0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие стихи лермонтова положены на музыку

Единение поэзии и музыки: народные песни на стихи Лермонтова

В основе многих любимых народных песен лежат строки известных стихотворений русских поэтов XVIII-XX веков. Некоторые из них встречаются в немного отличающихся от первоисточника вариантах, частично переделанных по тексту и адаптированных народом к местным фольклорным традициям.

«Выхожу один я на дорогу» — стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, написанное им незадолго до гибели в 1841 году.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел.

Один из вариантов народной песни на этот стих был записан в станице Наурской Чеченской Республики:

Другая, не менее распространенная в народе песня, также была создана на произведение Лермонтова.

«По синим волнам океана» или «Воздушный корабль. Из Цедлица» — баллада из наполеоновского цикла стихотворений Лермонтова, написанная и опубликованная в 1840 году. Является переводом баллады немецкого автора Й. К. фон Цедлица «Призрачный корабль» 1832 года.

Народный текст, записанный в селе Балман Куйбышевского района Новосибирской области, местами отличается от оригинала, но всю первоначальную суть сохраняет:

По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.

Не видно на нем капитана,
Не слышно матросов на нем,
Но скалы, и тайные мели,
И бури ему нипочем.

Есть остров на том океане —
Пустынный и мрачный гранит.
На острове том есть могила,
А в ней император зарыт.

И в час его мрачной кончины —
В полночь, как исполнится год,
К высокому берегу тихо
Воздушный корабль пристает.

Из гроба тогда император,
Очнувшись, является вдруг, —
На нем треугольная шляпа
И серый походный сюртук.

На берег большими шагами
Он смело и прямо идет.
Соратников громко он кличет
И маршалов грозно зовет.

Зовет он наследника сына —
Опору в превратной судьбе.
Ему обещает полмира,
А Францию — только себе.

Вместе с текстом фольклорист и музыкант Вячеслав Владимирович Асанов записал от местных жителей и историю о песне, переходящую из поколения в поколение:

«Рассказывали, что французского императора Наполеона похоронили где-то в море, на острове. А корабль, на котором его туды привезли, будь-то бы пропал куда-то в неизвестности. А моряки, те, что часто плавали по морям, будь-то бы не раз, встречали неизвестный корабль, который на всех парусах пролетал мимо, и ни капитана, ни матросов на нём не видали. А русские моряки ведь самые любознательные и решили они, ежлив корабль снова встренится, проследить за им на канонерской подводной лодке его императорского величества. Вот плывут оне, а тут буря разыгралась, волны с полверсты вышиной. Глянули в парископы-то: батюшки, корабль! Опустились они под волны, чтоб не было видать, и давай следить за парусником. А тот вроде как по воздуху летает! Да быстро так! Насилу уследили. Кабы не русский надёжный флот — упустили бы!…

Вот плывут. Море успокаиваться начало. Звёзды проклюнулись. Видют, впереди остров, серый весь, в скалах. Парусник входит в небольшу гавань и пристаёт к берегу. Ни на корабле, ни на берегу — ни души! Только красная лампочка мигает… Причалили лодку к скале, привинтили к штоку подзорную трубку и давай глядеть: что будет дальше. Вдруг, в саженях пятидесяти от берега, разверзается земля, появляется гроб, открывается крышка, и человек небольшого росточка в треугольной шляпе выходит на берег, скрещивает руки на груди и кричит:

— Соратники верные мои, где вы? А вы, грозные маршалы, где? А где ты, мой сын и наследник, которому я обещал полмира, оставив лишь Францию себе?

Прокричал человек в шляпе, подождал немного, повернулся спиной, подошёл к гробу, открыл крышку и лёг. Крышка захлопнулась, гроб исчез под землёй, и снова стало тихо… Покачали головой моряки: не думали увидать такое чудо… А корабль неожиданно снялся с якоря и помчался в открытое море. Только красная лампочка ещё долго мигала вдалеке, пока не погасла совсем… Сели удивлённые моряки в лодку и поплыли домой в Рассею».

Таких народных песен литературного происхождения собрано немало, и это можно считать настоящим доказательством литературной грамотности и духовного единства нации.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Лермонтов в музыке

Продолжая разговор о Лермонтове, хочется сказать добрые слова о Благородном пансионе, где много внимания уделялось эстетическому воспитанию. Музыка, литература, живопись. Поражает многообразие интересов Лермонтова. Он увлекался музыкой, философией, участвовал в рукописных журналах »Арион», «Пчёлка», «Маяк». С детства мальчик учился играть на фортепиано, скрипке, флейте, очень любил петь, сочинял музыку. В 5лет(!) Миша слушал оперу «Князь – Невидимка», когда подрос, стал участвовать в домашних спектаклях. В 14 лет юноша слушал оперу Верстовского «Пан Твардовский». Высоко ценил он манеру игры актёра Мочалова, видел в нём «искру божию».

Читать еще:  Душа как птица ищет хлеба стих

В 1828г. начинается его поэтическая деятельность. Он пишет стихи «Осень», поэму «Кавказский пленник». Главное он видит в передаче психологического переживания. Дали плоды старания преподавателей Благородного пансиона в привитии воспитанникам навыков самостоятельного творчества: шкаф Лермонтова был забит книгами, на столе всегда стоял глобус. Особое место занимало творчество Пушкина.

Лермонтов гениально выступает в поэзии, прозе, драматургии. Стихи его очень музыкальны. При всём многообразии интересов поэта главной его страстью была музыка. Интересна история создания стихотворения «Нищий». Летом 1830г. Лермонтов с бабушкой, Сушковой и Верещагиной побывал в Троице – Сергиевой лавре.К ним подошёл нищий старик, которого они щедро наградили. Видя их доброту, старик пожаловался на «шалунов – молодых господ», обидевших его и насыпавших ему камешков. Потрясённый юноша, вернувшись домой, написал:

У врат обители святой
Стоял просящий подаянье
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Кусок лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто – то камень положил
В его протянутую руку….

Стихотворение «Нищий» стало романсом. Музыку к нему написали Г.И.Кузьминский (1856г.), Э.Ф.Направник (1879г.)Ц.А.Кюи(1884),Н.К Метнер и другие. Вы заметили, дорогой читатель, что музыка написана не при жизни Лермонтова. Композиторы – современники писали музыку на его произведения, но уже после 1841г. Семь баллад поэта стали романсами, но при жизни его только пять. В наше время пишут о 2,5 тысячах вокальных произведений на стихи Лермонтова. Свыше тысячи композиторов создавали их. На его «Молитвы» писали и при жизни его и позже: в 1844г. А.С.Даргомыжский, в 1855 –Глинка, в 1856 – Пётр Булахов. После Жуковского Лермонтов считается одним из самых романсных поэтов. Первым вокальным произведением на стихи поэта были любимые «Горные вершины». Написал их «дедушка русского романса» Николай Титов. При жизни поэта была написана и «Еврейская мелодия».

Жизнь лермонтовской поэзии в музыке продолжается. Романсы на стихи «Парус» (Белеет парус одинокий) написали А.Е.Варламов (1848г.),А.Г.Рубинштейн, вокальный квартет (1849г.) и др.В январе 1840г. Лермонтов пишет грустные стихи «И скучно и грустно». Они стали романсами Н.И.Макарова в 1844г., А.С.Даргомыжского в 1845г, А.Л.Гурилёва — в 1852г.

А как прекрасен романс А.С.Даргомыжского «Отчего»! Как легко он поётся у замечательного композитора – вокалиста! Помнится, нам легко было его исполнять и слушать музыку в родном педучилище. Стихи вдохновили и М.А.Балакирева (1857), Н.А.Римского – Корсакова (1897) и других композиторов.

Мне грустно,потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно. потому что весело тебе.

Кто не испытывал восторга, слушая дуэт «Горные вершины» А.Е.Варламова(1840)! Вдохновили лермонтовские строки и М.М.Ипполитова – Иванова (1896, есть дуэт
у С.И.Танеева (1902). Мне посчастливилось прикоснуться к поэзии М.Ю.Лермонтова исполнением романса – объяснения через другую на музыку замечательного вокалиста Петра П.Булахова, написанного им в 1869г.»Нет,не тебя так пылко я люблю».Доставим себе наслаждение чтением стихов Лермонтова!

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье;
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

Более 80 композиторов создали свои мелодии на это прекрасное объяснение:
в 1848г -А.Ф.Львов, в 1850 — А.Л.Гурилёв, в 1869 — Пётр П. Булахов, 1871 — Елизавета Шашина и другие.

Многие композиторы написали музыку к стихам Лермонтова «На севере диком стоит одиноко».Среди них А.С.Даргомыжский(1850) Н.А.Римский-Корсаков(1876),С.В.Рахманинов (1895)… Более десятка композиторов. И благодарная память вновь высветила: родное Педагогическое училище. В аудиторию входит Иван Михайлович Морозов со скрипкой, и мы поём:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.

В 1841г. Лермонтов написал «Выхожу один я на дорогу». Грустные, полные раздумья стихи о красоте земли и с вопросом:

Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?

И грустный ответ:

«Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть. «

В 1845г. Александр Даргомыжский пишет романс «И скучно и грустно». И здесь стихи Лермонтова пронзительно- грустные:

И скучно и грустно, и некому руку
подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья. что пользы напрасно и
вечно желать.
А годы проходят — все лучшие
годы!

И в 1854г. Пётр П.Булахов создаёт свой знаменитый романс «Выхожу один я на дорогу», о котором в Пензенской обл. будут говорить, что это написал сам Лермонтов и пел его перед дуэлью. Вдохновили стихи К.П.Вильбоа (1857), Елизавету Шашину(1861) и других. Жизнь поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова в музыке не менее прекрасна, как и его стихи, такие музыкальные!

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • Писатели и книги (839)
  • 19 век (99)
  • Бунин (58)
  • Чехов (29)
  • Достоевский (28)
  • Лев Толстой (23)
  • Пришвин (20)
  • Шекспир (15)
  • Куприн (14)
  • Лесков (12)
  • Аксаков (8)
  • Максим Горький (4)
  • Поэты и поэзия (641)
  • Поэты XIX века (146)
  • Лермонтов (32)
  • Заболоцкий (27)
  • Рубцов (25)
  • Анненский (18)
  • Фет (17)
  • Серебряный век (617)
  • Цветаева (140)
  • Блок (79)
  • Ахматова (55)
  • Гумилёв (50)
  • Мандельштам (37)
  • Бальмонт (22)
  • Есенин (22)
  • Хлебников (19)
  • Леонид Андреев (9)
  • Михаил Кузмин (4)
  • Волошин (3)
  • композиторы и дирижёры (457)
  • Бетховен (49)
  • Вагнер (27)
  • Шопен (26)
  • Шостакович (24)
  • Моцарт (18)
  • Шуман (14)
  • Шуберт (13)
  • Бах (11)
  • Дебюсси (10)
  • Сибелиус (7)
  • Лист (3)
  • живопись (438)
  • Голландия (38)
  • Ван Гог (29)
  • Ренуар (16)
  • Босх (9)
  • Марк Шагал (8)
  • Кандинский (4)
  • Русские художники (389)
  • Врубель (23)
  • Валентин Серов (17)
  • Коровин (16)
  • Левитан (13)
  • Крамской (9)
  • Кустодиев (9)
  • Борисов-Мусатов (8)
  • Васнецовы (7)
  • Иван Шишкин (7)
  • Кипренский (6)
  • Музыка и музыканты (378)
  • Ростропович (13)
  • Художники и картины (341)
  • Альбрехт Дюрер, (11)
  • Гейнсборо (6)
  • Искусство (305)
  • Волошин (15)
  • Мыслители (281)
  • Леонардо да Винчи (27)
  • Герман Гессе (19)
  • Флоренский (11)
  • Видео и фильмы (269)
  • Тарковские (64)
  • Артисты (253)
  • Русские композиторы (225)
  • Римский-Корсаков (22)
  • Скрябин (18)
  • Чайковский (17)
  • Мусоргский (15)
  • Свиридов (15)
  • Глинка (11)
  • Танеев (10)
  • Даргомыжский (4)
  • Балет (225)
  • Есть женщины . (215)
  • Ольга Берггольц (14)
  • Вне разделов (214)
  • Иван Толстой (30)
  • опера (198)
  • История России (192)
  • Цветы и поздравления (191)
  • Май (22)
  • Учёные и открытия (186)
  • Наши . (182)
  • Шукшин (24)
  • Шаламов (17)
  • Платонов (16)
  • Лихачёв (12)
  • Астафьев (12)
  • космонавты (12)
  • На здоровье (180)
  • Наша Земля (175)
  • Научно-популярное (174)
  • танцовщики (152)
  • нуриев (22)
  • Цискаридзе (20)
  • Барышников (20)
  • Васильев (16)
  • Лиепа (8)
  • Годунов (7)
  • нежинский (7)
  • Лавровский (1)
  • Святые . (149)
  • Пушкин (130)
  • Замечательные люди (130)
  • Города и памятники (130)
  • 1812, 1945 (129)
  • Герои 1812 (16)
  • Cкульптура (127)
  • Микеланджело (21)
  • Великие балерины (126)
  • Максимова (24)
  • Анна Павлова (13)
  • Уланова (10)
  • Замечательные места и промыслы (122)
  • Песни и мелодии (103)
  • Театр и актёры (103)
  • Природа. Животные (103)
  • Обучающие материалы (103)
  • Авангард (101)
  • прерафаэлиты (21)
  • кандинский (13)
  • Ларионов и Гончарова (10)
  • Филонов (3)
  • Русские не в России (100)
  • Борис Зайцев (8)
  • Еда (93)
  • Фотографии (91)
  • Аудиокниги (83)
  • Наша родина (81)
  • Кто мы (81)
  • Наука (80)
  • Славянская культура (75)
  • Пастернак (71)
  • О Японии (70)
  • Рахманинов (65)
  • ДаКар (61)
  • Балетмейстеры (53)
  • Баланчин (8)
  • Минкус (6)
  • Эйфман (5)
  • Материаловедение (52)
  • Бродский (43)
  • Архитектура (42)
  • Гауди (11)
  • Геометрия и символы (39)
  • Эшер (6)
  • Экопроблемы (39)
  • Романовы (36)
  • Моря и океаны (35)
  • Реки и озёра (15)
  • Непознанное (31)
  • Шестидесятники (17)
  • Аксёнов (8)
  • Мудрые . (13)
  • справочники (13)
  • Возрождение (9)
  • Леонардо да Винчи (2)
  • северное возрождение (2)
  • Рюриковичи (8)
Читать еще:  Как записывать стихи в читательский дневник

Цитатник

  • Все (3570)

=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.

✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.

✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.

«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.

18.09.2021 Юбилейный концерт 18.09.2021

Музыка

  • Все (43)

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

  • К приложению

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Музыка к произведениям Михаила Юрьевича Лермонтова

ПОЭЗИЯ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА-НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ КОМПОЗИТОРОВ.

» Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя. «

Из раннего стихотворения «Звуки» (1830) , показывающее, как свободно звуковые впечатления претворялись у юного Лермонтова в поэтические образы.

Первым вокальным произведением на стихи Лермонтова были «Горные вершины», созданные в 1839 году «дедушкой русского романса» Николаем Титовым.

«Горные вершины»
исп.С. Мигай

Кстати, Лермонтов вполне мог знать об этих первых переложениях своих стихов на язык музыки. Находясь в Петербурге в феврале 1841 года, он, вероятно, прочел в газете «Северная пчела» (1841, 20 февраля, № 40) такое объявление: «В музыкальном магазине Одеона поступила в продажу только что отпечатанная певческая пьеса «Молитва» на слова Лермонтова; музыка сочинена нашим даровитым композитором Ф. М. Толстым». Тогда же, при жизни Лермонтова, его стихи уже становились предметом домашнего музицирования. Одно из подтверждений этого факта находим в письме Ник. Елагина (участника московского кружка Елагиных — Киреевских). 18 августа 1840 года он писал: «Читали ли вы в «Отечественных записках» стихи Лермонтова, перевод из Гёте? Стихи эти очень понравились Москве. Я сочинил музыку на эти стихи, и они поются у нас в Люблино с утра до вечера»( Речь идет о стихотворении «Горные вершины»)

В 1840 году вышли нотные издания сразу четырех «Молитв» («В минуту жизни трудную. «) Гурилева, Николая Титова, Феофила Толстого и Александра Скарятина. Все остальные «Молитвы» появились уже позже: Даргомыжского (1844), Глинки (1855), Петра П. Булахова (1856), Софьи Зыбиной (1856), Кушелева-Безбородко (1857), Мусоргского (1865) и других (более восьмидесяти) композиторов.

Прижизненной была написана и «Еврейская мелодия» («Душа моя мрачна. «).
Романс Гавриила Ломакина вышел в нотном издании одновременно с «Молитвой».

«Еврейская мелодия»

М.Балакирев
исп. О.Слободская

С ЭТИХ ТРЕХ РОМАНСОВ НАЧИНАЕТСЯ ЖИЗНЬ ЛЕРМОНТОВСКОЙ ПОЭЗИИ В МУЗЫКЕ!

Русская музыка — от Глинки до наших дней — всегда развивалась в тесной связи с поэзией, под ее несомненным влиянием. Одни поэты заняли в ней больше места, другие меньше, это естественно. Первое слово, разумеется, принадлежит Пушкину — и по силе его влияния, и по количеству текстов, положенных на музыку.
Вслед за ним идет Лермонтов, если не по количеству, то по множеству музыкальных обращений к одному и тому же тексту.

Cтихотворение Лермонтова, как «Сосна» («На севере диком») положили на музыку почти сто композиторов.

М.Балакирев
исп.Б. Христов

Н.Дмитриев
исп.Н. Шпиллер, М.Михайлов и С. Хромченко

В элегическом романсе А. С. Даргомыжского(кстати, есть сведения о знакомстве с ним Лермонтова) «И скучно и грустно» с удивительной поэтичностью выявлено соответствие между словом и музыкой. Речитативный характер романса выразительно подчеркивает особенности лермонтовской поэтической речи.

«И скучно, и грустно. «

А.Даргомыжский (1845)
исп.Е.Флакс

А.Гурилёв (1852)
исп.Карина и Рузана Лисициан

Свыше 20 вокальных композиций на слова «Выхожу один я на дорогу». Нет ничего удивительного в том, что музыкантов влекли эти стихи: в самой их интонации, в стихотворном размере заложено активное песенное начало. Именно о таких стихах Н. П. Огарев, сам сочинивший несколько романсов на лермонтовские тексты, писал: «Они так изящно выражены, что их можно не только читать, их можно петь, — да еще на совсем своеобразный лад». Но примечательно другое: только одна из композиций прочно сохранилась в памяти любителей пения, стала народной песней, — это романс теперь мало кому известного композитора Елизаветы Сергеевны Шашиной, опубликованной в 1861 году.

Читать еще:  Кто написал стих три товарища

«Выхожу один я на дорогу «

Дуэт «Горные вершины» А.Рубинштейна— лирическая зарисовка умиротворенной природы, философски глубокая и столь редкая у Лермонтова.

«Горные вершины»

А.Варламов
исп. М. Максакова

«Из-под таинственной холодной полумаски»
М.Балакирев 1904.
исп.Е. Белов

В.Шебалин
исп. Н. Шпиллер

«Как небеса твой взор блистает»

Н.Римский-Корсаков
исп. А. Орфёнов

Г.Свиридов
исп.И. Архипова

Сам Чайковский только дважды прикоснулся к лермонтовской поэзии, хотя высоко ее ценил. Он переложил популярнейший среди композиторов «Утес» в оригинальную пьесу для смешанного хора a cappella и написал романс «Любовь мертвеца». Насыщенный драматизмом текст нелегко дался большому музыканту, хорошо понимавшему, какие трудности таит в себе лермонтовская лирика и сколь сложна проблема ее адекватного воплощения в музыке. Размышления и сомнения этого рода отразились в письмах Чайковского. «Вы совершенно правы, — писал он Н. Ф. фон Мекк в 1878 году в связи со своей работой над романсом „Любовь мертвеца“, — говоря, что текст до того силен, что вряд ли музыка может достигнуть этой высоты, но я все-таки дерзнул. »

«Любовь мертвеца «

П.Чайковский
исп. С. Лейферкус

Интересна музыкальная судьба одного из последних стихотворений Лермонтова — «Нет, не тебя так пылко я люблю». Эта волнующая лирическая исповедь привлекла внимание еще большего числа композиторов. Зафиксировано 80 вокальных произведений, причем 18 из них принадлежат советским авторам. Среди них есть имена видных музыкантов. Но подлинную популярность приобрел только один из многочисленных романсов, воскрешенный сравнительно недавно в незабываемом исполнении Н. А. Обуховой: это романс-вальс А. И. Шишкина, написанный в 1885 году. Не очень глубокий по замыслу, но легкий, светлый, изящный, открывающий простор перед исполнителем, он до сих пор вызывает неизменные симпатии слушателей.

«Нет, не тебя так пылко я люблю «

А.Гурилёв
исп.К. Плужников

«Слышу ли голос твой «

М.Глинка
исп. Г. Виноградов

«Тучки небесные «

А.Даргомыжский
исп.К. Кадинская

Лермонтовская аллегория «Утес» привлекла внимание более восьмидесяти композиторов (в том числе молодого Рахманинова, создавшего симфоническую фантазию на эту тему)

М.Балакирев
исп.М. Максакова

А.Даргомыжский
исп.Н. Шпиллер, М. Михайлов и С.Хромченко

А. Варламов написал музыку к стихотворению «Парус» после смерти поэта, в 1848 г.
Получившийся романс приобрел популярность.
Однако существуют и другие музыкальные сочинения к этому стихотворению, появившиеся позже музыки Варламова.

«Белеет парус «

Строчки Лермонтова положили на свои мелодии А. Г. Рубинштейн (вокальный квартет, 1849) и В. И. Ребиков (женский хор, 1899) — это два самые известные сочинения. Кроме их вариантов есть еще и других композиторов (например, с музыкой Ф. Г. Голицына). В 1938 году свою версию музыки создал композитор Г. В. Свиридов.
Одна из лучших интерпретаций лермонтовского стихотворения «Парус» — романс Зары Александровны Левиной (1906 — 1976). Романс был написан композитором в 1940 г.

К стихотворению «Когда волнуется желтеющая нива» проявили интерес 22 композитора (среди них Н.Римский-Корсаков и М.Балакирев)

«Когда волнуется желтеющая нива»

Н. Римский-Корсаков
исп.З. Долуханова

Тема интерпретации поэзии М. Ю. Лермонтова в музыке поистине неисчерпаема. На его стихи написано более двух с половиной тысяч музыкальных сочинений. Творчество Лермонтова не терпит духовной фальши, неискренности, и, пожалуй, в этом заключается самая большая сложность для написания и исполнения музыки на его стихи.
«Мне грустно»

М.Виельгорский
исп.Н. Герасимова

А.Даргомыжский
исп.Л. Чкония

Многие другие прекрасные образцы лирики Лермонтова до сих пор ждут своего музыкального истолкования.

использованы материалы справочника «ЛЕРМОНТОВ в МУЗЫКЕ»
Составители Л. И. МОРОЗОВА, Б. М. РОЗЕНФЕЛЬД

Романсы на стихи Лермонтова

Романсы на стихи Лермонтова — список романсов, созданных на стихи М. Ю. Лермонтова. Включает более сотни русских романсов, музыку к которым писали разные композиторы.

Данный список неполный. На стихи Лермонтова продолжают создавать музыку композиторы следующих поколений.

Исполнение: Лев Сибиряков. Два великана (Д. Столыпин — М. Лермонтов). Запись 1910 — 1912.

Поет С. Лемешев — Белеет парус одинокий. Музыка композитора А. Е. Варламова

Поет Леонид Сметанников — баритон, Татьяна Сметанникова — фортепиано. Нет, не тебя так пылко я люблю. Музыка А.Шишкина

Поет Александр Огнивцев — Романс Демона ‘На воздушном океане’. Из оперы А.Г.Рубинштейна «Демон» (2 д.)


Поет М.Максакова — И скучно, и грустно. Музыка Гурилева А.Л.

Поет Лариса Селиверстова, фортепьяно Светлана Жилинская — И скучно и грустно. Музыка А. Даргомыжского

Поет Олег Погудин — Горные вершины. Музыка А. Варламова. В ролике показаны картины М.Ю.Лермонтова

Исполняют Петр Налич (тенор), Мария Зайцева (контральто). Концертмейстер — Мария Зайцева — Горные вершины. Музыка А. Рубинштейна

«Тучки небесные» — романс на стихи М.Ю. Лермонтова. Elena Vitman, mezzo-soprano (soloist of Mariinsky Theatre). Oleg Larionov, viola

Свиридов — Три романса на стихи М. Ю. Лермонтова. Антонина Ланкевич, Иван Соколов. 27 октября 2011 года, Малый зал МГК

Романс (Ты идёшь на поле битвы) (ст. М. Лермонтова, муз. А. Ивановой/Анна Васянина). Фрагмент авторской программы Александра Васина-Макарова

Исполняет Александр Конурин. Романс («Ты идешь на поле битвы. «). Музыка А.Конурин.

Олег Погудин. Романсы на стихи Лермонтова (2004г.)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector