3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой из этих размеров стиха является трехсложным

Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест

Стихотворные размеры

Условные обозначения

___/ — ударный слог

___ — безударный слог

  1. Двусложные стихотворные размеры:

Хорей – ДВУсложный размер стиха, в котором
на первом месте стоит ударный слог , на втором безударный.

Мч а́ тся т у́ чи, вь ю́ тся т у́ чи,
На хорей они летят

Ямб — ДВУсложный размер стиха, в котором
первый слог безударный , второй ударный.

Дактиль – ТРЁХсложный размер стиха, в котором
первый слог ударный , остальные – безударные.

В ы́ рыта д а́ ктилем я́ ма глуб о́ кая

Амфибрахий — ТРЁХсложный размер стиха, в котором
второй слог ударный , остальные – безударные.

Анапест — ТРЁХсложный размер стиха, в котором
третий слог ударный , остальные – безударные.

Примеры

Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

Стихо­творный размер

Б у́ ря мгл о́́ ю н е́ бо кр о́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __

В и́ хри сн е́ жныЕ крут я́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/

Разбор:

  • Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это ДВУсложный размер.
  • После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
  • В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

Я приш е́ л к теб е́́ с прив е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __

РАссказ а́ ть, что с о́ лнце вст а́ ло,
__ __ __/ __ __/ __ __/ __

ЧтО он о́ гор я́ чим св е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __

ПО лист а́ м затрЕпет а́ ло.
__ __ __/ __ __ __ __/__

ВЫхож у́ од и́ н я нА дор о́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__

СквОзь тум а́ н кремн и́ стый п у́ ть блест и́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/

НОчь тих а́ . Пуст ы́ ня вн е́ млет Б о́ гу,
___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __

И звезд а́ с звезд о́ ю гОвор и́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/

Л а́ сточкИ проп а́ ли,
__/ __ __ __ __/ __

А вчер а́ зар е́ й
__/ __ __/ __ __/

Всё грач и́ лет а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __

Да, как с е́ ть, мельк а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __

В о́ н над т о́ й гор о́ й.
__/ __ __/ __ __/

Мой д я́ дя с а́ мых ч е́ стных пр а́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __

Когд а́ не в ш у́ тку зАнем о́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

Он Уваж а́ ть себ я́ заст а́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __

И л у́ чше в ы́ думАть не м о́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

Я п о́ мню ч у́ дноЕ мгнов е́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __

ПерЕдо мн о́ й яв и́ лась т ы́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/

Как мИмол е́ тноЕ вид е́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __

Как г е́ ний ч и́ стой крАсот ы́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

Нар я́ женЫ мы вм е́ сте г о́ род в е́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __

Но, к а́ жетсЯ, нам н е́ за кЕм смотр е́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/

Ты пОгруст и́ , когд а́ умрЁт по э́ т,
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Пок у́ да зв о́ н ближ а́ йшей и́ з церкв е́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Не вОзвест и́ т, что э́ тот н и́ зкий св е́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Я прОмен я́ л на н и́ зший м и́ р черв е́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Кт о́ бы ни зв а́ л — не хоч у́
__/ __ __ __/ __ __ __/

Н а́ суетл и́ вую н е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __

Я́ промен я́ ть безнад е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __

И́ , замык а́ ясь, молч у́ .
__/ __ __ __/ __ __ __/

Т у́ чки неб е́ сные, в е́ чные стр а́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __

Ст е́ пью лаз у́ рною, ц е́ пью жемч у́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __

Сл а́ вная о́ сень! Здор о́ вый, ядр е́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __

В о́ здух уст а́ лые с и́ лы бодр и́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Не в е́ тер буш у́ ет над б о́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Не с г о́ р побеж а́ ли ручь и́ —
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

Мор о́ з-воев о́ да доз о́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Обх о́ дит влад е́ нья сво и́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

Дор о́ же отч и́ зны — не зн а́ л ничег о́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/

Бо е́ ц, не люб и́ вший пок о́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __

Есть ж е́ нщины в р у́ сских сел е́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___

С спок о́ йною в а́ жностью л и́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/

С крас и́ вою с и́ лой в движ е́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __

С пох о́ дкой, со взгл я́ дом цар и́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/

Средь ш у́ много б а́ ла случ а́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __

В трев о́ ге мирск о́ й сует ы́ ,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

Теб я́ я ув и́ дел, но т а́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Тво и́ покрыв а́ ла черт ы́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/

О, весн а́ без конц а́ и без кр а́ ю —
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Без конц а́ и без кр а́ ю мечт а́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Узна ю́ тебя, ж и́ знь! Приним а́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

И прив е́ тствую зв о́ ном щит а́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Есть в нап е́ вах тво и́ х сокров е́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Роков а́ я о г и́ бели в е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Есть прокл я́ тье зав е́ тов свящ е́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Поруг а́ ние сч а́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Пропад у́ от тоск и́ я и л е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Один о́ кая ж и́ знь не мил а́ ,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Сердце н о́ ет, слаб е́ ют кол е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

В каждый гв о́ здик душ и́ стой сир е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Распев а́ я, вполз а́ ет пчел а́ .
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

В о́ все не сл о́ жные
__/ __ __ __/ __ __

Разм е́ ры трёхсл о́ жные,
__ __/ __ __ __/ __ __

Всё зав и́ сит от с и́ льных в них м е́ ст.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Д а́ ктиль — он п е́ рвый,
__/ __ __ __/ __

Втор о́ й — амфибр а́ хий,
__ __/ __ __ __/ __

Ну а тр е́ тий уже анап е́ ст!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Стихотворные размеры

Как определить стихотворный размер?

  1. Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
  2. Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
  3. Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:

а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;

б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

  • Объединяем слоги в строке в стопы (по два или три слога) и определяем размер стихотворения.
    (Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)
  • Хорей, ямб и другие стихотворные размеры

    Виды стихотворных размеров

    Ямб, хорей, брахиколон, анапест… Все эти сложные, на первый взгляд, слова обозначают название стихотворных размеров. Стихи пишутся по определенным законам. Именно следование размеру поэтического произведени (не всегда строгое) делает стихи складными, запоминающимися и приятными для чтения. Мы расскажем о том, какими бывают стихотворные размеры, как отличить ямб от хорея и, как определить размер стиха.

    Читать еще:  Стихи про то как мама готовит

    Односложные стихотворные размеры: брахиколон

    У каждого стихотворения есть свой уникальный ритм и мелодия, совсем как в танце. Только вместо танцевального па, у стихотворения есть стопы, их структурные единицы. Стопа- это целая группа слогов, которая объединена одним ритмическим ударением (иктом).

    Так в односложном стихотворном размере, брахиколоне, всегда есть слово, в котором только один слог. Слов в строке может быть и сразу несколько, но слог останется в единственном экземпляре. Пример стихотворения, написанного брахиколоном:

    И.Сельвинский «Сонет»

    Все слоги в этом стихотворении сильные, оно звучит как манифест! Отличить брахиколон от других стихотворных размеров нетрудно по его уникальному ритму, а вот ямб и хорей нередко вызывают трудности.

    Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорей

    Ямб и хорей — это стопы из двух слогов.

    • В сто­пе ямба первый слог безударный, второй — ударный.
    • В стопе хорея: первый слог — ударный, а второй — безударный.

    Кажется, что все просто. При этом даже произведения классической литературы нередко заставляют нас задуматься о том, как устроены эти стихотворные размеры. Со школьных времен мы знает, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написал четырехстопным ямбом. Значит, ударными должны быть четные слоги. Но как быть с этим отрывком:

    Когда́ не в шу́тку занемо́г,
    Он уважа́ть себя́ заста́вил
    И лу́чше вы́думать не мо́г.

    Как мы видим, поэты могут нарушать и нередко нарушают строение «идеального» ямба, тоже самое происходит и с хореем. Классики нередко позволяли себе отойти от строгих размеров стиха, случайно или намеренно игнорировали правила, потому что язык служит мастеру стихосложения, а не наоборот. Поэтому при определении размера стиха вас не должны смущать некоторые несоответствия.

    Пример стихотворения, написанного ямбом:

    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман;
    Но в нас горит еще желанье,
    Под гнетом власти роковой
    Нетерпеливою душой
    Отчизны внемлем призыванье.
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуты верного свиданья.
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!

    А. С. Пушкин «К Чаадаеву»

    Пример стихотворения, написанного хореем

    В небе тают облака,
    И, лучистая на зное,
    В искрах катится река,
    Словно зеркало стальное…

    Час от часу жар сильней,
    Тень ушла к немым дубровам,
    И с белеющих полей
    Веет запахом медовым.

    Чудный день! Пройдут века —
    Так же будут, в вечном строе,
    Течь и искриться река
    И поля дышать на зное.

    Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий

    • Дактиль,
    • Анапест,
    • Амфибрахий.

    Дактиль состоит из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Это один ударный слог и два безударных после него. Запомнить это легко, если знать, что слово «дактиль» произошло от греческого «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длиннее двух других. Так и дактилическая стопа состоит из трех слогов: одного ударного и двух безударных.

    Встану я в утро туманное,
    Солнце ударит в лицо.
    Ты ли, подруга желанная,
    Всходишь ко мне на крыльцо?

    Настежь ворота тяжелые!
    Ветром пахнуло в окно!
    Песни такие веселые
    Не раздавались давно!

    С ними и в утро туманное
    Солнце и ветер в лицо!
    С ними подруга желанная
    Всходит ко мне на крыльцо!

    Анапест — это «дактиль наоборот». Здесь два кратких слога оканчиваются одним долгим. Первые слоги безударные, а последний — ударный.

    Прозвучало над ясной рекою,
    Прозвенело в померкшем лугу,
    Прокатилось над рощей немою,
    Засветилось на том берегу.

    Амфибрахий также состоит их трех стоп, но сильным ударным слогом здесь будет второй слог.

    В песчаных степях аравийской земли
    Три гордые пальмы высоко росли.
    Родник между ними из почвы бесплодной,
    Журча, пробивался волною холодной…

    М. Ю. Лертмонтов

    Как определить стихотворный размер

    1. Чтобы определить размер стиха, надо в первую очередь разбить его на слоги. Лучше делать это письменно, чтобы слоги были перед глазами. Позже вы сможете выполнять это действие умозрительно.
    2. Затем проставьте в каждой строке ударения. Удобнее всего — проговаривать строки стихотворения вслух.
    3. Посчитайте слоги, так будет проще определить — двусложный или трехсложный размер стиха перед вами (четное или нечетное количество).
    4. Вы можете нарисовать схему стихотворения, где каждый слог будет горизонтальной линией. Проставьте ударения. Посмотрите, с какой периодичностью ударения повторяются. Если через один слог — размер двусложный, если через два — трехсложный.
    5. Выберите нужный размер стихотворения, согласно схеме.

    Эти знания могут пригодиться не только школьникам, студентам и узким специалистам, изучающим поэзию. Чтобы писать хорошие стихи, надо научиться определять размеры стихосложения и пользоваться ими в собственных произведениях!

    Читайте также:

    Как определить размер стихотворения: 3 простых способа

    Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.

    • Text Link

    Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

    Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

    В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.

    «Уме недозрелый, плод недолгой науки!
    Покойся, не понуждай к перу мои руки:
    Не писав летящи дни века проводити
    Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
    Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
    На которых смелые не запнутся ноги».
    А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.

    В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.

    В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.

    «Науки юношей питают,
    Отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастный случай берегут».
    М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
    Петровны», 1747 год.

    С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

    Виды стихотворных размеров

    В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.

    Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.

    По стопам размеры делятся на:

    • двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
    • трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).

    От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.

    Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».

    Хорей

    Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

    А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

    Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

    Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.

    Дактиль

    Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

    Степью лазурною, цепью жемчужною. »
    |—UU|—UU|—UU|—UU|

    М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

    Амфибрахий

    Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

    С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

    Анапест

    Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

    И.А. Бродский, 1962 г.

    Спондей и пиррихий

    Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

    Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.

    В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

    Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.

    Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.

    Как определить размер стихотворения

    Метод 1. Скандирование

    Допустим, требуется определить размер этого текста:

    Как сердцу высказать себя?
    Другому как понять тебя?
    Поймёт ли он, чем ты живёшь?
    Мысль изречённая есть ложь.
    Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829

    Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

    Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

    Читать еще:  Короткие стихи тютчева которые легко учатся

    Метод 2. «Ваня»

    Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

    • Ваня — хорей:
      «Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
      В
      аня-Ваня-Ваня-Ваня
    • Иван — ямб:
      «И буду век емуверна» (А.С. Пушкин)
      Ив
      ан-Иван-Иван-Иван
    • Ванечка — дактиль:
      «Ранними летними росами» (А.А. Блок)
      В
      анечка-Ванечка-Ванечка
    • Ванюша — амфибрахий:
      «Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
      Ван
      юша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
    • Иоанн — анапест:
      «Я тебепринесудва кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
      Ио
      анн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

    Метод 3. Графический

    Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.

    Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

    Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

    Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
    До прожилок, до детских припухлых желёз.
    Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
    Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
    О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930

    Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

    Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

    Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

    Как не путать стихотворные размеры

    Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

    А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

    Д — дактиль;
    АМ — амфибрахий;
    А — анапест.

    Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.

    Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:

    Вовсе не сложные
    Размеры трёхсложные,
    Всё зависит от сильных в них мест.

    Дактиль — он первый,
    Второй — амфибрахий,
    Ну а третий уже анапест!

    У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

    Попробовать бесплатно

    Интересное по рубрике

    Найдите необходимую статью по тегам

    Подпишитесь на нашу рассылку

    Мы в инстаграм

    Домашняя онлайн-школа
    Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

    Посмотреть

    Рекомендуем прочитать

    Реальный опыт семейного обучения

    Звонок по России бесплатный

    Пишите нам письма

    Посмотреть на карте

    Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

    Трехсложные размеры стиха

    Средняя оценка: 4.1

    Всего получено оценок: 189.

    Средняя оценка: 4.1

    Всего получено оценок: 189.

    В данной статье, предназначенной для учеников 6 класса, рассмотрим, что такое трехсложный размер, какие бывают трехсложные размеры стиха, а также приведем конкретные примеры всех трехсложных стихотворных размеров.

    Определение

    Трехсложный стихотворный размер – это стихотворный размер, стопа которого состоит из одного ударного слога и двух безударных слогов.

    Трехсложные размеры более гибки и близки к разговорной речи, чем двухсложные.

    В зависимости от того, на какой слог падает ударение, выделяются три 3-сложных размера: дактиль, амфибрахий, анапест.

    На схеме ударный слог обозначается так: _/; а безударный слог так: _.

    Если в стихотворной строке ударение повторяется каждые 3 слога, то это трехсложный размер.

    Дактиль

    Дактиль – трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге в стопе.

    Схематично дактиль изображается так: _/_ _. С помощью нумерации отмечается так: 1, 4, 7, 10 и т.д.

    Ту́ч – ки не – бе́с – ны – е ве́ч – ны – е стра́ – нни – ки!

    Сте́ль – ю ла – зу́р – но – ю це́пь – ю жем – чу́ж – но – ю

    Мчи́ – тесь вы, бу́д – то как я́ же изг – на́ – нни – ки… (М. Ю. Лермонтов);

    В ра́б – стве спа – се́ – нно – е

    Се́рд – це сво – бо́ – дно – е

    Зо́ – ло – то, зо́ – ло – то

    Се́рд – це на – ро́д – но – е (Н. А. Некрасов).

    Амфибрахий

    Амфибрафий – трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге в стопе.

    Схематично амфибрахий изображается так: _ _/_. С помощью нумерации отмечается так: 2, 5, 8, 11 и т.д.

    На се́ве|ре ди́ком| стои́т о|дино́ко|

    На го́лой| верши́не| сосна́|

    И дре́млет|, кача́ясь|, и сне́гом| сыпу́чим|

    Оде́та|, как ри́зой|, она́ (М. Ю. Лермонтов)

    Анапест

    Анапест – трехсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге в стопе.

    Схематично анапест изображается так: _ _ _/. С помощью нумерации отмечается так: 3, 6, 9, 12 и т.д.

    О, весна́| без конца́| и без кра́|ю (А. А. Блок);

    Прозвуча́|ло над я́|сной реко́й (А. А. Фет).

    Что мы узнали?

    Трехсложный стихотворный размер – это стихотворный размер, стопа которого состоит из одного ударного слова и двух безударных слогов. В зависимости от того, на какой слог падает ударение, выделяются три трехсложных размеров: дактиль (ударение на первый слог; _/_ _; 1, 4, 7, 10), амфибрахий (ударение на второй слог; _ _/_; 2, 5, 8, 11), анапест (ударение на третий слог; _ _ _/; 3, 6, 9, 12).

    Итоговая работа по литературе в 6 классе

    ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ( 6 класс)

    Пословица – это :

    1.краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

    2.краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

    Какой из этих размеров стиха является двусложным:

    1)дактиль, 2) ямб, 3) анапест?

    Назовите имя русского баснописца:

    Произведение А.С.Пушкина «Дубровский»:

    Тема рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» :

    Назовите стихотворение М.Ю.Лермонтова:

    От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:

    От лица самого Тургенева

    От лица охотника

    От лица крестьян

    От лица помещиков.

    Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:

    Автор, который повествует о событиях

    Взрослые крепостные крестьяне

    Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

    Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:

    Дубровский и Маша

    Сильвио и графиня Б..

    Ромео и Джульетта

    11. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

    1)П. Мериме а) « Железная дорога»

    2) В.Г. Распутин б) «Уроки французского»

    3) А.С. Пушкин в) «Барышня-крестьянка»

    4) Н.А.Некрасов г) «Маттео Фальконе»

    12.Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

    1) «Мужичок-в-мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

    2) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван. »

    3) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени. »

    13. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

    1) Марья Кириловна а) «Дубровский»

    2) Грэй б) «Кладовая солнца»

    3) Настя и Митраша в) «Алые паруса»

    4) Лидия Михайловна г) «Уроки французского»

    14 . Какой художественный приём использует автор:

    Неохотно и несмело

    Солнце СМОТРИТ на поля…..( Ф.И.Тютчев)

    15. Какой художественный приём использует автор:

    Лёд неокрепший на речке студёной

    Словно как тающий сахар лежит . (Н.А. Некрасов)

    16. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

    1- «Уроки французского»

    2- «Кладовая солнца»

    3- «Тринадцатый подвиг Геракла»

    17 Кто автор «Илиады»:

    18. Выберите определение, соответствующее понятию «Аллегория»:

    1) построение художественного произведения;

    2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

    3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты

    ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ( 6 класс)

    1. Поговорка- это

    1.меткое , яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

    2.вид художественного произведения

    3.сказания, передающие представления древних народов о мире.

    2. Какой из этих размеров стиха является трехсложным:

    3. . Определите жанр произведения Н.С.Лескова «Левша»:

    2. притча, , 4. рассказ.

    4.Тема стихотворения « Железная дорога»

    Н.А. Некрасова:

    1.любовь к Родине

    2. быт и нравы крестьян при крепостном праве

    3.тяжелый труд крепостных

    5.Назовите имя русского баснописца:

    6. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

    1- «Тринадцатый подвиг Геракла»

    2- «Маленький принц»

    3- «Уроки французского»

    7.Повествование в произведении « Кладовая солнца» ведется от лица:

    1. Митраши 3.Насти

    2.геологов 4.жителей деревни

    8.Произведение Грина «Алые паруса» относится:

    1- К романтическим произведениям

    2- К реалистическим произведениям

    3- К фантастическим произведениям

    4- К приключенческим произведениям.

    9. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

    1. А.П.Чехов а. «Дубровский»

    2.А.С.Пушкин б. « Толстый и тонкий»

    3. В.М.Шукшин в. « Бежин луг»

    4. И.С.Тургенев г. « Срезал»

    10. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

    1) «. была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы. отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки. »

    2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая. до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание. »

    3) «. воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».

    11. Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

    12. Главные герои произведения А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»:

    1- Дубровский и Маша

    2- Алексей и Лиза

    Читать еще:  Чей стих я видел пьяниц с мудрыми глазами

    3- Ромео и Джульетта

    4- Грей и Ассоль

    13. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

    1)Платов а) «Левша»

    2) Ассоль б) «Конь с розовой гривой»

    3) Санька в)«Дубровский»

    4)Троекуров г) «Алые паруса»

    14. Какой художественный прием использует автор:

    Шумят деревья весело-сухие,

    И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. ( А.А.Ахматова)

    15. Какой художественный приём использует автор:

    С ней ШЕПЧЕТСЯ ветер, зеленые ветви лаская…

    16. Назовите стихотворение А.А.Фета:

    3. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

    17 Кто автор «Одиссея»:

    18. Выберите определение, соответствующее понятию: « Антитеза»

    выражение , употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

    противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.

    Изображение одного предмета путем сравнения его с другим

    Ключи к итоговой работа по литературе 6 класс

    11. 1-г , 2-б, 3-в, 4-а

    12. 1- Митраша ( Пришвин « Кладовая солнца)

    2. Левша ( Лесков « Левша»)

    3. Троекуров – старший ( Кирила Петрович)

    13. 1-а, 2 -в, 3- б, 4-г

    1. Настя ( Пришвин « кладовая солнца»)

    2. Лидия Михайловна – учительница фр.языка ( Распутин « Уроки фр.языка»)

    3. Владимир Дубровский ( Пушкин « Дубровский»)

    Курс повышения квалификации

    Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    Курс профессиональной переподготовки

    Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

    • Все материалы
    • Статьи
    • Научные работы
    • Видеоуроки
    • Презентации
    • Конспекты
    • Тесты
    • Рабочие программы
    • Другие методич. материалы

    • Сидоренко Лариса ГеннадьевнаНаписать 13001 06.12.2016

    Номер материала: ДБ-421122

    • Русский язык
    • 6 класс
    • Рабочие программы

    Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

      06.12.2016 658
      06.12.2016 312
      06.12.2016 7258
      06.12.2016 2356
      06.12.2016 286
      06.12.2016 281
      06.12.2016 4824

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

    Время чтения: 0 минут

    В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

    Время чтения: 1 минута

    В школе в Пермском крае произошла стрельба

    Время чтения: 1 минута

    Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

    Время чтения: 1 минута

    Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

    Время чтения: 1 минута

    ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Литература. 6 класс

    Конспект урока

    Двусложные и трёхсложные размеры стиха

    Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

    • изучение двусложных и трёхсложных стихотворных размеров;
    • рассмотрение двусложных стихотворных размеров – хорея и ямба;
    • рассмотрение трёхсложных стихотворных размеров – дактиля, анапеста, амфибрахия.

    Амфибрахий – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог – ударный среди безударных – в стопе.

    Анапест – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе.

    Да́ктиль (от др. греч. δάκτυλος – «палец») – трёхсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе.

    Лирика – это один из трёх основных родов литературы, воспроизводящий чувства и переживания поэта.

    Пиррихий – явление пропуска схемного ударения.

    Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк.

    Стихотворный ритм – это чередование ударных и безударных слогов в строке.

    Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение.

    Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге.

    Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.

    Список литературы

    Обязательная литература:

    1. Ахмадуллина Р.Г. Литература. 6 кл.: Рабочая тетрадь. — В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. — 64 c.
    2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. — М.: Паритет, 2007 —320 с.
    3. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. Литература. 6 кл.: Учебник. — В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018. – 288 c.
    4. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… / Дидактические материалы: 6 кл. — М.: Просвещение, 2018. — 255 c.

    Дополнительная литература:

    1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика / Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1996. — 254 c.
    2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе: 6 класс. — М.: ВАКО, 2002. — 400 c.
    3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся / Книга для учителя литературы // Н.В. Беляева. — М.: Вербум, 2004. — 238 c.
    4. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе / Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций // Н.В. Беляева. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.

    Электронные ресурсы:

    1. Поэзия.ру [Электронный ресурс]. URL: https://poezia.ru/ (дата обращения: 28.06.2019)

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Кому-то сегодняшний урок может показаться скучным. Какие-то размеры, рифмы… Но, разве не интересно посмотреть, как устроены стихотворения? Из каких «кирпичиков» поэт создаёт своё произведение, и каким законом оно подчиняется? Сегодня мы будем изучать стихотворные размеры.

    Вспомним стихотворение Александра Сергеевича Пушкина:

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя,

    То, как зверь, она завоет,

    То заплачет, как дитя…

    Вы слышите, что в нем есть ударные и безударные слоги. Давайте расставим в них ударения.

    А теперь давайте обозначим ударные слоги – V

    А безударные – _

    Получим такой рисунок: V _

    Чередование ударных и безударных слов называется стихотворным размером.

    Стихотворный размер задаёт ритм стихотворению. Именно благодаря чередованию ударных слогов с безударными получается ритм стихотворения.

    С помощью ритма и стихотворного размера создается рифма.

    Размер, а точнее, количество стоп, формирует длину строки.

    А окончание строки – ударное или безударное – рифму.

    Мчатся тучи, вьются тучи,

    Освещает снег летучий,

    Мутно небо, ночь мутна…

    («Бесы». А. С. Пушкин)

    Рифма бывает перекрёстной, парной, кольцевой, смешанной.

    В перекрёстной рифме созвучны 1 и 3, 2 и 4 строки. По принципу АБАБ:

    Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

    И только не могу себе простить:

    Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

    А как зовут, забыл его спросить.

    (А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»)

    В парной рифме созвучны 1 и 2 , 3 и 4 строчки по принципу ААББ:

    Хотя проклинает проезжий

    Дороги моих побережий,

    Люблю я деревню Николу,

    Где кончил начальную школу!

    (Н. М. Рубцов «Родная деревня»)

    Кольцевая рифма даёт созвучие 1 и 4 2 и 3 строчек:

    И там я был, и мёд я пил.

    У моря видел дуб зелёный,

    Под ним сидел, и кот учёный

    Свои мне сказки говорил.

    А в смешанной рифме возможны варианты смешения всех видов рифмовки.

    Стихотворные размеры делятся на двусложные и трёхсложные.

    Двусложные размеры называются хорей и ямб:

    Свет мой, зеркальце, скажи

    Да всю правду доложи!

    Я ль на свете всех милее,

    Всех румяней и белее …

    Посмотрим, как падают ударения в этом отрывке из сказки Александра Сергеевича Пушкина.

    В стопе хорея ударение падает на первый слог, второй остается безударным.

    Чередование слогов – ударный – безударный – мы называем хореем.

    Еще один двусложный размер – это ямб. В нем всё наоборот. Он начинается с безударного слога, а второй идёт ударный:

    Любви, надежды, тихой славы

    Недолго тешил нас обман.

    Исчезли юные забавы,

    Как сон, как утренний туман.

    (А. С. Пушкин «К Чаадаеву»)

    Вот еще один пример ямба:

    Я к вам пишу, чего же боле,

    Что я могу еще сказать?

    (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)

    Ямб – это энергичное, часто торжественное звучание стиха, хорей напевен и нежен. К слову сказать, в основе колыбельных лежит хорей.

    Существуют также и трёхсложные размеры.

    Первый из них называется дактиль. Его название просто запомнить – от греческого слова «дактилус» – палец.

    Тучки небесные, вечные странники!

    Степью лазурною, цепью жемчужною

    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

    С милого севера в сторону южную.

    В нём ударение из трёх слогов падает на первый.

    Следующий размер называется амфибрахий.

    В нём ударение падает на второй слог из трёх:

    Сижу за решёткой в темнице сырой,

    Вскормлённый в неволе орёл молодой…

    (А. С. Пушкин. «Узник»)

    И последний трёхсложный размер называется анапестом.

    Как вы уже догадались, в нём ударение падает на третий слог:

    О, весна без конца и без краю,

    Без конца и без краю мечта…

    Теоретический материал для углубленного изучения

    Чтобы выучить названия двусложных размеров, лучше запоминать их по порядку: хорей – ямб.

    В хорее – ударение на первый слог, в ямбе – на второй.

    Для трехсложных размеров существует мнемонический приём. (Мнемо́ника – от греч. τὰ μνημονικά – искусство запоминания).

    Этот приём называется «волшебная Д-АМ-А»:

    Д – дактиль (первая буква – ударный первый слог);

    АМ – амфибрахий (вторые буквы – ударный второй слог);

    А – анапест (последняя буква – ударный последний третий слог).

    Примеры заданий из Тренировочного модуля

    Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

    Впишите пропущенное слово в определении:

    ____ – это один из трёх основных родов литературы, воспроизводящий чувства и переживания поэта.

    Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, какие роды литературы бывают.

    В литературоведении чаще всего выделяют три рода литературы: эпос, лирика и драма. Эпос – это повествование о событиях, особое внимание уделяется развитию действия и сюжету, описаниям героев. Драма – это в основном произведения, написанные для театра. Особое внимание уделяется сюжету. А в лирике воспроизводятся чувства и переживания самого автора, чаще всего именно поэта.

    Правильный ответ: лирика

    Выделение цветом

    Определите стихотворный размер отрывка из произведения М. Ю. Лермонтова:

    На севере диком стоит одиноко

    На голой вершине сосна…

    Чтобы выполнить это задание, необходимо выполнить алгоритм определения стихотворного размера:

    1. Расставить стихотворные ударения в строках.

    На се́вере ди́ком стои́т одино́ко

    На го́лой верши́не сосна́…

    2. Разделить на слоги и нарисовать схему чередования ударных и безударных слогов (ритма):

    _V _ _ V_ _ V _ _ V_

    _ V _ _ V _ _ V…

    3. Определить, в каком порядке происходит чередование в стопах.

    В нашем случае стопа выглядит вот так: безударный – ударный – безударный.

    4. Определить размер.

    Ударным получается второй слог из трёх. Ответ: это трёхсложный размер амфибрахий.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector