1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие цвета преобладают в стихах есенина

Цветовая палитра поэзии С. А. Есенина

Цветовая палитра поэзии С. А. Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
tsvetovaya_palitra_poezii_s._a._esenina.doc461 КБ

Предварительный просмотр:

Научно – исследовательская работа

Цветовая палитра в поэзии С. А. Есенина

МБОУ «Гимназия №26», 7 «А» класс

Научный руководитель: Кривилева С. Н.

Глава 1. Особенности поэтического мировосприятия

Глава 2. Цветовая палитра в поэзии С. А. Есенина:……………………………7

2.1. синее и голубое – цвет земной атмосферы;

2.2. алый и малиновый – красочность лета;

2.3. золотисто-желтый цвет – цвет «золотой осени» ;

2.4. контраст белого и черного — щемящее ощущение смерти;

2.5. радуга цвета в поэзии С. А. Есенина;

Глава 3. Процентное соотношение цветов в лирике С. А. Есенина………. 12

Список использованной литературы …………………………………………. 14

В каждую эпоху рождаются люди, которые меняют эту эпоху и оставляют свой след в истории. Таким человеком являлся и Сергей Есенин. Есенин был и остается одним из самых известных русских поэтов и самых таинственных. Вокруг его имени всегда возникали легенды, а его смерть остается загадкой и по сей день. Казалось бы, биография Есенина изучена вдоль и поперек, но все равно то и дело всплывают новые факты, до этого неизвестные. Лично мне каждый человек, будь то писатель, художник, ученый или поэт прежде всего интересен именно как «человек», поэтому и Есенина я буду рассматривать не только как поэта. И это, на мой взгляд, будет очень кстати, потому что многим из нас писатели представляются людьми, строгими и правильными, не имеющими ничего общего с «простыми смертными».

Сергей Александрович Есенин — яркий и талантливый поэт. В своем творчестве он разрабатывает поэтическую концепцию человека в этом огромном и пестром мире. Поэзия Есенина многоцветна, но не просто наделена красками, а органически слита музыкальностью и цветом с внутренним миром поэта и тем окружающим пространством, в котором он живет и творит.

Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновение жизнь. Всего 30 лет. Своим читателям он ставил богатое поэтическое наследство. Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин человеческого сердца. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная ширь, и голубая гладь озёр — вся красота родного края с годами отлились в стихи, полные горячей любви к русской земле. Первых своих читателей Есенин пленил тем, что повёл по забытой ими прекрасной земле, заставляя сберегать в глазах её краски, вслушиваться в её звоны, в её тишину, всем существом впитывать её запахи…

Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и неподдельной, наивной ярко цветностью. Как справедливо заметил И. Сельвинский, “ такого глаза наша “ поэтическая живопись ” ещё не знала ”.

Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные.

Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии, в “Слове о полку Игореве”. (Красочная гамма поэзии Есенина и её соотнесённость с древнерусской живописью убедительно раскрыты в статье К.А. Кедрова “Образы древнерусского искусства в поэзии Сергея Есенина”). Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Больше всего из распространённых красочно-цветовых эпитетов, выраженных прилагательным, самым распространённым эпитетом оказался “синий”. Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, чтобы по этой светящейся, то истиной, перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку.

Задача данной работы — компенсировать «однобокость» и бессистемность изучения цветообозначений и, рассмотрев имеющиеся в филологических работах подходы к изучению цвета, представить возможный план анализа цветообозначений в художественном тексте: в данном случае в поэзии Сергея Есенина. Материалами данного анализа послужили поэтические произведения С.А. Есенина, которые были избраны по признаку наличия в них цветообозначения.

1. Изучить поэзию С. Есенина, образность поэзии, а также проследить за цветом в его поэтическом мире.

2. Классифицировать полученные знания.

3. Сформировать свое мнение и закрепить знания для дальнейшего применения.

1. Особенности поэтического мировосприятия

Сергей Александрович Есенин – это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».

Родился он в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. Стихи начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество относится к 16-17 годам.

Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.

Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия.

Литератор К.Л.Зелинский писал: «Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она показана не созерцательно, а в действии».

Исследователь А.А.Козловский замечает: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок… Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, звенят удила, «со звонами» плачут глухари, заливаются бубенцы, слышится «дремная песня» рыбаков, шумят тростники, играет то тальянка, то ливенка. Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана. Кругом – мягкая зелень полей, алый свет зари, голубеет небесный песок, кадит черемуховый дым»

Творчество Сергея Александровича Есенина было своеобразным порывом духовной природы его мировосприятия. Русская стихийность, бушевавшая в нем, объясняется, с одной стороны, свободой натуры, проявляющейся в бунте, разгуле, хулиганстве, с другой — воспринятой с детства народной религиозностью, сказавшейся в использовании религиозной тематики и символики, которые преломляются у поэта через фольклорные формы. Религиозное мироощущение раскрывается у Есенина в устойчивом чувстве покаяния, в мыслях о смерти и погибшей в грехе жизни. Так по-своему Есенин интерпретирует религиозно-философские искания начала века, во многом определившие специфику и содержание литературы 1910-х годов.

Реферат на тему «Тема: «Цветовая палитра в лирике Сергея Есенина»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 84»

Тема: «Цветовая палитра в лирике

Сергея Есенина»

учащаяся 7А класса

II .Основная часть

«Любимые цвета в лирике Есенина»…………………………………………….4 «Цвет в ранней и поздней лирике»…………………………………. ………… 9

«Синий цвет и его оттенки»………..……………………. 11

«Взаимосвязь синего цвета и его оттенков с личностью поэта»……………………………………………………………………………. 13

Актуальность выбранной темы :

К творчеству Сергея Есенина я обратилась не случайно. В связи с празднованием в 2010 году 115 летия со дня рождения большое внимание общественности было обращено на личность поэта, на историю его жизни и смерти, на творчество. Мы смогли увидеть по центральному телевидению многосерийный художественный фильм режиссера В.Безрукова «ЕСЕНИН», документальные фильмы «Дети Есенина», «Тайна смерти С.Есенина». В книжных магазинах появились новые издания стихотворений Есенина и книги о его жизни. В 2015 году 120 летие со дня рождения С Есенина.

Каждый человек воспринимает мир по–своему, пытаясь выразить мысли и чувства и через цветовосприятие.

Случайно ли люди отдают предпочтение тому или иному цвету? Взаимосвязаны ли выбор цвета и характер человека, его настроение, мысли и чувства? Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и многофункциональное изобразительное средство.

Примером цветовой картины мира можно считать поэзию Есенина. Исходя из этого, я поставила перед собой следующую цель

Доказать, что выбор цвета в лирике Есенина не случаен: он определяется мироощущением поэта, отношением к Родине и характерными чертами личности самого поэта.

изучить имеющийся научный материал по теме исследования;

выявить все цветообозначения в поэзии Есенина (1910 -1925)годов;

осуществить классификацию цветовых единиц поля и установить особенности их функционирования;

установить преобладающий, любимый цвет поэта;

соотнести преобладающий цвет с личностью поэта.

Решение данных задач должны подтвердить гипотезу : Если Есенин в своих стихах и в жизни отдает предпочтение синему цвету и его оттенкам, то это можно связать с личностью самого поэта, или, по мнению Марка Шагала, «есть цвета , которые принадлежат определенным странам и определенным людям ». 1

Объектом моего исследования стала лирика С.Есенина (1910 -1925) годов.

Предметом исследования являются цветообозначения в стихотворениях Есенина.

В своей работе, рассматривая большое количество стихотворений Есенина, я пытаюсь практическим путем доказать, что преобладающими цветами в стихотворениях поэта являются синий и его оттенки, золотой и его оттенки, белый, красный и его оттенки.

Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновение жизнь. Всего 30 лет. Своим читателям он ставил богатое поэтическое наследие. Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин человеческого сердца, пленяя яркими чудными звуками, красками, необыкновенными запахами. В 1905 г. А. Блок написал статью “ Краски и слова ”, где сетовал что современные “ взрослые писатели ” “ отупели к зрительным восприятиям ”. “ Душа читателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лабораториях слов ”. Блок, предсказал неизбежность появления поэта, который, “ схватив радугу ”, принесёт в русскую поэзию русскую природу, “ населённую многими породами существ ”, со всеми её конкретными “ далями ” и “ красками ” – “ не символическими и не мистическими, а изумительными в своей простоте ”.

Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и неподдельной, наивной яркоцветностью. Как справедливо заметил И. Сельвинский, “ такого глаза наша “ поэтическая живопись ” ещё не знала ” 2 .

Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и преливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные.

Недаром на рабочем столе Есенина, как рассказывала сестра поэта, всегда стояли букет голубых цветов или веточка сирени, настольная лампа с абажуром зеленого цвета, цвета весенней природы. Такая обстановка помогала художнику творить, рождать на свет настоящие шедевры.

Я уверен, что цвет – это дар самой природы. Без него жизнь была бы монотонной, а мир скучным и неинтересным.

Изучив литературу о цветописи в лирике Есенина, я попытаюсь провести своё наблюдение об использовании этого средства в стихотворениях поэта.

«Любимые цвета в лирике Есенина»

Цель: определить, какие цвета использует поэт в своих стихотворениях.

«Там, где капустные грядки…»

Красной водой поливает восход,…

Зеленое вымя сосет.

«Поет зима – аукает…»

Седые облака…

Я смотрел из окошка на синий платок,

Кудри черные змейкой трепал ветерок….

С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй…

«Выткался на озере алый цвет зари…»

Выткался на озере алый цвет зари…

Есть тоска веселая в алостях зари.

Желтые поводья…

Рыжие строга…

Черная глухарка…

Роща синим мраком…

Функция цветообраза в поэзии Сергея Александровича Есенина

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 26.03.2016 2016-03-26

Статья просмотрена: 3217 раз

Библиографическое описание:

Волкова, А. А. Функция цветообраза в поэзии Сергея Александровича Есенина / А. А. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.4 (110.4). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27257/ (дата обращения: 26.10.2021).

Цвет-то совершенно уникальное явление. Он неоднократно дублирован: наблюдается как оптическое явление в атмосфере; присутствует как окраска живых организмов и ландшафта; известна способность человеческого мозга создавать цветовые образы в воображении, то есть генерировать внутреннее цветовое пространство.

Цвет заключает в себе возможности логического(понятийного) и эйдического (чувственно-образного) способов познания мира, поэтому цвет трудно осознать до конца, но его можно прочувствовать.

Исследования цвета в литературе представляют большой научный интерес, ведётся анализ конкретных произведений, творчества того или иного писателя в целом, литературных направлений, стилей с точки зрения цвета. Поэтика цветообраза влияет, а точнее, подчиняет себе поэтику художественного пространства, которое характеризуется не только устойчивыми признаками, но и цветом [2, с. 25].

Сергей Александрович Есенин- выдающийся русский поэт Серебряного века. В своих произведениях он использовал цветообразы,которые являются выражением его авторского сознания. Цветовая палитра поэта весьма разнообразна: синий, розовый, белый, красный, золотой, голубой, зелёный, чёрный. В творчестве Есенина присутствуют цветообразы небесной сферы: небо, свет луны и солнца, закат, рассвет. Так же распространены цветообразы, представляющие растительный и животный мир. Картины и образы природы, рисуемые поэтом, часто яркие, красочные и «звучащие».

В большинстве своих произведений Сергей Есенин активно употребляет цветообозначения в качестве эпитетов. Такие цветообозначения позволяют живописно описать картину, которую представляет поэт в своём произведении, а так же передать, ощущения и чувства лирического героя. В данной работе мы обратимся к трем его излюбленных цветам: синему, голубому и золотому.

Золотой-это жёлто-оранжевый цвет. Во многих произведениях Есенина золотой цвет выступает как цвет осени, её главенствующий цвет:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду [1, с.47].

«Листва золотая» – данный образ является символом осени. Он отражает неповторимую красоту и лёгкость, которая видна в сравнении «словно бабочек лёгкая стая».

Сергей Александрович довольно часто использует метаморфические эпитеты, которые помогают ему создать неповторимый образ:

Не ругайтесь. Такое дело!

Не торговец я на слова.

Запрокинулась и отяжелела

Золотая моя голова [1, с. 108].

Этот контекст позволяет рассмотреть цветообраз с нескольких сторон. С одной стороны, золотой цвет выступает здесь как описание цвета волос. С другой, данный метаморфический эпитет употреблён в значении «дорогой», «ценный», следовательно, цветообраз отражает превосходство и уникальность лирического героя, ведь золотой-это цвет могущества и величия.

Синий – это цвет неба, божественности и недосягаемости. Он символизирует вечность. Есенина восхищал этот цвет, это можно увидеть в строчках его произведения «Исповедь хулигана»:

В эту синь даже умереть не жаль [1,с. 102].

Поэт делает акцент на этом цвете при помощи лексического повтора. Лирический герой желает раствориться в этом цвете, проникнуться им. Синий цвет создаёт особую атмосферу: он как будто не имеет конца, он затягивает и наводит на размышления, дарит герою покой, как бы окутывая его. Есенин так же усиливает данный цветовой образ при помощи существительного «синь», которое обозначает конкретный цветовой признак. Данный субстантив несёт в себе цветовой признак и значение предметности, что усиливает цветовой эффект.

Образ «синего лебедя» в одном из произведений Есенина имеет отрицательную семантику:

Снова выплыл из рощи

Он принёс на крылах [1, с. 47].

Синий цвет в данном контексте близок к чёрному. Он взаимодействует с чёрным пространством, с беспросветной тьмой — с мраком. А «мрак» является отсылкой к чёрному цвету, который так же несёт в себе отрицательную семантику, так как является самым негативным из всех цветов.

Каждый цвет у Есенина имеет определённый смысл. Он способен вызывать ощущения и представления,тем самым создавая целостный образ лирического героя. Существует модель «различения» эмоций, которая свидетельствует о существовании эмоциональных эталонов цветовых ощущений в лирике Есенина. Соотношение цвета и эмоций прослеживаются в его поэзии на двух уровнях. Одним из таких уровней является уровень предметных чувств. Он отражает «опредмеченные эмоции», такие как любовь, восхищение, отвращение, сострадание и т. д. Семантика определяется трансформацией цветов в чувства. Вот так Есенин передает свое восхищение и любовь к родине:

Я покинул родимый дом,

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть [1, с. 93].

Он использует голубой цвет и сочетает его с таким понятием, с которым в реальном мире он ассоциироваться не мог. Голубой цвет – это светло синий цвет неба. Этот цвет символизирует чистоту, нежность, безупречность, возвышенность. Окрашивая Русь в этот цвет, поэт передает романтичность, как бы противопоставляя обыденному её изображению. Данный цветообраз отражает святость Руси, из которой Есенин черпает силы и вдохновение.

Еще один уровень соотношения цвета и эмоций – уровень эмоционального состояния лирического героя: покой, возбуждение, эйфория, напряжение, депрессия. Цвет может иметь маскирующие и демаскирующие, то есть разоблачающие лирического героя функции [2]. Возьмём за основу строчки из стихотворения Есенина «Я усталым таким еще не был»:

Не больна мне ничья измена,

И не радует лёгкость побед-

Тех волос золотое сено-

Превращается в серый цвет [1, с. 202].

Семантика уровня выявляется ассоциациями цветов и человеческих настроений. Серый – цвет пепла, дыма. Этот цвет получается из смешения двух основных цветов: чёрного и белого. В данном контексте серый цвет отражает безразличие, тоску и болезненное состояние души лирического героя. Так же серый цвет связан в этом произведении с еще одним цветом-золотым. Насыщенный, яркий, величественный золотой цвет превращается в тусклый и безжизненный серый. Это свидетельствует об угасании чувств поэта, о его внутреннем «увядании».

Еще один пример этого уровня, можно рассмотреть в поэме Есенина «Чёрный человек»:

Водит пальцем по мерзкой книге

И, гнусавя надо мной,

Как над усопшим монах,

Читает мне жизнь

Какого-то прохвоста и забулдыги,

Нагоняя на душу тоску и страх.

На протяжении всей поэмы автор использует чёрный цвет. Чёрный – это цвет сажи, угля, является самым тёмным из всех цветов. Поскольку этот цвет поглощает все другие цвета, он имеет негативное значение. Чёрный цвет ассоциируется со страданием, печалью, страхом, безысходностью, внутренней душевной пустотой. В данном контексте цветообраз «чёрный человек» является отражением всех отрицательных качеств героя. Этот образ отражает болезнь души, которая не даёт покоя лирическому герою, подавляет, вводит его в состояние затянувшейся депрессии [5].

Следующий цвет – белый. В произведениях последних лет своей жизни Есенин часто использует этот цвет, рассмотрим это на примере стихотворения «Снежная равнина, белая луна»:

Саваном покрыта наша сторона.

И берёзы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? [1, с. 214].

Белый – это цвет снега и мела. Этот цвет включает в себя все цвета спектра. Он весьма противоречивый: с одной стороны он символизирует чистоту, невинность, а с другой траур, смерть. Цветообразы «снежная равнина» и «белая луна», в которых цвет выполняет не только изобразительную и предметную функцию, но и отражает внутреннее состояние лирического героя. Так, цвет создает внутреннюю драматургию действия [2].

Следующий цветообраз, который несёт в себе отрицательную семантику, это «саван». Он является отсылкой к белому цвету. Саван-это одеяние из белой ткани для покойников. Этот образ олицетворяет собой неизбежность смерти, тем самым предавая произведению ещё большую трагичность [7].

Таким образом, цветообразов поэзии Есенина динамичен, «живёт» только в художественном тексте. Изучение функционирования цветообраза в конкретных произведениях даёт интереснейший материал об особенностях той или иной национальной культуры [2]. Цвет как художественное явление обусловлен творческими принципами поэта, его мировоззрением, что находит воплощение в стиле. Цвет может служить основанием для установления стойких смысловых и поэтических схождений между совершенно разными художественными индивидуальностями [6].

  1. Есенин С. Стихотворения и поэмы. М.: «Художественная литература». 1976.-317 с.
  2. Матвеева Е. В. Функции цветообраза в прозе ФРГ 60–80-х гг // Дисс. на соис.уч.ст. к.фил. н., Нижний Новгород, 1999. — 155 с.
  3. Стефанов С. И. Названия цвета и его оттенков. Толковый словарь-справочкник.– Л., 2015.-248 с
  4. Кокорин С. А. Свето- и цветообозначение в поэтическом творчестве С. А. Есенина // Автореферат Дисс. на соис.уч.ст. к фил.н. –Челябинск.,2012.-135 с.
  5. Пяткин С. Н. «Я молюсь Ему по ночам…» (О последней поэме С. А. Есенина) // Современное есениноведение. 2006. № 4. С.78–97.
  6. Фандо Р. А., Валеева Е. В. Формирование личности на стыке ее художественно-антропологических и биологических свойств // Вопросы культурологи. 2014. № 3. — С. 98- 102.
  7. Фортунатова В. А., Фортунатов Н. М. Текст и текстология в пространстве русской классической литературы// Вопросы развития филологии и литературы в России и мире. Современная литература и культурные традиции Материалы II Всероссийской научной Интернет-конференции с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid; ИП Синяев Д. Н.. — Казань, 2014. — С. 65–70.

wiki.vspu.ru

портал образовательных ресурсов

Цветовая лексика в творчестве Есенина

Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и не поддельной, наивной яркоцветностью. всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. Синива, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись.Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Анализ распространённости красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространённым эпитетом оказался “ синий Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, что бы по этой светящейся, то истиной, перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку. Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно.

Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии.
«В прозрачном холоде заголубели долы»
«Летний вечер голубой»
«Голубизна презримой гущи»
«Синяя вьюга»
«Гой ты Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края
Только синь сосёт глаза»

Есенин считает, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ синее что-то ”. Он так говорит Вс. Рождественскому: “ Россия! Какое хорошее слово… И “ роса ”, и “ сила ”, и “ синее ” что-то! ” “ Синий поэт считал цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим “ божественность ”! Эпитет синий встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.Наиболее характерным для древнерусской литературы является употребление 2х цветов – белого для обозначения всевозможных дел и побуждений и чёрного – для показа злых сил. Такая символизация цветом была обычной в Древней Руси. Эту традицию впитал в свою поэзию Есенин. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме “ Чёрный человек ”, где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому. Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется, в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где совместив отраженья можно получить необходимый цвет. В стихотворении “ В том краю, где желтая крапива ” опрокидывает в озеро желтую крапиву и синюю “ гущу леса ” и получает “ зелень озёр ”. Краски в стихотворениях ложатся то густо, то чуть приглушенно:
«Топи да блата, синий плат небес” или
“Ярче розовой рубахи
Зори вешние горят ”.

В своем творчестве Сергей Есение демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ “ крашения ”. В стихотворении “ Дымом половодье ” первое, что бросается в глаза: нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: «смутная желтизна» или «жёлтые поводья месяца рыжие, побуревшие за зиму стога»

Общий тон плана – жёлтый. Есенин играет на фактурных оттенках цвета. Пейзаж решен в 2 цвета: жёлтая масса реки и синяя даль рощи. Но ощущается присутствие чёрного, густого и яркого. Цветовой сюжет движется от света в темноту.

В поэзии Есенина много образов-символов. Например: лебеди – сивол красоты. Есть символическое значение и у световых эпитетов, так, например:
“ Красный конь ” – символ революции
“ розовый конь ” – образ молодости
“ чёрный конь ” – предвестник смерти.

Словом, дело было не только в яркоцветности как таковой. Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощю слов, соответствующим краскам, он сумел передать точайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения дыши. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворённостьи, придала свежесть образам. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени незахватывают внезапно воображение, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое бризжет и переливается в есенинских стихах.

Данный вопрос заинтересовал наших учеников. Они решили исследовать вопрос цвета в произведениях Есенина.

Используемая литература: М. Щеглов “ Есенин в наши дни ”, ж. “ Новый мир ” №3 1956 г. Ю. Прокушев “ Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха ”, изд. “ Новая Россия ”, Москва 1979 г. А. Марченко “ Поэтический мир Есенина ”, изд. “ Советский писатель ”, Москва 1989 г. “ Сергей Есенин. Проблемы творчества. ” Сборник статей. Составитель П. Ф. Юшин, изд. “ Современник ”, Москва 1978 г.

Читать еще:  А вы какие мои стихи читали
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector