0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой образ родной природы возникает в стихах

Образы родной природы в стихотворениях русских поэтов.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

анализ стихов о природе

Скачать:

ВложениеРазмер
стихи40.48 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы в 6 классе

Образы родной природы в стихотворениях русских поэтов 19 века

Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.

расширить знания учащихся о Я.П. Полонском, Е.А. Баратынском, и А. К. Толстом;

закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

развить интерес к поэзии — помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;

развить навыки защиты проекта;

воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;

воспитывать любовь к родной природе.

Форма урока : творческий урок с использованием ИКТ.
Оборудование урока : презентация; фотографии и портреты поэтов; Джеймса Ласта; учебник Литература. 6 кл. Учебник.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. /Автор-составитель В.Я.Коровина М.:Просвещение-2011; рабочие тетради; листы взаимооценки (Приложение 1), рефлексия (приложение №2).

Оформление урока: эпиграф; иллюстрации,, словарная работа.

Методические приемы : исследовательские работы учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, устное рисование, взаимооценка.

2 учащихся подготовили исследовательскую работу и презентацию по творчеству одного из поэтов.

Учащиеся должны оценивать:

выразительное исполнение стихотворения;

анализ стихотворений по плану:

— Тема, основная мысль.

-Устное словесное рисование

— Художественные выразительные средства.

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей,

И с птичкой птичка! С ним журчит,

Летает в небе с ней.

Работа над эпиграфом:

-чтение эпиграфа учителем под музыкальное сопровождение

-постановка вопросов для выяснения знаний учащихся и активизации творческого воображения: кто написал эти слова ? Как называется стихотворение? Какая основная мысль этих строчек?

-слово учителя об изображении природы и выражении отношения к ней (чувств авторов) в разных видах искусства: живописи, музыки, поэзии. Какими художественными средствами пользуются художники?(кисти, краски) Музыканты? (звук?) Поэты?(слово).

— как вы думаете, как называются стихи, посвященные изображению природы? ( Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».)

Постановка целей и задач занятия

Какова цель занятия? ( на примере лирических произведений, музыки и пейзажных иллюстраций понять то, что человек един с природой, учиться понимать настроения поэта, уметь определять способы создания поэтических образов с помощью художественно-выразительных средств, учиться применять их в устной речи).)

(Оценивать каждого, в том числе и себя, вы будете сами, для этого вы получили листы взаимооценки (Приложение 1), которые должны будете заполнять по ходу урока. Вам также предлагаются вопросы для подведения итогов урока (Приложение 2.)

Основная часть урока

  1. Слушаем актерское чтение . (прослушивание из фонохрестоматии чтения стихотворения Е.А.Баратынского «Чудный град порой сольётся…») (приём устного словесного рисования).

Задания и вопросы: попробуйте устно нарисовать картину, возникающую в вашем воображении. (Презентация.) Как автор передаёт легкость и изменчивость картин? Как передает поэт свои чувства? (назвать художественно-выразительные средства)

  1. Элементы проектной деятельности.

Каждый из поэтов видит и изображает природу родной страны по-разному. На уроке мы обратимся к стихам Евгения Абрамовича Баратынского, Якова Петровича Полонского и Алексея Константиновича Толстого. В ходе подготовки к уроку несколько учащихся подготовили исследовательские работа и презентации по теме.

а) Выразительное чтение стихотворения Полонского «По горам две хмурых тучи…»

б) Выступление ученицы с презентацией и анализом стихотворения « По горам две хмурых тучи…»

Горючий (разг.) – несчастный.

Огласить – 1. Наполнить какими-нибудь громкими звуками.

Дебри – 1. Места, заросшие непроходимым лесом.

Обомлеть – оцепенеть, ослабеть от неожиданности.

в) Дополнения учащихся (при необходимости) — какова главная мысль произведения? ( все в природе гармонично, даже ссора заканчивается примирением)

а) Выразительное чтение стихотворения Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»

б) Выступление ученика с презентацией и анализом стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…»

Омут – глубокая яма на дне реки или озера.

Бирюзовый – зелёно-голубой цвет.

Отлогий – не крутой.

в) Дополнения учащихся (при необходимости) Главная мысль: сказочное нужно отличать от реальность. Конечно же, не могут научить ребенка стрекозы летать.

3. Оценивание выступивших учащихся в группах.

Самостоятельная работа учащихся в группах .

-просмотр презентации и анализ стихотворения Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист…»

  1. Автор, тема, главная мысль произведения. (Баратынский чувствует себя частью природы, он слился с ней, растворился в ней).
  2. Художественно-выразительные средства.

Небосклон – часть неба над горизонтом.

Лазурь (устар.) – светло-синий цвет синева.

Хребет – 1. Позвоночник, хребет.

Заздравный – провозглашаемый чьё-нибудь здоровье.

Гимн – 1. Хвалебная песнь.

Оценивание выступивших учащихся в группах. Выставление оценок.

Вывод, обобщение . Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. Стихотворения поэтов передают состояние души, пейзаж и чувства сливаются в одно целое.

Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты XIX века, какие точные, красочные слова и выражения использовали. Эти поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью.

Стихи нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия — великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.

Рефлексия урока. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного опросника (Приложение 2).

Домашнее задание. Анализ стихотворения Я.П.Полонского «Посмотри- какая мгла…»

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Русские поэты посвятили природе различных времён года множество стихотворений. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму.

Евгений Абрамович Баратынский 1800-1844

«Весна, весна! как воздух чист. » В стихотворении Е. А. Баратынский встречает весну ликующим, восторженным гимном. Поэт радостно приветствует раннюю весну, которая со всей мощью и присущим ей блеском приходит на смену зиме.

Она и в поэте пробуждает порыв к идеалу, к высоким чувствам и желание слиться в этом едином порыве с природой и раствориться в ней.

В другом стихотворении («Чудный град порой сольется. ») Баратынский пишет о том, что иногда летучие облака могут создать таинственный «чудный град», но, навеянный образами природы, он мгновенен, хрупок и зыбок. Под напором ветра он рушится, и это прекрасное видение бесследно исчезает. В стихотворении возникает тонкое сравнение с поэтической мечтой, которая столь же мгновенна и хрупка, как и природное видение. Она тоже недолгая гостья в мире повседневной суеты.

По двум стихотворениям Баратынского уже можно судить о том, что жизнь природы сопоставлена с жизнью человека. Рассказывая о жизни природы, поэт передаёт свои чувства, мысли, свои желания и тревоги. Все изменения в природе напоминают отношения между людьми.

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей,
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней.

Чудный град порой сольётся
Из летучих облаков;
Но лишь ветр его коснётся,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.

Яков Петрович Полонский 1819-1898

«По горам две хмурых тучи. » В стихотворении Я. П. Полонского образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Тучи днём блуждали вдали от матери, а к вечеру склонились на грудь скалы, но обеим места не хватило, и они повздорили. Из их ссоры родилась молния, грянул гром. Схватка туч, однако, больно отозвалась в сердце матери-скалы, потому что ей были одинаково дороги обе тучи. Она жалобно застонала, и тучи-дети вняли этому стону. Они не хотели обижать скалу-мать и, обескураженные, удивлённые своим поступком и пожалевшие скалу, мирно улеглись у её ног, смиренно признавая свою неправоту. Так наблюдение над предгрозовым пейзажем рождает лирический сюжет, в котором легко узнаются человеческие отношения родителей и детей.

Но горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись — не уступили
Той скалы друг другу даром
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром — по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели.

«Посмотри — какая мгла. » В этом стихотворении тоже рождается лирический сюжет о «бледном месяце», который одиноко «в небе ходит», не зная приюта и освещая всё вокруг таинственным «фосфорическим лучом». В этом образе легко угадать поэта, бесприютного и печального в своём одиночестве, но проникающего всюду своим поэтическим воображением.

Посмотри — какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.

Бледный месяц невидимкой
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на все наводит
Фосфорический свой луч.

Алексей Константинович Толстой 1817-1875

«Где гнутся над омутом лозы. » Современник Полонского поэт А. К. Толстой с помощью образов природы создаёт целые баллады. Весёлые стрекозы в стихотворении зовут мальчика ввысь, обещая научить его летать. Они обещают спеть ему много песен, показать отлогий берег и песчаное дно. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг, предлагают ему посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними. Однако это может погубить ребёнка.

Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печёт,
Летают и пляшут стрекозы,
Весёлый ведут хоровод:

«Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!

Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!

Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно!
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно. »

Вопросы и задания

  1. Вы прочитали стихотворения о родной природе поэтов XIX века и размышления литературоведа о них. О каком из этих стихотворений вам хотелось бы высказать своё суждение? Какое из них хочется выучить наизусть, потому что оно передаёт ваше восприятие того или другого явления природы и связанного с ним настроения?
  2. В стихотворении Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист. » поэт подробно рассказывает о приметах наступающей весны («воздух чист», «ясен небосклон», «шумят ручьи», «жавронок поёт»). Поэт приветствует весну, которая будит и его собственные силы, веселит душу. Поэт возрождается вместе с природой.

Какой литературный приём помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворёнными?

  • В стихотворении Баратынского «Чудный град порой сольётся. » говорится о видении и создании града из летучих облаков. Как вы это понимаете? Отчего исчезает видение города из облаков? Почему могут исчезнуть мечтания поэта?
  • Найдите олицетворения и объясните их роль в стихотворении Полонского «По горам две хмурых тучи. ». Какие образы возникают при чтении стихотворения?
  • Стихотворение А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы. » — может быть, красивая пейзажная картинка, может быть, страшная сказка. О чём она? Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? Можно ли им верить?
  • Подготовьте поэтический вечер и выставку репродукций русских художников-пейзажистов «Родная природа». На вечере вы расскажете о поэтах и прочитаете их стихотворения. Подберите аудиозаписи музыкальных произведений, которые будут сопровождать выступления чтецов.
  • Тема и образ природы в лирике Сергея Есенина

    Сергей Есенин, будучи человеком, рожденным в деревне, с большой нежностью и трепетом относился к родной природе. В его стихотворениях она не просто фон для основного действия. Природа выступает как самостоятельный лирический герой.

    Природа у Есенина может отражать внутреннее состояние самого поэта. В стихотворении «Клен ты мой опавший. » поэт напрямую связывает себя с окружающим миром. Он обращается к клену, словно к давнему товарищу, рассказывает о своей жизни, делится проблемами. Есенин и сам себя сравнивает с кленом, но с молодым деревом, которое в самом расцвете жизненных сил.

    В стихотворении «Черемуха душистая. » черемуха предстает в образе молодой девушки, которая к весне принарядилась и завила кудри. Здесь снова нет явного лирического героя. Читателю предлагается вместе с поэтом наблюдать за тем, как мир природы живет своей жизнью, которая так похожа на нашу. Вот стоит молодая девушка, ее кудри золотятся и переливаются на солнце, а рядом звенит ручей, который словно юноша играет и резвится под теплыми лучами, стряхивая с себя зимнее оцепенение. Еще сильнее мотив олицетворения проявляется в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы. ». В нем проселочная дорога спит и мечтает о зиме, а месяц сравнивается с рыжим жеребенком, который запрягается в сани.

    Русская природа — источник неисчерпаемого вдохновения для Есенина. В стихотворении «Русь» он описывает бескрайние поля и леса, голубой купол неба над ними, деревянные хатки. Не обошлось здесь и без мистических мотивов. Ведь крестьянская природа для поэта наполнена мифами, легендами, преданиями. Это стихотворение написано в 1914 году, после начала Первой мировой войны. Есенин был далек от политики, но он смог показать, как природа реагирует на все происходящее. Словно предчувствуя беду сгущаются тучи, гремит гром, вокруг разносится карканье ворон. Это еще раз подтверждает, что крестьяне для Есенина живут в неразрывной связи с природой. Она реагирует на всеобщую беду и скорбит со всей Россией.

    Очень часто у Есенина можно проследить сопоставление смены времен года с этапами человеческой жизни. Молодость для него — это весна, зеленая, яркая, свежая, непоседливая. А осень поэт сравнивает со старостью. Опадающие деревья устали, поля, с которых убрали весь урожай, тоже хотят поскорее отдохнуть под снежным одеялом. А зима — это смерть, вечный ледяной покой, холодная безжизненная равнина. Зима наступает неумолимо, но в то же время ее все ждут, потому что без смерти невозможно новое рождение весной.

    2 вариант

    Есенин писал о любви, себе и природе. Наверное, таковы основные векторы концентрации его поэтического внимания. При этом тема природы является основополагающей не только как содержательная часть и просто предмет, о котором следует сочинять, Сергей Александрович использует природу, как часть собственного мировоззрения и идеологии.

    К примеру, в стихах близких к началу 20-х годов, когда он окончательно порвал с деревне, появляются образы разрушения природы и печали о природе. Поэт видит, как наступают новые времена, когда больше не будут простые руки собирать хлеба, теперь наступает эра комбайнов, период, когда жать будут железные кони и многое канет в Лету. Конечно, речь не просто об индустриализации, но об уходе старого уклада и с этим люди в каком-то смысле теряют часть собственной души.

    Не сказать, чтобы Есенин был благосклонен к революции, он не вступал в открытые конфликты, но мог себе позволить откровенно высказываться и не подстраивать свою позицию под требования времени. Он видел смену эпохи комплексно, как тотальный переход и утрата природы в том смысле, в котором ее видел простой русский человек, в котором созидал природное пространство, являлась частью общего перехода, который совершала Россия. Если раньше и эти детали часто прослеживаются в есенинской лирике, природа была живой и насыщенной, то наступали времена узурпации и использования, обезличивания.

    Безусловно, даже поверхностное наблюдение позволяет выделить основные ассоциативные ряды, которые использует поэт, работая с лирикой на тему природы: природа как храм, природные процессы как служба в храме, природа как живое существо, частое использование антропоморфных сравнений для различных феноменов, восприятие сходное пантеистическому или чем-то подобному, обращение к древней, вероятно, во многом языческой, коренной деревенской символики и верованиями, которые с течением эпох прочно интегрировались в православное мировидение, которое и давало ассоциацию природа – храм и вечное богослужение, которое совершается в мире, внешние выглядящее как природные процессы.

    Все эти образы, водоем-купель или кадящие облака, ну и даже банальные купола небес, на мой взгляд, являются удивительно красивыми и нежными. Тот, для кого природа – храм не станет относиться к этому потребительски, как минимум, он высадит там красивый вишневый сад. Тем не менее, под завершение своего творчества образы русской природы уходят из лирики Есенина и, вероятно, по причине ухода самой природы, остаются метафоры и персидские мотивы, впрочем, тоже в основном метафорические.

    Сочинение Тема природы в лирике Сергея Есенина

    Тема природы описана всеми русскими писателями в любых жанрах произведений, будь-то стихи, поэма, рассказ или повесть.

    Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин. В его ранних произведениях широко раскрыта тема русской природы, ее живой образ, ее душа и красота. Она занимает одно из ключевых мест в его творчестве.

    Есенинская природа сама по себе одушевлена, ее мотивы мелодичны и прекрасны.

    Золотая и прелестная роща – «отговорила», береза-березонька, словно девица «принакрылась» снегом, тополи невольно шепчут, а вербы плачут.

    Подобранный эпитет к образам довольно точен и тонко подмечен. Они способны воссоздать и воспроизвести живую картину перед читателем. И отнюдь автор никоем образом не старался приукрасить и использовать несвойственные природе аспекты. Наоборот природа описана в естественных красках, проста и незамысловата, именно та какая нас окружает.

    Есенин пытается донести в нас умение замечать природу естественной и загадочной, любить ее такой, какая она есть, подмечая красоту русской природы родного края, даже в самых простых вещах.

    Облака, плывущие по небу непременно похожи на кружевной ситец, но плывут они по родному небу над родной землей. Поля, засеянные хлебом пусть и не так урожайны, как хотелось бы, но все же они выращены в родном краю.

    Есенин в своих произведениях чудесным образом объединяет образы людей, образы животных, растительный мир — здесь они воплощение единого целого, которое не может существовать друг без друга.

    В строчках улавливается невероятная теплота и любовь которую испытывает поэт к природе своего края.

    Также Есенин не обделяет своим вниманием и животных. Он разговаривает с ними, вступая в диалог, и животные отвечают ему взаимностью, даря теплоту и нежность. Так собака Качалова Джим предстает перед нами в образе былого друга и соратника. Эта дружеская беседа отдает теплотой двух приятелей, в разговорах на серьезные различные темы, такие как любовь, жизнь, дружба. Автор доверяет ему самые сокровенные мысли.

    Единение с природой нераздельно. Он вместе с ней мечтает о будущем, вспоминает прошлое, радуется, грустит и плачет.

    Есенин показывает, что человек та же часть природы, как любое другое существо. И чтобы быть ее частью необходимо быть и жить в мире и гармонии с природой, с окружающим миром, который также нуждается в помощи и заботе.

    Лирическая поэзия Есенина призывает любить и ценить окружающую природу всему человечеству.

    Образец 4

    В творчестве каждого писателя образ природы имеет определенное значение. В лирике С. Есенина природа – это неотъемлемая часть жизни поэта, так как она помогает понять смысл существования. Мир природы в его сочинениях яркий, запоминающийся, реалистичный.

    Рассматривая раннюю лирику поэта, можно говорить о том, что центральное место отводится в каждом стихе именно природным явлениям. В более поздних текстах человек становится главным образом. Привлекательно то, что в каждом его четверостишии есть упоминания о привычных всем животных, растениях, явлениях окружающего мира. Но в каждом из них Есенин видит необыкновенный источник радости. Зоря, реки, насекомые, луга также как и люди наделены разными чувствами, о которых читатель узнает благодаря олицетворениям – способностью страдать, грустить, радоваться.

    Наиболее часто встречаются описания небесных явлений («Месяц рогом облако бодает», «Загорелась зорька красная», «Гляну в поле, гляну в небо…» и др.). Таким образом, Есенин передает свои переживания на фоне небесного свода, заставляя читателя беспрестанно восхищаться их участием в жизни человека.

    Очень гармонично вплетаются в строки образы животных, растений, символизируя те или иные качества, сопровождая человека повсюду («Бредет мой конь», «На раздробленной ноге приковыляла», «Рву я по грядкам зардевшийся мак»). Каждая травинка, любой ручеек живут, дышат, принимают участие во всех эпизодах наравне с человеком, они отражают настроение Есенина (например, «Зашумели над затоном тростники» — фраза, в которой сосредоточена душевная тоска; «крапива…шепчет шаловливо» — слова, которые передают бодрость духа, хорошее начало дня поэта). В лирике Есенина природа соткана из богатой палитры красок, многообразия звуков, внутренним ритмом и музыкальностью.

    Таким образом, любое обращение Есенина к образам природе – это диалог с ними. В этой беседе чувствуется взаимное уважение, защита и понимание друг друга. Каждый природный образ занимает достойное место в творчестве поэта, занимая место главного героя. Именно так проявляется искренняя любовь поэта как тонкого ценителя красоты природы к родному краю.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Тема и образ природы в лирике Сергея Есенина

    Популярные сегодня темы

    • Сочинение Раскольников и Соня сравнительная характеристика

    Преступление и наказание — известный роман Ф.М.Достоевского, затрагивающий нравственные метания человека, совершившего преступление, его путь к раскаянию и наказанию.

    По жанровой направленности произведение относится к народной сказке, главной мыслью которой является победа добра над злом, любви над ненавистью.

    «Герой нашего времени» — произведение сложное и неоднозначное. В каждой его главе раскрывается отдельная небольшая история, вплетённая в общую канву повествования. Поэтому, помимо основных идей романа

    Сказка написана в 1816 году, и напечатана сборнике сказок, вышедшем в Берлине в этом же году. Сказка описывает превращения человека в уродливые игрушки по желанию злых персонажей

    Аглая Епанчина является одной из главных персонажей произведения. Писатель представляет Аглаю двадцатилетней девушкой, воспитанной в уважаемой генеральской семье, избалованной родительским вниманием, но при этом умной

    Интегрированный урок по теме «Природа в лирике русских поэтов». 6-й класс

    Класс: 6

    Цель: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов.

    Образовательная:

  • расширить представление обучающихся о русской лирике, включающей в себя тему родной природы.
  • Развивающая:

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей, логического мышления и речи обучающихся;
  • развитие навыков отбора материала и систематизации прочитанного;
  • развитие коммуникативной компетентности обучающихся;
  • развитие умения и навыка работы в группе;
  • развитие элементов творческой деятельности;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса обучающихся.
  • Воспитательная:

  • воспитание читательской культуры обучающихся, уважительного отношения к русской литературе, стремления передавать в своей речи богатство русского языка: красоту, точность, образность;
  • воспитание творчески активной личности, раскрытие новых способностей и талантов детей;
  • воспитание уважительного отношения к родной природе, к окружающему миру через поэтическое слово.
  • Оформление урока:

  • репродукции картин русских художников-пейзажистов;
  • выставка рисунков и творческих работ учащихся;
  • мультимедийные презентации;
  • музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский “Времена года”, Э. Григ “Утро”).
  • 1. Учитель: Добрый день! Рада видеть вас на сегодняшнем уроке.

    “Здравствуй!” – мы скажем солнцу и птицам,
    И “Доброе утро!” – улыбчивым лицам!

    (Музыкальный фрагмент “Утро” Э.Грига)

    Наш урок мы начали стихами, потому что на улице весна, солнце светит, душа поет, настроение радостное, хочется слова складывать в рифмы:

    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.

    Минута – и стихи свободно потекут… (А.С. Пушкин)

    Стихами можно описать все в нашей жизни, в окружающем мире: журчание ручейка, полет бабочки, шум дождя, шелест листвы. Не случайно русский поэт Федор Иванович Тютчев сказал о природе: “В ней есть душа… В ней есть язык…”. А мы добавляем – в ней есть поэзия. И сегодня наш урок мы посвящаем поэзии, поэзии в окружающем мире, в том, что нам близко и дорого. (Презентация 1. Слайд 1)

    К этому уроку готовились все ребята. Класс мы разделили на четыре команды. Каждая определила для себя тему, о которой хотела бы сегодня сказать стихами. Ребята из большого количества поэтических произведений отобрали те, которые им больше всего понравились, подготовили стихи и, кроме того, украсили свое выступление презентациями.

    Давайте послушаем их.

    2. Чтение стихов наизусть и просмотр презентаций.

    КОМАНДА “Цветочный калейдоскоп” (Презентация 2. Приложение 1. Чтение стихов “Ландыш” С.Я. Маршака и “Черемуха” С.А. Есенина)

    КОМАНДА “Птичий базар” (Презентация 3. Приложение 1. Чтение стихов “Сороки” А.Л. Барто и “Галчата” Саши Черного)

    КОМАНДА “Явления природы” (Презентация 4. Приложение 1. Чтение стихов “Весенняя гроза” Ф.И. Тютчева и “Листопад” Т. Нестеровой)

    КОМАНДА “Времена года” (Презентация 5. Приложение 1. Чтение стихов “Зима недаром злится” Ф.И. Тютчева и “Деньки стоят погожие” М.С. Пляцковского)

    Учитель: Понравились ли вам стихотворения? Каким настроением они проникнуты? Какие образы, созданные поэтами, вам запомнились? Какие звуки природы вы услышали? Какие открытия сделали для себя?

    Мы увидели, с какой любовью русские поэты рассказали нам о родной природе, какие точные, яркие образы создали. Эти мастера слова обладали удивительным даром: они понимали язык природы сердцем и учили этому нас, читателей. Известный русский поэт И. Северянин так определил для себя источник вдохновения:

    Я природой живу и дышу,
    Вдохновенно и просто пишу.
    Растворяясь душой в простоте,
    Я живу на земле в красоте.

    Эта красота, как чудо, открывается только человеку доброму, чуткому и внимательному. Душа наполняется эмоциями, чувства льются через край – и появляются замечательные стихи, создаются прекрасные картины, льется чудесная музыка. И сейчас для всех нас в качестве весеннего подарка звучит весенняя песня.

    (Одна из учениц исполняет песню о весне)

    3. Учитель: Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник для композиторов, художников, поэтов. Мы сегодня услышали немало замечательных стихотворений. А сложно ли писать стихи? Что для этого нужно? Может, попробуем?! Настроение у всех весеннее, и хочется немножко пошалить, немножко поиграть – открывается “Весенняя творческая мастерская”.

    1 задание. “Рассыпанные строчки”

    Весенний теплый ветерок распахнул окно и рассыпал строчки стихотворения (Приложение2). Ваша задача – собрать их. Попробуйте выполнить задание, а потом сравним с оригиналом.

    (Учащиеся выполняют задания в группах, затем читают свои варианты полученных стихотворений)

    Учитель: Писать стихи, работать со стихами – нелегкое дело, есть предложение отдохнуть и сделать веселую музыкальную зарядку.

    1. Друга за руку возьми,
    Вместе с ним вперед иди.

    2. На носок, на каблучок,
    Веселей танцуй, дружок.

    3. Руки к солнцу подымай,
    Торопись и не зевай!

    4. Окна чисто протирай,
    Поскорей весну встречай.

    5. На гармошке поиграй,
    В хоровод скорей вставай!

    (Под музыку выполняется зарядка)

    Учитель: Настроение у всех замечательное, и мы готовы продолжить трудиться в “Весенней творческой мастерской”.

    Вы поиграли в рифмы и узнали, что у каждой строчки должно быть свое место, что при создании поэтического текста важно учитывать очень многое. Давайте попробуем разобраться, что же необходимо, чтобы получилось хорошее стихотворение? (Смысл, настроение, ритм, красочность…)

    А что делает стихотворение красивым, ярким, образным, незабываемым?

    Какие художественно-выразительные средства используют поэты? Что вы о них знаете? (Метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты…)

    2 задание. “Слова, смытые дождем”

    В стихотворении, которое вам будет дано, дождик смыл все эпитеты. Ваша задача – восстановить их, стараясь понять замысел автора, его настроение, а потом мы посмотрим, что получилось у вас, и сравним с оригиналом (Приложение3).

    (Учащиеся выполняют задания в группах)

    Учитель: Видите, как важно найти точные слова и выражения, как внимательны поэты ко всему, что их окружает, как они способны зорко видеть то, что скрыто от глаз ленивого и равнодушного. Русская же природа никого не может оставить равнодушным, она полна добра, тепла, красоты и мудрости.

    В очарованье русского пейзажа
    Есть подлинная радость, но она
    Открыта не для каждого и даже
    Не каждому художнику дана.

    Мы с вами будем учиться быть художниками, видеть красоту в окружающем нас мире.

    3 задание. “Сочини стихотворение”

    Учитель: В “Весенней мастерской” вновь готовы для вас интересные задания.

    Мы предлагаем вам рифмы. Те, которые будут по душе, вы и используйте в своем стихотворении. И не забудьте дать название вашему поэтическому чуду (Приложение 4).

    ________________________________________________ ото сна

    ________________________________________________ не дыша

    (Учащиеся читают получившиеся стихотворения)

    Учитель: Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе. Надеемся, что после этого праздника души вы будете еще больше любить природу, научитесь ее слышать и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла.

    Великий художник Леонардо да Винчи сказал: “В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей”. Поэтому наблюдайте, станьте ближе к природе, запоминайте ее краски, звуки, рисуйте картины, пишите стихи. Наверное, обращаясь к нам, поэт М.Бромель написал такие строки:

    Скажи, скажи, художник,
    Какого цвета дождик,
    Какого цвета ветер?
    Какого цвета вечер?
    Скажи, какого цвета
    Зима, весна и лето.
    Не зная этих истин,
    Ты не сиди в квартире
    Возьми в дорогу кисти,
    Глаза открой пошире,
    Смотри, какого цвета
    Огромная планета.

    Мир, окружающий нас, прекрасен, о нем хочется говорить стихами. Творите! Оглянитесь вокруг: о своих приключениях вам расскажет солнечный лучик, а весенняя капель споет веселую песенку, желтоглазая ромашка поделится тайнами зеленого луга, а ручеёк позовет в интересное путешествие по родному краю. Вы же об этом сможете нам рассказать в своих стихах. Желаем вдохновения!

    Урок закончился, но радостное настроение не покидает нас. Давайте оставим после себя весенние букеты цветов. У вас на столах лежат конверты с цветами, а на доске четыре вазы. Выберите цветок, который соответствует вашему отношению к сегодняшнему уроку, и поместите его в соответствующую вазу. (Приложение 5)

    (Учащиеся подводят итог своего участия в работе на уроке и создают “букеты”)

    Учитель:

    Мы любим лес в любое время года,
    Мы слышим речек медленную речь…
    Все это называется природа,
    Давайте же всегда ее беречь!

    В лугах ромашки солнечного цвета,
    Такие, что светлей на свете жить…
    Поэзией мы назовём всё это,
    Давайте же с поэзией дружить!

    Мы искренне желаем вам как можно чаще встречаться с красотой в жизни и оставлять свой след на родной земле. Пусть это будет след любви и доброго отношения к природе.

    Читать еще:  Анализ стиха блока кто то шепчет и смеется
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector