3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каков образ природы в стихах русских поэтов

Литература. 6 класс (1 часть)
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Русские поэты посвятили природе различных времён года множество стихотворений. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму.

Евгений Абрамович Баратынский

1800-1844

«Весна, весна! как воздух чист. » В стихотворении Е. А. Баратынский встречает весну ликующим, восторженным гимном. Поэт радостно приветствует раннюю весну, которая со всей мощью и присущим ей блеском приходит на смену зиме. Она и в поэте пробуждает порыв к идеалу, к высоким чувствам и желание слиться в этом едином порыве с природой и раствориться в ней.

В другом стихотворении («Чудный град порой сольется. ») Баратынский пишет о том, что иногда летучие облака могут создать таинственный «чудный град», но, навеянный образами природы, он мгновенен, хрупок и зыбок. Под напором ветра он рушится, и это прекрасное видение бесследно исчезает. В стихотворении возникает тонкое сравнение с поэтической мечтой, которая столь же мгновенна и хрупка, как и природное видение. Она тоже недолгая гостья в мире повседневной суеты.

По двум стихотворениям Баратынского уже можно судить о том, что жизнь природы сопоставлена с жизнью человека. Рассказывая о жизни природы, поэт передаёт свои чувства, мысли, свои желания и тревоги. Все изменения в природе напоминают отношения между людьми.

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей,
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней.

Чудный град порой сольётся
Из летучих облаков;
Но лишь ветр его коснётся,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.

Яков Петрович Полонский

1819-1898

«По горам две хмурых тучи. » В стихотворении Я. П. Полонского образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Тучи днём блуждали вдали от матери, а к вечеру склонились на грудь скалы, но обеим места не хватило, и они повздорили. Из их ссоры родилась молния, грянул гром. Схватка туч, однако, больно отозвалась в сердце матери-скалы, потому что ей были одинаково дороги обе тучи. Она жалобно застонала, и тучи-дети вняли этому стону. Они не хотели обижать скалу-мать и, обескураженные, удивлённые своим поступком и пожалевшие скалу, мирно улеглись у её ног, смиренно признавая свою неправоту. Так наблюдение над предгрозовым пейзажем рождает лирический сюжет, в котором легко узнаются человеческие отношения родителей и детей.

Но горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей

Но сошлись — не уступили
Той скалы друг другу даром
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром — по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели.

«Посмотри — какая мгла. » В этом стихотворении тоже рождается лирический сюжет о «бледном месяце», который одиноко «в небе ходит», не зная приюта и освещая всё вокруг таинственным «фосфорическим лучом». В этом образе легко угадать поэта, бесприютного и печального в своём одиночестве, но проникающего всюду своим поэтическим воображением.

Посмотри — какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.

Бледный месяц невидимкой
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на все наводит

Алексей Константинович Толстой

1817-1875

«Где гнутся над омутом лозы. » Современник Полонского поэт А. К. Толстой с помощью образов природы создаёт целые баллады. Весёлые стрекозы в стихотворении зовут мальчика ввысь, обещая научить его летать. Они обещают спеть ему много песен, показать отлогий берег и песчаное дно. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг, предлагают ему посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними. Однако это может погубить ребёнка.

Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печёт,
Летают и пляшут стрекозы,
Весёлый ведут хоровод:

«Дитя, подойди к нам поближе,
Тебя мы научим летать,
Дитя, подойди, подойди же,
Пока не проснулася мать!

Под нами трепещут былинки,
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло!

Мы песенок знаем так много,
Мы так тебя любим давно!
Смотри, какой берег отлогий,
Какое песчаное дно. »

Вопросы и задания

  1. потому что оно передаёт ваше восприятие того или другого явления природы и связанного с ним настроения?
  2. В стихотворении Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист. » поэт подробно рассказывает о приметах наступающей весны («воздух чист», «ясен небосклон», «шумят ручьи», «жавронок поёт»). Поэт приветствует весну, которая будит и его собственные силы, веселит душу. Поэт возрождается вместе с природой.

  • В стихотворении Баратынского «Чудный град порой сольётся. » говорится о видении и создании града из летучих облаков. Как вы это понимаете? Отчего исчезает видение города из облаков? Почему могут исчезнуть мечтания поэта?
  • Найдите олицетворения и объясните их роль в стихотворении Полонского «По горам две хмурых тучи. ». Какие образы возникают при чтении стихотворения?
  • «Где гнутся над омутом лозы. » — может быть, красивая пейзажная картинка, может быть, страшная сказка. О чём она? Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? Можно ли им верить?
  • Подготовьте поэтический вечер и выставку репродукций русских художников-пейзажистов «Родная природа». На вечере вы расскажете о поэтах и прочитаете их стихотворения. Подберите аудиозаписи музыкальных произведений, которые будут сопровождать выступления чтецов.
  • Русская природа в поэзии

    Русская природа, широкая, необъятная и ранимая, как славянская душа, являлась одной из излюбленных тем многих знаменитых поэтов. Современные поэты, увы, не переняли умение чувствовать природу так же остро, как их талантливые предшественники. А ведь именно единение человека с природой позволяет испытывать те эмоции, которые заставляют писать ярко, живо, восторженно.

    Природная красота как произведение искусства

    Русская природа поистине уникальна. Она, при всей своей простоте, пробуждает в человеке глубокие чувства, заставляет ценить и любить окружающее великолепие. Лишь созерцание природы способно дарить человеку ощущение гармонии и абсолютного, ничем не замутненного счастья.

    Благоговение перед этой красотой, вовсе неважно, простилается ли перед вами зеленое поле или заснеженный лес, всегда пробуждает в человеке размышления о жизни, о смысле существования и истоках истины.

    Стихи о природе русских поэтов многогранны. Русская поэзия всегда стремилась научить читателя не только ценить красоту, но и черпать в ней душевные силы. Как бы ни было плохо и темно на душе, человек на лоне природы всегда успокаивается, находит внутри себя гармонию и надежду на лучшее. За увяданием приходит расцвет — и замерзшая земля вновь оживает при встрече с весной.

    Так, поэт Николай Рубцов писал:

    Выпал снег — и все забылось,

    Чем душа была полна!

    Сердце проще вдруг забилось,

    Словно выпил я вина.

    Никто не понимает красоту русской природы лучше творческого человека, который чувствует гораздо больше, чем мы, практичные прагматики. Порою в жизненной спешке мы не замечаем окружающей красоты.

    Александр Сергеевич о русской природе

    Пожалуй, ни один русский поэт о природе не писал так эмоционально и ярко. Пушкин со свойственной ему мудростью и умением тонко подбирать нужные слова восхвалял красоту осени – это его любимая пора года, которой посвящено множество стихов. Поэт описывал царившую вокруг красоту, старался объять необъятное, уделяя особое внимание деталям. По его стихам можно смело писать пейзажи.

    Пожалуй, одно из самых знаменитых стихотворений, в которое поэт вложил всю любовь к этой золотой поре года:

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса —

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса.

    Афанасий Фет. Цените каждое мгновение

    Афанасий Фет, поэт чистый и искренний, писал о природе постоянно. Афанасий обладал удивительной способностью четко описывать привычные нам природные явления, которые мы по глупости не замечаем. Каждое его слово пропитано любовью к природе и стремлением донести до читателя, как мало он замечает в своей жизни. А ведь ценно каждое мгновение — порыв ветра в лицо, прикосновение божьей коровки к руке, ласка солнечного луча.

    Еще светло перед окном,

    В разрывы облак солнце блещет,

    И воробей своим крылом,

    В песке купаяся, трепещет.

    Природа и внутренний мир

    Поэты, которые как никто тонко чувствуют не только свою душу, но и душу каждого своего читателя, связывают природу с внутренним миром человека. Нет, описание пейзажей и другие детали природы не являются фоном — они связаны с настроением лирического героя нитями, видимыми не каждому.

    Так, Пушкин в своем стихотворении «Цветы последние милей» показывает, насколько гармонично все в природе и во внутреннем мире — рождение и смерть, рост и увядание. Также Александр Сергеевич любил обращаться к природным явлением, как к живым существам.

    Множество стихов на тему времен года можно найти и у других великих русских писателей: Лермонтова, Блока, Тютчева, Есенина. А вот о бессмертном хулигане Есенине следует поговорить подробнее.

    Есенин о природе

    Выросший в деревне Сергей Есенин любил и понимал русскую природу лучше любого городского жителя. Он писал о ней много, красиво и душевно, часто соединяя с любовной лирикой. Сергей Александрович учит читателя любить Родину искренней и чистой любовью, невзирая на ее несовершенства — покосившуюся избу, старый клен, небогатые хлеба. Но они наши, близкие и родные. Русская природа в стихотворениях поэта настолько ярко описана, что живо предстает перед мысленным взором читателя во всем своем великолепии.

    Немало строчек Есенин посвятил и животным, которых очень любил с детства. В некоторых своих стихах он обращается к братьям нашим меньшим, как к старым товарищам. Есенин искренне восхвалял природную красоту и мечтал, что однажды человек одумается и перестанет уничтожать ее. Увы, течение времени мало что способно изменить, пока люди не изменят себя.

    Литературно-музыкальный досуг «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и композиторов»

    Елена Яльцева
    Литературно-музыкальный досуг «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и композиторов»

    Воспитывать у детей интерес к поэзии, классической музыке и художественно-творческой деятельности

    • Раскрыть художественное единство образного содержания поэзии, живописи и музыки

    • Воспитывать любовь к русской природе через восприятие поэтического текста, произведений живописи и музыки

    • Развивать эмоциональное восприятие

    • Закрепить и обобщить знания детей об осени и её признаках

    • Учить обращать внимание на средства выразительности, использованные поэтами, художниками и композиторами

    • Будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное мышление

    • Развивать образную речь, расширять словарный запас

    • Учить детей получать радость от общения с искусством

    • Наблюдения за сезонными явлениями в природе

    • Экскурсии в лес в различные сезоны года

    • Разучивание стихотворных произведений о природе

    • Рассматривание репродукций картин, изображающих пейзажи

    • Прослушивание музыкальных произведений

    • Краски, кисточки, цветная бумага, клей, ленты, пуговицы, бусины

    Литературный материал

    тексты стихотворений

    • Бальмонт К. Д. «Осень»

    • Бунин И. А. «Лес, точно терем расписной,.»

    • Дрожжин С. Д. «Весеннее царство»

    • Есенин С. А. «Берёза», «Нивы сжаты, рощи голы…»

    • Никитин И. С. «Ярко звёзд мерцанье…»

    • Осетров-Суздальский А. «Люблю природу русскую…»

    • Пушкин А. С. отрывок из поэмы «Евгений Онегин» («Уж небо осенью дышало…»)

    • Бетховен «Адажио» (соната №8 часть II)

    • Глинка М. И. Вальс «Фантазия», Ноктюрн «Разлука»

    Читать еще:  Обидеть легче чем простить простить труднее чем обидеть стих

    • Чайковский П. И. «Январь. У камелька», «Апрель. Подснежник», «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке» из цикла «Времена года»

    Художественный материал

    репродукции картин русских художников-пейзажистов

    • Выставка книг, посвященная творчеству С. А. Есенина

    • Материалы по реализации проекта

    • Гирлянды из осенних листьев

    I. Организационный момент

    Дети под музыку вальса «Фантазия» М. И. Глинки проходят в зал, здороваются с гостями и рассаживаются на стульчики.

    ТС: слайд с изображением русской природы

    Воспитатель: Добро пожаловать в нашу литературно-музыкальную гостиную!

    Мы живём в великой и прекрасной стране России. Особая гордость нашей Родины – её природа.

    Наша русская природа всегда вдохновляла поэтов, композиторов и художников на создание прекрасных произведений.

    Люблю природу русскую:

    Она, как песня грустная,

    О чём грустит она,

    Какая мысль сокрытая

    В неё заключена?

    Горит, горит закат,

    И чувства без названия

    Это замечательное стихотворение написал Андрей Осетров-Суздальский.

    II. Основная часть

    Воспитатель: Каждое время года неповторимо и удивительно.

    Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Январь. У камелька» из цикла «Времена года»

    ТС: репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением зимы

    Воспитатель: Зимой, погрузившись в долгий сон, природа отдыхает. Зима в стихотворениях русских поэтов задумчивая, красивая и таинственная.

    Ребёнок читает стихотворение С. А Есенина «Берёза».

    На пушистых ветках

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года»

    ТС: репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением весны

    Воспитатель: Наступает весна, освобождаясь от снега, пробуждается природа готовая к весеннему теплу. Стихи русских поэтов о весне полны радостного настроения от появления долгожданного тепла.

    Ребёнок читает стихотворение С. Д. Дрожжина «Весеннее царство».

    Вернулось царство вешних дней:

    Звенит по камушкам ручей,

    И с криком стая журавлей

    Смолою пахнет от лесов,

    Краснея, почки лепестков

    И миллионами цветов

    Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года»

    ТС: репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением лета

    Воспитатель: Летом природа богата сочными зелёными красками и запахами, особенным летним настроением, которое создают шум леса, пение птиц, чередование солнечных дней с внезапными дождливыми капризами. Стихи русских поэтов о лете наполнены теплом летней красоты.

    Ребёнок читает отрывок из стихотворения И. С. Никитина «Ярко звёзд мерцанье…»

    Ярко звёзд мерцанье

    В зеркало залива

    Сонный лес глядит.

    В чаще молчаливой

    Гладь да блеск озёр,

    Без конца простор,

    Звёзды над полями,

    Глушь да камыши…

    Так и льются сами

    Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Ноябрь. На тройке» из цикла «Времена года»

    ТС: репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением осени

    Воспитатель: Осень задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи русских поэтов об осени передают настроение прекрасной уставшей природы.

    Ребёнок читает стихотворение К. Д. Бальмонта «Осень».

    Стали дни холоднее,

    И от птичьего крика

    В сердце стало грустнее.

    Стаи птиц улетают

    Прочь за синее море.

    Все деревья блистают

    В разноцветном уборе.

    Солнце реже смеётся,

    Нет в цветах благовонья.

    Скоро осень проснётся

    И заплачет спросонья.

    Учитель-логопед: Как мы увидели, у природы нет плохой погоды, и каждое время года прекрасно. Но сегодня в нашей музыкально-литературной гостиной мы подробнее поговорим лишь об одном из них. А вот о каком, отгадайте!

    Время года отгадай!

    Разноцветный лес красивый,

    Мокнут скошенные нивы,

    Тучи по небу гуляют,

    Птицы к югу улетают,

    Грибники в леса спешат,

    Листья жёлтые летят.

    Ёжик листья собирает,

    Свою норку утепляет.

    Д/и игра «Что кому нужно?»

    Учитель-логопед: созвала Осень поэтов, художников и композиторов и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину осенней природы?» Как вы думаете, что ответил каждый из них?

    Примерные ответы детей:

    Поэту нужны слова и рифмы.

    Художнику нужны, холст, краски и кисти.

    Композитору нужны музыкальные звуки и ноты.

    Учитель-логопед: Что же у них получилось?

    Литературно-музыкальная композиция

    Музыкальное сопровождение: М. И. Глинка «Ноктюрн «Разлука»

    Художественный материал: репродукция картины С. Петрова «Золотая осень»

    Литературный материал: стихотворение И. А. Бунина «Лес, точно терем расписной…»

    Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Весёлой, пестрою стеной

    Стоит над светлою поляной.

    Берёзы жёлтою резьбой

    Блестят в лазури голубой,

    Как вышки ёлочки темнеют,

    А между клёнами синеют

    То там, то здесь в листве сквозной

    Просветы в небо, что оконца.

    Лес пахнет дубом и сосной.

    За лето высох он от солнца.

    Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал…»

    Учитель-логопед: Вслед за тёплой и сухой осенью начинаются дождливые дни, деревья сбрасывают свои листья. Как называется это явление? (Листопад) Поиграем с осенними листьями.

    Текст стихотворения Выполняемые движения

    Ветер по лесу летал, Волнообразные движения правой рукой

    Ветер листики считал Волнообразные движения левой рукой

    Вот рябиновый резной,

    Вот с берёзки золотой.

    И последний лист с осинки Дети загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого

    Ветер бросил на тропинку Опустить кисти рук ладонями вниз

    Физкультминутка «Листья осенние тихо кружатся…»

    Детям раздаются осенние листочки.

    Текст стихотворения Выполняемые движения

    Листья осенние тихо кружатся Поднять руки с листочками вверх и кружиться на месте

    Листья нам под ноги тихо ложатся Опустить руки и медленно присесть

    И под ногами шумят, шелестят Движения руками из стороны в сторону

    Словно опять закружиться хотят Встать, поднять руки с листочками вверх и кружиться на месте

    Обыгрывание стихотворения А. С. Пушкина

    ТС: слайды с изображением осенних пейзажей

    Музыкальный материал: Бетховен «Адажио» (соната№8 часть II)

    Воспитатель: Очень любил осень великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Послушаем, как он описывает в одном из своих стихотворений позднюю осень.

    Ребёнок, одетый в костюм, обыгрывает отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

    Уж небо осенью дышало,

    Уж реже солнышко блистало,

    Короче становился день,

    Лесов таинственная сень

    С печальным шумом обнажалась,

    Ложился на поля туман,

    Гусей крикливых караван

    Тянулся к югу: приближалась

    Довольно скучная пора;

    Стоял ноябрь уж у двора.

    Стихотворения С. А. Есенина

    • репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением поздней осени

    • портрет С. А. Есенина

    Воспитатель: А вот ещё одно стихотворение о поздней осени.

    Нивы сжаты, рощи голы,

    От воды туман и сырость.

    Колесом за сини горы

    Солнце тихо закатилось.

    Дремлет взрытая дорога,

    Ей сегодня примечталось,

    Что совсем-совсем немного

    Ждать седой зимы осталось.

    Это стихотворение написал замечательный русский поэт Сергей Александрович Есенин, 120-тилететие которого мы отмечаем в этом году. Стихи Сергея Есенина особенные, певучие.Не случайно на их основе написано множество музыкальных произведений: песен и романсов. Послушайте романс Григория Пономарёва на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая…».

    Педагоги под аккомпанемент гитары исполняют романс.

    Творческая игра «Художники»

    Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года»

    Воспитатель: Ребята! Сегодня мы услышали прекрасные стихотворения об осени, слушали чудесную музыку, рассматривали осенние пейзажи.

    А сейчас вы превратитесь в художников и покажете, какой осень видите вы сами. Кто-то возьмёт краски, кто-то цветную бумагу, кто-то мелкие предметы. Наполните своими фантазиями эти работы. А поможет вам в этом музыка Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» «Октябрь. Осенняя песня».

    Дети надевают береты, шейные платочки и приступают к работе.

    Воспитатель: У вас получились прекрасные работы. Думаю, наши гости позже подойдут и, надеюсь, с удовольствием рассмотрят их.

    Сегодня в нашей литературно-музыкальной гостиной мы услышали стихотворения А. С. Пушкина, С. А. Есенина, К. Д. Бальмонта, С. Д. Дрожжина, И. С. Никитина, Слушали музыку П. И. Чайковского и М. И. Глинки, рассматривали пейзажи Левитана, Поленова и других русских художников.

    Стихи, живопись и музыка помогают открывать красоту родного края, учат понимать язык природы, призывают охранять всё живое. Мир искусства – великое чудо. Но откроется оно не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!

    Музыкальный материал: М. И. Глинка вальс «Фантазия».

    «Волшебница-зима в творчестве художников, композиторов и поэтов». Совместный проект ПАСПОРТ ПРОЕКТА 1. Тема проекта:«Волшебница — зима в творчестве художников, композиторов и поэтов»2. Актуальность: Дошкольный возраст.

    Конспект НОД «Образы русских богатырей в творчестве русских композиторов — классиков и художников» Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Образы русских богатырей в творчестве русских композиторов – классиков и художников».

    Конспект занятия «Образ матери в искусстве художников, поэтов и композиторов» Конспект Тема: «Образ матери в искусстве художников, поэтов и композиторов» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления.

    Конспект занятия по нравственному воспитанию через музыкальные произведения русских композиторов у детей в средней группе «Музыкальные эмоции» Цель: продолжать формировать представления о музыке, ее особенностях; продолжать работу по нравственному воспитанию.

    Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Цель: Знакомство с новым жанром в музыке- оперой. Знакомство с творчеством.

    Литературно-музыкальный досуг «Славим тебя, моя Кубань» Возраст воспитанников: подготовительная группа (6-7 лет) Программные задачи. Познавательные: -продолжать формировать интерес к «малой Родине»;.

    Конспект НОД «Осень в творчестве русских поэтов» для подготовительной группы Задачи: Образовательные: — Создать у детей поэтический образ осени посредством разных видов искусства; — Закрепить знания детей о приметах.

    Педагогический совет «Деловая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» Педагогический совет Деловая игра: «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» старший воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №312.

    Технологическая карта НОД «Сказочный образ Бабы Яги в произведениях великих художников и композиторов» Технологическая карта НОД ДОУ: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №20 «Родничок».

    Викторина по произведениям русских композиторов для подготовительной группы Викторина по произведениям русских композиторов для подготовительной группыВопрос 1 В каком жанре написано произведение Римского-Корсакова.

    Тема природы в стихах русских поэтов

    Автор: Guru · Опубликовано 17.08.2017 · Обновлено 17.08.2017

    Окружающий мир всегда вдохновлял деятелей искусства на создание замечательных произведений, которые до сих пор греют душу читателя и развивают его воображение. Приятно окунуться в родные пейзажи и почувствовать самобытную прелесть изображенного времени года. Не случайно многие русские поэты затрагивали тему природы, зная, что таким путем наверняка доберутся до потаенных глубин человеческого сознания, вырвут людей из порочного круга суеты и рутины, дадут им желаемый отдых, необходимое пространство для раздумий и эмоциональную разрядку.

    «Тени сизые смесились» Тютчев

    Мотылька полет незримый
    Слышен в воздухе ночном
    Час тоски невыразимой!
    Всё во мне, и я во всем!

    В данном стихотворении Тютчев описывает отношение человека к природе, используя несколько художественных приёмов. Во-первых, это параллелизм и олицетворение — люди и окружающий мир очень похожи, они существуют рядом друг с другом, а потому пейзажи автор наделяет человеческими качествами, как бы уподобляя их сознательному существу. Во-вторых, во всех своих произведениях поэт ищет спасение человеческой души в слиянии естеством, тем самым уничтожая греховную и двойственную сущность личности, обреченной жить по общественным канонам: «Дай вкусить уничтоженья, с миром дремлющим смешай!». При этом полноценное счастье он и видит в возможности увидеть мир «глазами» неиспорченных существ.

    «Пришла, — и тает все вокруг» Фет

    Как весел мелких туч поход!
    И в торжестве неизъяснимом
    Сквозной деревьев хоровод
    Зеленоватым пышет дымом.

    Фет в своих стихах наделяет природу качествами человека, часто использует литературный приме «олицетворение». Особенностью данного произведения является тот факт, что на протяжении всего текста автор не называет его главную героиню. Однако мы можем догадаться, что речь идёт о весне. Но все эпитеты, использованные поэтом, можно приписать и женщине — например, возлюбленная лирического героя «пришла, — и тает всё вокруг, всё жаждет жизни отдаваться». Таким образом, произведение приобретает метафорический характер, и это отличительная черта фетовской лирики – весь текст построен на ассоциативности и суггестивности. С одной стороны, он повествует о времени года, но, с другой стороны, читатель может найти в нем отсылки к отношениям между людьми.

    «Прекрасны вы, поля земли родной» Лермонтов

    Но эта степь любви моей чужда;
    Но этот снег летучий серебристый
    И для страны порочной — слишком чистый
    Не веселит мне сердца никогда.

    Для Лермонтова природа входит в понимание родины. Вместе с ее описанием он пытается показать отличительные черты России, ее характер, мысли и чувства ее жителей: «И так она свежа, и так родня с душой, как будто создана лишь для свободы…». Это произведение схоже с другими образчиками гражданской лирики Лермонтова, где поэт повествует о русском пейзаже, но при этом отражает нынешнее состояние политической ситуации в России. Для него природа неразрывно связана с патриотизмом, любовь к стране сочетается с осознанием ее самобытной красоты. Он был тонким ценителем прелести видов, ведь всерьез увлекался живописью.

    Читать еще:  Почему человек не любит стихи

    «Природа» Мережковский

    Нас прежнею лаской встречают
    Долины, цветы и ручьи,
    И звезды все так же сияют,
    О том же поют соловьи.

    Для Мережковского природа — это окружающий нас мир, находящийся в неизменном состоянии. Поля, степь, туман, звезды — все это существовало до нас и будет существовать после. По мнению автора, он никак не связан с человеком, его душевными переживаниями. В отличие от других творцов, поэт не использует прием олицетворения и не уподобляет стихии и времена года чувствам и эмоциям людей. Напротив, он выделяет мир цивилизации, который подвержен внешним и внутренним изменениям, развитию, и природу, которая сохраняет свое первозданное состояние.

    «Вечер» Гиппиус

    Как никогда, я чувствую — я твой,
    О милая и строгая природа!
    Живу в тебе, потом умру с тобой…
    В душе моей покорность — и свобода.

    Стихотворение Гиппиус состоит из описания мира, который окружает лирическую героиню. Мы можем чётко представить себе природу, изображенную в тексте: «Июльская гроза, шумя, прошла. И тучи уплывают полосою». Но главная задача для поэтессы — передать душевное состояние женщины через воссоздание пейзажа, с помощью использованных эпитетов и олицетворений мы можем лучше понять ее чувства. Начиная знакомство с произведением, мы видим красочную зарисовку весеннего дня, но углубившись в текст и проанализировав его, мы понимаем, что на первый план выходит взаимосвязь между стихией и переживаниями субъекта.

    Природа в стихах русских поэтов

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Описание слайда:

    Природа в стихах русских поэтов

    Описание слайда:

    Урок литературы в 7 классе
    Учитель Тетерина Людмила Николаевна

    Описание слайда:

    ЦЕЛИ:
    1. Познакомить с некоторыми стихотворениями о природе русских поэтов.
    2. Дать представление об особенностях пейзажной лирики.
    3. Учить понимать внутренний смысл поэтического произведения.
    4. Воспитывать потребность в чтении стихов.

    Описание слайда:

    Прочитайте стихотворения о природе на страницах учебника 267-268
    1. Каким настроением проникнуто каждое из них?
    2. Чем привлекает поэтов природа?
    3. Что означают в поэзии времена года? С чем они связаны в сознании поэтов? (см. стр. 266)
    4. Какое из стихотворений наиболее близко вашему настроению?

    Описание слайда:

    Русских поэтов всегда привлекала родная природа, пленяющая и трогающая милой прелестью летнего дня, морозным осенним воздухом, белой бескрайней пустыней снегов, журчащими весенними ручьями. Она дорога каждому большому поэту своей непосредственной жизнью, скромной простотой, в которой много внутренней красоты, раздолья, спокойствия, степенности и величия. Природа возвышала и призывала забыть перед ее лицом о всякой суете и эгоизме.
    ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ

    Описание слайда:

    Узнайте автора
    1. Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса.
    Люблю я пышное природы увяданье
    В багрец и золото одетые леса.
    2. Славная осень! Здоровый, ядреный
    Воздух усталые силы бодрит;
    Лед неокрепший на речке студеной
    Словно как тающий сахар лежит.
    3. На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета, как ризой, она.

    Описание слайда:

    Еду. Тихо. Слышны звоны
    Под копытом на снегу,
    Только серые вороны
    Расшумелись на лугу.
    Ель рукавом мне тропинку
    завесила.
    Ветер. В лесу одному
    Шумно и жутко, и грустно,
    и весело,
    Я ничего не пойму.
    Кроет уж лист золотой
    Влажную землю в лесу…
    Смело топчу я ногой
    Вешнюю леса красу.

    Описание слайда:

    Проверьте себя
    1. Ф. И. Тютчев
    2. Н. А. Некрасов
    3.М. Ю. Лермонтов
    4. С. А. Есенин
    5. А. А. Фет
    6. А. Н. Майков

    Описание слайда:

    Прочитайте стихотворение
    Вот уж вечер. Роса
    Блестит на крапиве.
    Я стою у дороги,
    Прислонившись к иве.

    От луны свет большой
    Прямо на нашу крышу.
    Где- то песнь соловья
    Вдалеке я слышу.
    Хорошо и тепло,
    Как зимой у печки.
    И березы стоят,
    Как большие свечки.

    И вдали за рекой,
    Видно, за опушкой,
    Сонный сторож стучит
    Мертвой колотушкой.
    С. Есенин

    Описание слайда:

    Подумайте
    Какая картина открывается поэту и вам?
    Что происходит в природе?
    Какие чувства переживает поэт?
    Как эти чувства передаются?
    Какие приемы и средства использует автор для выражения своих чувств?

    Описание слайда:

    Прочитайте стихи
    Чародейкою Зимою Есть в осени первоначальной
    Околдован лес стоит – Короткая, но дивная пора –
    И под снежной бахромою, Весь день стоит как бы
    Неподвижною, немою, хрустальный,
    Чудной жизнью он блестит. И лучезарны вечера
    Ф. Тютчев Ф. Тютчев
    За распахнутым окном, Нивы сжаты, рощи голы,
    На просторе луга От воды туман и сырость.
    Лошадь сытая в ночном Колесом за сини горы
    Отряхнулась глухо. Солнце тихое скатилось.
    А. Твардовский С. Есенин

    Описание слайда:

    Продолжение
    1.Час от часа жар сильней, 4. Не видно птиц. Покорно чахнет
    Тень ушла к немым дубровам, Лес, опустевший и больной.
    И с белеющих полей Грибы сошли, но крепко пахнет
    Веет запахом и медом. В оврагах сыростью грибной…
    Ф. И. Тютчев А в поле ветер. День холодный
    2. Звонче жаворонка пенье, Угрюм и свеж…
    Ярче вешние цветы, 5. Полдневный час,
    Сердце полно вдохновенья, Жара гнетет дыханье;
    Небо полно красоты. Глядишь прищурясь —
    А. К. Толстой блеск глаза слезит,
    3. Вот и лето. Жарко, сухо; И над землею воздух в
    колебанье
    От жары нет мочи. Мигает быстро, будто бы кипит.
    Зорька сходится с зарею Ф. И. Тютчев
    Нет совсем и ночи.
    И. Суриков

    Описание слайда:

    Найдите стихи, похожие по теме, по настроению
    Лето. Тепло. Красота.

    Лето. Жар. Сухо. Душно
    Осень. Сырость. Пустой лес.

    Зима. Зимний лес. Красота.

    Осень. Дивная пора.

    Описание слайда:

    Подберите стихи к картинам природы

    Описание слайда:
    Описание слайда:
    Описание слайда:
    Описание слайда:
    Описание слайда:
    Описание слайда:
    Описание слайда:
    Описание слайда:

    Вопросы
    1. Какие краски используют поэты и художники для описания природы?
    2. Какой отрывок вам больше понравился? Почему?
    3. Какова главная мысль всех стихотворений о природе?

    Описание слайда:
    Описание слайда:

    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик-
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    Ф. Тютчев

    Описание слайда:
    Описание слайда:

    В природе всегда есть тайна
    В чем она заключается, по-вашему?
    Объясните выражения: «лес стоит загадочный», «грустно и таинственно ветки шелестят», «лес молчал и молчала река», «таинственно звезды дрожат», «в печали бесконечной плывут облака».
    Какой художественный прием используется в этих выражениях?

    Описание слайда:
    Описание слайда:
    Описание слайда:

    Домашнее задание
    1. Выучить стихотворение о природе (по выбору).
    2. По выбору: а) описать любимый уголок природы;
    б) написать стихотворение о природе.

    Описание слайда:

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Курс профессиональной переподготовки

    Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

    Курс повышения квалификации

    Охрана труда

    Курс профессиональной переподготовки

    Охрана труда

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    также Вы можете выбрать тип материала:

    Общая информация

    • Другое
    • Презентации

    Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    Похожие материалы

    Обломов и Штольц

    Словарь сказочных предметов и животных

    Человек и природа в балладе М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

    11 класс. Обобщающий тест по литературе. №1

    Образы животных в баснях И.А.Крылова

    «Реквием»: трагедия поэта и народа

    Человек и природа в прозе русских писателей XIX-XX веков

    Каменный цветок

    Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
    5229470 материалов.

    Вам будут интересны эти курсы:

    • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
    • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
    • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
    • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
    • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
    • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
    • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
    • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
    • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
    • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
    • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
    • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

    Время чтения: 2 минуты

    В России будет введена должность советника директора по воспитанию

    Время чтения: 1 минута

    В школе в Пермском крае произошла стрельба

    Время чтения: 1 минута

    Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

    Время чтения: 1 минута

    55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

    Время чтения: 0 минут

    Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Каков образ русской природы в стихах русских поэтов?

    Какой русские поэты изображали русскую природу?

    Русские поэты, с упоением и мастерством описывающие непостоянную красоту русской природы, всегда смотрели на нее как на неотъемлемую часть русской жизни.

    Каждый из них, в силу своего мировоззрения, воспринимал природу по-своему. Так, например, у Пушкина природа — это торжество, вершина божественного творения, у Маяковского — ландшафт, на фоне которого разворачиваются события. У Есенина природа — это мать, кормилица, та, которая дает жизнь, питает надежды и желания. Она — немного примитивная, религиозная, почти божественная.

    Наступающий на пятки технический процесс разрушает и убивает природу, а вместе с ней — традиционный уклад деревенской жизни, устанавливающийся на протяжении столетий. Природа первая стонет и изнемогает от навалившихся на нее новых революционный изменений: вспомним, например, чем закончилось противостояние жеребенка и «стальной конницы».

    Стихотворение А.С. Пушкина «19 октября»-это произведение, которое поэт написал в минуты грусти и одиночества.Оно пронизано одиночеством.

    И осенняя пора усиливает грусть о былом, о лицейских друзьях.

    Это стихотворение поэт написал, когда отбывал ссылку в селе Михайловское, и не смог приехать на встречу с друзьями. В стихотворении он вспоминает лицейскую жизнь и своих друзей, грустит, что не может с ними встретится, размышляет о их будущем.

    Каждому из самых близких друзей он посвятил отдельные строки в этом стихотворении, поэтому произведение как бы разделено на октавы.

    Жанр этого стихотворения-послан­ ие.

    Стихотворение условно разделено на части-октавы.

    В одной из частей -октав он обращается к друзьям-лицеистам, в другой-к самым близким друзьям, в другой части-хвала царю и лицею, и в последней части он размышляет о будущем, о том, что когда-нибудь на эту встречу друзей-лицеистов придет только кто нибудь один.

    Родился С.А Есенин в 1895 году .В1912 году он окончил церковно-приходскую школу и уехал в Москву .В Москве работал в мясной лавке.,после в типографии.Первые стихи он опубликвал в детском журнале «Мирок» в 1914 году.По всем описаниям биографии и википедийным данным,творчество Есенина началось в 1910году.Следователь­ но еще когда учился в цпх школе (1909-1912г.)он написал первые стихи.

    Читать еще:  Стих я люблю тебя как море любит солнечный восход

    Стихотворение Парус Лермонтов написал, когда ему было всего 18 лет. В нем отражены мечты и надежды автора, размышления о будущем.

    Написано стихотворение в 1832 году, впервые опубликовано в 1841 году. Стихотворение и сегодня остается одним из самых популярных произведений Лермонтова.

    Ответ — 1832 год.

    Это выдержка из стихотворения Александра Галича ( 1918 — 1977 ), которое он написал в 1969 году без названия, но вот весь текст полностью:

    Как видим » Бессонницы моей кормчий » и есть Ворон, о котором и упоминается в первой же строчке данного стихотворения.

    Значит — Ворон и есть правильный ответ на данный вопрос.

    Мне бы хотелось, чтоб автор вопроса обходился без угроз. А то я, к примеру тоже люблю Лермонтова больше, чем Пушкина(и тоже я имею ввиду его прозу, а именно «Герой нашего времени»). Но после таких угроз (не политкорректных) даже страшно об этом писать. Решат, что я балл зарабатываю. А у Пушкина мне больше всего нравятся не «Капитанская дочка» и не «Дубровский», а «Метель» и «Барышня-крестьянка»­ . Вероятно потому, что я девушка, а эти две истории про неожиданности в любви и переодевания и т.д. В общем все то, что трогает девочек любого возраста, и что эксплуатируют во всех сериалах. Кто-то обнаружился через много лет или был не тем, за кого выдавал.

    Что же касается самого вопроса, то я отвечу как понимаю. Все-таки Пушкин — первый русский поэт. Он же хронологически раньше был. А Лермонтов второй, но не по значению, а по хронологии.

    И еще один момент.

    Общество же меняется со временем не только политически, а и проявления людей, их переживания меняются. Есть роман на века, хоть и в стихах — это «Евгений Онегин». С точки зрения женского образа он просто в каждом поколении случается. Мы все влюбляемся в таких(девочки, которые любят почитать). А потом нас не замечают, пока мы не станем полностью взрослыми женщинами. Это для меня сейчас как нельзя актуально. И я вижу себя в Татьяне. И готова подписаться, так вы себя и ведете, мужчины. В 99, 9% случаев. Потому вам Тятьяны и не достаются. И потом кусайте локти.

    А Лермонтов создал человека Григория Александровича Печорина(которым, я подозреваю, он и сам был во многом), его переживания выходят за рамки отношений мужчина и женщина, они охватывают собой вообще всю структуру души. И видишь в нем себя в чем-то, даже если и девушка. И сопереживаешь. И хочешь встретиться и поговорить. Вот у меня нет желания поговорить с Онегиным. А с Печориным — есть. О чем это говорит? Может, что он к нам, современным думающим людям ближе.

    Если под дуэлью подразумевается, что у нас называют на ТВ. Т.е. противостояние двух поэтов, то оно невозможно. Лермонтов обожал Пушкина всей душой.

    Он написал на смерть поэта, невзирая, что потеряет на этом очень многое от власти сверху.

    Лермонтов никогда не вышел бы противостоять Пушкину. Наоборот, он был с ним в одном строю. И как находящийся ближе всех, он подхватил знамя у павшего впереди бойца и понес его вперед и дальше, пока сам не упал, пронзенный все той же пулей, все в том же незаконченном бою.

    Интегрированный урок по теме «Природа в лирике русских поэтов». 6-й класс

    Класс: 6

    Цель: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов.

    Образовательная:

  • расширить представление обучающихся о русской лирике, включающей в себя тему родной природы.
  • Развивающая:

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей, логического мышления и речи обучающихся;
  • развитие навыков отбора материала и систематизации прочитанного;
  • развитие коммуникативной компетентности обучающихся;
  • развитие умения и навыка работы в группе;
  • развитие элементов творческой деятельности;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса обучающихся.
  • Воспитательная:

  • воспитание читательской культуры обучающихся, уважительного отношения к русской литературе, стремления передавать в своей речи богатство русского языка: красоту, точность, образность;
  • воспитание творчески активной личности, раскрытие новых способностей и талантов детей;
  • воспитание уважительного отношения к родной природе, к окружающему миру через поэтическое слово.
  • Оформление урока:

  • репродукции картин русских художников-пейзажистов;
  • выставка рисунков и творческих работ учащихся;
  • мультимедийные презентации;
  • музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский “Времена года”, Э. Григ “Утро”).
  • 1. Учитель: Добрый день! Рада видеть вас на сегодняшнем уроке.

    “Здравствуй!” – мы скажем солнцу и птицам,
    И “Доброе утро!” – улыбчивым лицам!

    (Музыкальный фрагмент “Утро” Э.Грига)

    Наш урок мы начали стихами, потому что на улице весна, солнце светит, душа поет, настроение радостное, хочется слова складывать в рифмы:

    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.

    Минута – и стихи свободно потекут… (А.С. Пушкин)

    Стихами можно описать все в нашей жизни, в окружающем мире: журчание ручейка, полет бабочки, шум дождя, шелест листвы. Не случайно русский поэт Федор Иванович Тютчев сказал о природе: “В ней есть душа… В ней есть язык…”. А мы добавляем – в ней есть поэзия. И сегодня наш урок мы посвящаем поэзии, поэзии в окружающем мире, в том, что нам близко и дорого. (Презентация 1. Слайд 1)

    К этому уроку готовились все ребята. Класс мы разделили на четыре команды. Каждая определила для себя тему, о которой хотела бы сегодня сказать стихами. Ребята из большого количества поэтических произведений отобрали те, которые им больше всего понравились, подготовили стихи и, кроме того, украсили свое выступление презентациями.

    Давайте послушаем их.

    2. Чтение стихов наизусть и просмотр презентаций.

    КОМАНДА “Цветочный калейдоскоп” (Презентация 2. Приложение 1. Чтение стихов “Ландыш” С.Я. Маршака и “Черемуха” С.А. Есенина)

    КОМАНДА “Птичий базар” (Презентация 3. Приложение 1. Чтение стихов “Сороки” А.Л. Барто и “Галчата” Саши Черного)

    КОМАНДА “Явления природы” (Презентация 4. Приложение 1. Чтение стихов “Весенняя гроза” Ф.И. Тютчева и “Листопад” Т. Нестеровой)

    КОМАНДА “Времена года” (Презентация 5. Приложение 1. Чтение стихов “Зима недаром злится” Ф.И. Тютчева и “Деньки стоят погожие” М.С. Пляцковского)

    Учитель: Понравились ли вам стихотворения? Каким настроением они проникнуты? Какие образы, созданные поэтами, вам запомнились? Какие звуки природы вы услышали? Какие открытия сделали для себя?

    Мы увидели, с какой любовью русские поэты рассказали нам о родной природе, какие точные, яркие образы создали. Эти мастера слова обладали удивительным даром: они понимали язык природы сердцем и учили этому нас, читателей. Известный русский поэт И. Северянин так определил для себя источник вдохновения:

    Я природой живу и дышу,
    Вдохновенно и просто пишу.
    Растворяясь душой в простоте,
    Я живу на земле в красоте.

    Эта красота, как чудо, открывается только человеку доброму, чуткому и внимательному. Душа наполняется эмоциями, чувства льются через край – и появляются замечательные стихи, создаются прекрасные картины, льется чудесная музыка. И сейчас для всех нас в качестве весеннего подарка звучит весенняя песня.

    (Одна из учениц исполняет песню о весне)

    3. Учитель: Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник для композиторов, художников, поэтов. Мы сегодня услышали немало замечательных стихотворений. А сложно ли писать стихи? Что для этого нужно? Может, попробуем?! Настроение у всех весеннее, и хочется немножко пошалить, немножко поиграть – открывается “Весенняя творческая мастерская”.

    1 задание. “Рассыпанные строчки”

    Весенний теплый ветерок распахнул окно и рассыпал строчки стихотворения (Приложение2). Ваша задача – собрать их. Попробуйте выполнить задание, а потом сравним с оригиналом.

    (Учащиеся выполняют задания в группах, затем читают свои варианты полученных стихотворений)

    Учитель: Писать стихи, работать со стихами – нелегкое дело, есть предложение отдохнуть и сделать веселую музыкальную зарядку.

    1. Друга за руку возьми,
    Вместе с ним вперед иди.

    2. На носок, на каблучок,
    Веселей танцуй, дружок.

    3. Руки к солнцу подымай,
    Торопись и не зевай!

    4. Окна чисто протирай,
    Поскорей весну встречай.

    5. На гармошке поиграй,
    В хоровод скорей вставай!

    (Под музыку выполняется зарядка)

    Учитель: Настроение у всех замечательное, и мы готовы продолжить трудиться в “Весенней творческой мастерской”.

    Вы поиграли в рифмы и узнали, что у каждой строчки должно быть свое место, что при создании поэтического текста важно учитывать очень многое. Давайте попробуем разобраться, что же необходимо, чтобы получилось хорошее стихотворение? (Смысл, настроение, ритм, красочность…)

    А что делает стихотворение красивым, ярким, образным, незабываемым?

    Какие художественно-выразительные средства используют поэты? Что вы о них знаете? (Метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты…)

    2 задание. “Слова, смытые дождем”

    В стихотворении, которое вам будет дано, дождик смыл все эпитеты. Ваша задача – восстановить их, стараясь понять замысел автора, его настроение, а потом мы посмотрим, что получилось у вас, и сравним с оригиналом (Приложение3).

    (Учащиеся выполняют задания в группах)

    Учитель: Видите, как важно найти точные слова и выражения, как внимательны поэты ко всему, что их окружает, как они способны зорко видеть то, что скрыто от глаз ленивого и равнодушного. Русская же природа никого не может оставить равнодушным, она полна добра, тепла, красоты и мудрости.

    В очарованье русского пейзажа
    Есть подлинная радость, но она
    Открыта не для каждого и даже
    Не каждому художнику дана.

    Мы с вами будем учиться быть художниками, видеть красоту в окружающем нас мире.

    3 задание. “Сочини стихотворение”

    Учитель: В “Весенней мастерской” вновь готовы для вас интересные задания.

    Мы предлагаем вам рифмы. Те, которые будут по душе, вы и используйте в своем стихотворении. И не забудьте дать название вашему поэтическому чуду (Приложение 4).

    ________________________________________________ ото сна

    ________________________________________________ не дыша

    (Учащиеся читают получившиеся стихотворения)

    Учитель: Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе. Надеемся, что после этого праздника души вы будете еще больше любить природу, научитесь ее слышать и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла.

    Великий художник Леонардо да Винчи сказал: “В наставницы себе я взял Природу, учительницу всех учителей”. Поэтому наблюдайте, станьте ближе к природе, запоминайте ее краски, звуки, рисуйте картины, пишите стихи. Наверное, обращаясь к нам, поэт М.Бромель написал такие строки:

    Скажи, скажи, художник,
    Какого цвета дождик,
    Какого цвета ветер?
    Какого цвета вечер?
    Скажи, какого цвета
    Зима, весна и лето.
    Не зная этих истин,
    Ты не сиди в квартире
    Возьми в дорогу кисти,
    Глаза открой пошире,
    Смотри, какого цвета
    Огромная планета.

    Мир, окружающий нас, прекрасен, о нем хочется говорить стихами. Творите! Оглянитесь вокруг: о своих приключениях вам расскажет солнечный лучик, а весенняя капель споет веселую песенку, желтоглазая ромашка поделится тайнами зеленого луга, а ручеёк позовет в интересное путешествие по родному краю. Вы же об этом сможете нам рассказать в своих стихах. Желаем вдохновения!

    Урок закончился, но радостное настроение не покидает нас. Давайте оставим после себя весенние букеты цветов. У вас на столах лежат конверты с цветами, а на доске четыре вазы. Выберите цветок, который соответствует вашему отношению к сегодняшнему уроку, и поместите его в соответствующую вазу. (Приложение 5)

    (Учащиеся подводят итог своего участия в работе на уроке и создают “букеты”)

    Учитель:

    Мы любим лес в любое время года,
    Мы слышим речек медленную речь…
    Все это называется природа,
    Давайте же всегда ее беречь!

    В лугах ромашки солнечного цвета,
    Такие, что светлей на свете жить…
    Поэзией мы назовём всё это,
    Давайте же с поэзией дружить!

    Мы искренне желаем вам как можно чаще встречаться с красотой в жизни и оставлять свой след на родной земле. Пусть это будет след любви и доброго отношения к природе.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector