0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие темы затрагивает бродский в своих стихах

Основные темы и мотивы лирики Бродского.

Иосиф Бродский — один из самых молодых нобелевских лауреатов в области литературы (удостоен в 47 лет). Поэт родился и вырос в Ленинграде. Тема Ленинграда занимает значительное место в раннем творчестве поэта «Стансы», «Стансы городу», «Остановка в пустыне». Характерно начало «Стансов». В 1972 году Бродский вынужден уехать в США, где являлся почетным профессором ряда университетов. В США один за другим выходят его поэтические сборники: «Стихи и поэмы», «Остановка в пустыне», «В Англии», «Конец прекрасной эпохи». В последние годы жизни Иосиф Бродский все чаще выступал как англоязычный автор. Для раннего поэта характерна динамика: движение, дорога, борьба. Она оказывала очищающее воздействие на читателей. Произведения этого периода сравнительно просты по форме. Граница между ранним и зрелым Бродским приходится на 1965-1968 года. Поэтический мир его как бы застывает, начинают преобладать темы конца, тупика, темноты и одиночества, бессмысленности всякой деятельности.

В этот период темой творчества поэта становятся любовь и смерть.

Однако любовной лирики в традиционном смысле у Бродского нет. Любовь оказывается чем-то хрупким, эфемерным, почти нереальным. Любовь часто видится как бы через призму смерти, сама же смерть оказывается весьма конкретна, материальна, близка.

В поэзии Бродского возрождаются философские традиции. Оригинальность философской лирики Бродского проявляется не в рассмотрении той или иной проблемы, не в высказывании той или иной мысли, а в разработке особого стиля, основанного на парадоксальном сочетании крайней рассудочности, стремлении к чуть ли не математической точности выражения с максимально напряженной образностью, в результате чего строгие логические построения становятся частью метафорической конструкции, которая является звеном логического развертывания текста. Оксюмороны, соединения противоположностей вообще характерны для зрелого Бродского. Ломая штампы и привычные сочетания, поэт создает свой неповторимый язык, который не сочетается с общепринятыми стилистическими нормами и на равных правах включает диалектизмы и канцеляризмы, архаизмы и неологизмы, даже вульгаризмы. Бродский многословен. Его стихотворения для русской поэзии непривычно длинны; если Блок считал оптимальным объемом стихотворения 12-16 строк, то у Бродского обычно стихотворения в 100-200 и более строк. Необычно длинна и фраза— 20-30 и более строк, тянущихся из строфы в строфу. Для него важен сам факт говорения, преодолевающего пустоту и немоту, важно, даже если нет никакой надежды на ответ, даже если неизвестно, слышит ли кто-нибудь его слова.

Творчество Бродского метафизично, это микрокосмос, где уживается Бог и черт, вера и атеизм, целомудрие и цинизм. Его поэзия чрезвычайно объемна и — одновременно — разнопланова. Бродский, подобно Ахматовой и Мандельштаму, очень литературный поэт, у него много аллюзий на предшественников. Поэтический мир Бродского, по сути дела, оказывается квадратом, сторонами коего служат: отчаяние, любовь, здравый смысл и ирония.

Бродский был изначально умным поэтом, то есть поэтом, нашедшим удельный вес времени в поэтическом хозяйстве вечности. Оттого он быстро преодолел «детскую болезнь» определенной части современной ему московско-ленинградской поэзии, так называемое «шестидесятничество», основной пафос которого определяется. впрочем, Бродский отдал этому пафосу мимолетную дань, хотя бы в ранних, весьма банальных стихах о памятнике. В 1965 год Бродский формулирует свое кредо, оставшееся в силе до конца его жизни.

Свою деятельность поэт сравнивает со строительством Вавилонской башни — башни слов, которая никогда не будет достроена. В творчестве Бродского мы находим парадоксальное соединение экспериментаторства и традиционности. Этот путь, как показала практика, не ведет к тупику, а находит своих новых приверженцев. Ранняя смерть поэта прервала его жизненный путь, а не путь его поэзии к сердцам все новых и новых поклонников.

Философская проблематика в лирике И. Бродского

Автора Иосифа Бродского можно выделить среди тех творцов, кто в силу обстоятельств, вынужден были уехать за границу из родной страны. Советская цензура осталась недовольна, что автор не желает писать стихи, которые бы прославляли российский социалистический строй. Он вынужден был много работать за границей, не забывая при этом о родной стране. Работы автора имеют многообразие в плане поэтических интонаций, ведь то, что он долго прожил за границей, оставило сильный след в его душе и творчестве. Можно сказать, что это небольшие откровения по философии, которые преследует так или иначе каждого из нас.

В собственных стихах философского характера, он тонко раскрывает тему родины. К примеру, стих «На смерть Жукова», что был написана в первой половине семидесятых, поднимается философская тема проблемы жизни и смерти Жукова, что происходит на форме трагедии жизни обычных людей.

Трагедия войны и ее последствия

То есть, читателю раскрывается то, что за боевой славой, за ее величием, все более четко проступает трагедия, и автор начинает показывать отрицательное отношение к войне. Автор напрямую говорит о том, что, если величие будет достигнуто путем страданий и трагедий, тогда такое величие не может быть ценным, не имеет смысла и вообще, не стоит внимания. В этом есть свой смысл, ведь война часто воспевается как нечто величественное, но на самом деле нет ничего хорошего в том, когда гибнут люди.

В свете философских размышлений Бродский раскрывает и тему искусства. Он говорит о балете как об замке красоты, где живут нежные жильцы, выступающие под классическую музыку.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рассматривается взгляд автора на искусство в целом, а не только на один балет. Когда стихи завершаются, то там открывается еще одно более философское открытие, посвященной человеческой душе, которая все никак не найдет себе места в этом мире. Поэт в итоге подтверждает истину, что заключается в том, что большое искусство способно принадлежать всему мира, а не только какой-то одной национальности. Если художник настоящий, то он может жить и за пределами родной страны, но при этом, все равно талантливо творить. И сам Бродский может выступать тому очень ярким примером. Он не единственный, кто творил за рубежом, существуют и другие писатели, что вынуждены были эмигрировать, но все равно, остались верны русскому творчеству.

Философия в творчестве Бродского

Явление философии — это всегда поиск новой формы, и Бродский сумел работал над этим в собственных стихах, причем делал это смело и оригинально. Часто мог использовать переносной прием качества сначала с одного предмета на другой. В его творчестве все может меняться местами, кроме самого главного, когда человеком в самом начале пути приходится проходить через что-то такое, что является неизменным. И только освоим главные жизненные ценности, сможет двигаться дальше и придумывать что-то свое.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Однако, если рассматривать общее философское устремление автора, то его главная философская тема, что он поднимает в творчестве заключается в проблеме личностной свободы. То есть, свобода для человека — это самое главное, то, без чего никогда не обойтись, и без чего нет в жизни смысла вообще. По сути, только тот человек, что знал цену личностной свободы, мог продумать такое и написать.

Сегодня Бродский уже умер, но его поэзия продолжает жить и радовать поклонников творчества. Благодаря его работам, всегда можно найти ответ на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. И это действительно ценно и важно, как в мире литературы, так и в жизни обычного человека.

Читать еще:  Что такое безысходность стих

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Отзывы студентов о нашей работе

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Всё сдал!», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Принимаем к оплате

Поэзия жгучего одиночества. Иосиф Бродский

Западу Иосиф Бродский нужен был при жизни, России – будет нужен всегда.

От завещанного поэтом каждый отберёт всё великое и вечное — то, без чего не проживёшь и дня.

Бродский многолик. Он – и одинокая ладья, уткнувшаяся носом в излучину реки. Он – и чёрный ворон, пронзительно кричащий над российскими погостами. Он – и дикий зверь, не позволяющий себя ласкать. С яростью льва он бросается на жертву, и одновременно испытывает беспомощность червя, «уставшего извиваться в клюве» птицы.

В поэзии Бродского преобладает безысходность. Он заглядывает в трагическое прошлое, предвидит безрадостное будущее, пошлые стихи отдают зловонным отстойником настоящего, куда стекают городские нечистоты.

Под хвойными ветвями его поэзии собираются и горячие поклонники и въедливые критики. Подобно каменной глыбе, он не подвержен внешним влияниям: ни ветрам, ни дождям, ни сменам времён года. Он не слышит грозовых разрядов эпохи.

2. Юношеские пристрастия

Неудивительно, что в послесталинской России рождается такой законченный антикоммунист, как Иосиф Бродский. Его жгучая ненависть к советскому строю, к большевистской идеологии – это ответная реакция на политические репрессии.

Над юношей нависает грозное прошлое, готовое в любую минуту обрушиться на его голову. Отсюда – безысходность и фатализм, злоба и бурный протест.

Увлечение Западом начинается у Бродского с культа заграничных вещей – фотографий, пластинок, журналов, радиоприёмников, стильной одежды. Трофейные фильмы, заполняющие послевоенные кинотеатры, пробуждают интерес к иной, едва ли не инопланетной жизни. А любовь к американскому джазу?! Как много он значит для молодёжи его поколения! Зарубежные радиопередачи, изучение английского и польского языков, журнал «Иностранная литература» формируют законченного индивидуалиста. В обществе появляется, по словам самого Бродского, «социально самоустроенный человек».

3. Еврейское клеймо

Уже в детстве Бродский ощущает, что он – еврей. С каиновой печатью он ходит всю жизнь и не может освободиться от проклятия, нередко ввергающего в ипохондрию.

Изначально Бродский осознаёт себя атеистом, игнорирующим иудаизм и христианство. Но тайное влечение к «презренной» еврейской вере исподволь приводит его к христианскому Богу. На Рождественские праздники он пишет стихи, обращённые к младенцу Иисусу Христу.

Можно сказать, что мироощущение Иосифа Бродского – это сплав еврейского отчаяния и христианской надежды.

4. Юмор и сатира

Чёрный юмор по поводу жизни в советском обществе – это типичная гримаса изгоя. Элементы критики существующего порядка присутствуют в стихотворениях, написанных в уже 18 летнем возрасте.

Едкая сатира явно заявляет о себе в зрелые годы. Обывательским еврейским сарказмом отличаются пьесы Бродского. Их отравляет похабный «зековский» жаргон, несовместимый с художественной литературой.

5. Прекраснодушные мечты о «демократии»

Главным принципом жизни индивидуалиста Бродского является свободное волеизъявление, а идеальным обществом – «демократия», на которую он молится.

Бродский отвергает византийскую косность православия, ему чужд образ мыслей русских людей. Они кажутся поэту жертвами и палачами деспотизма. Идеализируя «свободное» общество, новоиспечённый демократ не замечает его порочного стремления к идолопоклонству и наживе. И с какой бы тщательностью он не прятал в душе иудаизм (пусть даже окрашенный в христианские тона), как бы терпимо он не относился к верующим, Бродский всё-таки остаётся светским человеком, точнее говоря, — атеистом с ярко выраженной гумилёвской пассионарностью.

Его рассуждения об исторических событиях плоски и примитивны. Он не затрудняет себя пониманием диалектики общественного и индивидуального. Бродский отдаётся во власть негативных эмоций, видя в человеке не столько творческую личность, сколько «общественное животное». Так, невольно он попадает в капкан западной идеологии.

6. Любовь и ненависть к России

Россия кажется Бродскому «мрачной империей». В стихотворении «Перед памятником А. С. Пушкину в Одессе» он называет Россию «тюрьмой широт». Поэт выливает ушаты грязи и ругани на оставленную родину. Но ведь враждебное словоблудие нельзя считать критикой недостатков государства. Это, скорее всего, идеологический эксгибиционизм умника, перешедшего границу порядочности. Здесь злобная натура Бродского обнажается до наготы. Он показывает себя некультурным человеком. И, тем более, не сочувствующим христианином! Хочется думать, что не только за презрение к России его удостаивают Нобелевской премии. Сомнительно, что в нём изначально заложена потребность оплёвывать святое. Скорее всего, он сознательно выкладывает на американский рынок ходовой идеологический товар.

В стихотворении «Путешествие в Стамбул» поэт разоблачает советскую правящую элиту. Статус великой державы он низводит до Османской Турции.

Запад использует Бродского как горючее для разжигания «холодной войны», как кислоту, разъедающую русский образ мыслей.

7. Нравственные основы

Мы не судим русскую поэзию по фривольным стихам Баркова и юнкерским поэмам Лермонтова. Точно так же по отдельным стихотворениям Иосифа Бродского не надо судить обо всём его творчестве.

Ввиду парадоксальности и резкости своего характера, Бродский отвергает Россию как безусловное зло. Сделав приоритетом общечеловеческие идеалы и ценности, Бродский всё же остро реагирует на злободневные проблемы жизни. Иное дело, что политик он – никудышный.

Добившись мировой славы, Бродский остаётся простым, доброжелательным собеседником. Порой скромность поэта доходит до самоуничижения. Его путь как личности представляет собой инерцию движения от могущественной империи к беззащитному человеку, от вселенского бытия до незаметной песчинки. И он ощущает это «нутром», «изнанкой» сознания.

В конце 50-х годов Бродский создаёт два шедевра: «Пилигримы» и «Одиночество». В них сквозь поэтическую риторику проступают живая мысль и яркая образность. Последние строки «Пилигримов» сражают фатальной предопределённостью событий. Судите сами:

И быть над землёй закатам,
И быть над землёй рассветам.
Удобрить её солдатам.
Одобрить её поэтам.

Первые строки «Одиночества» потрясают горечью утраченных надежд:

Когда теряет равновесие
Твоё сознание усталое,
Когда ступеньки этой лестницы
Уходят из под ног,
Как палуба,
Когда плюёт на человечество
Твоё ночное одиночество, —
Ты можешь
Размышлять о вечности
И сомневаться в непорочности
Идей, гипотез, восприятия
Произведения искусства,
И — кстати — самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности…

Читать еще:  Как заставить сири читать стихи

Можно смело утверждать, что поэзия Бродского начинается с кульминации, после которой происходит медленный и неуклонный спад поэтического вдохновения. Именно в этих стихотворениях закладываются основные темы последующего творчества. Таковых, в сущности, всего три: 1. Вечное скитание по миру, 2. Мучительное одиночество, 3. Ощущение трагизма жизни. Бродский мог бы умереть в 1958 году, но навсегда остался бы в русской поэзии! Его талант расцветает так рано и с такой интенсивностью, что в дальнейшем он всего лишь развёртывается в пространстве и времени. Ранняя поэзия Бродского – это поэзия предвидения, дальнейшее творчество – перевоссоздание найденного в юности.

9. «Болдинская осень» в архангельской области

Полтора года архангельской ссылки расширяют тематику поэзии Бродского. Всё чаще ему удаётся любовная лирика. Его посещают глубокие раздумья. Отчетливо обнаруживается полу-язвительная, полу-горькая ирония («Румянцевым победам», «КПЗ», «Два часа в резервуаре»). У Бродского возникают предпосылки для органичного синтеза разговорной речи, простых чувств и виртуозной техники стихосложения. Схематизм и умозрительность уходят на задний план, уступая место личностному восприятию мира. Неожиданно перед изумлённой публикой предстаёт самобытный поэт!

Несмотря на то, что взлёт Бродского к поэтическим высотам оказывается стремительным, на него по-прежнему давит комплекс «Серого времени» и «Одинокого человека» (пьеса «Мрамор»). По-прежнему в его поэзии мало света, красоты, естественности. Сплошь и рядом происходит возврат к прошлым изъянам: живые чувства вытесняются надуманными ассоциациями, светлые надежды – безысходностью. Повсюду в стихах царит ненастье, ветер, дождь, снег и очень редко пробивается наружу зелёная травка. Грудь поэта испытывает невероятное давление. Жизнь кажется обречённой.

11. Поэты и писатели

По импульсивности ритма Бродский сравним с Леонидом Мартыновым. Их отличие состоит в том, что общество для Мартынова – родная среда, для Бродского – враждебная сила.

Если сопоставить Бродского с Цветаевой, то и здесь есть большая разница: поэзия для Цветаевой – это «искусство при свете совести», тогда как Бродский долг перед искусством ставит выше долга перед людьми и обществом. Искусство и нравственность для него – вещи плохо согласующиеся.

Набоков и Бродский скептически оценивают достижения советской литературы. В их глазах торжествует посредственность и плагиат! Они делают исключение для гениальных Ахматовой, Мандельштама, Пастернака, Цветаевой и, конечно же, для самих себя. Более того: Набоков и Бродский не воспринимают писателей-реалистов XIX века, отдавая предпочтение искусству самодовлеющего Слова. Отображение реальной жизни и нравственные проблемы они заменяют роскошными словесными цветниками. И как бы они не преуспели в селекции новых видов поэтических растений, какими бы искусными садовниками не были, они, тем не менее, отображают окружающий мир так же убедительно и глубоко, как это делают классики.

12. Странствия по свету

В 1972 году Бродский эмигрирует в США. На Западе его поэзия перерождается из гераклитовского «сухого блеска души» в сухой блеск ума, в изощрённую игру («Темза в Челси»).

Зашифрованные общечеловеческие символы неуклонно вытесняют непосредственность чувств и фантазию («Колыбельная трескового мыса»). Обладая огромным арсеналом выразительных средств, Бродский не без удовольствия погружается в мир красок и светотеней («Мексиканский дивертисмент»). Пребывая в бесконечных путешествиях по странам и континентам, Бродский не может сосредоточиться на главном. Мысль поэта угасает в ворохе новых впечатлений. Его предрасположенность к сердечности растворяется в океане человеческого равнодушия.

Теперь у Бродского возникает потребность сравнивать Запад с покинутой Россией. Неожиданно Россия становится для него неким нравственным мерилом жизни. Он смотрит на мир через образы юности, промелькнувшей в далёком прошлом. Память настойчиво возвращает его к началу жизни. Круг замыкается. На пороге — смерть!

Преодоление традиции и новаторство в поэзии Иосифа Бродского.

Россия – это мой дом, я прожил в нём всю свою жизнь, и всем, что имею за душой, я обязан ей и её народу. И главное – её языку

Цель моей исследовательской работы – показать пути преодоления традиции и новаторство формы и содержания в поэзии И.А.Бродского. Не претендуя на исчерпывающее исследование, не желая состязаться с отечественными и зарубежными литературоведами, моя задача в этой сложной исследовательской теме заключается в следующем: поднять, в первую очередь себя, на новый уровень знания поэзии И.Бродского, которая достойно замыкает весь поэтический XX век, и вызвать интерес к данной работе на всех уровнях прочтения. В основу моей работы положены критические материалы М.Крепе, С.Гандлевского, С.Волкова, Б.Янгфельдта, В.Ерофеева, В.Полухиной, С.Страшнова, П.Вайля, А.Гениса.

О времени, о мире, о себе…

И.А.Бродский – поэт сложного культурного наследия. Он использовал в своём творчестве темы Библии, Гомера, Вергилия, Данте, английских метафизиков и древнерусской литературы. В священном исступлении поэт говорил на языке всех времён, всех культур. Руководствуясь любимой формулой Х.Л.Борхеса о том, что «литературные вкусы Бога неведомы», И.А.Бродский напряжённо искал поэтический язык конца XX века. В своих стихах он перемешал Баратынского, Цветаеву и Пастернака, разумеется, внеся нечто новое, своё, отчасти продиктованное временем. Его стихи оригинальны, глубоки и выстраданы в реальных жизненных обстоятельствах. Отличительные черты стиля – жёсткость и скрытая патетика, ирония и надлом, ассоциативная образность. И.А.Бродский – первый русский поэт постмодерна. Это интересно как развитие стиля, как поворотная точка литературного процесса. Вечное в его поэзии – это не очередные гражданские или национальные идеи, а движение поэтики. И сегодня «горизонтальный» спор «неозападников» и «неославянофилов» вытесняется спором профессионально – литературным, «вертикальным» — спором о традиции и новаторстве, о месте классической поэзии и поэзии постмодернизма. Поэтическая система Бродского, говоря языком современного анализа,- это открытая система, все влияния направляющая только себе на пользу. Сегодня трудно установить по его стихам, в каком порядке он познакомился с поэзией Пастернака, Цветаевой, Элиота, Мандельштама, Джона Донна, Заболоцкого, Фроста, Хебникова, Ахматовой, Одена, Иейтса, Галчиньского, да это и не важно. Ни один из его любимых поэтов не вызвал в его поэзии перелома. Читателю моей работы предстоит совсем не безмятежное погружение в мир поэта. С годами И.Бродский всё охотнее включает в свой поэтический обиход явления, выводы и приёмы из соседних областей человеческого мышления, привлекает метафизическую философию, теологию, различные направления науки и искусства, не пренебрегает такими привычными в поэзии объектами иронии, как секс и политика. Трагедийная модель мироздания, предпочтённая комедийной, тоже не облегчает восприятие его поэзии.

От лирики метафизике.

В литературном энциклопедическом словаре даётся следующее определение лирики: »Лирика – род литературы, в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображённому». Лирическое произведение является отражением внутреннего мира лирического героя, его чувств, переживаний; другими словами, в лирике воплощается мир, пропущенный через душу художника слова. Таким образом, своеобразие лирики как рода литературы – это небольшой объём стихотворений, отсутствие сюжета, обилие художественных средств… Поэт — метафизик воспринимается по — русски как синоним выражению поэт – философ. Отличительной чертой поэтов – метафизиков является интеллектуальная основа их творчества, то есть попытка дать в стихах логическую, основанную на умственном анализе картину мира. «Игре ума» отводится поэтами – метафизиками основная роль, отсюда их необычная образность, связанная с различными традиционно непоэтическими областями человеческого знания – географией, геометрией, физикой, химией, биологией. Объединяла поэтов – метафизиков лежавшая в основе их мировоззрения христианская религиозная философия. В русской литературе не было поэтов – метафизиков. Были метафизические стихи, терявшиеся в волнах стихии чувственного у своего же создателя. Бродский по складу своего поэтического таланта не мог не отметить и не выделить их у Кантемира, Ломоносова, Державина, Баратынского, Тютчева, а у поэтов XX века – у Хлебникова и Заболоцкого. Однако без английской метафизической традиции он вряд ли смог бы подняться на такую высоту. По точности и тонкости интеллектуального восприятия и по особому слиянию логического и эмоционального в стихе Бродский, безусловно, единственный поэт в своём роде в русской литературе. Начиная жить поэзией Бродского, видишь, что мелочных тем она чурается: мелочь жизни, пустяк, случайность всегда ведёт в глубинное, коренное, становится единственной и неповторимой приметой времени, никогда не разрешимым вопросом человеческого и, шире, любого материального и духовного существования во времени и пространстве.

Читать еще:  Какие стихи учить в 1 год

Новаторство формы и содержания.

Многими Бродский воспринимается как поэт, поставивший себя вне русской поэтической традиции. Взгляд этот коренным образом неверный и несправедливый. Каждый большой поэт преодолевает традицию. Это его шаг в будущее, своеобразное попирание законов времени и пространства. Преодоление традиции чаще всего критики замечают в форме; легче заметить новое в ритмах, рифме, размерах, метафоричности речи, сравнениях, нежели в самой тематике поэзии. Преодолеть банальное содержание для поэта – это найти свой голос, самого себя, себя не только певца, но и творца, то есть стать равным Богу не только по подобию, но и по сути. Бродский является новатором стиха не только в тематике, но и в ритме, в рифмах, в метафорах, в эпитетах, в отказе от стилистически дифференцированного языка поэзии в отличие от языка прозы, и всё это новаторство подаётся в крепкой спайке с содержанием.

Метафизические темы И.Бродского

в контексте русской поэзии.

Говоря о метафизической тематике стихотворений Бродского, я пыталась рассмотреть ее на фоне философской лирики тех поэтов, которые кажутся мне наиболее близкими ему по духу своего творчества. Философские темы мелькали и у других, однако, вряд ли они могли привлечь внимание Бродского.

Несомненный интерес Бродского как к русским классицистам, так и к Баратынскому, Тютчеву и отчасти Фету полностью не объясняет его интереса к метафизической поэзии и не свидетельствует о близости мировоззрения и сходности тем. При сопоставлении Бродского с его литературными предшественниками скорее обнаруживается глубокая разница его мировоззрения, чем какая – либо отдаленная преемственность. Попытка рассматривать метафизические темы Бродского в контексте русской поэзии есть во многом дань литературоведческой традиции, негласно условившейся считать лишь поэтические влияния влияниями, упуская из виду, что поэт получает «сырой материал» для своего творчества отовсюду: поэзии русской и зарубежной, прозы художественной и научной и, наконец, философии всех народов на всех языках.

В основе поэтического мировоззрения Бродского лежит отношение человека к мирозданию. Время – верховный правитель мироздания, оно же и верховный разрушитель. Время поглощает всё, разрушает всё, всё обезличивает. Во взглядах на время, как неумолимую разрушительную стихию, с которой бесполезно бороться, ибо время всепобеждающе, Бродский наиболее близок взглядам древних греков. Человеку время приносит старость и смерть. Соединение двух тем – времени и смерти – очень характерно для поэзии Бродского. Время – палач, активная сила, приводящая к смерти. Конечный результат всей живой и неживой материи – пыль, которую Бродский называет «плотью времени». Второй по важности категорией в иерархии мироздания у Бродского является пространство, которое включает как географическую территорию, так и весь вещный мир вообще. Вечность (прочность) времени противопоставляется вещности (прочности) пространства, в понятие которого включается и человек:

Состоя из любви, грязных слов, страха смерти, праха,

Осязая хрупкость кости, уязвимость паха,

Тело служит ввиду океана цедящей семя

Крайней плотью пространства: слезой скулу серебря,

Человек есть конец самого себя и вдаётся во Время.

(«Колыбельная Трескового Мыса»)

Человек является «крайней плотью пространства» лишь географически по форме. По внутреннему же содержанию он, как и вся живая материя, относится Бродским к категории времени:

Время больше пространства. Пространство – вещь.

Время же, в сущности, мысль о вещи.

Жизнь – это форма времени.

(«Колыбельная Трескового Мыса»)

Однако если живой человек является сгустком времени, то смерть (тоже вид времени) превращает его в вещь – голое пространство. Иными словами, смерть для человека – это распад, «время – пространство в нём». Деятельность времени по разрушению пространства – основной закон мироздания, выводимый из поэтической философии Бродского.

Человек стоит лишь на третьем месте в иерархии мироздания, которое вряд ли существует для него («цель не мы»). В поэтической философии поэта превалирует скептицизм и пессимизм, не позволяющие ему верить в какой — либо «благоприятный исход для человека». В плане личной экзистенции позиция Бродского во многом близка моральным нормам Христианства. К сожалению, эти нормы мало характерны для людей вообще, независимо от их национальности и культуры. Бродский согласен с оценкой Пушкина в том, что «на всех стихиях человек – тиран, предатель или узник». Он отводит свой взор от человека, потому что разочарован им:

Внешность их не по мне. Лицами их привит

к жизни какой – то не покидаемый вид.

Что – то в их лицах есть, что противно уму.

Что выражает лесть неизвестно кому.

Поэт угадывает, что в конечном итоге не духовное является двигателем жизни, а физическое (выживание). В плане личной экзистенции самыми сильными чувствами человека, помимо страха смерти, являются любовь и одиночество. Чувства эти образуют оппозицию, они в поэзии Бродского связаны определёнными отношениями: любовь – это разлука с одиночеством, одиночество – разлука с любовью. Разлука, ведущая к одиночеству, становится неизбежностью для любых проявлений человеческой жизни: «…тех нет объятий, чтоб не разошлись / как стрелки в полночь». Даже заветная мечта человечества о бессмертии при её осуществлении не избежала бы фатальности этой формулы: «Но даже мысль о – как его!- бессмертии / есть мысль об одиночестве, мой друг». Онтологический и антропологический уровни можно объединить, по мнению поэта, только одним средством – творчеством. Творчество – единственный способ борьбы со временем, которое имеет шанс одержать победу в этой борьбе. Причём из всех видов творчества наиболее живучим оказывается слово, которое было в начале и которое будет всегда.

Заканчивая обзор общих понятий поэтической философии Бродского, я хочу отметить, что они не отражаются в творчестве поэта последовательно, в виде отказа от одних и перехода к другим, подъёма со ступеньки на ступеньку. Наоборот, каждое новое стихотворение – это новый текст, включающий тот или иной набор тех же и новых тем, как будто бы ничего не ясно, и все вопросы нужно решать заново. В этом и сложность, и новизна, и притягательная сила стихов Бродского, не только вовлекающих читателя в сферу высокого искусства, но и в чём – то изменяющих отношение к миру и человеку.

Петру Андреевичу Вяземскому принадлежат вещие слова: «Поэт в России должен жить долго», но вот беда, поэты в России долго не живут. У человека только одна жизнь, и когда справедливость торжествует на тридцать или сорок лет позже, чем хотелось бы, человек уже не может этим воспользоваться. Поздно, к сожалению, поздно. Всё, что он так любил прежде, осталось с ним.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector