Каким вы представляете маяковского по его стихам
Каким вы представляете маяковского по его стихам
Владимир Маяковский запомнился мне, как человек любивший то, чем он занимается . Я думаю, что в каждое дело, которое было ему важно, он вкладывался полностью. Будь то революционная деятельность, поэзия, кино. Во всех этих делах великий человек оставлял частичку себя. Именно по этой причине мне так нравится его творчество. Да, некоторые люди не понимают смысл его стихов, некоторые, услышав его фамилию, строят гримасы и говорят, что это сложно, непонятно, что Маяковским им никогда не нравился. Такое мнение людей тоже имеем право на существование. Я же придерживаюсь другой стороны.
Хотелось бы остановиться подробно на его творчестве. Не считаю нужным описывать события, которые заставили его писать именно такие стихи. Я бы хотела остановиться на смысле самих строк. Конечно, у меня есть любимые стихотворения, которые проникли в мою душу, и теперь останутся со мной навсегда.
Самое первое произведение, которое произвело на меня впечатление, это, конечно же, «А всё-таки». В строках этого стихотворения прослеживается некая эгоистическая натура поэта. Видно, что он восхищается своим дело, творчеством. Говоря о том, что сам Бог будет нести его книжку под мышкой и читать его стихи своим знакомым, Владимир как бы ставит своё творение на иной уровень, отличный от всех остальных. Может именно его чрезмерная гордость или некое тщеславие и подкупает читателя?! Признавая себя лучшим, Владимир от себя не отталкивает, а притягивает народ. Потому что он действительно великий человек, он этого заслужил.
На мой взгляд, самое сильное произведение Владимира Маяковского стихотворение «Вам». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Я думаю, что это крик души, впечатанный в лист бумаги! Как много смысла в этих строках. Как точно поэт передал мысли обычных людей, которые бьются за Родину, но ничего не получают взамен. Которые не знают: доживут ли до завтра. А что несет с собой будущий день? Они воюют за людей, которые пропивают, проедают свою жизнь. За что бороться? За людей, которые ничего не стоят? В последней строчки Владимир Маяковский высказал своё мнение по поводу этой проблемы. Я считаю его верным.
Именно таким остался в моей памяти великий человек… Гордый, тщеславный, талантливый, отдающийся полностью делу, которым занят, но при всех этих качествах, он остаётся таким родным и милым сердцу, таким простым и верным человеком, что невольно понимаешь то, что это, по-настоящему, великий человек с большой буквы! Такой мой Владимир Маяковский.
Эссе на тему «Мой Маяковский»
У каждого из нас есть поэт, творчество которого впечатляет. Весьма популярны такие поэты как С. Есенин, И. Бродский, А. Пушкин. Мне же нравится творчество В. Маяковского — поэта, вокруг работ которого множество споров и критики.
Мне кажется, что каждый, кто впервые прочитает произведения Владимира Маяковского, отложит знакомство с поэтом на некоторое время. На первый взгляд стихотворения поэта не представляют собой складные и красивые строки, например, как у Есенина. Читать Маяковского трудно. Особенно при прочтении в первый раз его стихи вызывают негодование, оставляя непонятное впечатление. Зато в последующие разы знакомства с творчеством поэта вносят ясность и оставляют интерес.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Это вполне объяснимо. Ведь лирики в стихотворениях Маяковского крайне мало. Создается впечатление, будто этот поэт настроен только лишь на политику и революцию. А такие стихи тяжело воспринимаются. Но вскоре мне предстояло прочесть несколько лирических, даже любовных сочинений поэта. И именно они раскрыли мне весь дар поэзии в Маяковском.
Из биографии Маяковского известно, что он сильно любил девушку по имени Лиля Брик, но любовь была невзаимной. Это отражается в его стихотворении «Лиличка» – где лирический герой мучается силой любви, тоскует по возлюбленной:
«Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.»
Страдание любовью звучит и в его стихотворении «Ты»:
«Взяла,
отобрала сердце
и просто
пошла играть —
как девочка мячиком.»
Лирический герой не просто страдает от неразделенной любви, а загибается, словно от ранения на поле битвы. Хоть это рана и не смертельна, однако способна приносить боль на протяжении всей жизни. Наполнены тоской и строки стихотворения «О сущности любви»:
Владимир Маяковский любил одну единственную девушку на протяжении всей жизни. Ей посвящены все страдания, все слова о любви. То, что любовь – явление вечное, Маяковский не сомневался ни на минуту. Об этом его произведение «Вывод»:
Я думаю, что именно в любовной лирике Маяковский раскрывается не только как поэт, но и как человек – с эмоциями, чувствами и болью, присущей всем людям. Владимир Маяковский любил так, как редко кто любит – нараспашку, на всю душу. Но в его стихах нет сладости и счастья, только
отчаяние и боль от жестокости любви. Именно любовная лирика помогает разглядеть в поэте не только революционера и борца за справедливость, но и нежного, чуткого, любящего мужчину. И таким для меня и является Владимир Маяковский.
Лирический герой Маяковского
В. Маяковский, один из самых ярких представителей футуризма 20 века. Считается что благодаря ему футуризм получил известность. Так же Маяковский был известен как автор советских плакатов и лозунгов. Его признавали одним из лучших поэтов советского времени. Владимир Владимирович, был весьма неординарным человеком, он таил в себе несколько личностей. Несмотря на свой бунтарский характер, Маяковский мечтал найти свое место в жизни. Он умел заразить свое энергией каждого, кто находился с ним рядом.
Дитя поэта это его Лирический герой, который из года в год повествует о своем отце. Герой несет в себе черты характера своего создателя, он такой же неповторимый каким является сам поэт. Лирический герой Маяковского был истерзан велики чувством влюбленности. Как например в стихотворении «Лиличка» герой испытывает муки любви. Автор сравнивает свои эмоции и чувства с неукротимой бурей.
Маяковский воплощает свою чувства на бумаге, говоря о том, что любящее сердце не может быть смиренно оковами. Поэт всегда оставался верен своим силам, свой страсти и преданности.
Тема трагедии одиночества- одна из самых ярких тем лирики Владимира Владимировича. Для него тема одиночества и непонимания, была очень тяжелой для поэта. Он старался найти выход из своих страданий от одиночества. Но все его старания были напрасны. Как и Лермонтов, Маяковский описывает свое ощущение одиночества в стихотворной форме.
Считая себя одиноким в этом мире, он выражал свое негативное отношение к миру и к тем, кто считал себя хозяином этого мира. Именно поэтому, Владимир Маяковский считал себя пророком революции, и с огромным воодушевлением называет себя 13 апостолом.
После смети Поэта, Цветаева написала о том, что Несмотря на весь почет и уважение, Россия, так и не поняла, кто был Маяковский и кем он был. Она была одной из немногих, кто понимал суть его произведения «Домой». Где автор писал, что хочет быть понят своей страной.
Боль и страдание, были одни из самых важных эмоциональных составляющих душевного состояния Маяковского. Эти эмоции возникаю у него после столкновения в окружающим миом. Лирического героя Маяковского приводит в отчаяние его несовершенство. По произведениям поэта, понятно, что его нервы не выдерживают. И буквально каждое его любовное произведение окрашено болью и страданием. Маяковский был одним из немногих поэтов, который не изображал в своих произведениях счастливую любовь. Если бы предвестием революции и протестом существующему строю, была поэма «Облако в штанах», то она давно уже перестала бы интересовать читателя. Эта поэма так же как и многие другие произведения писателя была о трагической любви. Именно эти трагичные чувства поэта создали лирического героя.
2 вариант
Без Владимира Маяковского ХХ век невозможно представить. Он стал символом целой эпохи, он был одним из самых известных поэтом – футуристом. Он прославился как сочинитель лозунгов и плакатов в поддержку советской власти.
Глава страны, И.В. Сталин, дал Маяковскому признание как лучшему и талантливейшему советскому поэту. Потом его творчество стали внедрять в сознание советских людей, он стал официозной фигурой.
Главной темой лирики Маяковского, до 1917 года, была тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта. Он переживает свое одиночества, жалуется на него, пытается найти выход и не находит его. Главное эмоциональное ощущение этого периода, конечно же, страдание. Оно появляется, когда поэт сталкивается с реальным миром. Несовершенство реальности привели героя поэта в стрессовое состояние. Даже любовная лирика поэта окрашена болью и страданием. А самая известная поэма «Облако в штанах», появилась из – за трагической любви поэта, его ревности. Эта поэма дает бурю чувств, лирическую стихию.
Из – за своего одиночества он не принимал тех, кто считал себя хозяевами жизни. Поэт объявляет себя “тринадцатым апостолом”, с большим воодушевлением, он считал себя пророком революции и с восторгом встречает её. А после неё она определила весь пафос его поэзии.
Маяковский задумывался о сути поэзии и значении поэта. Он считал поэтов звездами, которые светят для читателей и являются ориентиром людям. Он считал, что поэт должен впитать боль народа и рассказать о ней миллионам.
Маяковского не назовешь поэтом – революционером, потому что в его дореволюционном творчестве много философских мотивов. Он размышляет о месте поэта в мире, о том, как трудно найти это место. Он не хочет быть одиноким, он хочет, что бы его понимали окружающие.
Поэтическое воплощение Владимира Владимировича Маяковского неповторимое, как и поэт.
Натура поэта многозначна, его лирический герой растет на всем протяжении его творчества. Его произведения никого ни когда не оставит равнодушным. Лирический герой поэта имеет две стороны, одна сторона он герой, который ждет перемен, другая сторона ранимая личность. Основной темой поэзии стал конфликт поэта и толпы. За внешней грубостью поэта, скрыта ранимая душа.
Владимир Маяковский являл собой современного поэта, который остро ощущал ритмы и проблемы времени. Новое время предъявляло новое требование к поэтическому языку, ритмике, рифме. Поэт смог изменить и графическую запись стихотворения. Автор открыто заявил, что старый язык изжил себя и людям требуется новый демократический язык. С появлением Маяковского в поэзии появляется и язык улицы, благодаря которому расширил читательскую аудиторию. Поэта считали голосом новой эпохи, посланцем улицы.
Рассуждение
Владимир Владимирович Маяковский (1893г.-1930г.) знаменательный поэт ХХ века. Он является самым популярным представителем литературного направления – футуризм. Так же, можно отметить, поэт выдвигал лозунги в поддержку власти советского союза.
Владимир Маяковский, в своё время проявил себя как совершенный поэт, деятель своего искусства. Прежде всего, он отличался своим грубым темпераментом. Маяковский скрывал свои истинные чувства и его считали, если можно так сказать, неординарной личностью. Человек, находящийся с ним рядом, мог зарядится его энтузиазмом.
Рассуждая о Владимире, можно понять, что его лирический герой был противопоставлен людям, которые не воспринимали и не хотели воспринимать творчество этого поэта. Обиды и высмеивания характеризуют отношение общества к лирическому герою творчества Маяковского. Его искусство отличалось от остального, у него было своё уникальное чувство красивого, отличающееся от других. Как раз с этого протеста лежит начало Маяковского. Лирический герой представлен перед нами как храбрый и уникальный человек, который хочет достичь нового. Перед читателем он возносит впечатление грубого гиганта, который пытается защититься от непонимающего его потока людей. Здесь же опять открывается тема одиночества. Основные эмоции героя, были боль и страдания даже от наименьшего воздействия от общества. С начала и по конец его творчества лирический герой меняется и приобретает новые качества. Он имеет две совершенно разных стороны. Первая имеет качества человека ждущего больших перемен, но другая сторона была грустной, и сентиментальной. Именно под грубостью он скрывал свою ранимую сторону.
Раскрывая тему любви в произведениях поэта, можно отметить, что он отличался от других писателей. Когда другие писали о счастливой, прекрасной любви, он писал о любовных травмах, с грустью и страданием. Возможно, что конкретно из-за этих чувств Маяковский создал своего лирического героя.
Важные художественные особенности лирического героя основаны в новаторстве поэта, таких как употребление глубоких метафор, уникальный тип рифм, и интересная графика произведений- лесенка.
Можно сделать вывод, что лирический герой стремится к продвижению от трагичного воздействия к счастливой жизни. В этом пути хранится неизвестная тайна образования нового сознания.
Также читают:
Картинка к сочинению Лирический герой Маяковского
Популярные сегодня темы
- Сочинение Я и другие
Другие и я… Думаю, что так название скромней было бы! Всегда ведь, если подписываешь, к примеру, поздравительное письмо, то своё местоимение нужно в конец ставить. С другой стороны, мы на всё смотрим со своей точки зрения
ехов пытается заострить внимание читателя на образ доктора Рагина. Этого героя сравнивают с другими персонажами.
Большинство произведений Островского имеют одну схожесть, во многих произведениях он показывает всю социальную несправедливость общества, то каким общества является на самом деле с точки его зрения
Произведение является составной частью прозаического сборника писателя под названием «Лазоревая степь» и имеет в своем содержании автобиографические элементы, связанные с жизнью автора.
Среди сочинений писателя Михаила Лермонтова я выделю поэму «Мцыри». Стихотворное произведение о короткой жизни юноши написано поэтом в 1838 году, когда его творчество было известно читателям.
«Когда Маяковский читал свои стихи, мы чувствовали шум толпы». Современники о Маяковском
19 июля исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Маяковского. Виктор Дувакин, один из пионеров «Устной истории» в СССР, изучал творчество Маяковского и беседовал с людьми, лично его знавшими. К юбилею одного из самых известных поэтов XX века литературный критик и поэт Сергей Сдобнов выбрал воспоминания современников о Маяковском.
В соответствиями с принципами «Устной истории» воспоминания публикуются с минимальными правками.
Писатель Виктор Шкловский
«Маяковский был упоен революцией, а так как поэты были нетерпеливые всегда, то он думал, что это будет все не только хорошо, но и быстро. Вы представляете себе, что в 1948 году Герцен представлял, то есть, вернее, говорил, что мы не думаем, что существующий строй долголетен. Он говорил про капиталистический строй. Не долговечен, а долголетен. Он давал ему десять лет, пять лет этому строю. Маяковский представлял, что капиталистическому строю в Европе ну два года, три года. Да мы все представляли так, все представляли так. Я в Тбилиси в квартире полковника Антоновского, который был женат на недавно умершей женщине, Анне Арнольдовне, авторе «Моурави», встретился с Диденцем, полковником тоже. Они нас познакомили. Он набирал людей для деникинской армии. Я говорю: «Вы думаете, что вы победите?» Он мне ответил: «Я русский человек. Мои герои — это Буслаев, протопоп Аввакум и Ленин».
Лингвист и литературовед Роман Якобсон
«Первый раз я встретил Маяковского на похоронах Серова. Я был в то время лазаревцем, увлекался живописью, незадолго до смерти Серова видел его «Похищение Европы». На меня и моих друзей, а друзья мои были молодые художники, смерть Серова произвела большое впечатление. Мы пошли на похороны. Шли, шли пешком, по Мясницкой и дальше. Пришли, остановились недалеко от открытой могилы. Выступал молодой человек — очень молодой, красивый. Необычайно зычным голосом, но в то же время без всякого ложного пафоса произнес речь от имени учеников Серова, которые не забудут учителя, не забудут заветов учителя — идти все дальше и дальше. Я не знал, кто это. Мне сказали, что это ученик Серова по Училищу живописи.
А потом, раза два или три, на разных выставках, в частности, на выставке, помнится, «Бубнового валета», я видел Маяковского в очень потрепанной бархатной кофте, очень потрепанной. И вообще весь вид у него был такой очень бедный и такой чуточку непричесанный что ли. Он сразу останавливал на себе внимание — очень необычным выражением лица, всем видом. И помнится, я в первый раз заинтересовался, кто же это. И спросил об этом. Был такой художник в «Бубновом валете», он довольно молодым умер, Мильман. И я спросил Мильмана.
Ну а потом, как-то такое, не знаю почему, так никогда этого и не узнал, на выставке «Бубнового валета» я был свидетелем, как организаторы этой выставки выталкивали Маяковского. Что он сделал — нагрубил ли им, чем-то им не понравился, но была потасовка. И он все больше меня начинал интересовать.
А затем странная история… Я вам сейчас расскажу опять эпизод, который вошел в литературу, и как-то случилось, что я оказался свидетелем… У меня в то время был абонемент на концерт Кусевицкого, и я был с двумя своими школьными товарищами на одном концерте, и играли, вы уже знаете теперь, о чем речь, играли Рахманинова. И вот то, что рассказывает Маяковский в своей автобиографии об «Острове мертвых» и так далее, — я это видел. Маяковский и Бурлюк стояли. У них не было сидячих мест. Они стояли у стены, и Маяковский стоял с необычайно скучающим видом, и затем оба ушли. Это та история, которая рассказана Маяковским. И когда я потом прочел, мне было даже странно: я хорошо это помню.
А потом зашли разговоры о том, что Маяковский пишет стихи. И вот… Я все еще знаком с ним не был. Я его увидал на диспуте, устроенном, если не ошибаюсь, опять-таки «Бубновым валетом» в Политехническом музее, в тогдашнем Лубянском проезде, Серова теперь. И там Маяковского лишали слова. Он хотел выступить в дискуссии. Его ведь бубнововалетцы терпеть не могли. И его хотели лишить слова, а он отказывался, так сказать, от этого запрета и хотел все время говорить.
И когда его лишили слова и опять-таки почти что вывели… да не почти что, а, собственно говоря, вывели, может быть, и с участием представителя полиции, то вдруг на галерке Политехнического музея появился Маяковский и своим тогдашним действительно исключительной силы голосом перекричал все. И начал говорить о бубнововалетцах как о жандармах нового искусства и так далее, и так далее».
Первый директор парка Горького Бетти Глан
«Маяковский любил парк. Он называл его «парком размаха и массы». Он говорил о нем очень часто самые добрые слова, приходил даже не выступать, а просто так. Он принял меня тогда с очень большой теплотой, когда я пришла к нему рассказывать об инсценировке, которую мы задумали, и очень увлеченно говорил о желании принять в ней участие. Я не сомневаюсь, если бы не трагические обстоятельства, то мы бы, наверно, неоднократно имели дело с ним как с драматургом больших и интересных дел».
Офицер царской армии Иван Баженов
«С Маяковским я встретился уже в нашем хозяйстве автомобильном в Петербурге. У нас все хозяйство расположено было около Царскосельского вокзала тогда. И вот в канцелярии ― в первом корпусе была такая канцелярия, где велся учет всего того имущества, которое мы получали из-за границы и направляли на фронт и для формирования рот. На этом учете сидела целая куча солдат у нас, среди них был как раз один ― Владимир Маяковский. Это был солдат высокого роста, с погонами унтер-офицера, у него было две лычки на погонах. Ну, с ним сидели еще другие, но он главным образом на учете того имущества сидел, которое выдавалось ― как более грамотный, конечно, человек ― выдавалось автомобильным ротам при их формировании.
Однажды зашел в канцелярию и говорю: «Кто у вас тут ведет учет?» Он говорит, что «а вот Стейнер, потом Маяковский ведет и еще другие». Мне что-то надо было спросить. Ну, я разговорился. Маяковский встал, как полагалось, я же все-таки начальник был в отношении его большой, с правами начальника дивизии как бы. Ну, я вижу, что этот солдатик очень грамотный, поговоривши так с ним, очень грамотный, толковый и умно отвечает так. Я разговорился… А он говорит: «А вот, ваше высокоблагородие, хотите прочитать мое новое произведение? Я поэт, — говорит, — я занимаюсь… пишу, — говорит, — стихи». Ну, я говорю: «Давай-давай, я прочитаю сейчас».
Он показывает: «Облако в штанах». Я совершенно не понимал эту вещь и говорю, что, «слушай, я как-то к твоей поэзии не привык прямо, я воспитывался на Пушкине… Ну, он говорит мне в это время, оригинально довольно: «Ну, — говорит, ― конечно, ― ваше высоко… Вы, ― говорит, ― еще не доросли». Я, смеясь, ему отвечаю: «Слушай, ты знаешь, что я начальник, и ведь я могу тебя, так сказать, за подрыв моего авторитета посадить на тридцать суток, шутя. Но ничего-ничего, валяй, конечно, пиши».
«А как солдаты?» А солдаты — там, Стейнер говорит: «Да он нам читает вот, мы его считаем вон верзилой, ― говорит, ― с нами он спит, там, в общежитии. И он нам читает свои произведения, но мы, — говорит, — не совсем тоже понимаем его литературу». Вот так у меня небольшое знакомство с Маяковским и началось».
Драматург Леонид Жуховицкий
«Помню, меня удивляли стихи Маяковского, где была, например, такая строчка: «Эх, поставь меня часок на место,/Я б к весне декрет железный выковал». Я думаю: «Что за странность, Маяковский, изощренный мастер стиха, рифмует «место» и «выковал»?» Только потом я сообразил, еще до того, как это стали печатать: «Эх, поставь меня часок на место Рыкова». Рыков был председателем Совета народных комиссаров тогда. Нормально, просто выкинули слово «Рыкова» — и все. Точно так же, как Есенина редактировали, выкидывали из стихов Троцкого, Зиновьева. Ну, что было, то было. Известно, что Есенин очень любил и уважал Троцкого. Сталин для него был никто. И Троцкий любил Есенина. Было так, поэтому литература редактировалась еще и по этим деталям каким-то. Но, тем не менее, библиотека была прекрасная, я много хорошего там брал, в этой библиотеке Литинститута».
Художница Евгения Ланг
Когда мы вышли из ворот (с похорон художника Валентина Серова. — Прим. ред.), мы видели, как в воротах стояли Маяковский и Бурлюк и смотрели нам вслед. Мы взяли извозчика. Я сперва доехала на Кировскую (тогда и теперь — Мясницкая. — Прим. «Устной истории»), а Людмила на этом извозчике поехала дальше на Арбат. Дома я застала семью уже за ужином. Тепло было, хорошо. Я побежала в ванную комнату, вымылась горячей водой, взяла чистый носовой платок и села прямо за стол. Отец мой, который был в курсе всех художественных и литературных дел Москвы, конечно, стал меня расспрашивать, как и что было. Я в общих чертах рассказала и потом говорю: «Знаешь, папа, такой молодой гений выступил. О нем когда-нибудь еще весь мир услышит» . В этот момент — телефонный звонок. Телефон был на стене. Подошел папа, что-то спросил, потом подходит к столу и говорит: «Иди к телефону. Это тебя твой гений просит». Я подошла. Это действительно был Маяковский.
Он мне говорит: «Женя Ланг?» Я говорю: «Да». Он говорит: «Вот видите, я узнал ваше имя и фамилию. Я узнал ваш номер телефона». Я потом узнала, от кого. Медведев ему сказал. Потом-то я это узнала. «И то, что я вам сказал на кладбище, было совершенно серьезно, и не принимайте этого в шутку». А я ему сказала: «А я не в шутку приняла, а как хулиганство». Вот как это было дело. И положила трубку. На следующее утро Маяковский оказался у моего подъезда. Причем первым его увидел папа через занавеску, говорит: «По-моему, твой гений уже у подъезда стоит». Папа принимал это очень юмористически. Ну, мне такое наступательное ухаживание не нравилось. Я все-таки двадцати одного года и считала себя серьезной. У меня был жених, но жених у меня был моряк и плавал где-то в морях, и была я невестой уже года три».
Литератор Владимир Сосинский
«Вот я должен вам сказать, что как раз это был любопытный день и в моей жизни, и в жизни моей жены. Мы любили Маяковского только его первоначального периода жизни. Мы любили «Флейту-позвоночник», мы любили стихи его, где он был сверхфутурист и необычайно заостренный. Я как раз вспомнил это время, когда был в гостях у Бурлюка в Нью-Йорке, у Давид Давидовича. Он прочел стихи, совершенно в духе вот тех времен, и я сказал: «Давид Давидович, в вас чувствуется влияние Маяковского, на ваших стихах». «Как! — возмущенно сказал он. — Мое влияние чувствовалось у Маяковского, а не его влияние на мне». Он был оскорблен, что я сказал, что он писал стихи под влиянием Маяковского. Нет, оказывается, Маяковский писал стихи под влиянием Бурлюка!
Так, надо сказать, что мы любили Маяковского — того, а вот стихи, которые приходили к нам в те времена, стихи советского времени, нам казались неинтересными. Или мы были так настроены, или это объяснялось чем-то другим. И что случилось в том вечере, когда мы впервые услышали Маяковского в Париже? Ну, эмиграция была в полном составе, было очень много народу на этом вечере. Был Георгий Иванов, были многие, были крики, и записки ему писались — все делалось, но самое замечательное в том, что мы вдруг почувствовали, какой Маяковский большой поэт, именно новый поэт, совсем не тот, которого мы знали, то есть Маяковский на нас повлиял… в каком смысле? В том смысле, что он нам открыл себя самого, но советского периода, потому что мы его признавали только прежнего, раннего, так же, как и Ходасевич. Ходасевич тоже считал, что Маяковский писал стихи в юности, а потом ерундой занимался.
Но между прочим, по поводу чтения Маяковского: у меня было такое определенное впечатление… Я вспоминаю, как Мандельштам очень хорошо говорил об одном своем знакомом, читавшем стихи Тютчева, альпийские стихи: «Как будто бы он захватил глоток альпийского воздуха! Так лились его стихи!» Так вот, когда Маяковский читал свои стихи, мы сразу чувствовали шум толпы, звук знамен, и мы видели: трибуна на огромной площади с миллионами слушателей — вот что открыл перед нами Маяковский. Это чтение было потрясающей силы!»
Проект «Устная история» при поддержке фонда Михаила Прохорова оцифровывает и публикует архивные и новые беседы с представителями науки и культуры XX века. Сегодня весь объем собранного материала хранится в отделе устной истории Научной библиотеки МГУ имени М.В.Ломоносова, архивные и новые беседы появляются на сайте проекта.
Маяковский. «Такой большой и такой ненужный…»
Психопатическая личность с самоубийством в депрессивной фазе
Владимир Владимирович Маяковский — признанный реформатор классического стиха и один из ярчайших представителей авангардного искусства. Реформаторы и авангардисты, как свидетельствует история культуры, редко оказываются психически здоровыми субъектами. А каким был Маяковский?
Примкнув 14-летним мальчиком к подпольщикам-большевикам, что вряд ли свидетельствовало об уравновешенности его натуры, он впервые столкнулся с психиатром, находясь в Бутырской тюрьме. Во время первого же ареста следователь заподозрил у юноши неполадки с психикой и направил его на психиатрическое освидетельствование. Однако заключение, датируемое 1908 годом, гласило: «В психиатрическом отношении все в порядке». В 1909 году в заявлении на имя московского градоначальника Маяковский уже сам жалуется на свою «неврастению». «В дальнейшем боязнь сойти с ума щедро просвечивает в его творчестве».
Во время своих арестов Маяковский научился замкнутости. «Это был очень скрытный, умеющий молчать человек», — вспоминал его современник Виктор Шкловский.
Тюремное заключение редко проходит бесследно для личности человека. Однако странности Маяковского явно выходили за рамки нормы. Своей необычностью, как позже своим новаторским творчеством, он многих отталкивал от себя. Поэт мог бы стать интересным объектом изучения для психоаналитика. Внешним видом Маяковский напоминал юношу, которому ввели гормон роста, в результате чего он быстро вырос, но только физически, а не в эмоциональном или душевном смысле. Ускоренное развитие, опережавшее его действительный возраст и делавшее его сверстниками товарищей значительно более старших по возрасту, служило постоянной причиной комплексов, присущих подростковому возрасту.
«Склонность Маяковского к преувеличениям проистекала из его чрезмерной чувствительности, из обостренного до крайности восприятия им действительности».
Это характеристика типичная для невротической личности. С годами личностные особенности поэта приобретали все более и более патологический характер. Близкая подруга Маяковского и не менее известная фигура в нашей литературной истории Лиля Брик вспоминала: «Всегдашние разговоры Маяковского о самоубийстве! Это был террор. В 16-м году рано утром меня разбудил телефонный звонок. Глухой, тихий голос Маяковского: «Я стреляюсь. Прощай, Лилик». Я крикнула: «Подожди меня!» — что-то накинула поверх халата, скатилась с лестницы, умоляла, гнала, била извозчика кулаками в спину. Маяковский открыл мне дверь. В комнате на столе лежал пистолет. Он сказал: «Стрелялся, осечка, второй раз не решился, ждал тебя».
Мысль о самоубийстве быстро приобрела навязчивый характер и, как любая хроническая болезнь, обострялась при неблагоприятных условиях.
Врачи Кремлевской больницы, куда обращался Маяковский, определили, что у него нервное истощение, и посоветовали не работать шесть месяцев. Но подобные рекомендации были не для «горлана-главаря». Весной 1929 года у него отмечают «затянувшийся и тяжело проходивший грипп, которого Маяковский адски боялся, и — еще хуже — тягчайшее нервное расстройство, граничившее с помешательством… Это был уже тяжко больной психически человек, нуждавшийся в немедленной медицинской помощи».
Такое состояние нельзя назвать хандрой, вызванной неприятностями литературной и личной жизни. Это была настоящая клиническая депрессия.
В 1930 году усиливается волна критических выступлений, которые не могли не повлиять на психику Маяковского. Но еще раньше в поэзии проявляется идеологическое разочарование.
Иностранные авторы уверенно пишут о депрессивных состояниях Маяковского. Их диагнозы звучат вполне психиатрически: «Психопатическая личность с самоубийством в депрессивной фазе».
Маяковскому была свойственна тревожная мнительность, которая достигала болезненных размеров. Он постоянно боялся заразиться и заболеть. А посему часто мыл руки и открывал двери через фалду пиджака.
Современники пишут также, что поэт избегал питаться из общей посуды, как Шопенгауэр, «изгонял венерического беса из своей гениальной плоти препаратами ртути и возил с собой кожаный бокальчик, чтобы не пить из чужих склянок».
Так что вопреки пословице «В здоровом теле — здоровый дух» Маяковский отнюдь не отличался душевной стабильностью. По мнению писателя Дмитрия Быкова, «если б не революция, показавшаяся ему осуществлением авангардистской утопии, он бы покончил с собой куда раньше тридцатого года, попытки уже были, и они учащались».
Вряд ли можно говорить об игровой зависимости у Маяковского, но он считался самым известным среди советских писателей бильярдистом. Эльза Триоле — сестра Лили Брик — рассказывала: вместо того чтобы входить с людьми в деловые отношения, Маяковский предпочитал играть с ними «прежде всего в карты, потом на бильярде, потом — во что угодно, в тут же изобретенные игры. Преимущественно на деньги, но также ради всевозможных фантастических выдумок». Не раз за бильярдным столом он сводил литературные счеты. Например, один из критиков поэта неосмотрительно пригласил Маяковского на партию. Критик был разгромлен в пух и прах и по предварительному уговору полез под стол. Поэт не преминул «добить» противника, огласив на всю бильярдную: «Рожденный ползать писать не может!» Постоянно играл Маяковский и с Булгаковым, который часто ему проигрывал. Игровой характер носили и попытки самоубийства. Он всегда прибегал к «русской рулетке» — заряженному одним патроном револьверу: повезет — не повезет.
У человека с подобной патологической структурой личности и творчество должно быть не менее своеобразным. Так, поэма «Облако в штанах» настолько ошеломляла своим «бунтарским духом и поэтической мощью», что критиками «была предпринята попытка объявить автора поэмы сумасшедшим. Его заманили в один частный дом, где заранее собрали консилиум врачей-психиатров, но те не подтвердили кулуарного диагноза». Тогда же, в 1916 году, Маяковский впервые сыграл в «русскую рулетку», о чем и писала Лиля Брик.
Суицидальные мотивы как в поведении, так и в творчестве Маяковского проявились довольно рано. «Многие стихи буквально сочатся агрессией, направленной то вовне, то — в депрессивные периоды — на самого себя.
Октябрьская революция представила удачный повод для выражения своей агрессивности «вовне», которая начинает граничить с патологией.
Любовь к женщинам у Маяковского тоже не отличалась банальностью. Знаменитый «брак втроем» с супругами Брик уже стал притчей во языцех. Когда поэт влюблялся, то его интересовали в первую очередь властные женщины, «…он любил быть страдающим».
Никто не сомневается в любви Маяковского к Лиле Брик, хотя их отношения были крайне сложными. Начались с посвящения ей поэмы, на которую его вдохновила другая женщина, а закончились знаменитой фразой «Лиля, люби меня!» в предсмертной записке. Лиля Брик, поклонница идеи свободной любви, была для Маяковского первой и единственной женщиной. Все же остальные «проходили» на ее фоне и при ее заботливом участии (!). Несмотря на бунтарский образ «горлана-главаря», поэт всю жизнь любил и ревновал ее.
Отношения самой Брик к Маяковскому носили более прагматичный характер. Она считала, что «страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи». Уже в старости Лиля Брик потрясла Андрея Вознесенского таким признанием: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал». Через несколько лет после смерти поэта молодые люди удивленно переспрашивали: «Маяковский? А кто такой Маяковский?» И Брик сделала невозможное: она написала письмо Сталину, добилась, чтобы вождь его прочитал и наложил резолюцию: «Маяковский был и остается лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи».
Неудивительно, что творчество Маяковского отражает «свойственную ему склонность к преувеличенности и гиперболизму в виде мощных полетов творческой фантазии, гигантских, доведенных до предела метафор и парадоксальных, гротескных образов. Употреблял превосходную степень в словах».
Для его поэзии очень характерно нагромождение мегаломанически огромных чисел. Маяковского можно назвать «ассенизатором и водовозом, революцией организованным и призванным», как он сам себя назвал, точно акцентуировав анально-обсессивный аспект своего характера… Сама фигура и поэтическая деятельность Маяковского однозначно ассоциируется с комплексом величия.
Слава в условиях тоталитарного государства часто носит искусственный, «приказной» характер. Но и внедренная подобным образом, она может удержаться только при наличии признаков объективно существующей гениальности. Нет сомнений в том, что Маяковский был гением. Нет сомнений и в том, что он представлял собой психопатическую личность с выраженной гиперкомпенсацией. Ранимый, сентиментальный, склонный к депрессии и преувеличениям, постоянно самоутверждавшийся в собственных и чужих глазах, он старался выглядеть нахалом, лидером, неотразимым любовником, особой, приближенной к руководству страны. «Точка пули в своем конце» у таких людей, к сожалению, факт далеко не редкий.
Агитатор, горлан, главарь? Каким видели Маяковского современники
19 июля 1893 года родился поэт Серебряного века Владимир Маяковский. При жизни у писателя было множество врагов, отрицавших его талант и значение для русской литературы. А сразу после смерти он был назван лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи.
Маяковский о себе говорил: «Я — поэт. Этим и интересен». Однако спустя многие годы нам интересно узнать не только знаменитого мастера слова, прославленного гражданина, но и «просто человека». Обычно Маяковский предстаёт в хрестоматийном образе агитатора, горлана, главаря, редко встававшего «на горло собственной песне», но был ли он таким? АиФ.ru собрал воспоминания друзей, знакомых, сверстников о поэте, чтобы понять, что о нём думали современники.
Живописец и теоретик искусств Л. Ф. Жегин
«Воспоминания о Маяковском»
«По существу, Маяковский был отзывчивый человек, но он эту сторону своего «я» стыдливо скрывал под маской напускной холодности и даже грубости. Он способен был на трогательные, думается, даже на почти сентиментальные поступки; всё это так мало вяжется с его канонизированным образом».
Писатель-прозаик, поэт, драматург, сатирик Ю. К. Олеша
«Ни дня без строчки»
«Когда я вспоминаю Маяковского, я тотчас же вижу эти глаза — сквозь обои, сквозь листву. Они на меня смотрят, и мне кажется, что в мире становится тихо, таинственно. Что это за взгляд? Это был взгляд гения…»
Поэтесса, прозаик О. Ф. Берггольц
Из предисловия к книге Б. Корнилова «Стихотворения и поэмы»
«Никогда не забуду, как в Доме печати на выставке Владимира Владимировича «Двадцать лет работы», которую почему-то почти бойкотировали «большие» писатели, мы, несколько человек сменовцев, буквально сутками дежурили около стендов, физически страдая от того, с каким грустным и строгим лицом ходил по пустующим залам большой, высокий человек, заложив руки за спину, ходил взад и вперёд, словно ожидая кого-то очень дорогого и всё более убеждаясь, что этот дорогой человек не придёт».
Писательница и переводчица Р. Я. Райт
«О Владимире Маяковском»
«Маяковский был требователен к себе и к другим… Он с величайшей брезгливостью относился к неопрятности в человеческих отношениях, к расхлябанности в работе, к пустой „болтологии“».
Писательница Л. Н. Сейфуллина
«Встречи с Маяковским»
«Можно много подобрать прилагательных для описания лица Владимира Владимировича, волевое, мужественно красивое, умное, вдохновенное. Все эти слова подходят, не льстят и не лгут, когда говоришь о Маяковском. Но они не выражают основного, что делало лицо поэта незабываемым. В нём жила та внутренняя сила, которая редко встречается во внешнем выявлении. Неоспоримая сила таланта, его душа».
Литературовед, мемуарист и сценарист В. А. Мануйлов
«Из воспоминаний о Маяковском»
«С Маяковским было легко. Он часто иронизировал. С некоторыми его парадоксами я не мог согласиться, но его доброжелательность и непринуждённость сразу располагали к нему».
Поэт, сценарист, деятель русского футуризма Асеев Н. Н.
«Воспоминания о Маяковском»
«Помню, когда я написал «Семёна Проскакова», Маяковский слушал его первым. Прослушав, как-то взволновался, посмотрел на меня внимательно и с какой-то хорошей завистью сказал: «Ну ладно, Колька! Я тоже скоро кончу свою вещь! Тогда посмотрим!» В этой простодушной, мальчишеской фразе сказался весь Маяковский. Это была и высшая похвала мне, и удивительно хорошее чувство товарищеского соревнования. С ним было легко и весело работать именно из-за этого широкого размаха душевной мощи, которая увлекала и заражала собой без всяких нравоучений и теоретических споров».
Художник-график, мастер политической карикатуры Б. Е. Ефимов
«В вопросах искусства он был непримиримо принципиален даже в мелочах, не любил и не считал нужным дипломатничать, кривить душой, говорить обиняками и экивоками».
Литератор, муза Маяковского Л. Ю. Брик
Из статьи «Чужие стихи»
«Маяковский всё переживал с гиперболической силой — любовь, ревность, дружбу. Он не любил разговаривать. Он всегда, ни на час не прекращая, сочинял стихи. Вероятно, поэтому так нерастраченно вошли в них его переживания».