1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие стихи писал тарас шевченко

Помнить. Не забывать. Т. Г. Шевченко

Шевченковский март 2021 (15-00. 11 марта 2021г библ. Им Т.Г.Шевченко/ул.Советская,80; тематическая подборка для 7-8кл)

Шевченковскому марту в Оренбуржье в 2021 году – 45 лет. Учреждён в 1976 г.
В рамках месячного фестиваля в этот период проводятся торжественные собрания, заседания, творческие вечера, — это и дань памяти Поэту-Кобзарю, и праздник дружбы народов, прочно вошедший доброй традицией в жизнь нашего многонационального края.

Городская общественная организация литераторов «Сонет», председателем коей я являюсь, ежегодно принимает активное участие в этих мероприятиях.

Орские поэты посвящают ему и его творчеству стихи, в рамках конкурса переводов не мало переведено стихотворений на русский язык. Несколько лет проводились акции у памятника Т.Г.Шевченко, открытому в 1959 году на одноимённой площади г.Орска Отдавая дань поэту, его творчеству, звучали прежде и продолжат впредь звучать стихи и переводы орских поэтов.
И библиотека, старейшая в городе (ей в этом году 136 лет), — где мы с вами сейчас находимся, носит его имя.

* Украинский поэт, прозаик, художник, этнограф, Академик Императорской Академии художеств (1860). — Т.Г.Шевченко -/ 09.03.1814 г. – 26.02.1861г/ прожил 47 лет, оставив после себя большое наследие, центральную роль в котором играет поэзия.
Сборник «Кобзарь», считается основой современной украинской литературы и во многом литературного украинского языка.

* Большая часть прозы Шевченко (повести, дневник, многие письма), а также некоторые стихотворения написаны на русском языке, в связи с чем часть исследователей относят творчество Шевченко, как к украинской, так и к русской литературе.

* …Судьба свела его с удивительными людьми той эпохи:
наставник цесаревича Василий Жуковский, Иван Сошенко,познакомивший Тараса с художниками Алексеем Венециановым и Карлом Брюлловым. Брюллов, увидев его рисунки, тут же захотел взять его на свой курс в Академии художеств.

Благодаря этим знакомствам в 1838 году Шевченко был выкуплен из крепостных и сразу же поступил в Академию.

. Освобожденный художник поселился на Васильевском острове: писал портреты известных людей и посещал классы Брюллова в Академии.
Его прозвали «русским Рембрандтом»: неправильные пересекающиеся штрихи в картинах Шевченко напоминали технику великого голландца.

Тогда же, во время учёбы начал писать стихи и баллады. В 1840г вышел «Кобзарь» на украинском языке. Книга была задумана как песенник народного исполнителя.

Период с 1840 по 1846 год стал лучшим в жизни поэта. В это время расцвело его поэтическое дарование.

*Виссарион Белинский в Журнале «Отечественные записки», №5, 1840 г. пишет о нём:
«…Стихотворения г-на Шевченка ближе всего подходят к так называемым народным песнопениям: они так безыскусственны, что вы их легко примете за народные песни и легенды малороссиян: это одно уже много говорит в их пользу. — Автор не облекает своих чувств и поэтических мыслей в форму ямбов, хореев и проч.… а при всем том его стихи оригинальны: это лепет сильной, но поэтической души…»
По окончании Академии он отправляется в путешествие по Дании и Швеции. После чего пишет поэму «Гамалия», затем едет на Украину по родным местам.

В Киеве он знакомится с историком Николаем Костомаровым:
«…Достаточно было около часа поговорить с этим человеком, чтобы в полной мере испытать к нему сердечную привязанность…»
Костомаров приглашает Шевченко стать членом Кирилло-Мефодиевского братства-тайной политической организации. Её целью была отмена крепостного права и создание славянских демократических республик.

* «…Это был уже не кобзарь, а национальный пророк. Восторженно счастьем, наукой и поэзией, мне казалось, будто бы перед нами произошло то, чего дизнав на себе ветхозаветных посол Господень . Киевская интеллигенция, лучче сказать, плодюща (творческая) ее часть, охватывала украинского барда глубоким почитанием. »
Поэт Пантелеймон Кулиш

Всё тайное рано или поздно становится явным, и в апреле 1847 года по доносу одного из студентов, всех членов тайного братства арестовала полиция.
** Шеф жандармов Алексей Орлов писал в докладе Николаю I: «Шевченко… сочинял стихи на малороссийском языке самого возмутительного содержания. В них он то выражал плач о мнимом порабощении и бедствиях Украины, то возглашал о славе гетманского правления и прежней вольнице казачества, то с невероятною дерзостью изливал клеветы и желчь на особ императорского дома». Следствие длилось два месяца. Поэта сослали рядовым солдатом в Оренбургскую губернию. На докладе император собственной рукой написал: «Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать».

Ему безуспешно пытались помочь друзья в Петербурге: граф Андрей Гудович и граф Алексей Толстой.

«…Все прежние мои страдания в сравнении с настоящим были детские слезы…», — писал в дневнике Шевченко
В 1848 году поэта назначили в экспедицию на Аральское море. Руководитель похода, исследователь Алексей Бутаков, решил помочь поэту и взял его в качестве художника.

Чтобы обойти запрет на рисование, Бутаков и оренбургский военный губернатор Владимир Обручев пошли на хитрость и не стали прописывать в бумагах обязанности Шевченко.

За время экспедиции он нарисовал около 350 акварельных пейзажей и портретов. После возвращения из поездки о снисходительности к поэту узнали в Петербурге. Обручеву и Бутакову объявили выговор, а Шевченко отправили еще дальше от столицы — в Новопетровское укрепление (сегодня — Форт-Шевченко, Казахстан).

В 1850 году поэт прибыл в форт. Шевченко вспоминал о строгом штабс-капитане Потапове: «То, бывало, ни с того ни с сего начнет у него карманы выворачивать, чтобы посмотреть, нет ли у него чего написанного или нарисованного. То начнет глумиться над ним за недостаточно громкий и не «солдатский» ответ на вопрос…»

В 1853 году у крепости сменился комендант: заведовать делами стал полковник Ираклий Усков. Шевченко подружился с Усковым и его семьей: обедал каждый день в его доме, в свободное время играл с детьми и учил их рисовать.

Несмотря на запрет рисовать, комендант Новопетровского форта Усков позволял Шевченко расписывать летнюю беседку и кибитки. Более того, в саду Ускова была вырыта специальная землянка, в которой поэт прятал свои рисунки и поэмы.

Получив поддержку Шевченко начал писать. В короткие сроки поэт закончил повесть «Княгиня», «Художник» и «Близнецы».

Орская крепость, куда сначала попал рекрут Шевченко, представляла пустынное захолустье. «Редко, — писал Шевченко, — можно встретить подобную бесхарактерную местность. Плоско и плоско. Местоположение грустное, однообразное, тощие речки Урал и Орь, обнажённые серые горы и бесконечная Киргизская степь…».

*** КОБЗАРЬ
Начинавший как художник Шевченко в итоге стал украинским «Пушкиным», солнцем украинской поэзии. Хотя их трудно сравнивать.
«Кобзарь» — сборник стихотворений Шевченко, впервые увидевший свет в 1840 году в Санкт-Петербурге — одна из самых почитаемых на Украине книг.

В Черкассах есть даже музей одной книги — «Кобзаря». Он был открыт 19 мая 1989 года в мемориальном здании, в котором с 18 по 22 июля 1859 года Шевченко жил в семье Цибульских.
Этот сборник стихов Шевченко был переведен более, чем на 100 языков мира. При этом львиная доля переводов была сделана во времена СССР.
Так, в 30-ые годы ХХ века появились переводы на казахский и киргизский языки.
Сборник переиздавался более 120 раз.

Читать еще:  Как называется старинные стихи

*Поэзия
Первый и наиболее известный сборник стихов Шевченко на украинском языке, «Кобзарь», вырос из романтической традиции собирания народных песнопений (Оссиан, Кирша Данилов, «Песни западных славян»).
От романтического упоения казацким прошлым Шевченко эволюционировал в сторону более трезвого взгляда на национальную историю, проявившегося в поэме «Гайдамаки» (1841), которая воспевает народное движение XVIII века.
В поэмах «Кавказ» и «Еретик» поэт развенчивает не только «тёмное царство» самодержавия, но и с общечеловеческих позиций ополчается против всякого насилия над человеческой личностью.

В позднем творчестве обращается к сюжетам из Библии и античной истории, создавая философско-исторические поэмы со структурой притчи, или параболы, построенные на персонализации тех или иных идей.

* КОБЗАРЬ
Начинавший как художник Шевченко в итоге стал украинским «Пушкиным», солнцем украинской поэзии. Хотя их трудно сравнивать.
«Кобзарь» — сборник стихотворений Шевченко, впервые увидевший свет в 1840 году в Санкт-Петербурге — одна из самых почитаемых на Украине книг.

В Черкассах есть даже музей одной книги — «Кобзаря». Он был открыт 19 мая 1989 года в мемориальном здании, в котором с 18 по 22 июля 1859 года Шевченко жил в семье Цибульских.
Этот сборник стихов Шевченко был переведен более, чем на 100 языков мира. При этом львиная доля переводов была сделана во времена СССР.
Так, в 30-ые годы ХХ века появились переводы на казахский и киргизский языки.
Сборник переиздавался более 120 раз.

Т.Г.Шевченко принадлежит к числу художников, которые вышли из крепостных. Их пятеро:

1. Василий Тропинин, крепостной графа Маркова (во время учёбы в академии художеств, жил на квартире своего учителя Степана Щукина.

2. Портретист Николай Аргунов (принадлежал графам Шереметьевым), свободу получил только в 45 лет. Граф завещал всем своим крепостным после смерти –вольные.
Его учениками были художники Иван Мельников, Михаил Зацепин и Петр Поздеев.

3. Орест Кипренский — Автор самого известного портрета Пушкина
Фамилию, как и полагалась незаконнорожденным, дали случайную: Кипренский — от Копорья, где его крестили.
* В 1831 году на выставке в Неаполе Кипренский представил «Портрет отца». Академики обвинили художника в мошенничестве: они были уверены, что картину не мог написать русский художник XIX века. «Отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика, а некто — Альбертини», — писал Кипренский.

4. Григорий Сорока
Художник Григорий Сорока родился крепостным Николая Милюкова в имении Островки. В 1842 году именитый живописец Алексей Венецианов увидел его рисунки и предложил давать уроки в своей школе. Она находилась недалеко, в поместье Сафонково. Венецианов приглашал туда крепостных художников и учил их писать портреты, интерьеры и пейзажи с натуры. Для многих учеников он потом добивался свободы.

5. Тарас Шевченко
Один из первых российских реалистов Тарас Шевченко.

***********
Он был из народа
Орский поэт Вячеслав Полещиков

Памяти Т. Г. Шевченко

Украинский поэт, автор многих стихов,
По доносу был схвачен в селении.
Под конвоем доставлен он в город Петров
Для допроса его в отделении.

«Под строжайший надзор, с запрещеньем писать», –
Указанье составили тайно.
Тут же, в ссыльный простор,
В третью роту
шагать
Был направлен поэт, не случайно.
Против Царского строя Шевченко-Кобзарь
Призывал малороссов к восстанию!
И в расплату в солдаты отправлен бунтарь
В крепость Орскую – на пребывание.

Поскакали почтовые лошади вдаль
Из столицы в Уральские степи.
Уносили Тараса туда, где печаль,
И пустыня, и климат свирепый.

Показалась могилой – живьём схоронить –
Знаменитая Орская крепость.
Сколько будет неволя его проходить,
Он не знал. Вот такая нелепость!

Православная церковь стоит на горе,
Казематы, казармы и площадь,
На которой муштра в беспощадной жаре.
Помереть – это было бы проще.

Но спасало одно, что бывали часы,
Когда он уходил на природу –
Потаённо писал, чуть разгладив усы,
Для народа – как сам из народа.

Десять лет находился великий поэт
На земле Оренбургского края,
Где навеки его сохраняется след –
В наших улицах память живая.

05.03.2019 г., г. Орск

*Несмотря на нелёгкую судьбу, жизнь подарила ему шанс, и он его умело использовал. Талант художника и поэта, подвергаемый бесконечным гонениям, нашёл путь в сердца людей. Это пример верности себе, своему предназначению. Легко ещё никому и никогда ничего не давалось.
Благодаря его настойчивости, упорству, вере в то, что поступает правильно и не может иначе, — сегодня мы читаем его стихи, прозу, записки, имеем возможность любоваться его картинами. А когда мы знаем, как нелегко ему это давалось, — для нас его наследие ещё дороже и ценнее.

Памяти Т.Г.Шевченко
…О делах мы судим по итогам.
О судьбе, — по следу на земле.
По нелёгким пройденным дорогам,
Сохранившим свет кромешной мгле.

Краткий путь, что Долею отмерен
не любой с достоинством пройдёт.
Дарит Память тем, кто сердцу верен
Сквозь века – заслуженный полёт…
09.03.2021г

Тарас Шевченко — Кобзарь: Стихотворения и поэмы

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Тарас Шевченко — Кобзарь: Стихотворения и поэмы краткое содержание

В сборник вошли поэтические произведения великого украинского поэта Т. Г. Шевченко (1814–1861).

Большой мир национального и всечеловеческого бытия встает с пламенеющих страниц «Кобзаря». Картины народной жизни, с многообразием ее человеческих типов и лиц, ее драмами и трагедиями, так же как и с ее редкостными поэтически светлыми моментами, с ее горестным настоящим и трудным, но героическим прошлым, с ее обычаями и преданиями, красота родной земли и ее пейзажей — все это художественно дано Шевченко для последующих поколений с той «отцовской» первоначальностью, щедростью и непреложностью, которая роднит его в литературах XIX века прежде всего с Пушкиным и Мицкевичем.

Вступительная статья М. Рыльского.

Примечания И. Айзенштока.

Иллюстрации Т. Шевченко.

Кобзарь: Стихотворения и поэмы — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Кобзарь: Стихотворения и поэмы

М. Рыльский Поэзия Тараса Шевченко

Самое употребительное, распространенное, в общем, справедливое определение основоположника новой украинской литературы Тараса Шевченко — народный поэт; стоит, однако, подумать над тем, что в это подчас вкладывается.

Были люди, которые считали Шевченко только грамотным слагателем песен в народном духе, только известным по имени продолжателем безыменных народных певцов. Для этого взгляда были свои основания. Шевченко вырос в народной песенной стихии, хотя, заметим, и очень рано был оторван от нее. Не только из его стихотворного наследия, но и из его написанных по-русски повестей и дневника и из многочисленных свидетельств современников мы видим, что поэт превосходно знал и страстно любил родной фольклор.

В своей творческой практике Шевченко нередко прибегал к народной песенной форме, подчас полностью сберегая ее и даже вкрапливая в свои стихи целые строфы из песен. Шевченко иногда чувствовал себя действительно народным певцом-импровизатором. Стихотворение его «Ой не п’ються пива, меди» — о смерти чумака в степи — все выдержано в манере чумацких песен, больше того — может считаться даже вариантом одной из них.

Читать еще:  Стих душа моя чего боишься

Мы знаем шедевры «женской» лирики Шевченко, стихотворения-песни, написанные от женского или девичьего имени, свидетельствующие о необыкновенной чуткости и нежности как бы перевоплотившегося поэта. Такие вещи, как «Якби менi черевики», «I багата я», «Полюбилася я», «Породила мене мати», «У перетику ходила», конечно, очень похожи на народные песни своим строем, стилевым и языковым ладом, своей эпитетикой и т. п., но они резко отличаются от фольклора ритмическим и строфическим построением. «Дума» в поэме «Слепой» написана действительно в манере народных дум, однако отличается от них стремительностью сюжетного движения.

Вспомним далее такие поэмы Шевченко, как «Сон», «Кавказ», «Мария», «Неофиты», его лирику, и согласимся, что определение Шевченко как поэта народного только в смысле стиля, стихотворной техники и т. п. приходится отвергнуть. Шевченко — поэт народный в том смысле, в каком мы говорим это о Пушкине, о Мицкевиче, о Беранже, о Петефи. Здесь понятие «народный» сближается с понятиями «национальный» и «великий».

Первое дошедшее до нас стихотворное произведение Шевченко — баллада «Порченая» («Причинна») — начинается совершенно в духе романтических баллад начала XIX века — русских, украинских и польских, в духе западноевропейского романтизма:

Широкий Днепр ревет и стонет,
Сердитый ветер листья рвет,
К земле все ниже вербы клонит
И волны грозные несет.
А бледный месяц той порою
За темной тучею блуждал.
Как челн, настигнутый волною,
То выплывал, то пропадал.

Здесь — все от традиционного романтизма: и сердитый ветер, и бледный месяц, выглядывающий из-за туч и подобный челну среди моря, и волны, высокие, как горы, и вербы, гнущиеся до самой земли… Вся баллада построена на фантастическом народном мотиве, что тоже характерно для романтиков и прогрессивного и реакционного направления.

Но за только что приведенными строчками идут такие:

Еще в селе не просыпались,
Петух зари еще не пел,
Сычи в лесу перекликались,
Да ясень гнулся и скрипел.

«Сычи в лесу» — это тоже, конечно, от традиции, от романтической поэтики «страшного». Но ясень, время от времени скрипящий под напором ветра, — это уже живое наблюдение над живой природой. Это уже не народно-песенное и не книжное, а свое.

Вскоре за «Порченой» (предположительно 1837 г.) последовала знаменитая поэма «Катерина». По сюжету своему поэма эта имеет ряд предшественниц, с «Бедной Лизой» Карамзина во главе (не говоря уже о гетевском «Фаусте»). Но вчитайтесь в речь ее героев и сравните эту речь с речью карамзинской Лизы и ее обольстителя, приглядитесь к шевченковским описаниям природы, быта, характеров — и вы увидите, насколько Шевченко ближе, чем Карамзин, к земле, и при этом к родной земле. Черты сентиментализма в этой поэме может усматривать только человек, не желающий замечать суровой правдивости ее тона и всего повествования.

Вполне реалистично описание природы, которым открывается четвертая часть поэмы:

И на горе и под горою,
Как старцы с гордой головою,
Дубы столетние стоят.
Внизу — плотина, вербы в ряд,
И пруд, завеянный пургою,
И прорубь в нем, чтоб воду брать…
Сквозь тучи солнце закраснело,
Как колобок, глядит с небес!

В оригинале у Шевченко солнце краснеет, как покотьоло, — по словарю Гринченко, это кружок, детская игрушка. Вот с чем сравнивал молодой романтик солнце! Употребленное М. Исаковским в его новой редакции перевода слово колобок кажется мне превосходной находкой.

Лирика Шевченко начиналась такими песнями-романсами, как «На что черные мне брови…», но она все более и более приобретала черты реалистического, беспредельно искреннего разговора о самом заветном, — достаточно вспомнить хотя бы «Мне, право, все равно…», «Огни горят», знаменитое «Как умру, похороните…» (традиционное название — «Завещание»).

Очень характерной чертой шевченковской поэтики являются контрастные словосочетания, которые в свое время подметил еще Франко: «недоля жартує», «пекло смiється», «лихо смiється», «журба в шинку мед-горшку поставцем кружала» и т. п.

Его поздние поэмы — «Неофиты» (якобы из римской истории) и «Мария» (на евангельский сюжет) — изобилуют реалистическими бытовыми подробностями. Евангельская Мария у него «вовну бiлую пряде» на праздничный бурнус для старика Иосифа.

Или на берег поведет
Козу с козленочком болезным
И попасти и напоить.

А об Иисусе автор одобрительно говорит:

Постиг уже он мастерство.

У Шевченко — проще и теплее:

Малий вже добре майстрував, —

то есть «малыш уже хорошо плотничал».

Кое-где мы видим уже не древнюю Иудею, а современную поэту Украину, украинское село.

И все же это «приземление» высоких предметов уживалось у поэта с торжественным, необыденным, патетическим строем речи, о чем свидетельствует хотя бы начало той же «Марии»:

Все упование мое,
Пресветлая царица рая,
На милосердие твое,
Все упование мое,
Мать, на тебя я возлагаю.

Шевченко — лирик по преимуществу, лирик даже в таких эпических своих произведениях, как поэма «Гайдамаки», персонажи которой наполняют петербургскую комнату поэта, и он ведет с ними задушевный разговор о судьбах родного края, о путях молодой украинской литературы, о праве ее на самостоятельное развитие. И «Катерина», и «Наймичка», и «Марина», и «Мария» — все поэмы Шевченко пронизаны лирической струей. Чисто лирические вещи его предельно искренни и просты. Именно простотой небольшого стихотворения «Садок вишневий коло хати…» восхищался когда-то Тургенев. Простота эта, однако, очень далека от примитивности. Читаем:

Шевченко Тарас

Шевченко Тарас Григорьевич

Поезії Тараса Шевченка «Три шляхи», «Думи мої, думи», «Мені однаково», «Минають дні, минають ночі» – це медитативні ліричні роздуми над власною нещасливою долею та над долею України. У цих творах.

Шевченко Тарас Григорьевич

«Мені тринадцятий минало», «Тополя» і «Заповіт» Тараса Шевченка – поетичні твори, у яких найкраще відображено індивідуальний стиль письменника. Переживання за власну долю і за долю України.

Шевченко Тарас Григорьевич

Т. Г. Шевченко (1814—1861) – видатний український поет, талановитий прозаїк і драматург, визначний художник, у творах якого знайшла відображення ціла епоха нашої історії.

Один з найулюбленіших.

Шевченко Тарас Григорьевич

Вірш «До Основ’яненка» – це лірична сповідь Тараса Шевченка про тугу за рідною землею, яка огортає серце на чужині. Біль за тяжку долю України звучить у кожному рядку, однак поет переконаний, що.

Шевченко Тарас Григорьевич

Про Тараса Шевченка – поета і людину – написано вже не одну сотню книжок мовами різних народів світу, не одну тисячу наукових розвідок та публіцистичних і популярних статей, і несть числа виголошеним.

Шевченко Тарас Григорьевич

«Журнал» Тараса Шевченка – це російськомовні щоденникові записи поета, які він робив протягом року після одержання звістки про можливе звільнення з заслання і до приїзду в Петербург***. Сторінки.

Шевченко Тарас Григорьевич

«Кобзарь» – сборник произведений выдающегося украинского поэта Тараса Шевченко. В них отображен широкий круг авторских размышлений о судьбе украинского народа и нелегкой истории родной земли. Для.

Читать еще:  Непонятные стихи почему слитно

Шевченко Тарас Григорьевич

Вірші Тараса Шевченка «За сонцем хмаронька пливе» та «Садок вишневий коло хати» – яскраві зразки пейзажної лірики великого українського поета. Мальовничо зображується у них тиха краса українських.

Шевченко Тарас Григорьевич

Твори Тараса Шевченка проникнуті тонким ліризмом і сумом, що підкреслює незгоди підневільного життя селян-кріпаків на пригніченій, але такій рідній Україні.

У книгу увійшла поема «Гайдамаки» –.

Шевченко Тарас Григорьевич

Т. Г. Шевченко (1814—1861) – видатний український поет, талановитий прозаїк і драматург, визначний художник, у творах якого знайшла відображення ціла епоха нашої історії.

До збірки включено вірші.

Шевченко Тарас Григорьевич

Шевченко Тарас Григорьевич

Шевченко Тарас Григорьевич

Шевченко Тарас Григорьевич

Шевченко Тарас Григорьевич

Книга включает лучшие повести Тараса Григорьевича Шевченко, гения украинского народа, выдающегося художника, поэта, писателя и общественного деятеля 19 века: «Гайдамаки», «Музыкант», «Наймычка».

Шевченко Тарас Григорьевич

Т. Г. Шевченко (1814–1861) – великий украинский поэт, талантливый прозаик и драматург, выдающийся художник, в произведениях которого нашла отражение целая эпоха нашей истории.

В книгу включена.

Шевченко Тарас Григорьевич

Поетичні твори Тараса Шевченка «Думка», «Іван Підкова», «Тарасова ніч» – це філософські роздуми над складною долею України, розповіді про відвагу козаків, які захищали свою землю. Думки про рідну.

Шевченко Тарас Григорьевич

Т. Г. Шевченко (1814 —1861) – видатний український поет, талановитий прозаїк і драматург, визначний художник, у творах якого знайшла відображення ціла епоха нашої історії.

До цієї книжки увійшли.

Шевченко Тарас Григорьевич

До видання увійшли дві повісті Т. Г. Шевченка (1814—1861) – «Музикант» і «Художник», – написані ним російською мовою в Новопетровському під час заслання. Їх об’єднує тема тяжкої долі талановитого.

Какие стихи писал тарас шевченко

Сегодня в рубрике «воскресные стихи» классик украинской литературы

Тара́с Григо́рьевич Шевче́нко

25 февраля (9 марта) -— 26 февраля (10 марта) 1861

Как гворит Википедия: — Украинский поэт, прозаик, художник, этнограф.
Академик Императорской Академии художеств (1860).

Литературное наследие Шевченко, центральную роль в котором играет поэзия, в частности сборник «Кобзарь», считается основой современной украинской литературы и во многом литературного украинского языка.

Бо́льшая часть прозы Шевченко (повести, дневник, многие письма), а также некоторые стихотворения написаны на русском языке, в связи с чем часть исследователей относят творчество Шевченко, помимо украинской, также и к русской литературе.

Проходят дни… проходят ночи;
Прошло и лето; шелестит
Лист пожелтевший; гаснут очи;
Заснули думы; сердце спит.
Заснуло всё… Не знаю я —
Живёшь ли ты, душа моя?
Бесстрастно я гляжу на свет,
И нету слёз, и смеха нет!

И доля где моя? Судьбою
Знать не дано мне никакой…
Но если я благой не стою,
Зачем не выпало хоть злой?
Не дай о Боже! — как во сне
Блуждать… остынуть сердцем мне.
Гнилой колодой на пути
Лежать меня не попусти.

Но жить мне дай, Творец небесный —
О дай мне сердцем, сердцем жить!
Чтоб я хвалил твой мир чудесный
Чтоб могь я ближнего любить!
Страшна неволя! Тяжко в ней.
На воле жить — и спать, — страшней.
Прожить ужасно без следа,
И смерть и жизнь — одно тогда.

«О, Боже мой милый! Как тяжко на свете»

О, Боже мой милый! Как тяжко на свете,
Как жизнь горемычна — а хочется жить,
И хочется видеть, как солнце сияет,
И хочется слушать, как море играет,
Как пташка щебечет, как роща шумит,
Как девушка песню свою запевает…
О, Боже мой милый, как весело жить!

«Не женись ты на богатой»

Не женись ты на богатой —
Выгонит из хаты,
Не женись и на убогой —
Проживешь недолго,
А женись на вольной воле —
На казачьей доле:
Как была она — такою
Будет ввек с тобою.

Ще як були ми козаками,
А унії не чуть було,
Отам-то весело жилось!
Братались з вольними ляхами,
Пишались вольними степами,
В садах кохалися, цвіли,
Неначе лілії, дівчата.
Пишалася синами мати,
Синами вольними. Росли,
Росли сини і веселили
Старії скорбнії літа.
Аж поки іменем Христа
Прийшли ксьондзи і запалили
Наш тихий рай. І розлили
Широке море сльоз і крові,
А сирот іменем Христовим
Замордували, розп’яли.
Поникли голови козачі,
Неначе стоптана трава.
Украйна плаче, стогне-плаче!
За головою голова
Додолу пада. Кат лютує,
А ксьондз скаженим язиком
Кричить: “Te Deum! алілуя. ”

Отак-то, ляше, друже, брате!
Неситії ксьондзи, магнати
Нас порізнили, розвели,
А ми б і досі так жили.
Подай же руку козакові
І серце чистеє подай!
І знову іменем Христовим
Ми оновим наш тихий рай.

«В неволе тяжко… хоть и воли»

В неволе тяжко… хоть и воли
Узнать, пожалуй, не пришлось;
Но всё-таки кой-как жилось, —
Хоть на чужом, да всё ж на поле…
Теперь же тяжкой этой доли,
Как бога, ждать мне довелось.
И жду её и поджидаю,
Свой глупый разум проклинаю,
Что дал себя он затемнить
И в луже волю утопить.
И стынет сердце, если вспомнит,
Что не в Украйне похоронят,
Что не в Украйне буду жить,
Людей и господа любить.

«И серое небо, и сонные воды…»

И серое небо, и сонные воды…
Вдали над берегом поник
Без ветра гнущийся тростник,
Как пьяный… боже, гибнут годы!
Что ж, долго ли придётся мне
В моей незамкнутой тюрьме,
Над этим бесполезным морем,
Томиться тяжкой жизни горем?
Молчит иссохшая трава
И гнётся, словно и жива;
Не хочет правды говорить.
А больше некого спросить.

«Не вернулся из походу»

Не вернулся из походу
Молодой гусар в село:
Что же я по нём горюю
Что мне больно жаль его?
За кафтан короткий что ли —
Иль за чёрный ус — так жаль?
Иль за то, что — не Марусей —
Машей звал меня Москаль?
Нет, мне жаль что пропадает
Даром молодость моя.
Не хотят меня и замуж
Брать уж люди за себя.
Да к тому ещё и девки
Мне проходу не дают:
Не дают они проходу
Всё гусарихой зовут!


«Украйна»

Было время, на Украйне
Пушки грохотали,
Было время, запорожцы
Жили-пировали.

Пировали, добывали
Славы, вольной воли,
Всё-то минуло, остались
Лишь курганы в поле.

Те высокие курганы,
Где лежит, зарыто,
Тело белое казачье
С головой разбитой.

И темнеют те курганы,
Словно скирды в поле,
И лишь с ветром перелетным
Шепчутся про волю.

Славу дедовскую ветер
По полю разносит.
Внук услышит, песню сложит
И поет, и косит.

Было время, на Украйне
Шло вприглядку горе;
И вина, и меду вдоволь,
По колено море!

Да, жилось когда-то славно,
А теперь вспомянешь:
Станет как-то легче сердцу,
Веселее взглянешь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector