0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие стихи относятся к вольнолюбивой лирике пушкина

Вольнолюбивая лирика Пушкина стихи список сочинение 9 класс

На протяжении всего творческого пути мечты великого русского гения А.С. Пушкина складывались из стремления к наслаждению жизнью в молодости, когда события личного плана, а также имеющие общественное значение на каждом этапе оставляли отпечаток на его свободолюбивой лирике. Произведения более поздних периодов, отличающиеся опытом и мудростью, характеризуются осознанием того, что реальная жизнь более жестокая. Она насыщена событиями, которые в корне изменили его мировоззрение.

В произведении «Вольность» А.С. Пушкин демонстрирует обобщенное понятие свободы, рассматривая ее как отсутствие гнета. С этим определением он вплотную сталкивается в годы обучения в лицее, где легко поддается внушению идеи о единстве и братстве. Период характеризуется его необдуманными, легкомысленными поступками, смелостью мыслей. Как неравнодушный человек А.С. Пушкин был готов бороться с несправедливостью, прославляя родную страну подвигами свободолюбивого народа. Он осуждал «тиранов мира», сторонников рабства.

Произведение не оставило без внимания декабристов, так как автор напрямую высказал актуальную, но запрещенную для того времени тему, он писал: «Хочу воспеть свободу миру». Таким образом он помогал вести подпольную борьбу с представителями поработителей.

Очевидно, что поэт склонялся к свободе политической, прославляя ее гордую певицу, обращаясь при этом к историческим событиям. В оде четко просматривается мысль о подчинении Закону.

Продолжением темы становится стихотворение «К Чаадаеву«. Ради своей цели через послание другу Пушкин готов идти на любые жертвы в ожидании «минуты вольности святой». Через подобное обращение он выражает призыв ко всем, кто может смело о себе сказать: «пока сердца для чести живы».

Настроение, которым пронизано стихотворение «Деревня«, имеет иной тон. Поэт вплотную сталкивается с близкими себе по духу людьми, с теми, кто вынужден нести «тягостный ярем». А виновники этого, по его мнению, беспечно наслаждаются результатом чужих стараний «без чувства, без закона». Автор верит, что справедливость возьмет верх, что все люди должны быть одинаковыми. В его мечтах теплится желание увидеть «рабство, павшее по манию царя». Но сомнения не отпускают его: «Увижу ль…народ неугнетенный».

Стихотворение «Арион» является продолжением темы свободы. Оно содержит события, скрытые мифической завесой. Настоящие исторические действия, связанные со спасением или ссылкой декабристов, тщательно скрыты поэтом. Однако он разделяет участь друзей: «Я гимны прежние пою…». Он продолжает верить в победу над неравенством.

Размышления о свободе выливаются в стихотворении «Птичка«, где на фоне церковного праздника он выпускает на волю птицу. Он заботится о невольнице, так как желает себе той же участи.

«Во глубине сибирских руд» — стихотворение, в котором автор продолжает настаивать на том, что рано или поздно «свобода примет радостно у входа». Он надеется, что его услышат, воспрянут духом угнетенные и «придет желанная пора».

Во время написания стихотворения «Из Пиндемонти» Пушкина преследует разочарование, касающееся несбыточной мечты, связанной с внешней свободой. Теперь его интересы примкнули к свободе личной, которая приведет к удовлетворению. «Дивясь божественным природы красоты», он ищет вдохновение, надеясь на счастливый исход.

Эволюция во взглядах А.С. Пушкина в отношении понятий свободы, вольности менялась от раннего периода творчества, где он рассматривал свободу политическую, до позднего этапа, где творец становится близок к внутренним идеалам, своей внутренней независимости.

Сочинение Вольнолюбивая лирика Пушкина

Как только где-то начинают говорить о русской лирике, на ум приходит один из гениальнейших поэтов – А. С. Пушкин. В своих произведениях он особое место выделял теме свободы. В лирике «Вольность», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Деревня», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и в остальных раскрыта тема «вольнолюбивости».

Мысль о вольной Российской империи пробивается во всех произведениях Пушкина. Уже в собственно в начале творческого пути, Гений русской литературы выступал против имеющегося социального режима, пагубного режима тирании.

Первое стихотворение, в котором очевидна борьба поэта с рабством и деспотией, было написано еще в юношеском образе. Стихотворение «Лицинию» было призванием к власти положить конец тирании.

В начале творческого пути, который длился от периода окончания учебы и до 20-х годов,– понятие «свобода» Пушкин тесно связывал с понятием «политическая свобода».

В 1817 г. он сочиняет оду «Вольность», которая считается образцом цивильной лирики. Ода является продолжением устоев классицизма, однако формирует их в декабристском течении. Благодаря ей Пушкин стал известен, как один из первых поэтов-декабристов.

Вопрос независимости Империи появляется и в лирическом произведении Пушкина «Деревня», но уже не такое смелое, каким исполнено стихотворение «К Чаадаеву» в неизбежной воле народа у поэта уже не обнаруживается, хотя «Деревня» была сочинена через год после написания «К Чаадаеву». Но за этот время поэт созрел как личность, он заметил и осмыслил, возможно, то, чему ранее не придавал смысла, а в частности: насколько могучи оковы невольничества и гнета.

Стих «Деревня» завершается вопросом творца, который пропитан чувством нерешительности и безысходности:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, павшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Уже в конце 20-х годов А. С. Пушкин пишет множество лирических произведений, где подымается вопрос свободы творчества. Свобода поэта – это его независимость от мнение окружающий, свободный полет его действий, который можно постичь, только доверившись своей Музе. Эта тематика ярко выражена в произведениях «Поэт», «Поэт и толпа» и «Поэту».

Во взрослые года у Пушкина случается новая переоценка ценностей. У него появляется свежее представление независимости — воли индивидуальной, той, которая идет изнутри. Он желает жизненного спокойствия, отрекаясь от былых эталонов революции свободы. «На свете счастья нет, но есть покой и воля», — слагает он в произведении «Пора, мой друг, пора!» а в лирическом произведении «Из Пиндемонти» только доказывает эту идею.

Как итог, можно сказать, что один с великих русских поэтов А.С. Пушкин на протяжении всех своих годов жизни подходил к вопросу свободы с разных сторон. Его мнение менялось под влиянием политических событий, а так же личностных переживаний. Однако невзирая ни на что, Гений русской литературы навсегда остался знаменитым вольнодумцем и проповедником воли во всех ее смыслах.

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

В четвёртой части Пушкин обращается к царям с призывом склониться «под сень надёжную Закона».

В оде «Вольность» выражен пафос поэта-гражданина, рево­люционное предостережение тиранам, призыв к восстанию.

Дружба с Чаадаевым оставила глубокий след в жизни Пуш- кина. Свидетельством близости поэта к Чаадаеву является по­слание «К Чаадаеву». В конце этого стихотворения находим за­мечательные строки:

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Молодой поэт верил, что в России самовластье не вечно, что оно падёт и начнётся новая, свободная жизнь.

В стихотворении «Деревня», написанном во время пребывания в селе Михайловском, поэт яркими чертами рисовал страдания крепостных крестьян, выражая пламенную веру в освобождение русского народа от крепостного права.

Это стихотворение распадается на две части. В первой части Пушкин выражает свои задушевные настроения, связанные с сельской природой и мирной обстановкой деревни. Во второй части Пушкин изображает страшную картину жизни крестьян в условиях крепостного права..

Если в оде «Вольность» и в послании «К Чаадаеву» удар направлен против самодержавия, то в стихотворении «Деревня» он направлен против крепостного права. Пушкин всю жизнь не изменял программе, выраженной им в заключительных стихах «Деревни»:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетённый

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещённой

Взойдёт ли наконец прекрасная заря?

В 1827 г. Пушкин обращается к ссыльным декабристам с посланием «В Сибирь». Послание было услышано декабристами. Они ответили ему словами А. И. Одоевского:

Читать еще:  Луис каррильо де сотомайор стихи

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки —

Но лишь оковы обрели.

Послание «В Сибирь» было большой смелостью со стороны Пушкина, только что освобождённого из ссылки. Не меньшей смелостью были строки стихотворения «19 октября», напечатанного поэтом в 1827 г. и адресованного декабристам Пущину и Кюхельбекеру, томившимся в Сибири:

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе.

В краю чужом, в пустынном море

И в мрачных пропастях земли!

В стихотворении «Арион» ‘ (1827) ясно звучит мысль о вер­ности Пушкина своим прежним идеалам: «Я гимны прежние пою». В этом стихотворении Пушкин называет себя певцом, который пел гребцам-декабристам. «Кормщик» — это, по-видимому, Пестель, один из главарей движения декабристов.

Свои взгляды на самодержавие Пушкин ещё раз выражает в стихотворении «Анчар» (1828). Анчар — дерево, выделяющее ядовитый сок, которым туземцы пользуются для отравления стрел. Пушкин аллегорически изображает самодержавие в виде ядовитого дерева, несущего гибель людям.

Свободолюбивая лирика Пушкина: стихи

Россия по праву может гордиться величайшими талантами, которые были рождены на ее земле. Одна из таких уникальных личностей, имя которой известно, кажется, почти любому человеку на Земле, разве что за исключением людей, которые продолжают жить в первобытных условиях, — это Александр Сергеевич Пушкин. Этот человек — великий русский поэт, который за свою короткую, но яркую жизнь успел подарить нам много сокровищ, вошедших в историю русской литературы.

Свободолюбивая лирика Пушкина

Александра Сергеевича не зря называют поэтом свободы. Очень много свободолюбивых понятий сквозит в его поэзии. Его по праву признали основателем реализма в русском языке и литературе. В своих произведениях он дает читателю свое понимание понятия свободы, которое находит отклик в миллионах сердец читателей. Однако тема вольности претерпевала немалые изменения в творчестве великого поэта. Каждому русскому человеку, несомненно, следует знать об этой важной стороне творчества великого сына России. Вот почему в российских школах отдельной темой идет «Свободолюбивая лирика Пушкина» — урок в 9 классе, которому обычно уделяют немалое внимание, ведь он участвует в процессе формирования мировоззрения подрастающего поколения.

Что есть пушкинская свобода?

Прежде чем переходить к сочинениям Александра Сергеевича, попробуем разобраться, что он подразумевал под такими понятиями, как «свобода» и «вольность».

На самом деле свобода для Пушкина — это основополагающая ценность всего его бытия. Именно в условиях свободного самоощущения он мог творить. С юных лет он познал вкус и сладость независимости, мог сравнивать разные состояния человеческой жизни, что и нашло отражение в его собрании сочинений. Тем не менее поэт был фаталистом и верил в превратности судьбы, говоря, что человек весь находится в ее власти. Поэтому линия судьбы в его творчестве окрашена в более темные и мрачные оттенки. Там же, где проникает луч надежды и свободы, все творчество будто бы озаряется невидимым ярким светом, который несет радость и мир читателям. Вот почему, если читатель захочет понять, что есть свободолюбивая лирика Пушкина, стихи — это самый верный путь познания этого.

Раннее творчество

Тема свободы явно прослеживается уже с самых юных лет великого поэта. Атмосфера лицея, где Александр Сергеевич провел молодые годы своей жизни, очень повлияла на начало формирования всего его творческого пути. Именно здесь ему вложили в душу само понятие о свободе, о силе и значении ее в жизни человека, о высоких жизненных принципах. Именно здесь в 1815 году он и написал свое первое свободолюбивое сочинение «Лицинию». В этой небольшой поэме он раскрывает сюжетную линию, за основу которой взята судьба Рима. Древняя история всегда интересовала поэта, а особенно тема воли и неволи, которая была особенно актуальна уже в древности.

Кроме этого, раннее творчество Пушкина отмечено одой «Вольность», которая была написана им в 1817 году, за сто лет до революции в России. Уже здесь проявилась особенно полно свободолюбивая лирика Пушкина. Сочинение «Вольность» — это обращение ко всему миру, призыв к свободе, равенству и братству. Он скорбит, что мир живет неправильно и продолжает идти не тем путем, и призывает всех обратиться к свободе, начав жить по иному.

Продолжение творческого пути

В лицее Александр Сергеевич обучался до 1920 года. Все годы учения он продолжал формироваться как поэт-декабрист. Именно ода «Вольность» — самая первая свободолюбивая лирика Пушкина, стихи которой призывают угнетенных восстать против угнетателей. В этой оде великий поэт обращается к певице свободы для одарения его вдохновением, а потом выступает против тирании. Он вспоминает мучеников, невинно убиенных, и заставляет читателей трепетать от несправедливости этого мира.

В 1918 году великий русский сын написал стихотворение «К Н. Я. Плюсковой», которая была фрейлиной императрицы. В этом коротком стихотворении поэт открыл читателям свое политическое мировоззрение тех лет, которое отличалось свободомыслием. Он говорит о простоте русского народа, которая пленит его, а императорский шик и помпезность, напротив, отвращают. Он размышляет о своей стране, о ее исторической судьбе, о великом русском народе.

Стихотворение «К Чаадаеву»

Это стихотворение является еще одним произведением, где проявилась свободолюбивая лирика Пушкина. Краткое содержание этого короткого, но столь емкого по смыслу стихотворения — в его призыве к другу юности. Призыв стряхнуть негу молодости и утех, чтобы воспрять душой к свободе и посвятить жизнь отчизне. Это личное послание другу, которое на самом деле оказалось политическим призывом. Теперь уже Чаадаев не просто друг его юности, разделяющий его развлечения, а соратник и единомышленник.

Все стихотворение дышит патриотизмом и духом революции и заканчивается на оптимистической ноте: символичности восхода звезды, что говорит о победе духа свободы в борьбе с неравенством и угнетением.

Стихотворение «Деревня»

Это стихотворение Александр Сергеевич написал в 1819 году, еще будучи в стенах лицея, после поездки в село Михайловское. Свободолюбивая лирика Пушкина нашла огромное отражение в этом двухчастном стихотворении.

Первая часть очень гармонична и описывает красоту русской деревни, ее природу, простор. Именно в таких местах особо вдохновлялся поэт и лицезрел красоту. Везде угадываются красоты села, где поэт проводил столько времени. Однако вторая часть этого стихотворения не столь безмятежна, как первая. Здесь затронута тема рабства русского народа, крепостничество и угнетенность. Он сопоставляет народ «тощий» и барство «дикое». Чувствуется, что душа великого поэта мечется, не находя успокоения. «Здесь тягостный ярем до гроба все влекут», — гласят строки, а в конце вопрос, который остался без ответа: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный?»

Кризис мировоззрения поэта

1923 год был годом кризиса взглядов и убеждений поэта. Любые революционные и освободительные течения не оправдывают его надежд и ожиданий, разочаровывая его. Вот почему свободолюбивая лирика Пушкина этих лет уже существенно изменилась. Первым произведением, отразившим новые взгляды поэта, было стихотворение «Свободы сеятель пустынный». В нем он обращается к народам, которые приспособились к условиям несвободы и рабства. Также в строках этого стихотворения проскальзывает новое понимание свободы, а именно — материальное. Он осознает, что век жесток, «мирные народы» довольствуются минимальными материальными благами, и это также угнетает его.

Подавление восстания декабристов также глубоко повлияло на Александра Сергеевича. Он был знаком лично со многими декабристами и пытался через свою поэзию поддержать их моральный дух и вселить в их сердца надежду. Можно понять, как изменилась лирика Пушкина, кратко пробежав по строкам тех нескольких стихотворений, которые были обращены к декабристам, отправленным в ссылку. Его стихотворение «Арион» — прототип восстания, в котором он подтверждает свои вольные взгляды. Он верит, что дела свободы победят и «оковы тяжкие падут».

Конец двадцатых годов

Александр Сергеевич — борец по натуре, всегда находился в размышлениях. В конце двадцатых годов он обращается к новому виду свободы — свободе творчества. Этому он также посвящает несколько своих произведений. Ему важна «поэтическая свобода», которая отделяет его от тех, кто ничего в этом не смыслит. Если следовать «вдохновенью Музы», то можно добиться этой цели. Эта линия четко прослеживается в стихотворениях «Поэт», » Поэт и толпа».

Читать еще:  Стих больше чем друг

Зрелые годы

Свободолюбивая лирика Пушкина претерпевает переоценку ценностей в годы зрелости поэта. Образ вольности приобретает новые формы, а именно — предстает как свобода внутренняя, личная. Он отказывается от прежних революционных вольнодумских идеалов, предпочитая им покой и душевный мир. В 1834 году в стихотворении «Пора, мой друг, пора!» он пишет, что на земле нет счастья, но есть покой и воля. В 1836 году Александр Сергеевич пишет стихотворение «Из Пиндемонти», в котором снова ссылается на новое видение свободы, которая далека от внешних идеалов.

В том же году великий поэт пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», в котором словно подвел итог всему своему творчеству. Это произведение считается его творческим завещанием: «Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал».

Заключение

На тему «Свободолюбивая лирика Пушкина» — доклад обычно готовят учащиеся старших классов. Без знания жизни и творчества великого русского поэта трудно себя назвать русским человеком, вот почему каждый должен знать об основных вехах его жизни.

Несомненно, Александр Сергеевич — проповедник свободы и ее идеалов, которые тем не менее претерпевали немалые изменения на протяжении всей его яркой, но столь короткой жизни. Это было обусловлено политическими изменениями в стране, событиями, которые происходили с поэтом на протяжении его жизни.

Можно с уверенностью сказать, что свободолюбивая лирика Пушкина, стихи, список любимых миллионами читателей произведений — это огромное творческое наследие поэта. И русские люди по праву могут гордиться этим богатством.

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Тема свободы и воли присутствует в творчестве Александра Сергеевича Пушкина на протяжении всей его жизни и проходит эволюцию от раннего творчества к позднему. Подводя итоги своего творчества в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», поэт написал такие строки:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу…

Таким образом, Пушкин подчеркнул значение темы свободы и воли в своей поэзии.

В раннем творчестве поэт понимает свободу как внешнюю – свободу в государстве. Постепенно Пушкин изменяет свои взгляды и приходит к выводу, что ценность представляет только внутренняя свобода, которая ограничивается нравственным идеалом самого человека. В конце жизни поэт воспринимает вольность как философскую категорию.

В начале своего творческого пути Пушкин высказывает взгляды «государственного человека». Он рассуждает о внешней свободе человека, о свободе, которую ему дает государство. Александр Сергеевич Пушкин пишет оду «Вольность», в которой поучает царей и воспевает свободу и вольность. Для поэта свобода возможна в государстве, в котором Закон един для всех:

Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье;

Где всем простерт их твердый щит,

Где сжатый верными руками

Граждан над равными главами

Их меч без выбора скользит…

Царь должен первым подчиниться Закону, потому что власть в стране принадлежит государю, значит, он должен показывать пример своим подданным:

Владыки! Вам венец и трон

Дает Закон – а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

Пушкин в оде «Вольность» приводит исторические примеры, доказывая, что любое нарушение Закона приводит к необратимым последствиям и не может быть оправдано. Поэт вспоминает Великую французскую революцию 1789 года и убийство Павла I в Михайловском замке.

В конце стихотворения автор преподносит урок правителям, призывая их обратиться к Закону, так как считает, что это единственный возможный путь для установления справедливости:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Своими идеалами Пушкин делится с близким другом Чаадаевым. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) лирический герой выбирает путь борьбы с самовластием. Он готов умереть за то, чтобы восторжествовала свобода:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Более глубокое понимание свободы поэт выражает в стихотворении «Деревня». Важную роль играет композиция произведения: оно состоит из двух частей, противопоставленных друг другу, то есть Пушкин использует прием антитезы. Первая часть представляет собой описание природы, что характерно уже для раннего творчества поэта, так как в природе он видит образец и пример для подражания. Природа живет по своим законам, которые никто не нарушает, и поэтому в ней есть гармония. Люди, должны ориентироваться на природу и учиться у нее следовать Закону:

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в Истине блаженство находить,

Свободною душой Закон боготворить…

Однако гармонии первой части противоречит «мысль ужасная», которая возникает, когда лирический герой переводит взгляд от природы к обществу. Пушкин осуждает и «барство дикое, без чувства, без закона», и «рабство тощее», так как обе стороны нарушают закон.

В конце стихотворения поэт, с одной стороны, выражает надежду, что свобода восторжествует, а с другой – сомневается, что это возможно:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Постепенно Пушкин отказывается от былых идеалов и приходит к осмыслению внутренней свободы. В стихотворении «Чаадаеву» (1824) Пушкин снова обращается к теме свободы, но осознает ее по-другому. Это произведение перекликается со стихотворением шести летней давности, тоже обращенным к Чаадаеву. Поэт размышляет об истории храма в Тавриде, сравнивая свою дружбу с Чаадаевым с дружбой Ореста и Пилада. В конце стихотворения Пушкин делает вывод, что теперь считает дружбу главной ценностью и готов отдать за нее жизнь:

…И, в умиленьи вдохновенном,

На камне, дружбой освященном,

Пишу я наши имена.

Поэт остается верным своим друзьям на протяжении всей жизни, поэтому после поражения восстания декабристов в 182 5 году, несмотря на то что его взгляды изменились, он возвращается к понятию внешней свободы, чтобы поддержать участников восстания, среди которых было много его друзей. В качестве примера могут служить стихотворения «Во глубине сибирских руд…» и «Арион».

В стихотворении «Во глубине сибирских руд…» поэт дает своим товарищам надежду на то, что их дело не пропало даром, что «темницы рухнут и свобода… примет радостно у входа…».

Стихотворение «Арион» написано на годовщину казни пятерых декабристов. В этом произведении автор в иносказательной форме описывает события, связанные с декабристами. Использовав в первой строчке местоимение «нас», Пушкин подчеркивает свою причастность к делу друзей, таким образом пытаясь их поддержать. Последние строчки стихотворения свидетельствуют, что лирический герой продолжает начатое дело:

…Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

К концу жизни для Пушкина свойствен философский взгляд на окружающую действительность. Это касается и отношения к свободе. Философское осмысление категории свободы раскрывается в стихотворении «(Из Пиндемонти)». В нем поэт отказывается от общественного положения (государственной службы), от мирской суеты: «Все это, видите ль, слова, слова, слова».

Пушкин размышляет об «иных правах», «иной свободе», которые являются, по мнению автора, истинными ценностями. Для Пушкина главное – это внутренняя свобода, которая ограничена нравственным идеалом самого человека:

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…

В противовес идеалам общества Пушкин называет другие ценности, которые составляют содержание жизни человека: это природа и искусство. По мнению поэта, человек, приобщившийся к этим «правам», постигает истину и счастье: «Вот счастье! вот права…»

Читать еще:  Кто написал стих погиб поэт

Таким образом, проследив развитие темы свободы и воли в лирике Александра Сергеевича Пушкина, читатель может сделать вывод, что эта тема проходит сложную эволюцию. Вместе с поэтом меняется и его мировоззрение: желание изменить окружающую действительность сменяется желанием усовершенствовать себя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Презентация «Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина»

Описание презентации по отдельным слайдам:

СВОБОДОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А.С. ПУШКИНА

СОДЕРЖАНИЕ Тема свободы в творчестве А.С. Пушкина Вольнолюбивые стихотворения А.С. Пушкина, написанные в годы лицейского периода. 1811 – 1817 г. Свободолюбивая лирика петербургского периода творчества великого поэта Призыв к свободе в оде «Вольность» Представления о свободе в стихотворении «Деревня» Послание «К Чаадаеву» — яркий лирический символ молодых друзей вольности Мотив личной свободы в стихотворении «Узник» Стихотворения о свободе 1826-1836 гг. Рабство, как противопоставление свободе личности. «Анчар» Значение свободолюбивой лирики

Тема свободы в творчестве А.С. Пушкина Одна из важнейших тем лирики Пушкина — тема свободы. Свобода высшая жизненная ценность, без нее он не мог представить своего существования. Я написала реферат на эту тему, так как она одна из важнейших в литературе. Мы проживаем в демократическом государстве, поэтому этот вопрос должен волновать каждого из нас. Я бы хотела рассмотреть и изучить свободолюбивую лирику А.С.Пушкина, потому что его произведения наиболее ярко раскрывают нам значение слова «свобода».

Вольнолюбивые стихотворения, написанные в годы лицейского периода. 1811 – 1817 гг. Уже в лицейской лирике звучат свободолюбивые мотивы. Свобода–ключевое понятие у Пушкина. В 1815 г. он пишет стихотворение «Лицинию», в котором юный поэт выступает против рабства. Изображая Рим, он подразумевает Россию. Знаменитая строка: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». Представляла собой грозное предупреждение тиранам.

Свободолюбивая лирика петербургского периода творчества великого поэта Петербург. С гравюры 1820 года. В 1819 г. поэт стал посещать дом Н.В. Всеволожского, у которого собирались члены кружка «Зеленая лампа». В кругу политических споров возникает свободолюбивая лирика Пушкина. Одним из самых значительных стихотворений была, написанная в 1817 г., ода «Вольность.»

Призыв к свободе в оде «Вольность» А. С. Пушкин в парке. С рисунка В. Серова. Питомцы ветреной Судьбы… Тираны мира! Трепещите! А вы мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы! Она произвела действие взрывчатки; спокойно читать ее было невозможно, каждая строка разила, жгла, влекла в бой, клеймила позором. Никогда еще после Радищева поэтический стих на Руси не звучал так набатно, так обличительно, гражданственно. Смелость неслыханная: восемнадцатилетний поэт дает уроки царям и народам, угрожает им

Представление о свободе в стихотворении «Деревня». Домик няни Пушкина. С картины В. Бялыницкого-Бирцля. В стихотворении «Деревня» речь идет не о тирании, а о русском крепостничестве, о свободе русского крестьянства. Пушкинская деревня это не какой-то исключительный «пустынный уголок» России, где Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества убийственный Позор.

Сенатская площадь. С литографии 20-х годов XIX века.

Декабристы на Сенатской площади. С акварели Кальмана.

Послание «К Чаадаеву» — яркий лирический символ молодых друзей вольности. В послании «К Чаадаеву»Пушкин в первых же строках, говорит об «обмане», который не долго «тешил» его самого и его друга, к которому он и обращается. Это замечательное послание является наиболее вдохновенным в ряду вольнолюбивых стихотворений Пушкина: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы. Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Здесь речь идет именно о революции.

Мотив личной свободы в стихотворении «Узник» А. С. Пушкин в Каменке среди декабристов. С рисунка Д. Кардовского. За вольнолюбивые стихи: „К Чаадаеву», „Деревня», оду „Вольность» и др. в 1820 году царское правительство ссылает Пушкина на юг. Здесь была только канцелярия, скучная работа и ощущение зависимости от начальства. Он чувствовал себя пленником. В это время было написано стихотворение «Узник». Идея стихотворения призыв к свободе. В «Узнике» не встречается слово «свобода», но этим чувством стихотворение пропитано насквозь. Свобода – вот к чему стремились герои, свободы – вот чего не хватало автору.

Стихотворения о свободе 1826 – 1836гг. С 1826 года прежних гимнов свободе в его творчестве мы не найдем. В 1827г. он пишет стихотворение «Арион». Погиб и кормщик и пловец! – Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою . Здесь Пушкин размышляет о своей судьбе, которая уберегла его от каторги и смерти. Постепенно в лирике Пушкина темы свободы и рабства становятся более философскими. из них исчезает прямая политическая окраска. М. Н. Раевская-Волконская Работа декабриста Н. Бестужева.

В 1827 г. было написано знаменитое послание декабристам в Сибирь. Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Пушкин в этом стихотворении выражал надежду на амнистию декабристов, которая произошла в действительности лишь в 1855 г. Пущин у Пушкина в Михайловском. С картины Н. Н. Ге. Это бесконечно далеко от всякого соглашательства: «темницы рухнут» — это те же «обломки самовластья», о которых писал поэт в юношеском послании к Чаадаеву.

Рабство, как противопоставление свободе личности. «Анчар». Стихотворение «Анчар» (1828 г.) лишено поэтом конкретных примет места и времени, но в рабе, который «послушно в путь потек» и покорно умер «у ног непобедимого владыки», мы видим русский народ, его трагическую судьбу. Пушкин находит, резкие и напряженные детали, рисуя страшную картину смерти и гибели, которые окружают ядовитое дерево. Композиция основана на резких контрастах.

Значение свободолюбивой лирики А.С. Пушкина. Свобода — ключевое понятие у Пушкина. Эта тема возникает в его творчестве постоянно. Он исследует разные виды свободы, переосмысливает и видоизменяет их содержание. Вольнолюбивые стихи великого русского поэта сыграли важную роль в общественной жизни того времени. Читая пушкинские строки особенно остро чувствуешь, почему «не зарастет народная тропа» к памятнику, который воздвиг себе А.С. Пушкин своим творчеством, певец вольности, истинный патриот России.

И. И. ПУЩИН. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен- Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. . но с первыми друзьями Не резвою мечтой союз твой заключен; Пред грозным временем, Пред грозными судьбами, О, милый, вечен он! А.С. Пушкин

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Убирайло Татьяна ВитальевнаНаписать 4852 27.12.2017

Номер материала: ДБ-990967

  • Литература
  • 9 класс
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    14.12.2017 599
    13.12.2017 463
    27.11.2017 209
    26.11.2017 278
    19.11.2017 2054
    18.11.2017 4196
    17.11.2017 300
    15.11.2017 33171

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector