Ю. Лермонтов ищет женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть, ищет родную душу, ту единственную, которая будет ему помогать в нелёгкие минуты, будет понимать и уважать его. К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь брачными узами. “Любить… но кого же? На время – не стоит труда. А вечно любить невозможно”. Любовь приносила ему горечь, разочарование и страдания, а он всё равно любил и надеялся на ответные чувства!

Библиография: С.А. Андреев-Кривич. Всеведенье поэта. Изд-во Советская Россия. Москва, 1978.

Статья подготовлена читательницей библиотеки Ларисой Петровной Н.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector