1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой размер стиха подруга дней моих суровых

Как определить размер стихотворения: 3 простых способа

Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.

  • Text Link

Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.

«Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги».
А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.

«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747 год.

С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

Виды стихотворных размеров

В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.

Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.

По стопам размеры делятся на:

  • двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
  • трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).

От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.

Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».

Хорей

Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.

Дактиль

Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

Степью лазурною, цепью жемчужною. »
|—UU|—UU|—UU|—UU|

М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

Амфибрахий

Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

Анапест

Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

И.А. Бродский, 1962 г.

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.

Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня»

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

  • Ваня — хорей:
    «Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
    В
    аня-Ваня-Ваня-Ваня
  • Иван — ямб:
    «И буду век емуверна» (А.С. Пушкин)
    Ив
    ан-Иван-Иван-Иван
  • Ванечка — дактиль:
    «Ранними летними росами» (А.А. Блок)
    В
    анечка-Ванечка-Ванечка
  • Ванюша — амфибрахий:
    «Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
    Ван
    юша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
  • Иоанн — анапест:
    «Я тебепринесудва кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
    Ио
    анн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

Читать еще:  Сколько стихов написал габдулла тукай

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:

Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.

Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Презентация к уроку литературы в 6 классе на тему «Трехсложные размеры стиха»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Размер стиха (к уроку литературы в 6 классе) С.223 упражнение №2 Составила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №2»г. Братска Ромашева Светлана Вадимовна

Я́ ль на све́те все́х миле́е, (ударные слоги 1, 3, 5, 7) Все́х румя́ней и беле́е (1, 3, 7) Ударные слоги нечётные, следовательно, это ХОРЕЙ. _́ _ / _́ _ / _́ _ /_́ _ _́ _ / _́ _ / _ _ / _́ _

2. Подру́га дне́й мои́х суро́вых, (2, 4, 6, 8) Голу́бка дря́хлая моя́ (2, 4, 8) Ударные слоги чётные, следовательно, это ЯМБ. _ _́ / _ _́ / _ _́ /_ _́ / _ _ _́ / _ _́ / _ _ / _ _́

Сижу́ за решёткой в темни́це сыро́й (2, 5, 8, 11) (Чередование ударных чётных слогов с нечётными говорит о том, что это трёхсложный размер, а раз ударение в каждой стопе падает на второй слог, то это АМФИБРАХИЙ) . _ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _ / _ _́

4. У́рну с водо́й урони́в, об утёс её де́ва разби́ла (1, 4, 7, 10, 13, 16) А это (по чередованию нечётных ударных слогов с чётными) , тоже трёхсложный размер, но так как в стопе ударение падает на 1-й слог, то это ДАКТИЛЬ _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _ _ / _́ _

5. На се́вере ди́ком стои́т одино́ко (2, 5, 8, 11) На го́лой верши́не сосна́ (2, 5, 8) Опять АМФМБРАХИЙ _ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _ / _ _́ _ _ _́ _ / _ _́ _ / _ _́

Определи размер стиха. Что ты жа́дно гляди́шь на доро́гу В стороне́ от весёлых подру́г…

Что ты жа́дно гляди́шь на доро́гу (3, 6, 9) В стороне́ от весёлых подру́г… (3, 6, 9) Трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге – АНАПЕСТ. _ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _ _́ / _ _ _́ / _ _ _́

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Ромашева Светлана ВадимовнаНаписать 762 20.01.2020

Номер материала: ДБ-936574

  • Литература
  • 6 класс
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    19.01.2020 50
    19.01.2020 33
    19.01.2020 121
    19.01.2020 17
    19.01.2020 36
    19.01.2020 36
    19.01.2020 18
    18.01.2020 26

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне» план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Арина Родионовна была для А. С. Пушкина не просто няней, но и советчицей, верным другом. Её образ поэт запечатлел в произведениях. Одно из самых известных – «Няне». Это послание, которое пронизано душевным теплом, уважением и благодарностью. Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Няне» по плану.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Няне.
История создания – было создано в 1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.

Тема стихотворения – воспоминания о няне.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – написано четырёхстопным ямбом, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».

Эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «чёрный отдалённый путь».

Сравнение – «горюешь, будто на часах».

Поэлементный анализ

Стихотворение было написано в 1826 году, когда Александр Сергеевич находился в ссылке в селе Михайловское. Изучают это произведение учащиеся 5 класса, они учат наизусть сам стих, узнают историю написания, рисуют иллюстрации и рассматривают рисунки самого поэта к произведению, готовят доклад или короткое сообщение по творчеству А. С. Пушкина.

Тема стихотворения — тоска в разлуке с близким другом, более старшим и опытным, который был и поддержкой и мудрым советчиком. Поэт посвятил его любимой няне, почти матери, его Ангелу Хранителю и близкому другу.

Анализ стихотворения «Няне» можно использовать на уроке литературы для лучшего понимания замысла автора.

В этом произведении поэт старается подробно описать свою няню в виде простой практичной женщины, которая ежедневно вяжет на спицах по вечерам. Она живет в глуши, в маленьком старом деревянном домике. Ее жизнь течет медленно и уединенно, но ее постоянно волнуют мысли о любимом воспитаннике. Няня беспокоится о нем и ждет, постоянно вглядываясь вдали, ожидая увидеть знакомую фигуру. Ей постоянно чудится, что долгожданный человек входит в «забытые вороты».

Лирический герой стихотворения, который также любит свою старую няню и тоскует по ней, но не имеет возможности часто видеться с ней.

Идея этого произведения: нельзя забывать своих близких и родных людей, время жестоко и наступит день, когда уже ничего нельзя будет изменить.

Если проводить анализ кратко, можно определить следующие моменты:

  1. Стихотворение «Няне» написано в жанре послания, в форме монолога, его можно рассматривать как письмо к близкому человеку.
  2. Пушкин использует четырехстопный ямб и перекрестную рифму АВАВ.
  3. Намеренно замедленный ритм стихотворения говорит о чувствах поэта и старой няни: это грусть, тоска, тревога друг за друга.
  4. Поэт намеренно не разделил стихотворение на строфы, пытаясь единым монологом высказать чувства, которые связывали и его и няню.

Обращаясь к родному человеку, поэт использует такие обращения, как подруга, голубка. Этим он показывает, что Арина Родионовна действительно стала для него самым близким человеком. «Подруга дней моих суровых» — это высокое обращение, указывающее на равенство отношений, на единство душ. Он не старается называть ее няня или мама, но иные, более глубокие обращения, указывают на истинную любовь и заботу, существующие между няней и ее воспитанником.

Читать еще:  Анализ стиха в ночь когда мамай залег с ордою

История создания

А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребёнку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.

В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко (это было запрещено), а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и спокойствие.

В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.

«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина

Всех детей в семье Пушкиных сразу после рождения воспитывала няня – Арина Родионовна. Она выпестовала не только будущего поэта, но также его сестру и брата. Это была простая и добрая женщина, крепостная крестьянка.

Няня любила своего воспитанника Сашу как родное дитя. Сказки, которые мальчик слышал от нее, легли в основу замечательных стихотворных сказок Пушкина, знакомых нам с детства. Арина Родионовна послужила прототипом няни Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин», других женских образов в творчестве своего воспитанника. Народные обычаи, предания старины, песни, пословицы, поговорки, подробности крестьянского быта, которыми она щедро делилась с будущим гением мировой литературы, стали неистощимым источником поэтического вдохновения Александра Сергеевича.

Для Пушкина няня стала близким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. Долгими зимними вечерами в Михайловском Арина Родионовна была постоянной собеседницей и слушательницей поэта. «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно», – писал брату Александр Сергеевич. Он посвятил Арине Родионовне несколько стихотворений. Одно из них, написанное в 1826 году, известно под названием «Няне», хотя сам Пушкин стихотворение не окончил и не назвал. Это произведение впервые было опубликовано в 1855 году в собрании сочинений поэта.

«Няне» – необыкновенно душевное стихотворение. Оно пронизано нежностью, любовью, безграничной благодарностью и глубоким уважением к женщине, ставшей по-настоящему родной. Поэт называет ее «голубка дряхлая моя» и «подруга дней моих суровых». В этих замечательных фразах, возможно, присутствует легкая ирония, но скрываются истинные глубокие чувства.

В начале стихотворения лирический герой обращается к няне, живущей далеко в сосновых лесах. Она ждет своего воспитанника, который давно не появлялся в родных местах, с тревогой и заботой. Старушка все прислушивается и приглядывается – не появится ли в воротах ее долгожданный любимец? Слова «горюешь», «ждешь», «предчувствия», «тоска» отражают настроение няни.

Герой произведения также скучает в разлуке. Он хотел бы уберечь свою старую няню от огорчений и тревог, но не может часто бывать в Михайловском. Поэт не говорит о своих чувствах, но они хорошо слышны в тех ласковых и добрых интонациях, с которыми он обращается к старушке. Таков сюжет этого короткого произведения.

По жанру стихотворение «Няне» можно отнести к посланию. Автор не разделяет текст на строфы, чтобы приблизить повествование к разговорной речи, обычной форме общения с дорогим человеком. Читатель словно присутствует при монологе поэта, обращенном к любимой няне.

Напряженное ожидание одинокой старушки автор передает разнообразными художественными средствами. Это эпитеты – «на черный отдаленный путь» и «в забытые вороты», сравнение – «будто на часах». Метафора о медлительных спицах в няниных руках говорит о том, что пожилая женщина невольно прислушивается и с надеждой поглядывает в окно. Противопоставление образа светлицы (доброго родного дома и черного отдаленного пути) подчеркивает тревогу о судьбе воспитанника. Повтор «давно, давно» усиливает чувство сожаления от долгой разлуки. В целом произведение создано в духе фольклорных традиций.

Стихотворение «Няне» написано четырехстопным ямбом. Автор использует перекрестную рифмовку с чередованием мужских и женских рифм. Длинные строки образуют медленный музыкальный ритм, навевают ощущение грусти. На последней строке «То чудится тебе…» произведение внезапно обрывается. Использование звуков «ж», «ш», «ч», «т», «п» создают мрачное настроение, имитируют шаги старушки, звук спиц. В последних строках многочисленные гласные звуки «о» и «у» передают тоску долгого ожидания и тревогу.

Пушкин, по словам современников, называл Арину Родионовну «мамушкой». Уважали и любили добрую старушку и друзья Александра Сергеевича. В письмах поэту они предавали приветы няне, а Николай Языков даже посвятил ей два стихотворения, одно из которых было опубликовано еще при жизни Арины Родионовны.

Почти двести лет трогательные строки стихотворения «Няне» хранят не только сердечную теплоту и благодарность великого поэта, но и остаются задушевным признанием в любви всем няням, мамам, бабушкам, посвятившим свою жизнь воспитанию детей.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

По произведению: «Няне»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространённую в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.

Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни лирического героя: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину «дряхлой голубкой», указывая, таким образом, на её возраст.

Няня доживает свои годы среди лесов в одиночестве. Её воспитанник уверен, что старая няня ждёт его, не отходя от окна светлицы. Она прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в её руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлён в сторону дороги.

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, герой заявляет, что всё ей только чудится.

В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

План произведения

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Няне» можно рассматривать, мысленно разделив его на 4 части:

  1. В первой части лирический герой с нежностью и тоской обращается к женщине, ставшей его «второй матерью».
  2. Во второй он описывает ее жилище и привычки, ее постоянное ожидание любимого воспитанника, она ждет «будто на часах». Это сравнение указывает на постоянное томительное ожидание и тоску. Эпитет в стихотворении «Няне» ПУшкина «наморщенные руки» рисует постоянный тяжелый труд женщины в течение всей жизни.
  3. В третьей основной части поэт описывает ее душевные переживания и тревогу за судьбу близкого человека. Эпитет «забытые вороты» показывает одиночество старого человека, ее желание в последние годы жизни порадоваться на своего воспитанника, ставшего практически сыном.
  4. Она очень о нем переживает, знает, что судьба его не устроена, что он много страдает и «черный отдаленный путь» становится символом долгой, наверное, вечной разлуки. Именно на это указывает заключительная часть стихотворения.

Это произведение чрезвычайно лирично, повторы, используемые поэтом, еще усиливают эту эмоциональность. «Давно, давно ты ждешь меня» — годы проходят, прежде чем поэт и его любимая няня встретятся. «Теснят твою всечасно грудь» — метафора указывает на состояние души пожилой женщины.

Стихотворение небольшое по размеру, но, как и все произведения А. С. Пушкина, мудрое и глубокое. Лирический герой стыдится, что не мог так долго встретиться с любимым человеком, который страдает от долгой разлуки. С присущим ему мастерством поэт рисует образ страдающей женской души. Любой женщине — матери известны эти чувства: беспокойство о детях, желание видеть их чаще, страдание в долгой разлуке. Монолог поэта, проникнутый тревогой и любовью, никого не оставит равнодушным, только гений великого поэта-философа мог создавать столь проникновенное произведение.

Читать еще:  Лакеи вечные европы пушкин кому посвящено откуда этот стих

Уже почти два века творчество великого русского поэта находит самый горячий отклик в сердцах читателей и заставляет задуматься о близких людях, которые находятся в разлуке.

Какой размер стиха подруга дней моих суровых

  • 21 March 2013
  • Экономика
  • Автор: Egormen4ik

Определите размер стиха в следующих строках из стихотворений А. С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяний и белее.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя.

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

  • 21 March 2013
  • Ответ оставил: Donimic

1) хорей (двухдольный размер)

Я ль на свете всех милее,

Всех румяний и белее.

2) ямб (двухдольный размер)

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя.

3) амфибрахий (трёхдольный размер)

Сижу за решеткой в темнице сырой.

4) дактиль (трёхдольный размер)

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

5) амфибрахий (трёхдольный размер)

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

  • НЕ НАШЛИ ОТВЕТ?

Последние опубликованные вопросы

© 2019 — 2020 vseznanija.com Все права защищены

  • Контакты
  • О сайте

Все ответы на вопросы школьной программы по различным дисциплинам, а также разбор домашних заданий и многое другое получено из открытых источников или добавлены на сайт пользователями, все материалы доступны бесплатно и как есть.

«Няне» — анализ стихотворения А.С. Пушкина

История создания

Няня поэта Александра Сергеевича Пушкина была для него самым родным и близким человеком. Мать маленького Саши — Надежда Осиповна — была светской женщиной и мало времени уделяла своим детям. С младенческих лет дворянские дети были отданы на руки мамок и нянек. Именно от простых русских женщин, чаще всего крепостных, они получали нежность и ласку. Поэт относится к крепостной крестьянке как к матери или близкому другу.

Конечно, став взрослым, Александр Сергеевич не имел возможности часто видеться со своей постаревшей няней, но в 1824 году он был отправлен в ссылку в родовое имение матери село Михайловское. Он очень страдал и скучал вдали от друзей, и именно Арина Родионовна умела скрасить его досуг своими песнями и сказками. Именно ее рассказы стали основой для замечательных поэтических сказок, написанных позднее. Александр Сергеевич смог записать их и создать настоящие шедевры.

Своим обращением «голубка дряхлая моя» поэт с нежностью и трепетной любовью показывает свое истинное отношение к няне, ставшей ему и матерью, и близким другом. До последних дней жизни эта простая женщина волновалась и переживала за своего любимца, и предчувствие не обмануло любящее сердце: ее Саша рано ушел из жизни. А смерть Арины Родионовны в 1827 году стала для поэта огромным ударом.

Поэлементный анализ

Стихотворение было написано в 1826 году, когда Александр Сергеевич находился в ссылке в селе Михайловское. Изучают это произведение учащиеся 5 класса, они учат наизусть сам стих, узнают историю написания, рисуют иллюстрации и рассматривают рисунки самого поэта к произведению, готовят доклад или короткое сообщение по творчеству А. С. Пушкина.

Тема стихотворения — тоска в разлуке с близким другом, более старшим и опытным, который был и поддержкой и мудрым советчиком. Поэт посвятил его любимой няне, почти матери, его Ангелу Хранителю и близкому другу.

Анализ стихотворения «Няне» можно использовать на уроке литературы для лучшего понимания замысла автора.

В этом произведении поэт старается подробно описать свою няню в виде простой практичной женщины, которая ежедневно вяжет на спицах по вечерам. Она живет в глуши, в маленьком старом деревянном домике. Ее жизнь течет медленно и уединенно, но ее постоянно волнуют мысли о любимом воспитаннике. Няня беспокоится о нем и ждет, постоянно вглядываясь вдали, ожидая увидеть знакомую фигуру. Ей постоянно чудится, что долгожданный человек входит в «забытые вороты».

Лирический герой стихотворения, который также любит свою старую няню и тоскует по ней, но не имеет возможности часто видеться с ней.

Идея этого произведения: нельзя забывать своих близких и родных людей, время жестоко и наступит день, когда уже ничего нельзя будет изменить.

Если проводить анализ кратко, можно определить следующие моменты:

  1. Стихотворение «Няне» написано в жанре послания, в форме монолога, его можно рассматривать как письмо к близкому человеку.
  2. Пушкин использует четырехстопный ямб и перекрестную рифму АВАВ.
  3. Намеренно замедленный ритм стихотворения говорит о чувствах поэта и старой няни: это грусть, тоска, тревога друг за друга.
  4. Поэт намеренно не разделил стихотворение на строфы, пытаясь единым монологом высказать чувства, которые связывали и его и няню.

Обращаясь к родному человеку, поэт использует такие обращения, как подруга, голубка. Этим он показывает, что Арина Родионовна действительно стала для него самым близким человеком. «Подруга дней моих суровых» — это высокое обращение, указывающее на равенство отношений, на единство душ. Он не старается называть ее няня или мама, но иные, более глубокие обращения, указывают на истинную любовь и заботу, существующие между няней и ее воспитанником.

План произведения

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Няне» можно рассматривать, мысленно разделив его на 4 части:

  1. В первой части лирический герой с нежностью и тоской обращается к женщине, ставшей его «второй матерью».
  2. Во второй он описывает ее жилище и привычки, ее постоянное ожидание любимого воспитанника, она ждет «будто на часах». Это сравнение указывает на постоянное томительное ожидание и тоску. Эпитет в стихотворении «Няне» ПУшкина «наморщенные руки» рисует постоянный тяжелый труд женщины в течение всей жизни.
  3. В третьей основной части поэт описывает ее душевные переживания и тревогу за судьбу близкого человека. Эпитет «забытые вороты» показывает одиночество старого человека, ее желание в последние годы жизни порадоваться на своего воспитанника, ставшего практически сыном.
  4. Она очень о нем переживает, знает, что судьба его не устроена, что он много страдает и «черный отдаленный путь» становится символом долгой, наверное, вечной разлуки. Именно на это указывает заключительная часть стихотворения.

Это произведение чрезвычайно лирично, повторы, используемые поэтом, еще усиливают эту эмоциональность. «Давно, давно ты ждешь меня» — годы проходят, прежде чем поэт и его любимая няня встретятся. «Теснят твою всечасно грудь» — метафора указывает на состояние души пожилой женщины.

Стихотворение небольшое по размеру, но, как и все произведения А. С. Пушкина, мудрое и глубокое. Лирический герой стыдится, что не мог так долго встретиться с любимым человеком, который страдает от долгой разлуки. С присущим ему мастерством поэт рисует образ страдающей женской души. Любой женщине — матери известны эти чувства: беспокойство о детях, желание видеть их чаще, страдание в долгой разлуке. Монолог поэта, проникнутый тревогой и любовью, никого не оставит равнодушным, только гений великого поэта-философа мог создавать столь проникновенное произведение.

Уже почти два века творчество великого русского поэта находит самый горячий отклик в сердцах читателей и заставляет задуматься о близких людях, которые находятся в разлуке.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector