5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каким настроением проникнуто стих есть в осени первоначальной

Анализ стихотворения Тютчева Есть в осени первоначальной

Поэт восхищается красотой русской природы. Для него не бывает плохих и хороших времён года. В этом стихотворении он описывает начало сентября. В народе это время называется «бабье лето». Как — будто лето возвращается на какое-то время. И опять стоят тёплые, солнечные денёчки, но не такие жаркие, как летом. Это время любил великий русский поэт Пушкин, это время нравится и мне. Я не люблю жаркое душное лето.

Вот первое четверостишие. «В осени первоначальной»- это и есть две недели сентября. «Короткая, но дивная пора». Вроде как лето вернулось, осень отступила. Стоит мягкая, спокойная погода. Природа готовится к долгому зимнему сну. Воздух уже по-осеннему прохладный, особенно вечером. На закате солнца вечера и кажутся «лучезарными», так облака окрашены в жёлтый и оранжевые цвета. А днём воздух такой чистый, звонкий, как звон хрустальных бокалов. Не досаждают ни комары, ни мухи.

Второе четверостишие. Мы незримо видим скошенные поля, пустые, голые готовые к зиме. Совсем недавно здесь бурлила уборочная страда. Во времена написания стихотворения комбайнов ещё не было, крестьяне рожь и пшеницу жали серпами и складывали в кучи. Потом из них вязали снопы. «Где бодрый серп гулял и падал колос…» На пустых полях лишь пауки плетут паутину и она блестит в лучах заходящего солнца.

Третье четверостишье рассказывает о том, что поле отдыхает. А над ним птицы в стаи собираются. Последний раз, сделав круг, потянулись их караваны к югу, в тёплые края. Поэтому, и не «слышно птиц боле». Но до зимы ещё далеко — ведь на календаре пока середина — конец сентября. И поэтому «льётся чистая и тёплая лазурь». Это можно ощутить, стоит только закрыть глаза, подставить лицо теплым солнечным лучам. Высокое ещё, безоблачное небо кажется таким голубым, чистым и по ощущению тёплым. Стоят последние солнечные денёчки. Но зима не за горами.

Стихотворение хорошо рифмуется, легко запоминается. Так и хочется его не прочитать, а пропеть — до того оно музыкально. А Тютчев — романтический реалист.

Анализ стихотворения Есть в осени первоначальной Тютчева

В своём стихотворении «Есть в осени первоначальной» Тютчев обращает наше внимание на такое дивное время года, как осень. Читая эти тёплые строки, даже зимой мысленно можно попасть в осень. В раннюю и теплую осень, без дождей и слякоти.

Сам поэт не любил это время года, так как считал, что осень приносит смерть и увядание живой природе. И большую часть этой поры он предпочитал избегать, скрываясь в чужих краях. Но все же, он не мог не восхищаться этими дивными пейзажами, которые своей рукой рисует осень. Как на листьях деревьев начинают появляться маленькие пятнышки оранжевой, жёлтой или красной краски. Как в небе начинают запевать свою тревожную и грустную песню журавли, как стоят одинокие поля, на которых совсем недавно кипела работа. И стоит постараться поймать именно эту пору, тот короткий отрезок времени, который наступает сразу после летних и знойных вечеров. Когда уже не жарко, но ещё тепло. И ещё далеко до угнетающих пейзажей «мёртвой» природы: обледенелых голых веток, серого неба и диких завывающих ветров.

Тютчев считал смерть природы схожей со смертью самого человека. И холодная осень нагоняла на него смертную тоску. А вот «осень первоначальную», или же «бабье лето» он считал не смертью, а просто окончанием определённого жизненного этапа. А следовательно, начало следующего. И начало нового в жизни следует принять в хорошем настроении, что и делает погода бабьего лета. Ведь просто невозможно находится в угнетенном состоянии, когда на улице тёплое солнце бьёт в глаза и нежно целует кожу, по которой пробегает мелкая дрожь, когда касается лёгкой паутины. Когда природа перерождается, скидывает старое одеяние и надевает новое. Следовательно и на душе у человека должны преобладать весёлые и жизнерадостные чувства. Неизвестность будущего, должна не пугать, а привлекать. В это время, нужно успеть отдохнуть от прошлого, уже прожитого этапа, и приготовиться к новому, грядущему. И это во всех смыслах этого слова. Приготовиться следует и морально и материально. Ведь скоро зима, и это означает, что морозы часто будут обрушиваться на мир, и нужно быть готовыми. А вместе с морозами может прийти и хандра, поэтому очень важно насладиться порой осени первоначальной.

Вариант №3

Тютчев не любил осень. Для него это время года ассоциировалось со старостью, увяданием, приближением смерти. Если бы поэт обладал возможностями Бога, он бы с удовольствием избавил бы землю от осени. То, что нравится одному, может вызывать ненависть у другого. И если Пушкину осень была мила, то Тютчеву наоборот. Люди разные, и даже гении разные. Ничего не попишешь.

Из-за антипатии, которую вызывала у него осень, Тютчев предпочитал проводить её за границей, в более подходящем климате и обстановке. Но был такой период у этого времени года, который Тютчеву очень нравился. Только он один стоил терпения. Речь идёт о бабьем лете. О последних днях тепла, которые выпадают как раз на осень. И о них повествует стихотворение «Есть в осени первоначальной».

Тютчев отмечает, что время бабьего лета короткое, но при этом удивительное. Стоит хрустальный день – прекрасный эпитет, просто непередаваемо красивый. А вечера лучезарны. Ещё тепло, ещё хорошо. С полей собрана вся пшеница, остались только пустые стебли, и сами поля пустые. Взгляд приковывает паутинка на остатках колосков.

Птиц уже не слышно, они улетают в тёплые края, как и заведено у птичьего рода. Воздух пустеет – насекомых тоже почти нет, они прячутся, потому что тоже чувствуют наступление холодов. И всё-таки холода будут ещё нескоро. До морозных бурь ещё далеко. И осеннее солнце всё ещё согревает воздух. Оно светит на поле, которое дало свой урожай и постепенно погружается в спячку. На улице всё ещё хорошо и вольготно.

Вот такое бабье лето. Да, Тютчев не любил осень, о чём говорил открыто и неоднократно. Он говорил, что эта пора года вызывает у него одну лишь тоску и напоминает о смерти. А помнить о смерти не всегда приятно, хоть и необходимо. Если бы поэт мог, он бы вычеркнул осень из года, оставив освободившиеся месяцы лучшей поре. Но природу не победишь.

Приятные дни бабьего лета ассоциировались у Тютчева со зрелостью, пришедшей с годами мудростью и великим учителем опытом. Бабье лето для Тютчева – время передышки, подведения итогов перед вступлением в горькую пору старости. И ещё оно заставляло поэта чувствовать себя свободным, наслаждаться красотой природы, её бесконечной мудростью. Мир вокруг будто замер, последние краски скоро увянут, но пока всё вокруг по-летнему красиво.

Поэтому Тютчев из осени любил только бабье лето и посвятил ему стихотворение «Есть в осени первоначальной».

5, 6, по плану 7, 9 класс, кратко

Картинка к стихотворению Есть в осени первоначальной

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс

Поет, имеет огромное отличие от остальных писателей в том, что он уникально описывает окружающую природу. Его произведение влияют на человека и оставляют разные впечатления. Одним из таких стихотворений является «Лебедушка».

Игорь Северянин считается одним из главных поэтов « серебряного века », его стихотворения всегда наполнены особым мелодичным звучанием, музыкальностью и яркостью образов. И к одному из этих произведений относиться стих « Янтарная

Василий Андреевич Жуковский — один из самых талантливых поэтов 19 века, он является основателем такого направления в русской литературе как романтизм. Также за свое творчество Жуковский написал большое количество баллад, посланий,

Александр Александрович Блок — замечательный поэт, удивительный человек, с тонкой и чувствующей душой. Каждое его произведение пронизано эмоциями, чувствами, глубоким смыслом. Сегодня более подробно хочется поговорить о произведении

Стихотворение А. Фета «Учись у них — у дуба, у березы» представлено в форме просьбы лирического героя. В огромном мире доброты нередко человек сталкивается с трудностями. Писатель простым, понятным языком доносит мысль о том,

Знакомство со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» для детей 6–7 лет

Екатерина Макарова
Знакомство со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» для детей 6–7 лет

Цель: познакомить с творчеством Ф. И. Тютчева; научить читать наизусть стихотворение.

• Закреплять умение формулировать ответы на вопросы педагога;

• Развивать диалогическую форму речи;

• Формировать эмоционально-положительный настрой на музыкальные произведения и произведения литературы и живописи.

Предварительная работа: беседа, наблюдение, чтение художественной литературы

Методы и приемы: наглядная, вопросы к детям словесная, использование художественной литературы.

Читать еще:  Стих пришла зима развесив белоснежные ковры деревья приоделись в алмазные шатры кто написал

Материалы и оборудование: запись пьесы «Осенняя песня» П. И. Чайковского из цикла «Времена года»; иллюстрации осенней природы.

Ход НОД

1. Вводная часть. Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского из цикла Времена года».

2. Основная часть. – О чем рассказала нам эта музыка? (Ответы детей.) Какие картины вы себе представили, когда слушали музыку? У композитора – звуки, у художника – краски, у поэта – слово. И каждый из них по-своему описывает необыкновенное время года – осень. Ф. И. Тютчев посвятил прекрасные стихи об осени:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

– О чём это стихотворение? (Ответы детей).

— Что свидетельствует о приближении осени в стихотворении, по мнению Ф. И. Тютчева? (Ответы детей). Ребята, о ее приближении свидетельствует «паутины тонкий волос», который блестит в борозде давно уже убранного поля, а также необыкновенный простор и тишина, которыми наполнен воздух. Даже «птиц не слышно боле», как это бывает ранним летним утром, так как пернатые создания заняты подготовкой к предстоящим холодам. Однако автор отмечает, что «далеко еще до первых снежных бурь».

– Позднюю или раннюю осень описывает поэт (Ответы детей).

— Какое настроение передает поэт в этом стихотворении? (Ответы детей.) Праздничное и торжественное настроение отчетливо ощущается в стихотворении «Есть в осени первоначальной…

Осень – это «дивная пора», по словам Тютчева. Действительно, роскошная, разноцветная, богатая на дары. Именно эту осень Ф. Тютчев назвал «дивной порой», а художники называют её «золотой».

— Ребята, осень еще не вступила в свои права, однако ее приближение ощущается с каждым дуновением ветра. Как называется эта удивительная пора? (Ответы детей). Правильно эта удивительная пора в народе именуется «бабьим летом» – последним теплым подарком природы, которая готовится к зимней спячке. Но мы знаем осень и другую, которая славится моросящими дождями, грязью, пасмурными днями, промозглым холодным ветром и оголенными деревьями, которые сбрасывают свои листья. И вызывают у человека чувство печали, скуки. Именно эту осень А. Пушкин назвал «унылой порой».

— Как вы понимаете строчку «Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…»? (Ответы детей). Ребята именно так Федор Тютчев характеризует эти еще по-летнему жаркие дни, в которых уже, тем не менее, чувствуется явственное дыхание осени. Часто стихи сопровождаются иллюстрациями.

Педагог демонстрирует картины с изображением поздней и ранней осени.

3. Заключительная часть.

– Посмотрите на картины с изображением осени. Какую из них вы выбираете для иллюстрации произведения Ф. И. Тютчева?

Сценарий музыкально-литературного развлечения для детей 5–7 лет «На нашей планете есть место всем кошкам на свете» Участники и роли: 1. «Тетя Кошка», «Кот в сапогах», «Кот Леопольд», «Мышь», «Серенькая кошечка» — взрослые (воспитатели или родители). 2.

«Подарок осени». Развлечение для детей 3–4 лет «Подарок осени» Развлечение для детей 3-4 лет Герои:Осень, Мельник, Плюшка – Ватрушка. Дети заходят в зал под звуки вальса. Вед: Здравствуйте,.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Есть олень — есть жизнь» Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Есть олень — есть жизнь» Составили и провели: Рочева И. В., Рочева.

Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции 4–5 лет Тема «Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции у детей 3-4 лет» Выполнила: Бурцева.

Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции у детей 4–5 лет Использование карт-рисунков в становлении первоначальной этнокультурной компетенции у детей 3-4 лет. Особенности работы по этнокультурному.

Конспект НОД «Музыка Осени» для детей с ЗПР 4–5 лет Задачи: • Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе; обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках.

Конспект НОД по основам первоначальной грамоты «Знакомство с термином «слово» по программе «Развитие» (старшая группа) Занятие №1 Цель: практическое усвоение слов, обозначающих предмет. Задачи: 1. Знакомство с термином «слово»; 2. Упражнять детей в самостоятельном.

Конспект «Знакомство с издательством» для детей 3–4 лет Цель-познакомить детей с работой издательства. Задачи: -познакомит с профессиями журналист, художник –иллюстратор, лаборант. -расширить.

НОД по речевому развитию в первой младшей группе. Знакомство со стихотворением Н. Пикулевой «Был у кошки день рожденья». НОД по речевому развитию в 1 младшей группе Тема: Знакомство со стихотворением Н. Пикулевой «Был у кошки день рожденья». Задачи: • Формировать.

Конспект интегрированного занятия для детей 3–4 лет «У осени в гостях» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

«Есть в осени первоначальной» — анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

Есть в осени первоначальной

Написано произведение в августе 1857 года в незабываемую осень. Красно-жёлтые деревья, листопады, прохладный и освежающий дождик, дети с букетами для учителей — всё это про одну из прекраснейших пор года. Также есть множество красивых видов, которые меняются из года в год. Однако Тютчев был не из тех, кому этот сезон был по душе.

Фёдор Иванович восхищался и вдохновлялся природой, но осенняя пора навевала грусть, тоску, задумчивость и одиночество. Неровно дышал автор только к её началу и концу. Стих создавался в «бабье лето», когда повсюду можно было увидеть много сплетённой паутины.

История создания

Фёдор Иванович Тютчев родился в усадьбе Овстуг 23 декабря 1803 года. Как-то раз, направляясь со своей дочкой из Овстуга в Москву, он обратил внимание на превосходные пейзажи и настолько ими вдохновился, что сразу же принялся записывать строки стихотворения. Автору хотелось поскорее изложить мысли на бумаге, от этого его руки подёргивались. Ему удалось написать только первую часть, а вторую под его диктовку дописывала дочь. Сам стих настолько же красив, как и его история.

Жизнь поэта также имеет множество интересных и малоизвестных фактов. Например, в молодости у Фёдора было огромное количество девушек, к которым он испытывал притяжение. В порыве горячих чувств по отношению к ним каждой был посвящён стих. Автор был женат достаточно много раз, от каждого брака у него оставался ребёнок. Всего их было девять и все были от разных дам.

В детстве писателя считали одним из одарённых детей. В своём довольно юном возрасте он уже хорошо владел иностранными языками. Мальчику покорились немецкий, русский, латиница. Молодой человек начинал свой путь с перевода текстов и это увенчалось немалым успехом.

Тютчев занимался самообразованием, при этом в четырнадцать смог поступить в университет. Свою творческую деятельность он начинал с написания стихов. Сочинять юноша умел не только на русском. Писатель хорошо владел немецким языком, поэтому также создавал на нём свои произведения.

Его творчество было скорее философского направления, но со временем он начал увлекаться природой и её прекрасными видами. Фёдор с трудом представлял себя, как автора, с которого можно брать пример, так как сам себя не считал хорошим поэтом.

К сожалению, Тютчев частенько болел. В более зрелом возрасте у него уже проявлялась болезнь, которая была смертельной. Он жаловался на частые боли в голове и слабость. На фоне этих симптомов, которые были довольно протяжённое время, Фёдор Иванович постепенно переставал чувствовать левую руку.

Медицина в те времена не была настолько продвинутой, как сейчас. Смерти людей происходили от разных инфекций, которые медики не знали, как и с помощью чего лечить. Они могли чуть замедлить процесс распространения заболевания, однако полностью вылечить не могли.

В период слабости Тютчева его последняя жена ухаживала за ним. Из-за того, что он не чувствовал руку и ужасно болела голова, поэту всё сложнее и сложнее давалось написание произведений. Фёдор знал, что его конец уже близок.

Однако этот факт не помешал ему подарить миру более четырёхсот непревзойдённых стихов. Пусть писатель и считал себя неумелым в написании, но его тексты, пропитанные чувственностью, говорят совершенно об обратном. Он навсегда останется в сердцах его читателей, потому что действительно заслуживает уважения.

Анализ стихотворения

Стихотворение наполнено различными средствами выразительности. Например, эпитетами, которые добавляют индивидуальность и непревзойдённую эмоциональную палитру. Основной идеей было показать неповторимость природы в период «бабьего лета». Тютчев был влюблён в незабываемые пейзажи и большинство его сочинений именно про великолепие русских видов.

Темой поэт выдвигает раннюю осеннюю пору. Автор рассказывает про момент перехода от её начала, когда ещё тепло, до середины, когда листва опадает. Фёдор использует различные олицетворения, метафоры, метонимии, сравнения, чтобы при прочтении у читателя в голове сложился подробный рисунок.

Читать еще:  Почему песни запоминаются лучше чем стихи

Стихотворный размер звуковая организация стиха и его ритмическая форма. Единицей этого размера является стопа. Они состоят из нескольких слогов. Один из них ударный, а остальные безударные.

Стопы бывают:

  • двухсложные (хорей, ямб);
  • трёхсложные (дактиль, анапест, амфибрахий).

В хорее ударение падает на первый слог стопы (_/_). В ямбе — на второй (_ _/). В дактиле оно приходится на первый слог (_/_ _). В анапесте — на третий (_ _ _/). Амфибрахий — акцент на второй слог (_ _/_).

Строфой называется небольшая группа стихов, похожих по своей структуре, которая повторяется. По второй строчке можно увидеть, что произведение «Есть в осени первоначальной» — ямб. Рифма у него перекрёстная (через строку).

Жанр стиха Тютчева — пейзажная лирика. Она характеризует то, что человек может видеть вокруг себя. Также через иллюстрирование природы могут описывать не только виды вокруг, но и характер, душевное состояние лирического героя.

Краткая характеристика

Произведение Тютчева достаточно осмысленное и логическое. Несмотря на то что автор лишь кратко обрисовал пейзажи, которые ему довелось наблюдать, текст получился гармоничный и лёгкий к прочтению. Ему удалось передать и мимолётную радость и лёгкую грусть.

Краткий анализ стиха «Есть в осени первоначальной»:

  • создание — 1857 год;
  • тема стиха — начало осенней поры;
  • основная идея — показать красоту природы в начале осени;
  • композиция — три четверостишья;
  • жанр — пейзажная лирика;
  • стихотворный размер — ямб, перекрёстная рифма;
  • олицетворения: «…серп гулял…»; «…день стоял…»;
  • сравнения: «…день стоит как бы хрустальный…»;
  • метонимии: «…падал колос…»;
  • метафоры: «и льётся чистая и тёплая лазурь»; «…паутины тонкий волос…»;
  • эпитеты: «…лучезарны вечера…»; «…осени первоначальной…»; «…дивная пора…»; «…бодрый серп…»; «…тонкий волос…»; «…праздной борозде…»; «…первых зимних бурь…»; «…тёплая лазурь…»; «…отдыхающее поле».

Выразительность мыслей

При написании этого произведения автор использовал большое количество разнообразных средств выразительности, благодаря которым раскрывается всё восхищение Тютчева русской природой. Таким способом он передаёт не только превосходный вид пейзажа, но и настроение той поры.

При прочтении стихотворения в голову приходят разные картины, которые вызывают определённые ощущения внутри. Поэт умело передал в небольшом тексте красоту слова, тем самым «управляя» эмоциональным состоянием читателя.

В начале стиха вселяется радость и восторг от дивной поры, а после показываются с помощью средств выразительности изменения, которые происходят. День у автора хрустальный, а далее Тютчев описывает пустеющее со временем поле.

Поражает различие между началом осенней поры и её средней частью. Показывается это в строках, где говорится, что не слышно птиц и пустеет воздух, однако до зимних бурь ещё далеко. В этот момент в чувствах радости у Тютчева промелькает небольшая нотка грусти.

В тексте упоминается про чистую и тёплую лазурь. Само слово лазурь означает светлую синеву. Через него автор пытался описать небесный цвет, который можно увидеть в начале осенней поры, пока небо не затянулось серыми тучами.

Про великолепное творчество Фёдора Ивановича Тютчева можно не только написать сочинение, но и говорить часами. Его стихотворение «Есть в осени первоначальной» это доказывает. То, как он передаёт с помощью средств выразительности мельчайшие детали и эмоциональную палитру, не может не удивить. Сам стих имеет не только глубокий смысл. Большое разнообразие эпитетов, метафор, метонимий, олицетворений и сравнений делает его по-настоящему впечатляющим.

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…» (Ф.И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.07.2020 · Обновлено 16.07.2020

Фёдор Иванович Тютчев – мастер пейзажной лирики, он так живо описывает природу, что для читателя открываются яркие картины и создаётся эффект присутствия. Об осени поэт писал нечасто, так как не любил печального увядания окружающей природы. Многомудрый Литрекон предлагает Вам познакомиться с анализом стихотворения «Есть в осени первоначальной…», разбор которого составлен по плану.

История создания

Ф.И. Тютчев написал данное стихотворение в середине своего творческого пути. Он уже был признанным мастером слова, но все еще не считал свое хобби полноценным видом деятельности. Он занимал важный государственный пост и делал карьеру.

Произведение создано 22 августа 1857 года во время путешествия из родового имения Овстуг в Москву, а напечатано в периодическом издании «Русская беседа» в 1858 году.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» посвящено осени в самом её начале, как о короткой, но прелестной поре года.

Жанр, направление, размер

«Есть в осени первоначальной…» – лирическое стихотворение, принадлежащее к направлению «чистого искусства», пейзажной и философской лирике. В нём переплетается реализм, который выражается в точном описании пейзажа, с романтизмом, пронизанным упоением и восторженностью.

Размер стихотворения «Есть в осени первоначальной…» – ямб. Особенность произведения состоит в том, что в нём много пропусков ударений, что больше заметно в первой строфе. Рифмовка двух первых строф перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. В третьей строфе прослеживается опоясывающая рифмовка.

Композиция

Композиция стихотворения «Есть в осени первоначальной…» простая. Произведение состоит из 3 строф, каждая из которых несёт в себе законченную мысль.

  1. В первой строфе даётся картина самого начала осенней поры. Поэт поймал переход одного времени года в другое, описав его зыбкость и хрупкость.
  2. Во второй строфе читается светлая печаль о том, что всё пространство пустеет.
  3. В последней строфе писателем создаётся картина осени, полностью вступившей в свои права, но при этом атмосфера не гнетущая, а умиротворяющая.

Образы и символы

Лирический герой, кем выступает сам Ф.И. Тютчев, наблюдает за наступлением осени, выделяя её начало, как время плавного перехода из летнего зноя в осеннюю прохладу, дарящую нечто невидимо-эфемерное, прозрачное. Самое начало осени рождает в авторе тёплые и нежные чувства, которые он выражает с особым трепетом. Он желает, чтобы эти мгновения продлились как можно дольше. Но наступает пора, когда всё меняется, приходит настоящая осень, и поэта одолевает лёгкая грусть перед опустением и тишиной.

  1. «Короткая и дивная пора» – это образ бабьего лета в самом начале осени, когда ещё тепло и только-только начали опадать листья. Стоит ясная и спокойная погода, но, кажется, она в любую секунду может перемениться, поэтому поэт называет её «хрустальной».
  2. «Лишь паутины тонкий волос / блестит на праздной борозде» – для лирического героя это символ застывания природы в осеннем холоде, когда всё вокруг замедляется в ожидании зимы.
  3. «И льётся чистая и тёплая лазурь / на отдыхающее поле…» – в этих строках Ф.И. Тютчев показывает последние тёплые лучи, касающиеся земли, как образ уходящего тепла.

Темы, проблемы и настроение

В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» главным образом представлена основная тема русской природы, которой восхищается автор. Ф.И. Тютчев имеет в виду её переменчивость, подразумевая и быстротечность времени, что подталкивает его всё больше и больше любоваться мимолётными картинами окружающего мира. В произведении он запечатлел такой короткий период осенний поры, почти неуловимый, к которому автор смог подобрать слова. Стихотворение имеет глубину, ощущая которую, можно соприкоснуться с чувствами поэта, с красотой жизни, рассеянной в природе.

Ф.И. Тютчев озвучивает несколько проблем в своём произведении. Их можно заметить по интонациям строк, по словам и даже по знакам препинания.

  • Автор вкладывает в стихотворение тему жизни и её смысла. Осень – это завершение года, то время, когда человек подводит итоги и строит новые планы, оценивает пройденные, безвозвратно ушедшие дни.
  • Поэт говорит о связи природы и человека. Осень для него – это увядание не столько естества окружающего мира, сколько человека. В понимания автора, осень – это приближение старости человека. Юность вместе с летом осталась позади, теперь наступила зрелость, а впереди старость – зима.
  • О крестьянском труде Ф.И. Тютчев пишет с уважением, говоря о том, что уборочная пора была сложной, но меж тем она принесла пользу и радость крестьянам. Осень в понимании поэта – это время, когда труженики могут перевести дух, и вместе с ними «отдыхающее поле» остаётся наедине с небом.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Есть в осени первоначальной…» выражена в ценности момента, в его прямом созерцании. Ф.И. Тютчева стремится видеть, не пропускать ничего вокруг себя, запечатлеть в своём сердце всё великолепие природы.

Важно воспринимать мир как дар за ежедневный труд – вот смысл произведения «Есть в осени первоначальной…».

Средства выразительности

Безусловно, в стихотворении «Есть в осени первоначальной. » можно выделить немало троп, которые создают ту гармоничную атмосферу природы, которую стремился передать Ф.И. Тютчев.

  1. Эпитеты: «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «праздная борозда», «отдыхающее поле», «чистая лазурь».
  2. Метафора: «пустеет воздух», «льётся лазурь».
  3. Сравнение: «день стоит как бы хрустальный».
  4. Олицетворение: «день стоит», «серп гулял».
  5. Разновидность метонимии – синекдоха: «серп гулял», «падал колос».
  6. Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё – простор везде…»
Читать еще:  Кто отзывался о стихах пушкина как о возмутительных

Многоточие в первой и последней строфе показывает то, что о природе можно говорить и писать бесконечно. Кроме того, в многоточии чувствуется, будто бы автор говорил непосредственно с читателем об изменении в природе и вдруг задумался о жизни и остановился, глядя на поле, о котором он произнёс последнюю строку своего стихотворения.

«Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Ф.Тютчева.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было создано Ф. И. Тютчевым 22 августа 1857 года. Возвращаясь с дочерью из имения Овстуг в Москву, вдохновленный окружающей картиной поэт быстро набросал строки стихотворения в записную книжку. Относящееся к зрелой лирике (на момент написания поэту было 54 года) стихотворение впервые увидело свет в 1858 году — оно было опубликовано в журнале «Русская беседа».

Проникнутая тончайшим лиризмом пейзажная зарисовка запечатлела картину самого начала осени, той поры, которая традиционно называется «бабьим летом». На период начала осени указывает создающий настроение раздумья эпитет «первоначальной» в нулевом названии стихотворения. Признанный мастер, Тютчев сумел описать в стихотворении переходный период, зыбкую грань между летним расцветом и зарождением нового времени года.

Ведущую роль в раскрытии образа ранней осени играют в стихотворении эпитеты. Называя эту пору«дивной», Тютчев указывает не только на ее красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Природа преподносит свой удивительный подарок, передавая прощальный теплый привет от уходящего лета.

Эпитет «хрустальный» по отношению к дню вмещает и игру света, и прозрачность осеннего неба, теряющего яркость летних красок. Слово «хрустальный» передает звонкость осеннего дня, создавая ощущение хрупкости этой красоты.

Эпитет «лучезарны вечера» передает появление новых цветов, создаваемых заходящим солнцем. По всей земле светило разливает теплый свет. Прозрачно-голубое небо («чистая и теплая лазурь») празднует вместе с землей наступление осени.

Тесная взаимосвязь природы и человека, характерная для творчества Тютчева, ярко проявляется в стихотворении введением в пейзаж образа поля и метонимий «падал колос» и «серп гулял».

В третьей строфе все явственнее ощущается дыхание осени и звучит напоминание о грядущей зиме («но далеко еще до первых зимних бурь»). С восклицанием поэта о пустоте («Теперь уж пусто все») появляется мотив звенящей тишины («птиц не слышно боле»), несущей покой и умиротворение. И природа, и человек нуждаются в этой паузе, возможности насладиться тишиной и разлитой в пространстве гармонией. Поэт сравнивает осень с закатом жизни, но не с приближающейся старостью, а со зрелостью и мудростью, которую дает прожитый возраст. Тютчев охватывает поэтическим взором все огромное пространство – от кажущихся необъятными опустевших полей до мельчайшей детали – тонкого волоса паутины. Оглядываясь на прожитые годы, человек особенно остро ощущает в такие моменты свою принадлежность к этому миру, свое единство с природой. Именно поэтому стихотворение, словно сотканное из легкого прозрачного осеннего воздуха, вызывает светлую печаль и нежную грусть.

Состоящее из трех строф стихотворение написано разностопным ямбом; двухсложная стопа имеет ударение на втором слоге. Поэт использует перекрестную рифмовку в первых двух строфах и охватную (опоясывающую) рифмовку в последней строфе. Ритм стихотворения очень музыкальный. Чередование мужской и женской рифмы, длинных и коротких строк создают ощущение непостоянства и недолговечности красоты природы.

Все стихотворение представляет собой три длинных предложения. Повтор многоточий создает атмосферу размышлений, ощущение недосказанности, рождающее различные ассоциации.

Стихотворение изобилует не только эпитетами, но и другими средствами выразительности: метафорами (льется чистая и теплая лазурь), сравнениями (весь день стоит как бы хрустальный), олицетворениями (паутины тонкий волос), антитезой (серп гулял – пусто все). Тютчев использует такую разновидность метонимии, как синекдоха: серп гулял, падал колос, паутины тонкий волос. Единственное число укрупняет предметы, придавая им весомость и выделяя из остальных.

Чуткий певец природы, Тютчев свойственными только ему красками создал в стихотворении пленяющую своей красотой картину ранней осени – наполненное одухотворенными образами воплощение гармонии мира.

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 72.

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 72.

Фёдор Иванович Тютчев – признанный мастер лирики о природе. Его произведения напоминают красочные зарисовки изменений в окружающем мире: зимние узоры, тёплый летний ветерок, дивная осенняя пора, когда природа только начинает увядать. О последней поэт говорит с особой трепетностью и умиротворением. Познакомившись с кратким анализом «Есть в осени первоначальной» по плану, ученики 6-го класса смогут оценить мастерскую передачу чувств и ощущений посредством русского поэтического языка. Краткий разбор произведения поможет им легко справиться с заданиями по лирике Тютчева на уроках литературы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Есть в осени первоначальной.

История создания: стихотворение написано в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву.

Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни.

Композиция: стихотворение состоит из трёх четверостиший.

Жанр: лирическое стихотворение.

Стихотворный размер: размер стихов – ямб, рифма — перекрёстная.

Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь».

Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле».

Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный».

Олицетворения: «…серп гулял…».

Синекдоха: «…падал колос».

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводил в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.

Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится к пейзажной лирике.

Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь – явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.

Стихотворение озвучивает ряд проблем:

  • Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.
  • Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.
  • Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов уходящего года, оценке его со стороны.

Композиция

Стихотворение состоит из 3-х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают лишь при прочтении всего стихотворения как единого целого.

Стих написан разностопным ямбом. В первых двух четверостишиях рифмовка перекрёстная, а в третьем — кольцевая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность состояния природы.

Это лирическое стихотворение, здесь яркое эмоциональное начало. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, его восхищение тихими тёплыми осенними днями и вечерами.
Тютчев — поэт «чистого искусства», не понимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Средства выразительности

Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные средства:

  • Изящные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде» , которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.
  • Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».
  • Олицетворения: «…отдыхающее поле…», «…серп гулял…» .
  • Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный» , то есть прозрачный, хрупкий, неосязаемый и для поэта, и для его читателя.
  • Синекдоху: «…падал колос»

В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать» , представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: