Какой размер стиха пущину
Какой размер стиха пущину
Каким размером написано стихотворение А. С. Пушкина «И. И. Пущину»?
Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Мой первый друг,
Мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
А С. Пушкин, 1826
Назовите лирический жанр, к которому относится приведённое стихотворение А. С. Пушкина.
Такой жанр называется посланием. Дадим определение.
Послание — это литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.
Укажите термин, которым обозначается использование одинаковых слов в начале стихотворных строк:
Да голос мой душе твоей
Да озарит он заточенье
Такой термин называется анафорой или повтором. Дадим определение.
Анафора — это стилистическая фигура, состоящая в повторении сходных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о «бесценности» подлинной дружбы?
Тема дружбы получила в творчестве Пушкина особое звучание. Поэту довелось познать, что такое настоящая дружба, он имел преданных друзей и умел дружить сам.
Стихотворение «К Пущину» посвящено лицейскому другу, который навестил опального поэта во время ссылки в Михайловском. «Мой первый друг! Мой друг бесценный!» — этой строкой начинается стихотворение, и эпитет «бесценный» передаёт не только глубину чувств молодых людей, но бес¬конечное их доверие и преданность друг другу. Стихотворение написано высоким стилем с использованием старославянской лексики: «судьбу благословил», «колокольчик огласил», «святое провиденье», что придаёт посвящению к другу торжественность и некоторый пафос. Во второй строфе поэт использует дважды частицу «да», что придаёт тексту громкость и декларативность звучания. Хотя вместе с тем стихотворение пронизано чувством глубоких личных переживаний.
Кто из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает их произведения со стихотворением А. С. Пушкина?
Тема дружбы раскрывается в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Отношения Пьера Безухова и Андрея Болконского теплые, доверительные, искренние. Дружбу эти герои несут сквозь годы. А. С. Пушкин в своем стихотворении говорит об утешении и озарении, которые дарит ему близкий человек. Болконский и Безухов точно так же поддерживали друг друга. Им обоим было чуждо светское общество и спасение от его условностей и лжи они находили в общении друг с другом. Оба автора показывают нам дружбу как одно из самых прекрасных проявлений на свете.
В вопросе указано: Кто из русских ПИСАТЕЛЕЙ. Разве Л.Н.Толстой и И.А.Гончаров-писатели? И в 16 задании категорически запрещено приводить прозу, нужна ЛИРИКА! Нужны только русские поэты, никак не прозаики.
По-вашему, Толстой и Гончаров — это кто? Задание прочтите внимательно: «Кто из русских писателей. ». Кто сказал, что прозаики — это не писатели?
Анализ стихотворения «И.И. Пущину» (А.С. Пушкин)
Анализ стихотворения «И.И. Пущину», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, дает возможность насладиться непревзойденной лирикой поэта и узнать интересную историю создания. Команда Литеровед.ру подготовила анализ стихотворения по плану, что сможет помочь ученикам при подготовке к занятиям.
- История создания
- Жанр, размер
- Композиция
- Темы, проблемы
- Образы
- Средства выразительности
- Основная мысль произведения
История создания
История создания данного произведения очень трогательна. Она пронизана теплом и настоящей дружбой.
Ни для кого не секрет, что Александр Сергеевич Пушкин достаточно продолжительное время находился в ссылках. Во время своей ссылки в Михайловском, которая пришлась на 1824-1826 года, у поэта полностью отсутствовала возможность общаться со своими товарищами. Стоит вспомнить о том, что Александр Сергеевич всегда очень высоко ценил дружбу, поэтому ему было очень нелегко пережить вынужденное одиночество.
И вот однажды его навестил его лучший и ближайший друг Иван Иванович Пущин. Александр Сергеевич очень оценил данный поступок, потому что для него он был очень важен.
Когда же Ивана Ивановича пожизненно сослали в Сибирь, как одного из декабристов, Александр Сергеевич и написал прекрасное стихотворение, которое посвятил своему лучшему другу. Написано оно было в конце 1826 года.
Главной целью автора было поднять дух Ивана Ивановича, как тот когда-то. Он понимал, что прочитав данные строки, Пущин оценит ту дружескую поддержку и тепло, которое вложил поэт в стихотворение «И.И. Пущину».
Жанр, размер
Стихотворение «И.И. Пущину» относится к романтизму. Автор передает настроение одиночества и уединения. Это является одними из признаков данного литературного направления.
Но, поскольку в основе стихотворения лежит реальная жизненная история, которая и дала толчок для написания произведения, то так же можно отметить, что здесь присутствуют и черты реализма.
Конечно же, стихотворение «И.И. Пущину» — это лирика. Если говорить о жанре данного произведения, то это дружеское послание. Для написания произведения автор выбрал четырехстопный ямб.
Композиция
Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части Александр Сергеевич вспоминает то, как Иван Иванович навестил его тогда в Михайловском. Так же поэт передает все свои чувства, которые тогда переполняли его.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
В этих строках хорошо прослеживается, насколько важен был приезд Пущина для Александра Сергеевича. Как глоток свежего воздуха наполнил он душу поэта, потому что пребывание в одиночестве очень негативно сказывалось на его душевном состоянии.
Вторая же часть произведения наполнена словами поддержки, которую старается оказать поэт своему товарищу. Он понимает то, насколько тяжело на данный момент его другу и всеми путями старается его подбодрить.
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Мы видим ту любовь и теплоту, с которой автор относится к Ивану Ивановичу. Он вместе с ним переживает тяжелые минуты жизни.
Темы, проблемы
Александр Сергеевич поднимает такую важную проблему, как вынужденное одиночество и заточение. В момент, когда от тебя отворачиваются все друзья, остро необходима чья-то поддержка и дружественное плечо. Именно его и подставил в свое время автору Иван Иванович.
К огромному сожалению у Александра Сергеевича не было возможности лично приехать к товарищу, так как к нему никого не допускали.
Он так же поднимает самую важную для себя тему – это дружба. Больше всего поэт ценил и дорожил именно друзьями. В его понимании для настоящих друзей не может быть никаких препятствий и преград.
Образы
В образе лирического героя мы видим самого автора, который пытается помочь своему товарищу. Поскольку Александр Сергеевич был очень искренним человеком, то теми же эмоциями наделен и лирический герой произведения. Он переживает горе друга как свое собственное.
Так же в образе «друга бесценного» Александр Сергеевич выдает Ивана Ивановича Пущина. Он оказался в очень непростой жизненной ситуации, поэтому ему крайне необходима поддержка и помощь родного и близкого человека.
Описание унылого двора, печального снега – все это передает настроение, как лирического героя, так и его товарища. Все стихотворение пронизано грустью и печалью, с помощью которых автор доносит до читателя весь трагизм ситуации. Но параллельно с этим мы можем видеть и теплые чувства любви и преданности, которые автор испытывал к человеку, который сумел поддержать его в трудную минуту его жизни.
Александр Сергеевич заработал славу открытого и прямолинейного человека, который следовал своим принципам и идеалам. Для него вопрос дружбы всегда занимал особое место в жизни. Это все хорошо видно из послания, которым он пытается поддержать боевой дух своего товарища.
Средства выразительности
В данном стихотворении поэт использует достаточно редкий литературный прием, который называется анафора.
Богатое использование эпитетов и метафор передают настроение автора. Так же Пушкин использует олицетворения, чем делает текст более ярким.
Весь стих вселяет надежду, и помогает справиться с жизненными ситуациями и невзгодами.
Основная мысль произведения
Основной идеей стихотворения «И.И. Пущину», безусловно, является поддержка товарища в трудную минуту. Автор сам неоднократно находился в подобной ситуации, поэтому как никто другой знал, какие эмоции одолевают его товарища.
Своим посланием поэт напоминает другу то, как тот приехал навестить его в очень тяжёлое время. Автор знает, что такое одиночество. Так же Пушкину знакомо состояние, когда от тебя отворачиваются все друзья. Поэтому он всеми силами старается поддержать друга, напомнить ему прекрасные моменты, а так же то, что настоящие друзья никогда не пропадают.
Вопрос дружбы всегда стоял остро для Александра Сергеевича. Он всегда был открыт для своих друзей, но далеко не всегда получал это взамен.
Иван Иванович занимал особое место в жизни автора, наверное, поэтому поэт так переживает на его счет. Он очень привязан к товарищу и всеми силами старается ему помочь, хотя бы словами поддержки. Ведь поддержка значит очень многое, особенно в тяжелую минуту.
Находясь очень далеко от дома, где холодно и рядом нет родной души, очень важно знать, что близкий тебе человек думает о тебе и переживает за твое состояние. Именно для этого и нужны настоящие друзья, чтобы в тяжелую минуту протянуть руку помощи и постараться приободрить.
Данное стихотворение никогда не потеряет своей актуальности, так как цена дружбы всегда будет велика. Без настоящих и преданных друзей жизнь становится невыносимой. Поэтому подрастающему поколению очень важно будет понять настоящий смысл произведения, прочувствовать эмоции автора и его товарища, чтобы понимать, что значат настоящие друзья. К сожалению, в жизни они встречаются не так часто, поэтому если судьба наградила вас таким человеком – необходимо ценить и беречь его.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
Анализ стихотворения «Пущину» Пушкина
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 132.
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 132.
Александром Сергеевичем Пушкиным было написано немало произведений, посвящённых близким и дорогим сердцу людям. Стихотворение «Пущину» было посвящено верному лицейскому другу Пушкина и написано в драматический период жизни обоих товарищей. Предлагаем краткий анализ «Пущину» по плану, который поможет при подготовке к уроку литературы в 6 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением И. И. Пущину.
История создания – Стихотворение написано в 1826 году и посвящено Ивану Пущину, близкому другу поэта.
Тема стихотворения – Дружба.
Композиция – Произведение состоит из двух условных частей: в первой части автор вспоминает встречу с дорогим другом в Михайловском, во второй – старается поддержать друга в его трагическую минуту.
Жанр – Дружеское послание.
Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с перекрёстной и парной рифмой.
Метафоры – «лучом лицейских…дней».
Эпитеты – «бесценный», «печальным», «ясных».
Олицетворение – «колокольчик огласил».
Анафора – «Да голос.… Да озарит…».
История создания
Александр Сергеевич всегда имел славу смелого поэта, писавшего очень «вольные» стихи. Боясь опасного влияния поэта, в 1820 году император отправил его подальше от столицы, в жаркую Одессу. Однако и там Пушкин пробыл недолго – после серьёзного конфликта с местным губернатором он был сослан в родовое поместье – глухое село Михайловское.
Будучи отрезанным от блестящей светской жизни Петербурга и Москвы, Александр Сергеевич был вынужден вести уединённый образ жизни. Одним из первых, кто навестил опального поэта, стал преданный друг его юности – Иван Пущин. Он пробыл в имении Пушкина всего один день, но и этого времени хватило, чтобы поддержать друга в трудную минуту.
Уже тогда Пущин, один из активных участников декабристского движения, прекрасно понимал, что эта встреча будет последней, но не обмолвился об этом ни словом. Как позже узнает Пушкин, после провала восстания на Сенатской, Пущин будет осуждён и приговорён к пожизненной каторге.
В 1826 году, вспоминая последнюю встречу с верным другом и желая как-то его поддержать, Пушкин пишет стихотворение и посвящает его Пущину.
Главная тема произведения – дружба и её высокая ценность для Пушкина. Он представляет её как наивысший дар, способный подарить искреннюю радость и утешить в тяжёлые минуты.
До последних дней своей жизни поэт оставался верен идеалам, заложенным во время обучения в Царскосельском лицее. Именно тогда судьба связала его с Иваном Пущиным, ставшим одним из самых верных и преданных его товарищей. Их связывало истинное братство и общие жизненные ценности – честь, свобода, любовь к отчизне.
Встреча с Пущиным во время ссылки поэта стала для него подарком судьбы, наилучшим подарком, который он мог получить в те непростые для него дни. Это событие оставило глубокий след в душе поэта, который спустя время отобразил его в своём произведении.
Узнав о трагической судьбе товарища-декабриста, Пушкин не мог поддержать его добрым словом при личной встрече: посещение политических узников было под строжайшим запретом. Однако поэт сделал это при помощи пера, посвятив стихотворение своему лицейскому другу.
Он молит « святое провиденье », чтобы во времена тяжких испытаний его товарищ не пал духом, и его заточение было озарено « лучом лицейских ясных дней ». Всего в нескольких строках переплелись скорбь, торжественность и страдание от разлуки.
Произведение наполнено удивительно глубоким и чистым чувством к своему товарищу. Недаром впоследствии оно будет признано одним из лучших образцов дружеской лирики.
Композиция
В произведении отсутствует сюжет, что характерно для лирики; оно имеет форму дружеского обращения. Послание состоит из двух пятистиший.
Условно стихотворение можно разделить на две части. В первой части лирический герой, который является прототипом самого Пушкина, выражает свою искреннюю дружескую привязанность к Пущину. Поэт всегда очень высоко ставил дружбу и дорожил теми крепкими узами, которые появились ещё во времена обучения в Царскосельском лицее.
Второе пятистишие посвящено Ивану Пущину, сосланному в Сибирь. После провала плана по свержению императора Николая I он, отказавшись бежать за границу, дожидался ареста в своем доме в Петербурге. Пушкин надеется, что эти строчки смогут поднять дух товарища, которого постигла столь горькая участь.
Стих написан четырёхстопным ямбом с перекрёстной и парной рифмовкой.
Произведение написано в жанре дружеского послания.
Средства выразительности
Произведение написано высоким торжественным стилем, который подчёркивается анафорой ( «Да голос.… Да озарит…» ) и старославянской лексикой ( «святое провиденье» ).
Эмоции и переживания автора подчёркивают эпитеты (« бесценный», «печальным», «ясных »), метафоры (« лучом лицейских…дней »), олицетворения (« колокольчик огласил »).
«Пущину» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – идея, история создания, рифма
Александром Сергеевичем Пушкиным было написано немало произведений, посвященных близким и дорогим сердцу людям. Стихотворение «Пущину» было посвящено верному лицеистскому другу Пушкина, и написано в драматический период жизни обоих товарищей. Предлагаем краткий анализ «Пущину» по плану, который поможет при подготовке к уроку по литературе в 6 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением И. И. Пущину.
История создания – Стих написан в 1826 году и посвящен Ивану Пущину, близкому другу поэта.
Тема стихотворения – Дружба.
Композиция – Произведение состоит из двух условных частей: в первой части автор вспоминает встречу с дорогим другом в Михайловском, во второй – старается поддержать друга в его трагическую минуту.
Жанр – Дружеское послание.
Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.
Метафоры – «лучом лицейских…дней».
Эпитеты – «бесценный», «печальным», «ясных».
Олицетворение – «колокольчик огласил».
Анафора – «Да голос.… Да озарит…».
История создания
Александр Сергеевич всегда имел славу смелого поэта, писавшего излишне «вольные» стихи. Опасаясь опасного влияния поэта, в 1820 году император отправил его подальше от столицы, в жаркую Одессу. Однако и там Пушкин пробыл недолго – после серьезного конфликта с местным губернатором он был сослан родовое поместье – глухое село Михайловское.
Будучи отрезанным от блестящей светской жизни Петербурга и Москвы, Александр Сергеевич был вынужден вести уединенный образ жизни. Одним из первых, кто навестил опального поэта, стал преданный друг его юности – Иван Пущин. Он пробыл в имении Пушкина всего один день, но и этого времени хватило, чтобы поддержать друга в трудную минуту.
Уже тогда Пущин, один из активных участников декабристского движения, прекрасно понимал, что эта встреча будет последней, но не обмолвился об этом ни слова. Как позже узнает Пушкин, после провала восстания на Сенатской, Пущин будет осужден и приговорен к пожизненной каторге.
В 1826 году, вспоминая последнюю встречу с верным другом и желая как-то его поддержать, Пушкин пишет стихотворение и посвящает его Пущину.
Главная тема произведения – дружба и ее высокая ценность для Пушкина. Он представляет ее как наивысший дар, способный подарить искреннюю радость и утешит в тяжелые минуты.
До последних дней своей жизни поэт оставался верен идеалам, заложенным во время обучения Старосельском лицее. Именно тогда судьба связала его с Иваном Пущиным, ставшим одним из самых верных и преданных его товарищей. Их связывало истинное братство и общие жизненные ценности – честь, свобода, любовь к отчизне.
Встреча с Пущиным во время ссылки поэта стала для него подарком судьбы, наилучшей отрадой, которую он мог получить в те непростые для него дни. Это событие оставило глубокий след в душе поэта, который спустя время отобразил его в своем произведении.
Узнав о трагической судьбе товарища-декабриста, Пушкин не мог поддержать его добрым словом при личной встрече: посещение политических узников было под строжайшим запретом. Однако поэт сделал это при помощи пера, посвятив стихотворение своему лицейскому другу.
Он молил «святое провиденье», чтобы во времена тяжких испытаний его товарищ не пал духом, и его заточение было озарено «лучом лицейских ясных дней». Всего в нескольких строках переплелись скорбь, торжественность и чувство уединения.
Произведение наполнено удивительно глубоким и чистым чувством к своему товарищу. Недаром впоследствии оно будет признано одним из лучших образцов дружеской лирики.
Композиция
В произведении отсутствует конкретный сюжет, он имеет форму дружеского обращения. Лирическое стихотворение состоит из двух пятистиший.
Условно стих можно разделить на две части. В первой части лирический герой, который является прототипом самого Пушкина, выражает свою искреннюю дружескую привязанность к Пущину. Поэт всегда очень высоко ставил дружбу и дорожил теми крепкими узами, которые появились еще во времена обучения в Старосельском лицее.
Второе пятистишие посвящено Ивану Пущину, сосланному в Сибирь. После провала плана по свержению императора Николая I он, отказавшись бежать заграницу, дожидался ареста в своем доме в Петербурге. Пушкин надеется, что эти строчки смогут поднять дух товарища, которого постигла столь горькая участь.
Произведение написано в жанре дружеского послания. За основу взят четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.
Средства выразительности
Произведение написано высоким торжественным стилем, который подчеркивается анафорой («Да голос.… Да озарит…») и старославянской лексикой («святое провиденье»).
Эмоции и переживания автора подчеркивают эпитеты («бесценный», «печальным», «ясных»), метафоры («лучом лицейских…дней»), олицетворения («колокольчик огласил»).
Урок литературы «Лицейские друзья Пушкина. «И.И. Пущину». Художественные особенности стихотворного послания. Двусложные размеры».
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 6 классе
по теме: «Лицейские друзья Пушкина. «И.И. Пущину». Художественные особенности стихотворного послания. Двусложные размеры».
сформировать у учащихся представление об особенностях художественного послания, о двусложных размерах стиха.
Образовательные : ввести в новую тему, продолжить знакомство с биографией А.С. Пушкина, лицейскими друзьями поэта; обозначить роль друзей в жизни Пушкина и его поэзии; рассмотреть художественные особенности стихотворного послания; познакомить с особенностями двусложных размеров стиха;
Развивающие: развитие навыка выразительного чтения лирического стихотворения, творческих и исследовательских способностей учащихся, умения находить необходимую информацию из различных источников; отработка умения подбирать материал к презентации, правильно оформлять презентацию.
Воспитывающие: формирование интереса и любви к русской литературе; воспитание на примере А.Пушкина трепетного чувства к друзьям и дружбе.
портреты А. Пушкина, В. Кюхельбекера, А. Дельвига, К. Рылеева, И. Пущина;
тетради на печатной основе;
таблица стихотворных размеров;
оформленная доска (тема, знать, уметь).
Тип урока – комбинированный (смешанный)
Словно зеркало русской стихии,
Отстояв назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая ее…
Сегодня мы продолжаем разговор об Александре Сергеевиче Пушкине, начатый на предыдущем уроке.
Александр Пушкин — «солнце русской поэзии» — так всегда называли Пушкина, так называем его и мы. Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место не только в культуре России, но и мировой культуре: он создал художественные ценности мирового уровня. И как человек, и как художник, Пушкин стал символом русской духовной жизни.
«Пушкин – наше всё»,- говорили о нём.
(Ученики просматривают слайды презентации)
Постановка целей урока
Тема нашего разговора сегодня… (объявление темы, написана на доске).
На уроке мы вспомним лицейских друзей поэта, познакомимся со стихотворными особенностями художественного послания
(«И.И. Пущину»), научимся различать двусложные стихотворные размеры, отработаем технику выразительного чтения.
(Ученики записывают тему урока в тетрадь)
— Напомните, с каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке? ( «Узник»).
— Какую тему оно раскрывает? ( Тема свободы).
— Как вы считаете, важно ли знать факты биографии при изучении художественного произведения?
— Да, это помогает понять произведение автора.
— С каким фактом биографии связано появление этого стихотворения? ( Ссылка в Кишинёв).
— Напомните обстоятельства этой ссылки.
(Пушкин был сослан за вольнолюбивые стихи) .
Изучение новой темы
— Да, вольнолюбие Пушкина было не по нраву русскому царю, и Александр Сергеевич оказывается в Кишинёве.
Именно в Кишинёве было тайное общество будущих декабристов. Это были люди действия, они хотели изменить жизнь в России, ограничить власть царя парламентом и конституцией. Многие из будущих декабристов имели опыт боевых офицеров, ценили твёрдость, решительность, смелость, энергию.
По всей вероятности, Пушкин знал о готовящемся восстании. В числе будущих декабристов и тех, чьи стихи ценили декабристы, были и друзья поэта И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер.
Расскажите, что вы знаете о них.
Выступления подготовленных учеников с презентациями (полторы минуты каждая).
Иван Иванович Пущин – декабрист, коллежский асессор. Образование получил в Царскосельском лицее (1810 – 1817). Служил в лейб-гвардии Конной артиллерии. Вскоре после окончания лицея Пущин вступил в первое тайное общество «Священная артель».
Верховный суд в 1826 г., признав Пущина И.И. виновным, приговорил его к смертной казни, которая была заменена пожизненной каторгой.
На поселении и после возвращения из Сибири Пущин поддерживал отношения почти со всеми декабристами и членами их семей, вёл обширную переписку, помогал нуждающимся. Возвращён из ссылки в 1856 г.
И.И. Пущин (1798 — 1859)
Антон Антонович Дельвиг – барон, русский поэт, издатель.
В 1811 г. поступил в Царскосельский лицей, учился лениво, но стихи начал писать рано.
В 1825 г. женился на Софье Михайловне Салтыковой, и их дом стал одним из литературных салонов Петербурга.
В 1825 г. выпустил 7 книжек альманаха «Северные цветы», в 1829 г.- альманах «Подснежник», с 1830 г. начал издание «Литературной газеты», которое продолжалось и после его смерти.
Уже при жизни его стихи перелагались на музыку
Даргомыжским, Варламовым, Глинкой, Алябьевым. А. А. Дельвиг (1798- 1831)
Вильгельм Карлович Кюхельбекер – русский поэт, писатель, общественный деятель, декабрист.
В 1811 г. принят в Императорский Царскосельский лицей. Рано проявил интерес к поэзии и начал печататься с 1815 г. в журналах «Амфион» и «Сын Отечества». По окончании лицея в 1817 году вместе с Пушкиным зачислен в Коллегию иностранных дел.
С 1817 г. член тайной преддекабристской организации «Священная артель». Участвовал в восстании на Сенатской площади. Приговорён к каторжным работам на 20 лет. 22 августа 1826 года срок каторги был сокращён до 15 лет. Умер от чахотки в Тобольске.
В.К. Кюхельбекер (1797- 1846)
Работа с учебником
В братстве друзья на протяжении всей жизни поддерживали друг друга. Когда Пушкина из Кишинёва перевели в Одессу, а затем в его имение Михайловское Псковской губернии и лишили возможности общаться с друзьями, именно Иван Пущин поддержал Пушкина, приехав в Михайловское.
Комментированное чтение статьи учебника (стр.67)
Это была последняя встреча друзей. Николай I жестоко расправился с восставшими: 5 человек казнены через повешение, 120 сосланы в Сибирь. Вот что об этом пишет И. Пущин.
Чтение подготовленным учеником дополнительного материала
Иван Пущин «Записки о Пушкине»
«Сцена переменилась. Я осуждён. 1828 года, 5 января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствия по разным мытарствам, я не знаю. Знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу Александрина Муравьёва и отдаёт листок бумаги, на котором неизвестной мне рукой написано было: «Мой первый друг, мой друг бесценный…»
Первичное восприятие текста.
— Послушаем стихотворение «И.И. Пущину» (чтение учителем наизусть).
Анализ лирического стихотворения
— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
— Перед нами стихотворное послание. Это один из самых распространенных в первой трети XIX в. жанров лирики. Стиль дружеских посланий, созданных русскими поэтами, богат и разнообразен. Этот жанр в первой половине 19 века можно считать своеобразной «лабораторией стиха» для многих поэтов, прежде всего для Пушкина. Он был одним из основных в романтической лирике. Но особенно важную роль сыграли дружеские послания в становлении реалистической лирики, свободной от жанровых канонов и стилевых ограничений. Главный признак любого стихотворного послания — наличие адресата , то есть человека, к которому обращается поэт. Дружеское послание — свободный жанр . Оно легко вмещает самое различное содержание: от дружеского подтрунивания до серьезных размышлений на общественные или философские темы (пушкинские послания к Чаадаеву). Послание иногда превращается из лирического монолога в диалог, спор с незримым собеседником. От других типов посланий дружеские стихотворные послания отличает ряд особенностей. Прежде всего они обращены к друзьям, что определяет их «домашний» характер. Стихотворные послания связывали поэзию и быт. Они сами легко становились фактами быта, составной частью дружеского общения, непринужденного, свободного от условностей и правил. Многие послания читались в кругу друзей, на дружеских пирушках, в литературных кружках. Появлялись ответные послания, иногда возникала целая дружеская переписка в стихах. В дружеских посланиях много бытовых деталей, шуток, намеков, вполне понятных адресатам этих стихотворений и требующих комментария для посторонних читателей. Жанр дружеского стихотворного послания был частью литературного быта, кружкового общения поэтов. Посланиями обменивались многие «друзья единых муз» в 1810-е — 1830-е гг.: А.С.Пушкин, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский.
— Давайте, ребята, найдем художественные особенности послания «И.И.Пущину». Перечитайте 1-ю строку, что она содержит? (обращаем внимание на порядок слов)
(1-я строка содержит обращение)
— Какие слова указывают на личный характер?
(Местоимения я, мой)
— Что желает Пушкин своему другу?
Запись определения в тетрадь.
Комментирование последних 4-х строк.
— Что подчёркивает поэт такими оборотами?
Торжественность.
— Часто ли в обычной речи употребляется такая форма?
— Назовите слова, которые передают важность момента?
(дети комментируют, после этого слова проявляются на экране проектора)
Благословил – воздал благодарность
Огласил – напомнил громким звуком
Провидение – высшая божественная сила, управляющая судьбами людей
Заточение – пребывание в тюрьме, в ссылке
Отработка выразительности чтения
— Предлагаю вам подготовиться и прочитать это стихотворение выразительно.
— Понравилось ли вам чтение вашего товарища?
— На чем, по-вашему, следует сделать акцент при чтении послания?
Дети делают в тексте карандашом пометы, необходимые для выразительного чтения и читают.
Знакомство с двусложными размерами
— Чтобы глубже понять стихотворение, поговорим об особенностях поэтической речи. В чём они состоят?
Есть рифма (созвучие окончаний стихотворных строк) и ритм (повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени).
День – ночь, времена года.
— Как создается ритм в стихах, с помощью чего?
Стихотворный ритм создаётся с помощью равномерного чередования ударных и безударных слогов.
Обратимся к ЭОР. Что такое стихотворный размер? Какие виды его существуют?
Для анализа возьмём строки из стихотворений Пушкина (строки из стихов написаны на доске).
Встаёт заря во мгле холодной,
На нивах шум работ умолк .
_ _/ _ _/_ _/_ _/ _ — ударение на чётные слоги — ямб.
Мчатся тучи. Вьются тучи…
_/ _ _ /_ _/ _ _/_ — ударение на нечётные слоги – хорей.
(на доске – таблица со схемами размеров).
Формирование новых умений, применение новых знаний
— Предлагаю определить размер других стихотворений Пушкина.
(Отвечают, обращая внимание на таблицу)
Зато зимой порой холодной
Езда приятна и легка.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
Весна, весна, пора любви…
Ветер, ветер, ты могуч…
— Вернёмся к нашему посланию. Определите его размер.
Это любимый размер А. Пушкина.
Двусложные размеры – самые распространённые размеры в русской поэзии, однако все стихотворения звучат по-разному.
Отработка выразительности чтения
— Прочитаем ещё раз выразительно стихотворение «И.И. Пущину».
(Выразительное чтение)
— Напомните, кому посвящено данное стихотворение? ( И.И. Пущину )
— К какому жанру относится? (Художественное послание).
— В чём художественные особенности художественного послания?
— Каким размером оно написано? ( Ямбом ).
— Как его отличить?
— Как называется второй двусложный стихотворный размер? ( Хорей).
— В чём его особенность?
(Хорей – это …)
— Чтобы проверить, как мы усвоили материал, предлагаю выполнить 4 задания в тетрадях на печатной основе. (3 минуты, работы проверяются сразу взаимопроверкой).
Анализ работы учащихся на уроке, комментированное выставление оценок.
1. Обязательное: выучить послание наизусть.
2. По выбору: подобрать примеры стихотворений (ямб, хорей) или найти художественное послание (Пушкина или другого автора).