Какова главная тематика стихов фета
Лирика Фета, основные темы и мотивы
Афанасия Фета всегда волновали проблемы страны, поэтому эти вопросы он поднимал в своей прозе, публицистических работах и мемуарах. В публицистике его гневные тирады обличали реальность существующего мира. Однако когда речь заходила о стихотворениях, о поэзии, то здесь все сразу менялось.
Особенности и своеобразие лирики Фета
По мнению поэта, лирика должна быть прекрасна и ее нельзя связывать с обыденностью жизни и проблемами. Лирика должна быть подобна музыке. Она должна воспевать красоту окружающего мира, возносить чувства прекрасного. Строки лирических стихотворений должны быть отдалены от политической грязи и грубости. Миссией поэзии должна быть служба красоте и всему прекрасному. В этом и заключалась особенность и своеобразие лирики Фета.
Темы и мотивы лирики Фета
Когда мы читаем стихотворения Фета, то ощущаем наслаждение от счастья и умиротворение. Фет стал поистине мастером лирического пейзажа, отражая в нем человеческие чувства и раскрывая основные темы и мотивы, волнующие писателя. В своих стихах писатель воспевал природу, любовь, человеческое счастье и вечность. При этом вся его поэзия романтична. Однако в лирике Фета романтика не небесная, она вполне земная и постижимая.
Давайте остановимся на основных лирических направлениях поэзии Фета по отдельности.
Любовная лирика Фета
Мне очень нравится поэзия Фета. С особенным удовольствием я читаю стихи любовной тематики, а их у писателя множество. В его стихах любовь изображена во всех ее ракурсах и в разных оттенках. Здесь мы видим счастливую любовь, но вместе с тем, автор показывает, что это прекрасное чувство может нести в себе не только радость, но и страдания с муками переживаний. Так оно в действительности и есть. Ведь любовь может быть ответной и безответной. Любовь может быть искренней, а может быть наигранной. Чувствами могут как играть, так и отвечать взаимностью.
Очень много работ Фет посвящает своей единственной музе, женщине которую он очень любил, Марии Лазич. Однако смерть возлюбленной, такая неожиданная и необъяснимая, приносит писателю боль. Несмотря на это, время шло, летели годы, а он все равно любил ту, которую отняла судьба. И только в стихотворениях Фета его возлюбленная оживала и лирический герой мог поговорить с любимой.
Цикл, посвященный Марии Лазич, можно назвать шедевром любовной лирики, где каждый раз оживал родной женский образ. И даже спустя сорок лет, он все помнил ту женщину, которую потерял, и посвящал ей стихотворения. Может поэтому его стихи о любви — это не только любование и восхищение красотой, но и трагедийные переживания.
Знакомясь с любовной тематикой Фета, мы понимаем, насколько необыкновенной может быть любовь, которая творит чудеса.
Природа в лирике Фета
Кроме любовной лирики, поэт посвящает свои стихи теме природы. Когда я читаю стихи, посвященные поэтом природе, то создается впечатление что я рассматриваю картину. Мы не просто видим красивый пейзаж, а слышим окружающие его звуки. Все оживает, ведь автор наделяет природу человеческими образами. Поэтому у Фета рыдает трава, просыпается лес, овдовела лазурь. Фет был истинным певцом природы, благодаря которому мы видим всю красоту окружающего мира с его красками, звуками и настроением.
Философская лирика Фета
Будучи певцом любви и певцом природы, Фет не мог пройти мимо философских размышлений, ведь вопросы бытия волновали абсолютно всех. Поэтому и у Афанасия Фета имеется философская лирика, которая в основном формировалась под влиянием философии Шопенгауэра. Именно над его трудами писатель работал с переводами. Философские статьи Шопенгауэра были интересны Фету и он старался их не только переосмыслить, но и использовал в своих стихотворениях. Так, анализируя философскую лирику, мы видим размышления поэта о вечности, о мудрости бытия. Затрагивает Фет и вопросы свободы творчества, размышляет о тщетности человеческой суеты, о бедности познания человеком окружающей действительности, о низости обыденной жизни. И это только небольшой список философских рассуждений, которые автор раскрывает в своих стихотворениях, что относятся к философской лирике Фета.
Человек в лирике Фета
Изучив творчество поэта, мы с уверенностью можем сказать, что в основе его работ лежит особенная философия, где автор желает передать читателям как незримые, так и зримые связи человека и природы. По этим причинам, затрагивая тему природы, поэт пытается передать и многие оттенки человеческих переживаний, передать состояние и эмоции лирического героя. Взять бы знаменитое безглагольное стихотворение Шепот робкое дыхание, где состояние человека параллельно состоянию природы. Автор пишет о жизни сердца и тут же вспоминает жизнь природы.
Если говорить о лирическом герое творений Фета, то это человек, что живет в гармоничном мире, который соткан из природы. Это герой, который не хочет знать страданий, не желает видеть социальное зло. У него одно стремление — слияние с запредельным. Ведь только так он сможет ощутить настоящее чувство свободы. Наивысшим счастьем для лирического героя поэта является полное слияние с природой.
Как по мне, то наследие Фета бесценно, и мы должны быть благодарны человеку, который смог открыть читателю мир любви, философии, мир человеческих чувств. Главное — он обнажил красоту природы и мира в целом.
Тематика лирики Фета, её психологизм. Природа в лирике Фета
Урок 32. Русская литература 10 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Тематика лирики Фета, её психологизм. Природа в лирике Фета»
Сегодня на уроке мы:
– Поговорим о поэзии Афанасия Афанасьевича Фета.
– Рассмотрим, какой предстаёт природа в лирике Фета.
– Узнаем, каким видел Фет предназначение поэта и поэзии.
Критик Николай Страхов однажды написал: «Не всякому времени дается чувство поэзии. Фет точно чужой среди нас и очень хорошо чувствует, что служит покинутому толпою божеству».
Что критик называет «покинутым толпою божеством»? Искусство. Середина XIX века была временем расцвета политических движений, гражданских манифестов и борьбы. Тон в литературе задавали писатели и критики «реального направления». Литераторы, которые считали, что искусство должно служить интересам общества и реагировать на все общественные процессы. Сторонников «чистого искусства», которые ратовали за самоценность искусства и его независимость от политики, жестоко осмеивали.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!», – провозгласил Николай Алексеевич Некрасов. Поэзия действительно стала покинутым божеством, когда искусство подчинили гражданским идеям. И Афанасий Фет, служитель чистого искусства, действительно был чужим.
В предисловии к третьему выпуску сборника «Вечерние огни» Фет честно признавался, что всю жизнь искал в поэзии «единственного убежища от всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских». Поэтому в лирике Фета нет ни праведного гнева, ни острой гражданской сатиры, ни плача о судьбе униженных и оскорблённых.
Фет не просто разделял реальную жизнь и искусство, он противопоставлял поэзию и быт. Согласно взглядам поэта, стихи дают человеку возможность вырваться из-под гнёта жизненных бед, преодолеть страдания и «вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии». Искусство даёт человеческой душе очищение, истинную свободу, соприкосновение с божественной сутью мира и счастье.
Пленительные сны лелея наяву,
Своей божественною властью
Я к наслаждению высокому зову
И к человеческому счастью.
В лирике Фета можно выделить три главные темы. Это тема любви, тема творчества и тема природы. Все эти темы не отделены друг от друга, а напротив, взаимосвязаны и формируют единое художественное пространство. Главным элементом, который объединяет все темы и образы фетовской лирики, является красота.
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
– писал поэт в одном из стихотворений.
Фет стремился передать красоту мира, красоту мгновения, ощущения, чувства. Его лирика полна восторга и счастья, в ней звучит радость любви и наслаждение природой. Стихи поэта очень эмоциональны. Зачастую стихотворение начинается с восклицания.
Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Или в другом стихотворении:
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли.
Эмоциональность проявляется не только в обилии восклицаний, но и в некоторой бессвязности стиха. Ярким примером можно назвать знаменитое стихотворение Фета «Шёпот, робкое дыханье», которое стало предметом искренних восторгов и одновременно мишенью для многочисленных пародий.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.
В этом стихотворении мы видим не статичную картину природы, а движение от ночи к утру. При этом поэт не использует ни одного глагола. Динамика передаётся перечислением образов. Восхищение красотой природы в стихотворении сливается с восторгом любви, переполняющим лирического героя. В основе стихотворения лежит принцип психологического параллелизма. Состояние души человека соотносится с состоянием природы.
Стихи Фета, состоящие из ярких образов, сравнивают с картинами импрессионистов. Эти картины создаются при помощи ярких крупных мазков кисти. Художники-импрессионисты стремились не запечатлеть действительность, а вызвать у зрителя определённое впечатление, навеянное моментом. Точно таких же целей в поэзии придерживался Афанасий Фет. Поэт заявлял, что «для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец –
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чём его и признак, и венец!
Критики реального направления обвиняли Фета в бессодержательности и безыдейности лирики. «Без «безумства и чепухи» я поэзии не признаю. Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор», – твёрдо возражал им поэт. Фет не рассказывает логической истории и не взывает к разуму читателя. Он создаёт поэтическую картину, чтобы вызвать эмоциональный отклик в душе читателя.
В стихах Фета множество метафор, его поэзия – это поэзия образов. Синтаксис фетовских стихов тоже можно назвать странным для своего времени. Восклицания, всевозможные виды инверсий, синтаксический параллелизм, отказ от глаголов и пропуск слов – всё это яркие черты лирики Фета.
Необыкновенная музыкальность и напевность фетовских стихотворений создаётся при помощи звукописи, аллитерации и ассонанса. Новаторскими были и сочетание разных стихотворных размеров в одной строфе, и формы строфики с разной длиной стиха. Например:
Лесом мы шли по тропинке единственной
В поздний и сумрачный час.
Я посмотрел: запад с дрожью таинственной
Завораживающая напевность лирики Фета сделала поэта одним из самых популярных авторов романсов XIX века. Даже явный недоброжелатель Фета Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин признавал, что его романсы распевает вся страна.
В лирике Фета множество сложных музыкальных ассоциаций. А эпитеты схватывают не только прямые, но и косвенные признаки предметов.
Критик А. Дружинин писал: «Стихами Фета можно зачитываться до головокружения; в них есть нечто обаятельное, звучащее, как струны, волнующие сердце, как изящная музыкальная симфония».
А великий русский композитор П. И. Чайковский говорил, что дарование Фета ближе к таланту Бетховена, чем к таланту Пушкина, Байрона или Гёте. По мнению Чайковского, А. Фет – это «поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом».
О стремлении соединить музыку и поэзию пишет в своих стихах и сам поэт.
Поделись живыми снами,
Говори душе моей;
Что не выскажешь словами
Звуком на душу навей.
Афанасий Фет в стихах искал не последовательной, синтаксически расчленённой речи, а «музыкального каскада», способного передать всё богатство красок переживаний и движений человеческой души. В умении запечатлеть тончайшие оттенки эмоций и пограничные состояния души заключается психологизм лирики Фета.
В любовной лирике Фета отсутствует индивидуализированный образ любимой женщины, хотя практически все стихи о любви посвящены Марии Лазич. Поэт постоянно обращается к погибшей возлюбленной. Фет обожествляет её, превращая в музу или ангела, который смотрит на него с небес:
Как гений ты, нежданный, стройный,
С небес слетела мне светла,
Смирила ум мой беспокойный,
На лик свой очи привлекла.
Часть любовной лирики Фета обращена в прошлое, наполнена упоением и восторгом. Поэт будто вновь переживает возвращение юности, восторги влюблённости и робких свиданий.
Есть у поэта и горькие стихотворения, проникнутые тоской и болью разлуки. Например, стихотворение «Ты отстрадала, я ещё страдаю. », в котором поэт призывает смерть, чтобы воссоединиться с возлюбленной за гранью земного мира.
Любовь приходит к поэту в образах природы: в пении птиц, шелесте листвы, бликах на водной глади. Зачастую пейзажная лирика становится гармоничной, неотделимой частью любовной поэзии Фета.
Но в отличие от образа возлюбленной, образ природы у Фета предельно конкретизирован. Поэт рисует мир таким, каким видит его. Например, за образами многих птиц и животных в традиции русской поэзии закреплены определённые символы. Так орёл олицетворяет гордость, лебедь – верность, соловей – любовь и так далее. Фет этим символизмом не ограничивает себя. В пейзажной лирике Фета жужжат жуки и пчёлы, поёт комар, скрипит коростель, летят вполне привычные и даже прозаические стрижи и кулики. Важна каждая травинка, каждое насекомое, каждый запах и звук для воссоздания гармоничной картины мира.
При всём этом, пейзажи в лирике Фета воздушны, невесомы и зыбки. В них много движения, переходных состояний. Фет настоящий певец ночи, неба и звёзд. Лейтмотивами поэзии стали тема неба и полёта. Фет называл свою поэзию «ласточкой с молниевидным крылом».
Психологический параллелизм – излюбленный поэтический приём Афанасия Фета. Чувства человека не просто соотносятся с движениями природного мира и являются его отражением. Человек в стихах Фета сливается с природой, растворяется в ней, становясь неотъемлемой частью мироздания.
Ещё один любимый фетовский приём – олицетворение.
Истерзался песней
Соловей без розы.
Плачет старый камень,
В пруд роняя слезы.
В стихах Фета природа становится одушевлённой, человечной.
А человек, напротив, становится природным существом, такой же частью мироздания, как лист, жужжание пчелы или запах ландыша. Такое тождество человека и природы тоже стало новаторской чертой, которую не приняли и не поняли многие критики. «А мне всё тут непонятно. я не понимаю связи между любовью и снегом», – возмущался один из современников поэта.
Афанасий Фет верил, что «Назначение поэта – быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами. Под новизною я понимаю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства», – писал он.
Новаторство идей, поэтический импрессионизм, отказ от злободневности, поиск новых поэтических форм – это основные черты лирики Фета. И эти же черты вызывали наиболее сильное отторжение у большинства современников Афанасия Фета.
«Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить», – сказал о Фете Лев Николаевич Толстой.
ЕГЭ. Литература. Особенности поэзии А.А.Фета (1820-1892) Материал к заданию №16
- А.Фет был поэтом « чистого искусства». В своих стихах он не касался социальных вопросов.
- Однако для его стихов свойственно сочетание реализма, с его мельчайшими подробностями при описании природы, и романтизма, с его восторженностью, чувственностью, эмоциональностью, стремлением видеть красоту.
- Основные темы поэзии А.Фета — тема любви, природы, смысла жизни, человеческих ценностей, тема поэта и поэзии.
- Темы в стихотворениях А.Фета тесно переплетены. Сложно сказать, о природе или о любви они, а может, о смысле жизни человека. Это одна из особенностей его поэзии.
- В последний период творчества он писал о единении человека не просто с природой, а со всей Вселенной
- А.Фет — певец природы. Природа словно живёт своей жизнью, а человек чувствует свою связь с ней в моменты наивысшего эмоционального напряжения, накала чувств .
- Со временем поэт начинает проводить параллель между природой и жизнью человека, находя в ней много общего.
- Тема поэта и поэзии .По мнению А.Фета, поэт должен описывать только чувства, отрешиться о земных проблем.
- Любовь в поэзии А.Фета и счастье, радость, и трагедия, слёзы, горечь.
- Основной жанр поэзии А.Фета — лирическое стихотворение. Но есть и элегии, думы, баллады, послания.
- Его поэзия не многообразна темами, но богата оттенками чувств. В ней сочетание звуков, цветов, красок
- Необычайная музыкальность стихов. «Это не просто поэт, а скорее поэт — музыкант, — говорил о нем П.И. Чайковский.
Стихи А.Фета, которые можно использовать в качестве аргументов в задании № 16.
Названия стихов | Общая тематика |
«Это утро, радость эта…», |
«Шёпот, робкое дыханье…»,
Красота природы. Поэт почти с трепетом писал о ней, восхищаясь красотой. Он рассматривал мельчайшие детали явлений, пытаясь уловить все её моменты. Читатель словно видит картины природы, вдыхает аромат цветов и трав, слышит пение птиц, шорох листьев, журчание ручья.
«Я пришёл к тебе с приветом…»
«Заря прощается с землёю»,
«Учись у них- у дуба, у берёзы…»,
Природа созвучна чувствам поэта, она помогала ему ярче и острее почувствовать любовь, радость , счастье. А.Фет смог показать сложные чувства человека, их смену, в чём ему помогала природа. Природа влияла на душевное состояние героя.
«Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук…»,
Как представитель «чистого искусства», А.Фет задачу поэта видел в отражении чувств, эмоций, настроений . Отражение социальных вопросов- это не задача поэзии.
Поэзия должна украшать жизнь, воспитывать в человеке лучшие качества.
Поэт может создать свои творения, поднявшись мысленно над земными проблемами, только тогда он может ощутить истинную свободу. Только поэт способен увидеть тончайшие оттенки красоты природы, передать чувства человека — этим и ценна его поэзия.
«Шёпот, робкое дыханье…».
Поэт воспевал любовь как самое прекрасное чувство. Все моменты любви — от её робкого зарождения до всплеска чувств описывал он в своих стихах.
Поэт размышляет о жизни и смерти, о быстротечности жизни.
Примечание: по всем перечисленным стихотворениям готовятся статьи . Следите за публикациями.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Основные мотивы лирики А.А.Фета
Поэзия Афанасия Афанасиевича Фета проникнута счастьем жизни, переполнена радостью любви и наслаждением природой. Принципиально важно, что тематически разделить его поэзию чрезвычайно трудно.
Фет был сторонником «чистого искусства», он утверждал, что поэзия не должна зависеть от требований общества.
В истории русской литературы этот поэт остался непревзойденным мастером лирического пейзажа, в котором обязательно отражены человеческие чувства.
Образы и темы лирики Фета
Природа и пейзаж в творчестве поэта
Природа один из источников поэзии. Состояние природы побуждает человека к творчеству. Описывает пробуждение утреннего леса в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…», поэт, приветствуя радость бытия, говорит:
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь,- но только песня зреет.
Поэт находит прекрасное и жизнеутверждающее начало в каждом времени года, даже в осени.
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.
Сладостен звон мне глашатая медного!
Мертвые мне что листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
Природа в фетовской поэзии всегда одухотворена:
«цветы глядят с тоской влюбленной»,
» семья пичужек молодая зовет заботливую мать»,
«к ограде каменной с балкона с утра кудрявый лезет плющ».
Счастье, вечность, любовь как мотивы произведений Фета
Он, как и любой поэт, думает о вечности. Простая прогулка по морю, в которой отражено движение корабля и движение стихии, дает поэту возможность задуматься о смерти.
Земля от глаз моих бежит.
Под непрерывною стопою
Вскипая белою грядою,
Стихия чуждая дрожит.
Ей будто чудится заране
Тот день, когда без корабля
Помчусь в воздушном океане
И будет исчезать в тумане
За мной родимая земля.
Интересно, что в этом стихотворении, посвященном в сущности печальному для человека событию, нет ни тени грусти, а есть чувство полета, чувство воздушности и приятия новой жизни в вечности.
В поэзии Фета всегда чувствуется воодушевление, счастье и радость бытия. Недаром поэт так любил восклицательные знаки.
Так и рвется. Как зарей-то соловей
Упоительное чувство любви непреходяще. Стихотворение «Сияла ночь…» продолжает традицию пушкинского «Я помню чудное мгновенье»:
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Поэзия Фета передает тончайшие нюансы человеческих отношений в полутонах природы. Примером может служить замечательное стихотворение поэта «Шепот, робкое дыханье…»
Серебро и колыханье
Свет ночной, ночные тени,
Ряд волшебных изменений
В дымных тучках пурпур розы,
И лобзания, и слезы,
Средства и формы стихотворений
Поэт, используя структуру назывных предложений, создает удивительное безглагольное движение времени (от вечера до утра),
Изменений внешних проявлений и внутреннего состояния влюбленных. И даже слово «слезы» в этом стихотворении — это радость любви и бытия.
Стихотворение Фета может представлять собой маленькую миниатюру, в которой рассказано только внешних событиях, но в то же время стихотворение говорит о глубоких внутренних переживаниях (о девушке, ждущей свидания).
Л.Н. Толстой считал этого автора
«единственным в своем роде, не имеющим равного себе ни в одной литературе». «Он намного выше своего времени, не умеющего его ценить,»
Нам, живущим в ХХ веке, остается только согласиться с ним.
Разгадать онлайн кроссворд и видеокроссворд по лирике Фета — здесь
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Основные темы и мотивы в творчестве А.А. Фета.
Общественная ситуация в России тех лет подразумевала активное участие литературы в гражданских процессах, то есть гражданскую направленность стихов и прозы. Фет был вне политики.
Но если мы вспомним лирику Тютчева, то она рассматривает человеческое бытие в его трагичности, Фет же считался поэтом безмятежных сельских радостей, тяготеющий к созерцательности. Пейзаж у поэта отличается спокойствием, миром. Но, возможно, это внешняя сторона? Действительно, если приглядеться, то лирика Фета наполнена драматизмом, философской глубиной, которые всегда и отличали «больших» поэтов от авторов-однодневок. Одним из главных фетовских тем является трагедия неразделённой любви. Стихотворения такой тематики раскрывают факты биографии Фета, точнее, то, что он пережил смерть любимой женщины. Стихотворения, относящиеся к этой теме, справедливо получили наименование «монологи к умершей» (..Ты отстрадала, я ещё страдаю..)
С этим трагическим мотивом переплетаются и другие стихотворения поэта, названия которых красноречиво говорят о тематике: «Смерть»», «Жизнь пронеслась без явного следа», «Проста во мгле воспоминаний. » Иллюзия благополучия создается стремлением поэта преодолеть страдания, растворить их в радости каждодневного бытия, добытой из боли, в гармонии окружающего мира.
Взгляд Фета на природу схож со взглядом Тютчева: главное в ней — движение, направление потока жизненной энергии, которая заряжает людей и их стихи. Стихотворение «На заре ты её не буди» демонстрирует именно такой момен» отражающий состояние героини:
И чем ярче сияла луна,
И чем звонче свистал соловей,
Всё бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
В созвучии с этим стихом — облик другой героини: «Ты пела до зари, в слезах изнемогая». Но самым ярким шедевром Фета, отобразившим внутреннее духовное событие в жизни человека-стихотворение «Шёпот, робкое дыханье. » В этом стихе — лирический сюжет, то есть на событийном уровне ничего не происходит, зато дана подробная развёртка чувств и переживаний героя, смена состояний влюблённой души, окрашивающее ночное свидание — а именно оно описано в стихотворении — в причудливые цвета. На фоне ночных теней блещет серебро тихого ручья, и чудесная ночная картина дополняется и изменением облика возлюбленной. Последняя строфа метафорически сложна, так как именно на неё приходится эмоциональная кульминация стихотворения:
В дымных тучках пурпур розы,
И лобзания, и слёзы,
«Одним толчком согнать ладью живую. ». Его тема-природа вдохновения поэта. Творчество рассматривается как высокий взлёт, рывок, попытка достичь недостижимое. Фет прямо называет свои поэтические ориентиры:
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам.
Другая сверхзадача поэзии — закрепление мира в вечности, отражение случайного, неуловимого («Чужое вмиг почувствовать своим»). Но чтобы образы достигали сознания читателя, нужна особая, не похожая ни на что музыкальность. Фет применяет множество приёмов звукописи (аллитерация, ассонанс)
Он шел из тьмы смерти любимого человека к свету радости бытия, освещая себе путь огнем и светом в своих стихотворениях. За это его называют самым солнечным поэтом русской литературы (каждому известны строчки: «Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало»).
он писал о самом простом — о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты.
Тема природы в его произведениях тесно переплетается и с любовной лирикой, и с характерной для Фета темой красоты, единой и неделимой. В ранних стихотворениях 40-х годов тема природы выражена не явно, образы природы общи, не детализируются:
Как ты мне родна:
Поэты 40-х годов при описании природы опирались, в основном, на приёмы, характерные для Гейне, т.е. вместо связного описания давались отдельные впечатления. Например, «Шумела полночная вьюга», где поэт выражает настроение без психологического анализа его и без прояснения сюжета. Внешний мир как бы окрашивается настроениями лирического «я». Так появляется характерное фетовское очеловечивание природы.
Любовь Фета к природе, знание её, конкретизация и тонкие наблюдения за ней проявляются в его стихах в полной мере в 50-е годы. Явления природы становятся детальнее, конкретнее. У Фета изображается не вообще берёза, как символ русского пейзажа, а конкретная берёза у крыльца собственного дома, не вообще дорога с её бесконечностью и непредсказуемостью, а та конкретная дорога, которую можно сию минуту увидеть с порога дома.
Его наблюдения легко можно группировать или, например, в изображении времён года чётко определить период (поздняя или ранняя осень)
Это легко можно понять, т.к. описание даётся точно и чётко. Фет любит описывать точно определённое время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе (например, дождя в «Весеннем дожде»). Точно так же можно определить, что Фет по большей части, даёт описание центральных областей России.
Именно природе средней полосы России посвящен цикл стихотворений «Снега» и многие стихи из других циклов. По мнению Фета, эта природа прекрасна, но не всякий в состоянии уловить эту неяркую красоту. Он не боится многократно повторять признания в любви к этой природе, к игре света и звука в ней» к тому природному кругу, который поэт много раз называет приютом: «Люблю я приют ваш печальный и вечер деревни глухой. «.
Фет всегда поклонялся красоте; красота природы, красота человека, красота любви — эта самостоятельные лирические мотивы сшиваются в художественном мире поэта в единую и неделимую идею красоты. От повседневности он уходит туда, ”где грозы пролетают мимо…” Для Фета природа — объект художественного восторга, эстетического наслаждения.
«Шёпот, робкое дыханье. » поэт прекрасно передаёт мгновенные ощущения, и, чередуя их, он передаёт состояние героев, в созвучие природы душе человека, и счастье любви:
Шёпот, робкое дыханье,
Серебро и колыханье
Фет сумел передать движения души и природы без глаголов, что бесспорно, было новаторством в русской литературе. Но есть у него и картины, в которых главными опорами становятся именно глаголы, как, к примеру, в стихотворении «Вечер»?
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу»
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Подобная передача происходящего говорит об ещё одной особенности пейзажной лирики Фета: главную тональность задают трудноуловимые впечатления звуков, запахов, смутных очертаний, передать которые в словах очень трудно. Именно сочетание конкретности наблюдений со смелыми и необычными ассоциациями позволяют чётко представлять описываемую картину природы.
Вообще, мотив «отражения в воде» встречается довольно часто у поэта. Вероятно, зыбкое отражение предоставляет больше свободы фантазии художника, чем сам отражаемый предмет. Фет изображает внешний мир в том виде, какой ему придало его настроение. При всей правдивости и конкретности описание природы прежде всего служит средством выражения лирического чувства.
В его поэзии почти нет действия, каждый его стих — это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко. », «Недвижные очи, безумные очи. », «Солнце луч промеж лип. », «Тебе в молчании я простираю руку. » и др.
Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду.
Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. «Шепот, робкое дыхание. », «Я пришел к тебе с приветом. », «На заре ты ее не буди. », «Заря прощается с землей…».
Не случайно излюбленным временем суток Фета была ночь. Она, как и поэзия, — прибежище от суеты и маеты дня:
Ночью как-то вольнее дышать мне,
Ключевыми образами всей эстетической системы Фета становятся слова «Божественная власть» и «наслаждение высокое». поэзия способна преобразовать жизнь, очистить душу человека от всего земного и наносного
Извечным объектом искусства, по убеждению Фета, является красота.
Образ любви-воспоминания в лирике Фета
Любовь к Лазич мстительно прорвалась в лирику Фета, сообщив ей драматичность, исповедальную раскованность и сняв с нее оттенок идилличности и умиленности».
Трагический оттенок придают любовной лирике Фета мотивы вины и наказания, которые явственно звучат во многих стихах.
Лирический герой называет себя «палачом», подчеркивая тем самым осознание своей вины. Но он — «несчастный» палач, так как, погубив возлюбленную, погубил и себя, свою собственную жизнь. И потому в любовной лирике рядом с образом любви-воспоминания настойчиво звучит мотив смерти как единственной возможности не только искупить свою вину, но и вновь соединиться с возлюбленной.
Фет ощущает себя и любимую (свое «второе я») нераздельно слитыми в другом бытии, реально продолжающемся в мире поэзии: «И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить». («Alter ego».) Поэт постоянно ощущает духовную близость,со своей любимой. Об этом стихотворения «Ты отстрадала, я еще страдаю. », «В тиши и мраке таинственной ночи. ». Он дает любимой торжественное обещание: «Я пронесу твой свет через жизнь земную: он мой — и с ним двойное бытие» («Томительно-призывно и напрасно. »).
Поэт прямо говорит о «двойном бытии», о том, что его земную жизнь поможет ему перенести лишь «бессмертие» его любимой, что она жива в его душе.
Фет отдавал себе отчёт в неточности своего поэтического слова, в приближённости его к живой, порой кажущейся не совсем правильной, но от того особенно яркой и выразительной речи (я пришел к тебе с приветОМ).
Неточные слова и как бы неряшливые, “растрёпанные” выражения в стихах Фета создают не только неожиданные, но и яркие волнующие образы. Создаётся впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, они сами к нему пришли.
Фета всегда влекла к себе поэтическая тема вечера и ночи. У поэта рано сложилось особое эстетическое отношение к ночи, наступлению темноты. На новом этапе творчества он уже стал называть целые сборники “Вечерние огни”, в них как бы особая, фетовская философия ночи.
В “ночной поэзии” Фета обнаруживается комплекс ассоциаций: ночь – бездна – тени — сон – виденья — тайное, сокровенное – любовь — единство “ночной души ” человека с ночной стихией. Этот образ получает в его стихах философское углубление, новый второй смысл; в содержании стихотворения появляется второй план-символический. Философско-поэтическую перспективу получает у него ассоциация “ночь-бездна”. Она начинает сближаться с жизнью человека. Бездна-воздушная дорога-путь жизни человека.
Майская ночь сулит счастье, человек летит по жизни за счастьем, ночь-бездна, человек летит в бездну, в вечность.
Дальнейшее развитие этой ассоциации: ночь-существование человека-сущность бытия.
Фет представляет ночные часы раскрывающими тайны мироздания. Ночное прозрение поэта позволяет ему смотреть “из времени в вечность”, он видит “живой алтарь мироздания”.
В образную ассоциацию стихов Фета о ночи и существование человека вплетается идея смерти (стихотворение “Сон и смерть”, написанное в 1858 году). Сон полон суеты дня, смерть полна величавого покоя. Фет отдаёт предпочтение смерти, рисует её образ как воплощение своеобразной красоты.
Для Фета-философа ночь представляет собой основу мирового бытия, она источник жизни и хранительница тайны “двойного бытия”, родства человека со вселенной, она у него узел всех живых и духовных связей.