0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие значения имеет в стихах звукопись

Какие значения имеет в стихах звукопись

Применение разнообразных приёмов для у силение звуковой выразительности стихотворений.

Звукопись ( инструментовка) — прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и без­ударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту свое­образную симметрию.

Звукопись создаётся самыми различными приёмами:

1. Аллитерация -повторение согласных.

Величавый возглас волн.

Близко буря, в берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог.

В.В.Маяковский в статье «Как делать стихи?» писал об аллитерации:

Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе — строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань… Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Вверху рычат германские моторы:

— Мы фюрера покоррные рабы,

Мы превращаем горрода в грробы,

Мы — смерть… Тебя уже не будет скорро.

(«Пулковский меридиан» В. Инбер)

Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.

2. Ассонанс — повторение гласных. Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные — не совпадают, (огромность — опомнюсь; жажда — жалко). Ассонанс усиливает выразительность речи.

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга.

(«Бородино», М. Лермонтов)

Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.

Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь своим мечтам.

Ассонанс звука «у» использован чтобы изобразить гул городской улицы.

3. Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. Часто они используются с целью достижения комического эффекта. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.

Будет вам по калачу,

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу.

Он двадцать лет был нерадив,

Единой строчки не родив.

4. Анафора — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах, но она встречается иногда и в метрических стихах, построенных на основе метра.

Читать еще:  Как сочинить стих для подруги

Гроба с размытого кладбища.

Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жди, когда снега метут,

Жди, когда других не ждут,

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:

Я слежу за работой твоей.

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:

Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.

5. Эпифора — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф.

и к дали влекли,

6. Ономатопея — слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.

Морозом выпитые лужи

хрустят и хрупки, как хрусталь

Существуют многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.

Звукопись

Для усиления выразительности поэтической речи авторы прибегают к различным методам. Обычно используются различные стилистические фигуры (повторы, антитезы, анафоры и т. д.) и тропы (метафоры, эпитеты, сравнения и др.). Существует также ряд приёмов, которые влияют непосредственно на то, как эта речь звучит. Такие средства в совокупности называют звукописью. Рассмотрим, что это такое и как применяется в стихосложении.

Звукопись, согласно словарному определению, – комплекс приёмов, усиливающих звуковую выразительность речи. Также под этим термином понимают систему звуковых повторов, использующихся с целью воссоздать звуки окружающего мира – шелест, скрип, гул и т. д. Эти фонетические средства применяются для достижения эвфонии (благозвучия), а также позволяют придать речи образность, улучшить восприятие её читателем, воздействовать на его воображение.

Существует несколько основных приёмов звукописи:

  • Повтор одного и того же звука.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

  • Повтор фонетически близких звуков.

Слышат шорох ночных теней:
В час полуночных видений,
В дыме облака, толпой,
Прах оставя гробовой
С поздним месяца восходом,
Лёгким, светлым хороводом
В цепь послушную свились…

Здесь сочетания свистящих и шипящих («с», «ш», «ч»), глухих («п», «т», «х»), гулких («б», «д», «в») звуков призваны передать атмосферу зловещего кладбища и изобразить появление привидений.

Когда жарится с мясом картошка,
И окрошка о квасе поёт.
Я люблю тебя, милая крошка,
Ну свари поскорее компот!

«Милая крошка», А. А. Мельник.

Читать еще:  Стих почему ты молчишь

С помощью фонетических повторов сочетаний согласных поэт имитирует звуки поджаривающегося картофеля, кипящего масла и прочие кухонные звуки.

Пока спокойною стопою
Иду, и мыслю, и пою,
Смеюсь над жалкою толпою
И вздохов ей не отдаю.
Пока душа ещё согрета,
И рок велит в себе беречь
И дар незыблемый поэта,
И сцены выспреннюю речь…

В данном отрывке посредством повтора гласных звуков демонстрируется настроение лирического героя. Сначала видим гулкие, протяжные «о», «ю», которые создают ощущение холодности и отстранённости. Затем начинают звучать более нежные звуки («е»), с помощью которых выражается забота и тепло персонажа по отношению к самому себе.

  • Противопоставление фонетически контрастных звуков.

Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звёзд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придёт поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннему сыплет ветр,
По-осеннему шепчут листья.

В этом отрывке заметно, как с помощью сочетания звонкого «з» и глухого «с» противопоставляются разные образы настоящего и будущего.

  • Неодинаковая организация последовательностей звуков.

«Разговор со случайным прохожим», Р. И. Рождественский.

  • Ономатопея (использование слов-звукоподражаний, имитирующих собственное значение).

каналов плеск и треск канатов,
и жизнь моя полна, полна,
пустых домов, мостов горбатых,
разжатых рек волна темна…

«Петербургский роман», И. А. Бродский.

ХР-Р, – храпит негромко папа.
ХР-Р-Р, – храпит сильнее дед.
Так храпит он, что от храпа
Просыпается сосед.

Впрочем, это ерунда.
Брат храпит – вот это да:
Как начнет храпеть мой брат –
И сосед, и дед не спят!

«Храпящая песня», А. Усачёв.

Такие слова, как «плеск», «треск», «гул», «храп» и производные от них, сами по себе являются звукоподражаниями. Их собственное звучание передаёт их значение. Поэтому использование этих слов уже является приёмом звукописи.

  • Исключение из речи слов, содержащих определённые звуки.

Стану всюду развевать
Лёгким уст прикосновеньем,
Как зефира дуновеньем,
От каштановых волос
Тонкий запах свежих роз.

«Приведение», К. Н. Батюшков.

Читать еще:  В чем бессмертие стихов грибоедова

Во всём произведении поэт избегает громких резких звуков («б», «ж», «г»). Это позволяет придать стихам невесомость и нежность.

Таким образом, звукопись в поэтическом тексте выполняет несколько важных функций. С её помощью можно имитировать различные звуки окружающего мира (природы, города, человеческой деятельности и т. д.). Различные средства звукописи позволяют добавить в повествование больше деталей и изображать какие-либо явления и предметы. Также они помогают повысить экспрессивность речи и вызвать у читателя живой отклик. Поэтому звукопись считается одним из важнейших средств усиления выразительности и благозвучности стихотворного текста.

Звукопись

Звукопись — это звуковая организация речи; повтор одинаковых звуков (аллитерация или ассонанс).

Аллитерация

Аллитерация — это прием звукописи; повторение одинаковых согласных звуков в стихотворении.

«Я помню — этот страх
и есть любовь. Его лелею,
хотя лелеять не умею,
своей любви небрежный страж.»;

«А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых поклал в мешок.»;

«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.»

Ассонанс

Ассонанс — это прием звукописи; повторение одинаковых гласных звуков в стихотворении.

«Иди, доказывай алиби,
Алиби сердца, или вот. «;

«Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.»;

«Дыша духами и туманами
Она садится у окна«;

Задание ЕГЭ с данной терминологией

Обращаю Ваше внимание на то, что до

2016 в ответах позволялось писать звукопись. С

2016 в ответах нужно указывать точное название использованного автором приема, т.е. или ассонанс или аллитерация!

Термины аллитерация и ассонанс встречаются в задании 12 в ЕГЭ по литературе:

  • Стремясь передать звуки весня, Фет использует повтор одинаковых согласных («И соловей еще не смеет// Запеть в смородинном кусте»). Как в литературоведении называется этот поэтический прием?

Ответ: аллитерация

  • Какой фонетический прием использует поэт в строке «Шуми, шуми, послушное ветрило…»
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector