0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какое настроение передается поэтом в стихе пороша

Какое настроение передается поэтом в стихотворении «Пороша»?

Задание по литературе для 6 класса Какое настроение передается поэтом в стихотворении «Пороша»? Какие художественные средства языка помогают нарисовать русский пейзаж-скромный, неприхотливый? Подтвердите свой ответ примерами из стихотворения.

Настроение стихотворения «Пороша» задается автором уже в самом начале простым словом «Тихо». Сразу возникает ощущение тишины, спокойствия, неторопливости и может быть легкого ожидания. Нет ни веселья, ни грусти, просто все очень красиво и мы наслаждаемся этой красотой.

В этом стихотворении Есенин щедро использует разные средства выразительности, создавая череду проникновенных образов.

Это олицетворение, когда неживые предметы сравниваются с живыми: Лес дремлет Сосна принагнулась

Это метафора, когда что-то сравнивается с другим: Сосна старушка.

Автор использует красочные эпитеты: Бесконечная, Серые.

При этом в стихотворении немало просторечий, что вообще характерно для лирики Есенина: принагнулась, оперлася.

Сергей Александрович Есенин по полному праву считается мастером пейзажной лирики. Уже в ранних стихотворениях поэта заметны особенности его стиля: простота языка, напевность стиха, умелое использование изобразительных средств, употребление разговорных слов. Это относится и к стихотворению «Пороша», написанному в 1914 году.

В стихотворении нарисована картина спокойного зимнего утра, тихого и свежего после выпавшего ночью мягкого пушистого снега — пороши. И лирический герой любуется скромным русским пейзажем.

Настроение покоя и умиротворения навевают эти строки.

Для создания образа тихого утра автор использует такие изобразительные средства:

  1. Развёрнутая метафора — сосна сравнивается со старушкой, подвязавшейся косынкой и опершейся на клюку; метафоры -невидимка (мороз) заколдовал лес, снег — шаль, дорога — лента.
  2. Сравнения — словно белою косынкой, как старушка.
  3. Олицетворения — лес дремлет, сосна понагнулась, дорога убегает, снег стелет шаль.
  4. Использование просторечий — повязалася, понагнулась, оперлася.
  5. Парцелляция — Еду. Тихо.
  6. Лексическая градация по восходящему типу: в начале стихотворения «тихо», конь едет — «слышны звоны», в последней строфе — «валит снег», «скачет конь».

Стихотворение Сергея Есенина «Пороша» вызывает у меня чувство легкой грусти или даже ностальгии, по тому чудесному времени, когда можно было просто наслаждаться красотами зимней природы, не думая о проблемах и делах. Это стихотворение чудно подходит к зимнему вечеру возле камина.

Автор использует в этом стихотворении олицетворения: когда наделяет лес и сосну свойствами живого: Сосна принагнулась, а лес дремлет. Есть в произведении и метафоры: заколдован невидимкой, сосна как старушка.

Андрей Платонов в своей сказке «Неизвестный цветок» заставил цветок очутиться в необычайно сложной ситуации — он поместил его на пустырь, где ничто не росло, а были только камни и мертвая глина. Цветку нечего было есть и нечего было пить. Ему приходилось постоянно бороться за выживание. Цветок научился питаться теми крохами земли, пылинками, которые приносил ветер, и чтобы лучше улавливать эти пылинки цветок вырастил большие листья. Цветок научился пить росу и смачивать росой добываемые из ветра пылинки. Цветок мучился от жажды, его палило солнце, но он рос наперекор всему и сумел расцвести, став самым красивым, самым восхитительным цветком на свете. Его непохожесть проистекала от тех трудностей, которые цветку пришлось преодолеть и которые закалили его.

Пересказ сказки Платонова «Неизвестный цветок» от имени цветка.

Когда я родился мне было очень трудно. Оказалось что мое семя приютилось в тяжелой глине, рядом с камнями и еды для меня почти не было. Мне приходилось ловить ветер, который приносил вкусные частицы земли и собирать по утрам росу, чтобы напиться. Для этого я вырастил большие листья, но в сухую погоду мне не помогали и они. Приходилось сохнуть и тогда я засыпал, чтобы не расстраиваться.

Однажды я расцвел и тогда на мой аромат пришла девочка Даша. Она спросила меня, почему я такой непохожий на другие цветы, а я ответил что это случилось из-за того, что мне было очень трудно. Тогда Даша поцеловала меня и сказала, что придет еще.

И действительно, на следующий день она привела с собой других ребят и они долго удивлялись глядя на меня, а потом что-то мерили и подсчитывали. Еще через день они принесли много черной земли и засыпали пустырь. Теперь у меня было вдоволь и еды и питья. В конце лета Даша пришла проститься со мной и обещала приехать на следующий год. Она не знала, что осенью я умру, чтобы дать жизнь новым цветам.

Прежде всего, следует отметить, что Андрей Платонов очень по доброму и с любовью описывает неизвестный цветок в своей сказке. Да, он заставляет цветок расти из глины и камней, страдать от голода и жажды, но только для того, чтобы позволить потом ему расцвести так, как не цвел еще ни один цветок. Автор очень гордится своим цветком и конечно любит его.

Девочка Даша также вызывает у автора симпатию, что видно уже по описанию ее грусти от разлуки с мамой. Автор описывает, как девочка пожалела цветок и даже поцеловала. Также обратим внимание на прощание Даши с цветком и то, что на следующее лето она первым делом бросилась на пустырь. Автор точно также любит Дашу, как и неизвестный цветок.

В своем стихотворении «Сороковые» поэт Давид Самойлов рассказывает о том, как война перечеркнула молодость и мечтания целого поколения молодых людей. они хотели простого человеческого счастья, простой спокойной жизни, хотели создавать семьи, влюбляться, растить детей, но случилась война и все переменилось.

Для целого поколения молодых людей случилась огромная трагедия.

И если в самом стихотворении нам кажется, что поэт говорит только о себе, он постоянно использует местоимения первого лица, то заключительные строки дают нам понять, что речь в стихотворении о всех сверстниках поэта, всем молодом поколении, о таких же как и он юношах и девушках.

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин использует примем, который называется противопоставлением, когда он описывает сперва молодую и красивую учительницу французского, а сразу следом описывает внешний вид мальчика, причем его же словами.

Этот прием использован автором для того, чтобы показать не столько разницу в социальном положении учительницы и ученика, сколько для того, чтобы показать как оценивает себя сам мальчик. Он описывает учительницу аккуратной и молодой, красивой, а себя одиноким и диковатым. Видно, что мальчик восхищается учительницей, в какой-то мере боится ее, и что он стыдится своего внешнего вида. А этот стыд толкает его быть как можно более независимым.

Описание учителя и мальчика носит не столько внешний характер, сколько играет роль психологического портрета.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Пороша»

Ниже приводится школьное сочинение «Анализ стихотворения С. А. Есенина «Пороша»», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.

1. История создания (год, биография, прототип).

3. Лирический герой, его чувства.

4. Композиция. Движение мысли, сюжета, деление на части.

5. Ключевые образы (предметный мир).

6. Художественные средства; размер.

7. Идея (основная мысль).

Сергей Александрович Есенин написал стихотворение «Пороша» в 1914 году, когда ему было 19 лет. В это время поэт учился на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского, работал в типографии, общался и дружил с другими поэтами. В 1914 году стихи С. А. Есенина были впервые опубликованы.

Тема стихотворения «Пороша» — сказочная и неброская красота русской природы зимой.

Для творчества С. А. Есенина характерно передавать свои эмоции и ощущения через описание природы. В этом произведении поэт создаёт настроение спокойствия («тихо», «дремлет лес под сказку сна»), бесконечного простора («простору много», «бесконечная дорога») и сдержанного восторга от окружающего пейзажа.

Композицию стихотворения объединяет то, что все описываемое герой видит и слышит, когда едет по заснеженной проселочной дороге, вероятно, в санях. В первом четверостишии поэт сразу показывает читателю, где находится лирический герой и что он слышит. Во втором и третьем четверостишиях дается описание того, что герой видит вокруг. Последнее четверостишие посвящено бесконечной дороге, занесенной снегом.

Читать еще:  Размер стиха когда волнуется желтеющая нива

Ключевыми для этого стихотворения представляются образы леса, сосны, дороги. Упоминаемые серые вороны и дятел, долбящий сосну, служат лишь дополнением ключевых образов. Поэт также создает образ коня, который скачет по зимней дороге, звеня копытом, по сути, не описывая его.

Наиболее ярко С. А. Есенин передает любовь к природе через олицетворения (лес не просто дремлет, но даже видит сказочные сны, снег укрывает землю шалью, а дорога убегает) и сравнения (занесенная снегом сосна сравнивается с нагнувшейся старушкой с белою косынкой). Поэт также использует метафоры («заколдован невидимкой», «убегает лентой вдаль»), эпитеты («бесконечная дорога», «белою косынкой») и парцелляцию, придающую повествованию динамику («Еду. Тихо. Слышны звоны»). Стихотворение написано четырехстопным хореем, что придает произведению музыкальность.

Мне кажется, что основная мысль, которую хотел передать читателю автор стихотворения – это единство природы и человека: человек воспринимается и описывается поэтом как часть природы, а у окружающего мира С. А. Есенин подмечает человеческие черты.

Какое настроение передаётся С.А.Есениным в стихотворении «Пороша»

«Еду. Тихо». С.А. Есенин уже в самом начале стихотворения «Пороша» передает его настроение. Читателя не покидает ощущение тишины, умиротворения, спокойствия. Все действия вокруг происходят неторопливо. Никакой суеты, спешки. Поэт не говорит о сильных эмоциях, ярких чувствах. Все подчинено природе. Читатель проникается легкостью и осознанием величественной красоты окружающего мира. С.А. Есенин не упоминает ни о грусти, ни о радости. Читатель со спокойным сердцем наслаждается открывающимися перед ним пейзажами.

Поэту в стихотворении удалось создать проникновенные образы, которые завораживают каждого. Различные выразительные средства, использованные автором, лишь усиливают этот эффект. Это и олицетворение, когда «лес дремлет», «повязалась сосна». Это и яркие эпитеты: «бесконечная», «серые». С.А. Есенин не забыл и о метафорах: сосна предстаёт перед читателем в образе старушки.

Мастер пейзажной лирики глубоко ценил и уважал свой родной край. Он находил в природе источник внутренней силы. Литературный язык С.А. Есенина достаточно прост. Однако это не мешает поэту передавать красоту и величие природы. Пушистый снег мягко укрыл землю. Несмотря на скромность пейзажа, лирический герой восхищается увиденным.

Картина спокойного зимнего утра заставляет читателя забыть о повседневной суете. Никакой спешки, рутины. У некоторых читателей заснеженные пейзажи вызывают чувство лёгкой грусти. Ностальгия о чудесном и беззаботном времени, когда можно было наслаждаться прекрасным видом из окна.

В произведении С.А. Есенина мы видим, как дорога становится «бесконечной лентой». Зимний лес ассоциируется у поэта с чем-то таинственным и сказочным. Загадочность притягивает внимание. Читатель мечтает хоть на миг прикоснуться к прекрасному, ощутить атмосферу спокойствия и умиротворения.

В первом четверостишии автор рассказывает о происходящих действиях. Все конкретно и точно. Во второй части мы погружаемся в сказку. С.А. Есенин передаёт нам свои чувства и эмоции. Поэт воспринимает природу как великий дар. Он осторожно подбирает слова, чтобы ёмко и красиво передать нам все краски увиденной картины.

Находясь вдали от родного края, поэт тосковал по своим пейзажам. Он брал в руки перо и начинал творить. Используя просторечные слова в стихотворении, С.А. Есенин пытался говорить понятно для каждого читателя. Автор не мог представить, что кто-то мог не любить открывающиеся перед ним пейзажи. Поэтому он с помощью своего произведения показывал даже мельчайшие детали чудесного заснеженного утра.

Анализ стихотворения Есенина Пороша

Когда речь заходит о пейзажной лирике, то на ум первым приходит её «король», мастер, воспевавший красоту русской природы – Сергей Есенин. Он продолжает «гнуть свою линию» и в стихотворении «Пороша», которое насквозь пропитан дыханием зимы, трескучими морозами и скрипящим под ногами ребятишек снегом.

Стихотворение начинается с описания окружающей лирического героя обстановки, делает Есенин это при помощи парцелляции: «Еду. Тихо», чтобы подчеркнуть обыденность русской глубинки в зимнее время. Чистотой и свежестью наполнена каждая строчка, что подчёркнуто эпитетами «белою косынкой», «бесконечная дорога». Инверсии «дремлет лес», «долбит дятел» придают сказочного настроения вполне обычному студёному дню. Сравнение дороги с лентой привычно для русского уха, и многие поэты включали его в свои произведения. Это символ русской души, широты просторов нашей Родины. Сосна предстаёт в виде сгорбленной старушки, и сразу чувствуется что-то родное и тёплое, своё. Кажется, что можно протянуть руку и дотронуться до раскинувшихся над дорогой заснеженных сосновых лап или неосторожным движением спугнуть ворон, настолько всё осязаемо.

Наверное, каждому, в том числе и лирическому герою дорого каждое мгновение такой казалось бы непримечательной зарисовки банального зимнего дня. Каждое слово наполнено любовью, а простота слога очень уместна, чтобы за витиеватыми фразами не потерять глубину этого чувства. Это же подчёркивает и размер стиха – четырёхстопный хорей. Возникает музыкальность и динамичность строк. Движение, символ пути передаётся через олицетворение «дремлет лес», «дорога убегает».

Аллитерация и ассонанс создают особую атмосферу зимнего леса, слышится цокот копыт и звон бубенчиков в сочетании звуков «з», «к», «с».

Стихотворение было написано в 1914 году за 3 года до страшных роковых событий в России. Это безмятежность, ощущение пути резко контрастируют с бушующими страстями в обществе. Спокойствие природы в лесу, на бумаге, а в городах протесты и назревающие бунты.

Природа и человек неразрывны, это и хочет передать Сергей Есенин. Красота зимнего леса притягивает, и какая умиротворённая картина возникает в воображении!

Анализ стихотворения Пороша Есенина

В русской поэзии большое количество стихотворений посвящено зиме. Это суровое время года не всегда вызывает ощущение зябкости, желание вернуться в жаркие летние дни. Сергей Есенин видит особую прелесть в заснеженных родных просторах, лесных массивах, скованных морозным воздухом.

В стихотворении «Пороша» само название вызывает ряд ассоциаций, связанных с безветренной погодой, хрустом снега, ровно покрывающим землю.

Поездка автора на лошади нетороплива. Он с восторгом смотрит по сторонам. Красота пейзажа вызывает и душевное равновесие, и чувство безграничной радости. Автор подчеркивает состояние безмолвия в природе: «Еду. Тихо. «. Однако речь идет об отсутствии голосов людей, шума населенных пунктов, не слышны звуки деятельности человека. Лишь периодически тишину нарушает присутствие природных звуков, связанных с движениями животных. Это не омрачает настроение лирического героя, так как человек и природа для него являются элементами одной ступени, дополняющими друг друга. «Серые вороны расшумелись», «скачет конь», «долбит дятел» — эти действия создают динамику, придают очарование, вызывают прилив сил у человека в повозке.

Особую значимость изображаемым явлениям природы добавляют олицетворения. Они помогают создать яркие образные картины мелькающего перед глазами зимнего пейзажа («дремлет лес», «дорога убегает», «повязалася сосна»,»валит снег и стелит шаль»).

Одно из центральных мест в стихотворении занимает образ сосны. Воплотить в жизнь эту частичку природы помогают сравнения и использование разговорной лексики: сосна повязалася, «понагнулась, как старушка», «оперлася на клюку». От большого количества снега ветви прогнулись, деревья потеряли свои формы. Их темные очертания на белом полотне усиливают впечатления автора от морозного дня. Так, неприметное издали дерево оживает, становится похожим на добрую пожилую женщину, благодаря воображению и волшебным умениям зимы. Автор называет ее невидимкой, подразумевая под этим словом сказочное существо, способное сделать обычный лес волшебным.

В стихотворении встречается один из устойчивых мотивов русской лирики — дорога. Она «убегает лентой вдаль», обрамленная белоснежной шалью. Дорога открывает лирическому герою новые возможности для создания оптимистичных картин.

Только истинный ценитель красоты родных просторов среди огромного пространства может отыскать загадку в обычном явлении природы, которая позволит взглянуть на мир другими глазами.

Вариант №3

егодня мы будем разбирать одно из самых коротких произведений С. А. Есенина, стихотворение «Пороша».

В данном произведении, написанном для пробуждения в русском человеке любви к Руси, читатели любого возраста могут почувствовать ту лёгкую атмосферу и сказочность, которыми пропитано каждое слово.

Читать еще:  Как правильно читать стих лермонтова ангел

В первом четверостишии затягивает своей плавностью, легкостью слова, с начала второго четверостишия уже околдовывает. И внезапно возвращает в реальность фраза: «. долбит дятел на суку. . «. После этой строчки читатель вновь полностью находится в реальности, едя по снежной степи, с убегающей вдаль дорогой.

Есенин писал этот стих в основном для детей, хотя правильнее будет сказать для того, чтобы каждый мог почувствовать себя ребёнком. Поэтому в тексте присутствует сравнение сосны с Бабой-Ягой, опирающейся на клюку. Также много раз используются такие средства художественной выразительности, как эпитеты, метафоры, сравнения. Автор хочет, чтобы читатель проникся атмосферой, почувствовал всю любовь к родине, её бескрайность.

Сам Сергей Александрович, приехавший из села в город в 17 лет, остро ощущал тоску по дому, горячо любимому. Как следствие, он стал выражать эти чувства через такие стихи, как «Пороша». Впрочем, ощущал он и лёгкое недоумение окружающих, их пока неясное неприятие его стиля и поведения, его характера. Всё это, несомненно нашло отклик и в творчестве, в частности, в стихах.

После прочтения данного произведения, своеобразного крика души, в сознании ещё долго может стоять картинка бескрайнего русского зимнего поля, буран, дорога и неясные очертания сказочных существ, охраняющих Великую Русь. Будет ощущаться то чувство морозной свободы, величавого спокойствия, зимнего ветра и тишины, которыми так богата наша родина.

5, 6 класс кратко по плану

Картинка к стихотворению Пороша

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Тургенева Близнецы 7класс

Тургенев Иван Сергеевич стал одним из самых значимых писателей в русской литературе XIX века. Его произведения поддавались не только восхвалению, но еще и жесткой критике. Это не останавливало писателя, он всю свою жизнь пытался

Знаменитая поэтесса родилась в Москве 10 апреля 1937 года, в семье крупного начальника таможенной отрасли и переводчицы.

Ф. И. Тютчев был выдающимся поэтом XIX века. Автор множества прекрасных стихов о природе в своих произведениях гармонично переплел лучшие особенности русской и зарубежной поэзии. На творчество Ф. И. Тютчева большое влияние оказали

Тютчев был гениальным поэтом и писателем. Одно из его произведений было написано в 1830 году. В это время он был в Германии. Его стихотворение написано о пробуждении весны. Первый снег давным-давно сошел с полей,

Игорь Северянин удивительный писатель начала двадцатого века, его творчество начиналось в период рождения такого литературного направления как футуризм и стихотворения имели много общего с этим специфическим направлением.

Анализ стихотворения «Пороша» (С. Есенин)

Автор: Guru · 28.06.2018

Сергей Есенин – один из самых ярких представителей серебряного века, отличившийся откровенной правдой в своих произведениях и окутанной загадками судьбой. Поэзия стала его призванием еще в раннем возрасте и сопровождала на протяжении всего жизненного пути. Каждое стихотворение носит в себе глубокий смысл и часть души поэта. Проникновенные строки «Пороши» не стали исключением.

История создания

«Пороша» относится к раннему творчеству поэта, когда он только начинает искать свой путь. Написано оно в 1914 году, когда Есенин пребывал в Москве. Этот год стал знаменательным в жизни поэта, поскольку именно тогда его работы впервые были опубликованы в журнале.

Вскоре Есенин был призван на службу, где написал свой первый сборник стихотворений «Радуница». Атмосфера войны оставила свой отпечаток в жизни поэта и научила по-особому относиться к окружающему миру, поэтому особое внимание в творчестве Сергея Александровича уделяется природе.

Стихотворение «Пороша» всецело посвящено матушке–природе и ее прекрасным составляющим. Оно отражает ценности поэта, который замечает и придаёт значение каждой мелочи: от звона копыт до падения снега.

Жанр, направление и размер

Литературный размер данной работы – четырехстопный хорей. При написании поэт использовал перекрестную рифму. Жанровая группа стихотворения – пейзажная лирика, так как в тексте воспевается красота природы.

Поскольку Есенин в тот период времени был откровенным имажинистом, то многие его произведения написаны в этом направлении. Суть имажинизма заключалась в использовании метафор, создающих прямолинейный, ничем не завуалированный образ с единичным значением. Однако при оценке течения, в русле которого творил автор, нужно понимать, что его самобытность в итоге вычеркнула поэта из всех существующих объединений, и он стал работать над своим индивидуальным, ни на кого не похожим стилем. Сам он любил называть себя «последним поэтом деревни», и это определение его деятельности очень близко по духу к стихотворению «Пороша».

Образы и символы

Как уже говорилось ранее, Есенину не свойственно прятать образы в описании и вводить загадочные символы. В стихотворении «Пороша» центральным образом является природа и все ее проявления, о которых поэт говорит открыто.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Автор описывает снег как природное явление, уделяет внимание лошади и дятлу как представителям животного мира и любуется просторами окружающего пейзажа. Каждый образ проникнут любовью и бережным отношением хозяина к своей земле. Можно предположить, что лирический герой, добрый и тонко чувствующий красоту человек, отправляется в какое-то путешествие и хочет запомнить каждый кусочек родного края.

Темы и настроение

Читая это стихотворение, человек ощущает гармонию с природой, в душе его рождается умиротворение и некая светлая тоска по родным краям. Основная тема «Пороши» — любовь к природе и всему живому. Как важно ценить все, что создано вокруг нас и наслаждаться этим. Наряду с этим тесно переплетается тема ценностей человека, все ли считают окружающий мир ценностью? Лирический герой акцентирует внимание читателя на том, что любому прохожему должна быть понятна его гордость, ведь все сокровища родной земли принадлежат ее обитателям, а потому их необходимо уметь оценить по достоинству.

Еще одной поднятой проблемой является любовь к малой Родине. В лирике Есенина довольно ясно прослеживается мысль, что родные края дают эмоциональную подпитку человеку и заряжают его светлыми чувствами. Однако не все могут прочувствовать это и понять, а потому есть люди, которые всю жизнь обитают в слепоте и мелочной злобе, ведь им не дано получить эмоциональный заряд.

Смысл

Основная идея стихотворения заключается в том, что природа многогранна – это и снег, и леса, и животные, и дороги, и многое другое. И все это по-своему прекрасно, и надо уметь различать красоту, уважать и любить ее.

Поэт учит получать маленькие радости от восприятия таких простых повседневных явлений, уметь видеть смысл в обычном. Это и есть его главная мысль. Такое восприятие не только природы, но и всего мира делает людей чуть более внимательными и мудрыми. Ведь только мудрец способен разглядеть и прочувствовать всю прелесть земли.

Средства художественной выразительности

Чтобы придать своему стихотворению художественную огранку, Есенин использует различные приемы выразительности. Уже с первой строчки можно проследить парцелляцию – намеренное разбиение предложения на короткие отрезки: «Еду. Тихо…». В «Пороше» поэт неоднократно обращается к этому средству: «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой». Для описания протяженности дороги автор использует родственный сравнению прием – метафору — «убегает лентой вдаль». Касательно своего пути наряду с метафорой используется и олицетворение – «убегает», и эпитет – «бесконечная дорога». Стоит отметить, что доля эпитетов в этой работе невелика.

Тропы в стихотворении «Пороша» украшают описание, погружая читателя в атмосферу природного изобилия родной земли, которое мы можем увидеть лишь за городом, в сельской пасторали.

«Пороша» — анализ стихотворения Сергея Есенина

История создания

Стихотворение было написано в 1914 году. В это время Есенин только пробовал себя в творческой деятельности. Поэт искал свой путь в литературе и для этого даже переехал жить в Москву. Он надеялся, что в столице ему будет проще публиковать свои работы.

Читать еще:  На чьи стихи написан романс сирень

Но жизнь в большом городе имела свои недостатки. Вокруг было шумно, грязно и не было той красивой природы, которую Есенин видел в родном селе. Поэт тосковал по бескрайним полям, лесам, и поэтому он написал стихотворение. В тексте он описал зимний пейзаж, который часто видел в детстве.

Стих Есенина стал образцом пейзажной лирики. В нем поэт не только описал природу, но и передал ее красоту. Автор поделился своей радостью от созерцания зимнего леса.

Эта работа показывает, насколько прекрасным может быть обычный пейзаж.

Краткое содержание

Лирический герой едет верхом на лошади. Царит тишина, только снег скрипит под копытами. На лугу слышатся крики серых ворон. Лирический герой испытывает умиротворение, и он наслаждается зимним пейзажем.

Ему кажется, что лес дремлет, словно заколдованный. Возможно, некий невидимка сделал это. Сосна же выглядит так, словно старушка, которая подвязала голову платком. Она сгорбилась и оперлась на клюку. На самой макушке дерева дятел долбит ствол клювом. В тишине леса этот звук особенно сильно разносится.

Лошади по такому простору скакать легко. Идет снег, который только придает лесу очарование. Дорога кажется бесконечной, и она уходит в виде ленты вдаль.

Анализ текста

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Автор не только описывает природу, но и делится чувствами, переживаниями. Размер текста — четырехстопный хорей. Именно он хорошо передает музыкальность и лиричность.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  1. Знакомство с лирическим героем.
  2. Описание зимнего леса.
  3. Философские размышления.

Если сделать анализ «Пороши» Есенина, то станет понятен скрытый смысл стихотворения. В последних строчках поэт описывает, как герой увидел бескрайнюю дорогу. Она символизирует не только путь к дому, но и бескрайние возможности в жизни.

Дальняя дорога указывает на то, что человек волен выбирать, чем и как ему заниматься.

При написании стихотворения Есенин использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает ворон серыми, сосну — белой, дорогу — бесконечной;
  • метафоры — автор рассказывает о том, что снег стелется шалью, дорога вьется змеей, а лес заколдован невидимкой;
  • олицетворения — Есенин представляет лес живым, а ворон — способными кричать.

Пороша — это рыхлый снег, который ровно покрывает все поверхности. Поэт талантливо использует лексику природы. Он не только описывает то, как изменился лес после снегопада. Есенин показывает его живым, необычным. Сравнение сосны со старушкой позволяет проникнуться радостью.

Главная идея стихотворения — любить родину и восхищаться ее многогранностью. Пусть идет снег, дождь, наступают морозы или жара. Главное — всегда видеть красоту окружающего мира. В таком настроении можно заметить бескрайние возможности, и любая дорога будет легкой.

Есенин считается признанным мастером пейзажной лирики. Он, как никто другой, прославлял малую родину — село Константиново. Поэт всегда с особой теплотой писал о красоте природы и жизни в деревнях.

Стихотворение и анализ «Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Убегает лентой вдаль.

Краткое содержание

Стихотворение «Пороша» представляет собой сочетание краткости и необыкновенной художественной выразительности, его можно назвать образцом пейзажной лирики С.А. Есенина. Герой едет по запорошенному лесу и любуется картиной сказочного зимнего пейзажа. Он находится наедине с природой, и ничто не нарушает этого тихого созерцания.

Постепенно стихотворение наполняется сказочной атмосферой. Уже во второй строфе появляются волшебные образы: заколдованный невидимкой лес, старая сосна, которая «оперлася на клюку», словно Бабя яга из народной сказки… Далее автор возвращается к реальности, описывая сидящего на вершине сосны дятла. Такой переход стирает границу между сказкой и действительностью и помогает лучшему восприятию текста.

В последней строфе перед читателем предстает картина снежного раздолья, скачущего по бесконечной дороге коня, земли, покрытой шалью из снега. Все эти образы автор соотносит с русской душой, ее широтой и открытостью. Описывая заснеженные просторы, Есенин, как тонкий ценитель этой красоты, показывает читателю свое неравнодушное отношение к родному краю, к природе и к родине в целом.

И. Шишкин. Первый снег. 1875

Анализ

История создания

Когда Есенину исполнилось семнадцать лет, он покинул Константиново и переехал в Москву. Этот город привлекал его, прежде всего, большими возможностями, хотя и тяготил чрезмерной шумностью, суетливостью и неухоженностью. Привыкание к новому месту жительства давалось Есенину нелегко. Юноша очень тосковал по родной рязанщине, ее просторам, березовым рощам, заснеженным полям и очень переживал, если долго не мог навестить дорогие сердцу места. Чтобы дать выход своим чувствам, он, на основе воспоминаний, часто описывал картины деревенской жизни в своих произведениях.

Стихотворение было написано в 1914 году, знаменательном для молодого поэта тем, что его произведения впервые стали публиковаться в печатных изданиях. Оно получилось очень мелодичным, необычайно красивым и нежным и заняло достойное место среди лучших образцов пейзажной лирики двадцатого столетия.

Персонажи и образы

Главным персонажем в стихотворении выступает русская природа. Повествование ведется от лица лирического героя, на которого спроецирован образ самого Есенина. Именно он сообщает читателю о своих чувствах от созерцания картины запорошенной снегом местности. Поэт настолько красиво олицетворяет зимнюю природу, что перед глазами разворачиваются волшебные полотна, а стихотворение начинает напоминать произведение народного фольклора.

Композиция

Композиционно произведение делится на четыре строфы. Оно не имеет выраженных композиционных точек и представляет собой неспешное, плавное повествование. В каждой строфе показана небольшая миниатюра на тему природы. Первое четверостишие представляет читателю лирического героя, который решил прокатиться верхом по первому снегу.

Вторая строфа посвящена описанию зимнего, словно уснувшего леса. В третьей – перед глазами предстает старая сосна в виде старушки с клюкой. Кругом стоит тишина, которая нарушается лишь стуком дятла. Последняя строфа описывает внутреннее состояние героя. Бесконечная дорога служит олицетворением жизненного пути и личной свободы.

По принадлежности к литературному роду стихотворение относится к лирике. Литературное направление – романтизм, хотя, уже явно проступают некоторые черты имажинизма. Жанр данного произведения – пейзажная лирика.

Размер и средства художественной выразительности

В стихотворении использован четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой (АБАБ).

Для придания художественной огранки автор пользуется различными средствами выразительности. В стихотворении присутствуют образные олицетворения: «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой повязалася сосна», «дремлет лес», снег «стелет шаль». Для придания фольклорной напевности автор использует инверсию: «скачет конь», «валит снег».

При упоминании бесконечной дороги применяется метафора «убегает лентой вдаль» наряду с эпитетом «бесконечная дорога» и олицетворением «убегает». Несмотря на то, что в стихотворении описывается природа, эпитетов в нем совсем немного: «серые вороны», «белая косынка» и уже упомянутая «бесконечная дорога».

Проблематика и основная идея произведения

В произведении не затрагиваются никакие проблемы. Оно представляет собой авторское видение зимней природы и служит выражением любви поэта к своей малой родине, по которой он бесконечно скучал. Влившись в городскую жизнь, Есенин понял, как безнадежно утрачена людьми связь со своими корнями. В качестве примера можно привести то недоумение и, даже презрение, когда «деревенский поэт» предстал перед звездной поэтической элитой в простых валенках.

Целью поэта было пробуждение пусть не любви, но, хотя бы, интереса к своей родине. Его первые шаги в этом направлении заключались в сочинении произведений, которые знакомили бы читателя с восхитительными русскими пейзажами.

Идея произведения состоит в том, чтобы показать природу во всем ее многообразии, разноплановости – это и заснеженные поля, и цветущие луга, и дороги, и леса, и животный мир, и многое другое. Все это несет в себе своеобразную красоту, стоит лишь посмотреть на это другими глазами и научиться получать радость от простых повседневных вещей и явлений.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector