Каким я вижу поэта по его стихам
Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт») Мотивы невостребованности высокого поэтического да¬ра в лермонтовской поэзии. 10 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специализированная школа №1 им. Д. Карбышева с углубленным изучением
французского языка г. Феодосии Республики Крым»
Урок литературы (9) в 10 классе.
Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк » и «Поэт») Мотивы невостребованности высокого поэтического да ра в лермонтовской поэзии .
Учитель Литвинова С.С.
Формировать умение сопоставлять лирические произведения с целью выявления авторской позиции; учить каждого ученика самостоятельно добывать знания.
Развивать логическое мышление (учить анализировать, выделять главное, сравнивать), воображение, умение вести диалог; развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимание авторской поэзии, умение осваивать текст в единстве формы и содержания.
Воспитывать уважение к литературе и ценностям отечественной культуры; умение защищать свою позицию, считаться с мнением других.
Оборудование: доска, мел, карточка-информатор, тексты стихотворений, презентация к уроку.
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3.Сообщение целей и темы урока.
— Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству самых известных поэтов 19 века. Как выдумаете, о ком идет речь?
— Да, вы совершенно правы, это А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов.
— Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов — великие русские поэты. Несмотря на то, что оба прожили короткую жизнь, каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так и важны их мысли о поэте и поэзии, о месте писателя в обществе. Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов написали стихотворения под общим названием «Пророк». Попробуйте сформулировать тему урока.
— Верно, тема урока: «Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк»» и «Поэт».
Запишите тему в тетрадь.
— Цель урока: сопоставить лирические произведения поэтов для выявления авторской позиции.
— Сформулируйте и запишите в тетрадь значение слова «пророк».
ПРОРОК — ЧЕЛОВЕК, НАДЕЛЕННЫЙ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫМ ДАРОМ, ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ БУДУЩЕГО,ИСТОЛКОВАТЕЛЬ ВОЛИ БОГОВ.
Посмотрите на слайд и сравните с вашими записями в тетради.
4.Беседа с элементами исследовательской работы.
— У вас на партах лежат карточки-информаторы к анализу стихотворений «Пророк» Пушкина и Лермонтова (приложение 1).
Карточка состоит из 3 частей: 1-я – план анализа, 2-я –посвящена стихотворению Пушкину, а 3-я –стихотворению Лермонтова.
План анализа в ваших карточках уже заполнен, обратимся ко 2-й части и проанализируем стихотворение А.С.Пушкина «Пророк».
Рассмотрим 1 пункт анализа:
1.История написания стихотворения.
Заполнить 1-й пункт.
— В 1825 году произошло восстание декабристов. В июле 1826 года были казнены 5 руководителей восстания, остальные сосланы в Сибирь. Среди них оказались и друзья Пушкина по лицею.
В 1826 г. Пушкин находится в Михайловкой ссылке, переживает сильное потрясение, но понимает правоту дела казненных. Пушкин осознает, что обладает большой властью над современниками. Он ищет образ, который смог бы повлиять на судьбу народа. И находит его в Библии. (Обращается к Книге Пророка Исайи). Вскоре пишет стихотворение под названием «Пророк», (но пишет не от своего лица, а от библейского пророка).
— В каком году было написано стихотворение А.С.Пушкина.
— Обратимся к тексту стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» (приложение 2). — — — Послушать выразительное чтение (ученик) этого стихотворения, самостоятельно определите тему данного стихотворения.
— Какова, на ваш взгляд, тема стихотворения? О чем это стихотворение?
О роли поэта в жизни общества.
Записать тему стихотворения во 2-й пункт таблицы.
— Переходим к следующему пункту анализа.
Итак, 3-й пункт — основные действующие лица.
Каковы действующие лица?
— Верно, поэт, Серафим и Бог.
— Переходим к 4-му пункту плана — композиция.
Что такое композиция?
Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов.
— Какова композиция этого стихотворения?
Композиция этого стихотворения — единое целое .
— Какие композиционные части можно выделить?
Первая часть стихотворения – образ странника.
Записать в таблицу.
— Какая цитата характеризует странника?
«Духовной жаждою томим»
— Что означает эта фраза?
Какая-то неясная тоска, которая вызвана неудовлетворенностью поэта своей прежней поэтической деятельностью. Возможно, поэт переживает «духовный» кризис.
— Вторая часть стихотворения — появление Серафима
Записать в таблицу.
— Что же происходит дальше?
Поэт обретает божественный дар всеведения. Поэт превращается в пророка.
— Итак, появление Серафима помогает обретению дара прозрения. Все, что касается Серафима, связано с чувствами человека. Поэт наделяется способностью видеть и слышать то, что ему ранее было недоступно. В тексте появляются устаревшие слова. Таким образом, переходим к следующему пункту плана – средства поэтического языка.
Как называются устаревшие слова?
Историзмы — это слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали.
Историзмы не имеют синонимов, так как это единственное обозначение исчезнувшего понятия и стоящего за ним предмета или явления.
Архаизмы — это слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время; по различным (в первую очередь — экстралингвистическим) причинам архаизмы были вытеснены из активного употребления другими словами.
— Найдите в тексте архаизмы и запишите, что они означают.
Перст- палец руки.
Зеница — глаз, зрачок.
Виждь — форма повелительного наклонения от глагола видеть.
Внемли — форма повелительного наклонения от глагола внимать.
Празднословие — пустые, праздные слова, разговоры.
— Какова роль архаизмов?
Создать атмосферу древности, таинственности.
— Какие тропы использует автор?
Самостоятельно заполнить таблицу, затем проверка.
Необычные сравнительные обороты:
А) «Перстами легкими как сон»
Б) «открылись вещие зеницы, как у испуганной орлицы»
В) « Как труп, в пустыне я лежал»
— Какова роль сравнения?
Придает наглядность, помогает читателю ярко представить то, что написано .
Эпитеты – красочные, образные определения:
А) «уховной жаждою»;
Г) «сердце трепетное»;
Д) «мрачная пустыня»;
Е) «лукавый (хитрый) и празднословный язык».
— Какова роль эпитетов?
Передача духовного состояния героя.
Метафора — скрытое сравнение:
А) «отверзлись вещие зеницы»;
Б) « и внял я неба содроганье»;
В) «глаголом жги сердца людей».
— Какова роль метафоры?
Передача настроения,духовно -эмоциональной жизни человека, мир внутренних переживаний.
— Какова роль тропов?
Делают произведение более выразительным, ярким, эмоциональным.
— Итак, тропы и устаревшие слова помогли нарисовать картину превращения поэта в пророка. Что произошло с поэтом?
— У него вырвали грешный, лукавый и празднословный язык, заменили его на «жало мудрое змеи».
— Переходим к заключительной части таблицы. Какова основная мысль (идея) стихотворения? В каких словах заключена?
Записать в таблицу.
Идея стихотворения: «Глаголом жги сердца людей».
— Как понимаете эти слова?
Поэт несет истину, правду народу.
— Какие чувства вызвало это стихотворение у вас?
— А теперь, переходим к стихотворению «Пророк» М.Ю.Лермонтова .
По ходу беседы заполнить таблицу.
— Прочитать статью учебника и рассказать об истории написания стихотворения.
— Итак,тихотворение написано в 1841 году. В основе также лежит библейский сюжет. Он обратился к «Книге Пророка Иеремеи».
Поросмотр фрагмента из фильма «Лермонтов» — стихотворение в исполнении актера (1.20.38).
— Определите тему стихотворения.
Роль поэта в жизни общества
Запись в таблицу.
— Каковы действующие лица?
Поэт-пророк и люди.
Стихотворение состоит из 7 строф.
— Лермонтов продолжает Пушкинскую тему.
1 строфа — начинается с того момента, на котором остановился Пушкин. Лермонтов дает ответ на вопрос: что дальше произойдет с пророком?
Следующие строфы :
Непонимание, насмешки и издевательства со стороны людей.
Побег пророка из города в пустыню.
Язвительная речь старцев, поучающих детей.
— Давайте рассмотрим иллюстрацию И. Репина к стихотворению «Пророк» — Сколько боли в трактовке образа пророка! Каким он изображен?
Художник вносит в образ пророка обычные человеческие черты, показывая его худобу, бледность, убогость его рубища. Также художник изображает людей «шумного града». В выражении их лиц нельзя не увидеть «злобы и порока».
— Итак, пророк пришел к людям, а он им не нужен. И тогда поэт возвращается в пустыню. Похожа ли она на пустыню Пушкина?
Нет, здесь все ему послушно.
— Весь мир полон гармонии. Разговор со звездами спасает героя от отчаяния. Живя в пустыне, знает счастье.
— А теперь давайте обратимся к языковым особенностям стихотворения. Есть ли архаизмы у Лермонтова?
Нет, кроме слова очи — глаза.
— Современный язык лишен торжественности. Это переносит нас в настоящее.
— Какие изобразительно-выразительные средства использует Лермонтов?
« В пустыне я живу, как птицы».
А) «чистые ученья»;
Б) «самолюбивая» улыбка.
А) « в очах людей читаю я страницы злобы и порока»
Б) «посыпал пеплом я главу»
Олицетворение — представление неодушевленного предмета в виде живого лица. А) « и звезды слушают меня»;
Б) «лучами радостно играя».
— Какова роль тропов?
Роль тропов помогают ярче, выразительнее нарисовать образ поэта-пророка, помогают передать основу, идею произведения.
Пророк не теряет веры в счастье. Он обладает огромной силой духа.
— В каких словах она выражена?
— Какие у вас возникли чувства после анализа этого стихотворения?
Чувства восхищения пророком.
— А теперь попытайтесь составить новую таблицу «Сходства и различия стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова»
Самостоятельная работа с таблицей. (5-10 мин). Проверка.
Сходства в стихотворениях:
1. Тема поэта и поэзии.
2. Основа: библейские источники.
3. Образ пустыни.
4. В обоих стихотворениях есть жизнеутверждение, вера в гармонию и счастье.
Становление пророка («рождение»)
Жизнь поэта, ставшего пророком (с одной стороны, одиночество, с другой стороны, обретает счастье)
Язык. Архаичная лексика (торжественная)
Современный язык (лишает торжественности)
— Эти стихотворения помогают узнать и личности самих авторов. Лермонтов считал, что участь одинокого изгнанника неизбежна для истинного поэта. А Пушкин считал, что поэт – истинный пророк своего отечества.
5. Подведение итогов урока.
— Итак, тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина и Лермонтова занимает одно из ведущих мест. В произведениях, посвященных этой теме, они ставят и решают следующие вопросы (вопрос-ответ):
1.Какими духовными чертами должен обладать поэт?
Правдив, трудолюбив, искренен.
2.Какова роль поэта в обществе?
Нести истину людям.
— Размышления Лермонтова и Пушкина о роли поэта и поэзии сыграло важную роль в формировании взглядов их последователей.
Кто у одра страдающего брата
Не пролил слез, в ком состраданья нет,
Кто продает себя толпе за злато,
Тот не поэт!
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан
— Удалось ли нам достичь основной цели урока? Да, мы смогли выделить сходства и различия стихотворений, сумели доказать свою точку зрения.
— Что нового и интересного вы узнали на уроке?
6.Домашнее задание.
Учитель: Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова «Поэт».
План сравнительного анализа стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина и М.Л. Лермонтова.
1.История написания стихотворения
3. Основные действующие лица.
5. Средства поэтического языка.
6. Основная мысль (цитата).
Сходства и различия стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
(тема, источник сюжета, образы, тема,идея / сюжет и язык)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин)
Над местом поэта в обществе задумывается каждый, кто однажды взялся за перо. Многие творческие личности по-разному видели своё предназначение. Например, Николай Некрасов считал, что муза должна напоминать людям о том, что «бедствует народ»(стихотворение «Элегия»). А вот А.С. Пушкин затронул тему собственного предназначения в стихотворении «Поэт».
История создания
А. С. Пушкин написал стихотворение «Поэт» в 1827 году. Первую половину этого года он провёл в Москве, часто посещал светские мероприятия, что мешало ему сконцентрироваться на создании шедевров.
После шумного города поэт отправляется в приют спокойствия и умиротворения — в Михайловское (куда годом ранее был отправлен в ссылку). Именно отсюда А.С. Пушкин отправляет в редакцию журнала «Московские ведомости» стихотворение «Поэт»(произведение сразу же было опубликовано).
Жанр, направление, размер
В начале XIX века расцветало такое литературное направление, как романтизм. Для него характерны такие черты, как исключительность главного героя, нетипичные обстоятельства. Многие произведения Пушкина написаны в русле романтизма, стихотворение «Поэт» — одно из них.
Жанр — лирическое стихотворение. В центре произведения находятся чувства и мысли лирического героя. Стихотворение «Поэт» можно отнести к философской лирике. А.С.Пушкин затрагивает важные темы: место поэта в обществе, предназначение творческой личности.
Стихотворение написано любимым размером поэта: ямбом (пятистопный), рифма — перекрёстная, а в первых четырёх строках второй строфы — кольцевая.
Композиция
Стихотворение состоит из двух строф, композиционно также делится на две смысловые части.
- В первой описывается жизнь поэта в «обычные» будни, когда он не занят творчеством.
- Во второй уже перед читателями предстаёт вдохновлённый творец, который не находит себе места среди обывателей, который посвящает себя и свою жизнь определённой миссии.
Образы и символы
- В центре стихотворения находится образ лирического героя — поэта. Автор описывает его как обычного человека, который в обществе ничем не выделяется, пока «молчит его святая лира». Но когда к поэту приходит вдохновение, он начинает творить, бежит от людей, уединяется в природном уголке.
- Природа в стихотворении становится символом спокойствия и умиротворения. Это то место, где душа поэта черпает вдохновение.
- Аполлон — древнегреческий бог творчества и красоты, которого поэт упоминает в своих строках, как глашатая творческого зова.
Темы и проблемы
Тематика и проблематика текста весьма многогранны.
- Основная тема стихотворения — поэт и поэзия. По мнению автора, человек, одарённый способностью слагать стихи, не находит места среди людей в минуты вдохновения, он убегает в отдалённые места, чтобы посвятить творчеству всего себя.
- Проблема непонимания — основная в жизни поэта. Общество не всегда способно принять его труд, оценить по достоинству шедевры творческой личности. Поэтому он вынужден часто избегать толпу, удаляться. Среди шумных балов поэт не может черпать вдохновение, ему нужно обретать гармонию с собой в тихих природных уголках.
- Тема природы тоже прослеживается в тексте. Автор показывает, что именно в окружающем мире естества и гармонии творец находит свою музу.
Основная идея
Главная мысль стихотворения А.С.Пушкина «Поэт» заключена в том, что такая творческая личность обладает особенным даром, с помощью которого выделяется среди обывателей. Когда поэт творит, ему становятся чужды людские забавы, он не приемлет кумиров. У поэта есть всегда определённая миссия, которой он готов посвящать все своё время, всю свою жизнь. Каждый творец самостоятельно определяет эту задачу.
Смысл посыла Пушкина заключается в том, что творчество преображает личность и возвышает ее, но ценою этого взлета является одиночество.
Средства выразительности
В стихотворении А.С.Пушкина «Поэт» можно выделить несколько особо важных тропов:
- Так, в произведении часто встречаются метафоры: «меж детей ничтожных мира»(так автор называет людей), «божественный глагол», «молчит его святая лира».
- Сравнения также присутствуют в стихотворении: поэт уподобляется орлу во второй строфе.
- Эпитеты придают словам особый оттенок: вдохновлённый поэт становится «диким и суровым», простое слово превращайся в «божественный глагол» в устах поэта.
- Также в первой и во второй строфе можно увидеть увидеть такой троп, как инверсия («Бежит он, дикий и суровый»).
Анализ стихотворения «Поэт» Лермонтова
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 62.
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 62.
В стихотворении “Поэт” («Отделкой золотой блистает мой кинжал…») М. Ю. Лермонтов поднимает тему роли поэта в обществе, проводя параллель между образами поэта и кинжала, размышляет о состоянии поэзии в послепушкинский период. На уроках литературы в 9 классе пригодится полный и краткий анализ “Поэт” по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт.
История создания – написано в 1838 году. Поэт продолжает тему предназначения поэта, гибель Пушкина всё ещё сказывается на его творчестве.
Тема – тема поэта и поэзии, гражданская лирика.
Композиция – Стихотворение делится на две структурные части: повествование о кинжале и обращение к поэту. Состоит из 11 строф.
Жанр – элегия с чертами сатиры.
Стихотворный размер – четырёх- и шестистопный ямб.
Метафоры – “наследье бранного востока”, “покрытый ржавчиной презренья”.
Эпитеты – “таинственный закал”, “надёжный клинок”, “бесславная игрушка”, “хладный труп”, “могучие слова”, “изнеженный век”, “ветхая краса”, “осмеянный пророк”.
Синекдоха – “воспламенял бойца для битвы”, “не так ли ты, поэт, своё утратил назначенье”.
Сравнение – “стих, как божий дух…, как колокол…”, игрушкой золотой (кинжал) он блещет на стене”, “Как ветхая краса, наш ветхий мир привык морщины прятать под румяны”, “звук(стихи)… как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы”.
История создания
Стихотворение написано в 1838 году. В 1839 году оно опубликовано в “Отечественных записках”. Смерть А.С.Пушкина глубоко взволновала поэта, он продолжил тему поэта и его предназначения в стихотворении “Поэт”.
Ссылка на Кавказ не сломила поэта, к тому же он стал широко известен после гонений за произведение, посвящённое смерти Пушкина. К тому же знание оружия и военного дела сказывается в тексте, поэт как никто знал ценность и силу кинжала, который стал центральным образом в стихотворении. Год написания был сложным, как и вся короткая жизнь поэта.
Он продолжал отстаивать свои взгляды, боролся за свободу слова, искал вдохновение и смысл жизни. Он продолжает верить, что дар поэта не случаен, он дан не для забавы, а чтобы влиять на судьбы и события. Его тяготят запреты, преследования и рамки.
Тема поэта и поэзии свойственна позднему периоду творчества Лермонтова. Очень зрелое проникновенное стихотворение с особым характером повествует об особой роли поэта в жизни людей и государства. В былые времена поэты вдохновляли на подвиги, поддерживали боевой дух, воспевали значимые события, раскрывали правду исторических событий для потомков.
В эпоху, которая выпала на долю поэта, мастер слова вынужден повиноваться цензуре, его талант покрывается “ржавчиной”, становится бессмысленным. Возвращаясь в прошлое, поэт продолжает традиции романтизма, его повествование напоминает историческую новеллу, легенду. Во второй части стихотворения – сугубо философской – автор размышляет о предназначении поэта, о том, что богатство и золото затмило истинный путь мастера слова.
Смысл произведения: без упорной работы, свободной, искренней, правдивой, талант меркнет, перестаёт служить людям, а значит, достоин презрения. Лирический герой обращается к поэтам, взывает к их чувству долга, достоинства, затрагивает все струны души человека, который должен сеять мудрость и правду, а не прятаться за “блёстками” или приукрашать уродства общества “румянами” . Главная мысль произведения: поэт должен служить людям, истории, правде.
Композиция
Структурно стихотворение можно поделить на две части: в первой описывается история кинжала, его некогда славное прошлое и унылое настоящее; во второй – автор открыто сравнивает поэтический дар с оружием, которое ржавеет, если им не пользуются. В 11 строф автор вложил огромную по своей поэтической силе историю с прозрачной аллегорией.
Лирический герой дерзко и правдиво делится своими мыслями об эпохе, жизни, предназначении поэта и нравах общества. Заканчивается стихотворение восклицанием и вопросом: “ Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк!
Произведение относится к жанру элегии, об этом говорит ритм, общий настрой, тематика, возвращение в прошлое, грусть и глубокий философский смысл. Черты сатиры также прослеживаются в смысловой сфере стихотворения. Оно написано четырёх- и шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Это одно из лучших произведений поэта, относящихся к гражданской лирике. Все четыре стиха последней строфы содержат сильнейший эмоциональный накал, содержащий главную мысль стихотворения.
Средства выразительности
В произведении много эпитетов (“ таинственный закал”, “надёжный клинок”, “бесславная игрушка”, “хладный труп”, “могучие слова”, “изнеженный век”, “ветхая краса”, “осмеянный пророк” ), которые помогают создать исторический колорит, эмоциональную образность событий, описываемых автором.
По сути всё стихотворение является развёрнутым сравнением поэта и кинжала. Очень красивое и тонкое сравнение стихов, которые были написаны в прошлом, вдохновляли на подвиги, они нужны были людям, “как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы”.
Каким я вижу поэта по его стихам
Поэты делают жизнь возможной. Они берут на себя часть напряжения бытия. Одни из них способны лучше держать ток, и живут дольше, другие не так защищены, и быстро перегорают.
Мы давно привыкли к существованию поэтов в нашей жизни. Привыкли к тому, что открываем школьный учебник по литературе и привычно находим там Пушкина, Лермонтова, Блока, или не столь привычных Пастернака, Мандельштама. Миримся и даже, может быть, уважаем их существование.
Мы привычно считаем, что поэзия – это нечто прекрасное, возвышенное, а потому позволительное и полезное. Имя Пушкина, к примеру, как было давно замечено, звучит для русского уха так же привычно, как имя какого-нибудь соседа – ежедневно, по любому поводу и совершенно всуе, как в знаменитом романе Булгакова: «Никанор Иванович совершенно не знал произведений поэта Пушкина, но самого его знал прекрасно и ежедневно по нескольку раз произносил фразы вроде: «А за квартиру Пушкин платить будет?» Или «Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил?»»
Пафос этой маленькой статьи в том, чтобы поставить вещи на свои места.
Поэзия не нейтральна. И поэты – это не соседи в домашних тапочках, и не странные бесполезные чудаки не от мира сего, которые от нечего делать рифмуют стишки и при этом считают, что занимаются чем-то важным.
Трудно найти более далекое от истины представление.
Поэзия – это передний край. Поэты сражаются за нас. Они закрывают нас собой от бесцельности и бессмысленности бытия. И от того, что они принимают на себя первый удар, трансформируют его в удобоваримую форму, понижают напряжение, остальная часть человечества может мирно заниматься своими «прозаическими» делами и спокойно спать. Это, возможно, похоже на метафору, но это не метафора.
Поэты, как правило, мало живут. Поэтов часто убивают. Поэты часто сходят с ума, спиваются или кончают самоубийством. Почему? Что происходит? Что это за «чудачество» с такими роковыми последствиями?
Настоящий поэт – это не тот, кто умеет писать стихи. Очень важно понять, что поэтами не становятся. Этому нельзя научить. Поэт – это человек, родившийся без кожи и с особым видением, он подвержен тем же жизненным влияниям, что и мы с вами, но ощущает их полнее, яснее, мучительнее, почти в полном свете истины. Например, все мы теоретически знаем, что умрем, однако, как правило, стараемся не думать об этом, утешаем себя отговорками: «Конечно, когда-нибудь я умру, но ведь еще не сейчас, еще есть время. », или «Да, конечно, тело умрет, но вот душа. », или «Буду делать что-нибудь хорошее, ходить в церковь по воскресеньям, и может быть, не умру. » А поэт не может «не думать» о смерти, потому что для него это не вопрос «думанья», он видит ее, ощущает ее как физический факт, воспринимает все остальное в свете этого факта, и ему нужно что-то с этим знанием делать. Это знание-ощущение часто в нем интуитивно, неосознанно, и оттого еще более болезненно.
А поэзия – это «инструмент понимания» поэта, и одновременно его молитва о спасении и его защита. В минуты ясности он видит своим особым чувством, какая тонкая грань отделяет жизнь от небытия, и видит, что жизнь, если она не устремлена к высшему исходу, если опутана низшими (или просто обыденными) интересами, не имеет никакого смысла, она просто бесцельно течет в пасть смерти, и в свете этого видения вещи, события, дела людей и собственные поступки предстают в своем подлинном виде, часто пугающем и неприглядном:
И с отвращением читая жизнь мою
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю,
— как сказал Пушкин, один из благороднейших бойцов на этом поле.
У этого состояния ясности есть степени, и у способности выразить это состояние тоже есть степени. Различие в степенях определяет величие и силу поэта, а индивидуальные качества делают творчество каждого из них уникальным. Кроме того, есть множество помех и отвлечений на этом пути. Поэт может соблазниться властью, благополучием, и перестать быть поэтом – на время или навсегда. Может не суметь уравновесить не всегда осознаваемое ощущение истины с переживанием тяжести и бессмысленности бытия, особенно социального – и тогда этот хрупкий механизм ломается: человек спивается, сходит с ума, накладывает на себя руки (случай Маяковского, Есенина, Цветаевой и многих других) или другими своими поступками накликает смерть. Так Лермонтов напросился на свою роковую дуэль.
А мы, простые читатели, получаем стихи. В стихах – отчасти – сказалась та истина, которую поэт угадал или ощутил. Отчасти – потому что духовное знание не переводимо в слова, даже в слова поэмы. Благодаря работе поэта, мы получаем это знание в безопасной форме. Оно нас не обожжет и не убьет, как обжигает и убивает поэта. На самых чувствительных из нас оно подействует возвышающе и, возможно, побудит к собственному поиску. Социальное предназначение поэта – трансформация истины в красивую и доступную человеческому восприятию форму – таким образом будет выполнено. В ком-то, в единицах, подлинные стихи могут произвести взрыв и сорвать с них их собственную кожу. Но для этого они, опять-таки, должны родиться с предрасположенностью к такому взрыву.
В поэзии есть нечто общее с духовным пробуждением. Основное различие между поэтом и святым, действительно живущим в поле истины, состоит в том, что святой знает, с чем имеет дело, и что и как нужно делать, чтобы удерживаться в истине, а поэт по большей части стихиен, он – полигон, на котором сталкиваются истина и этот мир, живущий, естественно, по законам Князя этого мира. В отличие от святого, поэт ничего не может с этим поделать. Он не может победить и не может подняться над схваткой, он может только пропускать все через себя, находить образы и описывать, что происходит.
Образ поэта, который складывается из сказанного выше, далек от образа чудака в домашних тапочках. Родиться поэтом – это великая драма, но и счастье, которому мало равных. Остальному человечеству в пору позавидовать, что они не могут принять на себя ту волну, которую встречает поэт, чтобы, говоря словами Гумилева «заглянуть в глаза чудовищ И погибнуть славной смертью, Страшной смертью скрипача».