2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какими борис нашел стихи вероники

«Вечно живые» (В. Розов)

Цитата: «Выпьем молча за тех, кто молчит, сказав своё слово».

История создания

Пьесу «Вечно живые» Виктор Розов написал во время Великой Отечественной войны. Дух патриотизма, пронизывающий это произведение, тогда был особенно актуален.

Проблематика:

  • нравственный выбор;
  • любовь к Родине.

Смысл названия: солдаты, отдавшие жизнь за Родину, будут вечно жить в нашей памяти.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: драма.

Время и место действия: действие пьесы происходит в Москве и в эвакуации, время действия — годы Великой Отечественной войны (1941-1945).

Действующие лица

Вероника Богданова — девушка 18 лет, возлюбленная Бориса Бороздина. Борис называл её Белкой.

Борис Бороздин — молодой человек 25 лет, доброволец.

Фёдор Иванович Бороздин — отец Бориса, врач.

Варвара Капитоновна Бороздина — мать Бориса.

Ирина — 27-летняя сестра Бориса.

Марк — племянник Бориса, ровесник Ирины.

Степан — друг Бориса, его ровесник.

Анна Михайловна Ковалёва — учительница истории, соседка Вероники в эвакуации.

Владимир Ковалёв — её сын.

Антонина Николаевна Монастырская — женщина 35 лет.

Варя (Вава) — молодая рабочая на заводе. Антонина в эвакуации живёт в её квартире.

Николай Чернов — администратор филармонии, аферист.

Нюра — работает хлеборезкой, ворует, любит выпить.

Миша и Таня — студенты.

Действие первое

Начало войны. Комната Вероники. Вероника собирается праздновать день рождения, спрашивает у Бориса о подарке. Тут появляется Степан и сообщает, что пришли повестки: сегодня ночью отправляют на фронт. Борис — доброволец (хотя имел возможность на фронт не ехать). Он хочет, чтобы Вероника познакомилась с его семьёй, пока Борис не уехал. Белка обещает посетить его дом.

Квартира Бороздиных. Бориса собирают на фронт, а его ещё нет. Борис появляется и собирает подарок для Вероники: игрушечная белка с корзинкой орехов, а внутри корзинки — письмо. Отец Бориса на операции, но его срочно вызывают попрощаться с сыном. Все садятся за стол. Вероники нет. Семья дарит Борису сувениры: Ирина — стихи Лермонтова, Марк — ручку, бабушка — пуговичку от своего платья (вместо крестика).

Когда Борис уезжает, появляется Вероника. Она не могла прийти: шла колонна мобилизованных. Мать Бориса передаёт Веронике подарок и говорит, что там письмо, но Вероника не находит записки и думает, что Борис не успел её написать.

Эвакуация. Вероника в тоске: Борис пропал без вести, девушка вышла замуж за его племянника Марка, но любви в этом браке нет. Веронику навещает соседка, но приходит Марк, и Анна Михайловна уходит.

Марка навещает администратор филармонии Чернов, просит достать лекарства через дядю. Марк боится просить Фёдора Ивановича, отдаёт всё, что есть в аптечке. Чернов даёт Борису коробку конфет и советует подарить Антонине какую-нибудь игрушку, например белку Вероники.

Марк собирается в гости, но всем говорит, что у него концерт. Он уносит белку Вероники, «чтобы подарить знакомому мальчику». Пришедшая Ирина желчно говорит, что мальчика зовут Антониной (имея в виду, что у Бориса есть любовница).

Действие второе

Комната Антонины Монастырской. Антонина готовится принимать гостей, ей помогает Варя, которую она зовёт Вавой и держит как прислугу. Антонина сокрушается, что раньше была хорошая жизнь, а теперь приходится распродавать вещи и зависеть от Нюры, которая может достать продукты. Приходят Миша с Таней и Марк. Миша и Таня принесли в подарок фикус, а Марк — конфеты и белку Вероники. Марк просит Антонину не связываться с Черновым, так как Марк скоро разведётся с Вероникой. Антонина не интересуется этим предложением: Чернов богат, хоть и вор, а Марк ничего достойного ей обеспечить не сможет.

Приходит Нюра с сумкой еды. Все выпивают. Антонина раздаёт каждому по золотому ореху из корзинки белки и находит записку. Читает вслух, думая, что записка адресована ей, но в конце подпись «Твой Борис». Марк говорит, что белку он купил. Прибегает Вероника. Она видит на столе свою белку и требует, чтобы ей отдал игрушку. Антонина отдаёт белку вместе с запиской. Прочитав записку, Вероника бьёт Марка по лицу и уходит. Марк спешит за ней.

Жильё Бороздиных в эвакуации. Володя, сын Анны Михайловны, рассказывает отцу Бориса о войне. Тот предлагает одежду Бориса.

Является Николай Чернов и просит машину из госпиталя. Фёдор Иванович не даёт, и тогда Чернов намекает, что избежать призыва Марка в армию было очень непросто. По лицу Фёдора Ивановича Чернов понимает, что Бороздин ничего об этом не знал, и спешно уходит.

Входят Марк и Вероника. Марк и жалуется, что Вероника ударила его в публичном месте. Фёдор Иванович говорит Марку, что не позволит позорить их фамилию, и рассказывает всем присутствующим о том, что ему сказал Чернов.

Фёдор Иванович просит Володю повторить при всех свой рассказ, и Володя говорит о бойце, у которого была девушка по прозвищу Белка. Этого бойца убили на глазах у Володи. Имени бойца он не знает: после гибели в его кармане нашли только какую-то пуговицу. По фотографии Володя узнаёт Бориса.

Квартира Бороздиных в Москве. Семья вернулась. Бабушка и плачет (из-за смерти Бориса), и смеётся (от радости, что другие члены семьи дома).

Марк ведёт себя вызывающе, говорит, что Борис был никем. Вероника возражает, что Борис любил науку. Володя тоже высказывается в пользу Бориса, и тогда Марк обвиняет Володю в гибели Бориса.

Все садятся за стол. Фёдор Иванович говорит: «Выпьем молча за тех, кто молчит, сказав своё слово». И тут — салют: наши дошли до германской границы.

В финале Володя беседует с Вероникой. Володя любит девушку, но Вероника просит её не торопить: слишком жива память о Борисе.

Экранизация

«Летят журавли» (СССР, 1957, фильм — лауреат Золотой ветви Международного Каннского фестиваля).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В какое время происходит действие пьесы Марка Розова «Вечно живые»?

Ответ. Во время Великой Отечественной войны.

Действие не переносится на фронт, события разворачиваются сначала в Москве, а потом в эвакуации.

Охарактеризуйте проблематику пьесы «Вечно живые».

Ответ. Пьеса «Вечно живые» стала для своего времени эмблемой человеческого мужества. Эгоизм, который проявляет Марк (и отчасти Вероника), для настоящего человека — дикость. В финале пьесы Вероника кается, горько восклицая «Зачем живём мы все, кому он (имеется в виду Борис.Прим. авт.) и другие отдали свои недожитые жизни?». Война словно проверяет всех героев пьесы на человечность. И гораздо более живыми — вечно живыми — оказываются те, кто, как Борис Бороздин, пожертвовали собой ради других.

Читать еще:  Стихи где поэты пишут о поэтах

Какими борис нашел стихи вероники

Вероника и Борис одни. Вероника смотрит на Бориса непонимающими глазами.

Борис. Так надо… Иначе нельзя было.

Вероника. Нет-нет… Он же сказал, ты сам, добровольно. Что ты, ведь я люблю тебя!

Борис. Пойми, война уже пришла. Я подал заявление сам, это верно. Я хотел тебе сказать… Завтра твой день рождения… И вот — надо идти. Как же я мог иначе? Если я честный, я должен быть там.

Вероника. Иди воюй, проявляй героизм, может быть, орден получишь. Как же! Славы хочется! Иди-иди!

Борис. Ничего не случится, я знаю. Пойдем к нам. Ты все поймешь, ты умная…

Вероника. А что понимать, я все понимаю. Я не дурочка.

Борис. Ты сердишься, что я тебе не сказал?

Вероника. Иди, дома волнуются.

Борис. А ты?

Вероника. Я приду. Скоро. Очень скоро. Я хочу побыть одна… Немножко… несколько минут… Иди-иди… Нет-нет… (Вдруг бросается к Борису на шею). Боря! Боренька мой! Не уходи!

Борис. Ну что ты, что? Не надо!

Вероника (отпуская Бориса). Не буду, не буду.

Борис. Идем вместе.

Вероника. Нет-нет.

Борис подходит к Веронике, хочет ее обнять.

Борис. Не могу так уйти…

Вероника. Ну… (Целует Бориса.) Иди…

Борис не уходит, смотрит на Веронику.

Что ты смотришь?

Борис. Запоминаю тебя.

Вероника. Какую?

Борис. Такую, какая ты есть. Только не опоздай, Белка! (Убегает.)

Комната в квартире Бороздиных. Видна столовая и часть передней. Варвара Капитоновна укладывает в дорожный мешок вещи. Марк с упорством разучивает на рояле пассаж.

Варвара Капитоновна (кричит). Ирина. Марк, подожди, пожалуйста.

Марк прекращает игру.

Ирина, захвати утюг!

Голос Ирины: «Слышу!»

Время, время летит… И никого. Знает ли он?

Марк. Степан побежал — скажет.

Варвара Капитоновна. А у Вероники ли он?

Марк. На работе нет, — значит, там.

Варвара Капитоновна. Никому ничего не сказать… Так непохоже на Борю…

Марк. Очень похоже. Ставить в известность после свершения факта — его манера.

Варвара Капитоновна. Решать одному, не посоветовавшись…

Марк. Да, довольно странно.

Варвара Капитоновна. Достань, пожалуйста, из его ящика запонки. Те, что в коробочке из-под перьев.

Марк. Вы еще пару крахмальных воротничков не забудьте.

Варвара Капитоновна. Не возражай, пожалуйста. Места займут немного, а ему будет приятно. Вероникин подарок.

Марк (достает запонки). Вряд ли у него там будет время заниматься лирикой.

Варвара Капитоновна заворачивает запонки в бумагу, кладет в мешок. Входит Ирина. В руках у нее утюг.

Варвара Капитоновна (взяв утюг). Ну что же, в конце концов, отец придет?

Ирина. Я же звонила! Он на операции. И Бориса все нет.

Марк. Исчез!

Варвара Капитоновна (гладит рубашку). А нельзя ли ему до завтра задержаться?

Марк. В повестке точно — в двадцать два часа.

Варвара Капитоновна. Какая-то бумажка — и уносит человека сразу, вдруг.

Марк. Да, и сопротивляться нельзя.

Варвара Капитоновна (показывая на рубашку, Ирине). Это ты ему подарила, помнишь?

Ирина. Разве?

Варвара Капитоновна (Марку). Позвони Феде еще раз, — может быть, освободился?

Марк (набирая номер). Не знаю, как и сказать…

Варвара Капитоновна. Не сразу — ведь будто снег на голову.

Марк (в трубку). Больница. Доктор Бороздин освободился. Попросите, пожалуйста. (Ирине.) Ты сводку читала?

Ирина. Еще бы!

Марк. Занятно!

Ирина. Что?

Марк. Ведем войну на чужой территории! А?

Ирина. Ну и что? Что?

Марк. Ничего, просто никогда не думал, что Минск — это заграница. (В трубку.) Дядя Федя. Дядя Федя, ты можешь сейчас домой приехать. Да нет, ничего особенного. Тут Борис трюк выкинул… (Варваре Капитоновне.) Он ругается, не знаю, как подойти…

Варвара Капитоновна. Дай мне. (Берет трубку.) Федя, это я… Да нет, нет, это Марк напрасно сказал. Ничего не случилось. Ты во сколько сегодня кончаешь работу. Пожалуйста, не горячись… Повторяю тебе: решительно ничего не случилось. Сидим дома, тихо, славно… Я передаю трубку Ирине.

Ирина (взяв трубку). Папа, Борис через час уезжает в армию… Экстренно. Оказывается, он еще двадцать третьего числа подал заявление, сам… Нет, его нет… Ну приезжай, дома и отругаешь. (Вешает трубку.)

Варвара Капитоновна. Всех на ноги поднял, весь дом.

Входит Аносова.

Аносова. Василия-то моего с Константином, обоих взяли. (Плачет.)

Варвара Капитоновна. Ну что же делать? Война… Война… (Провожает Аносову к дверям.)

Аносова. …Убьют же их… Ей-богу, убьют… (Уходит.)

Марк. Ему полагалась броня, мы это отлично знали. И Степан говорил… Глупость он какую-то делает, глупость.

Ирина. Глупо, что не сказал, а остальное все, может быть, очень правильно.

Марк. Еще ты пойди в санитарки запишись.

Ирина. Надо будет, и пойду.

Марк. А я считаю: если вышестоящие органы находят нужным оставлять человека здесь, в тылу, значит, именно здесь он наиболее полезен. Винтовку держать каждый умеет.

Варвара Капитоновна. Время, время летит.

Марк. Придет мне повестка — пойду, не заплачу.

Ирина. Свинство, если он все еще у Вероники.

Марк. А ты что думала? Он там будет сидеть до последней минуты — сюда только за вещами забежит. Впрочем, в этих делах ты мало понимаешь.

Входит Борис.

Варвара Капитоновна. Боренька, Боря.

Ирина. Ты что, с ума сошел?

Борис. Вы хотите знать, почему я вам ничего не сказал? Так вот: только затем, чтобы не было этих восклицаний и долгих обсуждений. Все. (Смотрит на вещи, которые собирает бабушка, на стол, накрытый Ириной, и смущается.)

Варвара Капитоновна. Нехорошо, Боренька.

Марк. А мы тебя ждали, ждали…

Ирина. Что с тобой?

Марк. С Вероникой поругался?

Ирина. Ты думаешь, мы осуждаем тебя? Да я… я завидую тебе.

Марк. Ишь ты!

Ирина. Балда с высшим музыкальным образованием! (Уходит.)

Марк. Строга!

Варвара Капитоновна. Сказать надо было, Боря, хотя бы отцу!

Читать еще:  Что такое радость стихи

Борис (показывая на вещевой мешок). Бабушка, ну куда так много? Нужно только необходимое.

Творчество и биография Вероники Тушновой

Тушнова Вероника Михайловна – известная русская поэтесса. Ее волнующие душу стихотворения наполнены лиризмом и удивительно бережным отношением к любви. Уроженка Казани выросла в семье профессора медицины Тушнова Михаила Павловича и Постниковой Александры Георгиевны. 1911 или 1915? Официальной датой рождения, указанной в автобиографии, некоторых биографических статьях и на могильном памятнике поэтессы, считается 14 марта 1915 года. Однако, согласно материалам Казанского литературного музея имени Горького и вышедшему сборнику стихотворений «За это можно все отдать», составителем которого является дочь Вероники Тушновой – Наталья Розинская, утверждается, что реальной датой рождения Веры Тушновой является 27 марта 1911 года. Данная дата указана в выписке из метрической книги, подтверждающей ее крещение в 1911 году. Также в подтверждение этого говорит тот факт, что школу девушка окончила в 1928 году; в том же году стала студенткой медицинского факультета Казанского университета, что никак не являлось возможным в 13-летнем возрасте.

Биография Вероники Тушновой

Семья Веры до революции жила достаточно благополучно, а затем все рухнуло. В воспоминаниях Веры мама прячется с ней от обстрела по подвалам, вокруг все горит и грохочет. Тиф, голод, гражданская война, смерть и разруха, приход Советской власти и скромная жизнь на папину зарплату. С малых лет Вероника Тушнова, биография которой всю жизнь была связана с поэзией, увлекалась поэзией и живописью, сочинять стихи начала рано. Девочка любила бегать по траве босиком, лежать на усыпанном ромашками косогоре, ловить лучики солнца в ладони и наблюдать за окружающим миром с его чирикающими, поющими, ползающими обитателями. Все самое интересное, что наиболее впечатляло детское воображение, Вероника фиксировала в рисунках или поэтических строках, которые приходилось прятать от отца, видящего будущее дочери только в медицинской отрасли.

Литературное начало Школа № 14 имени А. Н. Радищева с усиленным изучением иностранных языков, в которой училась Вера, считалась одним из лучших заведений города Казани, поэтому неудивительно, что столь прилежная ученица хорошо владела английским и французским. Также ученице хорошо давалась литература; ее одаренность в этой сфере заметил школьный преподаватель Скворцов Борис Николаевич, часто зачитывавший вслух сочинения Тушновой в качестве образцовых. Далее, по настоянию отца, характеризовавшегося властным, можно даже сказать, деспотичным характером, Вера в 1928 году стала студенткой медицинского факультета института. В 1931 году, в связи с назначением родителя на новое место работы, семья перебралась в столицу, в квартиру на Новинском бульваре, полученную за заслуги на медицинском поприще, а в 1936 году, после смерти Михаила Павловича, – в Ленинград, где Вера продолжила обучение и получила диплом врача. Четырех лет учебы для молодой девушки оказалось достаточно, чтобы понять ошибочность выбора жизненного пути. Ей больше по нраву были занятия живописью и поэтические пробы пера. В 1938 году Вера вышла замуж за известного психиатра Юрия Розинского, от которого родила дочь Наталью в 1939 году. Однако первый брак оказался скоротечным и быстро распался. Что стало этому причиной – никому не известно: информации относительно дел сердечных, к сожалению, не сохранилось; возможно, многое просто умалчивается членами семьи Веры.

Стихи Вероники Тушновой, начавшей писать рано, впервые были опубликованы в 1938 году; в послевоенный период поэзия вошла в ее жизнь навсегда. В 1941 году молодая женщина, желая всерьез и профессионально заниматься поэзией и филологией, поступила в Литературный институт имени Горького, но приход войны не дал возможности учиться. С больной мамой и ребенком (отца к тому времени уже не было в живых) она переехала в Казань, где устроилась работать в нейрохирургический госпиталь для раненых бойцов Красной Армии палатным врачом. Биография Вероники Тушновой продолжилась в тяжелой, изнуряющей работе, не мешавшей творить: в ночные дежурства девушка все время что-то писала, за что больные ласково называли ее «доктор с тетрадкой». Зимой 1943 года вернулась в Москву в качестве врача-ординатора в госпитале. В 1944 году в издании «Новый мир» было опубликовано ее стихотворение «Хирург», посвященное Н. Л. Чистякову – операционному опытному эскулапу, ее коллеге по госпиталю. В 1944 году в «Комсомольской правде» был издан цикл «Стихи о дочери», положительно воспринятый читательской аудиторией.

Творчество Вероники Тушновой

«Первая книга», опубликованная издательством «Молодая гвардия» в 1945 году, стала дебютным сборником поэм и стихотворений 29-летней Веры. Новое в поэзии имя осталось практически незамеченным и раскритикованным мастерами литературного дела. Критики считали ее стихи пафосными и надуманными. Следующий сборник, «Пути-дороги», с которым поэтесса Вероника Тушнова медлила по причине боязни грубых насмешек, был опубликован через 9 лет, в 1954 году; поэтесса просто не решалась свое детище выпустить в свет. Эта книга написана по мотивам поездок по стране, стихи навеяны новыми людьми и знакомствами, яркими впечатлениями, своеобразной атмосферой аэропортов, вокзалов и поездов. Размышления, наблюдения и дорожные переживания органично вплетены в любовные и лирические сюжеты. Но даже в этом сборнике критики рассмотрели недочеты, считая, что Тушнова не нашла собственного голоса и своего творческого лица. Но читатель легко и искренне принял душевную лирику, по-женски глубокую и нежную. Пятидесятые годы в жизни поэтессы Все это десятилетие молчания поэтесса Вероника Тушнова, биография которой вызывает искренний интерес почитателей ее творчества, упорно и плодотворно работала: писала очерки в газете, вела в литературном институте творческий семинар, рецензировала в издательстве «Художественная литература», переводила великолепно с подстрочников Рабиндраната Тагора. Все эти годы Вероника искала себя в поэзии: мучительно, тяжело, часто сбиваясь с такта. В 1952 году была написана поэма «Дорога на Клухор», вошедшая в книгу 1954 года и прекрасно встреченная критиками; современный читатель видит в строках этого произведения некоторую натянутость тона, нарочитость тем, чуждую поэтессе риторическую экзальтацию, ложный пафос и тягу к масштабности – набор, присущий ныне забытой советской поэзии.

Не отрекаются, любя…

Наиболее знаменитое стихотворение Тушновой – «Не отрекаются любя». Впервые романс на музыку Минкова Марка прозвучал в спектакле Московского театра имени Пушкина в 1976 году; хитом, звучащим на протяжении нескольких десятилетий, его сделала Алла Пугачева в 1977 году. Примадонна российской эстрады называет эту песню ключевой в своем репертуаре и признавала, что во время исполнения ее сердце сжимается, и на глаза наворачиваются слезы. Дневник последней любви Стихи Вероники Тушновой пронзительно отзываются в сердце каждой читательницы, вспоминающей свои счастливые мгновения и горькие минуты, свою «вьюгу», чувствующей неумолимый бег времени и наивно верящей в свое счастье. А ты придешь, когда темно, Когда в стекло ударит вьюга… Когда припомнишь, как давно Не согревали мы друг друга! Эти строки, выученные и переписанные многими читательницами, принесли Вере Михайловне известность, голос поэтессы набрал высоту, силу и уверенность. С максимальной полнотой обостренная лирика автора раскрылась в последние годы ее жизни: это были книги Вероники Тушновой «Второе дыхание», «Память сердца» и «Сто часов счастья» – дневник ее последней любви, написанный поэтессой во время смертельной болезни.

Читать еще:  Куда уходят годы стихи

В этих произведениях остро описаны радость и горе, надежды и утраты, настоящее и будущее. В них Вероника Тушнова, биография которой и сегодня вызывает искренний интерес со стороны молодого поколения, размышляет о глубоких человеческих отношениях и высокой любви. Сердечная драма Веры Тушновой Фото Вероники Тушновой ярко передает неземное очарование этой красивой черноволосой женщины с печальными карими глазами, которую все называли «восточной красавицей»; поэтесса во весь голос говорила о любви и взывала к подлинным человеческим отношениям. На ее стихотворениях выросло целое поколение девчонок, к которым пришла Любовь; поэтесса сама переживала сердечную драму. Любовь Вероники Тушновой яркая, чистая, разделенная, оказалась недосягаемой, потому что сердце любимого принадлежало другой женщине. Александр Яшин и Вероника Тушнова

Личная жизнь Вероники Тушновой – ее счастье и ее трагедия.

С поэтом Александром Яшиным – человеком с ярким русским характером, широким сердцем, пытающимся вместить в себя боли и беды как одного человека, так и Отчизны в целом, – судьба ее свела после (или во время?) второго неудачного замужества с физиком Юрием Тимофеевым. Биография Вероники Тушновой не сохранила подробностей двух неудачных замужеств; в браке со вторым мужем она прожила 10 лет, но ни одному из мужей она не посвящала таких страстных строк, как Яшину – единственному мужчине, которого любила по-настоящему.

А он был женат, растил семерых детей и не мог бросить семью. Возможно, и Вера не смогла бы решиться соединить с ним судьбы, ведь это решение было бы больше трагическим, чем счастливым. Поэтому она страдала, любила тонко и обостренно, доверяя свои чувства тетрадным строкам, созданным в крайнем страдании и безмерном счастье. Одна судьба на двоих Александра – красивого и обаятельного мужчину, тяжело было не заметить: гордо посаженный большой нос, язвительные тонкие губы под хорошо ухоженными рыжими усами и пронзительный цепкий взгляд с невеселым усталым прищуром. Его уверенность в себе и невероятная харизма покорили Веронику. У некоторых читателей ее стихов складывалось ощущение, что они держат в руках окровавленное, пульсирующее сердце, пытающееся своим теплом согреть ладони. Вероника и Александр родились в один день. Согласно поверьям, жизни таких людей очень схожи. Может быть, на двоих это была одна судьба? «Почему без миллионов можно? Почему без одного нельзя?» – слова Вероники из последней книги, посвященной Яшину. Влюбленных тянуло друг к другу, они встречались тайком, в других гостиницах, разных городах, бродили по незнакомым улицам, ездили в лес, ночевали в охотничьих домиках. По возвращении в столицу на электричке по просьбе любимого человека Вероника всегда выходила на пару остановок раньше, чтобы не попасться вместе на глаза знакомым. Несмотря на все старания, сохранить в тайне отношения не получилось. Для семьи Яшина его любовь была целой трагедией, которую также осуждали друзья поэта. Этому роману не суждено было закончиться счастливо: разрыв был предопределен и неизбежен.

Весной 1965 года поэтесса очень сильно заболела и оказалась в больнице. В последние дни перед уходом она запретила пускать Яшина к себе в палату: желала ему запомниться веселой, красивой и живой. Скончалась Тушнова Вероника Михайловна 7 июля 1965 года от рака и от нестерпимой тоски по любви всей ее жизни – человеку, который, мучительно колеблясь, все же решился выпустить счастье из рук. Похоронена вместе с родителями на Ваганьковском кладбище.

Потеря любимой изменила Александра, он будто раскрепостился, перестал скрывать свои чувства и бояться их, стал открыто посвящать Веронике стихи, не догадываясь, что самому осталось недолго жить. Александр Яшин ушел из жизни три года спустя, также от рака. Биография Вероники Тушновой выражена полностью в ее стихах, ставших в музыкальном оформлении известными и любимыми песнями.

А знаешь, всё ещё будет!

А знаешь, всё ещё будет!
Южный ветер еще подует,
и весну еще наколдует,
и память перелистает,
и встретиться нас заставит,
и еще меня на рассвете
губы твои разбудят.
Понимаешь, все еще будет!
В сто концов убегают рельсы,
самолеты уходят в рейсы,
корабли снимаются с якоря…
Если б помнили это люди,
чаще думали бы о чуде,
реже бы люди плакали.
Счастье — что онo? Та же птица:
упустишь — и не поймаешь.
А в клетке ему томиться
тоже ведь не годиться,
трудно с ним, понимаешь?
Я его не запру безжалостно,
крыльев не искалечу.
Улетаешь?
Лети, пожалуйста…
Знаешь, как отпразднуем
Встречу!

Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трех человек у автомата.
И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметет пути
на дальних подступах к воротам…
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.
За это можно все отдать,
и до того я в это верю,
что трудно мне тебя не ждать,
весь день не отходя от двери.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: