1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каким чувством пронизаны стихи и песни

Конспект урока литературы «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».8 класс

Тема : «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».

Цели : рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;

показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени

соединялись с глубоко личными переживаниями, помочь

почувствовать пафос поэзии военных лет, развивать навыки

выразительного чтения ; воспитывать чувство патриотизма, гордость за

подвиг своего народа.

Оборудование : ноутбук, записи песен военных лет, портреты писателей военных лет, поэтические сборники, рисунки учащихся о войне, свеча.

Тип урока : урок- концерт.

Кто сказал, что надо бросить

После боя сердце просит

В.Лебедев- Кумач (1943 г.)

I . Организационное начало.

— Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы приветствуем вас на нашем уроке.

II. Литературно- музыкальная композиция.

1. Формулировка темы и целей урока .

— Ребята, а какие ассоциации вызывает у вас слово « война»?

— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-Правильно, мы будем знакомиться с творчеством писателей- фронтовиков, осмыслим подвиг и трагедию нашего народа в годы ВОВ, выясним, какое значение имели и имеют стихи и песни военной тематики в жизни людей.

2. Слово учителя.

— А начать концерт я предлагаю с зажжения свечи в память о тех, кто был свидетелем трагических событий Великой Отечественной войны.

— Отгремели далёкие 40-е, но мы до сих пор помним о тех трагических событиях, которые заставили сплотиться весь народ, все поколения против общего врага – Фашизма. Враг заставил встать плечо к плечу на защиту своей страны и близких. Не остались в стороне от трагедии и писатели, и композиторы – все люди искусства, как могли, выражали свою общую признательность и солидарность общей боли и общему делу. На уроках литературы в 5-7 классах мы прослушали множество песен, посвящённых событиям Великой Отечественной войны. Булат Окуджава, Михаил Исаковский, Лев Ошанин, Алексей Фатьянов и многие поэты – песенники – каждый по-своему выразил сопричастность этим событиям. «Эх, дороги», «Катюша», «В землянке», «Священная война», «Песенка о пехоте» и другие надолго запомнятся и будут передаваться молодым поколениям во все времена

Ученик 1. Действительно, великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.

Ученик 2. Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое время?

( Чтение эпиграфа к уроку учителем )

— На этот вопрос мы находим ответ в эпиграфе . В конце урока мы вернемся к нему и ответим на вопрос :«Прав ли был Лебедев- Кумач?»

Ученик 2. В песнях военных лет сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского Солдата. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.

Ученик 3. В своих воспоминаниях- мемуарах Маршал Советского Союза И.П.Баграмян писал: « У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира… И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки её и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали её своей, родной, кровной помощницей.»

Ученик 1. А вот слова А.Александрова, автора музыки к песне «Священная война»: « Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева… С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею- песни…»

— Итак, музыка А.Александрова, стихи В. Лебедева- Кумача. Песня «Священная война».

( Звучит песня «Священная война».)

— Эта песня была создана уже на третий день войны. Почему война названа « священной»? ( Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая война оправданна. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она «священная»- потому что защита Отечества, своей семьи- святой долг каждого человека.)

— И так уж пришлось, что исполнять долг перед Родиной в первую очередь приходится мужчинам. А каким должен быть мужчина, мы узнаем из стихотворения Михаила Львова « Чтоб стать мужчиной, мало им родиться».

( Чтение стихотворения наизусть)

— Как вы думаете, что же необходимо, чтобы стать мужчиной?

( Готовность к смерти, храбрость, мужество)

— В стихотворении С.Орлова « А мы такую книгу прочитали…» мы слышим голос настоящих мужчин. О чем же они нам расскажут?

( Чтение стихотворения наизусть)

— Почему автор пишет: «Мы жизнь свою, как песню, пронесли?

( Поэт говорит, что бойцы достойно защищали землю от врага, не падая духом, не отступая, гордо.)

— Как вы думаете, о какой прочитанной книге говорит автор?

(Это книга битв, тех трагедий, что пережили люди)

— Настоящему мужчине необходимо знать, что его ждут, в него верят. Эта надежда согревает в холода, спасает от пуль.

( Чтение стихотворения К.Симонова « Жди меня, и я вернусь» )

— На что, по лирическому исполнению, похоже данное произведение?

(Стихотворение звучит, как призыв, послание)

— В чём особенность построения текста?

Читать еще:  Стихи о любви парню который тебя не любит

(Призывность, повторение слов «Жди меня, когда…», пафос)

— Какие музыкальные композиции вы бы могли предложить, как музыкальное сопровождение, к прослушанным текстам? (Ответы учеников: 1-е стихотворение: «Первым делом, первым делом самолёты, ну а девушки – потом», Булат Окуджава «Мы за ценой не постоим», 2-е стихотворение: «Эх, дороги», 3-е стихотворение: «В землянке», «Катюша»).

Ученик 1. Созданные в годы войны произведения являют собой образцы творчества, наполненного огненным дыханием эпохи, подлинным новаторским устремлением и жанровым многообразием.

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, « Дан приказ ему на запад…», « В лесу фронтовом…», « Враги сожгли родную хату…»

Ученик 2. « Враги сожгли родную хату…» -эта песня о солдате- победителе, вернувшемся в родное село, но пафос песни трагический: прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы… Потрясение воина- победителя огромно. И вместе с солдатом слушатели смахивали слезу… С душевным напряжением пели исполнители эту песню, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей, боль, которая была поистине всеобщей.

( Слушание песни « Враги сожгли родную хату…». Стихи М.Исаковского, музыка М.Блантера.)

Ученик 3: Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец 30-х годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин- пограничник. О пограничниках в эти годы Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно « Катюша». Почему? Скорее всего, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества- музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное любви к нему, заботы о нем.

( Исполнение песни « Катюша» учащимися.)

3. Сообщение ученика « История создания песни « Катюша»».

Ученик 1. Из-за школьной парты ушел добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован.Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своем творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Среди них « Король», « Песня о солдатских сапогах», « Песенка о пехоте», « До свидания, мальчики…» и другие.

( Выразительное чтение стихотворения Б.Окуджавы « До свидания, мальчики…» .)

— Ребят, о чем заставило вас задуматься это стихотворение?

Ученик 2. Интересна судьба песни « Дороги», как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня « Весна победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно теплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя.

(Звучит песня « Эх, дороги».Слова Л.Ошанина, музыка А.Новикова.)

4 . Обсуждение рисунков учащихся.

— Вы тоже выступили в роли творцов, создателей, когда готовили к уроку рисунки. Что вы отразили на них?

III . Домашнее задание.

— Но на этом ваше творчество не заканчивается. Я предлагаю вам прослушать отрывок из стихотворения и продолжить его, написав дома сочинение-эссе на основе всего, что слышали, что чувствовали, что пережили в ходе урока.

О чем бы думал я?

Сраженный вражеской гранатой,

О чем бы думал я в тот миг,

Когда, лежа, в ромашках смятых.

Последний раз смотрел на них?

IV . Итог урока.

-По мнению К.Симонова, « писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чем-то парадном, торжественном и легком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо все это есть но писать только об этом- значит забывать оо душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».

— Как вы поняли, почему писать о войне трудно?

-Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня?

— Прав ли был Лебедев-Кумач, говоря о том, что песня необходима на войне? Поясните.

-Каждая песня, каждое стихотворение-это частица чьей-то жизни, события чьей-то судьбы. В них мы слышим гордость за свой народ, боль от потери близких, видим отражение чувств к любимым и родным людям, желание защитить Родину.

— Сейчас я затушу нашу свечу Памяти, но хочу, чтобы она продолжала гореть в ваших сердцах.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

— Я благодарю всех присутствующих за внимание, за участие в концерте.

-Чем заканчивается любой концерт? Правильно, аплодисментами.

М. И. Цветаева. Генералам двенадцатого года.

Каким чувством пронизано стихотворение? Какую роль играют в нем восклицательные пред­ложения? Почему в стихотворении местоимения «все» и «что» выделены логическими ударениями?

Восторг перед героями двенадцатого го­да, многие из которых погибли молоды­ми, звучит в строках стихотворения. Само название звучит обращением, а воскли­цательные предложения, насыщающие текст, подчеркивают торжественность этого обращения. Выделения слов все и что логическими ударениями подчерки­вают значимость слов, к которым они от­носятся. «Вам всё вершины были малы»; «Что так же трогательно-юно» — фразы, которые были особенно важны для поэта и поэтому специально выделены в них слова все и что.

Почему М. Цветаева построила свое стихо­творение как обращение к «генералам двенадца­того года»? Найдите обращения. В чем их осо­бенность? Какие оттенки и характер поэтического переживания вносит употребление поэтессой меж­дометий?

Стихотворение построено как обраще­ние к генералам двенадцатого года преж­де всего потому, что они были для автора воплощением благородства и самопожерт­вования юности в беде, постигшей народ. Восторженное и романтическое изображе­ние молодости, которая совершает под­виг, — вот поэтический пафос стихотворе­ния.

Читать еще:  Чему учит стих дед мазай и зайцы

Голос поэта звенит и перечень обраще­ний к ним богат вариантами;

Цари на каждом бранном поле

О, молодые генералы Своих судеб!

Вы были дети и герои,

Междометия о, ах усиливают и подчер­кивают эмоциональный характер стихотворения-обращения к ушедшим героям.

Какие эпитеты и определительные прилага­тельные передают неподдельное восхищение по­этессы «молодыми генералами»?

Эпитеты, которые показывают восторг автора перед «молодыми генералами», многочисленны: шпоры весело звенели и голоса, очаровательные франты, нежный лик, хрупкая фигура, золо­тые ордена, краткий век, бешеная рать…

Каково значение антитезы в характеристике героев стихотворения? Какой оттенок сообщают стихотворению устаревшие и традиционно-поэти­ческие слова?

Все стихотворение построено на подчер­кивании резкого контраста юности геро­ев, подлинности и важности их подвига. То, что подвиг — факт истории, подчерки­вается включением в текст слов и реалий того далекого времени. Не менее важны для придания стихотворению возвышен­но-поэтического оттенка и традиционно-поэтические устаревшие слова: гла­за, как бриллианты, бранное поле, длань Господня, великолепный миг, нежный лик, хрупкая фигура, кудри дев, бешеная рать…

Какие строки стихотворения произвели на вас особенно сильное впечатление?

И при первом, и при повторном чтении самое сильное впечатление производит финальная строфа, которая как бы сум­мирует героическую и романтическую па­мять о генералах двенадцатого года.

Подготовьте выразительное чтение стихо­творения, ключом к которому могут стать слова М. Цветаевой: «А что есть чтение — как не разга­дывание, толкование, извлечение тайного, остав­шегося за строками, за пределом слов… Чтение — прежде всего — сотворчество». Передайте в своем чтении то, что вам близко и дорого в стихотворе­нии.

При подготовке к выразительному чте­нию этого стихотворения важно точно ис­пользовать то, что подсказала нам сама М. Цветаева. Это и логические ударения, которые отмечены в тексте, и те возмож­ные паузы, которые предполагает завер­шение чтения каждой строфы.

«Разгадывание», которое имеет в виду поэтесса, подсказывает особенно тщатель­ное подчеркивание тех характеристик, которые дают нам эпитеты и сравнения текста, описание действий самой поэтес­сы («И я, поцеловав гравюру, не зна­ла сна…»), повторяющиеся обращения («Вы…», «О, как, мне кажется, могли вы…»). Каждое слово и даже каждый знак препинания уточняют наше чтение вслух.

Урок литературы на тему: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Урок литературы в 8 классе на тему:

«Стихи и песни

о Великой Отечественной войне»

Цели урока:

  • рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;
  • способствовать развитию литературных способностей учащихся:
    -эмоциональной чуткости к слову;
    развивать навыки выразительного чтения.
  • Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма.

Методические приёмы:

  • рассказ учителя;
  • сообщения учеников;
  • выразительное чтение;
  • беседа по вопросам;
  • мультимедийная презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и цели урока.

Эпиграф к уроку:

Нынче – у нас передышка,

Завтра вернемся к боям,

Что ж твоей песни не слышно,

Друг наш походный баян?

Пой, наш певучий братишка

Наш неразлучный баян!

Нынче – у нас передышка

Завтра вернемся к боям.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_literatury_v_8_klasse_na_temu.docx23.31 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе на тему:

о Великой Отечественной войне»

  • рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;
  • способствовать развитию литературных способностей учащихся:
    -эмоциональной чуткости к слову;
    развивать навыки выразительного чтения.
  • Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма.
  • рассказ учителя;
  • сообщения учеников;
  • выразительное чтение;
  • беседа по вопросам;
  • мультимедийная презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и цели урока.

Эпиграф к уроку:

Нынче – у нас передышка,

Завтра вернемся к боям,

Что ж твоей песни не слышно,

Друг наш походный баян?

Пой, наш певучий братишка

Наш неразлучный баян!

Нынче – у нас передышка

Завтра вернемся к боям.

Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага.

Мирная жизнь советского народа была прервана вероломным нападением фашистской Германии.

Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов.

В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

В своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза И.П.Баграмян писал: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира… И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки её и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали её своей, родной, кровной помощницей».

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, — «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.

Звучит запись песни.

-Какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт?

— Почему война названа «священной»?

(Это война за правое дело, за свою родину. Война против захватчиков оправдана.)

Поэты и писатели находились в самой гуще событий: были бойцами, политработниками, корреспондентами газет. Более тысячи литераторов ушли на фронт, около 400 из них не вернулись с полей сражений.

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу прифронтовом…», «Враги сожгли родную хату…».

Подготовленный ученик читает стихотворение «Враги сожгли родную хату…» (Павел)

— о чем это стихотворение?

Это стихотворение о солдате-победителе, вернувшемся в родное село и нашедшем на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы. Потрясение воина-победителя огромно. Стихотворение было положено на музыку М.Блантером. С душевным напряжением пели исполнители эту песню, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей.

Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец 30-х годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М.Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша». Почему? Да, вероятно, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета.

Звучит песня «Катюша».

  1. Сообщение ученика «История создания песни «Катюша». (Кежик)
  2. Слово учителя.

Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», — писал о феноменальной песенности стихов А.Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году Алексей Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песни: «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Однажды на привале, когда бойцы вздремнули, вдруг пронзительно запел соловей. Этот кусочек мирной жизни настолько потряс Фатьянова, что впоследствии он написал стихотворение-песню, которую маршал Жуков назовёт одной из лучших песен военной эпохи.

Звучит песня «Соловьи».

Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики…», «Песенка о пехоте» и другие.

Подготовленный ученик читает стихотворение «Песенка о пехоте». (Эне-Сай)

— А каково значение этой фронтовой лирики в наше мирное время?

Особое свойство искусства: художественной литературы, музыки — заключается в том, что мы, читая, слушая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как б я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи и песни о войне — это школа мужества. И вам легко поставить себя на место этих людей: они — почти ваши ровесники, ведь они уходили на фронт со школьной скамьи.

Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню к к/ф «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они её и поют со слезами на глазах.

Давайте и мы споем вместе!

Звучит песня Б.Окуджавы «Белорусский вокзал».

Интересна судьба песни «Дороги», как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно тёплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя.

Звучит песня «Дороги».

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков назвал «Дороги» в числе трёх лучших военных песен – рядом со «Священной войной» и «Соловьями».

Минули годы и десятилетия… Но и сейчас и ветераны, и молодёжь с глубоким волнением обращаются к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим величие огненных лет Великой Отечественной войны.

И как бы подытоживая свой урок я хочу чтобы вы послушали стихотворение Валентина Кадетова

«Да что я знаю о войне…» в исполнении Айсана

1. Слово учителя .

По мнению известного поэта Константина Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чём-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом – значит, забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».

2. Заключительная беседа.

— Как вы поняли, почему писать о войне трудно?

— Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня?

— Какую тему поднимает каждая из песен?

— Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов и песен?

3. Домашнее задание:

а) Составить отзыв по уроку.

б) Сочинить стихотворение или песню о Великой Отечественной войне.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector