Какое настроение у стихов хармса
ДАНИИЛ ХАРМС. ОТЗЫВ О СТРАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ СТРАННОГО ЧЕЛОВЕКА
Когда пишешь о знаменитых творческих людях, трудно однозначно оценивать их жизнь, их творчество банальными понятиями хорошо или плохо, это сделать попросту нельзя. Иначе наверняка найдутся те, кто обвинит тебя в предвзятости и необъективности. Повторять общеизвестные данные интернета, тоже не имеет смысла, проще просто выразить свое собственное отношение к творческой личности, ну а там уж не обращать внимание на мнения согласных или не согласных.
Даниил Ювачев. Странный человек, странного времени. Многие спорят даже по поводу его литературного псевдонима – Хармс. Уже в нем есть что-то необычайное, завораживающее. Слово – салют. Короткое, хлесткое. Вспышка, Бах! И трещащими искрами в память! Мне представляется так, немало в псевдониме этом от французского charmes, что означает обаяние, очарование. Именно так, без объяснения – почему.
Сколько копий сломано по поводу его творчества, сколько неоднозначных мнений! Но, вряд ли кого творчество Даниила Хармса оставляет равнодушным. Даже один мой знакомый, человек… очень простой и незатейливый, привыкший мерить все элементарными категориями, не остается равнодушным, прочитав у Хармса практически все! Он ругает его, выходит из себя, костерит, на чем свет стоит, брызжет слюной и перестает замечать, что сам при этом выглядит, как некоторые герои из произведений ругаемого им писателя.
И так Даниил Ювачев. Пока еще никакой не Хармс.
Со старой фотографии фотоателье тех времен глядит обыкновенный мальчишка, наверное озорной, судя по маленьким искоркам в глазах. Очень модная в том времени морская форма. Ничего необычного. Что определяло в этом человеке тягу к необычному, вряд ли можно угадать.
Проходят годы, и появляется знаменитый и очень обсуждаемый писатель Даниил Хармс.
Практически на всех фотографиях того времени, Хармс выглядит необычно, под стать своему, если так можно выразиться, амплуа. Демоническое лицо, наверное, кого-то может и испугать. Эффект дополняет специально поставленное освещение.
Искусство абсурдизма понятно не всем. Я бы даже сказал, совсем немногим. Ведь это нарочитое отсутствие смысла. Тогда возникает вопрос, чем же именно берет Хармс, почему он так популярен и в свое время, да и, бесспорно теперь?
Я не берусь разглагольствовать о тонкостях в отношениях людей к самому творчеству странного писателя, это дело литературных критиков, я могу выразить только лишь свое понимание моего же интереса к тому, что написал этот необычный и бесспорно талантливый человек.
Когда пишешь о знаменитости, невозможно обойтись без цитат. Но копировать текты полностью вряд ли допустимо. И, хотя многие рассказы Хармса настолько коротки, что их можно использовать как цитаты, я не вижу необходимости это делать. Однако об одном произведении Хармса я не могу не написать, потому что именно оно дало мне подсказку, что мне нравится в его творчестве, почему я его так люблю?
Начало очень хорошего летнего дня. Симфония.
Чуть только прокричал петух…
… Таким образом начинался хороший летний день.
Полностью приводить весь рассказ я, конечно, не буду, если кому-то захочется его прочитать, он доступен в интернете, как и все то, что Хармс написал.
Это один из моих самых любимых рассказов Даниила Хармса. Я много думал, чем же он меня так завораживает. И понял, наконец. Любой писатель старается читателя погрузить в свой мир. Сделать так, чтобы читателю в этом мире было тепло и уютно. Или наоборот, резко и холодно, это зависит от того, о чем писатель пишет и что он хочет до читателя донести. Но реалистичность должна быть максимальной. Реалистичность – это ключ к сердцу читателя. Это та самая нить, за которую писатель ведет в свой мир и удерживает его в нем.
Как ни странен мир Хармса, как, порой, непонятен он, но он представляется мне настолько ярко, настолько реалистично, что я вырваться из него не могу, пока не прочитаю произведение до конца. А, упомянутый мною выше рассказ, делает этот мир настолько теплым и уютным, настолько сонно-волшебным, что не хочется его покидать, нет возможности сразу выйти из него даже после прочтения. И я, по инерции, продолжаю в нем жить. Это похоже на то состояние, которое возникает после глубокого сна, того сна, где снилось что-то прекрасное, снилось то, чего не бывает в жизни.
Какая нега, какая истома удерживает от полного пробуждения, как не хочется из этой неги выходить!
Мне в мире Хармса уютно. Мне в нем безопасно. Я могу себе позволить полностью расслабится душой в мире том, и душа моя отдыхает.
Многие художники изображают Даниила Хармса в стиле сюрреализма. Это и понятно.
В одном из своих монументальных произведениях Старуха главный персонаж (с которым, конечно же, ассоциируется сам автор), выражает свою ненависть к детям. Он в мыслях своих, строит им всяческие козни, придумывает страшные казни. Можно подумать, что всегда суровый с виду Хармс просто не любит детей. Однако это далеко не так. Сколько детских стихов написано этим суровым человеком, сколько любви и теплоты в этих стихах! Ну кто не знает знаменитой встречи сорока мальчиков и сорока девочек?
Так что нелюбовь персонажа к детям в Старухе иронична. И это нужно просто понимать.
Ушел человек, ушла эпоха. Но мир, в котором так много тепла, света, надежности и безопасности остался. И пусть он остается вечно!
Конспект «Удивительные стихи Д. Хармса»
валентина некрасова
Конспект «Удивительные стихи Д. Хармса»
Конспект совместной деятельности педагога с детьми во второй половине дня
Образовательная область «Речевое развитие»
Тематический раздел «Чтение художественной литературы»
Тема «Удивительные стихи Д. Хармса»
Возрастная группа 6 -7 лет
Цель: продолжать знакомить детей с биографией и творчеством Даниила Хармса.
Программные задачи: прививать навыки стихосложения; концентрации внимания, осмысленного слушания, сотворчества; сопоставлять детали, оценивать характеры персонажей их действия и мотивы; развивать познавательную активность; расширять кругозор; пополнить словарный запас детей; посредством изобразительной деятельности передавать своё настроение от прочитанного; вызвать и поддерживать интерес к художественной литературе.
Материал и оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, игрушечная кошка, воздушные шарики, смайлики с различными эмоциями.
Словарная работа: чудаковатый, гетры, псевдоним.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, подарим им своё хорошее настроение и познакомим их с поэтом и писателем Даниил Хармс.
– Давайте вспомним, что мы уже знаем о Данииле Хармсе? Говорят, что он был необычным человеком. В чем же проявлялось его необычность? (Жил в Ленинграде; в детстве любил пошалить; когда стал взрослым в любую погоду ходил в шляпе, с зонтиком и гетрах; у него была дома машина, которую он собрал сам из ненужных вещей, она ему очень нравилась, хотя он не знал, для чего она нужна; свои стихи подписывал псевдонимом)
– А что такое псевдоним (Вымышленное имя, используемое человеком в вместо настоящего).
– Кто помнит настоящую фамилию Даниила Хармса? (Даниил Иванович Ювачёв)
– Правильно, молодцы. Теперь я думаю, наши гости поняли, с кем мы с вами будем продолжать знакомиться.
– Помните стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Жил человек рассеянный»? Так вот, когда он его сочинял, он имел ввиду своего друга Даниила Хармса, а другой ленинградский поэт, Владимиров, написал про Хармса стихотворение «Чудаки». Очевидно, в нём было слишком много чудачеств для одного человека, поэтому в стихотворении он существует во множественном числе. Не смотря на все свои чудачества у поэта было много друзей. Сегодня мы попробуем из стихов Даниила Хармса составить его портрет.
Но для этого давайте немного разомнёмся и попробуем сочинить стихотворение. Я буду читать одну строчку целиком, а вы продолжите её, но так, чтобы было в рифму.
Воспитатель читает стихотворение, жестом призывая детей угадывать слова.
Я захотел устроить бал,
И всех гостей к себе…. (позвал)
Купил муки, купил творог.
Испёк рассыпчатый (пирог)
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости (не идут)
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек…. (отломил)
Когда же гости подошли,
То даже крошки (не нашли)
Воспитатель: Молодцы! Постарались. Какое, получилось стихотворение? (весёлое, смешное).
– А теперь, послушайте, какое стихотворение сочинил Даниил Хармс. Я буду читать, а вы старайтесь отбивать ритм – топая ногами, но не очень громко, сначала мальчики, потом девочки, а в конце все вместе.
Чтение стихотворения «Шёл по улице отряд»
Шёл по улице отряд,
Сорок мальчиков подряд
Раз, два, три, четыре
И четырежды четыре,
И четыре на четыре,
И ещё потом четыре
В переулке шёл отряд
Сорок девочек подряд
Раз, два, три, четыре.
И четырежды четыре
И четыре на четыре
И потом ещё четыре
Да как встретилися вдруг
Стало восемьдесят вдруг!
Раз, два, три, четыре
И четыре на четыре
На четырнадцать четыре.
А на площадь повернули,
А на площади стоит
Не компания, ни рота,
Не толпа, не батальон,
И не сорок, и не сотня,
А почти, что миллион!
Раз, два, три. четыре,
И четырежды четыре,
Сто четыре на четыре,
Полторасто на четыре
Двести тысяч на четыре
И потом ещё четыре!
Воспитатель: Молодцы! Славно поиграли. Садитесь, успокойтесь, отдышитесь. Можно это стихотворение слушать спокойно, сидя на стуле?
– Скажите, как называется песня, под которую можно шагать? (марш)
– Что в марше главное (Ритм)
– Верно – ритм, а в этом стихотворении ритм такой чёткий, что музыки не надо.
– Как вы считаете, каким должен быть человек написавший такое стихотворение? (весёлым, жизнерадостным)
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет? Кто бы это мог быть? (Вносит игрушку-кошку с перевязанной лапой).
– Да это кошка, она поранила лапку. Как мы можем ей помочь? (Высказывания детей)
– А вот Даниил Хармс придумал шариками…. лечить кошку. Сейчас я вам расскажу и покажу, как это шариками можно вылечить кошку.
Чтение и инсценировка стихотворения «Удивительная кошка»
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей чтобы вылечить кошкину лапу,
Волшебные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге,
Шумит и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идёт по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!
Воспитатель: Как вы думаете, как чувствовала себя кошка, когда ей купили воздушные шарики?
– А что чувствовал поэт? (счастье, радость)
– Почему? (Потому, что помог кошке, вылечил её и подарил шарики)
– Как можно назвать такого человека? (счастливым).
– Покажите, какие эмоции у вас были в начале стихотворения? (Грусть, печаль, боль). Почему?
– А какие эмоции, у вас вызвало окончание стихотворения, покажите? (Радость, веселье, удивление). Почему?
– Как вы думаете, можно так вылечить настоящую живую кошку? (Ответы детей) Только вы, пожалуйста, не делайте так со своим котёнком. Ведь у Даниила Хармса не обычная кошка, а удивительная, придуманная поэтом.
Воспитатель: И с ещё одним стихотворением мне хотелось бы вас познакомить.
Чтение стихотворения «Я шёл зимою вдоль болота….»
Я шел зимою вдоль болота
Вдpyг по pеке пронесся кто-то
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
И долго я стоял y речки,
И долго думал,сняв очки:
Воспитатель: Скажите, кого же увидел поэт?
– Что это за металлические крючки, на которых можно бегать по реке?
– А что это за странные дощечки?
– А кто этот странный человек?
– Покажите, как катаются на лыжах, на коньках.
– Как вы думаете, почему Даниил Хармс не узнал ни коньки, ни лыжи? Может он, их никогда не видел
– Я тоже думаю, что видел, но в этот момент он наверно о чём-то задумался и поэтому коньки ему показались непонятными крючками и дощечками.
– А как, вы думаете, о чём мог задуматься поэт? (Предположения детей)
– Каким, в этом стихотворении представляется Даниил Хармс? (Задумчивый, мечтательным).
– Заканчивая наше сегодняшнее знакомство с поэтом давайте ещё раз вспомним каким же он был. (весёлым, жизнерадостным, счастливым, мечтательным, задумчивым, чудаковатым)
– А теперь я предлагаю вам сесть за столы и попробовать нарисовать, своё настроение после прослушивание стихов Даниила Хармса.
Конспект занятия «Удивительные секреты воздуха» Цель: Создать условия для развития интереса детей к опытно – экспериментальной деятельности. Программные задачи: Обучающие: – расширить.
Конспект НОД «чтение произведения «Кораблик» Д. Хармса. Рисование моря» Конспект Н. О. Д. (от 2л. 5м до 3л. 5 м.)Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная,.
«Волшебный жемчуг». Конспект НОД из цикла «Удивительные камни» Образовательная область познание Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного – возраста – одна из актуальных проблем современности.
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Удивительные открытия» Интегрированное НОД Изобразительная деятельность в интеграции с познавательным развитием Тема: Удивительные открытия. (Я расту. Космос.).
Конспект НОД «Удивительные камни» КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ» (старшая.
Конспект НОД в старшей группе «Удивительные свойства воды» Цель: обобщить знания детей о воде. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Задачи: Образовательные: Расширить представления детей.
Конспект НОД в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.
Конспект занятия в средней группе «Удивительные кристаллы соли» Программное содержание: Вырастить кристаллы соли; Изучить условия образования кристаллов; Закрепить.
ОО «Чтение художественной литературы». Чтение стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка» во второй младшей группе ОО «Чтение художественной литературы». Тема: Чтение стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка» 1. Дети сидят на стульчиках. -Ребята, к.
Заучивание стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка» Цель: приобщать детей к поэзии, формировать культуру речи, художественно – эстетический вкус, учить заучивать стихотворение по схеме. Задачи:.
Поэтический мир Даниила Хармса
статья по чтению
«Большую литературу для маленьких» создают много хороших и разных поэтов. Творчество одних составляет целый раздел в единой детской книге, творчество других вошло маленькой, но славной страницей в большую литературу. Именно такая страница отведена творческому наследию Даниила Хармса.
Особенности мироощущения, стремление смотреть на мир свежим, непредвзятым взглядом, как это умеют делать дети и художники — вот то оригинальное, что принёс в детскую литературу Д. Хармс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harms_1.docx | 43.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэтический мир Даниила Хармса
« Большую литературу для маленьких » создают много хороших и разных поэтов . Творчество одних составляет целый раздел в единой детской книге , творчество других вошло маленькой , но славной страницей в большую литературу . Именно такая страница отведена творческому наследию Даниила Хармса .
Особенности мироощущения , стремление смотреть на мир свежим , непредвзятым взглядом , как это умеют делать дети и художники — вот то оригинальное , что принёс в детскую литературу Д . Хармс .
Современники Хармса вспоминают , что он любил розыгрыши , проделки и всякие причуды не только в литературе , но и в жизни . В комнате Д . Хармса стоял предмет , который удивлял всех приходивших : « странный предмет , причудливо громоздящийся в углу и состоящий из железок , досок , пружин , велосипедных колёс , верёвок и консервных банок . » Хозяин объяснял , что это машина , которую ему захотелось иметь дома . Местный управдом не переставал удивляться тому , что на дверях квартиры писателя часто меняются таблички : то « Хармс », то « Чармс », то « Шардам сегодня не принимает ». Даниил Иванович всегда подписывался псевдонимами . Имя Хармс повторялось чаще других и потому вошло в литературу .
В своей книге « от 2 до 5» Чуковский рассказывает о Хармсе : « Весело и озорно , совсем по – детски увлекался словесной игрой молодой поэт Даниил Хармс , достигавшим в своём кратковременном творчестве значительных литературных эффектов , к которым дети относились с беззаветным сочувствием . Нужно было видеть , с каким восторгом встречали они своего любимого автора , когда он читал им со сцены :
А вы знаете , что у ,
А вы знаете , что па ,
А вы знаете , что пы ,
Что у папы моего
Было сорок сыновей ?»
Хармс любил удивлять в стихах : « Какие странные дощечки и непонятные крючки !» или « Настоящая корова с настоящими рогами » А то сообщает доверительно о том , что « на небе вместо солнца скоро будет колесо » Произведения Хармса нельзя читать без улыбки , всегда добродушной . Вспомним стихотворение о чудаке , который пригласил гостей , чтобы угостить их « очень – очень вкусным пирогом ».
Стихи Хармса развивают интеллект ребёнка . Решая его весёлые « задачки », дети учатся ориентироваться в окружающем их мире . У Хармса как бы два героя : один явно лжёт , как в стихотворении « Врун », насчёт сорока сыновей у одного папы , а другой ему не верит .
Чем больше Хармс запутывает действительное , тем активнее работает воображение и ум читателя – ребёнка . Своей недоговорённостью в стихах поэт высказывает надежду , что читать его будут догадливые , умные дети .
Поэзия Хармса воспитывает . Он высмеивает неумытого лентяя с его повышенными претензиями ( Иван Иваныч Самовар ), шутит над нетерпением (« Очень – очень вкусный пирог », славит ловких мальчишек (« Что это было »). Даниил Хармс делал большое патриотическое дело – приобщал детей к сокровищнице русского языка . Его добрый юмор и душевная теплота , стихи – загадки и каламбуры , превращения и словесные игры , празднично – игровое отношение к жизни и теперь близки и интересны детям . Способность наслаждаться прекрасным рождают для ребёнка в искусстве прежде всего положительные эмоции . Поэзия Хармса рождает такие эмоции .
« Нет ничего более трудного , чем писать для самых маленьких »,- говорил С . Маршак . Даниил Хармс нашёл свою тропинку к сердцам маленьких читателей . Его « хождение в детвору » показало , что Хармс выдерживает испытание на звание детского поэта .
Урок по литературному чтению на тему “Д.Хармс. Вы знаете?” (2 класс)
Урок литературного чтения по теме: «Даниил Хармс «Вы знаете?»»
Цель: продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; продолжить знакомить детей с творчеством Д. Хармса, как поэта.
Метапредметные:
-проявление доброжелательности по отношению к другим при работе в группе, в паре, уметь слушать других;
– проявление индивидуальных творческих способностей в процессе чтения по ролям;
– аргументирование своей точки зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивание поступка героя.
Предметные:
– выделение главной мысли произведения;
– продолжение знакомства с понятием игра слов (метод подбора формы).
– характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков;
– осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их нравственный смысл с изучаемым произведением и реалиями жизни;
– развитие критического мышления;
– формирование готовности обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;
– развитие речи, умения слушать, анализировать, сравнивать.
Оборудование:
интерактивная доска, проектор, макбуки.
карточки с пословицами;
карточки для игры в «слова»;
реквизиты для инсценировки.
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! К нам урок пришли гости. Давайте их поприветствуем (поворачиваются к гостям).
2. Проверка домашнего задания.
– Ребята, с каким произведением Даниила Хармса вы познакомились на прошлом уроке? (стихотворение « Игра»).
– Что необычного в этом произведении? (Необычная игра детей)
– На доске спрятались звукоподраж.слова, которые встречались в этом стихотворении. Давайте вспомним их. Что имел в виду автор, когда их писал? (Дети имитируют звуки машины, самолета и парохода во время игры).
– Кто играл, во что и как? (Петька – автомобиль, Васька – почтовый пароход, Мишка – советский самолет).
– Зачем автор повторяет слова, строки, а иногда даже целые отрывки текста? ( Он тоже играет, только со словами).
–Какой мы выберем ритм для чтения это стихотворения? (быстрый)
– Почему? (дети бегают, игра подвижная и т.д.)
Проверяю чтение у учащихся.
3. Постановка цели урока.
– Мы прочитали стихотворение Д.Хармса «Игра», в котором увидели игры детей того времени, в которое было написано это произведение.
– Интересно, а в какие игры играете вы? (ответы детей)
– А сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением Д. Хармса.
-Прежде чем начать работу, давайте определим критерии, по которым каждый будет себя оценивать в конце урока (варианты детей)
– Молодцы. Все варианты хорошие, но давайте остановимся на «взрослом» чтение и работе в группе.
– А для начала поиграем в любимую игру Д.Хармса – игру «со словами».
4. Игра «со словами»
– Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы.
– А помните ли вы, что такое рифма? (Созвучие слов в конце стихотворных строк).
– У каждой группы на столе лежит карточка №1. Ваша задача прочитать и вписать недостающие слова. А мы проверим, что у вас получится.
Я захотел устроить бал,
И гостей к себе _____________ (позвал)
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый _____________ (пирог)
Пирог, ножи и вилки тут
Но что-то гости не ____________(идут)
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ____________ (откусил)
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту ___________ (съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошек __________ (не нашли).
(Проверка результата).
Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
6. Изучение нового материала.
– Давайте посмотрим на новое для нас произведение Д.Хармса. Автор не дал ему название. Почему? (Чтобы мы сами решили, как его озаглавить).
– Конечно. А мы можем это сейчас сделать? (Нет, для этого мы должны его прочитать).
– Предлагаю всем сначала послушать чтение произведения в записи (включаю аудиозапись).
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Как вы представляете себе ситуацию, которая описана в стихотворении? (Один мальчик стоит напротив группы детей и рассказывает им небылицы, а они кричат, удивляются и не верят ему)
-Прежде чем вы начнете читать стихотворение, обратите внимание на знаки в конце предложения.
– Что вы можете сказать о них? (Встречаются и восклиц., и вопросит. знаки в конце предложения)
– С какой интонацией будем читать предложение, в конце которого стоит восклиц. знак? (с восклицательной)
– С какой интонацией будем читать предложение, в конце которого стоит вопросит.знак? (с вопросительной)
– В тексте встречаются сложные слова, давайте вместе их сначала разберем.
Словарная работа
соба-ки-пус-то-лай-ки с заря-жен-ным ружь-ем
(Слова напечатаны на доске, дети читают медленно вполголоса, затем целыми словами)
Чтение стихотворения детьми (читает каждая группа)
7. Работа с текстом стихотворения.
– Как нам лучше назвать главного героя? (ответы детей)
– Отличается ли ложь от фантазии? Чем? (ответы детей)
– Давайте все-таки остановимся на одном варианте ответа. Ложь- это целенаправленное действие, а фантазия не имеет злого умысла. Мы и так знаем, солнце – это не колесо и т.д.
– Зачем автор использует повторы слов? (Чтобы показать, что не один человек отвечает, а сразу несколько).
– Какое настроение хотел передать нам автор?
– Получилось у него это?
– Подберите название произведению?
-Есть ли здесь концовка?
– Как вы думаете, можно ли разыграть эту ситуацию?
Сейчас ребята попробуют это сделать.
8. Инсценировка стихотворения Даниила Хармса «Вы знаете?»
9. Работа по теме урока (в группе)
– Ребята, а сейчас вы побудете в роли режиссера. Ваше задание: открыть макбук, загрузить программу IMovie , распределить роли и записать стихотворение Д.Хармса. Приступайте.
(Помогаю учащимся)
10. Продолжение работы по теме урока.
– А сейчас мы побудем в роли писателя. У каждой группы на столе лежит чистый лист. Ваше задание: обсудив в группе, придумать концовку этому стихотворению.
11. Итог урока.
– С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Какое настроение создают стихи Хармса?
11. Рефлексия.
– Ребята, давайте каждый оценит свою работу на уроке. Мы с вами в начале урока определили критерии, по которым будем оценивать: умение читать «по-взрослому», работа в группе.
9. Домашнее задание: (записать в дневник) придумать концовку стихотворения.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Нацких Анна АлександровнаНаписать 21110 26.10.2015
Номер материала: ДВ-098478
- Начальные классы
- 2 класс
- Конспекты
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 26.10.2015 588
- 26.10.2015 907
- 26.10.2015 505
- 26.10.2015 1326
- 26.10.2015 2935
- 26.10.2015 360
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг
Время чтения: 1 минута
В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании
Время чтения: 2 минуты
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
–Метки
–Рубрики
- Разное (107)
- Книги (82)
- Виртуальное (44)
- Музыка (31)
- О МОЕЙ КНИГЕ (22)
- О любви (22)
- Эксклюзивные отчёты (17)
- В мире животных (16)
- Мистика (15)
- Юмор (15)
- Праздничное (14)
- Хит-парад (11)
- Кино (9)
- Русский язык (8)
- Спорт (5)
–Музыка
- Все (28)
–Подписка по e-mail
–Поиск по дневнику
–Статистика
А вот интересно.. Как вы относитесь к творчеству Даниила Хармса?
Даниил Иванович Хармс (1905 – 1942) – человек-абсурд, мастер рифмованной бессмыслицы, гений бреда, апофеоз неадеквата, образец контркультурного героя . .. .
выборочно из поэзии:
Жене
Давно я не садился и не писал
Я расслабленный свисал
из руки перо валилось
на меня жена садилась
Я отпихивал бумагу
цаловал свою жену
предо мной сидящу нагу
цаловал жену я в бок
в шею в грудь и под живот
прямо чмокал между ног
где любовный сок течёт
а жена меня стыдливо
обнимала тёплой ляжкой
и в лицо мне прямо лила
сок любовный как из фляжки
я стонал от нежной страсти
и глотал тягучий сок
и жена стонала вместе
утирая слизи с ног.
и прижав к моим губам
две трепещущие губки
от стыда скрываясь в юбке.
По щекам моим бежали
струйки нежные стократы
и по комнате летали
женских ласок ароматы.
Но довольно! Где перо?
Где бумага и чернила?
Аромат летит в окно,
в страхе милая вскочила.
Я за стол и ну писать
давай буквы составлять
давай дёргать за верёвку
Смыслы разные сплетать.
выборочно из прозы:
Сонет
Удивительный случай случился со мной: я вдруг позабыл, что идёт раньше, 7 или 8?
Я отправился к соседям и спросил их, что они думают по этому поводу.
Каково-же было их и моё удивление, когда они вдруг обнаружили, что тоже не могут вспомнить порядок счёта. 1, 2, 3, 4, 5 и 6 помнят, а дальше забыли.
Мы все пошли в коммерчески магазин «Гастроном», что на углу Знаменской и Бассейной улицы, и спросили кассиршу о нашем недоумении. Кассирша грустно улыбнулась, вынула изо рта маленький молоточек и, слегка подвигав носом, сказала: «По моему, семь идёт после восьми в том случае, когда восемь идёт после семи».
Мы поблагодарили кассиршу и с радостью выбежали из магазина. Но тут, вдумываясь в слова кассирши, мы опять приуныли, так как её слова показались нам лишёнными всякого смысла.
Что нам было делать? Мы пошли в Летний сад и стали там считать деревья. Но, дойдя в счёте до 6-ти, мы остановились и начали спорить: по мнению одних, дальше следовало 7, а по мнению других ― 8.
Мы спорили бы очень долго, но, по счастию, тут со скамейки свалился какой то ребёнок и сломал себе обе челюсти. Это нас отвлекло от нашего спора.
Какое настроение у стихов хармса
Он пробовал на прочность этот мир каждый миг,
мир оказался прочней…
гр. «Машина времени»
Даниил Хармс – поэт, прозаик и драматург, чья фигура особняком стоит в литературе начала XX века. Талантливый человек с необыкновенной фантазией и трагичной судьбой.
20-30-е годы XX века обладают особым притяжением для меня. Это время ломки строев и государств, формирование абсолютно нового миропорядка с потрясающей динамикой культурной жизни. Возникновение кинематографа, расцвет джаза, новые веяния в моде и подъем модернизма и авангардизма в искусстве.
В литературной жизни России кипели страсти и ломались копья. Возникали многочисленные литературные объединения и группировки: ЛЕФ, Ничевоки, Серапионы, Перевал, Скифы, ОБЭРИУ. Авангардизм пестрел яркими красками и порождал весёлое сумасшествие. Выходцы из Серебряного века занимались реформаторством, играли словами и формами. Символисты сменялись футуристами, конструктивисты имажинистами. Но всех их объединяло одно. В массе своей эти прекрасно образованные, интеллигентные люди шли по дороге декадентства: карнавал идей постепенно сменялся усталостью. И если поначалу многие с энтузиазмом воспринимали все новое, то позже, столкнувшись с жёсткими рамками новой власти, впадали в депрессию. И эти настроенческие перепады находили отображение в их творчестве. Но, несмотря на горький конец большинства, все из ушедших гениев просто не смогли бы иначе. Они искали выход своей созидательной энергии и хотели быть полезными своей стране, своим потомкам.
О том непростом времени – весёлом и одновременно страшном написано огромное количество литературы. Но что может быть интереснее, чем воспоминания современников? Ведь это очень увлекательно – открывать для себя классика как человека. Какой у него был характер, темперамент, мимика, жесты? Каковы были его вкусы и пристрастия? И кто ещё лучше расскажет об этом, как не человек, который знал его лично.
Поэтому сегодня, в день годовщины писателя, мне хочется рассказать о книге Марины Дурново «Мой муж Даниил Хармс».
Впервые я прочитала мемуары в журнале №10 «Новый мир» за 1999 (позже я узнала, что книга была удостоена литературной премии имени этого журнала). А уже в 2000 появился первый книжный вариант, выпущенный издательством Б.С.Г-ПРЕСС.
В 2001 появился книжный вариант в мягкой обложке от издательства ИМА-пресс.
Оба издания были малотиражными, но в 2005 году эстафету подхватили известные издательства.
Я же, впервые прочитав книгу в далёком 1999 году, уже тогда была очарована ею. Этими текстами – небольшими односложными предложениями, детскими фразами, этой наивностью какой-то, светлой стороной восприятия, хотя порой автор говорит страшные, в общем-то, вещи.
Эта книга мемуаров появилась благодаря Владимиру Глоцеру – известному литературоведу, в свое время работавшему с К. Чуковским и С. Маршаком. В середине 80-х годов XX века он случайно узнал, что Марина Малич, вторая жена Даниила Хармса (Ювачёва), возможно жива – поскольку вела переписку со своей двоюродной сестрой, присылая письма в Ленинград аж из самой Венесуэлы. Сомневаясь и надеясь, что свидетель той яркой эпохи может быть жив, Глоцер приложил все мыслимые и немыслимые усилия по розыску Малич. И однажды, когда он уже готов был поставить на затее крест, ему сообщили её адрес. После переписки и дружеского визита в Венесуэлу, появилась эта книга воспоминаний.
Это эмоциональная книга, полная ощущений и чувств. О ней и о Хармсе, о его окружении, в котором было много известных личностей. Параллельно это рассказ о целой эпохе – как люди вели быт, как справлялись с трудностями, как одевались и что ели, в каких условиях появлялись их шедевры.
Марина Малич (много времени спустя взявшая фамилию Дурново) имела аристократические корни. Она родилась в январе 1912 года на Фонтанке, в доме своего деда, князя Голицына. Её мать уехала устраивать личную судьбу аж в Париж, оставив дочь на попечение родственников. Воспитанием Марины занимались бабушка и тётя, сестра матери Елизавета, Лили́, которую Марина считала за мать. У Лили была своя дочь, Ольга, старше Марины на полтора года. Девочки росли и воспитывались вместе. Тем не менее, Марине ясно давали понять, что она не родная. Муж тети её терпеть не мог, да и Ольга особо её не жаловала.
Марина вспоминает огромные тяготы, выпавшие на долю семьи в связи дворянским происхождением. Арест деда и отца Ольги, голод, прозябание. Бабушка, говорившая на трёх языках, вынуждена была распродавать фамильные драгоценности, подходя к дверям иностранных посольств.
Знакомство же с Хармсом произошло следующим образом. Он пришел к её сестре. Ожидая Ольгу, он разговорился с Мариной. Выглядел при этом диковинно: « Он был в клетчатом пиджаке, брюках гольф и гетрах. С тяжёлой палкой, и на пальце большое кольцо». Он покорил Марину с первого взгляда: « Славный очень, лицо такое открытое. У него были необыкновенные глаза: голубые-голубые. И какой вежливый, воспитанный». Они начали ходить вместе на прогулки, концерты. Предложение о замужестве она получила от него неожиданно, однажды засидевшись у него дома допоздна, и радостно ответила согласием. Всё произошло очень быстро. Свадьбы как таковой не было – устраивать её было не на что, они просто расписались. Для Хармса это был второй брак. Первой его женой была Эстер Русакова, с которой у него был мучительный брак, полный расставаний и схождений.
Марина переехала к нему, в коммунальную квартиру на Надеждинской (позже улица Маяковского).
Когда-то вся эта квартира принадлежала Ювачевым. Теперь же его комната представляла собой половину некогда большой комнаты, разделенной перегородкой и была не более 15 метров. На другой половине жила старуха и её дочь – и слышимость была потрясающая. В следующей комнате жил отец Даниила, Иван Павлович Ювачев – аскетичный старик, в прошлом революционер-народоволец. Далее были комнаты замужней сестры Даниила, Лизы. Она была замужем за ярым коммунистом, и Даниил строго-настрого запретил жене с ней общаться: «Нечего тебе туда шляться, я тебе говорю!». Обстановка была бедной – простыни вместо штор на окнах, посередине комнаты диван с огромной дырой. Спали на полу. Стены украшали надписи рукой Хармса, вроде такой: «Мы не пироги. Пироги не мы!»
Гордостью обстановки служила фисгармония, на которой изредка играл Хармс. Есть фото Марины с этим инструментом: «Сохранилась одна фотография, на которой я сижу за этой фисгармонией вполоборота к объективу, и мои руки лежат на клавишах. Не помню, кто меня снял. Но это так, изображения, – меня попросили так сесть, я и села, я никогда не умела играть на фисгармонии, к сожалению».
Хармс был глубоко верующим, что не афишировал. Параллельно увлекался оккультными науками, йогой – книг по этой тематике у него в комнате было предостаточно. Однажды, с великим трудом достал билеты на концерт Баха «Страсти по Матфею». Так как музыка не соответствовал духу времени, концерт был разрешён всего раз. Людей набилось битком. Марина и Даниил стояли прижатые к стене три часа, но дослушали до конца. Её глубоко потрясла эта вещь – она плакала весь концерт и после.
Марина очень подходила Хармсу, и была похожа на него своей жизнерадостностью, легкостью на подъем, непосредственностью, ребячеством. Один раз Хармс разбудил её посреди ночи с предложением покрасить печку в розовый цвет, и она живо согласилась. Они покрасили печку и всё что смогли, пока краска не кончилась, при этом хохоча и держась за животы. А однажды он придумал, что они будут охотиться на крыс. Крыс никаких не было, но Марина радостно включилась в эту сумасшедшую игру. Они оделись в какое-то рванье и бегали по квартире в поисках несуществующих грызунов.
Марина удивительная женщина. Будучи замужем ни разу не пожаловалась ни на что. Терпела всё, в том числе страшный голод – бывали дни, когда она реально умирала от голоду. И не имея сил встать, просто лежала. Терпела все похождения Хармса на сторону. Она не раз и не два наблюдала картину, когда женщины висели на нем буквально гроздьями: «Однажды мы были приглашены на показ мод. Там были очень красивые женщины, которые демонстрировали платья. И все эти женщины повисли на Дане: «Ах, Даниил Иванович. » «Ах, Даня. » Марина при этом сидела всеми забытая в углу и тихо плакала. Он часто уходил в гости один, без неё. А ей нечего было нечего – ни приличного платья, ни туфель. Он же любил щеголять и всегда одевался странно, эпатажно: пиджак, сшитый на заказ, короткие штаны, гетры. Во рту неизменная изогнутая трубка. Где он срисовал это образ? Но ему так было комфортно. На него часто пялились и взрослые и дети. Она был будто с другой планеты. А выражение же лица у него было зачастую точно такое, как на картине Алисы Порет «Портрет Даниила Хармса» 1939 года – странно-отстраненное.
В квартире бесконечно звонил телефон, стучали в дверь. Постоянно толклись какие-то люди. Хармс даже вывешивал на дверь записки с просьбой не беспокоить – эффекта не было.
Богемная жизнь диктовала свои условия, и Марина всё терпела, ведь она любила. Да и Хармс любил её, называя своей Фефюлькой:
Я, душой хотя и кроток,
Но за сто прекрасных дам
И за тысячу красоток
Я Фефюльку не отдам!
Это была странная, любовь, наполненная терпением и болью, жертвенностью и чувственностью. Но чтобы проникнуться духом времени и по-новому взглянуть на одиозную личность Даниила Хармса – гения черного юмора и литературы абсурда, обязательно прочитайте при случае книгу Марины Дурново «Мой муж Даниил Хармс».
Способы изображения героев в юмористическом стихотворении. Знакомство с творчеством Д.Хармса
Тема: « Способы изображения героев в юмористическом стихотворении».
Цели: Познакомить детей с творчеством Д.Хармса;
Задачи:
-развитие внимания, умения подбирать рифмы, продолжать совершенствовать навыки;
-развитие выразительного чтения и четкой дикции;
-развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
-развитие коммуникативных способностей;
-формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
-воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности.
-воспитывать интерес к творчеству детских поэтов;
Просмотр содержимого документа
«Способы изображения героев в юмористическом стихотворении. Знакомство с творчеством Д.Хармса»
Тема: « Способы изображения героев в юмористическом стихотворении».
Цели: Познакомить детей с творчеством Д.Хармса;
-развитие внимания, умения подбирать рифмы, продолжать совершенствовать навыки;
-развитие выразительного чтения и четкой дикции;
-развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
-развитие коммуникативных способностей;
-формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
-воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности.
-воспитывать интерес к творчеству детских поэтов;
Оборудование: презентация.
Организационный момент.
Дыхательная гимнастика:
Представьте, что на вашей ладони пушистые снежинки. Мы должны на них дуть медленно и равномерно, чтобы они кружились в воздухе над ладонью и не улетали. Вдох через нос, медленный выдох чрез рот. Смотрим во время выдоха на снежинки. Он должны кружиться над ладонью. Приготовились, начали.
Повторяем 3 раза.
Речевая разминка:
Проверка домашнего задания.
Подробный пересказ отрывка «Мой знакомый бегемот» (страница 32, 33.)
3. Подведение к теме урока.
– Сегодня на уроке мы вместе прочитаем стихотворение Д.Хармса и поиграем в его любимые игры – игры со словами.
Даниил Ювачёв родился 17 (30) декабря 1905 года в Санкт-Петербурге, в семье Ивана Ювачёва, бывшего морского офицера, революционера, сосланного на Сахалин.
Даниил учился в петербургской немецкой школе, потом электротехникуме, но вскоре оставил его и занялся сочинительством.
После чего был принят во Всероссийский Союз поэтов. В феврале вышел первый номер детского журнала «Ёж», в котором были опубликованы первые детские произведения Хармса «Иван Иваныч Самовар» и «Озорная пробка».
Также Хармс писал для детского журнала «Чиж».
«Иван Иваныч Самовар», «Врун», «Игра», «Миллион», «Как папа застрелил мне хорька», «Из дома вышел человек», «Что это было?», «Тигр на улице». В декабре Хармс был арестован и отправлен в ссылку в Курск.
«Город, в котором я жил в это время, — писал он о Курске, — мне совершенно не нравился… Были дни, когда я ничего не ел. Тогда я старался создать себе радостное настроение. Ложился на кровать и начинал улыбаться. Я улыбался до 20 минут зараз, но потом улыбка переходила в зевоту…».
Хармс пробыл в Курске до начала ноября, а потом вернулся в Ленинград.
Он написал ряд книг для детей, чтобы заработать себе средства на жизнь. После публикации в 1937 году в детском журнале стихотворения «Из дома вышел человек с дубинкой и мешком», который «с той поры исчез», Хармса перестали печатать. Это поставило его с женой на грань голодной смерти. Хармс умер 2 февраля 1942 во время блокады Ленинграда.
4. Игры со словами.
– Помните ли вы, что такое рифма? (Созвучие слов в конце стихотворных слов.)
– Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы. Д.Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети.
– На слайде презентации будут показаны строки, но у них не будет конца, вы должны его отгадать.
В нашем доме три …(кота)
У них рыжие… (хвосты)
Почитай стихи . (Барто)
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»
А ты ответишь: («низко»).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь: («близко»).
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь: («пол»).
Скажу я слово «потерял»,
А скажешь ты: («нашел»).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты: («храбрец»).
Теперь «начала» я скажу.
Ну, отвечай: («конец»).
– Доскажите строчку. Будьте внимательны!
Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только…(мальчики).
Коньком на льду чертили стрелочки,
В хоккей играли только … (девочки).
5. Физкультминутка.
6. Изучение нового материала.
– Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Бульдог и Таксик» Д.Хармса.
Бульдог и Таксик.
Над косточкой сидит бульдог,
Привязанный к столбу.
Подходит таксик маленький,
С морщинками на лбу.
«Послушайте, бульдог, бульдог! —
Сказал незваный гость. —
Позвольте мне, бульдог, бульдог,
Докушать эту кость».
Рычит бульдог на таксика:
«Не дам вам ничего!»
Бежит бульдог за таксиком,
А таксик от него.
Бегут они вокруг столба.
Как лев, бульдог рычит.
И цепь стучит вокруг столба,
Вокруг столба стучит.
Теперь бульдогу косточку
Не взять уже никак.
А таксик, взявши косточку,
Сказал бульдогу так:
«Пора мне на свидание,
Уж восемь без пяти.
Как поздно! До свидания!
Сидите на цепи!»
Эмоционально-оценочная беседа:
Понравилось вам стихотворение ?
Какой момент стихотворения вам особенно понравился?
Давайте послушайте стихотворение еще раз, следите по книге. (Аудиозапись). Ребята, значение каких слов вам не понятно? (объясняю значение непонятных слов)
Прочитайте стихотворение про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.
Беседа по содержанию:
Кто главные герои стихотворения?
Какой разговор состоялся между собаками?
Почему Бульдог гонялся за Таксиком?
Чем заканчивается стихотворение?
Одинаково или по- разному относится поэт к своим героям? Докажите свое мнение текстом.
Можно ли это стихотворение назвать лирическим? Какой основной признак текста подсказывает правильный ответ?
Какое это стихотворение, грустное или веселое? (веселое)
– Такие стихотворения называются юмористическими.
8. Можно ли разыграть ситуацию, описанную Д.Хармсом, по ролям? Что для этого нужно? Какие действующие лица есть в стихотворении?
Давайте прочитаем стихотворение по роля объединитель в группы по три человека.(автор, Бульдог, Таксик)
-У какой группы получилось лучше всего передать настроение и интонацию стихотворения?
А сейчас этими же группами давайте попробуем проинсцинировать стихотворении. Прочитайте стихотворение еще раз и распределите роли, попробуйте проиграть момент за партами, а потом у доски.
Послушайте еще несколько юмористических стихотворений:
Я сегодня лягу раньше, Раньше лампу погашу, Но зато тебя пораньше, Разбудить меня прошу. Это просто удивленье, Как легко меня будить! Ты поставь на стол варенье, — Я проснусь в одно мгновенье. Я проснусь в одно мгновенье, Чтобы чай с вареньем пить.
Мышь меня на чашку чая
Пригласила в новый дом.
Долго в дом не мог войти я,
Все же влез в него с трудом.
А теперь вы мне скажите:
Почему и отчего
Нет ни дома и ни чая,
Нет буквально ничего!
Меня закинули под стул,
Но был я слаб и глуп.
Холодный ветер в щели дул
И попадал мне в зуб.
Мне было так лежать нескладно,
Я был и глуп и слаб.
Но атмосфера так прохладна
Когда бы не была-б,
Я на полу-б лежал бесзвучно,
Раскинувши тулуп.
Но так лежать безумно скучно:
Я слишком слаб и глуп. – Какое настроение у вас появилось после прочтения этих стихов?
7. Итог урока.
– С чем вы познакомились на сегодняшнем уроке?
– Какое у вас настроение после нашего урока?
– Что помогло создать такое настроение?
8. Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения «Бульдог и Таксик»