1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие стихи маяковский посвятил веронике полонской

Последняя любовь Маяковского

Если речь идёт о музах Владимира Маяковского, в первую очередь, конечно, вспоминают Лилю Брик. Но в его судьбе была ещё одна героиня, о которой известно гораздо меньше. Вероника Полонская — актриса, ставшая последней любовью поэта. Она находилась с ним в последние минуты его жизни, её имя упомянуто в его предсмертном письме.

Кажется, что в свое время было приказано о ней забыть. Мемуары, написанные в 1938 году, были опубликованы лишь спустя пятьдесят лет, в 1987-м. Вероника Полонская прожила долгую жизнь и умерла в возрасте 86 лет в 1994 году. Но о женщине, чья судьба неотделима от биографии «первого поэта революции», долгое время не было ни статей, ни сообщений. Так кем же она была? Злым гением, как считали все вокруг? Несбывшейся надеждой на спасение? Случайной жертвой обстоятельств?

Вероника Полонская родилась в 1908 году, а значит дореволюционную «старую жизнь» видела только в раннем детстве. Её отец, Витольд Полонский, был одним из самых популярных актёров дореволюционного немого кино. Вместе с ним семилетняя Нора (так её называли дома> впервые снялась в немом кино и почувствовала магию камеры.

В 1918 году Витольд Полонский подписал контракт с Голливудом и должен был выехать — вероятнее всего, безвозвратно — с женой и дочерью в США. Его внезапная смерть 5 января 1919 года не дала этому переезду осуществиться. С этого момента Веронике пришлось расчитывать только на себя.

В перевёрнутом революцией с ног на голову мире надо было выживать — в полном смысле этого слова. Вероника рано вышла замуж — за мхатовского актера Михаила Яншина, сделала первые успешные шаги в театре в театре, впереди маячила карьера актрисы. И вдруг всё опять пошло прахом.
Маяковский сыграл в её судьбе какую-то зловещую роковую роль. В последний год жизни, такой для него драматичный, он ухватился за эту молодую женщину, почти девочку, как за соломинку.

Несвободные женщины — это рок, который преследовал Маяковского всю жизнь и поэт тяжело переживал необходимость делить любимых женщин с другими мужчинами. Лиля Брик, Татьяна Яковлева, Вероника Полонская – никто из них не принадлежал ему до конца.

Когда Осип Брик познакомил Маяковского с Вероникой, поэту было 36 лет, а юной актрисе МХАТа — всего 21. Она только что дебютировала в кино в фильме Лили Брик и Владимира Жемчужного «Стеклянный глаз».
Роман Маяковского и Полонской вспыхнул мгновенно и развивался стремительно, правда выдержать такой накал страстей юной девушке было сложно. Находясь постоянно на грани нервного срыва, Маяковский свою последнюю любовь мучил бесконечными драмами, ревновал, требовал, чтобы она ушла от мужа. Она не соглашалась — боялась. И кто бы упрекнул её, вчерашнюю выпускницу театральной школы, что она не спешила разрушить брак с хорошим человеком и бросится в бездну с пустыми руками — а именно так выглядела тогда жизнь с Маяковским.

«1930 год начался для него скверно, — вспоминала Вероника Витольдовна спустя десятилетия. — Много болел. Неудачно прошла его выставка, никто из коллег не пришел, хотя было много молодежи. Еще одна неудача — премьера „Бани“ в марте. Начались разговоры, что Маяковский исписался, и он это слышал, страдал. А у меня как раз в это время тоже не ладилось в театре. Он хотел, чтобы я ушла из театра, чего я не могла сделать. Мы ссорились, иногда из-за мелочей, ссоры перерастали в бурные объяснения»

В то роковое утро на 10:30 у неё была назначена репетиция с Немировичем-Данченко.

«Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет»,— сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей. »

Маяковский застрелился через три минуты после того, как Вероника Полонская вышла из его квартиры. И с этого момента её жизнь превратилась в кошмар.
Мать и сестры поэта, да и не только они, считали её причиной самоубийства «Володи». В довершение несчастий Маяковский назвал Веронику членом своей семьи, наряду с Лилей Брик, матерью и сестрами, в последнем письме, обращенном к правительству.

Отреагировало ли «товарищ правительство» на предсмертную просьбу Маяковского, мы не знаем, а вот муж, который только догадывался о романе жены, но не знал наверняка, был в шоке. Так или иначе, но Маяковский добился своего – брак Вероники распался. Кроме того, записка Маяковского поставила точку на её артистической карьере — она была опозорена перед друзьями, знакомыми, семьей, всей страной. История трагическая и с большим числом неизвестных. Что это было? Хотел ли Маяковский помочь своей возлюбленной или отомстить ей — этого мы, вероятно, не узнаем уже никогда.

В предсмертном письме Маяковский написал: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите — это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля — люби меня. Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо».

В 1938 году Полонская написала воспоминания о Маяковском, которые впервые были опубликованы через полвека — в 1987 году.

«Я Владимира Владимировича видела как человека, а не как статую, каким его стали изображать. Он для меня живой, ранимый. Я писала правду. Я была последним человеком, кто видел Маяковского живым. Я последняя говорила с ним. И мне нести эту ношу. », — сказала Вероника Витольдовна в своём последнем интервью в 1990 году.

Источник: Исторические личности

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.09.2016. 10 историй о русской культуре от Сергея Довлатова
  • 29.09.2016. Неизвестная история
  • 28.09.2016. Кто создал Луну?
  • 27.09.2016. Последняя любовь Маяковского
  • 26.09.2016. Казус Прокофьева
  • 25.09.2016. Тайны цивилизации
  • 24.09.2016. Патриотические истории. Стефан Ланг
  • 23.09.2016. Кого убил инок Пересвет?
  • 22.09.2016. Проклятые книги. Где искать тайные знания?
  • 21.09.2016. Неизвестная история.
  • 20.09.2016. Точка перелома всё ближе.
  • 19.09.2016. Ограбление всея Руси. Денежные реформы России.
  • 18.09.2016. Новая Швабия. База 211
  • 17.09.2016. Им бы понедельники взять, да отменить.
  • 16.09.2016. 15 легенд и загадок Второй мировой войны
  • 15.09.2016. Глобальная политика по сокращению народонаселения
  • 14.09.2016. Как продавали Аляску
  • 13.09.2016. Мифы о блокаде Ленинграда
  • 12.09.2016. Неизвестная история
  • 11.09.2016. Casus belli 9. 11
  • 10.09.2016. Ты сшей одежду для души
  • 09.09.2016. Если бы русские знали.
  • 08.09.2016. Мукден. Украденная победа.
  • 07.09.2016. А вы знали об этом?
  • 06.09.2016. Удивительно, насколько это актуально и сегодня
  • 05.09.2016. Как Хрущёв уничтожал экономику СССР
  • 04.09.2016. Археологические загадки России
  • 03.09.2016. Сталин против Трумэна. Битва за Порт-Артур
  • 02.09.2016. Интересные факты о русском народе
  • 01.09.2016. Факты о Суворове —

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Пером и кистью. (2765)
  • TV. Кино и Подмостки (1705)
  • Обо всем (1468)
  • Интересно (1010)
  • Кумиры (853)
  • Видео/Фото/Фильмы/Концерты. (825)
  • Старый, добрый шлягер (809)
  • Музыканты,художники, композиторы, поэты, писатели (747)
  • Истории (714)
  • Джаз,Рок,Блюз. (696)
  • Аудиоальбомы (691)
  • СуперStars (615)
  • УЛЫБНЕМСЯ И МЫ (487)
  • Суперхит XX века (475)
  • Звезды в «Музыкальной гостиной» (443)
  • «СССР» — ретро (385)
  • Бельканто (Любимые голоса) (294)
  • Культура, искусство, история (242)
  • Одесские истории (234)
  • Русский шансон (234)
  • Музыка на века (226)
  • Легенды русского шансона. (221)
  • Опера, оперетта, классическая музыка, балет. (210)
  • Лирика романса (176)
  • Маленький ретро концерт (163)
  • Биографии (163)
  • История классики шансона (147)
  • Музыка ретро (113)
  • Песня.Романс (104)
  • Звезды русской эмиграции (86)
  • Мемориал (78)
  • Петр Лещенко (50)
  • шансон (41)
  • Литературный раздел (12)
  • Барды (1)

Метки

Я — фотограф

  • К приложению

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Вероника Полонская: последняя любовь Маяковского

Когда пишут о музах Владимира Маяковского, то, конечно же, в первую очередь упоминают Лилю Брик – женщину, любовь к которой он пронес через всю жизнь. Но дело в том, что в его судьбе были не менее знаковые героини, о которых известно гораздо меньше. В частности, Вероника Полонская – актриса, ставшая последней любовью поэта. Именно она находилась с ним в последние минуты его жизни, ее имя упомянуто в его предсмертном письме.

Вероника Полонская – актриса МХАТа, в кино дебютировала в фильме Лили Брик и Владимира Жемчужного «Стеклянный глаз». С Маяковским ее познакомил Осип Брик. На тот момент Маяковскому было 36 лет, Веронике Полонской – 21. Она была замужем за актером Михаилом Яншиным. Несмотря на разницу в возрасте и семейное положение актрисы, роман развивался стремительно.

Вероника Полонская в интервью вспоминала: «Человек он был со сложным, неровным характером, как всякая одаренная личность. Бывали резкие перепады настроений. Было нелегко, к тому же у нас была большая разница в возрасте. Это вносило определенную ноту в наши отношения. Он относился ко мне, как к очень молодому существу, боялся огорчить, скрывал свои неприятности. Многие стороны его жизни оставались для меня закрытыми. Все осложнялось еще и тем, что я была замужем, это мучило Владимира Владимировича. Он ревновал меня, в последнее время настаивал на разводе».

«1930 год начался для него скверно. Много болел. Неудачно прошла его выставка, никто из коллег не пришел, хотя было много молодежи. Еще одна неудача – премьера «Бани» в марте. Начались разговоры, что Маяковский исписался, и он это слышал. А у меня как раз в это время тоже не ладилось в театре. Он хотел, чтобы я ушла из театра, чего я не могла сделать. Мы ссорились, иногда из-за мелочей, ссоры перерастали в бурные объяснения», – говорила Полонская в интервью в 1990 г.

Читать еще:  Кто автор стиха буря

В последние дни своей жизни Маяковский находился на грани безумия. Он постоянно устраивал скандалы Полонской, вынуждал ее бросить театр и уйти от мужа. Якобы ее отказ в последнем их разговоре и стал поводом для самоубийства – поэт застрелился через три минуты после того, как актриса от него вышла.

После его гибели многие винили Полонскую в том, что она стала причиной этого страшного шага. Она и сама чувствовала вину, о чем писала в воспоминаниях: «Было бы нелепо, если бы я этим хотела сказать: Маяковский застрелился, чтобы разрушить мой семейный быт. Но в комплексе причин, которые привели его к гибели, было и то недоразумение между нами, которое он принял за разрыв». Тем не менее утверждать, что их ссора была причиной самоубийства, – преувеличение. Скорее – поводом, последней каплей.

В предсмертном письме Маяковский написал: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля – люби меня. Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо».
А с кино была связана не только актриса Полонская, но и сам Маяковский: «Барышня и хулиган» – единственный фильм с Владимиром Маяковским, дошедший до наших дней

Рубрики:Истории

Метки: Вероника Полонская Владимир Маяковский актриса поэт любовь

Процитировано 19 раз
Понравилось: 38 пользователям

Первая любовь Есенина и последняя — Маяковского. Пять историй из музеев

Жизнь деятелей искусства — кладезь романтических историй, но, к сожалению, не всегда с хеппи-эндом. Государственный музей А.С. Пушкина, Государственный музей В.В. Маяковского, Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Музей С.А. Есенина и Музей И.С. Тургенева рассказывают о любовных переживаниях своих героев.

Совместный материал mos.ru и агентства «Мосгортур».

Александр Пушкин и Анна Оленина

О любвеобильности Пушкина ходили легенды. Супругу Наталью Гончарову он называл своей 113-й любовью, и это не совсем фигура речи: поэт действительно вел донжуанский список. Одно из имен, упомянутых в нем, — Анна Алексеевна Оленина.

Ее отец Алексей Николаевич служил директором Императорской публичной библиотеки и был знаком со многими литераторами. В его доме бывали Василий Жуковский, Иван Крылов, Николай Карамзин и многие другие. Несколько раз салон Олениных посетил и Александр Сергеевич.

Анна Алексеевна впервые встретила Пушкина в 1819 году. Тогда ни о какой любви не шло и речи, ведь ей было 12 лет. Следующая встреча состоялась в 1827-м, когда поэт только вернулся из ссылки, на балу графини Елизаветы Михайловны Хитрово. Оленина первой пригласила Пушкина на танец. Он согласился, а потом и сам подошел к девушке с предложением потанцевать.

В конце 1828 года Александр Сергеевич решился сделать предложение Анне, но получил отказ. Существует несколько версий, почему это произошло. По одной из них, сначала Анна и ее семья приняли предложение поэта, но затем Пушкин не приехал на обед в честь помолвки, чем оскорбил отца несостоявшейся невесты. По другой версии, родители Анны Алексеевны изначально были против идеи породниться с поэтом: Алексей Николаевич как государственный служащий знал, что Пушкин за свои произведения был объявлен неблагонадежным и за ним велась негласная слежка.

Перед тем как навсегда проститься с Анной Алексеевной, Пушкин написал ей в альбом стихотворение, которое сегодня знает, наверное, каждый:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Мучиться из-за неудачной помолвки поэту долго не пришлось. Всего через несколько месяцев после разрыва с Олениной он встретил Наталью Николаевну Гончарову, а в апреле 1829 года просил ее руки.

Анна Алексеевна вышла замуж только после смерти Пушкина — в 1840 году. Ее избранником стал французский дворянин Федор Андро, ради женитьбы принявший русское подданство. Позже он был назначен чиновником особых поручений при польском наместнике. С 1847 по 1862 год Андро был президентом Варшавы. Супруги прожили в браке 45 лет. После смерти мужа Анна Алексеевна стала монахиней в Корецком Свято-Троицком женском монастыре.

Владимир Маяковский и Вероника Полонская

Конечно же, главное женское имя, связанное с жизнью и творчеством Маяковского, — Лиля Брик. Именно ей он посвятил стихотворение «Про это» и поэму «Облако в штанах», писал нежные письма и рисовал щенков. Ближе к концу жизни Маяковского их отношения изменили характер: Брик оставалась для него важным человеком, но в его сердце стали появляться другие женщины. Последней любовью Маяковского стала Вероника Витольдовна Полонская.

Они познакомились в мае 1929 года. Актриса МХАТа Полонская тогда только дебютировала в кино, сыграв в фильме «Стеклянный глаз» Лили Брик. С поэтом она впервые встретилась на бегах, друг другу их представил Осип Брик.

Полонская была замужем за актером Михаилом Яншиным, но не смогла устоять перед обаянием Маяковского. Они встречались почти каждый день, роман стремительно развивался, и скоро Маяковского перестала устраивать роль любовника. Он хотел жениться на Полонской, но та не спешила разводиться. Это приводило к многочисленным ссорам, но всякий раз они мирились.

Трагедии, которая случилась 14 апреля 1930 года, предшествовало несколько событий, негативно повлиявших на состояние поэта. В 1929 году два спектакля, поставленные по мотивам его пьес «Баня» и «Клоп», были встречены советскими критиками прохладно. 1 февраля 1930-го открылась выставка Маяковского «20 лет работы». На вернисаж были приглашены многие писатели и руководители советского государства (в том числе и Иосиф Сталин), но никто из них не пришел.

14 апреля 1930 года Маяковский должен был отвезти Полонскую на репетицию в театр. Перед этим они заехали к нему на съемную квартиру на Лубянке. Там писатель вновь потребовал от возлюбленной уйти от мужа и бросить театр, но она снова отказалась. После этого он дал ей денег на такси и попросил доехать до театра самостоятельно. Как только Полонская вышла за дверь, раздался выстрел. Она тут же бросилась к Маяковскому, но ему уже ничем нельзя было помочь.

Через восемь лет после гибели поэта Вероника Полонская по просьбе директора недавно образованного Государственного музея В.В. Маяковского Агнии Белозерской записала свои воспоминания о времени, проведенном с поэтом. Книга заканчивается словами: «Я любила Маяковского. Он любил меня. И от этого я никогда не откажусь».

Иван Тургенев и Полина Виардо

Для Тургенева существовала всего одна женщина — французская певица Полина Виардо. Роковое знакомство произошло в 1843 году, когда Виардо приехала на гастроли в Санкт-Петербург. Тургенев услышал ее голос в опере «Севильский цирюльник» и был очарован.

Их личное знакомство состоялось на званом вечере майора Александра Комарова. Тургенева представили Виардо как «молодого русского помещика, славного охотника и плохого поэта». Сначала дива считала Тургенева лишь одним из своих многочисленных поклонников, однако вскоре они стали сближаться. Иван Сергеевич, обладавший уникальным даром рассказчика, развлекал Виардо во время антрактов разными историями. С ее мужем Тургенев тоже быстро нашел общий язык — оба любили охоту. Каждый приезд семьи Виардо в Россию для Тургенева был долгожданным событием, а сам писатель навещал возлюбленную в Париже.

В 1862 году семейство Виардо приехало в Баден-Баден, чтобы купить там виллу. Вслед за ними туда отправился и Иван Сергеевич. С тех пор Тургенев фактически стал членом семьи. В 1870-м из-за начавшейся Франко-прусской войны они уехали во Францию. В 1883 году Полина Виардо стала вдовой дважды: 5 мая от последствий инсульта умер Луи Виардо, а через два месяца скончался Тургенев.

До конца жизни писатель оставался глубоко одиноким человеком. Он не раз пытался избавиться от чувств к Виардо и заводил отношения, которые вновь и вновь заканчивались неудачно. «Я подчинен воле этой женщины. Нет! Она заслонила от меня все остальное, так мне и надо. Я только тогда блаженствую, когда женщина каблуком наступит мне на шею и вдавит мне лицо носом в грязь», — исповедовался Тургенев своему товарищу поэту Афанасию Фету.

Василий Тропинин и Анна Катина

Судьбу выдающегося русского художника Василия Тропинина можно назвать готовым сюжетом. Его отец Андрей Иванович был крепостным, получил от барина вольную, но действие документа не распространялось на его детей. Поэтому в первую же секунду своей жизни Василий Андреевич стал собственностью.

Талант живописца был у него с детства. В Санкт-Петербурге, куда юного художника отправили обучаться кондитерскому искусству, в свободное время он тайно посещал занятия в Императорской академии художеств. Его работы увидел двоюродный брат хозяина Тропинина, а после этого упросил оплатить учебу способного юноши. Это решение не только позволило молодому художнику развить способности, но и преподнесло ему главное знакомство в жизни — в Петербурге он и встретил свою будущую жену Анну.

Между влюбленными стояло одно серьезное препятствие — в отличие от Василия Андреевича, Анна Ивановна происходила из вольных крестьян. По законам тех лет их свадьба значила для нее добровольный переход в статус крепостной, однако она сделала выбор в пользу любви. Одним из первых заказов, который поступил Тропинину вскоре после выпуска из академии, была роспись церкви деревни Кукавки — там после окончания работ он и обвенчался с возлюбленной.

В 1823 году случилось событие, которого Тропинин ждал всю свою жизнь, — в подарок на Пасху он получил от барина вольную грамоту, а через пять лет свободу получили его жена и сын. Их счастливая семейная жизнь продолжалась почти 50 лет и закончилась в 1855 году, когда умерла Анна Ивановна. Потерю жены Василий Андреевич так и не смог пережить — через два года его не стало.

Сергей Есенин и Анна Сардановская

Сергей Есенин впервые влюбился, когда ему было 16. Его избранницей стала Анна Сардановская, внучатая племянница священника села Константиново, где Есенин родился и вырос. Они знали друг друга с детства, но взаимная симпатия появилась, когда оба немного повзрослели.

Их роман был обречен на трудности: в 1912 году, когда они признались друг другу в чувствах, Есенин заканчивал школу. Он собирался уехать из родного села, а Анна хотела остаться и последовать примеру своих родителей, став учительницей.

В одном из писем своему другу Григорию Панфилову Есенин писал об Анне: «Эта девушка — тургеневская Лиза по своей душе и по своим качествам, за исключением религиозных воззрений. Я простился с нею, знаю, что навсегда, но она не изгладится из моей памяти при встрече с другой такой же женщиной».

Читать еще:  Стихи о матери которая ждет сына с войны

Анна и Сергей договорились писать друг другу и не изменяли своему обещанию, а когда поэт ненадолго возвращался в Константиново, они проводили друг с другом практически каждую минуту. Летом 1913 года они пришли к монахине и дали ей по-детски трогательную клятву: «Мы любим друг друга и в будущем даем слово жениться. Разними нас, пусть кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом».

Со временем Сардановская стала все реже отвечать на письма поэта. Причиной этого стало ее увлечение Владимиром Олоновским, учителем, с которым она познакомилась в школе, где они вместе работали. В 1918 году они поженились, но их семейное счастье продлилось недолго: 8 апреля 1921 года Анна умерла во время родов.

Новость о трагедии застала поэта в Туркестане. Есенин долго не мог принять это известие, не переставая ходил по комнате, а когда немного успокоился, сказал своему другу Ивану Грузинову: «У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю».

Какие стихи маяковский посвятил веронике полонской

«Рвались года», поэт переживал роман за романом и вышучивал свой донжуанский опыт. Его душа искала чистоты и духовной близости, а на плечи вешались «женщины, любящие мое мясо». С уст поэта срывается тоска: «Я искал ее, невиданную душу, чтобы в раны-губы положить ее целящие цветы».

1. Лиля Брик.

История любви «символа социализма» и замужней женщины настолько удивительна, что даже не верится, что такое могло произойти в советское время. Сестра Лили Эльза познакомила Бриков со своим поклонником, начинающим поэтом Владимиром Маяковским, с которым хотела связать свою будущую жизнь.

Он пришел, прочел свое «Облако в штанах». Именно в тот вечер, как утверждает Эльза, все и случилось: «Брики безвозвратно полюбили стихи Маяковского, а Володя безвозвратно полюбил Лилю». Так начался один из самых громких романов ушедшего столетия, «брак втроём» — необыкновенная троица проживала под одной крышей. Позже Лиля напишет в своих мемуарах: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал».

Их «семья» была более чем странной: у Осипа Брика была постоянная возлюбленная на стороне, Лиля крутила романы с разными мужчинами, Маяковский — с другими женщинами. В своих путешествиях по Западной Европе и США он заводил однодневные знакомства, о которых не стесняясь рассказывал Лиле, она тоже не скрывала от него своих любовников. Тем не менее, в его предсмертной записке были слова: «Лиля, люби меня».

Еще гимназисткой Лиля ощущала свою безграничную власть над сердцами, власть, которая лишала рассудка, казалось бы, трезвых, имеющих жизненный опыт людей. «Жаркие» глаза, волосы с медным отливом, как у библейской Суламифи, и манящая улыбка вызывали благосклонный взгляд самого Федора Шаляпина, внезапный интерес «святого старца» Григория Распутина, а то и страстную влюбленность даже родного дяди!

Возможность выдать замуж «беспутную» дочь за дипломированного юриста Осипа Брика позволила родителям Лили обрести наконец душевный покой и восстановить репутацию в глазах своего окружения. Будущая муза Маяковского была первенцем в московской еврейской интеллигентной семье, дочерью Урия Кагана, юриста, защитника прав национальных меньшинств и книгочея, коллекционера-антиквара, члена литературно-художественного кружка. Матерью Лили была рижанка Елена Берман, музыкант, прекрасно образованная и целиком посвятившая себя семье.

Но об обретении желанного душевного покоя семье Каганов приходилось только мечтать — ведь тем временем подрастала младшая дочь Эльза. Осенью 1913 года, когда ей исполнилось 17 лет, Эльза впервые увидела Маяковского у своей подруги — необычайно большого, в черной бархатной блузе, размашисто ходившего взад и вперед. И неожиданно на ее девичью руку легла его властная рука. Тайные встречи стали явными: Маяковский приходил к Эльзе едва ли не каждый день. Семья отдыхала на даче, здесь-то мать и сообщила Лиле, что у ее сестры появился докучливый ухажер, «какой-то там Маяковский». Ему дали от ворот поворот, но поэт-футурист был не из тех, кто отступается. Узнать дачный адрес труда не составляло.
Респектабельное семейство становилось участником событий, которые, как вихрь, втянули в себя и закружили людские судьбы. Произошло явление, перевернувшее жизнь семейства Брик. Маяковский бродил по пустой малаховской улице в ожидании юной Эльзы и в темноте, на скамейке возле дачи впервые увидел Лилю. Но воспринял ее как «гувернершу» младшей сестры, мешающую их встречам. Он пока не узнал в ней той, с которой начнется новая любовная страсть, воспетая им в поэме «Флейта-позвоночник».

Вскоре они вновь увиделись на петербургской квартире Каганов, где Маяковский читал стихи. Поэт жаловался, негодовал, издевался, требовал, впадал в истерику, делал паузы между частями и. Лиля онемела от неожиданности и восторга, потеряла дар речи. А Маяковский записал в автобиографии «Я сам»: «Радостнейшая дата. Июнь 1915-го года. Знакомство с Л.Ю. и О.М. Бриками». Первые издания «Флейты» того же года выходили с посвящением: «Тебе, Лиля».

На весь мир поэт признается, что встретил ту единственную, без которой не мыслит себя самого. События, перевернувшие всю его жизнь, свершились.

В 1967 году, живя на даче в Переделкине, Лиля Юрьевна Брик вспоминала: «Я влюбилась в Володю сразу, можно сказать, моментально, как только он начал читать у нас свою поэму. Полюбила его сразу и навсегда. И он меня тоже, но у него и любовь, и вообще, что бы он ни делал, было мощным, огромным, шумным. И чувства были огромными. Иначе он не умел. Любовь к нему я пронесла через всю жизнь. «

Маяковского называли певцом неразделенной любви, любви-шторма, любви — Б-жьей кары. Романтические отношения поэта с обожаемой им Либри, убежденной в своем всемогуществе, были угаром, туманившим разум, но все-таки стали трагической историей любви с «черствой булкой вчерашней ласки».

Политическая и общественная жизнь страны была драматичной, Маяковский ощущал вокруг себя травлю. Гигант в поэзии и любви, он был экстремалом в игре со смертью: три раза крутил барабан «русской рулетки» и стрелял в себя, и все три раза была осечка!

2. Татьяна Яковлева.

Они познакомились на парижском Монпарнасе в октябре 1928 года и сразу же потянулись друг к другу. Поэт посвятил своей новой возлюбленной два страстных стихотворения: «Письмо Татьяне Яковлевой» и «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»: «Любить — это с простынь, бессонницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику, его, а не мужа Марьи Иванны, считая своим соперником».

До Яковлевой такой чести удостаивалась только Лиля. Татьяна и Владимир были красивой парой. Говорили, что, когда они, взявшись за руки, появлялись в парижских кафе, на лицах посетителей застывала улыбка. Их любовь закончилась трагично. Маяковский уехал в Россию и больше Татьяну так и не увидел. Ходили разговоры, что именно Брик сделала всё, чтобы поэт не получил возможности выехать за границу. А Маяковский прямо говорил: «Если я не увижу Татьяны, я застрелюсь».

3. Вероника Полонская.

С Маяковским ее познакомил в 1929 году Осип Брик, скорее умышленно, зная наверняка, что юная и очаровательная девочка понравится другу их семьи. Так и вышло. Вероника, тогда уже актриса МХАТа, была замужем за Михаилом Яншиным. Отношения с поэтом развивались стремительно. Норик — так звали домашние Веронику. Норкище — назвал Маяковский эту романтичную и нежную пани с холодноватой красотой, которая стала его последней любовью.

«Я никогда не прощу Володе то, как он смотрел на вас!» — выговаривала Полонской уже состарившаяся Лиля Брик. В этом романе были испепеляющая страсть и ребенок, убитый во чреве. Связь поэта и актрисы становилась мучительной, разрушительной для обоих. Финал всем известен — Маяковский застрелился через минуту после того, как Полонская вышла из его квартиры.

Всю свою дальнейшую жизнь она несла это бремя. Ни на что не претендовала, хотя Маяковский сделал ее наследницей, включив в последнее письмо: «Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо».

Она была польских кровей, с загадочной родословной. У Полонских вообще сложная биография — сталинский период советской власти был для семьи трагичным. Их корни идут от польской знати. В 1863 году случилось восстание в Польше, которое было жестоко подавлено. Многие участники, в том числе Полонские, были лишены дворянства и в кандалах репатриированы в Сибирь. Позднее объявили помилование, но кто-то уже обосновался в Сибири. В прошлом веке там родились двое братьев Полонских — Витольд и Игнатий.
Судьбы братьев сложились по-разному. Витольд имел склонность к актерству, оставил Иркутск и уехал сначала в Петербург, а затем перебрался в Москву. Он, красавец, актер немого кино, играл роли героев-любовников и был партнером Веры Холодной. Витольд был дважды женат на актрисах — Вере Пашенной, впоследствии народной артистке СССР, и Ольге Гладковой, которая служила в Малом театре и родила дочь Веронику.

Норик — так звали домашние Веронику Полонскую. Норкище — назвал Маяковский эту романтичную и нежную пани с холодноватой красотой, которая стала его последней любовью. «Я никогда не прощу Володе то, как он смотрел на вас!» — выговаривала Полонской уже состарившаяся Лиля Брик. Литературный бомонд знал об этом романе и даже то, чего не было. А были испепеляющая страсть и ребенок, убитый во чреве. Связь поэта и актрисы становилась мучительной, разрушительной для обоих.

Но для Маяковского это был не только очередной крах любви. В зеркале он с тоской рассматривал свое отображение — глубокие складки, идущие от губ к подбородку, жесткая межбровная морщина и пристальный, всевидящий взгляд человека, осознавшего перерождение людей и идей, понимающего приближение трагического финала. А на дворе стоял апрель 1930 года.

12 апреля Маяковский ходил по комнате, как затравленный зверь, а потом сел и написал прощальное письмо, в котором были странные слова: «Если любит — то разговор приятен. Если нет — чем скорей, тем лучше. » В этот и следующий день, общаясь со знакомыми, он с пугающей иронией называл себя «покойником» и все ждал, ждал свое Норкище. И она пришла 14 апреля сказать ему, что уходит. Произошел грозовой разряд последнего объяснения. Маяковский плакал, стоя перед ней на коленях: «Ну что ж, девочка, иди, раз решила!» Она развернулась, вышла в прихожую, но вдруг услышала выстрел и закричала.

Читать еще:  Когда душа поет стихи

Этот трагический миг, оборвавший жизнь Маяковского, Полонская описывает в воспоминаниях. Она опубликовала свою версию любви к поэту и его смерти: «Я не преувеличиваю своего значения в жизни Маяковского. Скорее всего, я та самая соломинка, за которую он хотел ухватиться в последний момент. «

Последние часы

Последний вечер своей жизни он провел в гостях у Валентина Катаева. Хозяин вспомнит потом: «Никогда еще не видел я Маяковского таким растерянным, подавленным. » А появился он там потому, что знал: должна прийти Вероника. И рассчитывал на решительное объяснение с ней.

Она пришла с мужем и увидела Маяковского пьяным. Весь вечер они, сидя рядом за столом, писали друг другу записки. Он требовал, чтобы Вероника сейчас же объявила мужу о разрыве. Она обещала, что скоро сделает это, — просила только два дня. Он настаивал на своем. Уединившись в соседней комнате, Маяковский выхватывает пистолет и объявляет, что застрелит ее и себя. Полонская испугалась, ушла.

14 апреля в половине девятого он заехал за ней на такси, и вид его ей показался ужасным. Ночью он не спал: сосед слышал, как поэт вздыхал, даже стонал. Он привез ее на Лубянку, запер дверь и не хотел отпустить в театр. Вероника напишет потом: «Я ответила, что люблю его, буду с ним, но не могу остаться здесь сейчас, ничего не сказав Яншину. И театра я не брошу никогда». Он кинул: «Ну тогда уходи, уходи немедленно, сию же минуту!». Потом успокоился. Вероника опаздывала на репетицию, и он дал денег на такси.
Она едва дошла до двери на лестницу, как услышала выстрел. «У меня подкосились ноги, я закричала и металась по коридору: не могла заставить себя войти. »

И все же вошла. Он лежал на спине, широко раскинув ноги. На груди она увидела маленькое алое пятнышко. В комнате витало облачко сизого дыма. Часы показывали 10 часов 15 минут.
— Что же, — спрашиваю Стриженову, — личная драма, которая для человека уравновешенного вовсе не драма, могла убить его?

— Он воспринимал происходящее слишком эмоционально, гораздо сильнее, чем обычные люди.
— Правда, что он уже однажды стрелялся?

— Да. Он пытался покончить с собой из-за любви к Лиле Брик. Но тогда это было похоже на игру в русскую рулетку: в револьвере был один патрон, и он не сработал.
— И сейчас один патрон. Только осечки не было.

— Именно это обстоятельство и дало повод Агранову утверждать, что Маяковский и теперь сыграл с собой в рулетку. Он не хотел себя убивать.

Женщина эпохи террора: судьба Вероники Полонской

Несколько слов в сторону – о свободе

Стихотворение «Ослы-избиратели» Генриха Гейне начинается с иронического утверждения: «Свобода приелась до тошноты». Речь идет о «республике конско-ослиной».

Так вот, в России «свобода», увы, не приелась. На протяжении столетий свобода на российских просторах была редкой гостьей, да и «дарованные» сверху свободы бывали сословно ограниченными, куцыми, кратковременными. Советская конституция была чисто декларативной.

Во времена Перестройки на нас повеяло воздухом свободы, продуктов не было, но появилась возможность читать и писать без цензуры, открыто выражать свое мнение, собираться на митинги, голосовать. В августе 1991 года москвичи выступили за свою и «всехнюю» свободу против мракобесных путчистов, тянувших страну в бездну уже отжитого. Три дня продолжалось противостояние, «революция» победила, но ее плодами воспользовалась власть в обход народа. Позднее она, власть, все сделала, чтобы последовательно лишить народ всех отвоеванных им степеней свободы.

На этих днях совершится некий эксперимент по добыванию москвичами свободы – для себя и для всей страны, но замолкаю, ибо не хочу «агитировать» в преддверии московских выборов.

В 64 года эта чудо-женщина переплыла кишащий акулами и медузами Флоридский пролив, не пользуясь специальной сеткой против акул.

Ее заплыв длился 53 часа, с субботы до понедельника, она проплыла 177 км из Гаваны до Флориды. Ее детская мечта осуществилась, а люди планеты еще раз убедились, что чудеса возможны.

Счастливого плавания всем, кто хочет свершить чудо!

О фильме Павла Мирзоева «Женщина эпохи танго»

На этой неделе на канале КУЛЬТУРА был показан фильм о последней любви Владимира Маяковского, Веронике Полонской, «Женщина эпохи танго» (реж. Павел Мирзоев).

Показ встраивается в ту цепочку картин о Маяковском, что прошли на КУЛЬТУРЕ (сериал «Маяковский. Два дня») и на Первом канале («Третий лишний») в ознаменование 120-летия со дня рождения поэта.

Исполать. Маяковскому, в последние десятилетия не везло, о нем не вспоминали, прекрасно, что сейчас, пусть и в связи с датой, он пришел на экраны. О сериале я уже писала с похвалой, хотя есть там свои издержки. Фильм же о Полонской меня не удовлетворил. Скажу почему.

Судьба этой женщины первый раз предстает перед зрителем, такое впечатление, что в свое время было приказано о ней забыть. Мемуары, написанные в 1938, были опубликованы лишь спустя пятьдесят лет, в 1987 (спрашивается почему?).

О женщине, не отделимой от биографии «первого поэта революции», умершей в возрасте 86 лет в 1994 году ( sic!) , не было ни статей, ни сообщений (одно интервью в 1990 году). Кадры, снятые в последние годы ее жизни в Доме ветеранов сцены, так и пылились никому не нужные.

Можно похвалить Павла Мирзоева за то, что он вытащил эти замечательные кадры на свет и использовал в своем фильме.

Похвалю его также за то, что в фильме показаны редкие кадры из уничтоженной картины «Закованная фильмой» с Лилей Брик в роли балерины и Владимиром Маяковским в роли поэта. Впервые я услышала и голос Лили Брик, читающей вступление к поэме «Про это». Все это в плюс режиссеру. Хотя распорядиться богатствами тоже нужно умеючи.

Мне показалось, что концепция фильма, выраженная в заглавии «Женщина эпохи танго», противоречит невероятно трагической судьбе Норы Полонской.

Если бы содержание фильма являло собой некий контрапункт легкомысленному названию, то оно, название, начало бы играть на режиссера. Но контрапункта не было.

Была прелестная и в старости женщина, ожившая и похорошевшая от внимания, от направленных на нее камер (все же прелестны «полячки младые» до последнего часа), была пара танцоров, в полной темноте, под лучами прожектора и в «дымке» исполняющих причудливый танец, была хроника, были читаемые за кадром стихи Маяковского.

Не было режиссерской мысли, режиссерского сочувствия героине или хотя бы осознания, насколько чудовищно все выпавшее ей на долю.

Родилась Нора в 1908 году, то есть дореволюционной «старой жизни» практически не видела. Ее отец, Витольд Полонский, гремевший актер немого кино, умер в 1919, так что дочка, уже начавшая сниматься в фильмах, осталась одна в этом страшном мире, где свершилась революция и где было нужно выживать и добывать хлеб насущный.

Раннее замужество — она вышла за мхатовского актера Михаила Яншина, первые успехи в театре, маячившая впереди карьера театральной и киноактрисы, — все, все было сломано в самом зародыше.

Маяковский сыграл в ее судьбе какую-то зловещую роковую роль. В последний год жизни, такой для него драматичный, он ухватился за эту прелестную женщину, почти девочку в 21 год, «как за соломинку». Мучил, ревновал, требовал, чтобы ушла от мужа.

Я не знала, что был у них с Маяковским ребенок, еще одно драматическое обстоятельство, ибо рожать она не захотела или побоялась. Застрелился Маяковский в Лубянском проезде буквально через минуту после того, как Нора вышла из комнаты — у них было тяжелое объяснение.

Мать и сестры поэта, да и не только они, считали ее – причиной самоубийства «Володи».

В довершение ее несчастий Маяковский назвал ее членом своей семьи, наряду с Лилей Брик, матерью и сестрами, в последнем предсмертном письме, обращенном к правительству.

Не знаю, получила ли Вероника Полонская от этого какие-нибудь «коврижки», очень в этом сомневаюсь, а вот то, что огорошила она своего несчастного мужа (он мог ее подозревать, но не знал об измене), была опозорена перед друзьями, семьей, всей страной, в этом сермяжная правда.

Думаю, что в том полубезумном состоянии, в каком находился поэт, он не понимал, что делает, тем более, что, по воспоминаниям самой актрисы, что-то он ее об этом спрашивал за два дня до самоубийства, она не поняла и не ответила.

И вот фильм. Светлое лицо старой актрисы, легко говорящей о том, что пудовыми гирями придавило ей жизнь, не дало стать ни звездой экрана, ни театральной примадонной, ни хотя бы прожить сносную жизнь.

Легкая ритмичная музыка, движущаяся пара. А трагедия где? Где катарсис? Где движение сюжета? Ничего этого нет. Есть женщина эпохи танго.

Еще одна претензия – чтение стихов Маяковского актером Максимом Сухановым. Читает он их плохо, из рук вон. Даже странно, что такое чтение удовлетворило режиссера.

И последнее. Всем известны прощальные стихи Маяковского, включенные в предсмертную записку – те что, с «любовной лодкой», разбившейся о быт. Там Маяковский в последний раз «схохмил» и написал не «инцидент исчерпан», а «инцидент исперчен». В фильме записка читается, но текст ее перевран — написано «исчерпан», и чтец, ничтоже сумняшеся, так и читает. Неужели не нашлось никого, кто бы поправил эту вопиющую ошибку?

Очень надеюсь, что к драматически сломанной жизни Вероники Полонской еще будут обращаться режиссеры и писатели. В этой непростой судьбе еще нужно разбираться.

На этой неделе слушала по «КУЛЬТУРЕ» концерт артиста Евгения Дятлова, он пел «Любимые романсы». Порадовалась, что под вечер романсов отдан Зал имени Чайковского, что он полон. Еще порадовалась, что Дятлов – не оперный певец (как правило, не получаются у них песни и романсы, если конечно, это не Шаляпин, не Лемешев и не Обухова).

Порадовалась и тому, что, как кажется, романсы у Дятлова его хобби, его увлечение. Есть у артиста и музыкальность, и верная интонация, и хороший репертуар и прекрасный музыкальный ансамбль. Хотела бы посоветовать строить программу по нарастающей, чтобы не было монотонности, чтобы просматривалась некая кульминация. Ждала какой-то особой песни или романса, чтобы воскликнуть «ах!».

Слышите, Евгений, ищите такую необычную песню или романс, чтобы публика ахнула, в следующем концерте просто обязаны нас удивить. Успеха на этом пути!

Женщина эпохи танго. Вероника Полонская — последняя любовь Маяковского

Романс «Твои глаза зеленые»

За честные выборы, за свободное волеизъявление москвичей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector