Какие стихи учить к егэ
Основные темы лирики. 9 тем и 27 стихов
Итак, почему нужно учить минимум по 3 стиха. В 16 задании необходимо сопоставить минимум 2 лирических произведения, в которых поднимается схожая тема, проблема, идея. Если вдруг, одно из них попадется вам прямо в варианте, то у вас как раз будет парочка в запасе. Так что лучше подстраховаться и выучить по 3, чем по 2. Всякое может быть, закон подлости никто не отменял.
Тема дружбы.
Стихотворения: Пушкин «Пущину», Окуджава «Возьмемся за руки, друзья», Высоцкий «Песня о друге».
а) Кто из русских писателей обращался в своем творчестве к теме дружбы и что сближает их произведения со стихотворением А. С. Пушкина «Пущину»?
Тема свободы.
Стихотворения: Пушкин «К Чаадаеву», Лермонтов «Парус», Блок «Пушкинскому дому».
а) В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?
Тема любви.
Стихотворения: Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), Лермонтов «Нищий», Тютчев «О, как убийственно мы любим…»
а) Какими чувствами наполнено стихотворение А.А. Блока «В ресторане» и в чем оно созвучно любовной лирике других русских поэтов?
Тема природы.
Стихотворения: Пушкин «Зимнее утро», Тютчев «Весенняя гроза», Фет «Я пришел к тебе с приветом. »
а) Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чем их произведения созвучны стихотворению С.А. Есенина «Клён ты мой опавший, клён заледенелый»?
Тема жизненного пути.
Стихотворения: «Бесы» А.С. Пушкин, «В дороге» Н.А. Некрасов.
а) Каково значение образа дороги, пути в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» и в каких произведениях литературы XIX века мотив дороги играет ведущую
роль?
Творчество.
Стихотворения: Ахматова «Творчество», Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать», Цветаева «Никто ничего не отнял».
а) Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чем их произведения созвучны стихотворению Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»?
Поэт и поэзия.
Стихотворения: Пушкин «Я памятник себе воздвиг», «Поэту», Лермонтов «Смерть поэта», Некрасов «Элегия».
а) Каковы основные темы поэзии Ф.И. Тютчева и традиции кого из русских поэтов он продолжает, раскрывая эти темы?
б) Как в стихотворении А.С. Пушкина «Памятник» раскрывается тема поэта и поэзии и кто из русских поэтов продолжает данную тему?
в) В чем главное новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в
его творчестве?
Родина.
Стихотворения: Тютчев «Умом Россию не понять», Есенин «Гой ты, Русь моя родная», Блок «Россия».
а) В произведениях каких русских поэтов главным мотивом является любовь к родине, и что сближает их со стихотворением Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»?
Философская лирика.
Стихотворения: Лермонтов «Три пальмы», Тютчев «Silentium!», Пастернак «Снег идёт».
а) В стихотворениях каких поэтов возникает образ быстротечного времени и что сближает их произведения со стихотворением Б. Пастернака «Снег идёт»?
Как запомнить стихи из кодификатора к ЕГЭ по литературе
Искать каждое стихотворение в интернете или отмечать закладкой в сборнике неудобно. Это отнимает время, которое можно потратить на заучивание стихотворений. Лучше потратить пару часов и распечатать, чтобы все стихи были в одном месте. У меня получилась внушительная стопка. Вот гугл-доковский файл со всеми стихами.
Стопка стихотворений и 3 и 4 том «Войны и мира»
Учить стихотворения, напечатанные на бумаге, у меня получается лучше, чем с экрана телефона или ноутбука: нет соблазна закрыть вкладку со стихотворением и открыть Телеграм, чтобы написать друзьям, как сложно и нудно учить стихи.
Удалять гугл-док или вордовский файл, в котором собраны стихотворения, сразу после того, как вы распечатали все стихотворения, не нужно: он пригодится, чтобы учить стихотворения там, где нет возможности носить с собой распечатку, например, в школе или в транспорте.
Распределите по авторам, годам и темам
Это важно для 17 задания, где попадаются сочинения по лирике, например, «в чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А.А. Ахматовой». Легче всего написать такое сочинение, показав, как развивается эта тема хронологически, в разные года и периоды творчества.
Для 16 задания это тоже важно: нужно вспомнить два стихотворения, сходных по тематике с тем, которое дано в КИМе.
Многие стихотворения подходят сразу к нескольким темам. Их нужно учить в первую очередь. Например, в стихотворении «Сосны» Б.Л. Пастернака раскрывается тема единства человека и природы и тема воспоминаний.
Анализируйте
Это нужно для 15, 16 и 17 задания (если в нём попадётся сочинение по лирике). Нас в школе учили делать анализ по 22 пунктам.
Дата написания и публикации
Место, которое стихотворение занимает в творчестве автора, художественный метод
Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура)
Лирический сюжет и его движение
Композиция, наличие обрамления, основные структурные части
Основные настроения, тональность стихотворения
Ведущие лейтмотивы; опорные слова, передающие их
Лирический герой, его своеобразие, способы его самораскрытия
Лирические персонажи, их переживания, их судьбы
Столкновение или соединение различных уровней сознания?
Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний
Рифмовка, характер рифм
Лексика, языковые выразительные средства
Звукопись, фонетическая окраска стиха
Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа
Отзывы критиков о стихотворении
Звучание стихотворения в наши дни
Если вы анализируете стихотворения по такому плану, вам эту статью читать не нужно. У супергероев есть дела поважнее.
Я делала анализ по такому плану несколько раз. Анализ одного стихотворения занимал три листа А4, и делала я его как минимум полтора часа. Чтобы не тратить много времени, я сократила план анализа до четырёх пунктов:
Тропы (художественные средства выразительности)
Сюда ещё можно добавить размер, характер рифмовки и композицию, если вам сложно определить их сходу.
Анализ по 22 пунктам наиболее полный, но на ЕГЭ достаточно четырёх. На экзамене вы ограничены во времени (3 часа 55 минут) и по формату: в 15 и 16 заданиях нужно написать всего 5-10 предложений. В 17 сочинении столько писать тоже не нужно: нужно выбирать только тот материал, который подходит к теме.
Проанализировать 147 стихотворений за неделю до экзамена — возможно, но сложно. Чтобы не возненавидеть поэзию на всю оставшуюся жизнь и не перетрудиться, анализируйте по одному стихотворению в день за пять месяцев до экзамена.
Ассоциируйте и визуализируйте
Когда вы читаете стихотворения, представляйте себе образы, о которых говорит поэт. Если вы представите целостную картину, вам будет легче вспомнить стихотворение. Визуализировать стихотворения Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других поэтов «золотого века» легко (не говорите, что не можете вообразить, как под голубыми небесами великолепными коврами снег лежит). Представить «прелесть элегических затей» из стихотворения Ахматовой «Мне ни к чему одические рати. » уже сложнее, но там же появляется образ «жёлтого одуванчика у забора» — его нужно ассоциировать со стихотворением.
Чтобы было легче, можно искать иллюстрации к стихотворениям. Ещё круче — рисовать их самостоятельно.
Иллюстрация С. Глазунова к стихотворению А.А. Блока «Незнакомка»
Учите наизусть
Способ учить наизусть у каждого свой. Мне нужно пять-семь раз прочитать стихотворение про себя и ещё два-три раза — вслух.
Некоторые стихотворения можно учить по песням. На музыку стихотворения русских поэтов кладут «The Retuses», «Сплин», Алла Пугачёва. Вот моя подборка песен на стихи русских поэтов. Помните, что текст стихотворения и текст песни — это разные вещи. Некоторые строфы могут изменить или вообще выбросить.
Выучить стихотворение полностью здорово, но не обязательно: цитировать весь текст целиком на экзамене не требуют. Здесь нужен анализ: обязательно выучить те строки, которые вы цитируете в анализе — именно они нужны для понимания произведения.
Повторяйте
Василиса Шпоть в статье о том, как запоминать даты по истории, здорово рассказала об интервальном методе повторения. Повторяйте стихи по графику, чтобы не забыть их сразу после того, как выучили.
Ребята из лицея ВШЭ сделали бот для Телеграма — @memorization_bot. Чтобы не мучиться с напоминалками, можно пользоваться ботом: он присылает уведомления через определённые промежутки времени.
Перечитывайте
Раз в неделю или две берите стопку распечатанных стихотворений и перечитывайте их все. У меня это отнимает где-то час.
Маленький секрет для ленивых
Самые универсальные авторы — А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Их стихотворения нужно выучить в первую очередь. Они подходят ко многим темам (например, стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу. » относится и к пейзажной, и к философской лирике). Сочинения по поэзии Пушкина и Лермонтова попадаются чаще всего.
Чтобы запомнить стихи из кодификатора, нужно:
Типовая задача №10 (поэзия)
Лирические произведения. Основные термины и понятия
Лирика – один из трёх родов литературы. Сделан акцент на внутренний мир человека, его душевные переживания. Лирические произведения имеют особую языковую организацию: рифму, ритм, размер.
А.С. Пушкин, М.Ю Лермонтов – романтизм;
Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, В.Н. Соколов – реализм;
И.А. Бродский, В.А. Солоухин, М.И. Цветаева, Б.А. Ахмадулина – модернизм.
Тематика — круг событий, отражённых в произведении и скреплённых авторским замыслом.
Основные тематические разновидности лирики
- Пейзажная лирика (А.С. Пушкин «Зимнее утро»)
- Любовная лирика (С. А. Есенин «Я спросил сегодня у менялы»)
- Философская лирика — размышление над вечными вопросами о ходе времени и жизненном пути (О. Г. Чухонцева «Я был разбужен третьим петухом»)
- Гражданская лирика (Н. Некрасов)
- Поэт и поэзия (А.С. Пушкин «Поэт»)
- Сатирическая поэзия (В.В. Маяковский «Нате»)
Лирические жанры
Ода | Г. Р. Державин «Бог» |
Лирическое стихотворение | А.С. Пушкин «Деревня», М.Ю. Лермонтов «Родина» |
Элегия | А.А. Фет «Ласточки» |
Послание (лирическое послание) | С.А. Есенин «Письмо матери» |
Авторская песня | В. Высоцкий «Он не вернулся из боя» |
Лирический герой — герой, от лица которого ведётся повествование; выразитель авторской позиции.
Мотив — формально-содержательный элемент литературного текста; простейшая единица сюжетного развития (образ дороги в произведении «Кому на Руси жить хорошо»). В лирике повторяющийся комплекс психологических переживаний героя поэта (мотив одиночества)
Народность — эстетическая категория, показывающая отражение в художественном произведении облика и миросозерцания народа.
Чистое искусство — эстетического направления в искусстве, цель которого провозглашать вечные ценности, стремиться к совершенной красоте, а не зависеть от текущих событий.
Психологический параллелизм — приём уподобления событий человеческой жизни явлениям природы.
Реминисценция – отсылка к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям.
Серебряный век русской литературы
Модернизм — идейное направление в литературе и искусстве конца 19 начала 20 века. Разрушение классических стандартов, поиск новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений. Включает в себя несколько литературных течений: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.
Литературное течение | Основные принципы | Представители |
Символизм | Создание картины идеального мира, уход от реальности; слово может иметь бесконечное количество значений | А.А. Блок |
Акмеизм | Провозглашали простоту «земных» вещей; слово только называет вещи | А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам |
Футуризм | Вызов традициям, разрушение старого мира; слово – всего лишь звук, активное появление неологизмов | Б.Л. Пастернак, В.В. Маяковский |
Имажинизм | Яркость образов преобладает над осмысленностью содержания; слова – метафоры. | С. Есенин |
Типы композиций
Композиция — построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора.
Линейная | Естественная последовательность событий | И. Гончаров «Обломов» |
Инверсионная | События происходят в обратном порядке | И. Бунин «Легкое дыхание» |
Кольцевая (опоясывающая) | Произведение начинается и заканчивается одинаково | Д. Самойлов «Сороковые», С.А. Есенин «Письмо матери», |
Концентрическая | Повторение событий по ходу развития сюжета | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» |
Зеркальная симметрия | Повторение аналогичных действий персонажей по отношению друг к другу | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» |
Рифма, размер стихотворения
Строфа — сочетание стихотворных строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией.
Рифма — созвучие концов стихотворных строк.
- мужская — ударение падает на последний слог (рыдал — стоял)
- женская — ударение падает на предпоследний слог (наука — скука)
Типы рифмовки
Парная (смежная) – aabb | «Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной И смолистою сосной» (К. Д. Бальмонт) |
Перекрестная – abab | Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов. (А.А. Фет) |
Опоясывающая (кольцевая) – abba | «С земли не видно. Страшную беду Почувствовав, мы сразу замолчали. Заупокойно филины кричали, И душный ветер буйствовал в саду» (А. А. Ахматова) |
Смешанная | «О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски. » (Н. А. Некрасов) |
Стихотворный размер
Двусложные
Ямб | Ударение на второй слог | Она души не приняла. А я старался. Так старался, Что и свои забыл дела, И без иной души остался. Я говорю о ней: была. (В.Н. Соколов) |
Хорей | Ударение на первый слог | Я спросил сегодня у менялы, Что дает за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное «люблю»? (С. Есенин) |
Трехсложные
Дактиль | Ударение на первый слог | Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов) |
Амфибрахий | Ударение на второй слог | Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская. (М. Цветаева) |
Анапест | Ударение на третий слог | В нашей жизни, прекрасной, и странной, и короткой, как росчерк пера, над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора. (Б. Окуджава) |
Акцентный стих — система тонического стиха, основанная на более или менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках. (В.В. Маяковский «Нате»)
Как успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ по литературе
Экзамен — это игра по правилам. Рассказываем, как их соблюдать и получать высокие баллы
Как устроен экзамен
Итоговый экзамен по литературе в 9 классе состоит из двух частей. Первая часть подразумевает работу с текстом, а во второй части нужно написать сочинение объёмом не менее 200 слов.
В первой части 3 задания.
В заданиях 1 и 2 нужно прочитать приведённый фрагмент текста и ответить на вопросы. Ответ должен состоять из 3–5 связных предложений. Это примерный объём: можно написать и 6–7 предложений, а можно уложиться в 2. Главное не количество, а качество.
В задании 3 необходимо сравнить фрагменты двух произведений и сформулировать ответ из 5–8 предложений.
Во второй части от вас требуется написать сочинение объёмом не менее 200 слов на одну из четырёх предложенных тем. Здесь количество слов — условие обязательное.
Задания 1–2 → 6 баллов,
задание 3 → 8 баллов.
Максимальное количество баллов за весь экзамен — 33.
Экзамен по литературе в 11 классе состоит из двух частей и 17 заданий.
В первой части 16 заданий.
Задания 1–9 относятся к приведённому в бланке фрагменту эпического, лиро-эпического или драматического произведения. В заданиях 1–7 нужно дать краткий ответ, задания 8–9 требуют развёрнутого ответа объёмом 5–10 предложений. Здесь также указан примерный объём, считать предложения эксперты не будут.
Задания 10–16 относятся к приведённому лирическому произведению.
Во второй части задание одно — написать сочинение объёмом не менее 200 слов на одну из четырёх предложенных тем.
Задания 1–7 и 10–14 → 1 балл,
задания 8 и 15 → 6 баллов,
задания 9 и 16 → 10 баллов.
Максимальное количество баллов за весь экзамен — 58.
Как готовиться
Читайте книги
Список произведений, на который нужно ориентироваться, содержится в кодификаторе. Он выложен на сайте ФИПИ. Книги стоит прочитать полностью, не ограничиваясь кратким пересказом. Так вы сможете лучше понять текст, познакомиться с нюансами сюжета и стиля автора. Всё это пригодится для ответов на вопросы экзамена.
Перечитайте произведения, которые вы проходили в предыдущих классах. С тех пор как вы изучали программу средней школы, прошло несколько лет: вы изменились, повзрослели, стали больше знать и лучше понимать классику. Перечитывая книги, вы посмотрите на них под новым углом, освежите в памяти содержание и будете готовы к самым неожиданным вопросам на экзамене.
Запоминайте главное
Просто читать книги для сдачи экзамена недостаточно. Необходимо заранее проанализировать произведения, записать и запомнить наиболее важные моменты, которые понадобятся для ответов на вопросы.
1. По каждому произведению составьте таблицу и выучите наизусть информацию, которая в ней содержится.
Автор | Название | Жанр (написан в кодификаторе) | Полные имена героев | Место действия |
---|---|---|---|---|
Александр Сергеевич Грибоедов | «Горе от ума» | Комедия | Александр Андреевич Чацкий Софья Павловна Фамусова Павел Афанасьевич Фамусов Алексей Степанович Молчалин Лизанька | Москва |
Александр Сергеевич Пушкин | «Евгений Онегин» | Роман в стихах | Евгений Онегин Татьяна Дмитриевна Ларина Владимир Ленский | Петербург деревня Москва Петербург |
Федор Достоевский | «Преступление и наказание» | Роман | Родион Романович Раскольников Софья Семёновна Мармеладова . | Петербург каторга |
2. Разберитесь в системе образов.
Составьте схему или интеллектуальную карту с обозначением всех героев, начиная с главного. Из схемы должно быть сразу понятно, какое отношение персонажи имеют друг к другу, откуда они появились в сюжете, как взаимодействуют с главным героем.
3. Обращайте внимание на характер и личные качества главных персонажей.
Составьте список ярких цитат из монологов, в которых герой демонстрирует личные качества, и значимых эпизодов, раскрывающих характер героя. Разберитесь, в чём суть монолога и фрагмента, каково его значение в изображении персонажа.
Для каждого стихотворения из кодификатора составьте таблицу:
Автор | Название | Тематика | Ключевая цитата, которую можно использовать на экзамене |
---|---|---|---|
Владимир Владимирович Маяковский | «Скрипка и немножко нервно» | тема любви; тема одиночества; тема поэта и поэзии | «Мы ужасно похожи: // я вот тоже // ору — // а доказать ничего не умею!» |
Осип Эмилевич Мандельштам | «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» | тема одиночества; философская лирика | «Где к зловещему дёгтю подмешан желток. // Петербург! я еще не хочу умирать! // У тебя телефонов моих номера» |
Борис Леонидович Пастернак | «Определение поэзии» | тема поэта и поэзии | «Это — щёлканье сдавленных льдинок, // Это — ночь, леденящая лист» |
Чтобы быстрее запомнить цитаты, используйте карточки. На небольшом листе бумаги или картона напишите с одной стороны автора и название стихотворения, с другой стороны — цитату из него. Берите карточки с собой в транспорт, повторяйте материал в любое свободное время, пока не выучите все нужные цитаты.
Ознакомьтесь с требованиями к экзамену
Они содержатся в демоверсиях ОГЭ и ЕГЭ по литературе, выложенных на сайте ФИПИ. В требованиях подробно изложено, чего именно ждут от вас на экзамене и что хотят видеть в ваших работах.
Зная требования, вы сможете выучить нужный материал во время подготовки и самостоятельно проверить свою работу на экзамене. Выполняя типовые экзаменационные задания, обязательно делайте такую проверку на соответствие критериям. Основные требования — это полнота раскрытия темы, использование цитат и ссылок на произведение, применение теоретико-литературных терминов.
Изучите литературную критику и биографии авторов
Чтобы успешно проанализировать приведённый текстовый отрывок или раскрыть тему сочинения, вам понадобится знать не только тексты, но и критику. Она позволит посмотреть на текст с другой точки зрения, как будто его читали не вы, а третий человек. Все основные критические статьи упоминаются в школьной программе.
Ознакомьтесь с первоисточниками, а не с кратким пересказом.
Знание критики также поможет ответить на вопросы вроде: «Какие ещё произведения этого автора получили неоднозначную оценку современников?»
Вы также сможете подробнее проанализировать произведение, если будете знать о связанных с текстом фактах биографии автора. К примеру, отвечая на вопросы о стихотворении Михаила Лермонтова «Нищий», полезно знать, что поэт написал его под впечатлением от собственной влюблённости.
Не помешает и знание исторического контекста, особенно если автор был свидетелем исторических событий, отражённых в произведении. Например, поэма Александра Блока «Двенадцать» понимается лучше, если вспомнить, что автор жил в революционном Петрограде.
Используйте теоретико-литературные понятия
Недостаточно знать, что такое метафора, эпитет или лирический герой. Необходимо к месту употреблять эти понятия при анализе произведения. Составьте список необходимых понятий, опираясь на школьную программу и кодификатор. Помните о том, что знать нужно не только сам термин, но и все понятия, которые с ним связаны: например, сюжет и фабула. Используйте теоретические понятия, когда пишете тренировочные сочинения и выполняете типовые экзаменационные задания.
Как действовать на экзамене
Как отвечать на вопросы к тексту
✔️ Внимательно читайте текст задания.
Много ошибок школьники допускают из-за невнимательности: например, в задании спрашивают, как решается конфликт, а выпускник отвечает, где он решается. Каждое слово в формулировке задания имеет значение.
✔️ Обязательно аргументируйте свой ответ примерами из текста.
При этом можно использовать не только приведённый отрывок, но и другие эпизоды из тех же произведений.
✔️ Не искажайте авторскую позицию.
В художественной литературе не всегда всё однозначно, и порой об авторской позиции спорят даже литературоведы. Однако подобные спорные вопросы не выносятся на экзамен, и ломать над ними голову вам не придётся. По всем произведениям школьной программы заранее известна «каноническая» авторская позиция — она прописана в учебнике и статьях критиков. Отклоняться от неё или оспаривать её на экзамене не стоит.
✔️ Не стремитесь выразить своё мнение.
Упоминать о вашем отношении к произведению или героям нужно лишь в том случае, если вас прямо об этом спрашивают. Например, если тема вашего сочинения: «Кто из героев „Войны и мира“ Льва Толстого вам наиболее интересен и почему?», при ответе необходимо опираться на текст, а не на собственные эмоции.
Настаивать на собственной трактовке темы, идеи или проблематики произведения на экзамене вообще не стоит, даже если такая трактовка у вас есть и вы можете обосновать её цитатами из текста. Проверяющему важно, чтобы вы правильно передали авторскую позицию, а не продемонстрировали собственное понимание.
✔️ Избегайте логических, фактических и речевых ошибок.
Следите за точностью ссылок на текст и правильностью употребления слов, излагайте мысль последовательно, не перескакивая с одного на другое. Не используйте разговорную лексику и канцеляризмы.
ЕГЭ: как выполнять задания 9 и 16
Эти задания начинаются со слов «В каких произведениях русской классики/русских поэтов…» При этом вопросы могут быть самыми разными, и никакого заранее известного списка не существует. Вас могут спросить буквально о чём угодно: в каких произведениях описан конфликт отцов и детей или встреча героев за столом всей семьёй, в каких стихотворениях есть размышления о «горестях несчастной любви» или образ звёзд.
Если вам достался вопрос, ответ на который сразу не приходит в голову, не паникуйте.
Выполняя задание 9, сосредоточьтесь и начните перебирать в памяти эпические или драматические произведения, которые вы знаете. Лучше делать это письменно. Не бойтесь потратить на это время — так вы, в конечном итоге, справитесь быстрее. Берите ручку и выписывайте в столбик названия произведений. В этот момент вы будете автоматически прокручивать в голове их содержание и анализировать его на предмет «подходит или не подходит». Без списка мысли путаются и такой анализ невозможно провести быстро. Перебирая произведения письменно, вы успокоитесь и обязательно вспомните, где происходили нужные вам события или встречался требуемый образ.
Выполняя задание 16, относящееся к поэзии, не переписывайте все известные вам стихи подряд, это займёт слишком много времени. Задавайте себе наводящие вопросы: кто мог об этом писать, в стихотворениях на какую тему этот образ мог встречаться? Если нужен образ звёзд, записываем всех, в чьих стихах встречаются пейзажи и описания природы, а потом вспоминаем конкретные стихотворные строки.
Как писать сочинение
Вы получите за сочинение максимальное количество баллов, если:
- оно соответствует теме;
- авторская позиция не искажена;
- тема раскрыта полностью;
- в качестве аргументов приведены примеры из текста;
- использованы теоретико-литературные понятия;
- композиция отличается цельностью;
- мысли изложены последовательно и логично;
- нет речевых ошибок.
Основная часть
- Начните работу с основной части.
- Составьте план будущего сочинения.
- Сформулируйте три пункта, которые раскрывают тему.
Например, тема — любовная лирика Михаила Лермонтова. Чтобы её раскрыть, выпишите названия трёх стихотворений поэта о любви и проанализируйте их. Вы получите минимум три абзаца осмысленного, содержательного текста и рассмотрите три аспекта указанной темы, что вполне достаточно для её раскрытия.
- Запишите цитаты, которые иллюстрируют вашу мысль.
Их не должно быть слишком много (это перегружает текст) или слишком мало. Придерживайтесь правила: один абзац — одна мысль — одна-две цитаты. Если вы пишете о поэзии, лучше использовать прямые цитаты. С прозаическими произведениями подойдут и косвенные: «Пушкин писал, что…»
- Выберите отсылки к тексту произведения.
Это могут быть фрагменты, эпизоды, образы, события, поступки героев, которые иллюстрируют вашу мысль.
- Подумайте, какие теоретико-литературные термины вы можете использовать.
Они должны соответствовать теме. Если это тема любви в творчестве поэта, подойдут термины «любовная лирика», «лирический герой», «метафора», «сравнение».
- Напишите основную часть по плану, используя подготовленный материал.
Избегайте простого пересказа и словоблудия — так называемой «воды». Они обеспечивают объём, но не помогают раскрыть тему, а время отнимают. Следите за тем, чтобы правильно передать позицию автора.
Вступление и заключение
Переходите к вступлению и заключению после написания основной части.
Вступление должно быть кратким — не более двух-трёх предложений. Не используйте штампы и пустые, ничего не значащие фразы: «великий русский поэт», «известное произведение», «все мы знаем» и тому подобные. Они замусоривают текст и тратят ваше время.
Во вступлении можно сказать об актуальности темы или проблемы для самого автора, для всего человечества или для вас лично, упомянуть исторические факты или факты биографии автора. Можно заходить через сюжет: «Тема семьи — одна из главных в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“».
В качестве подсказки используйте ключевые слова в формулировке темы. Возьмём тему «Над какими философскими вопросами размышляет Ф. Тютчев в своих стихотворениях?». Ключевые слова здесь — «философские вопросы». Значит, во вступлении можно говорить о том, что такое философская лирика и какое место она занимает в поэзии вообще и в творчестве Тютчева в частности.
Ещё один вариант начала — кратко перечислить мысли, которые вы раскроете в основной части. К примеру, если тема — «Семья в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“», во вступлении можно не просто указать, что она важна для писателя, но и перечислить, на примере каких семей мы видим события начала XX века..
Заключение состоит из двух-четырёх предложений, в которых необходимо подвести итог и сделать краткий вывод из всего вышесказанного. В заключении не должно быть никакой новой информации. Вернитесь к теме, перечитайте её. Теперь пишите заключение. Здесь можно ещё раз кратко повторить основные тезисы или написать о том, как повлияло на вас творчество автора.
Не забудьте несколько раз медленно прочитать черновик. Возможно, где-то прячутся речевые или даже фактические ошибки.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Как сдать ЕГЭ по литературе на 95+? Советы выпускников
Комментарии собрала Анжела Аксенова, МКОУ Семеновская СШ, с. Семеновка, Волгоградская область.
Скоро начнется новый учебный год: будущим выпускникам пора закатать рукава и приступить к упорной работе. Экзамены — это ответственно и не всегда просто, и успех закладывается заранее. Я поговорила с ребятами, которые уже сдали единый экзамен. Они охотно поделились своим опытом, потому что понимают все страхи и проблемы тех, кому он еще только предстоит.
Кодификатор ЕГЭ по литературе выглядит необъятным. Одна «Война и мир» как всех пугает. Стоит ли все читать? Как поглотить большой объем лирики?
— Самой большой ошибкой будет учить все 148 стихотворений. Никогда так не делайте! Нужно выделить часто встречающиеся на ЕГЭ темы по лирике и найти любимые или универсальные стихотворения. Обязательно запомните название и автора. Также прочитайте несколько разборов к каждому стихотворению, чтобы на экзамене не ошибиться в анализе. С прозаическими произведениями придётся помучиться, потому что их нужно знать все.
— При подготовке лучше выбрать для себя два периода в истории русской литературы. Один как основной: вы должны знать все произведения от корки до корки; второй как запасной, если вдруг одна из тем в 17 задании не устроит. Лучше всего подойдет начало и конец 19-го века. Произведения этого времени изучите особенно внимательно. Что касается стихотворений, учить всё не обязательно. Найдите основные темы, которые могут встретиться вам, подберите по три стихотворения для каждой и выучите их полностью, либо отрывки. Также есть всеобъемлющие лирические произведения, поднимающие много тем. Их стоит отыскать и запомнить — точно пригодятся.
— Учить все стихи и знать все произведения необязательно, это может даже сбить с верного пути, так как вся информация перепутается в голове. Я сдала на 100 баллов, хотя более половины произведений не прочитала. Советую рассматривать произведения с литературоведческой точки зрения, пытаться понять позицию автора, выделить основные проблемы, темы, характеры. В этом помогут анализы или критические статьи.
Самое сложное — начать. Многие откладывают подготовку, потому что боятся ошибиться: «Я же не умею, я же не знаю». Ребята рассказали о сложностях в подготовке и о том, как с ними бороться:
— На меня наводили ужас обилие цитат и необходимость учить стихотворения. Но самое трудное — соблюдение речевой грамотности в сочинениях. Мы так привыкли говорить в повседневной жизни как колхозники, что иногда такие огрехи попадают и в сочинения. Мой совет — будьте внимательнее, изучите все виды речевых ошибок, и какие часто встречаются у вас. Ведь обидно терять баллы из-за мелочей.
— Было сложно распределить время. Мне приходилось устраивать самой себе пробники, чтобы понимать, успеваю ли я все сделать, если буду писать сочинения в черновик, а потом в чистовик. Не получилось, поэтому училась работать сразу в бланках.
Основной упор в подготовке к ЕГЭ по литературе нужно делать на отработку сочинений. Так ли страшно, если до этого ты не умел их писать?
— Если разобраться с шаблонами, критериями, то написание сочинений не составит никакого труда. Чем больше пишешь, тем лучше получается. Первое 17 сочинение я написала на 9 баллов, в конце года всегда получалось на 14/14. Создайте для себя шаблон, чтобы не испугаться белого листа на экзамене. Придумайте введение и заключение в 8,9 и 15,16 заданиях. В 17 не забывайте о терминах. За их отсутствие могут снять баллы. Перед тем, как писать сочинение, выпишите себе список понятий в черновик, которые можно было бы использовать. При проверке следите, чтобы не было речевых и фактических ошибок. Я заводила отдельный блокнот, куда записывала ошибки из сочинений. Пролистывала его раз в неделю и запоминала, как делать нельзя.
— Он простой, вопросы повторяются. Порешаете пару десятков раз и уже будете во всём разбираться. Термины из теста пригодятся вам еще и в сочинениях. Лирика без них плохо анализируется, а в 17 сочинении даже критерий особый есть. Так что вам в любом случае нужно ими владеть, чтобы показать свой литературоведческий уровень подготовки. (Артем Князьков, 100 баллов)
Без системы тяжело идти к хорошему результату. Ребята поделились, в каком режиме они готовились.
— Литературой я занималась каждый день: в школе, после школы, на выходных. В понедельник, среду и воскресенье у меня были вебинары в «Умскул» с Фаришей Князевой. В другие дни я делала домашние задания: писала сочинения, решала тестовую часть, читала анализы произведений, учила цитаты. В онлайн-школе мы за год прошли кодификатор три или четыре раза. Сначала была теория литературы. Затем изучали произведения так же, как они даны в кодификаторе. Вместе с ними проходили алгоритм написания сочинений в порядке их расположения в КИМе. Все это три раза, с сентября по май. Про эту систему можно сказать: «Повторение — мать учения». И она для меня оказалась лучшей.
— Ходил к репетитору 2 раза в неделю, каждый день писал либо 8 и 9, либо 15 и 16, либо 17 сочинение. Это программа минимум, чаще я делал больше. Вдобавок старался каждый день учить либо стихотворение, либо отрывок из него, либо цитаты. Вместо роликов на YouTube под вкусный обед смотрел вебинары по литературе. В самые продуктивные дни я занимался с перерывами часов 8. Но это очень выматывает морально и физически, поэтому такого темпа работы не хватало надолго. Так и выходило, что день занимаюсь усердно и два дня валяюсь на диване, пописывая одно сочинение.
— Усердно заниматься я начала где-то с января и уделяла литературе по 4–5 часов в день. У меня была система, но я не всегда ее придерживалась. Однако старалась заниматься каждый день: читала произведения и анализы, учила стихотворения. За неделю до экзамена повторила весь пройденный материал.
— Я занималась литературой с декабря по 3 июля включительно. Зимой это было что-то ознакомительное, а с начала весны— серьезное. Готовилась усиленно, тратила около 10 часов в день: писала сочинения, читала краткие пересказы, решала тесты, смотрела вебинары и разборы вариантов, советовалась с куратором, решала пробники.
— Я брала крупные произведения на полный обзор в том порядке, в каком они располагаются в кодификаторе. Составляла план анализа произведения, выписывала важные цитаты, которые можно применять в сочинениях. Также готовилась к 17 сочинению. Искала на «Решу ЕГЭ» все задания по конкретному произведению, смотрела темы сочинений и составляла план к каждому.
Как успеть за 4 часа написать 5 сочинений? Ребята говорят, что это сложно, но реально.
— На тестовую часть стоит отвести не более 3–4 минут. На мини-сочинения я уделяла полчаса: 20 минут для написания в черновик, 10 на переписывание в бланк и проверку. На самом экзамене не везде получалось так, поэтому иногда я писала часть сразу в чистовик, что-то набрасывала на черновик. Все оставшееся время у меня ушло на 17 сочинения и на прогулку по коридору для «проветривания» мозгов, которая длилась минуты две.
— На экзамене по литературе катастрофически мало времени, поэтому его придётся экономить. Всё, кроме семнадцатого, пишется сразу в чистовик. У меня была система, по которой я должен был потратить 25–30 минут на 8,9,15,16 и час на 17. Ещё час остаётся на проверку и форс-мажоры. Если следовать этому плану, то времени окажется предостаточно.
История успеха заряжает. Однако никто никогда до конца не уверен в своем высшем балле. Ребята переживали различные чувства после экзамена и такой результат стал для них большим сюрпризом:
— Я знала, что напишу на 90+, потому что готовилась весь год, но 100 баллов я не ожидала. Мне не понравилось моё 17 сочинение, я могла бы лучше, но спасибо проверяющему, который дал мне шанс и поставил максимум.
— Я выходила из аудитории с чувством, что сделала все, что зависело от меня. Не идеально, но я показала все свои знания. В итоге я получила 97 баллов. Если честно, я была готова к такому результату, но думала, что получу меньше.
— После экзамена хотелось то ли чаю выпить, то ли повеситься. Склонялся ко второму. Рассчитывал баллов на 80, так как не был уверен в твердости аргументов 17 задания и из-за нехватки времени не успел перепроверить сочинения.
К ЕГЭ готовятся долго: год или даже два. Этот период проверяет на прочность, самостоятельность и ответственность. Ребята получают не только знания, но и жизненные уроки.
— Экзамен научил меня, что ничего в мире не стоит моих нервных клеток. Нужно было больше спать и есть. Даже где-то наслаждаться последними занятиями в школе и ловить ностальгическую волну. Я это упустила из-за боязни не сдать и выбрала подготовку. Но сейчас не жалею, ведь 100 баллов помогают пройти во многие вузы, а поступить в университет я хотела больше, чем гулять с одноклассниками и спать по 9 часов в сутки. Стоит расставить все приоритеты ещё в сентябре, чтобы потом не жалеть. Экзамен — это о работе, об усердной подготовке. Не стоит надеяться на удачу или помощь свыше.
— Я поняла, что если хочешь добиться высоких результатов, то нужно прикладывать много усилий для их достижения, ничего не даётся просто так. И, конечно, важно следить за временем и правильно его распределять.
Главные советы выпускников:
Прислушайтесь к этим советам. Они помогут вам понять, как подойти к проблемам и нюансам экзамена. Не бойтесь ЕГЭ. Все по силам. Истории высокобалльников доказывают это.
Абитурентище
воскресенье, 11 мая 2014 г.
Стихотворения для ЕГЭ по литературе. Часть 1.
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Михаил Лермонтов
«Поэт»
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну порвал кольчугу.
Забавы он делил послушнее раба,
Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
Нарядом чуждым и обидным.
Он взят за Тереком отважным казаком
На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
В походной лавке армянина.
Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене
Увы, бесславный и безвредный!
Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь с зарей,
Никто с усердьем не читает.
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, котрой свет
Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья.
Бородино
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять.
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит, и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну.
И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные.
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.