0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какого цвета небо стих

ЛУЧШИЕ ХРИСТИАНСКИЕ СТИХИ

Лучшие христианские стихи для богослужебного использования: на Пасху, на Рождество, на хлебопреломление, детские, классических авторов и многое другое.

Какого цвета небо?

Название: Какого цвета небо?
Автор: Ирина Орлова
Источник: Детский христианский журнал «Тропинка» 2013-

В одной небогатой, но доброй семье,
В далёкой-далёкой восточной стране,
Названья которой и не повторишь,
Родился однажды чудесный малыш.

Какой же он милый, малыш Вартимей!
За маму цепляется ручкой своей.
Румяные щёчки, густые ресницы —
Ну, разве не чудо? Любой восхитится!

Но был недостаток один у него —
Он глазками видеть не мог ничего.
Ни папиных рук, что его обнимали,
Ни маминых глаз, что так ярко сияли,

Ни скал высоченных, ни маленьких птиц,
Ни добрых, упрямых, рассерженных лиц,
Ни крохотных уточек возле пруда —
Не видел с рождения он никогда.

Он спрашивал маму: «А солнце какое?
А как вырастают листочки весною?
А небо — как море? А море — как воздух?
Каким бы ты цветом раскрасила звёзды?

И всё ж непонятно, как выглядит ветер?
И что это значит, что ветер бесцветен?
Какой он — закат, и какой он — рассвет?
Цвет можно потрогать? Наверное, нет. «

Шло время, малыш Вартимей подрастал.
Чем больше он рос, тем сильнее страдал.
С ребятами в мяч он хотел бы играть,
Но те не хотели его принимать.

Девчонки дразнили, мальчишки смеялись,
И даже соседи над ним издевались.

Так дни пролетали, летели недели,
Родители юноши быстро старели.
Да сами они были очень бедны
И сыну помочь не всегда уж могли.

Работать, как все, он, конечно, не мог.
Он просто садился у разных дорог
И целые дни проводил в ожиданье,
Что кто-то из жалости даст подаянье.

И люди давали. Но только так мало,
Что даже на пищу ему не хватало.
И страшно представить, что б с ним приключилось,
Если б однажды всё не изменилось!

Сидел у дороги в тот день Вартимей,
Вдруг слышит он шум, разговоры людей.
«Куда и откуда весь этот народ?»
Ему говорят: «За Иисусом идёт».

«Идёт за Иисусом? — слепой подскочил. —
Тем самым, что столько чудес сотворил?
За тем ли Иисусом, что всех исцелял?
За тем, что не слышащим слух возращал?

За тем ли, Которому пели немые?
Которому лихо плясали хромые?
И (если, конечно, мне правду сказали)
Пред Ним даже мёртвые вновь оживали?!»

Ему отвечают: «За тем! Но к Нему
Тебе не пробраться сквозь эту толпу».
Слепой оживился: «А я проберусь!
Спаситель! — кричит он.-
Христо-ос.
Иису-у-ус. «

Толпа загудела: «Эй, ты, не кричи!
Не рви свою глотку, слепой! Замолчи!
Уймись ты, Спасителю не до тебя!»
Но он всё сильнее: «Помилуй меня!»

Ему говорят: «Успокойся ты, тише!»
А он — всё своё, он как будто не слышит!
И вдруг из толпы раздаются слова:
«Вставай же, не бойся! Зовёт Он тебя».

Он скинул свой плащ и, вскочив, побежал.
И вмиг он у ног Иисуса стоял.
Коленки дрожат, да и руки трясутся.
А сзади в толпе голоса раздаются:

«Смотрите, смотрите! Неужто Он сможет?
Хромых — исцелял. И слепому поможет?»
Но он их не слышит, он занят другим —
Он робко стоит пред Иисусом Самим!

В волнении кругом идёт голова.
Вдруг слышит: «Чего хочешь ты от Меня?»
Не видя Иисуса, слепой отвечает:
«Господь мой, Учитель, я видеть желаю!»

О, если бы это увидели вы!
От слёз удержаться вы б вряд ли смогли!
Великий Иисус и слепой Вартимей,
Поверивший в чудо всей силой своей.

Всю жизнь будет помнить он голос Христа:
«Иди, твоя вера спасла тебя».

И в эту секунду, да, в то же мгновенье
К больному слепому вернулося зренье.
И к синему небу поднявши глаза,
Он вдруг увидал над собой небеса,

И солнце, и воздух, а где-то в дали
Лазурное море, на нём корабли.
Он жадно смотрел на цветы и траву
И лица людей изучал на ходу.

Он прыгал от счастья, он плакал и пел,
Он жадно смотрел, и смотрел, и СМОТРЕЛ!
И всё повторял он, как будто во сне:
«О Господи Боже, спасибо Тебе!»

Вот ночь наступила, все спят уж давно.
И лишь Вартимей только смотрит в окно

На дальние горы, блестящие звёзды,
На свежий прохладный невидимый воздух,
На тёмные крыши соседних домов,
На склоны крутые зелёных холмов.

Всё спит до рассвета. Кругом тишина.
На небе огромная светит луна,
И слышится шёпот в ночной тишине:
«О Господи Боже, спасибо Тебе.
С п а с и б о Т е б е.
С п а с и б о Т е б е!»

Какого цвета небо?

Какой же он милый, малыш Вартимей!
За маму цепляется ручкой своей.
Румяные щечки, густые ресницы,
Ну разве не чудо? Любой восхитится!

Но был недостаток один у него –
Он глазками видеть не мог ничего…
Ни папиных рук, что его обнимали,
Ни маминых глаз, что так ярко сияли,

Ни скал высоченных, ни маленьких птиц,
Ни добрых, упрямых, рассерженных лиц,
Ни гор, ни деревьев, ни синих небес,
Не видел никак он – в очках, или без.

Он спрашивал маму: а солнце — какое?
А как вырастают листочки весною?
А небо – как море? А море – как воздух?
Каким бы ты цветом раскрасила звезды?

И все ж непонятно, как выглядит ветер?
И что это значит, что ветер бесцветен?
Какой он – закат, и какой он – рассвет?
Цвет можно потрогать? …Наверное, нет…

Шло время, и наш Вартимей подрастал.
Чем больше он рос, тем сильнее страдал.
С ребятами в мяч он хотел бы играть,
Но те не хотели его принимать.

Девчонки – дразнили, мальчишки – смеялись.
То что? Даже дети над ним издевались!

Так дни пролетали, летели недели,
Родители юноши быстро старели.
Да сами они были очень бедны,
И сыну помочь не всегда уж могли.

Работать как все он, конечно, не мог.
Он просто садился у разных дорог,
И целые дни проводил в ожиданьи,
Что кто-то из жалости даст подаянье.

И люди давали. Но только так мало,
Что даже на пищу ему не хватало.
И страшно представить, что б с ним приключилось,
Как если б однажды все не изменилось!

Сидел у дороги в тот день Вартимей,
Вдруг слышит он шум, разговоры людей.
— Куда и откуда весь это народ?
Ему говорят: «За Иисусом идет».

— Идет за Иисусом? – слепой подскочил.
— Тем Самым, что столько чудес сотворил?
За тем ли Иисусом, что всех исцелял?
За тем, что неслышащим слух возвращал?

За тем ли, Которому пели немые?
Которому лихо плясали хромые?!
И (если, конечно, мне правду сказали)
Пред Ним даже мертвые вновь оживали?

Ему отвечают: — За Тем, но к Нему
Тебе не пробраться сквозь эту толпу.
Слепой оживился: А я проберусь!
Спаситель! — кричит он,
Христо-ос.
Иису-у-ус.

Толпа загудела: «Эй ты, не кричи!»
— Не рви свою глотку, слепой! Замолчи!
— Уймись ты, Спасителю не до тебя!
Но он все сильнее: «Помилуй меня!»

Ему говорят: «Успокойся ты, тише!»
А он – все свое, он как будто не слышит!
И вдруг из толпы раздаются слова:
«Вставай же, не бойся! Зовет Он тебя».

Он скинул свой плащ, и, вскочив, подбежал.
И вмиг он у ног Иисуса стоял.
Коленки дрожат, да и руки трясутся.
А сзади в толпе голоса раздаются:

«Смотрите, смотрите! Неужто Он сможет?
Хромых – исцелял. А слепому поможет?»
Но он их не слышит, он занят другим –
Он робко стоит пред Иисусом Самим!

В волнении кругом идет голова.
Вдруг слышит: «Чего хочешь ты от меня?»
Не видя Иисуса, слепой отвечает:
«Господь мой, Учитель, я видеть желаю!»

О, если бы это увидели вы!
От слёз удержаться вы б вряд ли смогли!
Великий Иисус, и слепой Вартимей,
Поверивший в чудо всей силой своей.

Всю жизнь будет помнить он голос Христа:
«Иди, твоя вера спасла тебя»

И в эту секунду, да, в то же мгновенье
К больному, слепому вернулося зренье.
И к синему небу поднявши глаза,
Герой увидал над собой небеса,

И солнце, и воздух, а где-то вдали
Лазурное море, а в нем – корабли.
Он жадно смотрел на цветы и траву,
И лица людей изучал на ходу.

Он прыгал от счастья, он плакал, и пел,
Он жадно смотрел, и смотрел, и СМОТРЕЛ.
И все повторял он, как будто во сне:
О, Господи, Боже, спасибо тебе.

Уж ночь наступила, все спят уж давно.
И лишь Вартимей только смотрит в окно.

На синие горы, блестящие звезды,
На свежий вечерний невидимый воздух,
На темные крыши соседних домов,
На грубые своды зеленых холмов…

Все спит до рассвета. Кругом тишина.
На небе огромная светит луна,
И слышится шепот в ночной тишине:
«О, Господи, Боже, спасибо Тебе…
С п а с и б о Т е б е…
С п а с и б о Т е б е…»

Отзывы читателей об этой статьеНаписать отзывФорум
Елена2011-07-18 19:34:01
Просто здорово, спасибо!

Михаил2011-07-20 09:53:23
«Небо — оно не случайно!
Небо — великая тайна!
Орлова Ирина враз нам открывает её!
Цвет и вкус — какая разница?
Раз вечное в небе есть бытиё?»

Людмила Савватеева2011-08-07 11:25:02
Спасибо, сестра! До слез!

Катя2012-12-24 14:33:09
Очень хорошее произведение! Как прозревший человек ценил то, что он видел. Я думаю, мы также должны ценить все вокруг нас. Спасибо!

Бобита Василий2014-07-06 22:06:32
Плакал когда читал. Чувствительнее не бывает. Слава Богу за Вас, сестра!

Оксана2015-03-22 07:52:48
Пишите больше такого. у вас талант

Оксана2015-03-22 07:53:57
Пишите больше такого. у вас талант

Оксана2015-03-22 07:54:05
Пишите больше такого. у вас талант

Виктор2017-09-27 19:09:20
Прекрасное стихотворение

Екатерина Петровская2020-06-10 14:10:41
Ирина здравствуйте . Пожалуйста напишите Мне как увидите сообщение .

Повторяю емейл Contactsan@mail.Ru

Дело в том что Я Автор большого числа
стихов и поэм . И стихи Мои признанны
Образцовыми ну и кроме того Я экспертом в сей области названа и . И у Нас один стих похож очень . Нужно вместе подумать, понять и решить чего делать . Он ещё необнародован но показав стих сегодня экспертам Я услышала что похож он на Ваш хоть и лучше сказали заметно!

У кого мол кто стыбзил спросили .

Нужно будет поговорить Нам и согласовать планы, действия .

Надеюсь Вы Меня понимаете . Жду Вашего письма Мне .

С Уважением Екатерина .

Пятидесятничество и Харизматия. (Гл.10) —
Под вдохновением творчества Фёдора Капиноса и иже с ним, при его молитовной поддержке. Еже ли кому не понравится, начните травить сей способ «творчества» с моего вдохновителя. И так, по вышеприведённому примеру и по воле Божией, в «соавторстве» с благословенным Г. Ф. Pендал, продлжаем творчесто.

Пятидесятничество и Харизматия (Ещё!) —
Восхотелось мне и дальше быть таким передовым и святым, как Фёдор Капинос. С помощью благосовенного Александра Зайбель продолжаю своё творчество.

Какого цвета небо? (о Вартимее)

Какого цвета небо? (о Вартимее)

В одной небогатой, но доброй семье,

В далёкой-далёкой восточной стране,

Названья которой и не повторишь,

Родился однажды чудесный малыш.

Какой же он милый, малыш Вартимей!

За маму цепляется ручкой своей.

Румяные щёчки, густые ресницы —

Ну, разве не чудо? Любой восхитится!

Но был недостаток один у него —

Он глазками видеть не мог ничего.

Ни папиных рук, что его обнимали,

Ни маминых глаз, что так ярко сияли,

Ни скал высоченных, ни маленьких птиц,

Ни добрых, упрямых, рассерженных лиц,

Ни крохотных уточек возле пруда —

Не видел с рождения он никогда.

Он спрашивал маму: «А солнце какое?

А как вырастают листочки весною?

А небо — как море? А море — как воздух?

Каким бы ты цветом раскрасила звёзды?

И всё ж непонятно, как выглядит ветер?

И что это значит, что ветер бесцветен?

Какой он — закат, и какой он — рассвет?

Цвет можно потрогать? Наверное, нет. «

Шло время, малыш Вартимей подрастал.

Чем больше он рос, тем сильнее страдал.

С ребятами в мяч он хотел бы играть,

Но те не хотели его принимать.

Девчонки дразнили, мальчишки смеялись,

И даже соседи над ним издевались.

Так дни пролетали, летели недели,

Родители юноши быстро старели.

Да сами они были очень бедны

И сыну помочь не всегда уж могли.

Работать, как все, он, конечно, не мог.

Он просто садился у разных дорог

И целые дни проводил в ожиданье,

Что кто-то из жалости даст подаянье.

И люди давали. Но только так мало,

Что даже на пищу ему не хватало.

И страшно представить, что б с ним приключилось,

Если б однажды всё не изменилось!

Сидел у дороги в тот день Вартимей,

Вдруг слышит он шум, разговоры людей.

«Куда и откуда весь этот народ?»

Ему говорят: «За Иисусом идёт».

«Идёт за Иисусом? — слепой подскочил. —

Тем самым, что столько чудес сотворил?

За тем ли Иисусом, что всех исцелял?

За тем, что не слышащим слух возращал?

За тем ли, Которому пели немые?

Которому лихо плясали хромые?

И (если, конечно, мне правду сказали)

Пред Ним даже мёртвые вновь оживали?!»

Ему отвечают: «За тем! Но к Нему

Тебе не пробраться сквозь эту толпу».

Слепой оживился: «А я проберусь!

Спаситель! — кричит он.-

Толпа загудела: «Эй, ты, не кричи!

Не рви свою глотку, слепой! Замолчи!

Уймись ты, Спасителю не до тебя!»

Но он всё сильнее: «Помилуй меня!»

Ему говорят: «Успокойся ты, тише!»

А он — всё своё, он как будто не слышит!

И вдруг из толпы раздаются слова:

«Вставай же, не бойся! Зовёт Он тебя».

Он скинул свой плащ и, вскочив, побежал.

И вмиг он у ног Иисуса стоял.

Коленки дрожат, да и руки трясутся.

А сзади в толпе голоса раздаются:

«Смотрите, смотрите! Неужто Он сможет?

Хромых — исцелял. И слепому поможет?»

Но он их не слышит, он занят другим —

Он робко стоит пред Иисусом Самим!

В волнении кругом идёт голова.

Вдруг слышит: «Чего хочешь ты от Меня?»

Не видя Иисуса, слепой отвечает:

«Господь мой, Учитель, я видеть желаю!»

О, если бы это увидели вы!

От слёз удержаться вы б вряд ли смогли!

Великий Иисус и слепой Вартимей,

Поверивший в чудо всей силой своей.

Всю жизнь будет помнить он голос Христа:

«Иди, твоя вера спасла тебя».

И в эту секунду, да, в то же мгновенье

К больному слепому вернулося зренье.

И к синему небу поднявши глаза,

Он вдруг увидал над собой небеса,

И солнце, и воздух, а где-то в дали

Лазурное море, на нём корабли.

Он жадно смотрел на цветы и траву

И лица людей изучал на ходу.

Он прыгал от счастья, он плакал и пел,

Он жадно смотрел, и смотрел, и СМОТРЕЛ!

И всё повторял он, как будто во сне:

«О Господи Боже, спасибо Тебе!»

Вот ночь наступила, все спят уж давно.

И лишь Вартимей только смотрит в окно

На дальние горы, блестящие звёзды,

На свежий прохладный невидимый воздух,

На тёмные крыши соседних домов,

На склоны крутые зелёных холмов.

Всё спит до рассвета. Кругом тишина.

На небе огромная светит луна,

И слышится шёпот в ночной тишине:

«О Господи Боже, спасибо Тебе.

С п а с и б о Т е б е. С п а с и б о Т е б е!»

Беседа «Какое бывает небо»

Сируш Цатурян
Беседа «Какое бывает небо»

Беседа «Какое бывает небо

Задачи: Оживить в памяти детей целостный образ неба, явлений на небе, активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям. Обогащение словарного запаса.

Ход беседы:

Каждый день мы выходим на улицу и смотрим на. (ответы детей). Поднимая голову вверх, мы узнаем, пасмурно сегодня или ясно, облачно или дождливо. Что же такое небо? (ответы детей).А теперь послушайте стихотворение:

Черное, алое, синее, красное

Небо бывает разнообразное.

Утро как вечер красным подсвечен,

Черное ночью, когда гаснут свечи,

Лампы, фонарики и фонари,

Звезды с луною ты видишь.

И солнышко лучики шлет,

Снова синеет наш небосвод.

Небо – это огромное пространство над землей. Иногда выражаются – голубой купол неба. Небо – это все пространство, которое мы видим над головой.

Днем оно светлое, голубое или синее. В ясные дни на небе сияет солнце. Ночью небо темнеет, становится черным, украшенным звездами и месяцем. И днем и ночью по небу плывут облака, но иногда небо бывает чистым, ясным, безоблачным. Облака — это скопление крошечных капелек воды или малюсеньких льдинок (в холодное время года, водяной пар, сгустившийся в атмосфере). Водяной пар всегда есть в воздухе.

Какое бывает небо?

Почему небо бывает черное, хмурое?

Что есть на небе?

На что похожи облака?

Ничего нет неба выше,

Там гуляют облака.

Небо дуновеньем дышит,

В небе звёзды с далека,

Словно бусинки мерцают.

Украшая небосклон,

А под утро исчезают,

Растворяясь будто сон.

В небе вольно веют птицы,

Крылья только им даны,

Но бывает,людям снится:

Над землёй летят они.

Справа небо, слева небо,

Ну, а ты летишь,летишь:

Толи быль, а толи небыль,

Сразу и не различишь!

Как цветочки незабудки — Нежно -голубое.

Иногда, как васильки,

А порой, как море!

Но бывают дни, когда,

Злится и темнеет,

Вот тогда меняет цвет –

Ночью — в ярких звездочках,

Днем — с лучистым солнышком!

С облаками, цвета снега. Что же это? Это ж. (Небо).

«Лето, какое ты?» Беседа с детьми о лете. Детские тематические рисунки Цель. Обобщение знаний детей о лете. Задачи. -Учить детей отвечать полным ответом на вопросы по содержанию сюжетных картинок; -Развивать.

Фотоотчет «Мирное небо нашей Земли» «Мирное небо нашей Земли». Сегодня,4.05.17,на дневной прогулке с детками, наблюдали пролетавшие довольно низко над нами самолеты-истребители.

Чайный домик «Звёздное небо» Настоящий чайный домик с соломенной крышей появился в Японии примерно в середине 16-го века, предназначался он для проведения церемонии.

Капризное лето небо дождями занавесило (фотоотчёт) У природы нет плохой погоды! Каждая погода благодать! Дождь ли снег любое время года! Надо благодарно принимать! В этом давным давно уверял.

НОД рисование в средней группе «Звёздное небо» (нетрадиционная техника) Наталья Анатольевна Стрельцова. НОД рисование в средней группе «Звёздное небо» нетрадиционная техника. Основное направление работы:.

Видео танца учеников 1–4 классов на последний звонок «Небо» Школа! У каждого свои воспоминания о школе. Для кого-то это потерянный где-то дневник, первая влюблённость, строгие учителя, родительские.

Рисование «Небо при закате солнца» (подготовительная группа) Персиком нежным закат догорает, Облака росчерк пурпурный на нём, Как радуга небо пред ночью пылает, Цвета переходят друг в друга огнем.

Стихотворение ко Дню космонавтики «Небо, космос и Земля» Я родился Человеком, и живу я на Земле, Посмотри-ка выше неба, часто говорю себе. Часто вглядываюсь в небо, хочется взмахнуть крылом, Птицей.

Загадки на тему «Небо» для детей дошкольного возраста Дети на прогулке долго могут наблюдать за небом. В результате этого развивается внимание и воображение. Можно предложить детям послушать.

Загадки про небо и облака 12 загадок про Небо. *** Голубой платок, алый клубок, По платку катается, людям улыбается. (небо, солнце) *** Синенькая шубёнка весь мир.

16.11.2020 8 класс Русская родная литература Работы присылать на отдельных листочках, указать фамилию, имя, дату

Тема урока. А.А.Фет. Поэтическое изображение природы в стихотворениях «Устало все кругом: устал и цвет небес…», «В лунном сиянии», «Это утро, радость эта…».

Сделать записи по теме урока, выполнить практическую работу.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о сложной личности поэта и о поэтическом мире Афанасия Афанасьевича Фета.

Особое внимание остановим на мотивах природы и теме любви в творчестве поэта.

С портрета смотрит на вас бородатый человек. Взгляд его строг, самоуверен и самодоволен. Невозможно себе представить, что за этой непроницаемой внешностью скрывается легко ранимое сердце. Он передает читателю свое сердце и делает это охотно, без оглядки, самозабвенно.

Вы получили задание изучить основные факты из биографии А.Фета

Краткая биография поэта.

Родился 23 ноября 1820 г. – с. Новоселки близ Мценска в семье А. Н. Шеншина

1834 г. – признан незаконнорожденным и получает фамилию Фет (Foeth)

«По рукописной книге … познакомился с большинством первоклассных и второстепенных русских поэтов … и помнил стихи, наиболее мне понравившиеся.»

А. Фет «Ранние годы моей жизни»

1834 – 1837 г. – школа-пансион в Эстонии

1838 – 1844 г. – философский ф-т Московского университета

1840 г. – сборник «Лирический пантеон»

«Вместо того, чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал стихи.»

1842 – 43 гг. – 85 стихотворений в журнале «Отечественные записки»

«Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет» В. Г. Белинский

1845 г. – поступает на военную службу, желая заслужить дворянство

Трагически завершившийся роман с Марией Лазич

1850 г. – сборник стихотворений

1856 г. – оставляет службу

1857 г. – выгодный брак с М. П. Боткиной

1860 г. – покупает поместье в Мценском уезде

«Он теперь сделался агрономом – хозяином до отчаянности. О литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом».

1873 г. – выходит указ императора о возвращении

ему имени потомственного

1870-е гг. — активно занимается сельским хозяйством, богатеет, покупает еще одно поместье

1880-е гг. – возвращение в литературу (много переводов поэтов-романтиков и философов)

1885-1891 гг. – четыре издания сборника «Вечерние огни»

Слово учителя

Жизнь Фета была осложнена двумя обстоятельствами, наложившими отпечаток на его судьбу, на мировоззрение, на психику, на образ мыслей и действий.-Первое связано с происхождением поэта.

Он был сыном русского помещика Афанасия Шеншина, но не имел права называть себя русским дворянином, он должен носить фамилию матери, должен называться Фетом, что было для него несчастьем.

-Во-первых, он очень переживал свое двухсмысленное положение.

Во-вторых, он хочет быть помещиком и принадлежать дворянской России.

Второе обстоятельство, которое повлияло на судьбу Фета, было связано с его трагической любовью.

В годы военной службы Фет познакомился с Марией Лазич (летом 1848г). Она была поклонницей Фета, музыкантом, весьма образованной девушкой. Они полюбили друг друга, но через некоторое время расстались. По понятиям Фета, бедность его и Лазич делала невозможным их брак. Фет не смог уйти от этой трагедии до глубокой старости, он писал стихи, обращенные к ней, к своей загубленной любви.

-Если пристально всмотреться в эти обстоятельства, то станет ясно, что они-то и создали определенный психологический фон лирики Фета.

Итак, Фет писал о любви, почти всегда возвышенной и чуть печальной, о природе, опьяняющей чуткую душу, о музыке, проникающей в самое сердце, о поэзии, ради которой только и стоит жить. При этом поводом к написанию стихов могло быть все. Я.П. Полонский вспоминает: «Фет, бывало, говорил мне: «К чему искать сюжет для стихов; сюжеты эти на каждом шагу – брось на стул женское платье или погляди на двух ворон, которые уселись на заборе, вот тебе и сюжет».

Природа, любовь и творчество – вот арена, на которой разыгрывалась многоактовая и многолетняя лирическая драма.

А собственно, разве можно разделить у Фета: здесь вот о любви, а здесь нет. У поэта не разделяется любовь к жизни, любовь к природе, любовь к поэзии. Все едино. Любовь и красота становятся символом существования людей на земле. Проникновенный лозунг Достоевского: «Красота спасет мир!» И очень похожее у Фета: «Целый мир от красоты.»

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать его начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, – человечно.

Чтение и анализ стихотворений А.А. Фета.

Стихотворение «Устало все кругом: устал и цвет небес…»

Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес, И желтый тот листок, что наконец свалился.

Лепечет лишь фонтан средь дальней темноты, О жизни говоря незримой, но знакомой… О ночь осенняя, как всемогуща ты Отказом от борьбы и смертною истомой!

Последний этап творчества А.А. Фета (1877-1892) характеризуется появлением в лирике поэта нового образа сада – осеннего, «угрюмого», «темнеющего», «с голыми аллеями», который связан с временным планом настоящего и противопоставлен цветущему саду первого периода творчества.

Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес, И желтый тот листок, что наконец свалился …

Единоначатие и повтор союза «и» создают мрачную атмосферу, указывая на бесконечность мира и предметов вокруг. Все вокруг бесконечно, спокойно и апатично. Сад из места свиданий становится местом воспоминаний, увядания, умирания. Сад прекрасен лишь тогда, когда в нем есть любовь; если это чувство ушло, то он теряет свою ориентированность на первообраз.

Олицетворение природы Фета — скорее часть его собственного «я», источник вдохновения и фон для его чувств и переживаний. Лирическая эмоция поэта как бы разливается в природе, наполняя мир его чувствами и переживаниями.

Поэтому в мире Фета человеческие свойства могут быть приписаны и таким явлениям , как воздух. мрак, и даже цвет.

Обратимся к другому стихотворению поэта.

В лунном сиянии

Выйдем с тобой побродить

В лунном сиянии!

Долго ли душу томить

В темном молчании!

Пруд как блестящая сталь,

Травы в рыдании,

Мельница, речка и даль

В лунном сиянии.

Можно ль тужить и не жить

Выйдем тихонько бродить

В лунном сиянии!

По жанру произведение относится к элегии, которая раскрывает взаимоотношения природы и человека.

Композиция стихотворения представляет собой три четверостишия (катрена), состоящих из двенадцати строк, основной тематикой которых становится любовь и романтические переживания.

Стихотворный размер — разностопный дактиль в сочетании с перекрестной рифмовкой, при этом трехсложная стопа ставит ударение на первый слог.

Сюжетная линия стихотворения «В лунном сиянии» повествует о ночном времени суток. Лирический герой обретает покой и восторг от света луны и ночной тишины.

Стихотворение отличается позитивным, восторженным эмоциональным фоном. Автор использует средства художественной выразительности в форме лексических повторений, олицетворений, сравнений и эпитетов.

Помимо этого, поэт использует в произведении литературный прием в форме инверсии, а также синтаксические средства в виде риторического вопроса, подчеркивающих чувства очарованного ночным духом душевного состояния лирического героя.

Главный образ произведения — это ночь, излучающая таинственность, загадочность, завораживающая мерцанием лунного сияния и успокаивающая душевное томление лирического героя. Магическое, ровное распространение лунного света рождает в душе поэта вдохновение, придающее силы и жизненную энергию.

Практическая работа.

1) Найдите в стихотворении

Метафоры

Эпитеты

Олицетворения

2) Прочитайте стихотворение «Это утро, радость эта» и ответьте на вопросы

Это утро, радость эта.

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Эти ивы и березы,

Эти капли — эти слезы,

Этот пух — не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Что сказано про утро?

-Что проносится у писателя перед глазами?

-Какие выразительные средства здесь используются?

— Состояние природы созвучно состоянию человека. В чём оно проявляется?

Как и другие поэты, Фет охотно воспевал в своих произведениях женскую красоту . В разные годы он создаёт целый цикл лирических посланий, адресованных женщинам. Но главной его музой была и до конца жизни продолжала оставаться Мария Лазич , его первая любовь, когда- то оставленная им и трагически погибшая. Ей посвящены многие стихотворения поэта – лучшие образцы его творчества: «Старые письма»(1859), «Ты отстрадала, я ещё страдаю…»(1878), «Alter ego»(1879).

Русскими композиторами Н.Римским-Корсаковым, А.Варламовым, П.Чайковским, А.Гречаниновым и другими положены на музыку 177 стихотворений поэта.

Вывод по теме урока.

— А.А. Фет – поэт редкой эмоциональности. Природа и любовь – вот основное эмоциональное содержание его поэзии. И в каждом его стихотворении – целый мир от красоты.

Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца. (М. де Сервантес)

Красота — не прихоть полубога, А хищный глазомер простого столяра. (О.Э. Мандельштам)

Красота — тоже добродетель. ( Фр. Шиллер)

Красота — это обещание счастья. (Фр. Ницше

Своей любовью мы придаем вещам красоту. (А. Франс)

Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой. ( М . И. Глинка)

Я истинную вижу Красоту. Я вижу то, что существует в жизни, чего не замечает большинство. (А.А. Вознесенский)

Домашние задание: написать сочинение-миниатюру «Что я открыл для себя в стихотворениях Фета…»

СТИХИ О НЕБЕ

Стихи о небе

Эмили Дикинсон — Небо ниже, чем облака

Небо ниже — чем облака.
Падая, хлопья снега
Валятся в грязь и на дома,
Не замедляя бега.

Ветер горько стонет весь день,
Будто кто его гонит —
Так природу мы застаем
Без ее короны.

Дмитрий Мережковский — Голубое небо

Я людям чужд и мало верю
Я добродетели земной:
Иною мерой жизнь я мерю,
Иной, бесцельной красотой.

Я верю только в голубую
Недосягаемую твердь.
Всегда единую, простую
И непонятную, как смерть.

О, небо, дай мне быть прекрасным,
К земле сходящим с высоты,
И лучезарным, и бесстрастным,
И всеобъемлющим, как ты.

Борис Пастернак — Зимнее небо

Цельною льдиной из дымности вынут
Ставший с неделю звездный поток.
Клуб конькобежцев вверху опрокинут:
Чокается со звонкою ночью каток.

Реже-реже-ре-же ступай, конькобежец,
В беге ссекая шаг свысока.
На повороте созвездьем врежется
В небо Норвегии скрежет конька.

Воздух окован мерзлым железом.
О конькобежцы! Там — все равно,
Что, как глаза со змеиным разрезом,
Ночь на земле, и как кость домино;

Что языком обомлевшей легавой
Месяц к себе примерзает; что рты,
Как у фальшивомонетчиков,- лавой
Дух захватившего льда налиты.

Эмили Дикинсон — Небо, как шатер

Я знаю — Небо, как шатер,
Свернут когда-нибудь,
Погрузят в цирковой фургон
И тихо тронут в путь.
Ни перестука молотков,
Ни скрежета гвоздей —
Уехал цирк — и где теперь
Он радует людей?

И то, что увлекало нас
И тешило вчера —
Арены освещенный круг,
И блеск, и мишура, —
Развеялись и унеслись,
Исчезли без следа —
Как птиц осенний караван,
Как облаков гряда.

Шарль Бодлер — Тревожное небо

Твой взор загадочный как будто увлажнен.
Кто скажет, синий ли, зеленый, серый он?
Он то мечтателен, то нежен, то жесток,
То пуст, как небеса, рассеян иль глубок.

Ты словно колдовство тех долгих белых дней,
Когда в дремотной мгле душа грустит сильней,
И нервы взвинчены, и набегает вдруг,
Будя заснувший ум, таинственный недуг.

Порой прекрасна ты, как кругозор земной
Под солнцем осени, смягченным пеленой.
Как дали под дождем, когда их глубина
Лучом встревоженных небес озарена!

О, в этом климате, пленяющем навек, —
В опасной женщине, — приму ль я первый снег,
И наслаждения острей стекла и льда
Найду ли в зимние, в ночные холода?

Николай Асеев — Небо

Небо — как будто летящий мрамор
с белыми глыбами облаков,
словно обломки какого-то храма,
ниспровергнутого в бездну веков!

Это, наверно, был храм поэзии:
яркое чувство, дерзкая мысль;
только его над землею подвесили
в недосягаемо дальнюю высь.

Небо — как будто летящий мрамор
с белыми глыбами облаков,
только пустая воздушная яма
для неразборчивых знатоков!

Иннокентий Анненский — Зимнее небо

Талый снег налетал и слетал,
Разгораясь, румянились щеки,
Я не думал, что месяц так мал
И что тучи так дымно-далеки…

Я уйду, ни о чем не спросив,
Потому что мой вынулся жребий,
Я не думал, что месяц красив,
Так красив и тревожен на небе.

Скоро полночь. Никто и ничей,
Утомлен самым призраком жизни,
Я любуюсь на дымы лучей
Там, в моей обманувшей отчизне.

Вероника Тушнова — Сияет небо снежными горами

Сияет небо снежными горами,
громадами округлых ярких туч.
Здесь тишина торжественна, как в храме,
здесь в вышине дымится тонкий луч.
Здесь теплят ели розовые свечи
и курят благовонную смолу.
Нам хвоя тихо сыплется на плечи,
и тропка нас ведет в густую мглу.
Все необычно этим летом странным:
и то, что эти ели так прямы,
и то, что лес мы ощущаем храмом,
и то, что боги в храме этом мы!

Юрий Гардаш — Небо синее зовёт

Небо синее зовёт,
на земле нам нет покоя…
Все осталось за спиною:
перелёт и недолёт.

Всё так мило и знакомо —
вдруг сиреною тоска…
Манит свет аэродрома —
не пускают… пропуска.
Возвращаемся обратно —
нет погоды во вчера.
А рассказ о жизни ратной —
лишь на кончике пера.
Города, что на Востоке,
ночью белой расцвели,
а в тумане серооком
полюс холода Земли.
Стало прошлое за нами —
в никуда берем билет,
а альбомы вечерами —
ностальгия лучших лет.
До и после стало сразу,
да и то не без борьбы.
Лишь сыновни пересказы —
продолжение судьбы.

Небо синее зовёт —
я не ангел и не птица.
Продолжают часто сниться:
люди, поле, самолет.

Михаил Лермонтов — Как небеса твой взор блистает

Как небеса твой взор блистает
Эмалью голубой,
Как поцелуй, звучит и тает
Твой голос молодой;
За звук один волшебной речи,
За твой единый взгляд,
Я рад отдать красавца сечи,
Грузинский мой булат;
И он порою сладко блещет,
И сладостней звучит,
При звуке том душа трепещет
И в сердце кровь кипит.
Но жизнью бранной и мятежной
Не тешусь я с тех пор,
Как услыхал твой голос нежный
И встретил милый взор.

Осип Мандельштам — Я вижу каменное небо

Я вижу каменное небо
Над тусклой паутиной вод.
В тисках постылого Эреба
Душа томительно живет.

Я понимаю этот ужас
И постигаю эту связь:
И небо падает, не рушась,
И море плещет, не пенясь.

О, крылья бледные химеры,
На грубом золоте песка,
И паруса трилистник серый,
Распятый, как моя тоска!

Константин Романов — Ночь, Небеса не усеяны звездами

Ночь. Небеса не усеяны звездами:
В свете немеркнущем тонут оне.
Чу! Соловьи залилися над гнездами…
Томно и больно, и трепетно мне…

Вдоволь бы песни наслушаться сладостной,
Взором бы в небе тонуть голубом!
Горе забыто душой жизнерадостной:
Ночью ль такой помышлять о земном!

Александр Шипицын — Небо, небо, не болей

Небо, небо, не болей!
Дождь на землю, небо, лей!
Ты полей сто полей,
Пыль стряхни с тополей.
Окна мой, крыши драй,
После — солнышком играй!
Дай нам всем по лучу!
Луч я сам получу!

Юлия Симбирская — Сколько же в небе всего происходит

Сколько же в небе
Всего происходит:
Путь в облаках
«Аэробус» находит,
Катится солнышко,
Вьются шары.
Где-то за небом
Другие миры.
Чёрные дыры,
Планеты, кометы.
Крутятся, светятся,
Плавятся где-то.
Мчится ракета
К далёкой звезде.
Сколько всего
Происходит везде!
Если с Земли
Ты не всё разглядишь,
Сколько додумаешь,
Досочинишь!

Семен Гудзенко — Небеса

Такое небо! Из окна
посмотришь черными глазами,
и выест их голубизна
и переполнит небесами.

Отвыкнуть можно от небес,
глядеть с проклятьем и опаской,
чтоб вовремя укрыться в лес
и не погибнуть под фугаской.

И можно месяц, можно два
под визг сирен на землю падать
и слушать, как шумит трава
и стонет под свинцовым градом.

Я ко всему привыкнуть смог,
но только не лежать часами.
…И у расстрелянных дорог
опять любуюсь небесами.

Марина Цветаева — В синее небо ширя глаза

В синее небо ширя глаза —
Как восклицаешь:- Будет гроза!

На проходимца вскинувши бровь —
Как восклицаешь:- Будет любовь!

Сквозь равнодушья серые мхи —
Так восклицаю:- Будут стихи!

Иван Бунин — Седое небо надо мной

Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья…
Вся молодость моя — скитанья
Да радость одиноких дум!

Давид Самойлов — Хочется синего неба

Хочется синего неба
И зеленого леса,
Хочется белого снега,
Яркого желтого лета.

Хочется, чтоб отвечало
Все своему назначенью:
Чтоб начиналось с начала,
Вовремя шло к завершенью.

Хочется шуток и смеха
Где-нибудь в шумном скопище.
Хочется и успеха,
Но на хорошем поприще.

Александр Мецгер — Небо грустное с утра

Небо грустное с утра,
Черной тучей хмурится,
Но не боится детвора,
Вновь бежит на улицу.
— Дождик, дождик припусти!
Звонко раздается
По дороге босиком
Детвора несется.
Небо хмурилось сперва,
Но не удержалось
И сквозь тучи, облака
Вдруг заулыбалось.

Сергей Есенин — Гляну в поле, гляну в небо

Гляну в поле, гляну в небо —
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.

Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.

О, я верю — знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.

Зинаида Гиппиус — Небо широкое, широкое

Небо широкое, широкое.
Смотрит заря утомлённая.
В окно моё одинокое
Заря полночная, зелёная,
Небо широкое, широкое…

Заря неверная, неверная,
Заря неяркая, туманная,
Как ты — чужая, лицемерная,
Как ты — ненужная, обманная.
Заря неверная, неверная…

Солнце победное, победное
Придёт, убьёт зарю невечную
Её — отражение солнца бедное,
Убьёт любовь небесконечную
Солнце победное, победное…

Федор Тютчев — Небо бледно-голубое

Небо бледно-голубое
Дышит светом и теплом
И приветствует Петрополь
Небывалым сентябрем.

Воздух, полный теплой влаги,
Зелень свежую поит
И торжественные флаги
Тихим веяньем струит.

Блеск горячий солнце сеет
Вдоль по невской глубине —
Югом блещет, югом веет,
И живется как во сне.

Все привольней, все приветней
Умаляющийся день,—
И согрета негой летней
Вечеров осенних тень.

Ночью тихо пламенеют
Разноцветные огни…
Очарованные ночи,
Очарованные дни.

Словно строгий чин природы
Уступил права свои
Духу жизни и свободы,
Вдохновениям любви.

Словно, ввек ненарушимый,
Был нарушен вечный строй
И любившей и любимой
Человеческой душой.

В зтом ласковом сиянье,
В этом небе голубом
Есть улыбка, есть сознанье,
Есть сочувственный прием.

И святое умиленье
С благодатью чистых слез
К нам сошло как откровенье
И во всем отозвалось…

Небывалое доселе
Понял вещий наш народ,
И Дагмарина неделя
Перейдет из рода в род.

Федор Сологуб — Поднимаю бессонные взоры

Поднимаю бессонные взоры
И луну в небеса вывожу,
В небесах зажигаю узоры
И звездами из них ворожу,

Насылаю безмолвные страхи
На раздолье лесов и полей
И бужу беспокойные взмахи
Окрыленной угрозы моей.

Окружился я быстрыми снами,
Позабылся во тьме и в тиши,
И цвету я ночными мечтами
Бездыханной вселенской души.

Игорь Северянин — Nocturne (Струи лунные)

Струи лунные,
Среброструнные,
Поэтичные,
Грустью нежные, —
Словно сказка вы
Льётесь, ласковы,
Мелодичные
Безмятежные.

Бледно-палевы,
Вдруг упали вы
С неба синего;
Льётесь струями
Со святынь его
Поцелуями.
Скорбь сияния…
Свет страдания…

Лейтесь, вечные,
Бесприютные —
Как сердечные
Слезы жаркие.
Вы, бескровные,
Лейтесь ровные, —
Счастьем мутные,
Горем яркие…

Федор Тютчев — Ночное небо так угрюмо

Ночное небо так угрюмо,
Заволокло со всех сторон.
То не угроза и не дума,
То вялый, безотрадный сон.
Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые,
Ведут беседу меж собой.

Как по условленному знаку,
Вдруг неба вспыхнет полоса,
И быстро выступят из мраку
Поля и дальние леса.
И вот опять все потемнело,
Все стихло в чуткой темноте —
Как бы таинственное дело
Решалось там — на высоте.

Аполлон Майков — Ах, чудное небо

Ах, чудное небо, ей-Богу, над этим классическим Римом!
Под этаким небом невольно художником станешь.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады.
Ну, вот, поглядите: по каменной белой ограде разросся
Блуждающий плющ, как развешанный плащ иль завеса;
В средине, меж двух кипарисов, глубокая темная ниша,
Откуда глядит голова с преуродливой миной
Тритона. Холодная влага из пасти, звеня, упадает.
К фонтану альбанка (ах, что за глаза из-под тени
Покрова сияют у ней! что за стан в этом алом корсете!)
Подставив кувшин, ожидает, как скоро водою
Наполнится он, а другая подруга стоит неподвижно,
Рукой охватив осторожно кувшин на облитой
Вечерним лучом голове… Художник (должно быть, германец)
Спешит срисовать их, довольный, что случай нежданно
В их позах сюжет ему дал для картины, и вовсе не мысля,
Что я срисовал в то же время и чудное небо,
И плющ темнолистый, фонтан и свирепую рожу тритона,
Альбанок и даже — его самого с его кистью!

Читать еще:  Что вы знаете ребятки про мои стихи загадки
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector