Какие стихи писал онегин
А.С.Пушкин
Евгений Онегин.
- Биография
- Творчество
- Галерея
- Карта сайта
Евгений Онегин
«Евгений Онегин» (1823—1831) — роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, одно из самых значительных произведений русской словесности.
История создания
Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.
Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения. После этого была написана десятая глава романа, являющаяся зашифрованной хроникой из жизни будущих декабристов.
Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа — любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания, и время действия романа примерно совпадают. Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа. Роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох. Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:
«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.
Сюжет
Роман начинается брюзгливой речью молодого дворянина Евгения Онегина, посвящённой болезни его дядюшки, вынудившей его покинуть Петербург и отправиться к одру больного в надежде стать наследником умирающего. Само повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника.
Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в семье типичного дворянина своего времени —
Сын такого отца получил типичное же воспитание — сначала гувернантка Madame, затем гувернёр-француз, не утруждавший своего воспитанника обилием наук. Здесь Пушкин подчеркивает, что воспитанием Евгения с детства занимались чужие для него люди, к тому же иностранцы.
Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими забавами, но теперь ему предстоит скука в деревне. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, и вскоре им действительно овладевает хандра.
Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблен в Ольгу Ларину, дочь помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать.
На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.
Через два года он появляется в Петербурге и встречает Татьяну. Она важная дама, жена князя. Онегин воспылал к ней любовью, но на этот раз был отвергнут уже он, несмотря на то, что Татьяна так же любит его, но хочет остаться верной мужу.
Сюжетные линии
- Онегин и Татьяна:
- Знакомство с Татьяной
- Разговор с няней
- Письмо Татьяны к Онегину
- Объяснение в саду
- Сон Татьяны. Именины
- Посещение дома Онегина
- Отъезд в Москву
- Встреча на балу в Петербурге через 2 года
- Письмо к Татьяне (объяснение)
- Вечер у Татьяны
- Онегин и Ленский:
- Знакомство в деревне
- Разговор после вечера у Лариных
- Визит Ленского к Онегину
- Именины Татьяны
- Дуэль (Смерть Ленского)
Действующие лица
- Евгений Онегин — прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным.
- Татьяна Ларина — прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины. Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини, созревшей и преображённой Татьяны, выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Керениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, роман Толстого «Анна Каренина» является продолжением романа «Евгений Онегин».
- Ольга Ларина, её сестра — обобщённый oбраз типичной героини популярного романа; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания.
- Владимир Ленский — сам Пушкин или скореe его идеализированный образ.
- няня Татьяны — вероятный прототип — Яковлева Арина Родионовна, няня Пушкина
- Зарецкий, дуэлянт — в числе прототипов называли Фёдора Толстого-Американца
- Не названный в романе муж Татьяны Лариной, «важный генерал», генерал Керн, муж Анны Керн.
- Автор произведения — сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе, водит дружбу с Онегиным, в своих лирических отступлениях делится с читателем своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию.
В романе упоминается также отец — Дмитрий Ларин — и мать Татьяны и Ольги; «княжна Алина» — московская кузина матери Татьяны Лариной; дядя Онегина; ряд комичных образов провинциальных помещиков (Гвоздин, Флянов, «Скотинины, чета седая», «толстый Пустяков» и проч.); петербургский и московский свет.
Образы провинциальных помещиков в основном имеют литературное происхождение. Так, образ Скотининых отсылает к комедии Фонвизина «Недоросль», Буянов — герой поэмы «Опасный сосед» (1810—1811) В. Л. Пушкина. «Среди гостей ещё намечались „Кирин важный“, „Лазоркина — вдова-вострушка“, „толстого Пустякова“ заменял „толстый Тумаков“, Пустяков был назван „тощим“, Петушков был „отставным канцеляристом“».
Поэтические особенности
Роман написан особой «онегинской строфой». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырёхстопного ямба.
Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую — попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Краткое содержание и анализ
«Энциклопедией русской жизни» назвал произведение Пушкина «Евгений Онегин» известный литературный критик XIX века Виссарион Белинский. Александр Сергеевич отмечал, что, несмотря на то, что «Евгений Онегин» — стихотворное произведение, в нём отражена «жизнь во всей её прозаической действительности». Пушкин назвал своё творение «романом в стихах».
Название: | Евгений Онегин |
Автор: | Пушкин А. С. 1799-1837 |
Год написания: | 1823-1830 |
Год издания: | 1833 (полное издание), 1825 — 1832 (по главам) |
Жанр: | роман в стихах |
Направление: | реализм |
Место и время действия
Время действия сопоставимо со временем написания романа, то есть первой половиной 1820-х гг. Это было переломное, непростое время в судьбе России — конец эпохи Александра I и начало царствования Николая. «Легкий флёр свободы», порожденный первыми годами царствования Александра I, сочетался с сохранением крепостнических порядков.
Александр I Павлович — российский император. Годы правления: 1801–1825. Ранний период правления отмечался курсом на реформирование общественного и политического строя, который, однако, не был осуществлен. Об этом времени Пушкин писал «Дней Александровых прекрасное начало».
После войны 1812 года политика Александра I отличалась консервативностью. Переход власти от Александра к его младшему брату Николаю был ознаменован восстанием декабристов, произошедшем на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 года.
Пушкин, как известно, симпатизировал декабристам, но участником движения не являлся.
Действие романа разворачиваются в трех локациях: «в деревне», где находятся поместья главных героев (Онегина, Ленского, семьи Лариных) и в двух главных российских городах — Санкт-Петербурге и Москве. Образы и атмосфера обеих столиц представлены в романе через призму авторских рассуждений. Эти города сыграли важную роль в жизни автора, и он выражает своё отношение и привязанность к ним.
Очень краткий пересказ
Молодой дворянин из Санкт-Петербурга, завсегдатай столичной светской жизни Евгений Онегин после кончины дяди переезжает в деревню, получив наследство. Здесь он знакомится с Владимиром Ленским, поэтом и романтиком.
Очень разные по характеру и взглядам на жизнь молодые люди сумели сдружиться. Ленский рассказывает Онегину о своей возлюбленной Ольге Лариной, младшей дочери соседей-помещиков. Онегин, заинтересовавшись предметом воздыхания друга, напрашивается в гости к Лариным, где знакомится с обеими дочерями.
Старшая дочь Лариных Татьяна влюбляется в Евгения и пишет ему пылкое письмо-признание. Двадцатишестилетний Онегин, уставший от любовных приключений и не желающий себя связывать узами брака, даёт отповедь девушке.
Близится свадьба Ленского и Ольги, ей предшествует ещё одно торжество в доме Лариных — именины Татьяны. Семья приглашает Ленского и Онегина. Владимир передает приглашение другу и говорит, что отказ не принимается.
Татьяна, увидев появление любимого в доме, близка к обмороку. Евгений давно не мог терпеть «девичьих обмороков, слёз», он злится на приятеля, из-за которого оказался здесь. Раздосадованный герой «поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить». С этой целью Онегин оказывает знаки внимания Ольге, приглашает её на танец. Ленский возмущён, уязвлён ревностью и вызывает друга на дуэль. Онегин принимает вызов.
Ревность Ленского остывает, друзья могли бы закончить дело миром, но сила обычая, порядки и желание пылкого поэта «усмирить» обольстителя оказываются сильнее. Они сходятся на дуэли. Евгений стреляет — и Ленский падает замертво.
Убив друга, Евгений покидает деревню. Ольга недолго горевала и вышла замуж. Татьяна продолжает думать об Евгении, посещает его опустевшего поместья. «Она должна в нём ненавидеть убийцу брата своего», но справиться со своими чувствами девушка не может, она отказывает всем женихам. В конце концов семья Лариных уезжает в Москву, на ярмарку невест.
Прошло больше двух лет. Онегин возвратился из путешествия, и «как Чацкий, с корабля на бал» попал на светский раут в столице. Здесь он в числе гостей видит генерала с супругой. В светской даме Евгений узнает ту самую Татьяну и понимает, что любит её. Теперь Онегин ищет встречи с женщиной, пишет ей письмо с признанием, но не получает ответа. Она холодна с ним.
В сердце Татьяны живы чувства к Евгению, но она отвергает Онегина, верность в браке для неё священна. Евгений понимает, что когда-то упустил своё счастье, но теперь ничего изменить нельзя.
Характеристика героев
На страницах романа «Евгений Онегин» Пушкин представил целую вереницу ярких, живых и многогранных образов. Герои «энциклопедии русской жизни» наряду с индивидуальными особенностями несут в себе типичные черты представителей и поместных дворян, и великосветского общества. Наиболее ярко реалии русской жизни первой половины 19 века отражены в судьбах главных героев романа — Татьяне и Онегине.
Евгений Онегин
Евгений Онегин в начале романа — молодой повеса, баловень судьбы, так как был наследником всех своих родных. Образование он получил самое поверхностное, в традиции своего времени (француз-гувернер, некоторое знакомство с латынью, знания по истории на уровне анекдотов «от Ромула до наших дней»). Евгений увлекался экономической теорией Адама Смита и мог судить, «чем государство богатеет».
Но с юных лет герой более всего преуспел в «науке страсти нежной». Юность Евгения — это череда романов, интриги, балы, театры и прочие развлечения. Он франт, «как денди лондонский, одет», «мод воспитанник примерный». Жизнь его, внешне блестящая, внутренне пуста.
Онегин, тем не менее, — натура недюжинная. Автор отмечает «неподражательную странность и резкий охлажденный ум» героя, такой человек не мог не разочароваться в бессодержательности светской жизни. Беда Онегина в воспитании: он не знал обязанностей, ответственности, не приучен работать, и потому «труд упорный ему был тошен».
Героем овладевает хандра как расплата за годы, прожитые без настоящего дела, без глубокого чувства. Спасение от тоски Евгений надеется найти в деревне, где умирающий дядя оставляет ему очередное наследство.
И в сельской глуши хандра не оставляет его, но здесь через Ленского состоялось его знакомство с Лариными.
Полученное от Татьяны Лариной письмо затрагивает какие-то струны в его охлажденной душе, но Онегин недооценил глубокую натуру, ум этой девушки, ее огромный потенциал для развития. Любовь такой девушки могла быть благотворной для души Евгения, но он отверг ее чувство, мотивируя свой отказ нежеланием огранивать себя домашним кругом. Представления о банальном браке были для него непереносимы. По-своему герой был благороден в этой ситуации, не воспользовавшись доверчивостью Татьяны.
Безответственность героя приводит к трагедии, гибель юного Ленского лежит на его совести. Как старший, он мог предотвратить дуэль. Ведь Онегин сознаёт, что был неправ и не хочет поединка, но подчиняется светской автоматике, становится «мячиком предрассуждений», принимает вызов — и переживает потрясение от смерти товарища. Что-то изменилось в нем под влиянием трагического события, годы скитаний, вероятно, тоже дали новую пищу уму и душе.
Новая встреча с Татьяной ошеломительна для Онегина. Он покорен «равнодушной княгиней».Евгений вдруг, «на повороте лет», оказывается способным к всепоглощающей любви, к юношескому безумству, к любовным письмам. Этого язвительного скептика, холодного, разочарованного человека любовь уязвила до того, что он был близок к кончине. Получив, в свою очередь, отповедь Татьяны, Евгений остается без надежды на счастье.
Евгений Онегин — герой, оказавшийся «вне общества», разочарованный в жизни. В лице Онегина Пушкин представил образ «лишнего человека», популярный для того времени типаж, ставший «сквозным» в русской литературе XIX в.
Впрочем, можно предполагать, что перемены, произошедшие в Онегине под влиянием сильного и глубокого чувства к Татьяне, непременно скажутся на дальнейшей его судьбе.
«Евгений Онегин» (А. Пушкин)
Цитата: «Я к вам пишу — чего же боле. ».
История создания
В 1823 г. во время южной ссылки Пушкин пришёл к тому, что романтизм уже не удовлетворяет его требованиям. Он задумал написать масштабный реалистический роман в стихах. Так родился замысел романа «Евгений Онегин».
Публиковался «Евгений Онегин» отдельными главами, и каждая из них становилась значительным событием в русской литературной жизни.
Автор ставил перед собой целью создание романа как «собранья пёстрых глав»: каждая глава этого романа имела вполне завершённый вид и вполне могла стать финальной. В то же время «Евгений Онегин» стал для того времени полноценной «энциклопедией русской жизни» (В. Г. Белинский): в нём отразилось всё — что люди ели, о чём говорили, куда ездили, что носили, какими идеями и ценностями дорожили. Вся русская жизнь отражена кратко и ненавязчиво, она будто бы лишь служит фоном любовной истории Онегина и Татьяны.
Проблематика:
- проблема счастья и долга (Татьяна — Евгений);
- истинные и мнимые ценности;
- личность и общество (Евгений);
- поиск смысла жизни.
Смысл названия: название романа в стихах по имени главного героя позволило автору уйти от подсказок и интерпретаций и дать возможность читателю расставлять акценты и смысловые приоритеты самостоятельно.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: роман в стихах.
В романе «Евгений Онегин» Пушкин применил особый вид строфы (три четверостишия и два двустишия), который впоследствии получил название «онегинская строфа».
Жанровые особенности: в «Евгении Онегине» присутствуют элементы и эпоса, и лирики. Если чертами эпоса в этом романе являются значительный объём, разветвлённый сюжет, подробное описание фактов жизни, то лирическое начало в «Евгении Онегине» представлено описанием чувств и переживаний главного героя, а также лирическим героем-автором, ведущим с читателем постоянный диалог — то грустный, то лукавый.
Время и место действия: действие происходит в 1820-е годы в Петербурге, в деревне, в Москве и снова в Петербурге.
Действующие лица
- Евгений Онегин — молодой человек 24 лет, дворянин.
- Татьяна Ларина — романтическая девушка, впоследствии — светская львица и верная жена.
- Ольга Ларина, её сестра — хорошенькая, но пустая девушка. На год младше Татьяны.
- Владимир Ленский — юный романтик и поэт, влюблённый в Ольгу Ларину.
- Няня Татьяны — верная подруга девушки.
- Зарецкий — секундант на дуэли Онегина и Ленского.
- Муж Татьяны Лариной — «важный генерал».
- Автор — лирический герой (сам Пушкин), комментирующий всё происходящее либо отвлекающийся от него.
- Дмитрий и Прасковья Ларины — родители Татьяны и Ольги.
- Княжна Алина — двоюродная сестра Прасковьи Лариной, живущая в Москве.
- Провинциальные помещики.
Краткое содержание
Глава 1
Молодой дворянин Евгений Онегин едет из Петербурга в деревню к заболевшему дяде.
В первой главе автор иронично описывает главного героя. Евгений умел рассуждать обо всём, ни во что не погружаясь слишком глубоко, умел к месту промолчать и пошутить, модно одевался и пользовался успехом у женщин. Обычный день Евгения таков: позднее пробуждение, прогулка, ресторан, театр, бал — и возвращение домой под утро. При этом от светского общества Евгений порядком устал. Молодой человек хотел посвятить себя литературе, но «труд упорный ему был тошен».
Автор-повествователь сообщает, что познакомился с Евгением именно в это время и планировал отправиться с ним в путешествие, но тут скончался отец Евгения, оставив после себя только долги. Тот самый дядя, который «не в шутку занемог», планировал оставить Евгению наследство. И, приехав в деревню, молодой человек узнаёт, что дядя скончался, а он получил в своё распоряжение всё дядино состояние.
Глава 2
Евгений решает пожить в деревне. Он упрощает жизнь крестьянам, заменяя барщину лёгким оброком, и не общается с соседями вовсе. Но тут в деревню прибывает молодой Владимир Ленский — романтик и поэт. Евгений и Владимир подружились, несмотря на то что были полными противоположностями («Волна и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь различны меж собой»).
Ленский — жених Ольги Лариной. Повествователь описывает Ольгу (мила, но банальна) и её старшую сестру Татьяну (не такая красивая, застенчивая, «в семье своей родной / Казалась девочкой чужой»).
Глава 3
Владимир Ленский часто бывает у Лариных, и у Евгения также появляется интерес к этому семейству. Татьяна привлекает внимание Евгения. Семейство Лариных всерьёз надеется, что и для старшей дочери нашёлся жених.
Татьяна влюбляется в Евгения. Она берёт пример с героинь её любимых романов: пишет письмо, в котором объясняется в любви, и передаёт Евгению с няней.
Два дня Татьяна ожидает ответа, но Евгений не появляется. Увидев подъезжающего Онегина, Татьяна пугается и скрывается в саду.
Глава 4
Онегин растроган письмом Татьяны. Он понимает, что девушка в своём признании была искренней и смелой. Обманывать её он не может.
Онегин объясняется с Татьяной: говорит, что любит её, как брат; что девушка ещё встретит другую любовь; делает замечание: «Учитесь властвовать собою; / Не всякий вас, как я, поймёт; / К беде неопытность ведёт».
Приближается осень. Ленский передаёт Онегину приглашение на именины Татьяны. Владимир счастлив: через две недели после этих именин он женится на Ольге.
Глава 5
В деревне зима. В святочный вечер Татьяна, по обычаю, гадает: прячет под подушку зеркало и ложится спать, чтобы увидеть вещий сон. Ей снится, что она переходит ручей по шатким мосткам.
Девушке страшно. Внезапно из сугроба вылезает медведь, подаёт ей лапу, и Татьяна опирается на медведя. Зверь поднимает девушку и вносит в шалаш. Шалаш полон чудовищ. Среди них — Онегин. Чудовища нападают на Татьяну, Евгений защищает её. Входят Ленский и Ольга, и Евгений убивает Ленского. Татьяна просыпается в ужасе.
Именины Татьяны. Онегин и Ленский — гости. Татьяна крайне смущена, что раздражает Евгения. В отместку он всё время приглашает танцевать Ольгу. Ленский в бешенстве уезжает.
Глава 6
Онегин возвращается домой, а наутро Зарецкий, его сосед, приносит Евгению записку от Ленского, в которой Владимир вызывает Онегина на дуэль. Евгений сожалеет о своём поведении, но от дуэли отказываться не принято.
Ленский перед дуэлью едет навестить Ольгу. Девушка ведёт себя как ни в чём не бывало. Дома Ленский проверяет дуэльные пистолеты, собирается почитать Шиллера, но бросает и всю ночь пишет стихи о любви.
Дуэль. Первым приезжает Ленский, Онегин опаздывает. Договариваются стрелять одновременно, но Евгений нажимает на курок первым. Ленский убит.
Автор-повествователь рассуждает, как бы сложилась жизнь Ленского, если бы не преждевременная гибель: возможно, он стал бы знаменитым человеком — или просто счастливым мужем.
Глава 7
Ольга быстро оправилась от потрясения и вышла замуж за улана. Евгений уехал за границу, чтобы не тревожить общественность после дуэли. Татьяна, случайно посетив дом Онегина, читает его книги и начинает понимать, каким человеком является её любимый.
Мать хочет устроить судьбу Татьяны, поэтому везёт её в Москву на «ярмарку невест».
Автор-повествователь описывает скверные дороги и восхитительные пейзажи.
В Москве бесконечные балы, и Татьяне скучно. Она хочет вернуться в деревню, но тут девушка привлекает внимание генерала.
Глава 8
Евгений возвращается в Петербург. На одном из светских раутов он встречает прекрасную даму в сопровождении генерала. Это Татьяна. Она замужем за князем, давним знакомым Онегина. Евгений начинает ездить к князю в гости. Нет сомнений: он влюблён!
Теперь Евгений пишет письмо Татьяне, объясняясь в своих чувствах. Но ответа нет. Не выдержав, Онегин приезжает в дом генерала без приглашения. Он видит, что Татьяна плачет над его письмами. Евгений падает к её ногам, но Татьяна упрекает Онегина, что его любовь возможна стала лишь благодаря её успеху в свете. Простую девушку Евгений не полюбил.
Татьяна признаётся, что любит Евгения, но предавать мужа она не будет: «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Евгений потрясён. И тут входит муж Татьяны.
Пушкин очень неожиданно оканчивает свой роман: «И здесь героя моего, / В минуту злую для него, / Читатель, мы теперь оставим, / Надолго. навсегда».
Экранизации
«Евгений Онегин» (СССР, 1911, немой фильм); «Евгений Онегин» (Россия, 1915); «Евгений Онегин» (СССР, 1958; экранизация оперы); «Онегин» (США, Великобритания, 1999); «Евгений Онегин. Между прошлым и будущим» (Россия, 2009, документальный фильм).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто из персонажей романа «Евгений Онегин» описан так: «Всегда скромна, всегда послушна, / Всегда, как утро, весела. / Как жизнь поэта простодушна, / Как поцелуй любви — мила»?
Ответ. Ольга Ларина. Описывая внешнюю красоту Ольги, Пушкин ироничен. В уста Евгения он вкладывает следующую реплику: «В чертах у Ольги жизни нет. / Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: / Кругла, красна лицом она, / Как эта глупая луна / На этом глупом небосклоне».
Что случилось с Евгением после его последнего объяснения с Татьяной?
Ответ. Об этом в тексте не сказано. История Евгения и Татьяны обрывается после появления мужа Татьяны. Лирический герой прощается с читателем: «Блажен, кто праздник жизни рано / Оставил, не допив до дна / Бокала полного вина, / Кто не дочёл её романа / И вдруг умел расстаться с ним, / Как я с Онегиным моим».
Как называется вид строфы, применённый в романе «Евгений Онегин»?
Ответ. «Онегинская строфа». Пушкин написал роман в четырнадцатистопных строфах, взяв за основу сонет. Размер в «Евгении Онегине» — четырёхстопный ямб («Мой дядя самых честных правил»).
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
РОМАН В СТИХАХ
1823—1831
Оглавление
Эпиграф и посвящение | 5 |
Глава первая | 10 |
Глава вторая | 36 |
Глава третья | 54 |
Глава четвертая | 76 |
Глава пятая | 94 |
Глава шестая | 112 |
Глава седьмая | 131 |
Глава восьмая | 156 |
Примечания к Евгению Онегину | 179 |
Отрывки из путешествия Онегина | 184 |
Десятая глава | 193 |
О произведении
Первый русский роман в стихах. Новая модель литературы как лёгкого разговора обо всём. Галерея вечных русских характеров. Революционная для своей эпохи история любви, ставшая архетипом романтических отношений на много поколений вперёд. Энциклопедия русской жизни. Наше всё.
Краткое содержание
Молодой, но уже пресытившийся жизнью петербургский повеса (Онегин) уезжает в деревню. Там он знакомится с поэтом Ленским, который готовится к свадьбе с соседкой Ольгой. Ее старшая сестра Татьяна влюбляется в Онегина, но он не отвечает ей взаимностью. Ленский, приревновав невесту к другу, вызывает Онегина на дуэль и гибнет. Татьяна выходит замуж за генерала и становится петербургской великосветской дамой, в которую, вернувшись из скитаний по России, влюбляется Евгений. Хотя Татьяна по-прежнему любит его, она предпочитает сохранить верность мужу. Чем заканчивается книга? Неизвестно: автор попросту прерывает повествование (как писал Белинский, «роман оканчивается ничем»).
Критика
В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.
Мы убедились . что последовательность семантико-стилистических сломов создает не фокусированную, а рассеянную, множественную точку зрения, которая и становится центром надсистемы, воспринимаемой как иллюзия самой действительности. При этом, существенным именно для реалистического стиля, стремящегося выйти за пределы субъективности семантико-стилистических «точек зрения» и воссоздать объективную реальность, является специфическое соотношение этих множественных центров, разнообразных (соседствующих или взаимонаслаивающихся) структур: каждая из них не отменяет других, а соотносится с ними. В результате текст значит не только то, что он значит, но и нечто другое. Новое значение не отменяет старого, а коррелирует с ним. В итоге этого художественная модель воспроизводит такую важную сторону действительности, как ее неисчерпаемость в любой конечной интерпретации.
Хотя сюжет «Евгения Онегина» небогат событиями, роман оказал огромное воздействие на русскую словесность. Пушкин вывел на литературную авансцену социально-психологические типажи, которые будут занимать читателей и писателей нескольких последующих поколений. Это «лишний человек», (анти)герой своего времени, скрывающий своё истинное лицо за маской холодного эгоиста (Онегин); наивная провинциальная девушка, честная и открытая, готовая на самопожертвование (Татьяна в начале романа); поэт-мечтатель, гибнущий при первом столкновении с реальностью (Ленский); русская женщина, воплощение изящества, ума и аристократического достоинства (Татьяна в конце романа). Это, наконец, целая галерея характерологических портретов, представляющих русское дворянское общество во всём его разнообразии (циник Зарецкий, «старики» Ларины, провинциальные помещики, московские баре, столичные франты и многие, многие другие).
«Евгений Онегин» концентрирует главные тематические и стилистические находки предшествующего творческого десятилетия: тип разочарованного героя напоминает о романтических элегиях и поэме «Кавказский пленник», обрывочная фабула — о ней же и о других «южных» («байронических») поэмах Пушкина, стилистические контрасты и авторская ирония — о поэме «Руслан и Людмила», разговорная интонация — о дружеских стихотворных посланиях поэтов-арзамасцев.
При всём том роман абсолютно антитрадиционен. В тексте нет ни начала (ироническое «вступление» находится в конце седьмой главы), ни конца: за открытым финалом следуют отрывки из «Путешествия Онегина», возвращающие читателя сперва в середину фабулы, а затем, в последней строчке, — к моменту начала работы автора над текстом («Итак я жил тогда в Одессе. »). В романе отсутствуют традиционные признаки романного сюжета и привычные герои: «Все виды и формы литературности обнажены, открыто явлены читателю и иронически сопоставлены друг с другом, условность любого способа выражения насмешливо продемонстрирована автором». Вопрос «как писать?» волнует Пушкина не меньше, чем вопрос «о чём писать?». Ответом на оба вопроса становится «Евгений Онегин». Это не только роман, но и метароман (роман о том, как пишется роман).
Пушкинскому тексту свойственна множественность точек зрения, выражаемых автором-повествователем и персонажами, и стереоскопическое совмещение противоречий, возникающих при столкновении различных взглядов на один и тот же предмет. Оригинален или подражателен Евгений? Какое будущее ждало Ленского — великое или заурядное? На все эти вопросы в романе даны разные, причём взаимоисключающие ответы.
«Онегин» — радикально новаторское произведение в отношении не только композиции, но и стиля. Новизна и необычность пушкинского стиля поражали современников — а мы с детства к нему привыкли и нередко не чувствуем стилистических контрастов, а тем более стилистических нюансов. Отказавшись от априорного деления стилистических регистров на «низкие» и «высокие», Пушкин не только создал принципиально новую эстетику, но и решил важнейшую культурную задачу — синтез языковых стилей и создание нового национального литературного языка.
«Онегина» приняли так, что Пушкин отказался от мысли продолжать роман: он «свернул его оставшуюся часть до одной главы, а на претензии зоилов ответил «Домиком в Коломне», весь пафос которого — в утверждении абсолютной свободы творческой воли».