8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие стихи отражают отношение ахматовой к родине

Анна Ахматова — Стихи о Родине, России

Список стихотворений:

Отзывы: 4

Анна Ахматова — та женщина, которая меня вдохновляет и если у меня что-то не получается, я читаю её стихи. В этой подборке собраны отличные её произведения, некоторые из которых я впервые прочитала.

Анна Ахматова вдохновительница

Анна Ахматова это тот человек чьи стихи помогает мне жить.

Анна Ахматова — Стихи о Родине, России: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Тема родины в творчестве А Ахматовой

Тема родины в творчестве А Ахматовой

К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе.

Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

Стихотворения первых сборников Ахматовой — «Вечера» и «Чёток» — написаны в основном на любовную тему. В этих сборниках нет стихов о Родине. Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая».

Сборник «Белая стая» был опубликован в 1917 году, в него вошли стихотворения, написанные в 1912—1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. В это время многое меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматова болеет туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа. Перелом в жизни Ахматовой и в жизни страны приводит к существенным изменениям в творчестве поэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему. В «Йелой стае» появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную трагедию. «И ранней смерти так ужасен вид, что не могу на Божий мир глядеть я», — пишет она в стихотворении «Майский снег».

Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отношение к России в своих стихах («Думали: нищие мы. »).

В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую боль переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматова готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой «песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

С изменением в тематике стихов меняется и общая стилистика ахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным.

В «Белой стае» начинает проявляться национальное самосознание Ахматовой. Теперь Ахматова ощущает свою оторванность от жизни народа. В этом сборнике проявляется стремление поэта слиться с народом:

Лучше б мне частушки задорно выкликать,

А тебе на хриплой гармонике играть.

И ходить на кладбище в поминальный день

И смотреть на белую Божию сирень.

Ахматова знает, что «где-то есть простая жизнь и свет, прозрачный, теплый и веселый. », но она пока не может отказаться от своей жизни, она еще не готова жить одной жизнью с народом:

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды,

Широких рек синеющие льды,

Бессолнечные мрачные сады

И голос Музы еле слышный.

Следующий сборник «Подорожник» выходит в 1921 году. Он создается в трагические для России годы. Особенность стихотворений этого сборника заключается в том, что все исторические события: война и революция — осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и воспевали ее, либо уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь. Стихотворения «Петроград», «Не с теми я, кто. », «Мне голос был. » далеки от принятия революции, но они также далеки от политической ненависти. Гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного и жизненного выбора.

Стихотворение «Ты отступник. » адресовано конкретному человеку, в основе стихотворения конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой. Оно связано с эмиграцией Б. Анрепа. В стихотворении звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну. Судьба героини стихотворения сливается с судьбой России. Примечательно, что для Ахматовой теперь Россия связана с народом, народными традициями, православием:

Ты — отступник: за остров зеленый

Отдал, отдал родную страну,

Наши песни, и наши иконы,

И над озером тихим сосну.

Стихотворение «Мне голос был. » уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (или считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигрантов Ахматовой.

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не оскорбился (у Ахматовой -«не осквернился») скорбный дух.

Стихотворение 1922 года «Не с теми я, кто. », вошедшее в третий сборник «Anno Domini», опубликованный в 1922 году, содержит еще большие обобщения: Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто «бросил землю». В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех, кто уехал, в двух последних — о тех, кто остался. Бросившие землю у Ахматовой вызывают жалость, а не презрение и пренебрежение. Оставшиеся в России воспринимают свою трагическую судьбу «бесслезно», «надменно» и «просто», поэтому они намного выше уехавших.

Стихотворение «Петроград» продолжает эту же тему:

Никто нам не хотел помочь

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя,

Его дворцы, огонь и воду.

В стихотворении появляется местоимение «мы». Ахматова чувствует связь со всеми патриотами, оставшимися на Родине, она уже не одинока.

В «Anno Domini» появляется неожиданная радость, среди несчастий, горя, смертей Ахматова все-таки видит свет и успокаивается, со смирением принимает она все, что происходит с Россией:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькает крыло,

Все голодной тоской изглодано,

Отчего же нам стало светло?

В «Anno Domini» усиливается народное начало. Образ героини становится более цельным и гармоничным. Появляется все больше стихотворении, близких фольклору, например « Третий Зачатьевский».

Горло петелькой затянул.

Тянет свежесть с Москва-реки

В окнах теплятся огоньки.

Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме «Реквием», посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини — арест сына. Но голос автора сливается с голосом тысяч российских женщин — сестер, жен, вдов репрессированных — это второй план рассмотрения личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг». Ахматова обращается к кровавым страницам истории России со времен стрелецкого бунта. План повествования соотносится с историей России. Евангельский сюжет «Распятие» расширяет рамки «Реквиема» до общечеловеческого масштаба.

«Реквием» — это не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой. «Реквием» — это истинно народное произведение и по форме (Ахматова использует фольклорные элементы), и по содержанию: в нем говорится о трагедии и скорби всего русского народа.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сражающейся России.

Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл «Ветер войны» входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат. Характерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение «мы». Стихотворения, посвященные войне, свидетельствуют о торжестве народного начала. Ахматова чувствует, что вся страна — это и Родина. В своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.

Стихотворение «Родная земля» звучит заключительным аккордом в теме Родины. В нем представлены разные значения слова «земля». Это и грунт («грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и нравственная почва, и первоматерия («ложимся в нее и становимся ею»). В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится.

Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины менялось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ахматова сливается с русским народом, ощущает себя его частью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахматова приходит к осознанию Родины как просто русской земли.

В течение всей своей жизни Ахматова не перестает переживать, страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит- с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.

«Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Читать еще:  Стихи павел воля для кого то мы придумали заботу

Тема Родины в творчестве Ахматовой (в лирике, поэзии, стихах) сочинение 11 класс

В принципе, тема Родины важна для любого поэта. А в сложные периоды (революций и войн) она становится ещё более значимой. Анне Ахматовой пришлось пройти и через первое, и через второе. Пришлось совершать сложный выбор, вот почему стихи о Родине так глубоки.

Конечно, начинается всё с малой Родины. У Ахматовой есть прекрасные стихотворения о её родном доме, о желании вернуться туда. Например, в «Летнем саду» она говорит, что там всё для неё лучшее в мире, что одушевленные предметы помнят её молодой… Речь о любимом городе Петербурге, Ленинграде.

Город Бежецк поэтесса с нежностью рисует в одноименном стихотворении. Тут уже воспоминания приятные о детстве собственного сына, а также об ангельски добрых людях, о красоте церквей и природы.

Во время первой Мировой войны Анна Андреевна вспоминает «Белый дом». Войска идут куда-то, а героиня, будто во сне, пытается найти тот самый дом — свой. Но он теряется в хлопьях снега, похожих на лепестки. А на самом деле дома уже нет… Стихотворение пронизано печалью.

До второй Мировой войны Ахматова вспоминала, вторя Пушкину, об Иве, которую она смогла пережить. Обычно жизнь деревьев дольше. Но её иву срубили, убили, как будто брата Ахматовой. Здесь снова показана тоска, сожаление о том, что безвозвратно уходит. Кстати, Ахматова училась в Царскосельском лицее, чувствовала преемственность Александру Сергеевичу.

В стихотворении «Здесь всё то же…» представлен пейзаж русской деревни. Важно, что это первая деревня, которую Ахматова посетила. Впечатления, конечно, не очень радужные: непроезжая дорога, неприветливый дом, вокруг конокрады, мечтать – напрасно.

И всё-таки позже забываются черты неустройства, видится только хорошее, но не только в родном доме, столице, а в родной стране. Кто-то в «Высокомерьем дух…» ругает Россию «грешной», но Ахматова смеётся, что это просто безбожная страна. Любую вину страна сможет искупить, по мнению Ахматовой.

Поэтесса много путешествовала по Европе, в основном по Италии и Франции. Даже очаровываясь местным народом и пейзажами, не забывала о родной стране. Конечно, она отделяет страну и народ от государства, которое забрало (репрессировало) её близких.

Вариант 2

Патриотическая лирика была популярна среди многих поэтов серебряного века, однако далеко не у всех была наполнена трагизмом, присущим произведениям А. А. Ахматовой. Теме Родины А.А. Ахматова посвятила более десятка произведений, каждое из которых отличается эмоциональностью и проникновенностью. Эти стихотворения увидели свет в годы революции и гражданской войны, которые потрясли Россию.

Впервые патриотическую тематику в своем творчестве А. А. Ахматова раскрыла в стихотворном сборнике “Белая стая”, написанном в 1917 году. Произведения, вошедшие в сборник, описывают положение в стране без политического подтекста. По мнению А. А. Ахматовой, революция стала настоящей катастрофой, которая привела Россию к возможной гибели.

Поэтесса в те годы, как и многие, задавалась вопросом, остаться на Родине или мигрировать за рубеж. Будучи патриоткой, А. А. Ахматова не решилась покинуть Россию. Об этом она размышляла в стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю…”, противопоставляя себя многочисленным мигрантам, спасающимся за рубежом. Но делает она это без осуждения и агрессии. Поэтесса испытывает лишь жалость к несчастным беглецам.

Стихотворение «Ты отступник…» опубликованное в 1921 году является автобиографичным. Оно посвящено Б. Анрепе, покинувшему Россию в годы гражданской войны. В строках произведения читается упрек. Лирическая героиня негативно относится к человеку, предавшему не только ее, но и родную страну.

В своих произведениях А. А. Ахматова стремилась связать себя с простым народом. Наиболее сильна эта связь в поэме “Реквием”, в которой несчастье лирической героини перекликается с трагедией тысяч обреченных людей. Каждая строка произведения наполнена болью и отчаянием.

С годами тема Родины в произведениях А. А. Ахматовой значительно видоизменяется и эволюционирует. Это связано с изменениями в душе поэтессы и ее восприятии окружающего мира. В юности своей родиной она считала Царское село, где провела детские годы, позже она прониклась Санкт-Петербургом, а в военные года она наконец ощутила себя частью огромного народа и прониклась любовью к необъятной России.

Она переживает за дальнейшую судьбу страны, но несмотря на все царившие в ней бедствия, ни капли не жалеет о том, что осталась на Родине. Более того, поэтесса не отреклась от страны даже после того, как ее муж и сын были репрессированы советской властью.

Сочинение Родина в лирике Ахматовой

Анна Ахматова, была всесторонней и всеми известной русской писательницей. Но достаточно много произведений она посвящает своей Родине. Безусловно, каждое стихотворение ее наполнено смыслом и пропитано особыми событиями душевными переживаниями.

На написание произведений патриотической тематики, ее сильно подтолкнула происходившая в начале XX веке, революция. Муж Анны был обычным и отважным военнослужащим, добровольцем на фронте. Во многих своих произведениях поэтесса задается, вопросом может, стоило, покинуть Россию и уехать далеко за границу или все же нет? Но, будучи патриоткой своей страны, она решает остаться на родине, так как особые нотки патриотизма перебороли и заставили ее остаться в своей стране.

В своем творчестве Анна Ахматова, не раз упоминает о тех, кто сбежал и покинул свою страну в тяжелый для нее период, не вдаваясь в подробности их такого решения, и неоднократно упоминает о тех, кто все же решил, остался, до конца защищая, свою родину. Она не в коем случае не обвиняет тех людей, и не пытается осуждать, ведь не имеет на это права, а испытывает лишь одно чувство жалости и призрения к эмигрантам. Поэтесса лишь проводит небольшое, но очень чувствительное сравнение между патриотами и покинувшими беженцами, что те, кто остался, сражаться, за родину душой и телом навсегда оставив, в своем сердце родину.

Одним единственным утешением для Ахматовой, является осознание, что когда-то будущие потомки, будут благодарными за их подвиги, и оценят их героизм по достоинству. Потому, что эти люди не продали и бросили свою страну, а положили неисчисляемое количество жизней на защиту своей родины. Она была довольно решительной и отважной женщиной, которая не боялась утратить свою жизнь в неспокойное время для своей страны.

Подводя итог непростому и интересному творчеству Анны Андреевны Ахматовой, можно сказать, она своими произведениями заставляет задуматься о происходившем времени и исторических событиях, и принимать свои решения в такое опасное и тяжелое время. Давая человеку свое право выбора, быть героем или сбежавшим по каким-то причинам эмигрантом недовольным своей страной предателем.

Вариант 4

В своих произведениях многие авторы описывают свою родину с самых разных сторон, как с хороших, так и не с очень, но всех их связывает одна вещь – желание помочь своей родине. Все они, через свои произведения, пытаются помочь своей стране своим творчеством, либо, вознося её, либо указывая на её недостатки, но не с целью оскорбить, а с целью сделать её лучше. Так или иначе, эти люди являются истинными патриотами, желающими своей родине только добра. Одной из таких людей и была Ахматова.

Писательница Ахматова чаще всего писала стихи и прозу, на различные темы. Во многих произведениях она благодарит свою страну за её богатую природу, в другом рассказывает о широте русской души, отождествляя её со своим идеалом.

Также во многих произведениях она размышляет о родине, обо всём том, что в ней происходит. Она описывает свою страну множеством прилагательных, стараясь передать её красоту читателю, используя различные литературные тропы, она делает свои произведения очень душевными и лирическими. Во многих произведениях она также описывает человеческие пороки, худшие черты характера человека, описывает всё то, о чём человеку хотелось бы молчать.

Рассказывая читателю, через различные приёмы поэзии, она превозносит свою страну как обитель человеческой мысли и благородства, из-за чего с ней имели место быть разногласия у других авторов. За её чрезмерный патриотизм её считали бездарным писателем, не способным писать ничего другого.

Но, несмотря на все упреки, она продолжает писать то, о чём думает и что у неё на душе, из-за чего вскоре получает уважение других автор, которые признают её литературный талант, и извиняются за свои слова в её адрес. Данный период жизни придаёт ей всё большей уверенности, из-за чего она очень сильно мотивируется на продолжение своей деятельности как автора, продолжая писать стихи на тему родины и патриотизма. Именно поэтому данный автор и заслуживает уважения. Она не побоялась делать то, что она хотела. Даже несмотря на гендерные предрассудки окружающих она смогла стать той, кем она являлась. Однако не всё так хорошо и солнечно в её жизни. Из-за своих причин она заканчивает свою жизнь самоубийством. Так Россия потеряла очень талантливую поэтессу, которая могла вытянуть патриотическое направление в поэзии на новый, ранее не виданный уровень. Это моё мнение, и я считаю, что приведенные аргументы имели вес.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема Родины в лирике Ахматовой

Популярные сегодня темы

  • Пейзаж в романе Евгений Онегин сочинение

Великий русские писатель Александр Сергеевич Пушкин был известен своей любовью к природе и родным пейзажам. С помощью своего умения ярко и красочно описывать окружающий мир, он сделал его не только фоном

Повесть Александра Ивановича Куприна ведется от лица ее главного героя Ивана Тимофеевича. В самом начале произведения мы понимаем, что он городской барин. Из этого следует вывод о его воспитании.

Как и полагается в эпилоге, здесь показаны судьбы основных героев романа. Также делаются некоторые выводы. Но нельзя сказать, что ставится точка в романе.

В этом мире ценности делятся на материальные и не материальные. К первым относятся различное имущество, финансы и подобное, а ко вторым: личные качества, социальное положение и другие различные феномены

Во времена Александра Сергеевича Пушкина, то есть в 19 веке, было принято проводить дуэли. Они могли быть разные, либо до первой крови, то есть лёгкого ранения, либо со смертельным исходом.

Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой — образ родной земли в стихах

Эпоха общественных потрясений

Анна Горенко родилась в семье потомственных дворян. Детство и юность она провела в Царском селе. Поэтесса гордилась тем, что смогла застать эпоху Пушкина и процветания дворянской культуры. Девушка знала несколько языков, получила прекрасное образование. Она была яркой представительницей старого дворянства. Анна Андреевна писала нежные лирические стихи о любви, преданности и дружбе. За ней закрепился статус поэтессы, пишущей для женщин.

В 1910 году Ахматова вышла замуж за поэта Николая Гумилева, а в 1912 г. у пары появился сын Лев. Казалось, что счастью Анны Андреевны ничто не сможет помешать. Но именно в этот период происходят трагические для России и поэтессы события. В 1914 г. начинается Первая мировая война. Николай Гумилев уходит в армию добровольцем, а Анна Андреевна остаётся одна с маленьким сыном. Политическая ситуация в России также усложняется. Дворянская строй, к которому принадлежала Ахматова, подвергается критике, а традиционные ценности общества рушатся.

В 1917 году происходит Февральская революция. Большинство друзей поэтессы эмигрировало в Европу и США. Тема Родины в лирике Ахматовой начинает занимать центральное место. В произведениях присутствуют мотивы тоски, разочарования, а также любви и нежности к родной земле. С 1920 года в жизни А. Горенко происходит череда трагических событий:

  • 1920 год — самоубийство Андрея Горенко, брата Ахматовой;
  • 1921 — арест и расстрел Н. Гумилева;
  • с 1923 г. стихотворения Ахматовой подвергаются жёсткой критике, новые произведения не печатаются;
  • 1938 — арест сына и его перевод в трудовой лагерь.

Несмотря на репрессии, Анна Андреевна отказывается покидать страну и осуждает «предателей», сбежавших за границу. По этой причине стихотворения Ахматовой стали символом культуры, которую не смогли уничтожить ни политические преследования, ни революция, ни жестокие войны.

Патриотическая тема

Образ родной земли является ключевым в поэзии Ахматовой с 1917 года до конца жизни. Теме любви к России посвящено несколько сборников стихов поэтессы и знаменитая поэма «Реквием».

Первые произведения о Родине

Сборник стихов «Белая стая» был опубликован в сентябре 1917 года. Критики отмечали, что произведения А. Горенко стали более сдержанными и философскими. Анна Андреевна писала не только о собственных переживаниях, но и о бедах всего русского народа. Первую мировую войну и революцию она называла «тучей над тёмной Россией». А. А. Ахматова предчувствовала грядущую политическую и социальную катастрофу. Атмосферу приближающейся беды она передаёт при помощи описания природных явлений:

  • «пахнет гарью, птицы не поют…»;
  • «дымилось тело вспаханных равнин…»;
  • «в жёстком свете скудного дня…»;
  • «ведь настали, тускло пламенея, дни последние весны…».
Читать еще:  О чем стих введенского воздушный шар

Название сборника стихотворений выбрано вовсе не случайно. Белый цвет в творчестве Ахматовой символизирует скорбь и печаль, а птицы — веру.

В сборнике присутствует множество обращений к Богу. Поэтесса считала, что религия способна помочь народу пережить все беды.

Сборник 1921 года

С 1917 по 1920 г. сочинения Ахматовой почти не публиковались. Только в 1921 году вышел сборник «Подорожник», включающий в себя 38 стихотворений. В нем вновь освещается тема Родины. В стихах Ахматовой поднимаются вопросы вынужденной эмиграции. Культурных деятелей, сбежавших из России, она называет «отступниками». К самым знаменитым стихотворениям сборника «Подорожник» можно отнести:

  1. «Ты — отступник: за остров зелёный».
  2. «Теперь прощай, столица».
  3. «Земная слава как дым».
  4. «Я слышу иволги всегда печальный голос».

О смысле названия сборника спорят многие литературные критики и историки. Одни полагают, что подорожник является символом запустения и гибели культурных традиций в государстве. Другие, напротив, видят в названии образ народного лекарства от многих болезней.

Для многих людей стихи Ахматовой в сложные времена были тем самым «лекарством» от душевных тревог и разочарований.

Поэма о трагедии народа

Лучше всего тема Родины у Ахматовой раскрывается в поэме «Реквием». Это произведение было написано в 1938—1940 гг. К этому времени Анна Андреевна пережила смерть бывшего мужа и арест единственного сына. Лев Гумилев несколько лет отбывал наказание в трудовом лагере, хотя был виновен только в том, что его родители не поддерживали советскую власть. А. Горенко безрезультатно боролась за освобождение сына.

В основу поэмы легла не только личная трагедия женщины, но и горе всех матерей в России. В «Реквиеме» раскрывается сразу несколько тем:

  • любовь к стране;
  • материнская скорбь;
  • протест политическому режиму в России;
  • народная память.

Ахматова призывает читателей не забывать о жертвах политических репрессий. Только вспоминая об этих несправедливых событиях, можно не допустить повторения страшной трагедии.

Анна Андреевна писала про Россию не так, как другие поэты. Она никогда не критиковала власть в жёсткой форме, но и не пыталась ей угодить. До конца жизни поэтесса осталась верна своему литературному стилю, образу жизни и любви к Родине.

Судьба России и судьба поэта в лирике А. Ахматовой

Урок 41. Русская литература 11 класс. ФГОС. 1 часть

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Судьба России и судьба поэта в лирике А. Ахматовой»

Сегодня на уроке мы:

· Поговорим о поэзии и любви к Родине.

· Познакомимся с патриотической лирикой Анны Ахматовой.

· Увидим, как раскрывается тема судьбы Родины и судьбы поэта в творчестве Ахматовой.

Тема Родины – одна из важнейших тем в творчестве любого поэта. В творчестве Анны Ахматовой впервые она зазвучала в 1917 году в стихотворении «Мне голос был». Это стихотворение вошло в сборник «Белая стая», который подводит своеобразный итог раннему творчеству поэтессы.

Стихотворение написано в то тяжёлое время, когда страна была истерзана войнами и революционными потрясениями. Из разорённой страны, которая стремительно превращалась в какое-то совершенно новое, незнакомое государство, так непохожее на прошлую дворянскую Россию, уезжали многие.

Анна Ахматова в своём стихотворении говорит от лица той части русской интеллигенции, которая не смогла оставить Родину в годы испытаний. Потому что не мыслила себя в отрыве от родной земли. Для Анны Ахматовой быть поэтом – значит жить одной судьбой со своей Родиной, какой бы горькой ни была эта судьба.

В стихотворении «Мне голос был» поэтесса выразила свои переживания в тот момент, когда жизнь поставила её перед тяжелейшим выбором – эмигрировать или остаться в России, приняв её судьбу.

Композиционно стихотворение делится на две части. В первых двух строфах неведомый голос уговаривает лирическую героиню навсегда оставить родные места.

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

В этих строфах звучит мотив дьявольского искушения, который создаётся неторопливостью темпа стихотворения, употреблением повторов, вкрадчивыми призывами. «Утешный» голос обещает не только спасение от страшного будущего. Он предлагает забвение, отказ от страшного прошлого:

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

«Чёрный стыд» и боль предавшего родину легко исчезнет в беззаботной и комфортной жизни.

Но в третьей строфе лирическая героиня делает свой выбор, решительно отвергая сладкий соблазн. Для неё жизнь без Родины немыслима, какой бы трагичной эта жизнь ни была.

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернялся скорбный дух.

Словосочетание «скорбный дух» заключает в себе предчувствие горьких бед, которые ждут поэтессу, решительно связавшую свою судьбу с судьбой Родины.

В поздней лирике Анна Ахматова уже не предчувствует будущее, а вспоминает и анализирует прошлое.

«Родная земля» – именно такое стихотворение-размышление. Создано оно в 1961 году, на закате жизни поэтессы. В это время Анна Ахматова находилась в больнице, страдая от обострившейся болезни сердца.

Интересно то, что к этому стихотворению есть эпиграф. Звучит он так:

И в мире нет людей бесслёзней,

Надменнее и проще нас.

Эти строки поэтесса взяла из своего стихотворения, написанного в 1922 году, когда представители интеллигенции массово покидали Россию. А начиналось это стихотворение так:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Мы видим, что уже в эпиграфе звучит мотив неразрывной связи человека с его родиной. Покидая родную землю, человек теряет право называть её своей. Поэтесса осуждает излишний пафос и лживый патриотизм тех, кто предпочёл уехать из России и любить Родину издалека. Именно к ним обращены слова «о ней стихи навзрыд не сочиняем». Истинные патриоты не кричат на весь мир о своей любви к ней. Они без всякой патетики и героизма жертвуют своим благополучием, а зачастую и жизнью, потому что чувствуют себя частью родины, неотделимой от неё.

В стихотворении «Родная земля» образ Родины воплощается в образе плодородной земли, рождающей и вскармливающей всё живое. Но образ этот не фольклорный, не сказочный, не возвышенный. Наоборот, нарочито сниженный.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чём не замешанный прах.

Но ложимся в неё и становимся ею,

Оттого и зовём так свободно – своею.

Обратите внимание, насколько ясно и просто написано стихотворение «Родная земля». Без сложных метафор, вычурных эпитетов и синтаксических изысков. Такая лаконичность сама по себе является средством художественной выразительности и отчётливо передаёт основную мысль стихотворения.

Благородная простота, хрустальная ясность стиха, обращение к пушкинской поэтике – характерные черты поздней лирики Анны Ахматовой. Одним из прекраснейших стихотворений, созданных поэтессой в последние годы жизни, называют «Приморский сонет».

Тема стихотворения «Приморский сонет» – смерть. А точнее, прощание с жизнью и готовность покинуть земной мир. Это звучит страшно, но «Приморский сонет» — очень светлое, умиротворённое стихотворение. Потому что смерть здесь не называется прямо и не представляется трагическим явлением. В «Приморском сонете» смерть всего лишь неотъемлемая часть бытия, шаг в Вечность.

Здесь все меня переживёт,

Всё, даже ветхие скворешни

И этот воздух, воздух вешний,

Морской свершивший перелёт.

Первое четверостишие отсылает читателя к стихотворению Александра Сергеевича Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

Гляжу ль на дуб уединённый,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Как мы видим, совпадает и неторопливый темп, и умиротворённое, элегическое настроение, темы скоротечности жизни и спокойного принятия неизбежной смерти. В стихотворении Ахматовой лирическая героиня находится в призрачном, сумеречном мире, на грани между жизнью и смертью. Но этот пограничный мир прекрасен: цветущие черешни, залитые светом «лёгкого» месяца, изумрудные чащи. И путь в вечность, «дорога не скажу куда» – светлая дорога.

Лирическая героиня устремлена в вечность. Обратите внимание, что первое четверостишие сонета начинается со слова «здесь», а последнее – со слова «там».

Там средь стволов ещё светлее,

И все похоже на аллею

У царскосельского пруда.

В финале стихотворения появляется образ Царского Села. А мы знаем, что для поэтессы Царское Село не просто место, где прошло её детство и юность. Прежде всего это пушкинские места. Устремляясь в вечность, лирическая героиня словно возвращается в прошлое. К себе, к беззаботному детству, прекрасной юности и волшебству пушкинской поэзии, замыкая круг жизни.

Литературоведы говорят, что в гражданской лирике и теме поэта и поэзии Анна Ахматова следует традициям лирики Александра Сергеевича Пушкина. Действительно ли это так? Давайте разбираться.

Первое, на что мы обратим внимание, это восприятие поэтического дара. Для Анны Ахматовой быть поэтом одновременно и великий дар, и великое испытание. Быть поэтом значит быть отмеченным Божьим благословением. Но вместе с тем поэт несёт и тяжкий крест испытаний. Путь русского поэта всегда трагичен. Также как и у Пушкина, у Ахматовой поэт – это пророк. Эта мысль подтверждается и библейскими мотивами в творчестве Ахматовой, постоянным упоминанием христианских обрядов и праздников.

Ещё одной пушкинской чертой в лирике Ахматовой можно назвать гармоничное слияние национальных русских черт с мировой художественной культурой. Помимо религиозной христианской символики и сказаний, поэтесса использует мотивы и образы античного искусства, отсылки к европейской художественной культуре.

И конечно же стремление к простоте, ясности и изящной лаконичности стиха, сочетание высокого и повседневно-бытового тоже дань уважения мастерству великого поэта.

В стихотворении «Мне ни к чему одические рати…» отразилась не только искренняя любовь поэтессы к родине, но и мысль о том, что истинная любовь, как и истинное искусство, не нуждается в громких словах и далека от пафоса. Это одно из самых известных стихотворений Анны Ахматовой. Его очень часто цитируют, рассуждая о природе поэзии.

Стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» – одно из девяти стихотворений цикла «Тайны ремесла». Создано оно в 1940 году и почти сразу же появилось на страницах журнала «Звезда».

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.

Стихотворение бессюжетное. Оно представляет собой рассуждения лирического героя поэта о поэзии. В стихотворении утверждается отказ от пафоса. Истинная поэзия рождается в повседневности.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Настоящий поэт должен видеть красоту привычных, обыденных явлений. Именно тогда создаётся настоящая поэзия, а не оторванный от жизни искусственный эстетизм.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Анна Ахматова отрицает мысль о том, что поэту необходима какая-то высокая цель или идея, требующая служения. Жизнь поэтична сама по себе во всех своих проявлениях, в любой непритязательной мелочи. И талант поэта заключается в том, чтобы увидеть и выразить это.

Как поэт Анна Ахматова проделала огромный путь. Трагическая женская судьба лирической героини её творчества всё больше и больше становилась общей судьбой всех российских женщин, на долю которых выпало жить в тяжелейший период русской истории. И всё сильнее в ахматовской лирике раскрывалась тема неразрывной связи судеб поэта и его Родины.

Ещё в 1916 году Осип Эмильевич Мандельштам увидел эти перемены в лирике Анны Ахматовой, написав в одной из статей: «Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время её поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

Читать еще:  Какие стихи писал салават юлаев

Вопрос 133 «Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой

План: 1. Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая» (Стихотворения «Пахнет гарью», «Молитва», «Майский снег». 2. Сборник «Подорожник» («Ты — отступник. «, «Мне голос был. Он звал утешно. «). 3. Гражданский девиз поэтессы прозвучал в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» 4. Своего апогея гражданственность ахматовской лирики достигает в поэме «Реквием». 5. Цикл «Ветер войны» («Клятва», «Мужество», «Вражбе знамя»). 6. Стихотворение «Родная земля». 7. Выводы.

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 133 «Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой»

Вопрос № 133. Тема Родины в лирике А. А. Ахматовой

Анна Ахматова вошла в русскую литературу, прежде всего, как певец любви. Стихотворения первых сборников Ахматовой — «Вечера» и «Чёток» — написаны в основном на любовную тему. В этих сборниках нет стихов о Родине.

Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая» (1917). В него вошли стихотворения, написанные в 1912-1916 годах, в период первой мировой войны. В это время многое меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматова болеет туберкулезом. Перелом в жизни Ахматовой и в жизни страны приводит к существенным изменениям в творчестве поэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему.

Лирика поэтессы, жившей в период тяжелейших общественных потрясений, неизбежно обрела высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны в ее творчестве звучат мотивы самопожертвования и любви к Родине. Она ощущает себя частью поколения, и судьба Рос­сии становится центром ее скорби в стихотворении «Пахнет гарью…» (1914):

Только нашей земли не разделит

На потеху себе супостат:

Богородица белый расстелет

Над скорбями великими плат.

О том, насколько близко и глубоко воспринимает события, происходящие в России, о силе ее любви к своей стране и самопожертвовании ярче всего говорят строки стихотворения «Молитва» (1915). А между тем началась война, и сердце резал «вдовий плач по деревне». Истерзанной, унижаемой матерью виделась ее Родина. Лирическая героиня готова вынести любые испытания, лишь бы «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

Так молюсь за моей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную трагедию. В стихотворении «Майский снег» (1916) она пишет:

И ранней смерти так ужасен вид,

что не могу на Божий мир глядеть я.

Следующий сборник «Подорожник» (1921). Он создается в трагические для России годы. Все исторические события: война и революция — осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и воспевали ее, либо уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь. Стихотворения «Петроград», «Не с теми я, кто. », «Мне голос был. » далеки от принятия революции, но они также далеки от политической ненависти.

Особенность сборника заключается в том, что гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного и жизненного выбора. Стихотворение «Ты – отступник. » (1917) адресовано конкретному человеку, в основе – конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой. Оно связано с эмиграцией Бориса Анрепа. В стихотворении звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну. Судьба героини стихотворения сливается с судьбой России. Примечательно, что для Ахматовой теперь Россия связана с народными традициями, православием:

Ты — отступник: за остров зеленый

Отдал, отдал родную страну,

Наши песни, и наши иконы,

И над озером тихим сосну.

Свою позицию истинной патриотки Анна Андреевна ярко выражает в стихотворении «Мне голос был. Он зван утешно…» (1917). В 20-е гг. Ахматова стоит перед выбором: уезжать или остаться в России. Эту эпоху поэт воспринимает как трагическое время потерь: критика называет ее «салонной барынькой», многие друзья уехали, расстрелян Н. С. Гуми­лев, ее бывший муж, страна переживает нацио­нальный раскол. Голос Ахматовой налился си­лой, мужеством. Своё предназначение она ви­дит в том, чтобы до конца разделить судьбу Ро­дины:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда».

. Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Несмотря ни на что Ахматова даже не ставила перед собой какого-либо выбора. Бросить окровавленную Россию, сбежать пусть даже с «грешной», но родной земли для этой женщины просто неприемлемо и никак не иначе. Лирическая героиня стихотворения сознает, что жить в «краю глухом и грешном» и быть чистой нельзя, но и свою греховность принима­ет как возмездие всей стране, как стыд за то, что творят потомки Пушкина. Форма стихотворения строгая, приподнятая, библейская. В нём страстно прозвучал голос той интеллигенции, которая сделала главный выбор: осталась вместе со своим народом.

Гражданский девиз поэтессы прозвучал в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» (1922). Прибегая к приему антитезы, автор противопоставляет эмигрантов и патриотов, не оставивших родную землю в кровавый час.

В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех, кто уехал, в двух последних — о тех, кто остался. Бросившие землю у Ахматовой вызывают жалость, а не презрение и пренебрежение. Однако Ахматова нисколько не обвиняет «беглецов». «Изгнанник» в ее глазах «вечно жалок», «дорога странника темна», и «полынью пахнет хлеб чужой». Действительно, многие эмигрировавшие чрезвычайно болезненно ощущали свой разрыв с Родиной, тоем более некоторым из них судьба не оставила иного выбора, как пойти по этой «темной дороге» эмиграции.

Участь же оставшихся, по мнению поэтессы, куда выше и достойнее. Оставшиеся в России воспринимают свою трагическую судьбу «бесслезно», «надменно» и «просто».

Своего апогея гражданственность ахматовской лирики достигает в поэме «Реквием». Репрессии 30-х годов коснулись многих друзей и единомышленников, разрушили семью поэтессы. Отчаянием и болью пронизаны строки поэмы:

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне…

Жилось трудно, но «лохмотья сиротства» носила « как брачные ризы». Голос глох в барабанном бое, под скрежетом сталинских репрессий

Звезды смерти стояли над нами,

и безвинная корчилась Русь.

Под кровавыми сапогами

и под шинами черных марусь.

Голос ее в то время сливается с голосами тысяч вдов репрессированных. Здесь образ лирической героини приобретает обобщенный характер. В поэме речь идет не только о личной судьбе Ахматовой, она проникнута всеобщим ощущением безнадежной тоски и глубоким горем.

Таким образом, великая поэтесса, разделившая судьбу многих жен и матерей, сделала памятник народному бедствию. Она гордится, что как истинный поэт.

Я была тогда с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью был.

Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме «Реквием», посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини — арест сына. Но голос автора сливается с голосом тысяч российских
женщин — сестер, жен, вдов репрессированных — это второй план рассмотрения личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг». Ахматова обращается к кровавым страницам истории России со времен стрелецкого бунта. План повествования соотносится с историей России.
Евангельский сюжет «Распятие» расширяет рамки «Реквиема» до общечеловеческого масштаба.
«Реквием» — это не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой. «Реквием» — это истинно народное произведение и по форме (Ахматова использует фольклорные элементы), и по содержанию: в нем говорится о трагедии и скорби всего русского народа.
В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сражающейся России. Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл «Ветер войны» входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат. Характерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение «мы». Стихотворения, посвященные войне, свидетельствуют о торжестве народного начала. Ахматова чувствует, что вся страна — это и Родина. В своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу. Особенность лирической героини в стихотворении «Клятва» (1941) – осознание и приятие судьбы (но не фатализм, а готовность вытерпеть). В знаменитой «Клятве» от имени всех она произносит:

И та, что сегодня прощается с милым, —

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилой,

Что нас покориться никто не заставит.

Говоря о патриотической лирике Анны Андреевны, нельзя не упомянуть о стихотворении «Мужество» (1942), написанном уже в годы Великой Отечественной войны, в Ташкенте, куда истощенную поэтессу, несмотря на ее сопротивление, после долгих настойчивых уговоров эвакуировали из блокадного Ленинграда. Гонимая властью, Ахматова под­нялась над обидами. Ее мужественный голос звучит на всю Россию. Негасимой верой в светлое будущее русского народа проникнуты его строки:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне,

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

В стихотворении «Мужество» главенствует широкое «мы», сочетается патетика, горечь, тоска и про­стая человеческая ласка. «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»,— заверяла Ахматова от лица России.

В те годы, когда был искажен лик Родины, когда для одних она была – страх и страдание, а для других – боль разлуки, поэзия Ахматовой становилась образом настоящей России. Это голос не о Родине, это голос самой страны. В годы Великой Отечественной войны под вой сирен звучали ее слова:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

В замечательном стихотворении «Мужество» она утверждает, что главной ценностью нации был и есть великий русский язык, русская речь, русское слово:

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Строки ее стихотворения «Вражье знамя» (1941), рожденные горячим сердцем, отпечатывали как плакат и расклеивали на улице.

Вражье знамя растает, как дым,

Правда за нами, мы победим.

Стихотворение «Родная земля» (1961) звучит заключительным аккордом в теме Родины. Так трогательно и глубоко еще не было сказано о Родине в ахматовской поэзии:

. Но ложимся в нее и становимся ею,

оттого и зовем так свободно – своею.

В нем представлены разные значения слова «земля». Это и грунт («грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и нравственная почва, и первоматерия («ложимся в нее и становимся ею»). В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится.

Патриотическое чувство поэтессы настолько могуче, что она просто не смогла бы писать на чужбине. Ей необходимо было чувствовать «родную землю» под ногами, дышать воздухом Родины. Именно поэтому она полностью разделила судьбу Отчизны со своим народом.

Вывод: Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины менялось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ахматова сливается с русским народом, ощущает себя его частью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахматова приходит к осознанию Родины как просто русской земли. В течение всей своей жизни Ахматова не перестает переживать, страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит – с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине. «Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

1966 год. Ее не стало. Но звучит над ее любимой Родиной:
Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего мира.
Напрасных крыл напрасны трепетанья,
Ведь все равно я с вами до конца.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector