Каким темам посвящены стихи есенина
Анализ стихотворений Есенина
Список стихотворений:
Отзывы: 0
Анализ стихотворений Есенина: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
- Стихи Александра Пушкина
- Стихи Михаила Лермонтова
- Стихи Сергея Есенина
- Басни Ивана Крылова
- Стихи Николая Некрасова
- Стихи Владимира Маяковского
- Стихи Федора Тютчева
- Стихи Афанасия Фета
- Стихи Анны Ахматовой
- Стихи Владимира Высоцкого
- Стихи Иосифа Бродского
- Стихи Марины Цветаевой
- Стихи Александра Блока
- Стихи Агнии Барто
- Омар Хайям: стихи, рубаи
- Стихи Бориса Пастернака
- Стихи Самуила Маршака
- Стихи Корнея Чуковского
- Стихи Эдуарда Асадова
- Стихи Евгения Евтушенко
- Стихи Константина Симонова
- Стихи Ивана Бунина
- Стихи Валерия Брюсова
- Стихи Беллы Ахмадулиной
- Стихи Юлии Друниной
- Стихи Вероники Тушновой
- Стихи Николая Гумилева
- Стихи Твардовского
- Стихи Рождественского
- Евгений Онегин
- Бородино
- Я помню чудное мгновенье (Керн)
- Я вас любил, любовь еще, быть может
- Парус (Белеет парус одинокий)
- Письмо матери
- Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
- Не жалею, не зову, не плачу
- Стихи о советском паспорте
- Я памятник себе воздвиг нерукотворный
- У лукоморья дуб зеленый
- Ночь, улица, фонарь, аптека
- Сказка о царе Салтане
- Жди меня, и я вернусь
- Ты меня не любишь, не жалеешь
- Что такое хорошо и что такое плохо
- Кому на Руси жить хорошо
- Я пришел к тебе с приветом
- Незнакомка
- Письмо Татьяны к Онегину
- Александр Пушкин — Пророк
- Анна Ахматова — Мужество
- Николай Некрасов — Железная дорога
- Сергей Есенин — Письмо к женщине
- Александр Пушкин — Полтава
- Стихи о любви
- Стихи для детей
- Стихи о жизни
- Стихи о природе
- Стихи о дружбе
- Стихи о женщине
- Короткие стихи
- Грустные стихи
- Стихи про осень
- Стихи про зиму
- Стихи о весне
- Стихи про лето
- Смешные стихи
- Матерные стихи
- Стихи с добрым утром
- Стихи спокойной ночи
- Стихи про семью
- Стихи о маме
- Стихи про папу
- Стихи про бабушку
- Стихи про дедушку
- Стихи о войне
- Стихи о родине
- Стихи про армию
- Стихи про школу
- Стихи о музыке
- Стихи для малышей
- Стихи о доброте
- Стихи на конкурс
- Сказки в стихах
- Популярные стихи Пушкина
- Популярные стихи Лермонтова
- Популярные стихи Есенина
- Популярные басни Крылова
- Популярные стихи Некрасова
- Популярные стихи Маяковского
- Популярные стихи Тютчева
- Популярные стихи Фета
- Популярные стихи Ахматовой
- Популярные стихи Цветаевой
- Популярные стихи Бродского
- Популярные стихи Блока
- Популярные стихи Хайяма
- Популярные стихи Пастернака
- Популярные стихи Асадова
- Популярные стихи Бунина
- Популярные стихи Евтушенко
- Популярные стихи Гумилева
- Популярные стихи Рождественского
- Другие поэты
Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта
Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).
Любовная лирика С.А. Есенина – особенности и анализ творчества
Отличительные черты и особенности
Любовная лирика Есенина уникальная по искренности и глубине чувств, которые автор пытается донести до своих возлюбленных. В его стихах изображена гамма разнообразных эмоциях — счастливые мгновения меняются грустными, нежность — страстью, идеализация — озлобленностью и предательством. Особенности его творчества:
- Эмоциональность. Любовь в стихах поэта представлена как бурный, неудержимый порыв души, мгновенно затмевающий все остальные чувства и желания человека. Каждая новая страсть для Есенина чувствуется настолько же ярко, как и предыдущая, а любая романтическая утрата и разочарование приносит огромную боль, даже если он давно расстался со своей пассией.
- Печаль, ностальгическая тоска и безнадёжность. В каждом из сочинений Есенина мгновения счастья описаны в прошедшем времени. Они противопоставляются безрадостному настоящему, из которого любовь уже ушла. Это отражает реалии жизни поэта — спокойная семейная жизнь ему не подходила, он всё время чего-то нового, а потому не смог найти настоящую любовь, что стало причиной многих слёз и страданий. Повторяющимся мотивом становятся также извинения и желание исправить свои прошлые ошибки.
- Задушевность. В каждом из есенинских стихотворений читаются неподдельные эмоции и чувства не только героя, но и человека, который писал строки. Яркие эпитеты, выразительные метафоры, противопоставление очень живо отражают состояние души поэта, никогда не опускаясь до пошлости или банальности.
- Искренность. Каждый из стихов Есенина — небольшая частичка его жизни. Они несут самые сокровенные и глубокие чувства поэта, которыми он стремится поделиться с любимыми женщинами.
В каждом из романтических произведений Есенина неудержимая жажда любви и «человеческой нежности» сочетается со страданием и горем от её несовершенства. Из-за этого его любовная лирика звучит печально и безысходно, что отражает трагичную судьбу писателя — он так и не нашёл единственной женщины, с которой был готов связать свою судьбу.
Эволюция стихов
Тема любви в стихах поэта раскрыта с разных сторон. Есенин начинал как самоучка и со временем не только совершенствовал свой талант, но и менял точку зрения о взаимоотношениях мужчины и женщины. В раннем творчестве талантливого писателя лирический герой имел образ типичного деревенского парня — пылкого и страстного, но простого и неискушённого. Горячие юношеские переживания, описываемые в стихах, были пропитаны печалью, но им не хватало глубоких душевных переживаний.
Другая особенность стихов, написанных поэтом в годы юношества — переплетение любви к природе и девушке. Изумление красотой окружающего мира — реками, горами, лесами, животными — придавало поэмам лёгкости и непосредственности, от которой несколько его работ было опубликовано в детских журналах. Своеобразие стихов заключается в том, что природа была не просто фоном для взаимодействий мужчины и женщины, а и непосредственным участником событий — она давала паре лучше понимать чувства друг друга, влияла на развитие и развязку отношений. Сам образ любимой тоже был тесно связан с окружающими красотами.
Революция 1818−1819 годов оказала большое влияние на творчество Есенина. Тема любви в его поэзии постепенно отошла на второй план. Среди лирики того времени выделяется сборник «Москва кабацкая», из которого ясно, что у поэта наступил трудный период в личной жизни. Это выражается в таких строках:
Много женщин меня любило
Да и сам я любил не одну
Но от этого ль тёмная сила
Приучила меня к вину.
Произведения становятся более циничными, озлобленными. Любовь перестаёт представать перед читателем добрым, светлым чувствам — романтичные описания героинь меняются на вульгарные слова, а идеализированные образы женщин — на уродливые внутреннее и внешне. Период «потерянности» заканчивается только ближе к концу жизни писателя. В 1824—1825 годах выходит сборник «Персидские мотивы», а также стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» и «Письмо к женщине», в которых Есенин снова начинает представлять любовь нежно и романтично.
В поздней романтической лирике поэта прослеживается мотив патриотизма. Лирический герой эволюционирует в ответственного гражданина своей страны. Воспевается любовь к родине — её природе, бескрайним просторам, скромной и строгой красоте.
Женщины поэта
Каждый из стихов Есенина про любовь тесно связан с определённым периодом в его биографии. Адресаты его произведений — любимые женщины. Сам поэт говорил, что никогда не врал в своих произведениях — каждое из них было исповедью, признанием, сообщением или извинением, которую он пытался донести до возлюбленной. Чтобы лучше понять смысл и посыл творчества писателя, необходимо разобраться в его романтических отношениях:
- Первой студенческой любовью поэта, которой он посвятил стихи, была Анна Сардановская. В 16 лет девушка пообещала выйти за него замуж, но затем тот уехал в Москву, а она сыграла свадьбу с другим. В 1821 году Сардановская умерла при родах, что, несмотря на долгую разлуку, сильно повлияло на Есенина. В посвящённом ей коротком стихе «За горами, за жёлтыми долами…» главный герой и его возлюбленная представлены очень невинно — в них нет ничего пошлого, циничного или вызывающего. Текст пропитан тоской по роману, которого так и не случилось. Несмотря на мрачность содержания, тон и средства выразительности облегчают произведение, благодаря чему оно оставляет светлые чувства.
- Первой женщиной, с которой поэт вступил в серьёзные отношения, стала его гражданская жена Анна Изряднова. Он не посвящал ей официальных стихотворений, но мысли о несостоявшейся свадьбе и своём сыне он записал в произведении «Тёплый вечер». Разлука причина творцу сильные душевные переживания, что сказалось на настроении его будущей лирики.
- В 1917 году Есенин вступил в брак с Зинаидой Райх. Вместе они прожили недолго — всего 4 года. Писатель уже начинал вести свою разгульную жизнь и даже поднимал на жену руку, что и стало главной причиной расставания. В 1821 году супруги развелись, а в 1924 Есенин посвятил Райх одно из самых популярных своих стихотворений — «Письмо к женщине». Оно посвящено размышлением поэта о прошлом и будущем, его сожалениям. Читая произведение, можно легко заметить контраст между «тогдашним» и «теперешним» писателем.
- В 1922—1923 годах, у Есенина завязался пылкий роман с Айседорой Дункан. Ей он посвятил длинный стих «Пой же, пой на проклятой гитаре», в котором читается страсть и бешеное упоение жизнью, далёкое от традиционной семейной идиллии.
В последние годы жизни Есенин влюбился в актрису Августу Миклашевскую, которой посвятил стих «Я помню, любимая, помню» и цикл «Любовь хулигана». Но она не отвечала взаимностью.
Анализ произведений
Любовные и романтические произведения в творчестве Есенина разнообразны — от безобидного лёгкого увлечения и пылкой страсти до тяжёлого цинизма, страданий, разочарований и сожалений. Чтобы лучше понять их, стоит взглянуть на отдельные произведения гениального автора в отрыве от остальной литературы.
«Заметался пожар голубой»
Один из самых красивых коротких стихов Есенина о любви — «Заметался пожар голубой». Его главная особенность заключается в точной передаче изменений, творящихся в душе поэта. Строки произведения отражают переоценку писателем своих ценностей — он готов измениться, начать исправлять ошибки прошлого, отринуть прошлое скандального и распутного образа жизни и покориться своей судьбе. Лирический герой, прототипом которого стал сам Есенин, наполнен нежностью, светлыми чувствами и желанием измениться к лучшему.
Одна из самых запоминающихся особенностей этого стиха — богатые средства выразительности. Особенно выделяются яркие эпитеты:
- «пожар голубой»;
- «глаз злато-карий омут»;
- «был я весь — как запущенный сад»;
- «поступь нежная, лёгкий стан»;
- «волос цветом в осень».
Они помогают лучше донести переживания героя, показать пробуждение чувств в его душе. Он тоскует по старым несбыточным мечтам и амбициям, но смиряется с этой нежной грустью и начинает идти к своим настоящим целям.
«Ты меня не любишь, не жалеешь»
Как видно уже из названия, это стихотворение Есенина пропитано нелёгкими чувствами — горечью, разочарованием, смятением, неуверенностью в собственном будущем. Главный герой с одной стороны желает новой любви и нежности, а с другой — боится очередного предательства и не хочет подвергаться риску снова испытывать страдания. На его сердце слишком много шрамов от старых отношений, чтобы он был по-настоящему готов к новому счастью. Отсюда и происходит лейтмотив стиха, которым является строка «Кто любил, уж тот любить не может».
Моральные терзания в сочетании с невозможностью открыться для новой любви доставляют лирическому герою много душевных мук, отчего он становится циничным и разочарованным в жизни. Именно страх наступления новых переживаний и дополнительных страданий мешает ему исцелиться и снова стать счастливым, в чём и заключается главная трагедия.
«Руки милой — пара лебедей»
По характеру вложенных чувств и эмоций это стихотворение относится к тому же классу, что «Ты меня не любишь, не жалеешь» — лирический герой находится в смятении, его терзает внутренний конфликт. Он жаждет любви и нежности, но боится испытать новое разочарование, оказаться обманутым и брошенным, а потому сомневается в своих чувствах. Через строки стиха проходит тревога, растерянность, страх одиночества. Герой потерян и понятия не имеет, что ему делать — это выражается через акцентированные строки стиха — «Я не знаю, как мне жизнь прожить».
В контраст с тяжёлой тематикой стиха вступают художественные средства. Произведение написано очень ласково и трепетно, наполнено душевностью и теплотой. Лирический герой восхищается нежностью любимой, чьи руки ласкают его волосы, её женской красотой и изяществом. Но нелёгкие душевные переживания, вызванные неуверенностью и страхом, омрачают счастье. Прошлые сожаления в душе мешают лирическому полностью насладиться любовью, что отражает желание самого Есенина исправить ошибки прошлого.
«Глупое сердце, не бейся»
Этот стих поэта отражает приобретённые им цинизм и мрачный взгляд на жизнь. Лирический герой окончательно разочаровался в любви — он считает её обманом, приносящим только страдания и разочарования. Он пережил многочисленные предательства и неудачи в отношениях и не хочет повторят совершённые рание ошибки, предпочитая вовсе отказаться от романтики.
Строка «глупое сердце, не бейся» завершает каждый куплет стихотворения, повествующий о романтических приключениях героя, как бы отражая его желание избавиться от них. Но, несмотря на грустную тематику, стихотворение не полностью безысходно — как автор признаётся, «жизнь не совсем обманула» его и выражает надежду, что злая судьба когда-то ответит на его любовь «песнею соловьиной».
Любовная лирика навсегда останется изюминкой творчества Есенина, ведь именно в ней чувства поэта проявляются наиболее ярко и многогранно. Выразительный язык написания в сочетании с раскрытием актуальных до сегодняшнего дня тем заставляет читателя невольно сопереживать каждому лирическому герою и, следовательно, самому автору. Больше всего подкупает то, что он остаётся искренним и открытым в своих чувствах, несмотря на все его недостатки — он признаёт несовершенство любви, но всё равно стремится к её торжеству.
Бог, природа, человек в поэзии Есенина. Темы творчества Есенина
“Певец и глашатай деревянной Руси” — так сам Есенин дал определение себе как поэту. Его произведения по-настоящему искренни и откровенны. Он без лишнего стеснения оголяет свою русскую душу, которая страдает, тоскует, звенит и радуется.
Темы лирики Есенина
Есенин писал о том, что волновало его самого и современников. Он был дитем своей эпохи, познавшей много катаклизмов. Именно поэтому основные темы поэзии Есенина – судьба русской деревни, настоящее и будущее России, умиление природой, любовь к женщине и религия.
Красной ниткой через все творческое наследие поэта проходит животрепещущая любовь к Родине. Это чувство — отправная точка всех его дальнейших литературных изысканий. Причем в понятие Родины Есенин вкладывает в первую очередь отнюдь не политический смысл, хотя не обошел он стороной горести и радости крестьянской Руси. Родина для поэта — это окружающие его поля, леса, равнины, которые начинаются от родительского дома лирического героя и простираются в необъятные дали. Невероятной красоты образы поэт черпал из воспоминаний детства и природы своей вотчины — деревни Константиново, откуда и начиналась для Есенина его “малиновая Русь”. Такие чувства трепетной любви к родной земле выразились в нежнейших стихотворных акварелях.
Все темы творчества Есенина, в частности тема любви к Родине и любви к природе, настолько тесно переплетаются, что их нельзя отличить одну от другой. Он восхищался окружающим миром, как дитя, “родившееся с песнями в травном одеяле”, считая себя неотъемлимой его частью.
Любовная лирика — отдельный пласт творчества поэта-самородка. Образ женщины из его стихотворений списан с русских красавиц “с алым соком ягоды на коже”, “со снопом волос овсяных”. Но любовные отношения всегда происходят как бы на заднем плане, в центре действия всегда все та же природа. Девушку поэт часто сравнивает с тонкой березкой, а ее избранника — с кленом. Для раннего творчества характерна юношеская пылкость, сосредоточенность на физическом аспекте отношений (“зацелую допьяна, изомну, как цвет”). С годами, познав горькие разочарования на личном фронте, поэт выражает свои чувства презрения к продажным женщинам, саму любовь цинично считая не более чем иллюзией (“наша жизнь — простыня да кровать”). Сам же Есенин вершиной своей любовной лирики считал “Персидские мотивы”, где оставила отпечаток поездка поэта в Батуми.
Следует отметить множество философских мотивов в стихах Есенина. Ранние работы искрят ощущением полноты жизни, точным осознанием своего места в ней и смысла бытия. Лирический герой находит его в единении с природой, называя себя пастухом, чьи “палаты — межы зыбистых полей”. Он осознает быстрое увяданье жизни (“все пройдет, как с белых яблонь дым”), и от этого его лирика просякнута светлой грустью.
Особый интерес вызывает тема “Бог, природа, человек в поэзии Есенина”.
Истоки христианских мотивов у Есенина надо искать в его детстве. Его бабушка и дед были глубоко религиозными людьми и привили внуку такое же благоговейное отношение к Творцу.
Поэт ищет и находит аналогии искупительной жертвы в явлениях природы (“схимник-ветер. целует на рябиновом кусту язвы красные незримому Христу”, “дня закатного жертва искупила весь грех”).
Бог у Есенина живет в той самой, старой уходящей Руси, там, «где капустные грядки красной водой поливает восход». Творца поэт видит прежде всего в творении — окружающем мире. Бог, природа, человек в поэзии Есенина всегда взаимодействуют.
Но не постоянно поэт был смиренным богомольцем. В один период у него появляется целая череда бунтарских, богоборческих стихотворений. Это связано с его верой в Октябрьскую революцию и принятием новой коммунистической идеологии. Лирический герой даже бросает вызов Творцу, обещая создать новое общество без необходимости в Боге, “град Инонию, где живет божество живых”. Но такой период был недолгим, вскоре лирический герой вновь нарекает себя “смиренным иноком”, молящимся на копны и стада.
Человек
Довольно часто поэт изображает своего героя как странника, идущего по дороге, или как гостя в этой жизни (“каждый в мире странник – пройдет, зайдет и вновь покинет дом”). Во многих произведениях Есенин затрагивает антитезу “молодость — зрелость” (“Отговорила роща золотая. “). Он нередко размышляет о смерти и видит ее как естественный финал каждого (“я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть”). Смысл своего существования каждый может познать, найдя свое место в триаде “Бог — природа — человек”. В поэзии Есенина главным звеном этого тандема является природа, и ключ к счастью — это гармония с ней.
Природа
Она является храмом для поэта, а человек в ней должен быть богомольцем (“я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья”). Вообще, тема Всевышнего и тема природы в поэзии Есенина настолько взаимосвязаны, что нет четкой линии перехода.
Природа является и главным героем всех произведений. Она живет яркой, динамичной жизнью. Очень часто автор применяет прием олицетворения (клененочек сосет зеленое вымя, рыжая кобыла-осень чешет свою золотую гриву, метель плачет, как цыганская скрипка, черемуха спит в белой накидке, сосна подвязалась белою косынкой).
Самые излюбленные образы — береза, клен, месяц, зори. Есенин — автор так называемого деревянного романа между березой-девушкой и кленом-парнем.
Стихотворение Есенина “Береза”
Как пример утонченного и в то же время простого осознания бытия можно рассмотреть стих “Береза”. Это дерево издревле считается и символом русской девушки, и самой России, поэтому в это произведение Есенин вложил глубокий смысл. Умиление малой частичкой природы перерастает в восхищение красотой необъятной русской земли. В обычных будничных вещах (снег, береза, ветки) автор учит видеть большее. Такой эффект достигается с помощью сравнений (снег — серебро), метафор (снежинки горят, заря обсыпает ветки). Простая и понятная образность делает стихотворение Есенина “Береза” очень похожим на народное, а это наивысшая похвала для любого поэта.
Общее настроение лирики
Нужно отметить, что в поэзии Есенина так отчетливо чувствуется легкая грусть “по гречневым просторам”, а иногда щемящая тоска даже в любовании родным краем. Скорее всего, поэт предугадывал трагическую судьбу своей Родины-Руси, которая и в дальнейшем “все так же будет жить, плясать и плакать у забора”. Читателю невольно передается жалость ко всему живому, потому что, несмотря на свою красоту, абсолютно все вокруг быстротечно, и автор наперед скорбит об этом: “Грустная песня, ты – русская боль”.
Особенности поэзии Есенина
Также можно отметить некоторые отличительные черты стиля поэта.
Есенин — король метафор. Он настолько умело упаковывал емкие художественные образы в несколько слов, что каждое стихотворение пестрит яркими поэтическими фигурами (“вечер черные брови насопил”, “по пруду лебедем красным плавает тихо закат”, “галочья стая на крыше служит вечерню звезде”).
Близость поэзии Есенина к фольклору дает ощущение, что некоторые его стихи — народные. Они невероятно легко ложатся на музыку.
Благодаря таким особенностям художественного мира поэта “деревянной Руси” его стихи не спутаешь с другими. Не может не покорить его беззаветная любовь к Родине, которая берет начало с рязанских полей и заканчивается космосом. Суть тематики “Бог — природа — человек” в поэзии Есенина можно подытожить его же словами: “Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек. “
Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина
Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ
Основные мотивы в лирике С. А. Есенина
Реферат Алёны Васильевой. Москва, 2006 г.
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА
ВВЕДЕНИЕ
Много дум в тишине я продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой по земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
« О себе »
Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.
В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.
Что касается остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах.
ТВОРЧЕСТВО С. А. ЕСЕНИНА
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА
А месяц будет плыть и плыть
Роняя весла по озерам.
И Русь все также будет жить
Плясать и плакать у забора.
Спит ковыль. Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучаясь,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть”.
КОСМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА
У лесной поляны — в свяслах копны хлеба,
Ели , словно копья, уперлися в небо.
(“Задымился вечер…”, 1912 г.)
Погасло солнце. Тихо на лужке.
(“Табун”, 1915 г.)
Гляну в поле, гляну в небо —
И в полях и в небе рай.
(“Гляну в поле…”, 1917 г.)
В три звезды березняк над прудом…
(“Я покинул родимый дом…”, 1918 г.)
Дом , являясь центром вселенной , связан с космосом через крышу.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
(“Вот уж вечер. Роса…”, 1910 г.)
Луна над крышей, как злат бугор.
(” Под красным вязом крыльцо и двор…”, 1915 г.)
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде.
(“Вот оно, глупое счастье…”, 1918 г.)
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
(1915 г.)
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
(“Я покинул родимый дом…”, 1918 г.)
Метафора в этих случаях возникает по форме, фигуре, силуэту. Но луна — это не только небесное тело, но еще и лунный свет, который вызывает у лирического героя различные настроения.
Космические мотивы тесно соседствуют и с религиозными.
Религиозные обряды и праздники:
“ДРЕВЕСНЫЕ МОТИВЫ” ЛИРИКИ С. ЕСЕНИНА
Даже не всегда понятно о ком идет речь в этом стихотворении – о человеке или дереве.
Лес, где живет героиня, сказочный, волшебный, тоже живой, как и она.
ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА
Вспоминая юность, лирический герой обращается также к образу собаки.
По цветовому сходству:
по близости и сходству функций :
Чистит месяц в соломенной крыше
Обоймленные синью рога.
(“Гаснут красные крылья заката”, 1916 г.)
Волны белыми когтями
Золотой скребут песок.
(“Небесный барабанщик”, 1918 г.)
Клен и липы в окна комнат
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.
(“Дорогая, сядем рядом”, 1923 г.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говорят я скоро стану знаменитый русский поэт.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Сергей Есенин
краткая биография
Роль и место в литературе
Поэзия Сергея Есенина стоит обособленно по отношению к другим литературным течениям. На ней не отразилось влияние поэтов «Серебряного века». Именно самобытность его творчества обеспечила Есенину всеобщее признание.
Особенность поэзии Есенина в том, что он, подобно Маяковскому, общается с читателем посредством монолога. Но монолог Есенина не экспрессивен, далек от митинговой формы речи Маяковского, ему присуща интимность и доверительность.
Следующая черта его лирики – напевность. Многие стихи Есенина легко ложатся на музыку. Простой язык, не перегруженность образами, плавная ритмичность – все это напоминает народную песню.
Происхождение и ранние годы
С. Есенин с мамой
Сергей Александрович Есенин – уроженец села Константиново Рязанской губернии. Родился 21 сентября 1895 года в семье Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных. Отец не любил заниматься крестьянским хозяйством, и жил отдельно от семьи в Москве. В 1912 году к нему приехал Сергей, и устроился на работу в мясную лавку.
Образование
В 1904 году Сергей поступил в начальную земскую школу, и окончил ее с отличием. Родители очень хотели видеть сына учителем, и в 14 лет отдали его в профильную школу.
Во время обучения юноша понял, что его призвание – поэзия. Оставив работу в мясной лавке, он, в 1913 году поступает в Московский народный университет вольнослушателем. Одновременно работает в типографии Сытина, и пишет стихи.
На какое-то время Есенина захватили идеи социал-демократов. Он участвовал в распространении листовок, выступал с агитационными речами перед рабочими заводов, принимал участие в крупной забастовке против гонений на пролетариат.
Творчество
В 1914 году было опубликовано стихотворение «Береза». Оно вышло в детском издании «Мирок». Вскоре появились очередные стихи: «Пороша», «Поет зима – аукает». Другие издательства также начинают печатать работы молодого автора.
Подогреваемый амбициями, Есенин в 1915 году едет в Петроград. Здесь он знакомится с представителями литературной богемы – А. Блоком и З. Гиппиус. Столичные издательства начинают интересоваться его стихотворениями.
Есенин пишет стихи
В этот период он вступает в литературные сообщества «Краса» и «Страда». Членами их были поэты «новокрестьянского» течения, воспевающие Россию. В 1916 году публикуется сборник «Радуница». Он вызывает большое одобрение критиков, оценивших автора за новизну образов.
В том же 1916 году Есенин был призван на фронт. Во время службы ему довелось какое-то время провести в дисциплинарном батальоне. Таким было наказание поэта за отказ от написания оды царю.
Революцию поэт принял сразу. Самовольно оставив часть, он примкнул к левой партии эсеров. Однако, немного разобравшись в ситуации, Есенин начал понимать, что революция – это, к тому же, беспорядок и насилие.
В 1918 году поэт возвращается в Москву. Здесь издается сборник его стихов, написанных еще до революции, «Голубень». Есенин становится одним из организаторов «Ордена имажинистов». В это сообщество входили поэты, писавшие лирику, наполненную выразительными метафорами и яркими образами.
Сергей Есенин и Айседора Дункан
В начале двадцатых годов выходят «Трерядница», «Москва кабацкая», «Исповедь хулигана» и «Стихи скандалиста». В 1921 году поэт отравляется в путешествие. Он посещает Урал и Оренбург. Особый восторг у него вызывает поездка по Средней Азии, особенно посещение Ташкента и Самарканда.
По возвращении из путешествия Есенина ожидало знакомство с Айседорой Дункан. Американская балерина стала музой поэта. Вместе они очень много путешествовали по Европе и США. Однако вскоре их брак распался.
Всю первую половину двадцатых годов Есенин посвятил написанию и продаже своих книг. «Хулиган», «Исповедь хулигана», «Любовь хулигана» изданы в этот период. За 2 года до смерти поэта выходит «Анна Снегина».
Постепенно Есенина начинает душить столичная жизнь. Он снова отправляется в путешествие. Теперь его маршрут пролегает через Азербайджан и Кавказ. Несколько раз он посещает родные места на рязанщине. В этот период поэт расстается с обществом имажинистов.
Фрагмент стихотворения
Отговорила роща золотая… С.А. Есенин
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Главные произведения
«Персидские мотивы» представляют собой цикл стихотворений, относящихся к любовной лирике. Написан он был как результат впечатлений от поездки в Азербайджан. Знаменитые стихи «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Ты сказала, что Саади…» стали выражением любви, грусти, измены, надежды.
Цикл «Любовь хулигана» можно смело назвать романом, в котором воспевается чистая любовь, а любимая девушка ассоциируется со святым ликом.
Комната в доме-музее Есенина
Тема природы – одна из главных в творчестве поэта. Автор вдыхает в нее жизнь, она существует не отдельно от человека, а вместе с его мыслями и настроением. Ярким примером этому может служить стихотворение «Отговорила роща золотая…», в котором роща наделена человеческими эмоциями и чувствами. Вызывают восхищение стихи «Край любимый! Сердцу снятся…», «Закружилась листва золотая», «Береза», «Поет зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» и многие другие.
Любовь к русской природе была неотделима от любви к России в целом. Свои чувства поэт выразил в стихах: «В этом мире я только прохожий…», «Край ты мой заброшенный…», «Гой ты, Русь моя, родная…».
Лучшим своим произведением Есенин называл поэму «Анна Снегина». В ней читателю предлагается история о безответной любви на фоне войны и революции.
Народный бунт показал Есенин в поэме «Пугачев». Поэт, рассказывающий о крестьянском восстании, делает акцент на отваге и смелости бунтовщиков, а также на том, что для борьбы подходят любые средства.
Последние годы
В последние годы жизни поэт регулярно подвергался нападкам и обвинениям в распущенности и пьянстве. Сам он к этому времени окончательно разочаровался в Советской власти.
Депрессия приводит к тому, что у Есенина развивается мания преследования. Тайно он приезжает в Ленинград, а 28 декабря 1925 года его находят мертвым в гостинице «Англетер». По другой существующей версии, он был убит по приказу спецслужб. Так закончилась яркая короткая жизнь великого русского поэта Сергея Есенина. Похоронили его на Ваганьковском кладбище.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1895 | Год рождения С.А. Есенина |
1904 | Начало учебы в земском училище |
1912 | Переезд в Москву |
1914 | Первая публикация стихотворений |
1915 | Переезд в Петроград |
1916 | Выход сборника «Радуница», призыв в армию |
1918 | Выход книги «Голубень» |
1919 | Примкнул к группе имажинистов |
1920 | Поэмы «Русь уходящая», «Анна Снегина» и др. |
1921 | Знакомство с А. Дункан |
1924-2925 | Путешествия по Закавказью |
1925 | Смерть С.А. Есенина |
Интересные факты
- Есенин не знал ни одного иностранного языка;
- на стихи поэта написано много песен и романсов;
- оставался в школе на второй год из-за плохого поведения;
- первое стихотворение написал в 9 лет;
- в юности был задирой и драчуном.
Память о поэте
В 1995 г. в Албании выпустили марку с изображением Есенина.
611 улиц и площадей российских городов носят имя С. Есенина.
В 1995 г. в России выпустили серебряную монету к столетнему юбилею поэта.
В Москве функционирует государственный музей С. А. Есенина.
Парк Есенина расположен в Санкт-Петербурге.
Государственный университет имени С. А. Есенина есть в Рязани.
Анализ стихотворений Есенина
Сергей Александрович оказал возможно наиболее сильное влияние на литературу 20 века среди всех писателей Серебряного века. Тот факт, что он был из крестьянской семьи помогал ему быть более понятным и простым для любого читающего его стихотворения человека. Своей простотой он развивал язык литературы того времени, никто до него этого не делал так явно.
В своей лирике, Есенин описывал всю свою жизнь, но наиболее популярной была тема его люблю к своей Родине, о чем он сам множество раз говорил. Жизнь Сергея Александровича можно проследить по его произведениям, он не стеснялся описывать все происходящее с ним. Все взлеты и падения, все аспекты своей жизни, любовь и ненависть которую он чувствовал глубже остальных людей. Он был особенным и неповторимым. То ощущение мира, которое имел Есенин не было подвластно никому в его время. Из-за открытости своей мысли его не раз преследовали власти, но он справлялся и с этим. В жизни Есенина были те люди, которые поддерживали его всю его жизнь и это было достаточно сложно из-за неординарной личности поэта. Много раз его спасали друзья.
Творчество Есенина наполнено невообразимым количеством красок и эмоций. Этому способствовало то, что в душе Александр Сергеевич был разнообразной личностью: романтиком, гулякой, скитальцем. Невозможно выбрать только один образ Есенина, но несмотря на это он всегда питал любовь к своей Родине, к своей деревне. Революция того времени смогла изменить устрой страны, но не Есенина. Он оставался верным своим мыслям и вере. Эмоциональность Сергея Александровича не раз становилась причиной его проблем и даже гонений, в некоторое время, но он был тем, кем он был и всегда им оставался.
Сейчас каждый школьник знает Есенина. Возможно не каждый его понимает, ведь его стихотворения написаны далеко не для школьной программы, но у каждого в жизни бывает момент осознания всей эмоциональной палитры произведений Есенина.
Поэт и Родина
Сергей Александрович очень хороший и талантливый поэт. Обычный юноша с голубыми глазами и русыми волосами – таким его воображают для себя читатели. Он всегда любил не только свою родину, но и свою семью. Его мать, была для него самым дорогим на этой планете. Для нее Есенин сочинил очень много стихов, которые посвятил именно ей. Ведь это та женщина которая его не только родила, но и воспитала. Ей он должен за всю свою жизнь, которую она так преданно посвятила сыну.
“Ты жива еще, моя старушка? Жив и я.”
В этих строчках можно увидеть всю глубину эмоций поэта к матери. Прочитав стихотворения на глаза наворачиваются слезы. Есенин настолько любит свою мать, что не представляет свою жизнь без нее. Материнское сердце никогда не обманешь, и она все это прекрасно понимает и чувствует. Сколько боли перенес поэт с последней встречи матери и сына. Как поэт переживает боль утраты, он со слезами на глазах заканчивает стихотворение и ему снова приходят в голову прекрасные моменты из его прошлой жизни.
Как грустно понимать что уже ничего не вернуть, что нельзя возвратится в родительский дом сквозь минувшие года, нельзя увидеть сидящую мать за столом и вдохнуть аромат родного семейного очага. С такими мыслями многие читатели звонят своим родителям и говорят как сильно их любят, а кто не успел это сделать, просят прощения у небес. Именно такого чувства хотел добиться Есенин когда писал данные строки стихотворения.