0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие стихи написал пушкин в петербурге

5 лучших поэтических посвящений великому городу на Неве — Санкт-Петербургу

Санкт-Петербург облюбован творческими людьми. Его величие и красота, душевность и харизма, символы города героя и победителя никого не оставляют равнодушным. В него влюбляются с первого взгляда и любят трогательно всю жизнь. Петербургу посвящают стихи поэты всего мира. А уж сами петербуржцы поэты не перестают восхвалять родной город, искренне восхищаясь всем истинно петербургским и настоящим.

С самого момента своего основания до наших дней Санкт-Петербург всегда воодушевлял поэтов на написание шедевров. Городу на Неве посвящено немало знаменитых произведений, и сейчас мы вспомним самые гениальные и знаменитые стихотворения классиков, посвящённые Петербургу в разные периоды его истории.

1. «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина

Поэма была написана в Болдине осенью 1833 года. По данным исследователей, работа над произведением стоила поэту большого труда: он переписывал каждый стих по нескольку раз, чтобы добиться совершенства формы.

В основе «Медного всадника» лежит реальная история петербургского наводнения, произошедшего в ноябре 1824 года. Во время стихийного бедствия сам Пушкин был в ссылке, поэтому в произведении он описывал случившееся со слов очевидцев.

Основные темы этой поэмы: тема Петра I — «строителя чудотворного», и тема «простого маленького» человека, тема взаимоотношений простого человека и власти. Поэтому поэма не была разрешена Николаем I к печати.

Её начало Пушкин напечатал в «Библиотеке для чтения» в 1834 году, под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы». Впервые её напечатали после смерти поэта в «Современнике» в 1837 году, с цензурными изменениями, внесёнными в текст В. А. Жуковским. Известно, что поэма подвергалась рукописной правке Николаем I. Рукопись хранится в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге.

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз,

И блеск, и шум, и говор балов,

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней

В их стройно зыблемом строю

Лоскутья сих знамен победных,

Сиянье шапок этих медных,

На сквозь простреленных в бою.

Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром,

Когда полнощная царица

Дарует сына в царской дом,

Или победу над врагом

Россия снова торжествует,

Или, взломав свой синий лед,

Нева к морям его несет

И, чуя вешни дни, ликует.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Без цензурных правок, искажающих авторский замысел, поэма была впервые напечатана только в 1904 году. В честь этой поэмы классика был назван памятник Петру I на Сенатской площади. На основе поэмы А. С. Пушкина российский советский композитор Р. М. Глиэр создал одноименный балет, величественный фрагмент которого, «Гимн Великому городу» стал гимном Санкт-Петербурга.

2. «Стихи о Петербурге» Анны Ахматовой

Для поэтессы Анны Андреевны Ахматовой Санкт-Петербург был больше чем просто красивым городом. Детские годы Анны прошли в Царском Селе, поэтому первые её стихи о городе на Неве — светлые, нежные.

Вновь Исакий в облаченье

Из литого серебра.

Стынет в грозном нетерпенье

Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый

С черных труб сметает гарь…

Ах! своей столицей новой

Сердце бьется ровно, мерно.

Что мне долгие года!

Ведь под аркой на Галерной

Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки

Вижу, вижу, ты со мной,

И в руке твоей навеки

Нераскрытый веер мой.

Оттого, что стали рядом

Мы в блаженный миг чудес,

В миг, когда над Летним садом

Месяц розовый воскрес, —

Мне не надо ожиданий

У постылого окна

И томительных свиданий.

Вся любовь утолена.

Ты свободен, я свободна,

Завтра лучше, чем вчера, —

Над Невою темноводной,

Под улыбкою холодной

Любовь к столице в «Стихах о Петербурге» у поэтессы спокойная и уверенная, хотя и уже прослеживаются тревожные нотки. Стихотворение датируется 1913 годом. В строках — известные достопримечательности Петербурга: Исаакиевский собор, Нева, Галерная улица, Летний сад.

Иное настроение было у поэтессы, когда репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: первый муж, Николай Гумилёв, был уже после их развода расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет.

Горе жён и матерей «врагов народа» было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой — поэме «Реквием». Но Анна Ахматова не ропщет и не перестаёт любить родной город, а стойко переносит все тяготы жизни. Третья интонация в творчестве — блокадный Ленинград. Ахматова искренне сопереживает любимому городу как ещё одному родному человеку, и вместе с ним борется за жизнь и победу.

Победителям

Впереди была только смерть.

Так советская шла пехота

Прямо в желтые жерла «Берт».

Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя»

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —

Приморский Парк Победы

Черневшая уныло в невской дельте,

Как при Петре, была покрыта мхом

И ледяною пеною омыта.

Скучали там две-три плакучих ивы,

И дряхлая рыбацкая ладья

В песке прибрежном грустно догнивала.

И буйный ветер гостем был единым

Безлюдного и мертвого болота.

Но ранним утром вышли ленинградцы

Бесчисленными толпами на взморье.

И каждый посадил по деревцу

На той косе, и топкой и пустынной,

На память о великом Дне Победы.

И вот сегодня — это светлый сад,

Привольный, ясный, под огромным небом:

Курчавятся и зацветают ветки,

Жужжат шмели, и бабочки порхают,

И соком наливаются дубки,

А лиственницы нежные и липы

В спокойных водах тихого канала,

Как в зеркале, любуются собой.

И там, где прежде парус одинокий

Белел в серебряном тумане моря, —

Десятки быстрокрылых, легких яхт

На воле тешатся.

Восторженные клики с стадиона

3. «Ленинград» Осипа Мандельштама

Осип Мандельштам вырос и долгие годы жил в Петербурге, однако стихов, посвящённых городу, у него не так много. Но каждое из этих произведений — пронзительное.

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,

До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург, я еще не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

Петербург, у меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок.

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

Стихотворение было написано в 1930 году. Автор как раз вернулся с Кавказа в родной город Ленинград (Санкт-Петербург). Мандельштам очень ждал этой поездки, поэтому и написал это произведение.

В стихотворении герой с радостью сообщает о своем возвращении домой, но в тоже время у него есть лёгкая тревога. Связано это с тем, что в Петербурге появилась новая власть. Автор сравнивает всю атмосферу города с дёгтем, но все же старается найти во всем что-то светлое и приятное.

Герой признает, что Ленинград остаётся для него самым родным местом, ведь там остались адреса его знакомых и близких. Мужчина очень сильно хочет увидеть своих близких, поэтому и живёт на лестнице. Герой живет с надеждой. Каждый звонок в дверь напоминает ему удар в висок, а дверная цепочка похожа на тяжелые и неприятные кандалы.

Автор рассказывает о том, как сильно дорог ему родной город, но даже, несмотря на оставшиеся связи, он не может спокойно в нём находиться. При помощи языковой выразительности, поэт более ярко воссоздает образ города на Неве. Ленинград — город, в котором поэт нашёл свое призвание, обрёл близких и родных ему людей. Между ними очень сильная связь. Главная мысль заключается в том, что на город и героя постепенно надвигается катастрофа.

Петербург уже стал другим, но в нём ещё осталась частичка старого и прошлого времени. В целом, стихотворение показывает боль и отчаяние героя. Ощущается трагическая развязка всего. С именем Мандельштама связано более 15 адресов в городе, по которым он проживал в разное время. Его строки о городе всегда трепетные и глубокие, часто — печальные.

4. «Стансы» Иосифа Бродского

Бродский — выходец из интеллигентной ленинградской семьи. Ответ для него касательно того, где ему умирать, был очевиден уже в 22 года, когда были написаны «Стансы». Это стихотворение было неким завещанием поэта.

не хочу выбирать.

На Васильевский остров

я приду умирать.

Твой фасад темно-синий

я впотьмах не найду.

между выцветших линий

на асфальт упаду.

И душа, неустанно

поспешая во тьму,

промелькнет над мостами

в петроградском дыму,

и апрельская морось,

над затылком снежок,

и услышу я голос:

— До свиданья, дружок.

И увижу две жизни

далеко за рекой,

к равнодушной отчизне

из непрожитых лет,

выбегая на остров,

Бродский написал «Стансы» за 10 лет до эмиграции. В 1972 году, лишённый гражданства, поэт вынужден был покинуть Родину.

«Памятник Пушкину»

И более ни слова.

Да ещё усталость…. Свои стихи

они на землю глухо опускались.

Потом глядели медленно

Им было дико, холодно

Над ними наклонялись безнадёжно

седые доктора и секунданты.

Над ними звёзды, вздрагивая,

над ними останавливались

И памятник поэту.

ворочаться в постели

«Памятник Пушкину» — один из ранних стихотворений Иосифа Бродского. Для ранней поэзии поэта характерна ярко выраженная музыкальность.

Читать еще:  Как собрать все стихи в майнкрафте

5. «Ленинграду» Эдуарда Асадова

Эдуард Асадов сражался на Ленинградском и Волховском фронтах, поэтому строки этого стихотворения написаны с болью. «Мы с городом жили одной судьбою, Словно как родственники, свои», — пишет он, человек, живший в блокадном Ленинграде и защищавший его.

И все же я вправе сказать вполне,

Что я — ленинградец по дымным сраженьям,

По первым окопным стихотвореньям,

По холоду, голоду, по лишеньям,

Короче: по юности, по войне!

В Синявинских топях, в боях подо Мгою,

Где снег был то в пепле, то в бурой крови,

Мы с городом жили одной судьбою,

Словно как родственники, свои.

Было нам всяко: и горько, и сложно.

Мы знали, можно, на кочках скользя,

Сгинуть в болоте, замерзнуть можно,

Свалиться под пулей, отчаяться можно,

Можно и то, и другое можно,

И лишь Ленинграда отдать нельзя!

И я его спас, навсегда, навечно:

Невка, Васильевский, Зимний дворец…

Впрочем, не я, не один, конечно. —

Его заслонил миллион сердец!

И если бы чудом вдруг разделить

На всех бойцов и на всех командиров

Дома и проулки, то, может быть,

Выйдет, что я сумел защитить

Дом. Пусть не дом, пусть одну квартиру.

Товарищ мой, друг ленинградский мой,

Как знать, но, быть может, твоя квартира

Как раз вот и есть та, спасенная мной

От смерти для самого мирного мира!

А значит, я и зимой и летом

В проулке твоем, что шумит листвой,

На улице каждой, в городе этом

Не гость, не турист, а навеки свой.

И, всякий раз сюда приезжая,

Шагнув в толкотню, в городскую зарю,

Я, сердца взволнованный стук унимая,

С горячей нежностью говорю:

— Здравствуй, по-вешнему строг и молод,

Крылья раскинувший над Невой,

Здравствуйте, врезанные в рассвет

Проспекты, дворцы и мосты висячие,

Здравствуй, память далеких лет,

Здравствуй, юность моя горячая!

Здравствуйте, в парках ночных соловьи

И все, с чем так радостно мне встречаться.

Здравствуйте, дорогие мои,

На всю мою жизнь дорогие мои,

Эдуард Асадов ушёл добровольцем на фронт, был наводчиком миномёта, потом помощником командира батареи «Катюш» на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. Самоотверженно воевал на Ленинградском фронте и отвоевал великий город на Неве. Разве после такого героического наследия нельзя назвать Эдуарда Асадова настоящим ленинградцем?

Стихи про Петербург: Александра Пушкина

Сайт «Мама может все!» представляет стихи Александра Сергеевича Пушкина про Петербург. Город на Неве играет не маловажную роль в жизни великого русского поэта. Четверть века Александр Сергеевич провел в Санкт-Петербурге и немало стихотворных строк посвятил ему.

…Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
На сквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
…Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!…

Отрывок поэмы «Медный всадник»

Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,
О ты, певцу дубрав давно знакомый гений,
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой,
Леса, где я любил, где чувство развивалось,
Где с первой юностью младенчество сливалось
И где, взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию, веселость и покой…
Веди, веди меня под липовые сени,
Всегда любезные моей свободной лени,
На берег озера, на тихий скат холмов.
Да вновь увижу я ковры густых лугов,
И дряхлый пук дерев, и светлую долину,
И злачных берегов знакомую картину,
И в тихом озере, средь блещущих зыбей,
Станицу гордую спокойных лебедей.
Другой пускай поет героев и войну,
Я скромно возлюбил живую тишину,
И, чуждый призраку блистательному славы,
Вам, Царского Села прекрасные дубравы,
Отныне посвятил безвестный музы друг
И песни мирные и сладостный досуг.

…Прости мне, милый друг,
Двухлетнее молчанье:
Писать тебе посланье
Мне было недосуг.
На тройке пренесенный
Из родины смиренной
В великий град Петра,
От утра до утра
Два года все кружился
Без дела в хлопотах,
Зевая, веселился
В театре, на пирах;
Не ведал я покоя,
Увы! ни на часок,
Как будто у налоя
В великой четверток
Измученный дьячок…

Евгений Онегин

Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня

А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.

Как часто летнею порою,
Когда прозрачно и светло
Ночное небо над Невою
И вод веселое стекло
Не отражает лик Дианы,
Воспомня прежних лет романы,
Воспомня прежнюю любовь,
Чувствительны, беспечны вновь,
Дыханьем ночи благосклонной
Безмолвно упивались мы!
Как в лес зеленый из тюрьмы
Перенесен колодник сонный,
Так уносились мы мечтой
К началу жизни молодой.

С душою, полной сожалений,
И опершися на гранит,
Стоял задумчиво Евгений,
Как описал себя пиит.
Все было тихо; лишь ночные
Перекликались часовые,
Да дрожек отдаленный стук
С Мильонной раздавался вдруг;
Лишь лодка, веслами махая,
Плыла по дремлющей реке:
И нас пленяли вдалеке
Рожок и песня удалая…
Но слаще, средь ночных забав,
Напев Торкватовых октав!

Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
Цензуре долг свой заплачу
И журналистам на съеденье
Плоды трудов моих отдам:
Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!

Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума;
Дивился я их спеси модной,
Их добродетели природной,
И, признаюсь, от них бежал,
И, мнится, с ужасом читал
Над их бровями надпись ада:
Оставь надежду навсегда.
Внушать любовь для них беда,
Пугать людей для них отрада.
Быть может, на брегах Невы
Подобных дам видали вы.

Весна живит его: впервые
Свои покои запертые,
Где зимовал он, как сурок,
Двойные окны, камелек
Он ясным утром оставляет,
Несется вдоль Невы в санях.
На синих, иссеченных льдах
Играет солнце; грязно тает
На улицах разрытый снег.
Куда по нем свой быстрый бег

Какие стихи написал пушкин в петербурге

Александр Пушкин

Люблю тебя, Петра творенье! (из поэмы «Медный всадник»)

Пир Петра Первого

Над Невою резво вьются

Флаги пестрые судов;

Звучно с лодок раздаются

Песни дружные гребцов;

В царском доме пир веселый;

Речь гостей хмельна, шумна;

И Нева пальбой тяжелой

Далеко потрясена.

Что пирует царь великий

В Питербурге-городке?

Отчего пальба и клики

И эскадра на реке?

Озарен ли честью новой

Русской штык иль русской флаг?

Побежден ли швед суровый?

Мира ль просит грозный враг?

Иль в отъятый край у шведа

Прибыл Брантов утлый бот,

И пошел навстречу деда

Всей семьей наш юный флот,

И воинственные внуки

Стали в строй пред стариком,

И раздался в честь Науки

Песен хор и пушек гром?

Годовщину ли Полтавы

Торжествует государь,

День, как жизнь своей державы

Спас от Карла русский царь?

Родила ль Екатерина?

Именинница ль она,

Чудотворца-исполина

Чернобровая жена?

Нет! Он с подданным мирится;

Виноватому вину

Отпуская, веселится;

Кружку пенит с ним одну;

И в чело его цалует,

Светел сердцем и лицом;

И прощенье торжествует,

Как победу над врагом.

Оттого-то шум и клики

В Питербурге-городке,

И пальба и гром музыки

И эскадра на реке;

Оттого-то в час веселый

Чаша царская полна,

И Нева пальбой тяжелой

Далеко потрясена.

Сердце бьется ровно, мерно.

Сердце бьется ровно, мерно.

Что мне долгие года!

Ведь под аркой на Галерной

Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки

Вижу, вижу, ты со мной,

И в руке твоей навеки

Нераскрытый веер мой.

Оттого, что стали рядом

Мы в блаженный миг чудес,

В миг, когда на Летним Садом

Месяц розовый воскрес, —

Мне не надо ожиданий

У постылого окна

И томительных свиданий.

Вся любовь утолена.

Ты свободен, я свободна,

Завтра лучше, чем вчера, —

Над Невою темноводной,

Под улыбкою холодной

Императора Петра.


Белой ночью месяц красный.

Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.
Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум.
В вас ли доброе таится,
Красный месяц. тихий шум.

22 мая 1901

Лирика Петербургского периода презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Двойственность

Во многих произведениях А. С. Пушкина Петербург воспевается. Знаменитые строки из поэмы «Медный всадник» выражают авторское отношение: «Люблю тебя, Петра творенье».

Но Петербург оценивается А. С. Пушкиным неоднозначно. В стихотворении «Город пышный, город бедный» (1828) говорится о том, что в Петербурге витает «дух неволи», там наблюдается «скука, холод».

Читать еще:  Что со мной не так стихи

А. С. Пушкин описывает не только величественный Петербург, но и Петербург низкий.

Такое противоречивое отношение к Петербургу связано с тем, что А. С. Пушкин после Южной ссылки и Северной ссылки вернулся в Петербург (1827 г.) и стал свидетелем совершенно другой обстановки. А. С. Пушкин чувствовал себя несвободным.

Популярные сочинения

  • Сочинение Образ Бобчинского (Ревизор, Гоголь)
    Бобчинский – это один из героев Н.В.Гоголя «Ревизор». В комедии автор раскрыл много нюансов связанных с Помещичьей Россией. События происходят в маленьком городе, которым правят чиновники.
  • Сочинение Описание картины Буря Айвазовского 7 класс
    Каждый из нас знает, кто такой Айвазовский. Всякий раз, когда мы были с классом в Третьяковской галерее я постоянно обращала внимание на картины этого знаменитого автора.
  • Сочинение на тему Мой папа самый лучший
    Мой папа лучший! Он очень меня любит и всегда приходит на помощь. У папы сложная работа, поэтому мы проводим совместно не так много времени, как хотелось бы. Я люблю, когда у него отпуск, потому что отдыхаем мы всегда вместе.

Что мы узнали?

С 1817 года А. С. Пушкин живет и весело проводит время в Петербурге, где работает над многими произведениями: «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), «Руслан и Людмила» (1819). Свободолюбивые произведения стали причиной того, что А. С. Пушкин вынужденно покидает Петербург в 1820 году. Образ Петербурга отражается в произведениях А. С. Пушкина: это и величественный, и низкий Петербург. С Петербургом связан и 1827 год, когда А. С. Пушкин вернулся из ссылок в Петербург и почувствовал себя там несвободным, и период 1831-1837 гг, когда А. С. Пушкин жил в Царском Селе. Под Петербургом писатель и поэт был убит в дуэли с Дантесом.

Всё начинается с детства

Рождённый в семье знатных, хоть и обедневших дворян, мальчик, как и полагалось, до 12 лет получал домашнее образование. На его образование, проявление интересов и наклонностей оказали влияние:

  • учителя и французы-гувернёры;
  • знакомые отца из высшего московского общества (а среди них были известные в те годы писатели и поэты);
  • дядюшка, тоже писавший стихи;
  • множество прочитанных книг из домашней и дядюшкиной библиотеки (всё больше французские).

Любовь к чтению постепенно переросла в желание что-либо написать самостоятельно. Первые работы семилетнего мальчугана, конечно, были подражанием. Но впоследствии оказалось, что это было только начало, можно сказать, репетиция.

Знакомство Саши с русской культурой и народным творчеством состоялось в основном по рассказам няни и бабушки. Именно эти женщины привили будущему поэту любовь к фольклору, и потом, много лет спустя, Александр Сергеевич нередко отображал в своих произведениях образы сказочных и былинных персонажей: красавиц и богатырей, волшебников и чудищ.

Отец и мать, люди весьма образованные, не особенно участвовали в воспитательном процессе. Гувернёры научат детей всему необходимому, сумеют подготовить их чадо к поступлению, считали родители.

Александр Сергеевич Пушкин (автор неизвестен) В Петербурге (1817—1820)

По окончании лицея Пушкин 13 июня 1817 года был зачислен коллежским секретарем в Коллегию иностранных дел и переселился в Петербург. Северная Пальмира увлекла молодого поэта шумными спорами литературных кружков, пестрым калейдоскопом театральных новинок, роскошью светских салонов и раздольем состоятельной дворянской молодежи, беззаботно растрачивающей свое время в кутежах, карточной игре, любовных похождениях. Пушкин, столько лет находившийся под стеснительным надзором лицейских аргусов и впервые предоставленный самому себе, так как его служба была формальной, жадно ринулся в водоворот столичной жизни, стремясь воспользоваться всеми ее удовольствиями.

Но лицейский дух, сформировавший в своих лучших питомцах преданность просвещению и свободе, спас Пушкина от губительных соблазнов великосветской праздности, от ханжества и мистики правящих кругов. Поэт начинает тяготиться «важным бездельем» ( «Всеволожскому», 1819), «чадом большого света» ( «Послание к кн. Горчакову», 1819). Он ищет общества людей «с душою благородной, возвышенной и пламенно свободной» ( «Краев чужих неопытный любитель», 1817) и все плотнее сближается с самыми прогрессивными людьми: Н. И. Тургеневым, П. Я. Чаадаевым, П. А. Катениным и многими другими. Его все сильнее захватывают вольнолюбивые идеи освободительной борьбы. И он отдается им всей своей жизнелюбивой, жизнерадостной натурой, преисполненной духовных и физических сил. Это время стремительного развития поэтического гения Пушкина. Поэт избирается членом «Арзамаса», с деятелями которого общался уже в последние два года пребывания в лицее, становится членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», вступает в литературно-политическое общество «Зеленая лампа» (март—апрель 1819 до осени 1820).

В поэзии Пушкина этой поры, приобретая все большую естественность, искренность, сердечность, продолжают звучать эпикурейские мотивы, то вакхические ( «Веселый пир», 1819), то шутливо-эротические ( «Старик», 1815; «Платоническая любовь», 1819; «Русалка“, 1819), иногда принимающие черты напускной фривольно-грубой, даже цинической бравады (“27 мая!», 1819; «Юрьеву», 1819; «Мансурову», 1819).

Но мотивы Киприды и Вакха все чаще перебиваются в его стихах социально-политическими тенденциями. Обращаясь к «Юрьеву», поэт пишет: «Здорово, рыцари лихие Любви, Свободы и вина!» Главной проблемой творческих вдохновений Пушкина становится социально-политическая свобода. Поэт провозглашает: «Свобода, мой кумир» ( «Веселый пир»). Проникнутый вольнолюбивым убеждением ума и сердца, он выступает против самодержавной деспотии ( «Ура! в Россию скачет Кочующий деспот», 1818). Н. П. Огарев в 1861 году в предисловии к сборнику «Русская потаенная литература XIX века», восхищаясь «звучностью» выражения юной веры Пушкина в будущую свободу, воскликнул: «Кто во время оно не знал этих стихотворений? Какой юноша, какой отрок их не переписывал?».

Пушкин ополчается против самого страшного зла его времени — крепостничества ( «Деревня»).

Исходя из атеистического миропонимания, он поднимает голос против «небесного царя» ( «NN [В. В. Энгельгардту]», 1819) и духовенства ( «К Огаревой», 1817; «Русалка», «На Фотия», 1824). Руководствуясь просветительскими идеями, поэт разит сиятельных невежд, «почетных подлецов» ( «Послание к кн. Горчакову»), знатных палачей ( «Орлову», 1819) и даже самого царя хлесткими эпиграммами ( «На Аракчеева», 1819; «Ты и я», 1817—1820). С гордостью произносит он в послании «К Н. Я. Плюсковой» (1818): «Я не рожден царей забавить». И если «Елизавету в тайне пел» (опальную жену Александра I), то лишь за ее «добродетель». Известно, что Александра I декабристы думали заменить либеральной Елизаветой.

Не состоя формально членом декабристского общества, Пушкин стал одним из первых и наиболее ярких пропагандистов идей декабризма. Смелый певец вольной мысли, он осознавал себя выразителем общенациональных чаяний и с полным правом писал: «И неподкупный голос мой Был эхо русского народа» ( «К Н. Я. Плюсковой»).

Понятно, что его боевые социально-политические стихи «в печати не бывали» ( «Послание цензору», 1822), а распространялись устно и в списках.

Освобождаясь от классицистской условности, наложившей заметную печать на его лицейскую лирику, проникаясь все большей задушевностью и искренностью, петербургские стихи Пушкина, воплощающиеся чаще всего в форме дружеских посланий, явно тяготеют к романтизму. Истинно романтична его устремленность к свободе, которую он восторженно называет «мечтой прекрасной» ( «Кн. Голицыной», 1818) и «зарей пленительного счастья» ( «К Чаадаеву»). Романтичны своей экспрессивной эмоциональностью его песни Венере и Вакху ( «Торжество Вакха», 1818). Но еще отчетливее романтические тенденции Пушкина этого времени сказались в послании «Жуковскому» (1818), в черновом наброске баллады «Там у леска, за ближнею долиной» (1819) ив особенности в поэме «Руслан и Людмила».

В петербургский период Пушкин создал вереницу чудесных вольнолюбивых произведений, но самые значительные из них — «Вольность», «Деревня», «Руслан и Людмила». Ода «Вольность», написанная, вероятно, в декабре 1817 года, обозначила собой новый этап творчества Пушкина, связанный с окончательным подчинением его музы революционно-освободительному движению. Родившаяся в атмосфере дружеских бесед поэта с Н. И. Тургеневым и другими передовыми людьми, эта ода выразила основные социально-политические принципы тогда организационно подготовляемого «Союза благоденствия». В ее начальной строфе поэт отрекается от элегической ( «изнеженной») лиры и провозглашает свое желание служить гражданской поэзии. По смыслу и форме ода «Вольность» — первое последовательно декабристское произведение, его художественная декларация и прокламация. Преданный главным образом просветительским идеям, учению о «естественном праве», следуя во многом за Радищевым, Пушкин заострил ее против венценосных деспотов. Но если Радищев в своей оде «Вольность» руководствовался идеей народного суверенитета, святости народной власти, определяющей истинные законы, то Пушкин исходил из абстрактной законности, стоящей выше царей и народа. Он считал вероломством казнь короля Людовика XVI и находил «бесславным» тайное убийство императора Павла I. Торжество законности мыслится Пушкиным в форме конституционной монархии, к чему приходило тогда большинство декабристов.

В критической литературе верно указывалось, что пафос обличения ( «самовластительный злодей!»), угроз ( «трепещите!») и призыва ( «Восстаньте, падшие рабы!») «Вольности» много выше ее политического конституционализма. Отвергая гильотину, поэт ею же и угрожает тиранам. Сокрушительной силой обличения самодержавной деспотии, властвовавшей в России, ода вошла в круг самых замечательных произведений подпольной революционной литературы. Расходившаяся в огромном количестве списков, она мобилизовала лучшую часть молодежи на вступление в тайные декабристские союзы и общества на борьбу против царского режима. Впервые это стихотворение было опубликовано Герценом в «Полярной звезде» за 1856 год (Лондон), а в России полностью лишь в 1906 году.

«Деревня», написанная в июле 1819 года в селе Михайловском, посвящена крепостничеству. Это пламенная инвектива в форме социально-политического монолога, продолжающая традиции «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева. Оставаясь, как и в «Вольности», конституционалистом, сторонником освобождения крестьян по «закону», мерами сверху, поэт заключает свое стихотворение надеждой увидеть в будущем, «по манию царя», «народ неугнетенный» и над отечеством зарю «свободы просвещенной».

Поэтическое искусство Пушкина сказалось в стихотворении «Деревня» в том, что он, преодолевая условность ее жанрово-видовой формы, создал произведение, покоряющее беспощадной правдой фактов и чувств, поднятое на высоту огромных обобщений.

Композиция, лексика, все изобразительные средства этой оды создают постепенно возрастающую эмоциональную экспрессию. Начавшись созерцательно-элегическим размышлением, приобретая негодующие интонации, она заканчивается как гражданско-патетическая речь общественного трибуна — «друга человечества». Обращаясь не только к разуму, но и к чувству, «друг человечества» скорбит о слабости своих ораторско-поэтических средств: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!»

Читать еще:  Не с кем оставить кота стихи

При жизни Пушкина «Деревня» печаталась лишь в первой своей части в 1824 и 1826 годах. Вторая ее часть размножалась в списках. Полностью это стихотворение впервые было напечатано Герценом за границей в 1856 году, а в России лишь в 1870 году.

Петербургский период в лирике А.С. Пушкина — особенности и характерные черты

Всё начинается с детства

Рождённый в семье знатных, хоть и обедневших дворян, мальчик, как и полагалось, до 12 лет получал домашнее образование. На его образование, проявление интересов и наклонностей оказали влияние:

  • учителя и французы-гувернёры;
  • знакомые отца из высшего московского общества (а среди них были известные в те годы писатели и поэты);
  • дядюшка, тоже писавший стихи;
  • множество прочитанных книг из домашней и дядюшкиной библиотеки (всё больше французские).

Любовь к чтению постепенно переросла в желание что-либо написать самостоятельно. Первые работы семилетнего мальчугана, конечно, были подражанием. Но впоследствии оказалось, что это было только начало, можно сказать, репетиция.

Знакомство Саши с русской культурой и народным творчеством состоялось в основном по рассказам няни и бабушки. Именно эти женщины привили будущему поэту любовь к фольклору, и потом, много лет спустя, Александр Сергеевич нередко отображал в своих произведениях образы сказочных и былинных персонажей: красавиц и богатырей, волшебников и чудищ.

Отец и мать, люди весьма образованные, не особенно участвовали в воспитательном процессе. Гувернёры научат детей всему необходимому, сумеют подготовить их чадо к поступлению, считали родители.

Формирование взглядов поэта и гражданина

Благодаря связям отца юный Александр в двенадцать лет был зачислен в привилегированное учебное заведение при дворе российского императора. Царскосельский лицей тогда принимал своих первых воспитанников. Их, избранных, которым в будущем «светила» служба в министерствах, было всего 30 человек.

Если кратко, по своему статусу новый лицей в летней резиденции самодержца был равен высшим учебным заведениям. Соответственно, количество предметов и требования к знанию материала предполагались аналогичные. Юные дворяне по окончании учёбы должны были служить на довольно высоких должностях — и это в семнадцать лет!

Тем не менее это было необычное учебное заведение. Особенным его делала атмосфера. Среди профессоров, преподававших там, было достаточно много молодых людей с прогрессивными взглядами на формирование образовательного процесса. В стенах лицея было то, что способствовало подготовке достойных членов общества:

  • внимательное и уважительное отношение к ученикам, бережное формирование личности;
  • запрет на телесные наказания, которые унижали бы человеческое достоинство воспитанников.

Практически все лицеисты сохранили в памяти о годах учёбы непередаваемое чувство товарищества и почти культовое понятие чести. Эти качества — характе́рные черты для выпускников заведения. Кроме занятий, юные дворяне занимались литературным творчеством и выпускали журналы (разумеется, рукописные). Нередко случались поэтические турниры, и Пушкин, прозванный французом, часто побеждал однокурсников.

На формирование умов юных лицеистов оказывали влияние и внешние факторы. В обществе назревало недовольство: после войны с Наполеоном в среде прогрессивных дворян всё чаще звучало возмущение позорным крепостничеством и русским самодержавием, возникали кружки, где вольнодумство бурлило и кипело. До восстания декабристов оставалось совсем немного — после выпуска первых лицеистов пройдёт всего пять лет.

Общество, Пушкин и творчество

Разумеется, поэт со всей горячностью юности и страстностью натуры воспринимал новаторские идеи. Многие из них разделял и поддерживал.

Формирование литературных и политических взглядов

Но не только в беседах с лицеистами кристаллизовалось мировоззрение молодого человека. На Александра повлияло его личное знакомство с выдающимися личностями того времени:

  1. Поэтом и прозаиком эпохи сентиментализма в русской литературе, историографом Николаем Карамзиным. Реформатор языка тогда уже был известным и весьма ценил независимость, в первую очередь, собственного мнения. Мэтр был старше лицеиста Пушкина на целых 33 года и к началу учёбы Александра успел переменить политические взгляды и из либерала превратиться в убеждённого консерватора.
  2. Графом Вяземским, с которым разница в возрасте была не такой большой — всего семь лет. Но его уже знали в обществе как талантливого поэта и литературного критика, историка и переводчика, публициста, мемуариста и молодого государственного деятеля. Когда состоялось знакомство, Пушкину было 16 лет. Свободомыслие и либерализм старшего товарища произвели сильное впечатление (правда, к концу жизни граф всё же стал консерватором). Литераторы подружились, всю жизнь переписывались и поддерживали связь.
  3. Великолепным публицистом и философом, одним из образованнейших людей своего времени Петром Чаадаевым, который был дружен со многими будущими декабристами, впоследствии стал членом «Союза благоденствия», а с 1821 года вошёл в состав «Северного тайного общества». Его деятельность повлияла на развитие полемики между «западниками» и «славянофилами». Он заложил основные идеи российской философии — стремиться реализовать Царство Божие на земле и поддерживать самобытность России, чьё высокое предназначение — стать уроком для всего мира. Полагал, что католицизм более способствовал прогрессу стран, чем православие, но всё-таки оставался до конца жизни верен православной вере. Беседы с блистательным философом-гусаром, который был старше на пять лет, о политике и нравственности серьёзно повлияли на формирование взглядов юного лицеиста.
  4. С талантливым поэтом, переводчиком и педагогом Василием Жуковским, одним из основателей романтизма в российской поэзии, Пушкин был знаком ещё с детских лет. Они стали хорошими друзьями, несмотря на шестнадцатилетнюю разницу в возрасте. В 1817-м, когда Александр только закончил учёбу в лицее, Василий Андреевич уже преподавал русский будущей императрице, а потом стал воспитателем цесаревича. Царский отпрыск впоследствии правил Россией как Александр II.

Кроме того, Жуковский, Чаадаев и Вяземский были участниками недавней войны с Наполеоном. Это обстоятельство, естественно, способствовало ещё большему пиетету со стороны молодого человека. Он гордился и дорожил дружбой этих людей.

Жизнь и творчество в Северной столице

По окончании учёбы в Царскосельском лицее Александр Сергеевич Пушкин начал службу коллежским секретарём в коллегии иностранных дел. Однако перспектива быть чиновником X класса мало привлекала уже известного молодого поэта. В сущности, он лишь числился в ведомстве, служба для него — не главное.

Гораздо интереснее было принимать активное участие в работе литературных обществ «Арзамас» и «Зелёная лампа», где нередко презентация нового сочинения перерастала в дискуссию о направлениях в развитии русской литературы. Собирались за дружеским столом, им было о чём подумать и поспорить. Молодые люди горячо обсуждали новости, даже чтение стало коллективным занятием.

Было весело окунуться в светскую жизнь, ново и весьма приятно: флиртовать с дамами, посещать театры и рестораны, общаться с приятелями из столичных завсегдатаев салонов и друзьями-гусарами.

В петербургский период лирика Пушкина получает ещё большее признание публики. Разумеется, из-под пера влюбчивого молодого человека появлялись любовные стихи, он также пишет первую свою романтическую поэму «Руслан и Людмила». Но наряду с ними увидели свет произведения, в которых уже отчётливо звучит голос гражданина.

Пушкин понимает свободу иначе, чем декабристы с их самоограничением личности. Он уверен, что только через расцвет и полноту жизни каждого человека можно прийти к свободе. Об этом поэт говорит в своих произведениях, в первую очередь, в послании «К Чаадаеву». Душа должна гореть, а страсти просто кипеть — это и есть настоящая жизнь, в которой место для всего:

  • высоких гражданских поступков;
  • религиозных чувств;
  • любовных страстей;
  • простых шалостей, веселья и даже лени.

Но окружающим такое поведение кажется не совсем зрелым. Наставники пытаются поучать, а друзья, примкнувшие к декабристам, остерегаются и не слишком расположены доверять и, тем более, принимать в тайное общество. Пушкин чувствует себя неуютно, он нервничает, всегда готов вызвать обидчика на дуэль. Среди множества тех, кому была брошена перчатка, был даже С. Ганнибал, его старый дядя по материнской линии.

Самым настоящим спасением для семнадцатилетнего юноши стала дружба со «сфинксом русской жизни». Именно Петру Чаадаеву с его уникальным умом и философскими взглядами удалось разогнать охватившую молодого человека хандру и расшевелить мысли, заставить думать о русской идее. Друг-философ помог вернуть надежду и душевный покой, любовь к высокому и смелое терпенье. Благодаря общению с этим человеком Пушкин учится презирать и ненавидеть клеветников, быть морально выше своих преследователей.

Влияние декабристов из «Союза благоденствия» очень хорошо прослеживается в характе́рных произведениях петербургского периода творчества молодого поэта. «Вольность» наполнена идеями Монтескьё и Тургенева. Поэт, негодуя, обличает властителей-тиранов, которые попирают естественные права народов, в том числе и на свободу. Но в то же время поэт считает монархию единственно верным устройством жизни государства и не одобряет народ, казнящий собственных правителей. Пушкин хочет видеть общество, где будет абсолютное верховенство закона над всеми — от правителя до крестьянина.

Показательно и другое стихотворение этого же периода. Оно тоже было написано в Северной Пальмире. Годы жизни в Петербурге, прошедшие рядом с выдающимися людьми своего времени, позволили сформироваться пушкинскому гению и взглядам юноши на главные характеристики общественного устройства России.

Это сочинение известно под названием «Деревня». Повествование разделено на две совершенно разные части. Если в первой поэт воспевает идиллию русской природы и красоту родной земли, то вторая часть — это обвинение существующей государственной политики по отношению к собственному народу. Пушкин обличает крепостничество как страшный порок, который необходимо уничтожить вместе с социальными противоречиями.

Недоброжелатели начали писать на поэта доносы и сообщения. Лирика петербургского периода (1817—1820 гг.) принесла молодому поэту не только известность. Она же стала главной причиной первого императорского гнева.

Эмоциональный, темпераментный Пушкин весьма преуспел и в политической сатире. Его эпиграммы едко высмеивали всех. Досталось Аракчееву и даже государю — а этого император простить не мог. Над поэтом нависла реальная угроза жёсткого наказания за вольнодумство и стихи возмутительного содержания, которые особенно популярны у дворянской молодёжи. Отягчающим моментом стало близкое знакомство с декабристами Н. Тургеневым, М. Орловым, Н. Муравьёвым, Ф. Глинкой, К. Рылеевым.

От ссылки в далёкую и суровую Сибирь или Соловецкий монастырь (грозило и такое наказание) Пушкина спасли только заступничество и хлопоты влиятельных друзей. Карамзин, Чаадаев и Гнедич сумели смягчить приговор. В результате поэт ещё легко отделался: он был официально переведён в Екатеринослав.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector