2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой автор стихов о чародейке зиме

Анализ стихотворения «Чародейкою зимою» Тютчева

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 31.

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 31.

“Чародейкою зимою” – одно из самых ярких произведений в пейзажной лирике Тютчева. Краткий анализ “Чародейкою зимою” по плану поможет ученикам 3 класса оценить всю красоту этого произведения и понять, как Фёдор Иванович добился такого художественного эффекта. На уроке литературы его можно использовать для простого и понятного объяснения материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Чародейкою зимою.

История создания – написано это произведение 31 декабря 1882 года, как раз накануне Нового года. Но опубликовали его только более чем три десятка лет спустя.

Тема стихотворения – зимняя природа, находящаяся в состоянии покоя.

Композиция – одночастная, но при этом каждая строфа разделяется на две части с помощью тире.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей.

Эпитеты“неподвижная, немая снежная бахрома”, “чудная жизнь”, “сон волшебный””, ” лёгкая пуховая цепь”, “косой луч”, “зимнее солнце”, “ослепительная краса”.

Метафоры“Чародейкою Зимою околдован лес”, “лес окутан пуховой цепью”.

Олицетворения“солнце мещет лучи”.

История создания

Тютчев написал одно из самых прекрасных своих произведений накануне волшебного праздника – Нового года, который в XIX веке в России уже приобрёл достаточную популярность. Точно не известно, запечатлел ли он картину, которую увидел именно 31 декабря или что-то навеяло на него воспоминания о красоте зимнего леса, но поэтические строки появились из-под его пера как раз в последний день 1852 года.

Однако опубликовано стихотворение было значительно позже – уже в 1886 году, спустя четырнадцать лет после смерти Федора Ивановича.

Основная тема произведения – зимний лес, прекрасный в своём покое. Поэт показывает зиму не просто как время года, а как прекрасную женщину, обладающую волшебной силой. С помощью этой силы она до неузнаваемости меняет окружающий её пейзаж. Она создаёт прекрасный мир, где чудесная жизнь идёт своим чередом. Зимний лес весь тайна, загадка, прикрытая снежной бахромой. Поэту-романтику мир видится бесконечно прекрасным и необыкновенным.

Композиция

Композиционное строение этого стихотворения очень интересно: с одной стороны, Тютчев использует одночастную композицию, описывая одно и то же природное явление на протяжении трёх строф. С другой стороны, невозможно не заметить деление внутри этих строф. Каждая из них делится на две части по простому принципу: открывающие строки – это обобщённое описание природного явления, а строки с третьей по пятую используются для детализации описываемого пейзажа.

Таким образом Тютчев показывает, что существует две жизни природы: внешняя, которую могут видеть все, и внутренняя, которую можно лишь угадать. Такой романтический взгляд на окружающий мир проявляется во многих пейзажных произведениях этого автора.

Он также показывает, что изменить что-то в прекрасной картине может только сама природа, более никто на это не способен. Тютчев также доносит до читателя мысль, что место чуду в жизни есть всегда – достаточно только внимательно посмотреть вокруг, чтобы его увидеть.
Для создания произведения использован четырёхстопный хорей, который делает его мелодичным и лёгким для чтения.

Это лирическое стихотворение, написанное в характерной для Федора Ивановича манере восхищения и преклонения перед природными чудесами. Такой жанр, как лирическое стихотворение наилучшим образом раскрывал его поэтический талант.

Средства выразительности

Как и всегда, Тютчев использует множество тропов. Средства выразительности помогают ему создать завораживающий и волшебный образ леса. Поэт выражает свою идею с помощью таких тропов, как:

  • Эпитеты – “неподвижная, немая снежная бахрома”, “чудная жизнь”, “сон волшебный””, ” лёгкая пуховая цепь”, “косой луч”, “зимнее солнце”, “ослепительная краса” .
  • Метафоры – “Чародейкою Зимою околдован лес”, “лес окутан пуховой цепью” .
  • Олицетворения – “солнце мещет лучи” .

Благодаря им поэту удаётся передать философскую идею о том, что природа такая же живая, как человек, она прекрасна и самостоятельна. Федор Иванович также использует устаревшие слова, которые делают всё описанное им более торжественным.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

06.12.2019

Тютчев Ф. «Чародейкою зимою»

Читайте анализ других стихотворений Федора Тютчева:
«Декабрьское утро»
«Еще земли печален вид»

Главные герои стихотворения «Чародейкою зимою» и их характеристика

  1. Лес. Зимний, спящий, околдованный. Чудесный и прекрасный.

План пересказа стихотворения «Чародейкою зимою»

  1. Околдованный лес
  2. Снежная бахрома
  3. Не мертвый и не живой
  4. Пуховая цепь
  5. Солнца луч
  6. Ослепительная краса

Главная мысль стихотворения «Чародейкою зимою»
Зимняя природа полна чудес и красоты.

Чему учит стихотворение «Чародейкою зимою»
Стихотворение учит любить природу, любить зиму. Учит видеть прекрасное вокруг себя, учит смотреть на мир восхищенными глазами.

Отзыв на стихотворение «Чародейкою зимою»
Это очень красивое и доброе стихотворение, в котором автор показывает свое восхищение красотой зимнего леса. Он находит множество великолепных сравнений, метафор, и красочных эпитетов, чтобы показать лес таким, каким он его видит.

Анализ стихотворения «Чародейкою зимою»
Стихотворение было написано Федором Тютчевым в 1852 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Время действия — зима, место действия — лес.
Поэт восхищен волшебной красотой леса и пытается показать читателю его настоящую красоту. Он использует очень выразительные и необычные метафоры, чтобы передать свои ощущения. Стихотворение местами торжественное, но в целом очень доброе и жизнерадостное.
Стихотворный размер — хорей, рифмовка сплетенная (смешанная).

Средства художественной выразительности в стихотворении «Чародейкою зимою»
Эпитеты: чародейкою зимою, снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной жизнью, сном волшебным, легкой цепью пуховой, солнце зимнее, луч косой, ослепительной красой.
Метафоры: бахромою, он блестит, сном волшебным, опутан, окован, цепью пуховой, вспыхнет и заблещет.
Олицетворения: чародейкою зимою, околдован лес, солнце мещет.

Пословицы к стихотворению «Чародейкою зимою»
Рощи да леса, всему миру краса.
Зима не лето, в шубу одета.
Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Не все то золото, что блестит.
Какова постель, таков и сон.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Чародейкою зимою»
Лес стоит, словно околдованный, покрытой снежной бахромой и блестящий.
Он не мертвый, но и не живой. Он словно спит, окованный пуховой цепью.
Но когда зимнее солнце освещает лес лучами, он начинает блестеть, становясь ослепительно красивым.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Чародейкою зимою — Тютчев Ф.И.

Пришла зима, и в стихи Тютчева вошла сказка, похожая на безрадостный сон. Потому что поэт не находит подлин­ной жизни в красоте заснеженного леса, ему чужда прелесть холодного зимнего мира.

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Читать еще:  Кто написал стих бармалей

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Урок литературного чтения Тютчев Чародейкою зимою.

Урок литературного чтения 3 класс

Тема: Тютчев «Чародейкою зимою»

Цель: обучать анализу поэтического произведения

познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева о зиме, учить анализу стихотворного текста, закрепить знания о средствах художественной изобразительности (метафоре, эпитете, олицетворении); познакомить с оксюмороном;

развивать творческие способности; творческое воображение, умение видеть прекрасное;

воспитывать внимательное отношение к поэтическому слову, помочь увидеть и почувствовать красоту слова, прививать любовь к русской природе.

Тип урока : урок новых знаний

Методы и приемы:

Формы работы: — групповая работа;

Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, музыка.

Оборудование : музыкальные произведения П.И.Чайковского, слайд- презентация к уроку

1.Оргмомент Прозвенел звонок для нас

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо

Мы легонечко вздохнём,

Урок чтения начнём.

Я улыбнулась Вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу и нашим гостям и пожелайте хорошего настроения.

2.Актуализация знаний.

Начать урок мне хочется с загадки. Послушайте её.

Когда это бывает? (зимой)

Скажите шёпотом слово «зима»

— Какие чувства у вас возникли? (восхищение, восторг, радость)

— Как бы произнёс это слово человек, который не любит это время года?

— Как бы сказал это слово человек, которому нравится зима?

Поднимите руку, кому нравится зима.

— А кому не нравится зима? Почему?

— В какие игры можно играть зимой? (слайды)

Морозная русская зима — замечательное время для укрепления здоровья. Прохладный ветер, легкий мороз, движения на свежем воздухе – хорошая закалка!

Многие композиторы, художники, посвятили свои произведения зиме. А почему? Наверно, она для них тоже была любим временем года.

Сегодня мы отправимся в зимний лес вместе с русскими живописцами под музыку Петра Ильича Чайковского

Понравился ли вам этот живописный лес? Чем?

Сообщение темы урока.

Чародейка – зима околдовала и вдохновила многих поэтов, писателей, художников, композиторов. Сколько чудесных произведений посвящено этому времени года!

Сегодня на уроке мы попробуем почувствовать красоту зимнего леса, увиденного Фёдором Ивановичем Тютчевым, познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского поэта, с художественными приёмами, которые использует автор для создания образов и настроения в стихотворении «Чародейкою Зимою».

Ф.И.Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в культурной дворянской семье среднего достатка. Отец, Иван Николаевич Тютчев, был радушным, гостеприимным и добросердечным хозяином-помещиком. Мать, Екатерина Львовна (урождённая Толстая), была женщиной умной и впечатлительной.

Мальчик рано обнаружил способности к учению. Получил хорошее домашнее образование. Под влиянием своего учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству. Милый, тихий, уютный Овстуг с его лесами и полями, голубым небом и чистым воздухом был для поэта источником вдохновения, путеводной звездой.

31 декабря 1852 года Тютчев приехал в Овстуг, чтобы встретить в кругу семьи Новый год. В последний день старого года под впечатлением чудесной красоты природы, деревьев, покрытых инеем, Ф. И.Тютчев пишет одно из своих зимних стихотворений «Чародейкою зимою».

Чтение стихотворения. (учителем)

Чародейкою зимою
околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он околдован –

Не мервец и не живой-

Сном волшебным очарован

Весь окутан, весь окован

Легкой цепью пуховой,

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой

В нем ничто не затрепещет

Он весь вспыхнет и заблещет

— Какие чувства возникли в душе слушая стихотворение? (изумление , радость, восхищение, восторг , грусть, сожаление)

Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

Прочитайте самостоятельно и постарайтесь представить, что вы оказались вместе с Тютчевым и наблюдаете эту картину. Подчерните непонятные слова.

2.Словарная работа.

-Какие картины вы себе представили?

(Застывшим, затаившимся, загадочным, взглядом сказочника)

I строфа-околдованный лес блестит; II строфа-стоящий лес очарован волшебным сном; III строфа-мещет-не затрепещет, вспыхнет, заблещет.)

-— Какие слова непонятны?

(Чародейка-волшебница, колдунья; бахрома-свисающие кисти, здесь снежный покров; трепетать-испытывать волнение; оковать-одеть пушистым снегом; мещет-метать (старославянская форма 3 лица единственного числа).

Как вы понимаете слово чародейка? (колдунья, волшебница. Зима — волшебница околдовала, очаровала лес.)

А что такое бахрома?

(Бахрома – это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями)

— А снежная бахрома у леса? Что это?

(покрытые снегом ветви деревьев, которые переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры)

Что обозначает слово мещет?

(метать – кидать, бросать)

— Что мещет солнце? Луч косой

-Почему луч солнца косой?

(зимой солнце низко над горизонтом, поэтому лучи падают сбоку)

— Как преображается лес, когда на него солнце мещет луч косой? Опишите подробно, что происходит. ( Лес весь вспыхнет и и заблещет. Снежинки под лучами солнца засияют, и от этого лес начнет искриться. Лес становится очень красивым, сверкающим разноцветными огоньками )

Какие средства художественной изобразительности вы знаете? Олицетворение, метафора, эпитет.

Что такое олицетворение? Олицетворение – это перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

Эпитет? Эпитет – красочное описание предмета .

Метафора? Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов. Употребление слова в переносном значении на основе сходства.)

-Какие средства художественной изобразительности использует автор?

Олицетворения: «лес стоит», «чародейкой околдован», «солнце мещет», «Чародейкою Зимою»

Эпитеты: «сном волшебным», «ослепительной красой», «бахромою неподвижною, немою»;

Метафоры: «снежной бахромою».

Обратите внимание на вторую строфу стихотворения.

— Какое необычное, на ваш взгляд, сочетание слов там есть?

(окован легкой цепью пуховой)

— Что такое цепь? Цепь – это ряд колец, крепко соединенных друг с другом.

-Какой обычно бывает цепь? (Металлической, тяжёлой)

— Какой названа цепь у Тютчева?

(пуховой, устаревшая форма слова пуховый)

-Почему цепь, которой окован, опутан лес такая легкая?

(Снег легкий, как пух, но он сверху донизу опутывает каждое дерево)

Этот художественный приём называется оксюморон (на слайде)

— Как вы думаете, для чего автор использует средства художественной изобразительности? Этими средствами он создаёт поэтическую картину зимы, передаёт красоту зимнего пейзажа

— Какова главная мысль (идея) стихотворения?

(Зима-чародейка, волшебница, проказница. Зимний пейзаж полон загадочности. За внешней неподвижностью леса, под «снежной бахромою» угадывается «чудная жизнь» природы.)

Возникает чувство восхищения, радости от необыкновенного по своей красоте зимнего леса, причудливо украшенного снежным нарядом. Лес-загадка, передаваемая тонкими поэтическими штрихами.

-Какие из увиденных вами картин и фоторепродукций, на ваш взгляд, могли бы стать иллюстрацией к этому стихотворению?

Я вас приглашаю на прогулку по зимнему лесу.

Физкультурная минутка.

Представьте себе, что вы идёте по зимнему тихому лесу и любуетесь его красотой. Вы ощущаете свободу и спокойствие. Откройте глаза. Встаньте.

Вы идёте дальше и останавливаетесь перед большим деревом. Ваш взгляд медленно скользит по стволу дерева и останавливается на его кроне. Вы смотрите на его ветви. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высокой ели. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Вот из-за серой тучки выглянуло солнышко, лаская вас своими ладошками . Подставьте ему свои щёчки. Как легко дышится в зимнем лесу. Вдыхаем глубоко носом, а выдыхаем через рот. Ещё раз вдохнули, подышали свежим воздухом. Нарисуйте эту картину обеими руками одновременно.

Работа в группах.

Первая группа получает задание: выполнить рисунок на тему: «Зима». Учащиеся рисуют на темном фоне зубной пастой зимние пейзажи.

Вторая группа работает над выразительностью чтения стихотворения , постановкой пауз (короткая пауза, пауза, длинная пауза). Поэт написал стихотворение на бумаге, используя рифму, ритм, размер стиха, его мелодию, олицетворение, метафору. Как нужно его прочесть, чтобы оно зазвучало правильно, как донести до слушателя все те чувства, которые хотел передать поэт?

Читать еще:  Анализ стиха не знаю как созданы люди другие

С помощью чего мы сможем это сделать? (Голоса, интонации, пауз.)

Как нужно читать это стихотворение? Выберите подходящие слова. Быстро, весело, задорно , спокойно, неторопливо, таинственно, загадочно, с восхищением.

Третья группа дополняет текст образными словами и выражениями.

В лес пришла. зима. Сосны и ели она нарядила в. шубы. На верхушки деревьев до самых бровей надела . шапки. На рябинку накинула. покрывало. Веточки берёз украшены . инеем. Раздвинуло солнышко тучку. Под его лучами . снег. . картина кругом!

Слова для справок: волшебница, чародейка, пуховые, белоснежные, снеговые, пуховое, белое, сверкающим, заискрился, засверкал, прекрасная, замечательная, великолепная.

Четвёртая группа

Попробуйте составить и записать на ней четверостишье, используя данные рифмы .

На землю к нам упала.

Пятая группа пишет мини – сочинение на тему: «Зима в лесу».

(Заботливой хозяйкой пришла в наши леса зима. Вот холм у опушки. Шаловливый ветер взял да и сдул с него белую шапку. Нужно ее надеть. В тяжелые снеговые шубы нарядила она ели и сосны, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, даже о веточках не забыла — дала им пуховые варежки. И рябине подарок — белая шаль. Из-под нее гроздья ягод, словно красные серьги, виднеются. Вот из-за серой тучки выглянуло солнышко, и не узнать знакомой полянки. Заискрилось все вокруг, засверкало, вздрогнули и потянулись к солнцу мохнатые веточки елок. Уж не нарядом ли своим хвастаются? Настойчивее застучал дятел. В такую пору и усталости не чувствуется. Вышла из дупла белка. Хочется и ей на солнышке погреться. Веселее перекликаются птицы. Обрадовались.)

Выступление групп.

Самооценка. Возьмите карты самоконтроля и оцените себя.

«5» — на вопросы отвечали, активно работали в группе;

«4» — на вопросы отвечали, но в группе были не очень активны;

«.»- не очень понравилась моя работа на уроке: на вопросы не отвечал, в группе не работал.

Встаньте те, кто поставил себе «4» и «5». Вы заслуживаете аплодисментов. Поаплодируйте друг другу.

Домашнее задание : по выбору:

1.Выучить наизусть стихотворение.

2. Научиться выразительно читать..

3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

4.Попробуйте создать поэтическую миниатюру «Зимняя сказка»

Прочитайте предложение написанное на доске.

«Чародейкою Зимою околдован, лес стоит»

Согласитесь ли вы с мнением, что снежинка – визитная карточка зимы?

У каждого на столе приземлилась своя снежинка, волшебная.

Поставьте на снежинке знак, передающий ваше отношение к стихотворению:

. — ровное, спокойное настроение

! — стихотворение вызвало у вас восторженное чувство, очень понравилось

? — не почувствовали красоту стихотворения.

Если вам было интересно и комфортно на уроке, то закрасьте свои снежинки голубым цветом, а если вам было скучно, однообразно и не уютно, то закрасьте свои снежинки фиолетовым цветом. Повесьте снежинки на доске.

Что вам понравилось сегодня на уроке, о чём захотелось рассказать родителям?

Что узнали нового для себя?

Сегодня на уроке мы почувствовали красоту зимнего леса, увиденного Ф. И. Тютчевым, раскрыли тайну стихотворения «Чародейкою Зимою:». Поэт представляет природу живой, имеющей свой язык, и способной дать человеку почувствовать её красоту и величие.

Закончить урок мне хочется словами Ф. И. Тютчева

Стихотворение и анализ «Чародейкою зимою…»

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Краткое содержание

Стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Чародейкою Зимою…» – великолепный образец русской пейзажной лирики. Его автор принадлежал к числу самых тонких ценителей природы – одной из главных тем его поэзии. В этом стихотворении зима описывается Тютчевым не как суровая, студеная пора, а как красивая, волшебная сказка.

Карл Розен. Зимний лес. 1911

Автор наделяет зиму магическими свойствами, она способна усыпить лес, сковать его легкой пуховой цепью и покрыть бахромой из искристого снега. Вся эта сказочная картина окрашена невероятно яркими красками. Человек, созерцающий эту красоту, испытывает двоякое чувство: на смену легкой печали приходит небывалое восхищение.

Зимняя природа Тютчева статична, и она прекрасна именно в своем спокойствии. Поэт представляет зиму в образе прекрасной дамы, наделенной волшебной силой. Используя ее, она преображает все вокруг, создавая чудесный мир, где все подчинено своим законам. Этот мир представляется поэту, как нечто неземное и удивительное, а прекрасная женщина-зима, оставаясь невидимой, продолжает творить свое чудесное колдовство.

Анализ

История создания

Стихотворение было написано в самый канун 1854 года. Наверное, поэтому оно освещено таким ярким светом новогодних праздников, когда каждое природное явление воспринимается, как некое чудо. К сожалению, этот небольшой текст на долгих тридцать лет затерялся в массе более крупных и значимых работ поэта. Опубликовано оно было только в 1886 году, когда Тютчева уже не было в живых.

Персонажи и образы

В центре повествования – образ зимнего леса, околдованного чародейкою-зимой. Благодаря метким метафорам, лес в стихотворении предстает величественным в своем спокойствии: «И стоит он, околдован, – не мертвец и не живой». Такое описание передает восхищение поэта тем, как обыкновенный снег может изменить окружающую природу, превратив ее в волшебное место, наполненное негой и сном.

Создают атмосферу гармонии и образы деревьев, укрытые мягким снегом. Тютчев напоминает, что это спокойное очарование невозможно разрушить, все изменится само с приходом весны, которая принесет с собой новые чудеса. Сейчас даже солнечному лучу не под силу разбудить лес от зимнего сна, поэтому никому не дано права вторгаться в эту спящую красоту.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф, каждая строфа – из пяти строчек. Композиция одночастная, ее своеобразие заключается в том, что внутри каждой строфы имеются две маленькие части, которые разделены знаком тире. Этим приемом автору удается показать двойственность зимы. В начале каждой строфы описывается общая картина, в конце идет точная характеристика всех деталей. Такой подход к описанию природы можно наблюдать и в других произведениях Тютчева.

По отношению к литературному роду – это лирическое произведение, по жанру оно является классической пейзажной лирикой. Литературное направление – романтизм: Тютчев возвышенно описывает природу, наделяет идеальными качествами окружающий мир, в котором каждый человек способен достичь гармонии.

Размер и средства художественной выразительности

В стихотворении использован четырехстопный хорей с двухсложной стопой с ударным первым слогом.

Произведение содержит большое количество всевозможных средств художественной выразительности. Обращают на себя внимание яркие и точные эпитеты: «зимнее солнце», «неподвижная, немая снежная бахрома», «сон волшебный», «чудная жизнь», «ослепительная краса», «легкая пуховая цепь», «косой луч».

Метафорические сравнения выполняют эстетическую функцию: «сном волшебным очарован, весь опутан, весь окован», «он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой», «чародейка Зима околдовала лес», «лес чудной жизнью блестит», «не живой лес, не мертвец».

Динамику картине придают олицетворения: «чародейкою Зимою околдован, лес стоит», «солнце мещет». Особый колорит стихотворение приобретает благодаря устаревшим словам: «краса» и «мещет». В данном стихотворении они служат, к тому же, более возвышенному описанию природы. Использование ассонанса придает стихотворению нежное звучание: «чародейкою ЗимОЮ окОлдОван, лес стОит – и пОд снежнОй бахромОЮ, непОдвижнОЮ, немОЮ, чуднОй жизнью он блестит.»

Проблематика и основная идея произведения

Главная тема стихотворения – окружающий мир. Гармоничные отношения человека и природы всегда оставались актуальной темой в творчестве поэтов-пейзажистов. Следующая тема – красота природы зимней порой, которая многими воспринимается, как самое тяжелое и мрачное время года. Автор же сравнивает зиму с белоснежным сном, окутавшим землю. Он очарователен даже в своей пугающей неподвижности.

Смысл этого прекрасного стихотворения в том, что автор стремится показать читателям ту красоту, которая часто не удостаивается человеческого внимания. Многие люди проходят мимо удивительных явлений природы и не замечают того великолепия, которое заслуживает истинного преклонения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector