Какой размер стиха зимнее утро
Как определить размер стихотворения: 3 простых способа
Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.
- Text Link
Что такое стихотворный размер и зачем он нужен
Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.
В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.
«Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги».
А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.
В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.
В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.
«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747 год.
С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.
Виды стихотворных размеров
В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.
Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.
По стопам размеры делятся на:
- двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
- трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).
От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.
Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».
Хорей
Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|
А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.
Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|
Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.
Дактиль
Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|
Степью лазурною, цепью жемчужною. »
|—UU|—UU|—UU|—UU|
М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.
Амфибрахий
Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|
С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.
Анапест
Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|
И.А. Бродский, 1962 г.
Спондей и пиррихий
Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:
Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.
В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.
Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.
Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.
Как определить размер стихотворения
Метод 1. Скандирование
Допустим, требуется определить размер этого текста:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829
Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.
Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.
Метод 2. «Ваня»
Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:
- Ваня — хорей:
«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
Ваня-Ваня-Ваня-Ваня
- Иван — ямб:
«И буду век емуверна» (А.С. Пушкин)
Иван-Иван-Иван-Иван
- Ванечка — дактиль:
«Ранними летними росами» (А.А. Блок)
Ванечка-Ванечка-Ванечка
- Ванюша — амфибрахий:
«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
- Иоанн — анапест:
«Я тебепринесудва кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн
Метод 3. Графический
Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.
Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.
Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930
Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:
Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:
Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.
Как не путать стихотворные размеры
Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.
А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:
Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.
Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.
Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:
Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.
Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Пишите нам письма
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
помогите! какой размер, ритм, рифмау стихотворения зимнее утро пушкина
В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро» , написанному третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.
Написано оно излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом.
Ямб – это двухсложная стопа, в которой все слоги строфы делятся на пары. В каждой паре первый слог безударный, а второй под ударением.
« _ _ _ _ » Например: «Не дай мне бог сойти с ума. Уж лучше посох и сума. »
— это безударный слог
_ — это ударный слог.
А четырёхстопный ямб потому, что в каждой строке по четыре пары таких слогов.
В ХОРЕЕ – всё наоборот, первый слог ударный, а второй – нет.
« _ _ _ _ » «В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут. »
Мерное, неустанное ямбическое движение стихотворения подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским» ) слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.
В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый» .
Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный! » Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее — обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зим¬ним снегам.
Присмотримся ко второй и третьей строфам. Пушкин построил их на приеме противопоставления: вторая строфа — это «вчера» , третья — это «сегодня» . Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом.
Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему. В них было рассказано все то, что видно из окна дере¬венского дома. А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь.
И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня?
Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти кар¬тины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями («деталями»).
четырехстопный ямб.
Строфа состоит из
парной рифмы и опоясывающей рифмы.
Полный анализ стихотворения «Зимнее утро» (А.С. Пушкин)
Полный анализ стихотворения «Зимнее утро», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, позволяет насладиться жизнерадостной и простой манерой написания. Благодаря легкому слогу автора, стихотворение читается на одном дыхании. Но при всей своей легкости и невесомости, оно способно растопить лед даже самых холодных сердец. Лирика Пушкина – это возможность насладиться прекрасными строками, которые способны покорить любого. Команда Литеровед.ру подготовила полный анализ данного стихотворения.
- История создания
- Жанр, размер
- Композиция
- Образы и символы стихотворения
- Темы и проблемы произведения
- Средства выразительности
- Смысл произведения
История создания
Это прекраснейшее стихотворение вышло из-под пера поэта 3 ноября 1829 года. Находясь в данный период времени в гостях, гений пишет стихотворение «Зимнее утро». Кому оно посвящено – так и остается загадкой, предлагая лишь догадываться об истинной музе автора, вдохновившей его на написание этого шедевра.
По утверждению одних – его вдохновила на написание текста юная дочь помещика, встреча с которой произошла в Павловском. Мария Васильевна Борисова сумела зацепить поэта, чем и могла натолкнуть его на создание произведения.
По мнению же других людей – то стихотворение «Зимнее утро» Александр Сергеевич Пушкин посвятил своей супруге Наталье Гончаровой, а так же своей няне Ирине Родионовне. Он никогда не скрывал того, что они являются его главными и любимыми женщинами в жизни.
Жанр, размер
Стихотворение «Зимнее утро» — лирическое произведение. Это пейзажная лирика. Автор использует четырехстопный ямб, рифма смешанная, что создает радостное настроение при прочтении. Читается текст очень легко и приятно.
Благодаря манере Александра Сергеевича излагать свои мысли, стихотворение сумело покорить большое количество читателей и навсегда остаться в их сердцах.
Композиция
Автор использует линейную композицию. Данное произведение делится на пять шестистиший.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
В первом шестистишие Александр Сергеевич знакомит нас с лирической героиней, предлагая ей проснуться. А так же описывает морозное зимнее утро. Уже в первых словах видно его восхищение природой и прекрасное настроение от увиденного.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Во втором шестистишие он вспоминает прошедший вечер, когда погода явно не располагала к прогулкам. Именно благодаря этому контрасту ещё лучше видна прелесть зимнего утра.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
В третьем шестистишие поэт с любовью описывает все прелести русской зимы, которые ему повезло увидеть. Каждым своим словом автор подчеркивает уникальность и красоту окружающего его пейзажа.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Здесь мы видим описание семейного очага, тепла и уюта. Все слова излучают комфорт и мягкость. Но так же в последних строчках автор добавляет каплю задора, предлагая промчаться на санках по заснеженным дорожкам.
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
В заключительном шестистишии Александр Сергеевич отправляет нас в путешествие по заснеженным полям, рассматривая окружающие пейзажи.
Образы и символы стихотворения
В произведении автор использует на первый взгляд достаточно простые, но очень емкие образы, которые помогают читателю как можно лучше представить картину происходящего. В образе луны поэт показывает одиночество. Образом растопленной печи символизируется домашний уют и тепло. Бег коня показывает желание жить, яркость впечатлений и ожидание исполнения желаний.
Показывая природу, автор переплетает её с обликом девушки, тем самым передает нам зеркальное настроение. Даже просыпаются они вместе. Утро, когда природа только отходит ото сна, вместе с ней готовится открыть глаза и лирическая героиня произведения.
Лирический герой одинаково восхищается и красотой природы и девушки. Он находится под большим впечатлением от их облика, восторгаясь им.
В образе же лирического героя мы видим влюбленного молодого человека. Причем влюблен он не только в прекрасные черты молодой избранницы. С одинаковым упоением он восхищается и красотой окружающего его пейзажа. Он не может разделить их. Для него они одинаково прекрасны. Он преклоняется перед всем прекрасным, что включает в себя окружающий мир. Будь то природа или же прекрасная дама сердца.
Темы и проблемы произведения
В самом названии заключается основная мысль и тема произведения. Описание прекрасного утреннего пейзажа одновременно встречается с описанием красавицы. Он восхищается прекрасным утренним пейзажем, заснеженными и сияющими просторами, от которых невозможно отвести глаз.
Основной темой произведения «Зимнее утро» является неописуемая красота природы. Одновременно с описанием красоты природного явления, автор рассказывает о пробудившихся чувствах лирического героя к прекрасной красавице. Он призывает девушку, так же как и он, обратить внимание на то, в каком чудесном мире они живут. Ведь ничего не может быть прекраснее того, что сумела сотворить сама матушка-природа.
Любовная тема тесно переплетается с темой природы в стихотворении «Зимнее утро». Они сплетаются как единое целое. Они одинаково благотворно влияют на душу лирического героя, тем самым давая ему надежду на скорое счастье. В его душе чувствуется волнение и предвкушение перемен в лучшую сторону.
Используя антитезу, автор ещё больше подчеркивает красоту зимнего утра, вспоминая мрачность вчерашнего вечера.
Средства выразительности
Как и характерно для лирики Пушкина, данное стихотворение очень богато эпитетами, метафорами и олицетворениями. Благодаря им, поэту удается передать всю волшебность и хрупкость зимнего утра, тем самым создав сказочную атмосферу.
Смысл произведения
Прочитав стихотворение «Зимнее утро», у читателя может сложиться впечатление того, что он сам только что побывал в заснеженном лесу и прокатился на санях. Весь текст читается очень легко и свободно. Поэт рассказывает нам историю о том, что еще вчера лирической героине было грустно. Но, с наступлением морозного и солнечного утра её настроение так же меняется в лучшую сторону. Ничто плохое не может длиться вечно, и следом обязательно придёт счастье.
Именно эту мысль и попытался донести до нас творец. Никогда не стоит отчаиваться, если сегодня что-то не ладится. Завтра будет новый день, который обязательно будет намного лучше вчерашнего.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
Пушкин «Зимнее утро». Какой стихотворный размер?
Какой размер стихотворения «Зимнее утро» Пушкина?
Каким размером написано «Зимнее утро» Пушкина?
Как определить стихотворный размер «Зимнее утро» Пушкин?
Стихотворный размер стихотворения «Зимнее утро» Пушкина?
Стихотворение «Зимнее утро» размер?
Стихотворный размер «Зимнее утро» Пушкин?
«Зимнее утро» Пушкин размер стиха?
Зимнее утро Пушкина стихотворный размер?
Стихотворение «Зимнее утро», написанное А.С.Пушкиным в 1829 году, относится к жанру пейзажной лирики. Поэт с любовью и восторгом рассказывает о красоте русской зимы — белой, пушистой, снежной, искрящейся. Для этого он придумывает замечательные эпитеты: «голубые небеса», «день чудесный», «великолепные ковры», «весёлый треск». В произведении использован излюбленный автором стихотворный размер — четырёхстопный ямб со смешанной рифмовкой.
Стихотворение «Анчар» было написано Александром Сергеевичем в 1828 году. В основе лежит мысль автора о пагубной власти, которая несёт одно зло.
Чтобы понять, каким стихотворным размером написано это стихотворение, давайте проставим в нем ударения. Обозначим ударный слог символом «!», а безударный слог символом «-«. Для удобства разберу только две первые строфы и дополнительно пронумерую строки. Схема стихотворного размера «Анчара» будет такой:
Видно, что повторяется одна и та же стопа: «-!». Это схема ямба, когда первый слог безударный, а второй — ударный.
Но хочу обратить внимание, что во всех строках есть нарушение в ритмическом рисунке стиха. Так третья стопа во всех строках, кроме 3, представляет из себя пиррихий (пропуск ударения — два безударных слога подряд). А в 6 строке вторая стопа является спондеем (лишнее ударение — два ударных слога подряд).
В каждой чётной строке последняя стопа удлинённая.
Поэтому перед нами стихотворение, написанное четырёхстопным ямбом с пиррихиями и спондеями.
В стихотворении Пушкина «Зимнее Утро» упомянута Богиня Аврора.
«. Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись»
Начнем с плана. По собственному плану я его и сочиню. Попробую писать попроще, ведь это же рассчитано на шестой класс.
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». План сочинения:
- Чем необычна стихотворная стопа «шестистишие» со смешанной («тернарной») рифмой a-a-b-c-c-b?
- Описание красоты природы и погодных условий крестьянской местности.
- Обращение к любимой женщине, которую автор сравнивает с природными явлениями.
- Восхищение «волшебством» окружающей среды.
- Приглашение дамы на оригинальное свидание-путешествие в очень тонкой поэтической форме.
- Умышленная незавершенность сюжета для последующих размышлений читателя и его личной оценки.
Сочинение
Обычно поэтам свойственно писать стихи катренам. Шестистишие является необычным для того времени. Тернарная рифма используется именно в шестистрочной стопе. Это своеобразная тройная рифмовка, которую также можно встретить в стихах А. Блока и А. Фета.
Александр Сергеевич — выше всяческих похвал как блестящий мастер поэтического слова. Особенно ему удаются описания природы, времён года и сакральных мест.
Казалось бы, какой чудесный день может быть, когда на дворе мороз? Так ведь леденящий холод перекрывается ярким солнцем, и от своей необычайности день кажется чудесным, особенно для позитивно настроенного человека. Просыпаясь, Пушкин словно говорит:»Идет новый прекрасный день», тем самым заряжая себя положительным настроем на всё время бодрствования.
Свою возлюбленную Пушкин, будто сравнивает со своей же сказочной героиней — Спящей Красавицей. Она сейчас вот-вот проснётся, и на свете настанет зимнее чудо. Более того, свой радостный настрой автор пытается передать и ЕЙ, героине своего стихотворения, которую накануне увидел опечаленной. Он говорит ей: «Посмотри, как вокруг чудесно, какая волшебная зимняя природа! Мы с тобой, будто попали в сказку!» И сказка эта, на глазах любимой, оживает наяву.
Когда Александру Сергеевичу, наконец, таки удается разбудить и растормошить героиню своего стихотворения, он приглашает ее развеяться — на увлекательную прогулку на санях, запряженных лошадью. Проехаться по бескрайним просторам — пустым полям и густым заснеженным лесам — это так романтично и увлекательно.
Стихотворение оканчивается на оптимистичной ноте, с которой, собственно, и начиналось. При этом автор сохраняет интригу в конце: согласилась ли девушка отправиться с ним на санную прогулку или осталась дома, досматривать свой утренний сон? — Мы об этом никогда не узнаем.
Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 260.
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 260.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимнее утро.
История создания – это стихотворение Пушкина было написано в 1829 году, причём известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, в имении которых и были написаны знаменитые строки.
Тема стихотворения – красота русской природы в зимний период года.
Композиция – на протяжении всех пяти шестистиший наблюдается линейная композиция.
Жанр – лирическое стихотворение, вид лирики – пейзажная.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с парной и кольцевой рифмовкой.
Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.
Сравнение – “как бледное пятно”.
Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”.
“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ “Зимнее утро” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе: с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и проникнутся его атмосферой.
История создания
1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. История создания этого произведения тесно связана с тем, кому посвящено стихотворение. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта: его жене Наталье Гончаровой и его Няне Арине Родионовне.
Находясь среди близких людей, в дружелюбном окружении Александр Сергеевич не просто отдыхает душой, но и ощущает потребность творить. Созданное им “Зимнее утро” пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться её красотами и не думать больше ни о чём.
Опубликовано стихотворение год спустя в альманахе “Царское село”.
Посвящёно это произведение русской природе. Поэт всегда особенно любил зиму: его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж. Очевидно, что оно написано под впечатлением от реальной картины, которую он увидел, пока гостил в имении, поэт стремился не просто описать картину зимы, но и передать своё настроение, навеянное этой картиной.
Главная мысль этого произведения достаточно проста: человека в любое время года окружает красота. Важно не пропустить её, не упустить возможность полюбоваться миром вокруг и насладиться его чудесами.
Композиция
Классическая линейная композиция, тем не менее заслуживает подробного разбора.
В первом шестистишии главный герой этого лирического произведения восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.
Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придаёт ему колорит.
В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое поэт описывает с восхищением, а в четвёртой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно наслаждаться тем, как весело трещат поленья в камине.
Но последняя строфа вновь отправляет читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы вволю налюбоваться окружающей красотой.
Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину.
Вид лирики легко определить уже по названию, которое обещает прекрасные описания русской природы и зимние пейзажи. Поэтому данное произведение относится к пейзажной лирике, а его жанр – лирическое стихотворение, поскольку в нём отражены мысли и чувства лирического героя. Пушкин использует достаточно простой и традиционный для себя стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Он придает стихотворению особенную мелодичность. Интересен и способ рифмовки – парная и кольцевая. также поэт использует как женскую рифму, так и мужскую, и это тоже работает на передачу настроения.
Средства выразительности
Пушкин использует в своем произведении самые разные выразительные средства, например:
- Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”
- Сравнение – “как бледное пятно”
- Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”
Кроме того, широко используются разнообразные обращения, такие как “друг прелестный”, “красавица” .
В произведении яркие эпитеты сочетаются с мрачными, создающими контраст, чтобы ещё больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нём и метафоры (например, на мутном небе мгла носилась ), аллитерации и анафоры. Всё это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.
Урок по литературе в 6 классе на тему: «А.С. Пушкин «Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха»
Конспект урока по литературе
«Зимнее утро».
Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха
Планирование темы (учебник под ред. В. Я. Коровиной).
Тема : « Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха
— познакомить школьников со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»; разъяснить ребятам отличие стихотворной речи от прозаической; познакомить учащихся с двусложными размерами стиха;научить ребят самостоятельно определять стихотворный размер.
— развить у учащихся слуховую и зрительную память, внимание, умение логически мыслить и обобщать полученные на уроке сведения; развить монологическую и диалогическую речь учащихся.
— выработать умение воспринимать поэтические слова через выражение чувств, через обращение к сведениям по теории литературы
— метод творческого чтения
— выразительное чтение учащихся; комментированное чтение;
— анализ текста художественного произведения; языка;
-постановка системы вопросов.
Виды деятельности учащихся:
Чтение произведений в доме и в классе;
Слушание художественного чтения;
Работа над текстом художественного произведения, анализ целого произведения;
Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос.
Оборудование: доска.
Организационный момент (2 мин)
Проверка домашнего задания (7 мин)
Беседа по вопросам к стихотворению «Зимнее утро» (18 мин)
Работа со статьей учебника(15 мин)
Итог урока. (2 мин)
Организация домашнего задания. (1 мин)
«Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3-4 человека читают наизусть стихотворение «Пущину».
3. Беседа по вопросам к стихотворению «Зимнее утро»
Какое настроение создается в первой строфе?
(Настроение радости, бодрости, восхищения природой.)
С помощью каких средств создается такое настроение?
Настроение создается, прежде всего, с помощью эмоционально окрашенной лексики первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный», «красавица», «Аврора», «звезда».
Прочитаем выразительно первую строфу, стараясь передать ее настроение.
— Как и почему меняется настроение во второй строфе?
Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледное», «тучи», «мрачные», «печальные».
Лексика второй строфы противопоставлена лексике первой. Благодаря противопоставлению подчеркивается выразительн ость стиха, усиливается впечатление от красоты и восхищения природой в дальнейшем описании. Такой прием носит в литературоведении название антитезы.
Запись в тетради: «.Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи называется антитезой».
— Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения?
Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности.
Читаем выразительно вторую строфу. Интонация может быть несколько монотонной, перечислительной. Паузами подчеркнем переход от грустных поминаний к радости Сравнения обычно выражаются оборотами со словами «как», «будто», «словно». Найдем в стихотворении такое сравне-, ние («Луна, как бледное пятно»). Сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами. снег лежит».
— Почему поэт применяет такое сравнение? (Передает восторг перед
красотой природы; создается ощущение мягкости, пушистости,
роскошности этих снежных ковров.)
— Есть ли в стихотворении еще подобная конструкция?
«Звездою севера явись»
Критик В. Г. Белинский писал о стихе Пушкина: «. он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч, густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».
Какой прием помогает Белинскому создать такой яркий образ стихов Пушкина? Сравнение.
Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе? Чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой, оттенить картину черными штрихами, рисующими «прозрачный лес».
Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? Однокоренные слова «блестя», «блестит», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы; эпитет «милый» встречается дважды, создает настроение радостного и немного печального умиления.
Куда стремится лирический герой из уюта комнаты?
Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора.
Выразительное чтение всего стихотворения.
— Что изображает поэт в стихотворении?
Картину природы, пейзаж, а через него свое настроение, свои чувства, переживания.
Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относят к жанру пейзажной лирики. Природа для поэзии — зеркало, в котором она яснее видит свой облик. Природа не только тема поэзии, но и ее идеал, пример истинной красоты, гармонии, целесообразности.
А. С. Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия: о том, в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека, есть ли в природе разумное божественное начало или она стихийна и бессмысленна. Таково и стихо творение «Зимнее утро». В нем поэт показал связь внутреннего состояния | человека с меняющейся природой.
Зима не усыпляет человека, а зовет к действию, бодрит. Разбушевав шаяся стихия («вьюга злилась», «мгла носилась») стремится к гармонии и восстанавливает ее (третья строфа). Пушкин подчеркивает таинственное единство человека и природы: движение, красота природы побудили лири ческого героя к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.
4. Работа со статьей учебника.
Статья «Двусложные размеры стиха».
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Знать двусложные размеры стиха, подобрать примеры ямба и хорея.
Прочитать роман А. С. Пушкина «Дубровский».
Коровина В. Я., Журавлев В. П. и др. «Программы образовательных учреждений 5-11 классы». М.: «Просвещение» 2006 г.
Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений под ред. В. Я. Коровиной.
Н.В. Егорова «Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание». М.: ВАКО 2007 г.