Какой город воспела в стихах марина цветаева
Анализ стихотворений «О Москве» (М. Цветаева)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 01.06.2020 · Обновлено 01.06.2020
«Стихи о Москве» — именно так называется цикл из 9 коротких стихотворений Марины Цветаевой, написанных на разный манер, но об одном и том же. Все они так или иначе отражают теплое отношение поэтессы к городу и то, как она чувствует себя в нем. Многомудрый Литрекон представляет анализ стихотворения «О Москве» по плану.
История создания
Что же побудило Марину Цветаеву писать о городе, в котором она родилась? Дело в том, что ее коллега по цеху – Ахматова (и не только), писали чаще всего о прекрасном и холодном Петербурге, где они жили. Северная Пальмира стала одним из самых прославленных городов в поэзии. А Цветаева решила написать о красавице Москве, потому что, по ее мнению она достойна внимания и того, чтобы ее можно было понять, а не просто воспринимать как город с древней историей. Ее можно и нужно воспеть, как и северную столицу.
Москва даже сейчас является тем городом, который манит к себе чем-то безумным и энергичным, ритмом столичного гула и активностью пчелиного улья. Она меняет людей, время, настроение, но тогда, во времена Марины Ивановны, она имела другой колорит. Цветаева хотела подарить миру литературы Москву такой, какой она ее воспринимает и любит, потому что этот город не менее загадочен и увлекателен, чем тот же Санкт-Петербург.
Стихотворения «О Москве» написаны в период весны-лета 1916 года и говорят о старинной дореволюционной Москве — уютной, спокойной и царственной.
Жанр, направление, размер
К какому же литературному направлению относилась можно отнести эти 9 стихотворений? Да ни к каким. Сама поэтесса считала, что прибиваться к каким-либо направлениям не стоит, потому что это несколько ограничивало ее в том, что она пишет о себе, о том, что думает, и как видит этот мир. Можно сказать, что она была бунтарем во всех смыслах этого слова: будь то в жизни или в своем творчестве. К слову, она узнаваема в своем стиле письма. Ее очень сложно перепутать с другими, потому что ее произведения веют бунтом и яркостью ее мыслей.
Самый интересный размер стихотворения «О Москве» — это акцентный стих, тоническое стихосложение, которое базируется на равенстве числа ударений в строке. Этот незаурядный размер пришел в литературу из народного творчества. Он используется неслучайно и гармонирует с идеей произведения: старинная царская Москва говорит с читателем на своем народном наречии, игнорируя западную силлабо-тоническую систему стихосложения. Другие стихи в цикле написаны разностопным ямбом.
Жанр цикла — ода. Цветаева воспевает город, хвалит его, используя при этом слова «высокого штиля», а ныне архаизмы. Строки стихотворения «О Москве» спаяны между собой перекрестной рифмовкой со схемой ABAB.
Композиция
С точки зрения композиции, в каждой части цикла «О Москве» и ритм, и смысл везде свой (хотя при детальном разборе будет видно, что не везде, об этом тоже поговорим), а в нем есть некая передача самой жизни поэтессы.
Она является в этом произведении лирической героиней, через призму которой мы воспринимаем ее мир.
Разбор тропов, символов и образов
Перейдем же к детальному разбору каждого из стихотворений, потому что они раскрывают Москву по-разному.
С этого стихотворения начинается цикл, и оно громкое. Само по себе оно как будто открывает и завлекает собой. Оно дает понять, что нам еще предстоит познакомиться с настоящей Москвой. Этот эффект громкости придают знаки препинания, а также такой прием как ассонанс. В стихотворении очень много «а» и «о», что создает эффект зазывания и крика.
Из рук моих — нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат. (отрывок)
По ощущением это похоже на оду. На те, которые писали Пушкин и Ломоносов. Это прямая хвала городу за его величие и историю.
Мимо ночных башен
Площади нас мчат.
Ох, как в ночи страшен
Рёв молодых солдат!
Греми, громкое сердце! (отрывок)
Настроение этого отрывка уже больше походит на веселый танец и праздник, особенно это выделяет прием аллитерация. Звук р здесь въедается как ритмичный грохот.
Настанет день — печальный, говорят!
Отцарствуют, отплачут, отгорят,
— Остужены чужими пятаками —
Мои глаза, подвижные как пламя. (отрывок)
Это стихотворение тоже представляет собой оду, и оно восхваляет перемены в этом городе. Москва меняется, и этот процесс лирический герой переживает глубоко в душе, говоря о нем отрывками мыслей. Лирическая героиня предсказывает скорейшие перемены и то, как это будет болезненно для всех и тем более для нее.
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром. (отрывок)
Этот же отрывок показывает, что Москва живая, и она все помнит. Даже у этого города есть что-то внутри. Москва – живой организм, который может иметь свое отношение к тем, кто ее отверг. Даже через аллитерацию на букву р, кажется, что лирическая героиня ревет от злобы и одновременной радости за величие города.
Над синевою подмосковных рощ
Накрапывает колокольный дождь.
Бредут слепцы калужскою дорогой —
Калужской, песенной, привычной, и она
Смывает и смывает имена
Смиренных странников, во тьме поющих Бога.
А этот отрывок раскрывает Москву по-другому, не просто как воительницу, а как нежное и принимающее всех создание. Она — убежище, она — мать городов русских. Москва как будто любит безусловно каждого. В какой-то момент кажется, что Москва – это храм, где все равны перед ней, и она простит каждого, кто придет к ней с покаянием.
Семь холмов — как семь колоколов,
На семи колоколах — колокольни.
Всех счетом: сорок сороков, —
Колокольное семихолмие!
В колокольный я, во червонный день
Иоанна родилась Богослова.
Здесь уже чувствуется внутренняя тишина лирической героини и то, как она склоняет голову к ближайшим переменам, которые неизбежны, как бы лирическая героиня ни боролась с этой неизбежностью. Даже размер стихотворения указывает на славное историческое прошлое Москвы, на ее скифский дух.
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем. (отрывок)
Лирическая героиня восхваляет свой город, практически кричит о нем и одновременно угрожает тем, кто не воспринимает ее всерьез. Это будет как развязка, как последнее слово о городе-храме, который укрывает всю Русь под своими сводами.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Это последнее стихотворение, которое раскрывает нам причину, почему лирическая героиня заступается за свой город. Москва для нее священна, потому что именно в этом городе она родилась и приняла ее красоту в кровь и в голову. Город встретил ее тепло в этом мире, то есть тоже ее принял такой, какая она есть. Это родина для нее во всех смыслах.
Темы, проблемы, настроение
Тематика и проблематика цикла «О Москве» изложены ниже:
- Основная тема цикла «О Москве» — это описание и характеристика древней столицы. Образ Москвы многогранен, ведь город одарен воинской славой, богатым историческим прошлым и яркой красотой. Постоянно подчеркивается духовность Москвы, ее связь с церковью и народными традициями Руси. Это сердце страны, которое бьется в унисон с нею.
- Еще одна тема — родственная связь героя с городом. Автор упоминает день своего рождения и глубоко личные ассоциации, которые связывают его с Москвой.
- Основная проблема — это грядущие перемены в городе. Москва в новых руках может потерять свой исторический облик и расстаться со славным прошлым. Автору дорог облик старой Москвы, поэтому он боится изменений.
- Все эти стихотворения проникнуты особым настроением и пророчеством поэтессы о грядущих переменах. Она с особой любовью говорит о своем городе и о том, что это тот храм, к которому мы все придем и покаемся во всем, что совершили.
Основная идея
Смысл всех этих стихотворений «О Москве» в том, что Москва — это историческое, культурное и религиозное средоточие русского духа, которое хранит память о становлении России как страны, как нашей духовной родины. Однако древнюю столицу отвергли и недооценили.
«Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.»
Город стоит там, где произошло столько событий, что не перечесть, и Москва для лирической героини является чем-то живым, священным, личным. К городу она обращается многократно и призывает к уважению всех тех, кто ее отверг. Главная мысль стихотворений «О Москве» заключается в своеобразной защите неотъемлемых прав Москвы на величие и первенство среди других русских городов.
Тест с ответами: “Биография М.Цветаевой”
1. Марина Цветаева родилась в:
а) 1892 г. +
б) 1895 г.
в) 1890 г.
2. Марина Цветаева родилась в:
а) Киеве
б) Москве +
в) Тобольске
3. Отец Цветаевой был:
а) адвокатом
б) врачом
в) профессором +
4. Мать Цветаевой была:
а) пианисткой +
б) певицей
в) актрисой
5. В каком возрасте Цветаева начала писать стихи:
а) 15 лет
б) 12 лет
в) 6 лет +
6. Один из языков, на котором Цветаева писала стихи с раннего возраста:
а) украинский
б) русский +
в) латышский
7. Один из языков, на котором Цветаева писала стихи с раннего возраста:
а) испанский
б) итальянский
в) немецкий +
8. Один из языков, на котором Цветаева писала стихи с раннего возраста:
а) французский +
б) чешский
в) португальский
9. Кто привил Цветаевой страсть к стихам:
а) учителя в гимназии
б) отец
в) мать +
10. Верно ли утверждение “Образование Цветаева получила в 4-й Московской гимназии”:
а) да
б) нет +
в) она там проучилась всего один год
11. Что повлияло на формирование творчества Цветаевой:
а) атмосфера родительского дома +
б) влияние стихов Пушкина
в) атмосфера учебного заведения
12. Что повлияло на формирование творчества Цветаевой:
а) древние былины
б) культ античного искусства +
в) культ Христианства
13. Что повлияло на формирование творчества Цветаевой:
а) увлечение поэзией Блока +
б) увлечение поэзией Лермонтова
в) влияние стихов Жуковского
14. Какой сборник стихов не принадлежит Цветаевой:
а) “Юношеские стихи”
б) “Волшебный фонарь”
в) “Жемчуга” +
15. Какой сборник стихов принадлежит Цветаевой:
а) “Волшебный фонарь” +
б) “Волшебный свет”
в) “Магический фонарь”
16. Какой сборник стихов принадлежит Цветаевой:
а) “Взрослые стихи”
б) “Юношеские стихи” +
в) “Детские стихи”
17. Какой сборник стихов принадлежит Цветаевой:
а) “Утренний альбом”
б) “Вечерний променад”
в) “Вечерний альбом” +
18. Почему Цветаева уехала из России:
а) уехала вслед за сыном
б) поехала за границу к мужу +
в) не приняла революцию
19. Кто назвал трилогию Цветаевой “Лучшей в мире поэмой о любви”:
а) Эфрон
б) Блок
в) Пастернак +
20. Одна из черт, присущая поэзии и прозе Цветаевой:
а) уравновешенность
б) напряженность мысли +
в) безграничность мысли
21. Одна из черт, присущая поэзии и прозе Цветаевой:
а) повышенная эмоциональность +
б) отсутствие эмоциональности
в) уравновешенность
22. Одна из черт, присущая поэзии и прозе Цветаевой:
а) спокойствие
б) метафоричность +
в) аморфность
23. Где обучалась Марина Цветаева:
а) в пансионах Дании
б) в пансионах Бельгии
в) в пансионах Швейцарии +
24. Где обучалась Марина Цветаева:
а) в пансионах Италии
б) в пансионах Германии +
в) в пансионах Испании
25. Где обучалась Марина Цветаева:
а) в пансионах России
б) в пансионах Швеции
в) в пансионах Франции +
26. Муж Марины Цветаевой:
а) Барон
б) Эфрон +
в) Цветаев
27. В этом году Цветаева вернулась в СССР:
а) 1939 +
б) 1940
в) 1935
28. Как назывался первый сборник стихов Марины Цветаевой, опубликованный в 1910 году:
а) «Вечер в Тарусе»
б) «Моя Москва»
в) «Вечерний альбом» +
29. В каком году скончалась Цветаева:
а) 1941 +
б) 1943
в) 1948
30. В каком городе Цветаева добровольно ушла из жизни:
а) Казань
б) Елабуга +
в) Нефтекамск
Марина Цветаева. Жизнь в стихах
Для российской литературы она стала настоящим феноменом, отдельной эпохой. Её стихи всегда звучали искренне — в них она была настоящей, писала о своих самых личных чувствах и переживаниях.
И каждое событие её жизни нашло отражение в гениальных стихах.
Рождение
Родилась Марина Цветаева в Москве, 26 сентября по старому стилю (8 октября по новому) 1892 года, в день празднования памяти Иоанна Богослова — одного из 12 апостолов.
День был субботний:
Детство
В семье Цветаевых, помимо будущей поэтессы, было двое детей — сестра Анастасия и сводный брат Андрей.
Он был синеглазый и рыжий,
(Как порох во время игры!)
Лукавый и ласковый. Мы же
Две маленьких русых сестры.
Смерть матери
В 1906 году, когда Марине было 14, умирает её мать. Девочка, оставшаяся на попечении отца вместе с сестрой и братом, тяжело переживает эту трагедию.
С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров…
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывёт по воле всех ветров!
Всё бледней лазурный остров-детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!
Путешествия
В детстве Марина много путешествовала — мать болела чахоткой, поэтому при её жизни семья часто переезжала с места на место в поисках наиболее подходящего для Марии Александровны климата. Жило семейство в Италии, Швейцарии, Германии. А в 1909 году, уже после смерти матери, Марина, свободно владевшая немецким и французским, посетила Париж — там она прослушала курс лекций по старофранцузской литературе в университете Сорбонны.
Я здесь одна. К стволу каштана
Прильнуть так сладко голове!
И в сердце плачет стих Ростана,
Как там, в покинутой Москве.
Париж в ночи мне чужд и жалок,
Дороже сердцу прежний бред!
Иду домой, там грусть фиалок
И чей-то ласковый портрет.
Первый сборник
Спустя год, в 1910 году, 18-летняя Марина выпускает свой первый сборник — «Вечерний альбом». Книга, изданная на карманные деньги Цветаевой, вышла тиражом всего в 500 экземпляров и была посвящена памяти Марии Башкирцевой — французской художницы русского происхождения, умершей в 20 с небольшим лет от туберкулёза. Тем не менее сборник сразу отметили Максимилиан Волошин, Валерий Брюсов и Николай Гумилёв — как они писали, Цветаева здесь «вся на грани последних дней детства и первой юности».
Замужество
1912 год оказался для Цветаевой судьбоносным: в январе она вышла замуж за литератора Сергея Эфрона, а в сентябре у них рождается дочь Ариадна. Тогда же поэтесса выпускает и свой второй сборник, посвящённый мужу — «Волшебный фонарь».
Самовар отшумевший заглох;
Погружается дом в полутьму.
Мне счастья не надо, — ему
Отдай моё счастье, Бог!
Зимний сумрак касается роз
На обоях и ярких углей.
Пошли ему вечер светлей,
Теплее, чем мне, Христос!
Я сдержу и улыбку и вздох,
Я с проклятием рук не сожму,
Но только — дай счастье ему,
О, дай ему счастье, Бог!
Отношения с Софией Парнок
Спустя пару лет после замужества Марина Цветаева знакомится с Софией Парнок — тоже поэтессой и переводчицей. София после развода с мужем начала строить отношения только с женщинами, вот и с Цветаевой их соединили романтические чувства. Ради новой возлюбленной Марина даже бросила своего мужа, но в 1916 году, после расставания с Софией, снова возвращается к нему.
Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? — Чья победа? —
Всё передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь.
В том, для чего не знаю слова,
Годы гражданской войны
Цветаева переживает сложный период в жизни. Муж призван на службу и воюет в Добровольческой армии белых, а на Марину ложится забота о доме и о двух дочках — недавно она родила второго ребёнка.
Смерть младшей дочери
Положение очень плачевное, денег не хватает, и, чтобы спасти детей от голода, поэтесса решается на отчаянный шаг — отдаёт их в приют. Девочки там заболевают, и мать забирает Ариадну домой. Младшая дочь, Ирина, через какое-то время умирает в приюте.
Под рокот гражданских бурь,
Даю тебе имя — мир,
В наследье — лазурь.
Эмиграция
С 1922 года всё семейство — Цветаева, её муж и дочь — проживает за границей. Сергея Эфрона обвиняют в том, что он был завербован НКВД. В 1925 году рождается ещё один ребёнок — сын Георг. При этом средств к существованию становится всё меньше и меньше.
«Стихов я почти не пишу, и вот почему: я не могу ограничиться одним стихом — они у меня семьями, циклами, вроде воронки и даже водоворота, в который я попадаю, следовательно — и вопрос времени… А стихов моих, забывая, что я — поэт, нигде не берут, никто не берёт — ни строчки».
Возвращение на Родину и смерть
В 1939-м Цветаева возвращается в СССР. Муж, замешанный в политическом убийстве, приехал обратно ещё раньше. Вскоре арестовывают сначала Ариадну, а затем и Сергея Эфрона. В 1941 г. супруга поэтессы расстреливают, а дочь реабилитируют только в 1955 году.
Марина, вернувшись на родину, практически не пишет стихов, занимается переводами. Одна из последних записок поэтессы — просьба взять её посудомойкой в открывающуюся столовую Литфонда от 26 августа 1941 года.
Спустя несколько дней, 31 августа, Цветаева повесилась. Напоследок она оставила 3 письма, одно из которых было адресовано сыну.
«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».
Дидактический материал к изучению жизни и творчества Марины Цветаевой
Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский автотехнический колледж»
«МОИМ СТИХАМ , КАК ДРАГОЦЕННЫМ ВИНАМ , НАСТАНЕТ СВОЙ ЧЕРЁД»
(дидактический материал к изучению жизни и творчества Марины Цветаевой)
Рассмотрено на заседании цикловой
комиссии филологических дисциплин
Протокол № 4 от 28.11.2019
Председатель цикловой комиссии
______________ М.Н. Тарасова
Автор-составитель: М.Н.Тарасова, преподаватель ОБПОУ «КАТК».
Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд: ( Дидактический материал к изучению жизни и творчества Марины Цветаевой) / сост. М.Н.Тарасова. – Курск: ОБПОУ «КАТК», 2019. – 35с.
Дидактический материал представляет собой систему разноплановых заданий, позволяющих изучить жизнь и творческую судьбу Марины Цветаевой – крупного, значительного поэта первой половины XIX века. Контрольно-измерительные материалы разного уровня усвоения, турнир эрудитов, тестовые задания, викторина способны раскрыть силу и самобытность её поэтического вкуса.
Материал адресован студентам, обучающимся по специальностям среднего профессионального образования.
Тарасова М.Н., 2019
ОБПОУ «Курский автотехнический колледж», 2019
3. Анализ стихотворений Марины Цветаевой…………………………………10
4. Тестовые задания …………………………………. 20
8.Библиографический список…………………………………………………. 35
Пояснительная записка
Представленный дидактический материал обусловлен непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой». Программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины Цветаевой, однако её произведения представляют собой совершенно уникальное явление русской литературы.
Задания имеет практическую направленность и предназначены не только для формирования знаний обучающихся о творчестве М. Цветаевой, но и для развития их умений и навыков анализа художественного произведения. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения данного материала, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ.
В ходе выполнения учебных заданий студенты осваивают творчество Марины Цветаевой: читают и анализируют стихи, обобщают информацию о литературном процессе Серебряного века – времени, связанном с основными вехами жизни и творчества М. Цветаевой.
Информационный материал
Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Такой яркой и трагической была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины двадцатого века. Все в ее личности и в ее поэзии (для нее это нерасторжимое единство) резко выходило за рамки традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова. Со страстной убежденностью она утверждала провозглашенный ею еще в ранней юности жизненный принцип быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды, и именно этот принцип обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями в трагической личной судьбе.
М. Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года
Рябина стала символом судьбы, тоже полыхнувшей алым цветом ненадолго и горькой. Через всю жизнь пронесла М. Цветаева свою любовь к Москве, отчему дому. Она вобрала в себя мятежную натуру матери. Недаром самые проникновенные строки в ее прозе о Пугачеве, а в стихах о Родине.
Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалась неотъемлемой частью нашей духовной жизни. Сколько цветаевских строчек, недавно еще неведомых и, казалось бы, навсегда угасших, мгновенно стали крылатыми!
Стихи были для М. Цветаевой почти единственным средством самовыражения. Она поверяла им все
Слава накрыла Цветаеву подобно шквалу. Если Анну Ахматову сравнивали с Сапфо, то Цветаева была Никой Самофракийской. Но вместе с тем, с первых же ее шагов в литературе началась и трагедия М. Цветаевой. Трагедия одиночества и непризнанности. Уже в 1912 году выходит ее сборник стихов Волшебный фонарь. Характерно обращение к читателю, которым открывался этот сборник
Милый читатель! Смеясь как ребенок,
Весело встреть мой волшебный фонарь,
Искренний смех твой, да будет он звонок
И безотчетен, как встарь.
В Волшебном фонаре Марины Цветаевой мы видим зарисовки семейного быта, очерки милых лиц мамы, сестры, знакомых, есть пейзажи Москвы и Тарусы
В небе вечер, в небе тучки,
В зимнем сумраке бульвар.
Наша девочка устала,
Держат маленькие ручки синий шар.
В этой книге впервые появилась у Марины Цветаевой тема любви. В 19131915 годы Цветаева создает свои Юношеские стихи, которые никогда не издавались. Сейчас большинство произведений напечатано, но стихи рассыпаны по различным сборникам. Необходимо сказать, что Юношеские стихи полны жизнелюбия и крепкого нравственного здоровья. В них много солнца, воздуха, моря и юного счастья.
Что касается революции 1917 года, то ее понимание было сложным, противоречивым. Кровь, обильно проливаемая в гражданской войне, отторгала, отталкивала М. Цветаеву от революции
Белый был красным стал
Красным был белый стал
Это был плач, крик души поэтессы. В 1922 году вышла ее первая книга Версты, состоящая из стихов, написанных в 1916 году. В Верстах воспета любовь к городу на Неве, в них много пространства, простора, дорог, ветра, быстро бегущих туч, солнца, лунных ночей.
В том же году Марина переезжает в Берлин, где она за два с половиной месяца написала около тридцати стихотворений. В ноябре 1925 года М. Цветаева уже в Париже, где прожила 14 лет. Во Франции она пишет свою Поэму Лестницы одно из самых острых, антибуржуазных произведений. Можно с уверенностью сказать, что Поэма Лестницы вершина эпического творчества поэтессы в парижский период. В 1939 году Цветаева возвращается в Россию, так как она хорошо знала, что найдет только здесь истинных почитателей ее огромного таланта. Но на родине ее ожидали нищета и непечатание, арестованы ее дочь Ариадна и муж Сергей Эфрон, которых она нежно любила.
Одним из последних произведений М. И. Цветаевой явилось стихотворение Не умрешь, народ, которое достойно завершило ее творческий путь. Оно звучит как проклятие фашизму, прославляет бессмертие народов, борющихся за свою независимость.
Поэзия Марины Цветаевой вошла, ворвалась в наши дни. Наконец-то обрела она читателя огромного, как океан народного читателя, какого при жизни ей так не хватало. Обрела навсегда.
В истории отечественной поэзии Марина Цветаева всегда будет занимать достойное место. И в то же время свое особое место. Подлинным новаторством поэтической речи явилось естественное воплощение в слове мятущегося в вечном поиске истины беспокойного духа этой зеленоглазой гордячки, чернорабочей и белоручки.